
Экраны с частотой обновления 120 Гц и выше уже не являются исключительной фишкой геймерских ноутбуков. Сегодня такие матрицы используются в MacBook Pro, рабочих станциях для дизайнеров и даже относительно недорогих лэптопах, применяемых в офисах. Производители утверждают, что это полностью меняет восприятие контента вне зависимости от его типа. Но есть ли смысл переплачивать за дополнительные герцы, если ваши сотрудники только и делают, что пишут код или работают в Excel?
Дисклеймер: эта статья написана в основном для работодателей и сотрудников отдела закупок, которые отвечают за приобретение рабочего оборудования, но зачастую не очень представляют себе, на что нужно обращать внимание при выборе техники.
Высокая частота обновления: физика восприятия
Частота обновления экрана – это значение, которое показывает, сколько раз дисплей способен полностью перерисовать изображение в единицу времени. Она измеряется в герцах (Гц), а в качестве временной шкалы применяются секунды.
Чем выше частота, тем большее количество раз картинка на экране успевает обновиться за одну секунду. Например, на частоте 60 Гц происходит 60 полных обновлений, а каждый кадр держится на экране примерно 16,67 мс.
При 144 Гц интервал между перерисовкой сокращается до 6,9 мс. Вроде мелочь. Что там миллисекунды, что здесь. Но из-за того, что мы видим не дискретные кадры, а непрерывный поток информации, наш глаз воспринимает более быстрое обновление как изменение в лучшую сторону.
В жизни этот эффект становится очевидным практически сразу:
Курсор мыши перемещается мягче
Прокрутка веб-страниц выглядит менее рваной
Анимации интерфейса выглядят более естественно
Вообще любое движение контента на экране с повышенной частотой обновления воспринимается как более приятное глазу. И дело тут вовсе не в субъективном восприятии, а в особенностях нашего организма. Как показывают исследования, повышение частоты с 60 до 120 Гц при восприятии движущихся объектов заметно усиливает активность зрительной коры мозга. Быстрая перерисовка изображений дает более устойчивый сигнал без «перебоев», из‑за чего мозгу приходится тратить меньше ресурсов на обработку искажений от низкочастотного отображения.
Но и тут есть нюанс. Польза от повышенной частоты ощущается только при взгляде на подвижные объекты. Зато чем резче движения, тем сильнее эффект. Статический текст или статичные изображения выглядят одинаково на любой частоте. Именно поэтому мониторы с повышенной герцовкой чаще всего берут для игр. Но даже если вы не играете, экран с высокой частотой обновления будет иметь свои преимущества.
Программирование и навигация по коду
Казалось бы, зачем разработчику высокая частота обновления? Код, с которым он работает, статичен, а повышенная герцовка не заставит компилятор работать быстрее. Но частота обновления — это и не столько про производительность, сколько про визуальный комфорт и связанные с этим последствия.
Навигация по коду, переходы к определениям функций, работа с деревом файлов проекта — все эти операции выигрывают от повышения плавности отображения.
Возьмем 60 Гц: при поиске по всему проекту результаты в нижней панели подгружаются с заметными микрозадержками, а работа с Git-историей, просмотр изменений, переключение между Explorer, Terminal, Output и т.п. происходят будто не синхронно с вашими действиями.

На экране с частотой 120 Гц и выше даже пролистывание текста будет происходить без рывков, а сам он сможет сохранять читаемость. А когда приходится отсматривать сотни результатов поиска или длинный стек трейс, возможность считывать информацию «на лету» заметно облегчает работу.
Еще один важный фактор — это работа с отладчиком. Step‑by‑step выполнение кода, просмотр стека вызовов, анализ значений переменных — все становится визуально комфортнее. Выделение текста, перетаскивание окон, переключение между вкладками происходят плавнее, нативнее. Это скрадывает ощущение искусственности и сильно снижает когнитивную нагрузку при длительной работе.
Веб-разработка и тестирование интерфейсов
Для фронтенд-разработчиков высокая частота экрана и вовсе превращается в рабочий инструмент. При создании веб-интерфейсов очень важно видеть все анимации и переходы именно так, как их будут видеть пользователи. Многие сайты сегодня используют анимации и JavaScript-эффекты с частотой 60 FPS, поэтому, чтобы все шло без микрорывков, нужен дисплей, способный отобразить весь визуальный ряд без потерь.
На практике это позволяет более точно настроить пользовательский интерфейс, сделать его естественным, чтобы взаимодействовать с ним было максимально легко и приятно. Но если анимация подтормаживает на мощном компьютере разработчика, есть гарантия, что на пользовательских устройствах ситуация будет еще хуже. То есть высокочастотный экран банально помогает выявлять проблемы производительности на раннем этапе.
При тестировании отзывчивости важно видеть каждый клик и наведение курсора с минимальной задержкой. Это позволяет точнее настраивать пользовательский опыт и замечать мелкие проблемы взаимодействия.
Туда же — UI/UX‑дизайнеры. В их работе обычное дело, когда в Figma или редакторе микроанимации и переходы между состояниями выглядят отлично, а на финальном экране начинают фризить и теряют половину нюансов из‑за низкой частоты обновления. Если не заметить этого сразу, пользователь вам за это спасибо точно не скажет.
Работа с большими объемами данных
Идем дальше. Личное восприятие — это одно, а реальная рабочая производительность — совсем другое, и игнорировать этот фактор уже просто невозможно. Возьмем аналитика, который работает в Excel. Кажется, ну сиди себе — заполняй таблички, делай сверки, ставь крыжики. Высокая частота обновления тут вообще ни к селу. Но ведь есть навигация по данным, и на нее уходит изрядная часть рабочего времени сотрудника.
При активном скроллинге строки превращаются в размытые полосы. Если вы намеренно не замедляете прокрутку или не делаете паузы, сотрудник просто ничего не разглядит.
На экране с частотой 120 Гц и выше даже пролистывание текста будет происходить без рывков, а сам он может даже сохранять читаемость. А когда приходится отсматривать сотни результатов, возможность считывать информацию «на лету» заметно облегчает работу.

Аналогично с документами. Когда нужно быстро просмотреть PDF‑файлы на сотни страниц, длинную техническую документацию или юридические тексты, возможность пролистывать на высокой скорости и, если не мгновенно понимать написанное, то по крайней мере оставаться «в контексте», дает серьезное преимущество.
Кажется, что это должно сильнее напрягать зрение. Ведь информации в единицу времени удается потребить больше. Но на самом деле высокая частота, напротив, снижает усталость глаз при работе с текстом. Объяснение простое — органу зрения не приходится постоянно перефокусироваться на размывающихся при движении строчках. А значит, и восприятие происходит легче.
Видеоконтент и математика частот
А вот с видео ситуация оказывается даже сложнее и интереснее одновременно. Наверное, все знают, что большинство фильмов снимается с частотой 24 кадра в секунду, телевизионный контент — 30 FPS, а ролики на YouTube зачастую идут в 60 FPS, и чем выше частота кадров, тем плавнее.
Но арифметика частот создает неожиданные проблемы. При показе 24-кадрового фильма на экране 60 Гц может возникать эффект, который носит название judder. Он выражается в заметном дрожании картинки в сценах с движением камеры. Происходит это потому, что 24 не делится нацело на 60, и смена кадров идет неравномерно. Иногда один кадр показывается 2 раза, иногда 3.
Экран с частотой 120 Гц решает эту математическую несовместимость: каждый кадр 24 FPS контента показывается ровно 5 раз, что дает идеально плавное воспроизведение. Аналогично с 30-кадровым материалом (4 повтора) и 60-кадровыми роликами (по 2 повтора).
А если экран на 160 Гц? Не очень‑то делится на 24. Верно. Кадры будут отображаться неодинаковое число раз. А значит, будет и эффект дрожания. Но поскольку на такой частоте сменяемость кадров происходит быстрее, человеческий глаз этого практически не замечает.
Для создателей видеоконтента это особенно важно. При монтаже материала с разной частотой кадров или работе с замедленными съемками способность видеть каждый кадр без искажений напрямую влияет на качество итогового продукта.
Современные видеоредакторы также выигрывают от высокой частоты экрана. При воспроизведении сложного таймлайна в реальном времени любые просадки производительности становятся сразу заметными. Запас по герцовке помогает увидеть проект таким, каким его увидят зрители.
Графика, 3D и творческие задачи
В статической графике высокая частота не влияет на конечный резу��ьтат напрямую. Для обработки фотографий важнее точность цветопередачи и разрешение экрана. Но даже здесь у экранов 120 Гц есть практические преимущества.
При работе с большими изображениями дизайнеры постоянно масштабируют и перемещают холст. На быстром мониторе эти операции выполняются плавно, что позволяет лучше контролировать процесс. Скажете, все это блажь? Тогда посмотрите на этот скриншот:

Вообще, в дизайне — куда ни плюнь — требуется высокая частота:
Для тех, кто использует в работе графические планшеты, 120 Гц — это настоящий мастхэв. Мгновенная отрисовка изображения на мониторе не только добавляет ощущений как при аналоговом рисовании, но и позволяет контролировать процесс с точностью до долей секунд. Только бумага не заканчивается.
В 3D‑моделировании вращение сложных моделей, перемещение по сцене, настройка освещения также нуждаются в плавной обратной связи. Ну, невозможно что‑то нормально и быстро крутить при 60 Гц: вас будут преследовать сплошные рывки, и долго вы так не продержитесь — обязательно сорветесь либо на тошноту, либо на мат. CAD‑программы, архитектурные пакеты и игровые движки — туда же.
Анимация и моушн‑дизайн — вообще отдельная история. Как сотрудник, по‑вашему, должен создавать 60-кадровую анимацию на мониторе, который не разгоняется выше 60 Гц? Ограниченная частота банально не даст возможности корректно оценивать результат и точно настраивать тайминги переходов.
Бесспорно, многие профессиональные мониторы по‑прежнему используют 60–75 Гц, делая упор на цветопередачу и разрешение. Поэтому тут важно расставлять приоритеты. Но если ваша работа связана с движением — будь то видео, анимация или интерактивный дизайн — высокая частота становится полезным инструментом.
Влияние частоты обновления на здоровье глаз
Влияние частоты обновления на зрение изучается уже несколько десятилетий. Еще в эпоху ЭЛТ‑мониторов комфортной для работы частотой была признана 75 Гц. Чем выше это значение, тем эффективнее нивелируется мерцание экрана и тем меньше устают глаза у пользователя.
Несмотря на то что IPS‑дисплеи не мерцают так же, как OLED, сам термин к ним все равно применяется, хоть и немного в другом контексте. Дело в том, что кадры на экране с медленной матрицей сменяются очень медленно, глаз это фиксирует, и ему приходится компенсировать микроскачки движущихся объектов, что сильнее утомляет. Но если увеличить частоту с 60 до 120 Гц, обработка зрительной информации существенно облегчается. Появляются те самые плавность и естественность, о которых мы уже говорили.
Почти наверняка даже среди читателей найдутся люди, которые отметят бесполезность высокой частоты обновления. Дескать, не вижу я разницы — и все тут. Но способность воспринимать быструю перерисовку изображений на экране носит накопительный характер. Первое время разница в пользу монитора на 120 Гц действительно может быть неочевидной. Но несколько дней работы сделают глаз более восприимчивым к низким частотам, и возврат к 60 Гц будет ощущаться как заметная деградация плавности.
Важно понимать при этом, что высокая частота — это не панацея от всех проблем эргономики. Неправильная яркость, отсутствие регулярных пауз и плохая организация рабочего места остаются основными факторами переутомления зрения. Кроме того, не надо ожидать от 120 Гц практической пользы в плане увеличения рабочей производительности. Фича ведь совсем не про это. Однако как дополнительный фактор комфорта высокие герцы работают.
Монитор с высокой частотой: практические соображения и компромиссы
Основной недостаток высокочастотных дисплеев — повышенное энергопотребление. Графической подсистеме приходится обрабатывать в 2-2.4 раза больше кадров, что сокращает время автономной работы устройства в среднем на 15-20%.
Впрочем, большинство современных ноутбуков предлагают гибкую настройку частоты. При работе от батареи они переключаются на 60 Гц для экономии энергии, а при подключении к сети начинают использовать максимальную частоту.
Оптимальный же баланс предлагают решения с адаптивной подстройкой частоты. Они автоматически меняют частоту под содержимое экрана. При работе со статичными данными чаще всего используется 60 Гц, при прокрутке герцовка увеличивается, а при воспроизведении видео или в играх она повышается до максимальных значений по умолчанию.
Главное — при выборе ноутбука или отдельного монитора не зацикливаться только на герцовке. Важно учесть еще ряд нюансов:
IPS‑матрица обеспечит лучшую цветопередачу для профессиональной работы.
Разрешение тоже играет роль: для работы с мелкими деталями типа текста 2К‑монитор будет предпочтительнее, чем Full HD или просто HD (да‑да, в офисах есть и такие).
Убедитесь, что видеокарта способна обеспечить высокую частоту в ваших задачах.
При подключении внешних мониторов проверьте совместимость интерфейсов. Для 144 Гц в разрешении 1440p и выше требуется DisplayPort 1.4 или HDMI 2.1.
Стоит ли переплачивать за экран 120 Гц
Высокочастотные экраны уже перестали быть дорогой экзотикой. Разница в цене с обычными моделями сократилась до 10-15% в большинстве категорий. Учитывая постоянное взаимодействие с дисплеем, это разумная инвестиция в комфорт работы.
Для профессионалов, которые занимаются видео, анимацией и интерактивным дизайном, высокая частота является рабочей необходимостью. Для офисных задач, как ни странно, это тоже улучшение качества жизни, хоть и не совсем очевидное для отдела закупок. Но, поверьте, разница в комфорте оправдает дополнительные затраты.
Экран с частотой 120–144 Гц делает повседневную работу визуально приятнее, снижает усталость глаз и просто дает эстетическое удовольствие от плавности интерфейса. Попробовав однажды, многие больше не хотят возвращаться к стандартным 60 Гц.
Комментарии (0)
domix32
19.09.2025 10:28Тогда посмотрите на этот скриншот:
Не нравится? А ведь наш мозг воспринимает медленную картинку именно так.
Это ложь. Мозг не имеет буфферов, чтобы воспринимать картинку именно так. И даже больше - он обманывает себя, достраивая картинку пикселями из будущего. Если интересны подробности то почитайте про саккады.
Но если увеличить частоту с 60 до 120 Гц, обработка зрительной информации существенно облегчается.
Принципиально ничего не меняется. У мозга нет задач компенсировать движение между двумя точками. Как мозгу охотника ему интереснее, где окажется объект в следующем кадре, а не что было между кадрами. И взамен вы получаете вдвое больше излучения в глаза, что наоборот может утомлять глаза.
А плавная прокрутка на экране зависит не от частоты экрана, а от способности программы отдавать на GPU плавную картинку. Ну и целостности колёсика мыши, которое не сказать чтобы безотказное.
Вообще, в дизайне — куда ни плюнь — требуется высокая частота:
Конечно требуется, ведь конечные потребители на дизайн будут смотреть с герцовкой дизайнера. Ещё и цветовое пространство монитора заодно подгоняют. А уж в CAD системах без скоростных ротаций объектов так и жизнь не мила.
Arxitektor
19.09.2025 10:28А еще очень важно время отклика \ переключения пикселей панели. И в итоге OLED может на 120 Гц смотреться плавнее чем IPS на 240.
mirwide
19.09.2025 10:28Сегодня в каждом смарте 120Гц, можно потыкаться и сравнить. Кроме айфонов.
xxxgoes
19.09.2025 10:28У смартфона экран мелкий, сложнее обнаружить. Чем больше абсолютное перемещение объекта за кадр, тем заметнее.
sic
19.09.2025 10:28Но у смартфона и прокрутка с попиксельной точностью, а не построчной, как на компе колесиком мыши, так что всякие микродвижения вполне заметны.
mirwide
19.09.2025 10:28Угловая разница не такая уж большая, раза в 2 если горизонтально расположить.
Пробовал переключать телефон с 90 на 60Гц, чтобы батареи хватало, воспринимается как мелкие фризы. Бесит.
Flavor1337
19.09.2025 10:28В далеком 2007 году нам в компьютерный клуб, где мы тренили CS 1.6, привезли новые мониторы. Ну привезли, и бог с ним. Сели мы катать, как ни в чем не бывало, и внезапно прифигели, потому что игра выглядела как-то странно: стало гораздо легче контролировать спрей, вантапы ложились гораздо кучнее, чем раньше, и игра выглядела поразительно плавной. Вскоре выяснили, что моники обновили на более высокогерцовые - с 60 герц на 120. Это к вопросу о "глаз больше 60 не различает" и прочих глупых тейках. Когда я вижу такие комментарии в 2025, хочется направить человека к окулисту. Глаз, кстати, различает мерцания до 500 Герц. Есть даже исследования на эту тему от 2015 года.
Что касается себя, в слепом тесте вижу разницу между 144 и 240. Конечно, 240 для рядового пользователя уже, наверное, чересчур - 240+ уже прерогатива любителей онлайн шутеров, при условии, что руки из того места растут, чтобы это преимущество воплотить в жизнь. Но в любом случае, чем плавнее, тем лучше :)
YMA
Понятно, что реклама ;) Но так оно и есть - когда сменил монитор с максимумом в 60 Гц на умеющий 120 - глазам стало куда приятнее, хотя тип матрицы, яркость и цветопередача остались +- такие же.
GospodinKolhoznik
Интересно, а на "слепом тестировании" смогут ли люди отличить когда они читают текст с монитора на 60Гц от того же монитора, но работающего в режиме 120Гц.
А то аудиофилы прекрасно чувствуют различие в звучании обычных и бескислородных проводов, пока дело не доходит до слепых тестов.
YMA
На статичном изображении не видно, конечно. Но стоит двинуть курсор мышачий или прокрутить текст / двинуть окно - 60 от 120 сильно отличается.
ezguru
так это проблема не моника а того кто формирует картинку и если бы он делал хорошо для нужных герц то отличие было только в выдаче кадров наружу
pavel_trofimov
Разница, хоть и не существенная, но ощущается, поэтому аналогии немножечко не в тему. Вы бы тут ещё гомеопатию прикрутили к этой теме
DrGluck07
Движение курсора безусловно отличается. У меня основной монитор 144, а дополнительный 60. Очень наглядно видно как отличается плавность курсора.
ezguru
а интерфейсе сколько герц 1024 ?
DrGluck07
Wut?
ezguru
те ты не знал что до глаз потребителя есть как минимум три fps
DrGluck07
Я не понимаю к чему все эти невнятные замечания? Что мне тут пытаются доказать, при условии, что я вообще ни с кем не спорил.
lookfortheroot
А смысл сравнивать статичные картинки? Для чтения можно и электронные чернила использовать, они вообще не обновляются :)
Rax12
На мобилке да, после 120, 60 вообще невозможно юзать. А вот на ноуте есть режим 90, сколько не пробовал его включать, вообще нигде никакой разницы не наблюдаю