В мире ретрогейминга есть устройства, ставшие легендами не из-за массовой популярности, а благодаря своей уникальности и смелости идей. Пример — гибрид плеера и игровой приставки Pioneer LaserActive, выпущенный в 1993 году. Он позиционировался как универсальная мультимедийная система, объединяющая кино, музыку и видеоигры в одном устройстве.

Идея была классной. Но из-за высокой цены в сотни долларов США LaserActive так и осталась нишевой системой. Спустя более трех десятилетий интерес к LaserActive вернулся: энтузиасты создали первый эмулятор для ПК, и теперь эта уникальная страница истории снова доступна игрокам и исследователям.

LaserActive: мечта о мультимедийном будущем

В начале 1990-х игровая индустрия переживала переход от картриджей к оптическим носителям. CD-ROM стали появляться в консолях вроде Sega CD и TurboGrafx-16/PC Engine. Pioneer пошла дальше, представив LaserActive на лазердисках. Эти 12-дюймовые носители, появившиеся еще в 1978 году, хранили до 60 минут аналогового видео стандартного качества на каждой стороне.

Вот так выглядел этот убердевайс. Источник
Вот так выглядел этот убердевайс. Источник

Базовая модель, Pioneer CLD-A100, стоила 970 долларов. Модули для поддержки игр Sega Genesis/Mega Drive или NEC TurboGrafx-16/PC Engine обходились в дополнительные 600 баксов каждый. Игры на лазердисках, известные как Mega-LD (для Sega) и LD-ROM² (PC Engine), стоили около 120 долларов за штуку.

Для сравнения, в 1993 году Sega Genesis с модулем Sega CD можно было купить за 200–300 $, а TurboDuo от NEC — около 400 $. То есть за 2 100 долларов США (столько стоил лазердисковый убердевайс со всеми модулями) можно было купить вообще все популярные модели консолей и игры к ним. И, наверное, еще осталось бы.

Система представляла собой массивный металлический блок размером 420×390×145 мм и весом почти 8 кг. Она оснащалась оптическим приводом с длиной волны 780 нм, воспроизводившим стандартные лазердиски, CD-аудио, CD-Video и CD+G (для караоке). Игровые возможности открывались при подключении модулей PAC, упомянутых выше. Они добавляли совместимость с картриджами и CD-играми Sega или NEC, а также с эксклюзивными лазердисковыми игрушками. Так, Mega-LD PAC позволял запускать картриджи Sega Genesis, диски Sega CD и специальные Mega-LD игры, а LD-ROM² PAC поддерживал HuCard и CD-ROM² для PC Engine.

LaserActive с модулем Sega PAC. Источникы
LaserActive с модулем Sega PAC. Источникы

LaserActive выделялась модульной архитектурой. Модули PAC вставлялись в специальный отсек, причем их функциональность зависела от встроенного процессора и программного обеспечения. Например, Sega PAC (PAC-S10) включал чипы, аналогичные тем, что использовались в Genesis. Благодаря этому была полная совместимость с играми этой платформы. Ну а NEC PAC (PAC-N10) воспроизводил архитектуру TurboGrafx-16. То есть LaserActive действительно была универсальной платформой, как и обещали разработчики.

Но это удовольствие стоило кучу денег. Высокая цена сделала LaserActive игрушкой для энтузиастов и коллекционеров, общие продажи в Японии и США оцениваются всего в 10 000 единиц.

Как работала система: техническая магия лазердисков

Чтобы понять и оценить уникальность LaserActive, давайте попробуем разобраться в ее устройстве. В основе системы лежал лазердисковый привод, который считывал аналоговое видео и аудио, а также цифровые данные, закодированные в LD-ROM. Этот формат, основанный на стандарте LV-ROM, позволял хранить до 540 Мб данных на диске для Mega-LD, в то время как LD-ROM² использовал схожий подход, но с небольшими различиями в структуре, ориентированными на архитектуру PC Engine. Это было огромным объемом на момент 1993 года. Для сравнения, стандартный CD-ROM вмещал около 650 Мб, но не мог хранить аналоговое видео, что делало лазердиски уникальными.

LaserActive с дисками и аксессуарами. Источник
LaserActive с дисками и аксессуарами. Источник

Игры на Mega-LD и LD-ROM² комбинировали цифровые данные (графику, код, звук) с аналоговыми видеороликами. Например, игра могла использовать 2D-спрайты, наложенные на полноэкранное видео, создавая иллюзию интерактивного фильма. Лазердиск обеспечивал высококачественные кинематографические сцены, которые синхронизировались с действиями игрока через модуль PAC. Правда, это требовало комплексной работы с данными: для доступа к нужным видеофрагментам использовалась информация из «таблицы содержимого» (TOC), которая определяла, где на диске находятся те или иные сцены.

С технической стороны эмуляция LaserActive оказалась очень сложной. Видео на лазердисках записывалось в виде композитного аналогового сигнала, а управляющая информация пряталась в области VBI (вертикальный гашенный интервал) — ее обычно не фиксировали стандартные платы захвата. Поэтому для оцифровки дисков пришлось использовать специализированное оборудование, которое могло одновременно считывать и аналоговую картинку, и цифровые данные. К тому же полученные файлы занимали колоссальный объем: один диск в формате без потерь весил до 28 Гб, что делало хранение и обработку еще более трудоемкими.

Игровой процесс зависел от модулей PAC, они превращали LaserActive в полноценную консоль Sega или NEC. Так, Mega-LD игры задействовали процессор Motorola 68000 из Genesis для обработки спрайтовой графики и логики, а лазердиск в это время обеспечивал фоновое видео и звук. Такое сочетание давало возможность создавать проекты с по-настоящему кинематографическим размахом. Но одновременно оно требовало идеальной синхронизации цифровых и аналоговых потоков: малейший сбой приводил к задержкам или показу не той сцены. Из-за этого разработка игр для LaserActive была намного сложнее и рискованнее, чем для традиционных консолей.

Тем не менее библиотека LaserActive насчитывала 34 игры в формате LD-ROM: 23 для Mega-LD и 15 для LD-ROM², причем некоторые проекты выходили для обоих модулей. Эти игры были уникальны тем, что сочетали традиционные игровые механики с кинематографическими видеороликами, что в 1993 году выглядело как шаг в будущее.

Источник

Среди Mega-LD игр выделялись такие проекты, как Pyramid Patrol и Space Berserker. Pyramid Patrol предлагала игроку исследовать древнеегипетские локации, используя лазердиск для отображения анимационных сцен и фонов. Space Berserker был динамичным шутером, где спрайты космического корабля накладывались на видеоролики с шикарными пейзажами. Обе игры использовали возможности Sega Genesis для обработки игровой логики, но их визуальная составляющая была на голову выше того, что предлагали стандартные картриджи или CD.

Кроме эксклюзивных LD-ROM игр, LaserActive поддерживала картриджи и CD от Sega Genesis и TurboGrafx-16, что делало ее универсальной платформой. Однако высокая стоимость дисков и их редкость ограничивали популярность. Например, в США найти LD-ROM²-игры было почти невозможно из-за низкой востребованности TurboGrafx-16 на этом рынке.

Эмуляция LaserActive: подвиг энтузиастов

В 2025 году LaserActive получила вторую жизнь благодаря эмулятору Ares v146, созданному разработчиком под псевдонимом Nemesis. Этот проект стал кульминацией 15 лет работы, начавшейся еще в 2009 году. Nemesis, страстный поклонник ретрогейминга, посвятил годы изучению архитектуры LaserActive и оцифровке ее лазердисков. Его усилия привели к тому, что игры формата Mega-LD впервые стали доступны на ПК без необходимости искать редкое оборудование.

Рабочее место хакера, который создал эмулятор приставки. Работал он несколько лет подряд. Источник
Рабочее место хакера, который создал эмулятор приставки. Работал он несколько лет подряд. Источник

Создать эмулятор было непросто главным образом из-за необходимости перевести аналоговое видео с лазердисков в «цифру». Обычные платы захвата с этим не справлялись: они игнорировали специальные сигналы (VBI), в которых хранились команды для игр. Поэтому Nemesis применил проект Domesday Duplicator и написал собственную программу ld-decode, которая позволяла сохранять видео без потерь. В результате один диск занимал до 28 Гб, и работа с ним требовала много ресурсов.

Для захвата данных Nemesis модифицировал свой Sega PAC-S10, припаивая провода к модулю и используя логический анализатор Saleae для считывания сигналов. Это позволило ему извлечь «таблицу содержимого» и синхронизировать цифровые и аналоговые компоненты. Удивительно, но после успешной оцифровки дисков эмуляция оказалась относительно простой: большинство игр, таких как Space Berserker, запускалось без проблем, так как Nemesis воспроизвел все особенности оригинального «железа».

А это — стартовое окошко самого эмулятора. Источник
А это — стартовое окошко самого эмулятора. Источник

Но все не напрасно. Усилия Nemesis привели не только к созданию рабочего эмулятора, но и к сохранению уникальной части игровой истории. Ares v146 стал первым инструментом, который сделал библиотеку LaserActive доступной без редкого и дорогого оборудования. Цифровое наследие сохранено, за что спасибо энтузиастам.

Комментарии (1)