С 1 октября 2026 года в силу вступает № 289-ФЗ — закон, регулирующий работу цифровых платформ. Формально это про правила работы сервисов в России, но на самом деле — продолжение долгой мировой истории, начавшейся ещё в 90-х. В статье расскажу, какой была первая система для онлайн-покупок, почему первым интернет-сервисом считается сайт доставки пиццы и как эволюция сервисов закономерно привела нас к регулированию.

Наверное, было бы правильнее начать статью со слов о том, как в 60-х запустили ARPANET, но раз речь про платформенную экономику, я сразу перейду к первым экспериментам в электронной коммерции. 

В конце 70-х во Франции создали информационную систему видеотекста Minitel, после похожая система Prestel заработала в Великобритании. А в 1980 г. изобретатель Майкл Олдрич придумал Teleputer, который состоял из 14-дюймового телевизора, модема с автонаборщиком номеров и микрокомпьютера на основе процессоров Zilog Z80, который использовал операционную систему CP/M. В те же годы Minitel начала раздавать свои терминалы. 

В 1983 г. французский магазин Trois Suisses (ранее торговал по бумажным каталогам) занёс текст из своего каталога в компьютер и выставила это в Minitel. В 1984 г. телепьютер Олдрича начали использовать три ритейлера Tesco, Greggs и Lloyds Pharmacy. Это позволило потребителям выбирать продукты в местных супермаркетах через телевизор и отправлять свой заказ по телефонной линии. Так началась эра онлайн-продаж.

После к уровню электронной коммерции приблизился диалап-провайдер CompuServe. Он в 1984 г. добавил сервис под названием Electronic Mall, который позволял пользователям покупать товары в более чем 100 магазинах через простой интерфейс командной строки. 

Первые интернет-сервисы

Летом 1994 г. калифорнийская пиццерия Pizza Hut запустила сервис доставки PizzaNet. Разработчиком проекта стала компания The Santa Cruz Operation (SCO), которая изначально занималась распространением ОС Unix и консультированием по смежным вопросам.

Поскольку это был пробный запуск, сайт был довольно простой. Пользователи могли через форму только указать, какую пиццу они хотят, а также ввести имя, свой адрес и номер телефона. Технически всё держалось на офлайне, потому что подтверждался заказ по телефону, а платёж наличными принимал курьер.

Примитивный сервис PizzaNet показал другим бизнесменам, что через интернет можно продавать. Однако в то время не было ни безопасности, ни онлайн-оплаты. Эти проблемы через месяц решил NetMarket — сайт, через который разработчик Дэн Кон впервые через онлайн-оплату продал диск Стинга «Ten Summoner’s Tales» своему другу в Филадельфии за $12,48 (плюс расходы за доставку). Операция была зафиксирована как первая интернет-транзакция. 

Интересно, что платёжные данные на сервисе шифровались с помощью программы Pretty Good Privacy (PGP), встроенной в браузер X Mosaic.

С этого момента стало понятно, что интернет может не только принимать заказы, но и проводить реальные платежи. 

Цветение доткомов

Вторая половина девяностых вошла в историю как «дотком-бум». Интернет дорос до того, чтобы быть не просто витриной для энтузиастов, а стать полноценной площадкой для бизнеса. Американские венчурные фонды охотно давали деньги на всё, что заканчивалось на .com, а новые сервисы появлялись быстрее, чем провайдеры успевали прокладывать ADSL.

Одним из символов этой эпохи стал Amazon. В 1995 году Джефф Безос запустил его как скромный онлайн-магазин книг — там были только каталог, корзина и карточка товара. Главное новшество заключалось в том, что система рекомендаций анализировала историю покупок и предлагала то, что могло заинтересовать пользователя. Сайт не просто продавал книги, он «понимал» покупателя. 

Первой сделкой на платформе была онлайн-покупка книги Дугласа Хофштадтера «Fluid Concepts and Creative Analogies», заказанная Джоном Уэйнрайтом. 

Почти одновременно Пьер Омидьяр открыл сайт AuctionWeb (позже он станет eBay). Первым проданным товаром на площадке стала сломанная лазерная указка за $14,83. Позже сайт стал приносить тысячи долларов в месяц, а вместе с трафиком выросли и расходы на инфраструктуру. Омидьяр уволился с работы, ввёл комиссию с транзакций и превратил проект в устойчивую платформу. 

Крупные корпорации в это время только учились понимать, зачем им вообще интернет. В 1996 году журналист WIRED Джошуа Куиттнер зарегистрировал свободный домен McDonalds.com, чтобы показать, насколько медленно бизнес осознаёт новые реалии. В итоге пиар-служба McDonald’s была вынуждена выкупать домен у него. 

Также в эти годы начали появляться ключевые технологии поиска. В России в 1996-м стартовал Rambler, а через год официально запустилась поисковая система «Яндекс», которая с первых дней делала ставку на морфологию и работу с русским языком. 

После, в 1998 году в США Ларри Пейдж и Сергей Брин создают Google с его алгоритмом PageRank. Принцип ранжирования по ссылкам дал настолько качественные результаты, что новый сервис начал буквально «съедать» пропускную способность сети Стэнфорда. 

Параллельно начали выстреливать вертикальные проекты: Expedia (1996) и Priceline (1997) упростили бронирование путешествий, PayPal (1998) превратил перевод денег по e-mail в удобный инструмент для миллионов пользователей, после появились первые онлайн-банки. Всё это стало возможным благодаря массовому переходу на ADSL, росту пропускной способности и более устойчивому соединению.

Рунет тоже не отставал. В 1998 году появился Ozon (сначала Azon), задуманный как «русский Amazon». Там также начали с книг, а первые заказы развозили собственноручно. Позже к ассортименту добавились музыкальные диски и диски с фильмами.

В Китае в 1999 году Джек Ма и команда энтузиастов запустили Alibaba.com. Изначально это был B2B-каталог для экспорта товаров, но скоро вокруг него выросла экосистема Taobao и Alipay, а также были сделаны первые шаги в сторону «супераппов». Они не стали встраивать платёжную инфраструктуру внутрь платформы, что позволило масштабироваться быстрее. 

Так сформировалась первая инфраструктура платформенной экономики, но в марте 2000 года произошёл «крах доткомов», когда индекс Nasdaq упал примерно на 77% менее, чем за три года. Он привёл к банкротству многих компаний, занимавшихся электронной коммерцией. Тем не менее некоторые процветали, несмотря на трудности.

Порталы и Web 2.0

2000-е принесли «взрыв» социальных сервисов и Web 2.0. В 2003 году Джонатан Абрамс запустил соцсеть Friendster, и одновременно появился сервис MySpace. В России в 2006 году появилась «ВКонтакте», а за ней и «Одноклассники». Оба проекта быстро захватили локальный рынок. 

Помимо соцсетей, в нулевые начали расти и агрегаторы. В 2000 году отечественный «Яндекс.Маркет» стартовал как сервис сравнения цен «Яндекс.Гуру». А в 2001 был открыт специальный проект «Яндекс.Пиво» с народным Гуру по пиву, о котором старожилы вспоминают с большим теплом. Параллельно шла работа по созданию «Яндекс.Товаров» — поиска по предложениям магазинов. Сервис с продажей товаров открылся 30 ноября 2000 года. Само название — «Маркет» — было дано лишь два года спустя, после того как в 2002 году к «Яндексу» присоединился проект «Подбери.ру».

В 2004 году в США Тобиас Лютке и Скотт Лейк хотели продавать сноуборды онлайн в своём магазине SnowDevil. Изначально они использовали различные инструменты, такие как Miva, osCommerce и Yahoo stores, но они не соответствовали ожиданиям. Так Лютке и Лейк превратили свой SnowDevil в демонстрационный магазин Shopify, воплотив все свои идеи в жизнь. 

А в 2007-м в России появился Avito. Сервис изначально задумывался как площадка для частных объявлений, но со временем превратился в экосистему товаров и услуг.

За новыми платформами стояла новая техническая база. Там, где SQL-схемы уже не справлялись с объёмами и скоростью, начали использоваться NoSQL. Кроме того, появились открытые API и микросервисы. 

Феномен платформенных экосистем

С середины 2010-х эволюция онлайн-сервисов связана со смартфонами и «цифровыми экосистемами». Детонатором стал 2007-й, когда Apple выпустила iPhone, а чуть позже Google выкатил Android. За несколько лет мобильные ОС вытеснили десктоп из центра пользовательского опыта, и SDK открыли двери сторонним разработчикам. Экосистемы магазинов приложений быстро разрослись до миллионов программ.

За несколько лет вырос целый рынок мобильных сервисов. Чтобы выдержать нагрузку, проекты массово уходили в облака. AWS, стартовавший в 2006-м, к тому времени уже предлагал инфраструктуру «под ключ».

Именно на этой волне появились Airbnb (2008) и Uber (2009). Технически это были всё те же сервисы поверх сети, как PizzaNet в 1994-м. Но теперь у них были GPS, мобильные клиенты и алгоритмы машинного обучения, которые оптимизировали маршруты или подбирали жильё. 

В России аналогичная история: Delivery Club (2009) и «Яндекс.Такси» (2011) быстро заняли те же ниши. Экономика совместного потребления стала нормой.

В Китае этот эффект проявился особенно ярко. WeChat (2011) появился как мессенджер, но быстро превратился в «суперапп». Внутри приложения были встроены чаты, платежи, игры, вызов такси и доставка еды. В экосистему встроились даже гиганты Didi Chuxing и Meituan.

Сервисам пришлось перестраивать инфраструктуру. У российского Wildberries (основан в 2004 году) к этому времени уже выстроился современный бэкенд: Go, Java и Python для сервисов, PostgreSQL и ClickHouse для данных, Kafka как шина сообщений. Всё это крутилось в контейнерах, управляемых Kubernetes и Docker. А CI/CD на GitLab CI позволяли накатывать релизы практически в реальном времени. Такой стек стал новой нормой второй волны платформ.

Так родилась «платформенная экономика». Ozon и Wildberries не производят товар, но через их интерфейсы продаются миллионы позиций. Uber и «Яндекс Go» не содержат таксопарков, но именно они управляют заказами и маршрутом денег. 

Зачем регулировать платформы? 

Экосистема стала слишком большой, чтобы жить без правил. Именно поэтому появился новый закон — «О платформенной экономике» (№ 289-ФЗ, принят 31 июля 2025 года, вступает в силу 1 октября 2026 года). Он задаёт базовые понятия вроде «цифровая платформа», «оператор», «партнёр», «пользователь» и распространяет требования на все сервисы, где встречаются продавцы и покупатели.

Закон прямо затрагивает все маркетплейсы и агрегаторы услуг в России. Они должны будут встать в единый реестр платформ. Но есть и другие важные изменения. 

Во-первых, все отношения (с требованиями к партнёрам, ответственностью и расчётами) формализуются через договор, заключённый прямо в системе. Во-вторых, вводится прозрачность поиска и рейтингов — платформа обязана раскрывать, по каким критериям формируются результаты, и можно ли влиять на ранжирование. В-третьих, запрещается давать преференции своим дочкам или «выгодным» партнёрам.

Для продавцов это также защита от внезапных штрафов или изменений правил. Например, теперь маркетплейс обязан предупредить об изменении комиссии или правил за 45 дней (но для менее значимых правок — за 15 дней). Скидки и акции без согласия партнёра тоже становятся невозможными. 

Также усиливаются требования к сертификации, маркировке и прозрачности. По закону на площадке должно быть видно, кто продаёт товар — российская компания или зарубежный поставщик. Оператор обязан проверить все документы, сертификаты и регистрацию. Если маркировка обязательна, но партнёр не в системе, разместить товар не получится. 

Закон затронул и владельцев ПВЗ. Теперь формально закреплено, кто отвечает за возвраты, порчу или потерю товара. Всё это, по мне, повлияет на темпы цифровизации.

Что в итоге? 

За тридцать лет сервисы прошли путь от кустарного PizzaNet до сложных маркетплейсов, где алгоритмы не только продают, но и регулируют саму экономику. Всё это время интернет оставался площадкой для экспериментов — кто-то запускал первую доставку пиццы без онлайн-оплаты, а кто-то строил платформы, вокруг которых выросли целые экосистемы. 

Теперь интернет-сервисы будут под госконтролем. По разным заявлениям, сами платформы не переживают, так как большинство правил уже соблюдаются. Но как это коснётся всех остальных — увидим в 2026-м. 

Есть ли какие-то сервисы, которые до сих пор вы вспоминаете с теплом, и как относитесь к новому закону? Делитесь в комментариях. 

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)


  1. JBFW
    23.09.2025 14:00

    Везде, где государство начинает регулировать - начинаются неудобства и растут цены.
    Становится нельзя больше что-то купить - потому что где-то эти продажи мешали уважаемым людям делать бизнес, и теперь конкурентов прижали.
    Вводятся ограничения на то и на это, традиционно - для защиты детей.
    Укажите ваши данные с биометрией, лицензию с сертификатом и разрешение от надзирателя, на фоне паспорта - вот это всё.

    Уже баланс телефона пополнить - проблема.

    На словах, конечно, всё хорошо, а на деле с ностальгией вспоминаешь времена, когда было можно.


    1. DMGarikk
      23.09.2025 14:00

      Везде, где государство начинает регулировать - начинаются неудобства и растут цены.

      не везде

      я так понимаю все начали уже забывать историю со Standard Oil?

      маркеплейсы уже реально монополизировали всю отрасль и фактически уничтожили старый рынок

      Они уже дефакто диктуют продавцам как торговать, навязывая им цены буквально как регуляторы, по этому регуляция маркетплейсов какбы напрашивается

      p.s. я не читал чё там хотят регулировать, я про сам факт необходимости таких действий


      1. JBFW
        23.09.2025 14:00

        Это и называется развитие. Появляется что-то новое - старое страдает.

        Но почему-то меня, как покупателя тех же смартфонов, мало волнуют страдания ретейлеров, которые теперь вынуждены оглядываться на дешёвые китайские модели, вместо того чтобы по прежнему извлекать больше из того факта, что я не могу лично поехать к производителю и купить что хочу, без наценок и сборов посредников

        А вот государство с регулированием как раз наоборот, заинтересовано в сборе таможенных платежей и НДС , поэтому чем дороже будет оно продаваться - тем ему выгоднее. Не мне.


        1. DMGarikk
          23.09.2025 14:00

          Вас не волновали, как покупателя, упражнения ягодной компании с вводом-отменой то платной доставки то платных возвратов (с невозможностью отменить ошибочный заказ?)


          1. JBFW
            23.09.2025 14:00

            Они искали оптимальный вариант. В любом случае это мне выгоднее чем искать единственный офлайн магазин в ближайшем городе, где продается то что мне нужно.


          1. vedmed007
            23.09.2025 14:00

            Волновали, перешел к конкуренту, так оно и работает при недостатке регулирования.

            Если завтра запретить мошенничество (статья 147 УК РСФСР 1960 года) или обман потребителя (статья 156 УК РСФСР 1960 года), послезавтра не станет хорошо, как бы нам всем этого не хотелось.


            1. DMGarikk
              23.09.2025 14:00

              Волновали, перешел к конкуренту,

              а конкурент в другом деле плохой, ассортимент не равнозначный, скорость доставки (особенно чёто последний месяц) хромает на две ноги...тоже накажете рублем и уйдёте к конкуренту? а на рынке маркетплейсов дефакто 3 игрока всего, топовый, второй и третий-какаяточертовщина, Это как с опсосами, где можно бесконечно от одного к другому переходить, а они все одинаковые...и почти одинаково козлят... тут не работает наказание рублем...вы всёравно приползете назад....и они это оооотлично знают и понимают и ничего для вашего удержания делать не будут


              1. vedmed007
                23.09.2025 14:00

                Разные цели - разные задачи.
                Моя цель - не наказать, а получить меньше проблем.

                Так же и со всеми остальными - можно бороться, а можно тихо сидеть на берегу реки с безлимитным архивным тарифом)


        1. Kanut
          23.09.2025 14:00

          Это и называется развитие. Появляется что-то новое - старое страдает

          Появляется монополия или картель - страдают все кроме монополиста.

          Но почему-то меня, как покупателя тех же смартфонов, мало волнуют страдания ретейлеров, которые теперь вынуждены оглядываться на дешёвые китайские модели

          А меня как покупателя почему-то волнует когда меня обманывают в том или ином виде. Например когда рекламируют одно, а продабт другое. Когда обещают гарантию, а потом отказываются это обещание выполнять. Когда присылают использованные вещи вместо новых. Когда нельзя нормально сделать возврат. И так далее и тому подобное.

          И да, если кто-то, например государство, не будет заниматься регуляцией, то всё это будет нормой.

          А вот государство с регулированием как раз наоборот, заинтересовано в сборе таможенных платежей и НДС , поэтому чем дороже будет оно продаваться - тем ему выгоднее

          Но от регуляций внутри государства цена растёт уже после уплаты таможенных платежей. Поэтому от этого доходы государства не увеличатся.

          И точно так же налоги государство обычно получает с прибыли. То есть если растут расходы, то сумма с которой государство получает налог уменьшается.


          1. JBFW
            23.09.2025 14:00

            НДС.


            1. Kanut
              23.09.2025 14:00

              В России при расчёте НДС нет вычетов?


    1. mvv-rus
      23.09.2025 14:00

      Становится нельзя больше что-то купить - потому что где-то эти продажи мешали уважаемым людям делать бизнес, и теперь конкурентов прижали.

      Немного теории.
      Не знаю, считать ли это политикой и можно ли обсуждать это на Хабре, но у вас странное представление от роли государства. Вы почему-то игнорируете тот момент, что государство, чтобы быть конкурентоспособным и при этом независимым, вынуждено действовать в интересах общества в целом и составляющих его людей в частности. Потому что ресурсы, которыми государство может воспользоваться, оно получает от общества, которое оно контролирует, и ниоткуда больше.

      А конкурентов у любого независимого государства много, формально - под две сотни: членов ООН и плюс всякие непризнанные, но реально существуюшие (порой - много десятилетий) государства и прочие подобные государствам объединения. Правда, далеко не все из них независимые, но все же...

      А если государство будет действовать вопреки интересам людей из составляющего его общества, то оно потреяет поддержку этих людей. Люди будут стремиться уклониться от своих обязанностей, работать спустя рукава, а то и перейти на сторону конкурентов: переплыть какую-нибудь там Тису, а то и начать действовать в интересах стороны конкурентов, никуда не переплывая (пока). Когда таких людей немного, то с этим можно бороться силовыми методами, но это - только до определенного предела: в конце-концов армию, требуемую для крайних силовых методов, набирают в наше время (уже больше ста лет как) из простых людей - уважаемых людей мало, а бог - он на стороне больших батальонов. И, к примеру, последний русский царь на этом прокололся - отчего и стал последним.

      И что бывает, когда государство теряет поддержку основной массы людей, даже без силовых эксцессов, вы, как у меня есть основания предполагать, видели сами - году эдак в 88-м - 92-м.

      И наоборот, если государство по факту показывает наличие у него способности конкурировать с другими государствами, то можно сделать вывод, что оно в целом действет в интересах общества.

      На словах, конечно, всё хорошо, а на деле с ностальгией вспоминаешь времена, когда было можно.

      Я вот тоже всей душой за волю - за то, чтобы у нас всё было, и мне за это ничего не было. Но я отлично понимаю, что общество в целом, устроеное на таком принципе, нежизнеспособно.

      И мне, к примеру, жаль, что я не могу, как 30 лет назад, пойти ночью в ближайшую палатку и купить там бухла - чтобы догнаться, или там, как Антон Городецкий, вамиру в морду вылить. Но с другой стороны, мне не нужно, как Семену, иметь занкомство с мелким темным колдуном, чтобы с гарантией покупать нормальную, не паленую водку.

      PS Про пользу того же антимонопольного регулирования предыдущий комментатор уже написал.


      1. JBFW
        23.09.2025 14:00

        У нас есть независимый суверенный АвтоВАЗ.

        Ради поддержания которого вводились заградительные пошлины, утильсборы, и сейчас купить нормальную машину стоит больших денег. А где же наши прекрасные Лады? С запчастями из хорошего металла, отличным ЛКП, с трубками и шлангами, которые не крошатся, эргономичные, удобные?

        А он там, где не нужно заниматься повышением качества, нужно проталкивать новые пошлины, техрегламенты и утильсборы, то есть конкурировать административно.

        И вот так оно везде. Сейчас вот в IT импортозамещение приспичило - где оно было несколько лет назад, когда везде сидели "золотые и платиновые партнёры" известных вендоров, и через тот же админресурс проталкивали именно их "решения"?

        Это всё про деньги. Все остальное - лапша на уши, красивые словесные конструкции


        1. Kanut
          23.09.2025 14:00

          А вас не смущает что эти самые "заградительные сборы" есть в куче стран мира. Европейцы это делали, американцы, азиаты.

          У них у всех это ничего не дало и везде машины плохие? Или может быть проблема не в одних только сборах? Или даже просто не в них, а в чём-то другом? :)

          Сборы, налоги, пошлины, регуляции и так далее и тому подобное они не хороши или плохи сами по себе. Это инструменты со своими плюсами и минусами. И с их помощью можно добиваться очень разных целей.

          И если где-то с этим бардак, то это не значит что они в принципе зло и их надо везде поотменять.


          1. DMGarikk
            23.09.2025 14:00

            А вас не смущает что эти самые "заградительные сборы" есть в куче стран мира. Европейцы это делали, американцы, азиаты.

            в США эти самые заградительные сборы, фактически уничтожили местный автопром в том виде в котором он был на момент их введения

            если вы не помните то в 80х, типичный американский авто это был рыдван с двигателем 5 литров и 120лошадями на карбюраторе с расходом под 20 литров на сотню...когда пришли японцы с моторами 1.3-1.5, у правительства не хватило ничего умнее как тупо их запретить пошлинами..автопроизводители тупо забили на развитие и к концу 80х нефтяной кризис убил большую их часть

            из огромного разнообразия американского автопрома осталось ээээ две компании? GM и Ford? Крайслер барахтался до конца 90х (скупив себе кучу почти обанкротившихся марок типа AMC, Eagle, Jeep, Plymoth и в итоге продался даймлеру, а потом вообще пошел по рукам...фиат, пежо..сейчас Stellantis ....

            и вообще до сих пор американский автопром не считается чемто хорошим, качественным и надежным (не сравнить с ладой конечно, но до условного ВАГа им как до солнца, даже в премиум авто, я имею в виду качество самих авто)


            1. Kanut
              23.09.2025 14:00

              из огромного разнообразия американского автопрома осталось ээээ две компании? GM и Ford?

              Их всё-таки немного побольше. Ну то есть в США не только легковушки делают.

              И как бы вопрос в том выжили бы эти если бы не было пошлин и в целом попыток поддержать местный автопром? На мой взгляд нет.

              и вообще до сих пор американский автопром не считается чемто хорошим

              Вы можете выбрать любой, который считаете хорошим. И если посмотрите повнимательнее, то увидите что его в том или ином виде поддерживало государство. И скорее всего в качестве мер поддержки найдутся и пошлины и регуляции.

              П.С. Ну и кстати часто смысл регуляций и пошлин не в поддержке местных фирм как таковых, а в поддержке местного производства. Например тот же Трамп своими пошлинами вполне себе добился того что международные автоконцерны переносят хотя бы какую-то часть своего производства в США.


              1. DMGarikk
                23.09.2025 14:00

                Их всё-таки немного побольше. Ну то есть в США не только легковушки делают.

                ну у нас заградительные сборы направлены именно на легковушки чтобы автотаз поддержать, в 80е в США было сделано тоже самое для тех-же целей

                И как бы вопрос в том выжили бы эти если бы не было пошлин и в целом попыток поддержать местный автопром? На мой взгляд нет.

                ну туда им и дорога, купили бы их Японские компании, может быть они и более эффективные стали

                Детройт и с пошлинами обанкротился..и без пошлин бы обанкротился...всеравно к этому и пришли

                Например тот же Трамп своими пошлинами вполне себе добился того что международные автоконцерны переносят хотя бы какую-то часть своего производства в США.

                ну вот комплексно - оно имеет смысл, да

                тут какбы надо понять что в нашем случае - это реально тупо ради автоваза без всяких попыток чтото перенести сюда

                учитывая что желающих чтото перенести не сильно то и много


                1. Kanut
                  23.09.2025 14:00

                  ну у нас заградительные сборы направлены именно на легковушки чтобы автотаз поддержать, в 80е в США было сделано тоже самое для тех-же целей

                  Если я всё правильно помню, то в США пошлины были не только на легковушки.

                  ну туда им и дорога, купили бы их Японские компании, может быть они и более эффективные стали

                  А может быть и не купили или не стали.

                  тут какбы надо понять что в нашем случае - это реально тупо ради автоваза без всяких попыток чтото перенести сюда

                  Ну как бы выше я и писал о том что пошлины и регуляции это не зло или добро само по себе. И надо каждый раз смотреть на конкретную ситуацию.


                  1. DMGarikk
                    23.09.2025 14:00

                    А может быть и не купили или не стали

                    если бы да кабы

                    мы имеем факт что в 80-90 обанкротилось больше половина автопрома США тупо из-за того что они выпускали откровенный хлам и ничего менять не хотели

                    Если я всё правильно помню, то в США пошлины были не только на легковушки.

                    ну хорошо, много в мире было производителей грузовиков с которыми хотябы в теории американские производители могли конкурировать? европейские аналоги были жалким подобием американских грузовиков, а азиаты их вообще не делали


                    1. Kanut
                      23.09.2025 14:00

                      мы имеем факт что в 80-90 обанкротилось больше половина автопрома США тупо из-за того что они выпускали откровенный хлам и ничего менять не хотели

                      И точно так же мы имеем факт, что обанкротился не весь автопром.

                      ну хорошо, много в мире было производителей грузовиков с которыми хотябы в теории американские производители могли конкурировать? европейские аналоги были жалким подобием американских грузовиков, а азиаты их вообще не делали

                      Насколько я знаю тот же Volvo свои грузовики в США в 80-х продавал.


                1. vedmed007
                  23.09.2025 14:00

                  Ну вот АвтоВАЗ купил альянс ренониссан, например)

                  И да, помимо автоваза у нас есть соллерс (форд+китай), газ (гм+даймлер+китай), автотор (тут вообще все подряд) и еще десяток поменьше.

                  Если завтра отменить пошлины - не станет хорошо - рынок полностью перейдет сами знаете кому, просто потому что у них господдержка больше и пусть расцветают сто цветов


    1. Terimoun
      23.09.2025 14:00

      Именно, любое регулирование это в первую очередь косты для бизнеса. Нужны юристы чтобы читать законы, разработчики чтобы пилить фичи для соответствия, менеджеры чтобы все это контролировать. А кто в итоге за все это заплатит? Конечный покупатель в цене товара


  1. Terimoun
    23.09.2025 14:00

    Интересно что вся эта история это по сути история борьбы с недоверием. Сначала - можно ли вообще доверять заказ форме на сайте, потом - можно ли доверять ей данные карты, потом - можно ли доверять продавцу, которого ты не видишь, теперь вот дошли до недоверия к самим платформам, раз понадобился закон регулятор