Десятый испытательный полёт космического корабля SpaceX Starship завершился приводнением в Индийском океане. Фото предоставлено SpaceX
Десятый испытательный полёт космического корабля SpaceX Starship завершился приводнением в Индийском океане. Фото предоставлено SpaceX

В следующем году SpaceX планирует осуществить орбитальный полет Starship с кораблем нового поколения.


Это перевод англоязычной публикации на arstechnica.com от Стивена Кларка — репортёра Ars Technica, хотя сама статья фактически является интервью с Биллом Герстенмайером, вице-президентом SpaceX, в поле ответственности которого лежит весь производственный процесс и испытания перспективной транспортной системы Starship.


Прошло две недели с момента последнего испытательного полета Starship компании SpaceX, и инженеры диагностировали проблемы с его тепловым экраном, определили пути усовершенствования и разработали предварительный план для следующего полета корабля в космос.

Билл Герстенмайер, руководитель SpaceX, отвечающий за надежность сборки и полета, представил результаты исследования в понедельник на симпозиуме по космическим технологиям имени Джона Гленна, организованном Американским астронавтическим обществом в Кливленде.

Ракета стартовала 26 августа со стартовой площадки SpaceX на базе Starbase в Техасе, к северу от границы США и Мексики. Это был десятый полномасштабный испытательный полёт сверхтяжёлого ускорителя SpaceX и орбитального блока Starship, которые вместе образуют самую большую в мире ракету.

Испытательный полёт 26 августа преследовал несколько главных целей. SpaceX необходимо было решить проблемы с двигательной установкой и топливной системой Starship, которые препятствовали трем предыдущим испытательным полётам. Кроме того, инженерам требовались данные о тепловом экране Starship — системе из тысяч плиток, покрывающих днище корабля и сохраняющим его от перегрева и разрушения, когда корабль возвращается в атмосферу и проходит сквозь её плотные слои на высокой скорости.

«Все прошло очень хорошо», — сказал Герстенмайер.

Чуть более чем через час после старта Starship самостоятельно совершил управляемое приводнение в Индийском океане к северо-западу от Австралии. Корабль приблизился к расчетной точке приводнения всего в 3 метрах (10 футов) от заданных координат, рядом с надувным буем, установленным для регистрации его окончательного снижения.

Видео с буя и зависшего поблизости беспилотника показало, как Starship заходит на приводнение. Сначала он планировал на брюхе, а затем запустил три из шести двигателей Raptor, чтобы перевернуться в вертикальное положение за несколько мгновений до того, как погрузиться в океан. Однако корабль получил несколько боевых шрамов. На задней части и закрылках были видны видимые повреждения, а особенно ярко выраженный ржаво-оранжевый оттенок, украшавший борт 52-метрового аппарата.

Фото предоставлено SpaceX
Фото предоставлено SpaceX

Основатель SpaceX Илон Маск заявил, что изменение цвета было вызвано окислением металлических теплозащитных плиток, установленных для проверки их прочности и эффективности по сравнению с керамическими плитками корабля. В отличие от предыдущих полётов Starship, по словам Маска, почти все плитки оставались на корабле с момента запуска до посадки.

Билл Герстенмайер, вице-президент SpaceX по надежности конструкции и полётов, рассказал в понедельник о результатах полёта Starship Flight 10. Источник: Американское астронавтическое общество
Билл Герстенмайер, вице-президент SpaceX по надежности конструкции и полётов, рассказал в понедельник о результатах полёта Starship Flight 10. Источник: Американское астронавтическое общество

Углубляясь в детали

Герстенмайер более подробно рассказал об испытательном полете Starship в понедельник.

«По сути, мы проводили испытание, чтобы проверить, можно ли обойтись без керамической плитки. Поэтому мы разместили три металлические плитки на борту корабля, чтобы проверить, обеспечат ли они адекватную теплоизоляцию. Ведь их проще изготовить, и они прочнее керамической плитки. Оказалось, что нет», — сказал Герстенмайер.

«Металлические плитки... не очень хорошо себя зарекомендовали», — сказал он. «Они очень хорошо окислялись в среде с высоким содержанием кислорода. Поэтому этот приятный оранжевый цвет, похожий на цвет внешнего бака [космического] шаттла, возможно, отдающий дань уважения программе шаттлов, был получен благодаря этим трём маленьким металлическим плиткам сверху».

Герстенмайер обладает талантом объяснять сложные технические концепции доступным языком. Он начал свою карьеру в качестве инженера аэрокосмической техники, работая над программой космических челноков в NASA в 1977 году. Он поднялся по карьерной лестнице в NASA до руководителя всех программ пилотируемых космических полётов агентства, а затем присоединился к SpaceX в 2020 году.

Эксперимент с металлическими плитками характерен для того, как SpaceX разрабатывает Starship. Инженеры компании быстро вносят изменения и внедряют новые конструкции в каждый испытательный полёт. Металлические теплозащитные плитки — не новая технология. NASA испытывало их в лабораториях в 1970-х годах , но так и не запустило в полёт.

«Думаю, мы многому научились, когда запустили их в полёт, и у нас всё ещё была достаточная защита снизу, так что они не создавали проблем», — сказал Герстенмайер. «В большинстве плиток довольно большие щели, и именно через них мы видим, как тепло проникает внутрь».

Разработка теплового экрана Starship имеет решающее значение для будущего программы. Тепловой экран должен быть прочным, чтобы Starship можно было быстро использовать повторно. Маск планирует перезапускать Starship в течение 24 часов.

Система тепловой защиты STS-114 Discovery. Источник изображения: Wikipedia
Система тепловой защиты STS-114 Discovery. Источник изображения: Wikipedia

В многоразовых космических челноках НАСА использовалось около 24 000 хрупких керамических плиток для защиты от самых высоких температур при входе в атмосферу. Однако эти материалы были хрупкими и подверженными повреждениям, поэтому требовали ручного ремонта и подкрашивания между миссиями. Пилотируемый модуль Dragon компании SpaceX имеет многоразовую конструкцию, которая лежит в основе теплового экрана, но сам материал теплового экрана используется только один раз.

Для Starship компании SpaceX нужен теплозащитный экран, способный выдержать все суровые условия космического полёта: сильные вибрации во время запуска, экстремальные перепады температур в космосе, палящий жар при входе в плотные слои атмосферы и сжатие захватов стартового стола в конце каждой миссии. Маск назвал многоразовый теплозащитный экран корабля «самой большой» инженерной задачей программы Starship.

Потрясающий вид на вторую ступень системы Starship компании SpaceX в момент приводнения в Индийском океане 26 августа. Фото предоставлено SpaceX
Потрясающий вид на вторую ступень системы Starship компании SpaceX в момент приводнения в Индийском океане 26 августа. Фото предоставлено SpaceX

Продолжая свою презентацию, Герстенмайер указал на белое пятно в верхней части теплового экрана Starship. По его словам, это произошло из-за просачивания тепла между плитками и эрозии основного материала – теплового барьера, созданного на основе теплового экрана космического корабля SpaceX Dragon. Техники также намеренно сняли несколько плиток в носовой части Starship, чтобы проверить реакцию аппарата.

«По сути, это белый материал, который наносится на плитку Dragon и абляционно удаляется, оставляя после себя белый налёт», — сказал Герстенмайер. «Это показывает, что тепло проникает в область между плитками, проникает под них, и эта абляционная структура затем абляционно удаляется снизу. Поэтому мы пришли к выводу, что плитки необходимо герметизировать».

Основная конструкция Starship изготовлена из специального сплава нержавеющей стали. Большинство других космических аппаратов, предназначенных для возвращения в атмосферу, таких как шаттл и Dragon, изготовлены из алюминия. Более высокая температура плавления стали делает Starship менее подверженным повреждениям теплового экрана, чем шаттл.

Инженеры заметили еще несколько белых пятен ниже на Starship, где тепло также просачивалось между плитками и сжигало находящийся под ними материал.

Предварительный обзор тестового полёта №11

Не очень уверенно, но представители SpaceX считают, что у них есть решение. В верхней части корабля, среди белого пятна, инженеры заметили несколько более тёмных участков. Это места, где наземная команда SpaceX установила новый экспериментальный материал вокруг и под плиткой.

«Мы называем это хрустящей пленкой», — сказал Герстенмайер. «Это как обёрточная бумага, которая обёртывает каждую плитку, а затем... эти плитки механически удерживаются на месте. Их защёлкивает робот. Когда мы вставляем плитку, эта небольшая обёрточная бумага, по сути, обёртывает края каждой плитки, а затем мы обрезаем её по поверхности».

Использование этого материала, называемого «хрустящей плёнкой», позволяло заделывать щели между плитками без использования заполнительных полос. Заполнители щелей на космическом челноке усложняли конструкцию теплового экрана и иногда смещались во время полёта.

«Именно это мы и будем использовать в следующем полёте, полёте №11», — сказал Герстенмайер. «Когда мы прилетим сюда, мы, по сути, будем повсюду использовать хрустящую плёнку и посмотрим, сможем ли мы улучшить герметизацию и эксплуатационные характеристики плитки в будущем. В этих областях мы изобретаем что-то новое. Мы проводим тестовые эксперименты. Мы проводим испытания по расширению зоны действия. Мы занимаемся аэродинамикой. Всё это критически важно».

Вид сверху на сверхтяжелый ускоритель для следующего испытательного полета SpaceX Starship во время статического огневого испытания в воскресенье. Этот ускоритель уже запускался в марте и был зафиксирован с помощью захватов на башне стартовой площадки. Фото предоставлено SpaceX
Вид сверху на сверхтяжелый ускоритель для следующего испытательного полета SpaceX Starship во время статического огневого испытания в воскресенье. Этот ускоритель уже запускался в марте и был зафиксирован с помощью захватов на башне стартовой площадки. Фото предоставлено SpaceX

В рамках 11-го полёта Starship будет запущен по суборбитальной траектории, аналогичной той, по которой корабль выполнял все предыдущие миссии. Следующий полёт может состояться в октябре и подготовит SpaceX к запуску модернизированной ракеты Starship/Super Heavy в следующем году. SpaceX провела испытания ускорителя Super Heavy для следующего запуска в воскресенье в Техасе.

«Думаю, в следующем полёте мы не будем использовать так много разных технологий», — сказал он. «Мы постараемся больше приблизиться к конфигурации, которую хотим запустить в следующем году».

Выход на орбиту

«В следующем году мы перейдём к новой версии корабля и ускорителя под названием V3 (версия 3)», — сказал Герстенмайер, отвечая на вопрос Ars. «В ней также установлен новый двигатель Raptor, обладающий большей производительностью, чем предыдущие. Поэтому сначала мы запустим V3 в суборбитальный полёт, а затем, если он будет успешным, вероятно, выйдем на орбиту со следующим V3».

Это означает, что орбитальный полёт состоится не раньше тестового полёта №13. Это совпадает с недавним комментарием Маска, который сказал, что SpaceX, вероятно, попытается перехватить и вернуть Starship на базу Starbase где-то в районе рейса №13–15, в зависимости от результатов следующих нескольких испытательных полётов. Это также согласуется с прогнозами моего коллеги Эрика Бергера в недавней статье о Starship.

Чтобы быть пойманным лапами Мехазиллы, Starship должен разогнаться до орбитальной скорости, чтобы облететь весь мир и вернуться в Техас.

Все испытательные полёты Starship до сих пор были суборбитальными, то есть они возвращались на Землю до того, как могли бы совершить облёт планеты. SpaceX хочет быть уверенной, что может контролировать, где и когда корабль возвращается на Землю, прежде чем выйти на орбиту. Неконтролируемое возвращение корабля такого размера, как Starship, приведёт к падению на землю крупных обломков.

Орбитальные миссии откроют новый этап развития Starship. Возвращение Starship в целости и сохранности позволит инженерам, помимо прочего, лучше оценить эффективность теплозащиты корабля. Вывод Starship на орбиту позволит SpaceX начать запуск более мощных широкополосных спутников Starlink нового поколения для потребительского интернет-сервиса компании. Что особенно важно для будущих полётов на Луну и Марс, орбитальный полёт откроет для SpaceX возможность состыковать два корабля в космосе для первой демонстрации полноценной орбитальной дозаправки.

Фото предоставлено SpaceX
Фото предоставлено SpaceX

«Мы попытаемся сделать это в следующем году», — сказал Герстенмайер. «В 2026 году основное внимание будет уделено полномасштабной перекачке топлива. Если мы собираемся покинуть околоземную орбиту, нам понадобится перекачка топлива».

Вид части теплового экрана Starship, включая три экспериментальные металлические плитки. Каждая плитка размером примерно с обеденную тарелку. Фото предоставлено SpaceX
Вид части теплового экрана Starship, включая три экспериментальные металлические плитки. Каждая плитка размером примерно с обеденную тарелку. Фото предоставлено SpaceX

Герстенмайер также кратко упомянул результаты экспериментов с ускорителем Super Heavy ракеты-носителя Starship во время последнего испытательного полета.

В этом полёте ускоритель приводнился в Мексиканском заливе недалеко от побережья Техаса после того, как Starship вывелся в космос. SpaceX использовала этот полёт, чтобы подвергнуть ускоритель более высоким нагрузкам при возвращении на Землю, направив ракету на воду в заливе вместо того, чтобы вернуть её на стартовую площадку для захвата механическими рычагами башни.

«Там мы изучали угол атаки и то, насколько хорошо ускоритель может летать самостоятельно, чтобы понять, какими возможностями мы располагаем, чтобы вернуть его на башню в будущем», — сказал Герстенмайер.

Инженеры SpaceX заметили, что поведение ускорителя при снижении в полёте не соответствует прогнозам, полученным с помощью компьютерных моделей или испытаний в аэродинамической трубе. В ходе наземных экспериментов ускоритель испытывает нестабильную тряску при снижении скорости ниже скорости звука.

Основываясь на этих результатах, «[мы] не должны были быть в состоянии сделать то, что мы делаем с нашим маневром возвращения с помощью ускорителя, но мы смогли, по сути, показать в полете, что у нас больше стабильности, чем показывают CFD (вычислительная гидродинамика) или аэродинамические трубы», — сказал Герстенмайер.

«Итак, главный вопрос к исследовательскому сообществу: почему мы видим эти различия?» — спросил он. «Мы подозревали, что они там есть, но не были уверены на 100%, и нам удалось это сделать очень хорошо».

Герстенмайер предположил, что этот вопрос лучше задать университетам и государственным лабораториям. Такие компании, как SpaceX, быстро внедряют инновации, но, найдя работающее решение, переключаются на что-то другое.

«Я получил то, что называю минимально жизнеспособным решением», — сказал Герстенмайер. «Я не совсем понимаю, почему оно работает, но каким-то образом оно работает, поэтому мы будем его использовать, монетизировать, заставим его работать. У вас есть шанс помочь мне понять, почему оно работает... И, возможно, вы обнаружите, что есть другой подход, который на самом деле позволяет ему работать ещё лучше».

Стивен Кларк — космический репортёр Ars Technica
Стивен Кларк — космический репортёр Ars Technica

Стивен Кларк — космический репортёр Ars Technica, освещающий деятельность частных космических компаний и мировых космических агентств. Стивен пишет о взаимосвязи технологий, науки, политики и бизнеса на планете и за её пределами.

Источник: arstechnica.com

Автор: Стивен Кларк

Дата: 9 сентября 2025

Перевод: Андрей Климковский

Комментарии (24)


  1. Sun-ami
    10.09.2025 19:57

    Выходит, они будут менять всю теплозащиту, чтобы установить эту "хрустящую плёнку". Это может занять много времени. А испытания Starlink v3 снова откладываются, не вполне понятно почему.


    1. klimkovsky Автор
      10.09.2025 19:57

      Испытания Starlink v3 откладываются как минимум до 13-го полёта, когда будет возможно выведение ПН на замкнутую орбиту. Но осталось не так долго. 11-й полёт предположительно в октябре, 12-й - возможно - в декабре, а в феврале уже и долгожданные Starlink v3. Что касается замены плиток, то в этот раз скорее всего заменят лишь часть, а по итогам тестов уже будет ясно, как там дальше.Обнадеживает, что в SpaceX многое уже роботизировано (установка плиток - в частности), и подобные процедуры они выполняют очень быстро.


  1. BugM
    10.09.2025 19:57

    Эксперимент показал что инженеры делавшие теплозащиту Шаттлов не совсем тупые. Сюрприз!

    И если что-то можно сделать заметно лучше, то это будет что-то совсем необычное или что-то новое. С необычным сложно. Это фундаментальная наука и не путь СпейсХ.

    А вот разные сложные полимерные пленки как раз похожи на что-то новое. В 60тых такого не было, при создании Шаттлов их не могли использовать. И есть шанс что они могут сработать.


    1. aionaion
      10.09.2025 19:57

      Как я понимаю Спейсы такие "После каждого полета шаттл уезжал на полгода в доки, где эти плитки перебирались вручную, нас это не устраивает. Что мы можем сделать?"
      А дальше они на разные плоскости корабля налепили несколько вариантов теплозащиты (помимо базовой) и стали смотреть какая себя лучше поведет в реальном полете.
      P.S. Без обид к инженерам Шаттлов, они смогли впихнуть невпихуемое в тот бюджет и требования что им представили.


      1. unC0Rr
        10.09.2025 19:57

        У инженеров Шаттлов ещё и не было такой опции как попробовать на авось, которой активно пользуются в СпейсИкс, экспериментируя с вариантами. Failure is an option.


        1. acc0unt
          10.09.2025 19:57

          Одним из основных инженерных просчётов Шаттла было полное отсутствие возможности работы в беспилотном режиме.

          И мы знаем что это не было невозможно. Буран был планером с очень схожей схемой посадки, и был сделан в то же время. Он успешно садился автономно.

          Шаттл же всегда требовал экипаж - что и давало "failure is not an option", потому что любой критический отказ делал из Шаттла летучий гроб.


          1. tark7
            10.09.2025 19:57

            Он успешно сел автономно. Тот единственный раз, когда летал. Шатл, внезапно, тоже садится большую часть пути автоматически. Но да, определённый набор действий, типа выпуска шасси, был оставлен на усмотрение экипажа как критический для миссии. Вы правда верите, что с этими шагами не справилась бы имеющаяся автоматика, будь у них желание запустить шатл без экипажа?


            1. acc0unt
              10.09.2025 19:57

              Справилась бы. Если бы эту автоматику заранее сделали и в Шаттл поставили.

              Чего, конечно, сделано не было.


              1. tark7
                10.09.2025 19:57

                1) Зачем, если у них все миссии подразумевали наличие экипажа? 2) Всё управление fly by wire изначально, ничего доставлять не нужно, только разрешить компьютеру те же критичные шаги выполнять автоматически.


                1. ssj100
                  10.09.2025 19:57

                  если у них все миссии подразумевали наличие экипажа?

                  Потому что иначе не могли.

                  fly by wire 

                  а разве может быть по другому? или где-то было чтоб тросами управляло?


                  1. tark7
                    10.09.2025 19:57

                    Как у вас получается это "иначе не могли"?) Потому что что? Технологий не было? В навигацию не умели? Инструментальных заходов бортовой комп делать не умел? Эта тема настолько обсосана, что даже как-то спорить скучно. У них каждая миссия предполагала наличие экипажа, автономных миссий в принципе в планах не было. Пилоты активно были против возможности забрать у них руль, но и оставили им по факту из "ручного" только уронить утюг на полосу. Возможность сделать софтом была, при всех вводных решили не делать. Учитывая технологии для автоматизации посадки, доступные на тот момент, возможно это и к лучшему, чтоб пилоты булки не расслабляли. Да и дешевле так, что тоже плюс, меньше софта сертифицировать.


  1. programania
    10.09.2025 19:57

    В большинстве плиток довольно большие щели, и именно через них мы видим, как тепло проникает внутрь
    ...эта небольшая обёрточная бумага, по сути, обёртывает края каждой плитки

    На фото плиток видно, что некоторые щели между плитками вертикальны,
    т.е. вдоль потока горячего воздуха. Именно через них "тепло проникает внутрь".
    Возможно, если просто повернуть плитки на 90 гр., то никакой бумаги не потребуется.


    1. Sun-ami
      10.09.2025 19:57

      Если повернуть плитки на 90 градусов, то боковые края плиток будут иметь только 30-градусное отклонение от оси корабля. При углах атаки порядка 40 градусов и длительном большом крене при боковых маневрах 30-градусное отклонение щелей не спасёт - в некоторых положениях корабля некоторые щели будут при этом открыты для набегающего потока, и молекулы воздуха при полёте в разреженной атмосфере в этих местах будут передавать всю свою энергию абляционному слою. Другое дело, что можно сделать плитки с перекрывающимися выступами по краям, но это может осложнить их быструю замену. Наверное есть какой-то компромиссный вариант между улучшением теплозащиты и лёгкостью замены - например, плитки могут перекрываться только в нагретом и расширенном состоянии, а в холодном точно совпадать друг с другом, не оставляя щели существенной ширины. Мне такой вариант кажется надёжнее, чем хрупкое керамическое волокно.


      1. Frankenstine
        10.09.2025 19:57

        плитки могут перекрываться только в нагретом и расширенном состоянии, а в холодном точно совпадать друг с другом

        Если они будут точно совпадать друг с другом, то их невозможно будет заменять - вставить плитку, когда нет зазора, практически невозможно. Да и невозможно делать абсолютно одинаковые плитки, без зазоров ставящиеся в любое место на обшивке. Зазоры это технологически неизбежный элемент.


        1. Sun-ami
          10.09.2025 19:57

          Сейчас зазоры между плитками намного больше технологического минимума, который нужен для их замены и учёта погрешностей их изготовления. Потому что плитки нагреваются до высоких температур, и сильно расширяются из-за этого. Я говорю о том, что зазоры в холодном состоянии можно уменьшить до технологического минимума, а в горячем состоянии они закроются совсем за счёт температурного расширения плиток.


          1. Frankenstine
            10.09.2025 19:57

            По-моему температурный коэффициент линейного расширения настолько мал, что расширением плиток можно чуть ли не пренебрегать


            1. Sun-ami
              10.09.2025 19:57

              Маск в интервью говорил, что подбор зазоров - это сложная задача, как раз из-за теплового расширения плиток. Просто температура их наружной поверхности очень высокая, за счёт их хороших теплоизорлирующих свойств. А это даёт заметное расширение даже при относительно малом температурном коэффициенте линейного расширения.


      1. programania
        10.09.2025 19:57

        ...длительном большом крене при боковых маневрах

        На горячем участке крен и боковые манёвры невозможны.

        можно сделать плитки с перекрывающимися выступами по краям, но это может осложнить их быструю замену.

        Если не будет щелей вдоль потока, то нижние края плиток можно сделать немного толще,
        так что щели будут в тени и замену это не осложнит.


        1. Sun-ami
          10.09.2025 19:57

          Боковые манёвры возможны уже на высотах 60-80 км. Это всё ещё горячий участок.

          Не понял почему нижние края плиток можно сделать немного толще. Насколько я понимаю, плитки расширяются как единое целое не смотря на меньший нагрев их внутренней поверхности - тепловое расширение их наружной поверхности растягивает и внутреннюю поверхность тоже.


    1. acc0unt
      10.09.2025 19:57

      Насколько я знаю, обе схемы в целом жизнеспособны.

      У Бурана использовалась схема "0-90 градусов" - большинство швов теплощита были либо строго параллельны, либо строго перпендикулярны потоку воздуха. У Шаттла была ориентация на 45 градусов - большинство швов были под углом в 45 градусов к потоку воздуха.

      Оба планера вынуждены были изолировать щели.


  1. wiki7979
    10.09.2025 19:57

    Самая востребованная профессия в космосе - плиточник. Рокет саенс, чтоб вы знали.


  1. aeder
    10.09.2025 19:57

    Ой блин, а нельзя было наклеить плитки на стену и подогреть выхлопом из того же реактивного двигателя?

    А то, что "металлические плитки окисляются при высокой температуре" - блин, да за то, что у них нет в команде химика и материаловеда - или они их тупо не слушают - надо руководство ставить к стенке.


  1. LF69ssop
    10.09.2025 19:57

    Я понимаю что это далеко не самое важное. Но чего ж оно такое внешне страшное :(
    Обещали фактически постеры 60х.. а получилось убожество.


    1. Sun-ami
      10.09.2025 19:57

      Подгорел немного, вот и выглядит не очень. В норме должен быть полностью чёрным после нескольких полётов, вполне в эстетике боевого имперского космического эсминца. Это, конечно, гораздо мрачнее сверкающих космолётов 60х, но тоже по-своему красиво.