Когда впервые стал лидом, думал, что управление — это просто здравый смысл и немного дисциплины. Но с опытом пришло понимание, что у менеджера есть определённый набор функций, на которых держится вся работа. 

Эта статья — мой курс молодого бойца. Не буду утомлять вас теорией, просто дам рабочие фреймворки, которые можно брать и использовать. 

Освоите их — и у вас уже 70% нужных скиллов для управления командой.

Из чего состоит любое управление 

Начну с матчасти. Любой менеджмент можно порезать на шесть частей:

  1. Планирование — понять, чего хочет достичь команда, расставить приоритеты и заранее продумать, какие ресурсы и сроки для этого нужны.

  2. Организация — распределить задачи между людьми, чётко обозначить, кто за что отвечает, и вовремя дать всё необходимое для работы.

  3. Мотивация — поддерживать интерес и внутреннее желание человека делать свою работу.

  4. Обучение и развитие — помогать сотрудникам расти: давать новые знания, навыки и возможности, чтобы они работали лучше и могли брать на себя больше.

  5. Контроль — следить, как идут дела, понимать, где всё по плану, а где нужно что-то поменять, и делать выводы для будущих проектов.

Так выглядит цикл, или колесо управленческих функций:

В центре есть ещё одна функция, но о ней я расскажу в конце.

По опыту, больше всего проблем у новичков (да и не только!) — в зоне организации и контроля. Их и будем разбирать.

1. Организация

Самые горячие темы здесь, на мой взгляд, — разграничение зон ответственности и всё, что связано с постановкой задач. 

Думаю, все уже понимают, что форматы «Сделай красиво» или «Переделай нормально» не конструктивны. Но всё равно иногда ими грешат.

Скорее всего, многие также знакомы с техникой SMART, но не всегда её используют. Поэтому ниже приведу дотошную схему постановки задач по смарту. А если вы уже в теме, можно листать дальше.

Схема SMART для постановки задач сотрудникам

Критерий

Базовые вопросы, на которые отвечает

Что важно учесть

S — Specific (Конкретная)

Ясно ли, что в итоге нужно сделать?

Формулировка задачи должна быть чёткой и недвусмысленной. Нет места для слов вроде «быстро», «качественно», «вовремя».

M — Measurable (Измеримая)

Сколько нужно сделать? Как поймём, что задача выполнена? 

По каким показателям будем оценивать результат? 

Сотрудник должен понимать, как будут проверять выполнение и какие признаки будут учитывать.

A — Achievable (Достижимая)

Достижима ли задача при имеющихся ресурсах? 

Понятно ли, как это делать и к кому обратиться, если не хватает информации, времени или полномочий?

У сотрудника есть понятный алгоритм действий, а также ресурсы для работы. Например, информация, контакты, деньги, время, материалы, полномочия.

R — Relevant (Значимая)

Для чего выполняем задачу? 

Какова её польза для команды, компании, продукта? 

Как это связано с приоритетами? 

Что произойдёт, если не сделать?

Сотруднику понятно, какую пользу он приносит проекту и команде. Также в курсе о последствиях невыполнения задачи. 

T — Time-bound (Ограниченная по времени)

Каков срок выполнения? 

Есть ли промежуточный контроль? 

Когда результат должен быть готов? 

Сроки обозначены конкретно и при необходимости разбиты на короткие этапы. А сотрудник знает, когда и какой результат работы с него спросят.

Если эта методика настолько SMART, то почему не всегда работает? 

Потому что важно понимать не только как формулировать задачу, но и кому.

Для этого используем следующий алгоритм:

По алгоритму

По результату

По проблеме

Примерный уровень должности сотрудника

Джун, младший специалист

Мидл, старший специалист

Сеньор, ведущий специалист

Как ставится задача

Описывается последовательность действий по выполнению задачи и конкретные шаги 

Описывается, что должно получиться в результате действий, какие параметры, как должны измениться

Формулируется только проблема и/или цель более высокого порядка

Отношения руководитель — сотрудник

Руководитель общается «сверху» как — наставник, учитель

Общение «на равных», постановка задач «сверху» от руководителя

Партнёры

Распределение ответственности

Руководитель: за всё: формулировку результата, план, ресурсы и прочее

Сотрудник: за выполнение конкретных шагов

Руководитель: за формулировку результата и его параметров 

Сотрудник: за выбор способа достижения результата

Руководитель: за выбор подчинённого, формулировку граничных условий  

Сотрудник: за формулирование результата, приводящего к решению проблемы, способов его достижения и собственного за решение проблемы

Как осуществляется контроль

Руководитель сам проверяет исполнение. Проверяет выполнение последовательность действий: контролируется и корректируется технология исполнения

Исполнитель сообщает о состоянии дел регулярно, частота согласовывается с исполнителем. А также при возникновении отклонений

Исполнитель информирует руководителя по факту решения проблемы. Иногда информирует о состоянии дел по промежуточным этапам — по договорённости с руководителем

Как решаются возникающие трудности

Исполнитель, столкнувшись с трудностями, обращается к руководителю с вопросом. Руководитель инструктирует по выявленной проблеме

Исполнитель сообщает о возникающих трудностях и предлагает решение. 

Согласовав с руководителем решение проблемы, реализует его

Сталкиваясь с трудностями, сам принимает решения и выполняет их

Когда подход работает

Если сотрудник впервые сталкивается с такой задачей, нет времени на согласование результата, задача требует жёсткого технологического решения

Задача имеет несколько решений, и важно описание результата, самостоятельность сотрудника и значимость его деятельности

Задача не имеет однозначного решения, высокий уровень компетентности сотрудника

Замечу, что слово «сеньор» не всегда отражает реальную подготовку сотрудника. Важнее опыт и знания, а не его регалии. 

Помогает ли в части организации софт? Да, из пяти функций управления именно здесь проще всего повлиять на эффективность с помощью таск-трекера. 

Он также может помочь в зоне контроля — об этом ниже. Но не особо полезен для мотивации и развития, хотя некоторые руководители считают таск-трекер волшебной таблеткой и надеются вылечить им всё. 

На мой взгляд, главное что дает таск-трекер — это понятный бизнес-процесс и удобная фиксация всех задач.    

Рекомендации здесь базовые для любого софта: все задачи должны проходить через систему, все подробности — фиксироваться в тикетах. Обсуждение тоже лучше вести там, где происходит процесс планирования.

Здесь для примера показываю чат задачи в YouGile. Если все процессы понятны, а обсуждения на виду, вы сразу снимете с команды гору проблем
Здесь для примера показываю чат задачи в YouGile. Если все процессы понятны, а обсуждения на виду, вы сразу снимете с команды гору проблем

Но никакой таск-трекер не возьмёт на себя работу менеджера. Поэтому я  расскажу, что делать, если процесс на доске есть, таски тоже есть, а результата почти нет.

Как понять, что сотрудник принял задачу?

Помнить, что вы работаете не с задачами, а с людьми. И не лишним будет сразу убедиться, что сотрудник не только понял, но и принял задачу. 

Вот шпаргалка: 

Признак

Сотрудник понял задачу

Сотрудник не понял задачу

Реакция на разговор

Задает вопросы, уточняет детали

Кивает, говорит «понял» и старается поскорее закончить разговор

Поведение

Уточняет сроки, критерии, формат результата

Избегает конкретики, отвечает односложно

Эмоциональный фон

Человек спокоен, вовлечён

Раздражается, спорит, обесценивает задачу

В ходе работ и даже после выполнения тоже могут появляться редфлаги. Отслеживаем их и делаем выводы на будущее: 

Признак

Сотрудник понял задачу

Сотрудник не понял задачу

Коммуникация после встречи

Делится промежуточными апдейтами, уточняет детали в чате или карточке

Пропадает до дедлайна, не выходит на связь

Инициатива

Предлагает решения, задаёт уточняющие вопросы о целях

Выполняет буквально, не связывает задачу с контекстом проекта

Отношение к правкам

Воспринимает фидбэк спокойно, уточняет, как улучшить

Защищается, спорит, говорит «я так понял»

Итог работы

Приносит ожидаемый результат

Задерживает выполнение или делает не то, что ожидалось

Теперь перейдем к контролю.

2. Как и кого я могу контролировать? 

Для начала скажу, что контроль лежит в основе любого менеджмента. Если его нет — управления тоже нет. Вот какие виды контроля бывают: 

  • Предварительный 

  • Промежуточный 

  • Итоговый 

  • По задаче 

  • По сотруднику

  • по отделу 

  • Контроль качества

  • Контроль этапов

  • Контроль результата

  • Контроль состояния сотрудника (о, это очень важно!)

Все понимают, что менеджер должен следить за ходом работы, но представляют «контроль» по-своему. Кто-то считает, что это ежедневные апдейты и пинги в чатах. Другие — что контроль вообще не нужен, главное нанять самостоятельных людей. 

На деле истина, как обычно, посередине.

Правильный контроль — это баланс между вниманием и доверием. 

И, как и формат постановки задач, он должен быть разным для грейдов:

  • Новичку важно чаще сверяться по шагам.

  • Мидлу — видеть, что от него ждут, и иметь возможность задать вопросы по ходу.

  • Сеньору — понимать цель и границы ответственности, чтобы действовать самостоятельно.

С чем помогает софт в зоне контроля?

Позволяет увидеть общую динамику. Доска с задачами показывает, чем заняты сотрудники, как движется работа по этапам и где команда застопорилась.

Собирает сводную информацию вместо ручных запросов. Для этого есть инструмент, который так и называется — сводки. С ними можно создать отдельные колонки с задачами по заданным критериям. Например:

  • просроченные задачи за неделю;

  • всё, что сейчас «в работе» во всех отделах;

  • приоритетные задачи без апдейтов за последние три дня.

У руководителя может быть своя панель наблюдения из пяти–семи таких сводок. Она помогает быстро понять, где работа остановилась и какие задачи вызывают сложности.

Например, здесь вы видите сводки с зависшими задачами. В первом столбце — карточки, которые никто не передвигал неделю, во втором — задания с низким приоритетом, которые важно не потерять
Например, здесь вы видите сводки с зависшими задачами. В первом столбце — карточки, которые никто не передвигал неделю, во втором — задания с низким приоритетом, которые важно не потерять

Даёт гибкую аналитику. Отчёты и таблицы помогают глубже смотреть на процессы:

  • находить задачи со статусом «Срочно» и просроченным дедлайном;

  • видеть, где идёт активное обсуждение и движется работа;

  • оценивать, сколько времени задачи проводят в каждой колонке, чтобы найти узкие места.

Метрика «время в колонке» особенно полезна: она показывает среднюю скорость прохождения этапов и помогает увидеть, что мешает команде закончить задачи в срок
Метрика «время в колонке» особенно полезна: она показывает среднюю скорость прохождения этапов и помогает увидеть, что мешает команде закончить задачи в срок

Делает загрузку прозрачной. Тайм-трекер фиксирует, кто и сколько времени потратил на задачу — вручную или постфактум. Система собирает данные в отчёт с детализацией по людям и срокам.

Так вы увидите не просто цифры, а реальную загруженность команды и сможете принимать решения на основе фактов, а не ощущений
Так вы увидите не просто цифры, а реальную загруженность команды и сможете принимать решения на основе фактов, а не ощущений

Убирает ручной контроль при согласованиях. Например, в YouGile есть отдельное расширение для согласований, которое позволяет двигать задачи по этапам только после подтверждения.  

Участники голосуют прямо в карточке: «Согласовать» или «Отклонить», добавляют комментарий при необходимости. Всё фиксируется в чате задачи, и ничего не теряется. Это экономит время и убирает «напоминания по цепочке» — система сама покажет, где процесс застопорился.

Что делать, если сотрудник не выполнил задачу или сделал не то, что нужно

Самое главное — понять причину. Вот основные: 

1. Не понял задачу

  • Не знает, что делать.

  • Не знает, как это делать.

  • Не понимает, зачем это делать.

  • Не считает, что это вообще его зона ответственности.

2. Не видит смысла или не согласен

  • Считает, что задание бессмысленное или не сработает.

  • Уверен, что знает лучший способ.

  • Думает, что сейчас есть задачи поважнее.

  • Думает, что уже всё сделал.

3. Не получает обратной связи

  • Не знает, что делает неправильно.

  • Не видит плюсов от хорошей работы.

  • Боится последствий или сталкивается с наказанием за инициативу.

  • Получает одобрение даже за плохие результаты — или, наоборот, не получает ничего за хорошие.

4. Не может по личным причинам

  • Есть проблемы вне работы, которые мешают сосредоточиться.

  • Не хватает опыта, знаний или просто сил на задачу.

Дальше можно действовать по простой логике: если ошибка не влияет на результат — не тратьте силы, если влияет — пройдитесь по шагам ниже и предпримите меры. 

Ошибка стоит ваших времени и сил?

НЕТ  →

Не отвлекайтесь на это

ДА  ↓

Сотрудник знает, что выполнил задачу неправильно?

НЕТ  →

Дайте фидбэк

ДА  ↓

Сотрудник в курсе, что он должен делать? И что это именно его задача? 

НЕТ  →

Сообщите ему

ДА  ↓

Сотрудник знает, зачем ему выполнять задачу?

НЕТ  →

Объясните ему

ДА  ↓

Сотрудник знает, как выполнять задачу?

НЕТ  →

Покажите на практике/организуйте тренинг

ДА  ↓

Есть ли препятствия, которые сотрудник не может устранить?

ДА  →

Устраните их

НЕТ  ↓

Сотрудник считает, что его способ лучше?

ДА  →

Убедите его в обратном

НЕТ  ↓

Сотрудник уверен, что ваш способ не сработает?

ДА  →

Убедите его в обратном

НЕТ  ↓

Сотрудник считает, что у него другие приоритеты?

НЕТ  →

Помогите верно расставить приоритеты

ДА  ↓

Есть ли позитивные последствия у верного выполнения задачи?

НЕТ  →

Создайте позитивное подкрепление

ДА  ↓

Есть ли негативные последствия у верного выполнения задачи?

ДА →

Устраните их или сгладьте позитивными

НЕТ ↓

Есть ли негативные последствия при неправильном исполнении задачи?

НЕТ  →

Организуйте их

ДА  ↓

Есть ли позитивные последствия у неправильного выполнения задачи?

ДА →

Измените их

НЕТ ↓

Сотруднику мешают личные проблемы?

ДА →

Предложите помощь или убедите сотрудника решить проблему

НЕТ ↓

Сотрудник мог бы действовать правильно, если бы захотел?

НЕТ  →

Переведите, понизьте или увольте сотрудника

ДА  ↓

Проведите разъяснительную беседу, чтобы скорректировать поведение

Как давать обратную связь

Каким бы ни был результат работы, важно дать по нему обратную связь. Это не выговор, а способ договориться, как действовать дальше. С её помощью можно и скорректировать действия, если что-то идёт не так, и поддержать то, что уже работает. Главное — говорить вовремя и по существу.

Формула обратной связи простая: факт — последствия — будущее.

1. Опишите, что произошло. Начните с конкретики. Что именно сделал или сказал человек? Избегайте оценочных фраз вроде «ты безответственно подошёл» — вместо этого скажите:

«Ты не отправил отчёт к вечеру, хотя мы договаривались, что он нужен к планёрке».

Так у собеседника не будет повода спорить с фактами, и разговор не уйдёт в эмоции.

2. Объясните, к чему это привело. Покажите причинно-следственную связь. Не просто «так нельзя», а почему именно это важно.

«Из-за этого команда не успела подготовить данные к совещанию, и часть задач пришлось переносить».

Так человек понимает не только, что случилось, но и зачем это обсуждать.

3. Договоритесь, как поступать дальше. Разговор должен закончиться конкретным выводом: что стоит сохранить, а что изменить.

«Давай договоримся, что в следующий раз, если не успеваешь, сразу предупреждаешь, и мы вместе решаем, как сдвинуть сроки».

Если всё сделано хорошо — наоборот, зафиксируйте, что стоит повторять:

«То, как ты провёл презентацию, было идеально по структуре — бери этот формат за основу».

Обратная связь требует спокойствия — иначе вместо пользы будет  только обида. Бесполезно разбирать ошибки, когда:

  • человек искренне расстроен;

  • он старается, но у него просто не выходит;

  • не ясны причины поступка;

  • руководитель сам не в ресурсе.

Как понять, что вас услышали

После разговора важно убедиться, что человек не просто кивнул из вежливости. Для этого оцениваем его реакцию и поведение по схеме:

Признак

Сотрудник принял ОС

Сотрудник не принял ОС

Реакция на разговор

Пересказывает суть, задаёт уточняющие вопросы

Оправдывается («клиент странный»), спорит, отшучивается

Поведение

Признаёт ошибку, уточняет, как сделать лучше

Делает вид, что согласен, но ничего не меняет

Эмоциональный фон

Спокоен, вовлечён в обсуждение

Раздражается, закрывается, переводит тему

Итог работы

Пробует новый подход, меняет формат действий

Повторяет старую модель поведения

Коммуникация после

Возвращается к теме, просит совета, сверяет результат

Избегает обсуждения, не упоминает ситуацию

Вместо вывода

Теперь у вас есть готовые фреймворки, чтобы прокачивать свои управленческие скиллы и наводить порядок в процессах. 

Как и обещал, раскрываю шестую функцию, которая удерживает все остальные вместе. 

По сути, это и есть главное умение менеджера — разговаривать с людьми, слышать их и договариваться.

А в следующих материалах буду разбирать остальные функции из цикла. 

Если у вас есть интересные инсайты, пожалуйста, поделитесь в комментариях.


Особенность системы управления проектами YouGile — в том, что о планирование неотделимо от коммуникации. Здесь каждая задача — это чат, а корпоративный мессенджер затягивает команду в работу. Сервис полностью бесплатный для команд до 10 человек без ограничений по функциями и времени.

Комментарии (0)