Изучая историю настольных игр, невольно задался вопросом: «А как обстояло дело с настольными играми в стародавние времена на территории нашей страны?»
В результате поиска информации в ответе на поставленный вопрос получился вот этот пост, посвященный НАШИМ «коренным» играм: ТАВРЕЛИ, ТАВЛЕИ, и скандинавскому гостю — ХНЕФАТАФЛ.
ТАВРЕЛИ
Начать раздел поста, посвященный игре ТАВРЕЛИ, хочу словами многократного чемпиона мира по шахматам, вице-президента Федерации по русским шахматам Анатолия Карпова, которые очень ёмко характеризуют эту игру:
«Я рад возможности представить вам древнюю русскую игру — ТАВРЕЛИ (русские шахматы). По утверждению археологов, эту игру придумали наши далекие предки. И сейчас, после веков забвения, она стала вновь развиваться в России благодаря усилиям многих энтузиастов.
Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры.
Насколько я могу судить, ТАВРЕЛИ на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя).
Думаю, что русские шахматы очень скоро найдут многих поклонников как у нас в России, так и во всем мире».
История ТАВРЕЛЕЙ (от «тавро» — клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян.
По данным Института археологии Академии наук, за две с половиной тысячи лет до Р.Х. Русскую равнину населяли племена так называемой «катакомбной культуры». Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец найдены самые настоящие игральные кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и значками на гранях, разноцветный галечник и большие камни, расчерченные в клетку. Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берегам южного побережья Балтийского моря. Что касается «чисто русского шахматного чуда», то можно указать на результаты многочисленных раскопок в Новгородских землях, а также на Черниговщине, где было найдено множество прекрасных изделий для игры в ТАВРЕЛИ, датированных IX — X в. Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Славяне уже в IV веке умели играть в столбовые шашки — ближайшие родственники ТАВРЕЛЕЙ.
Подтверждением того, что эта игра была широко распространена у наших предков, является находка в черте Старой Рязани. Город впервые упоминается в летописи 1095 г. Старая Рязань стояла на возвышенном правом берегу реки Оки. С конца XI — начала XII века она ведёт борьбу с владимирскими князьями за преобладание в Северо-Восточной Руси. Экспедиция Института Археологии АН 1969 г. при раскопках остатков сгоревшей в 1237 г. постройки хозяйственного значения, неподалеку от кладовых (хозяйственных ям) обнаружила две круглые костяные пластинки, на одной из которых просматривалось изображение воина. Плоский костяной кружок, на одной стороне которого вырезан образ русича со щитом и мечом, назван археологами «изобразительным королем». Второй кружок был абсолютно таких же размеров и прекрасно держался на поверхности своего собрата. Правда эту же находку относят и к другой древнерусской игре — ТАВЛЕЕ, о которой рассказ пойдет дальше. Так что точно определить от какого «игрового комплекта» были эти фигуры сейчас невозможно.
«… И были киммерийцы, кимров сменили венеды и сколоты, потом пришли скифы, за ними сарматы, наконец, готы...» Все эти народы — наследники некогда единой ведической культуры Легендарного Семиречья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что русы и славяне при взаимодействии с этими племенами овладевали секретами удивительных игр. Можно предположить, что прадеды «отечественных» шахмат и шашек имели военный и магический подтекст. Как руны со временем переродились в домино, так и алтарь ведических жрецов стал игровым полем, а языческие изображения богов — фигурами. С крещением Руси, игру стали постепенно забывать, так как шахматы были связаны с языческими верованиями, вдобавок в это время церковь не очень поощряла игры. Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру — индийские (классические) шахматы.
Игра в ТАВРЕЛИ ведется на обычной шахматной доске, фигуры имеют следующие названия:
король – волхв;
ферзь – князь;
ладья – ратоборец;
слон – лучник;
конь – всадник;
пешка – ратник.
Есть дополнительная фигура — хелги — самая сильная фигура, обладающая свойствами князя и всадника (ферзя и коня). В хелги превращается ратник (пешка), стоящая перед волхвом и дошедшая до последней горизонтали. Фигуры ходят также, как и в классических шахматах.
Самой игре и ее правилам характерны следующие особенности:
таврели (фигуры) остаются на доске в течение всей игры;
вместо уничтожения фигура берется в плен путем установки сверху фигуры соперника (как в столбовых шашках);
таврель может перемещаться не только на свободное поле, но и на занятое: в этом случае создается башня, причем ходившая таврель помещается сверху. Башни могут и дальше ставиться на другие башни и таврели кроме волхва;
башня соблюдает правила хода, соответствующие верхней таврели;
в любой ход башня может разделиться на две части;
принадлежность башни определяется верхней таврелью;
ратники могут превращаться только в те фигуры, перед которыми они стояли в начале игры;
при превращении ратника таврель переворачивается (с обратной стороны есть рисунок нужной фигуры);
при захвате превращенного ратника, он вновь становится обычным ратником, а при повторном достижении последней горизонтали (самостоятельно, или наверху башни) – может снова превратиться в соответствующую таврель.
Ход игры представлен на рисунке:
Игра комбинационная и очень динамичная в ходе развития партии, процент ничьих крайне низок. Дебютная теория мало разработана, а эндшпиля в обычном понимании попросту не существует. Русские шахматы — хороший вариант нестандартных шахмат для решения проблемы теории «вечной» патовой ситуации в классических шахматах.
Завершить этот раздел поста хочу словами чемпиона России по русским шахматам О.В. Свирина:
«В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.
Теории русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам».
«На мой взгляд, русские шахматы гораздо сложнее, а значит, интереснее, так как появляется третье пространство — высота. Вообще это символично — во втором тысячелетии человечество играло в двухмерные шахматы, а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трехмерные».
ТАВЛЕИ
ТАВЛЕИ (в народе велеи) — древнерусская настольная игра шашечного типа. Характер игры остаётся пока не до конца ясным, возможно это аналог варяжского ХНЕФАТАФЛА (о нём рассказ будет далее). Реконструкция игры проводится по фольклорным памятникам, прежде всего в былинах Русского Севера, по археологическим находкам и лингвистическими методами.
Существуют четыре версии происхождения этой игры:
1. Игра, завезена на русскую землю с Востока и похожа на нарды. В пользу этой теории говорит то, что в Турции нарды называют «тавла» и в отдельных вариантах этой игры используется игральные кости.
2. ТАВЛЕИ — это древнерусские шашки. Действительно, сохранилось несколько письменных источников с описанием игры и игрового процесса. Доска, плоские одинаковые фигуры.
3. ТАВЛЕИ — это русский вариант шахмат, ведь каждый играющий имел свой набор фигур с определенными правилами хода.
4. Игру на Русь завезли варяги (норманы), у которых она была очень популярна, а название произошло от латинского «тавл» – доска.
Как автор поста придерживаюсь именно четвертой версии.
В настоящее время существует мнение, что игра появилась не как стратегическая игра для организации досуга, а как мистический инструмент для предсказаний. Не даром на скандинавских тавлеях вырезаны руны, а форма фишек очень похожа на руны для гадания.
Сама игра состоит из игрового поля 9 на 9 клеток, фишки символизирующей князя, 8 фишек, символизирующих защитников, 16 фишек, символизирующих нападающих. В игре участвовали двое: один игрок играл за князя и защитников, а другой за нападающих.
Для победы защитников князь должен достичь одного из четырёх выходов (угловые клетки игрового поля). Нападающие, чтобы победить, должны захватить князя. Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят нападающие.
В свой ход игрок должен передвинуть одну любую свою фишку на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали (так же ходит ладья в шахматах). «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя.
Князь может вставать на трон (центральная клетка игрового поля) и на выходы, остальные фишки на эти клетки ставить нельзя, переносить фишки через трон так же нельзя.
Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:
зажата между двумя вражескими фишками;
зажата между вражеской фишкой и выходом (за исключением фишки князя);
нападающий зажат между князем или защитником и троном;
защитник зажат между нападающим и пустым троном.
Фишка должна быть зажата строго по горизонтали или вертикали – зажимать «углом» нельзя.
Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:
князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению
князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону.
В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.
Ход игры хорошо иллюстрирует рисунок:
В качестве рекомендации могу предложить к рассмотрению реконструированный вариант игры ТАВЛЕИ — настольную игру «Оберег», которую можно заказать в Интернете, а ее электронный вариант есть для планшетов в маркете.
ХНЕФАТАФЛ
ХНЕФАТАФЛ — древняя игра скандинавских народов, была в свое время очень и очень популярна, получила широкое признание у соседей скандинавов — германцев и кельтов. Однако позже, когда во всей Европе ширилась и росла популярность шахмат, была благополучна оставлена и забыта. К нашему сожалению, правил никто тогда записать не додумался. Через какое-то время спохватились, но было уже поздно — правил никто не помнил. Так и осталась бы эта игра для нас таинственным и непонятным священнодействием, если бы не шведский исследователь Линней, открывший в 18-ом веке для нас эту игру заново. Как выяснилось, потомки скандинавов, жители Лапландии, были не в курсе, что их любимая игра уже давно забыта и заброшена и продолжали себе преспокойно играть в нее.
Игра представлена в двух вариантах в зависимости от размеров игрового поля: 9 на 9 клеток или 11 на 11 клеток.
Внешний вид начальной игровой позиции на поле 9 на 9 клеток изображен на рисунке:
Внешний вид начальной игровой позиции на поле 11 на 11 клеток изображен на рисунке:
В отличие от шахмат, шашек и прочих подобных им игр, игроки начинают не в одинаковых положениях и цели в игре у них тоже различные:
белые располагаются в середине. Их задача — уберечь и вывести с поля боя короля, доведя его до любой из угловых клеток.
черные располагаются по всем четырем сторонам игрового поля. Их задача любой ценой не дать королю уйти, взяв его в плен. Перемещаются отважные викинги по полю не иначе как бегом — фигурки вы перемещаете по горизонтали и вертикали на любое расстояние, пока они не упрутся в кого-нибудь или что-нибудь.
Привожу текст перевода описания игры в авторстве Стена Хелмфрида:
«1. Могут участвовать два игрока. Один игрок играет на стороне короля, с королем и его защитниками, а другой игрок играет на стороне нападающих. Есть или восемь защитников и шестнадцать нападающих, или двенадцать защитников и двадцать четыре нападающих.
2. Игра играется на доске с 9x9 или 11x11 клеточками и с исходной позицией, как показано выше.
3. Центральная клеточка, названная троном, и четыре клеточки в углах ограничены и могут быть заняты только королём. Королю позволяется вернуться на трон, и все фигуры могут проходить трон, когда он пустой. Четыре клеточки угла враждебны ко всем фигурам, что означает, что они могут заменить одну из этих двух фигур, принимающих участие в захвате. Трон всегда враждебен к нападающим, но к защитникам — только, когда он пустой.
4. Цель стороны короля состоит в том, чтобы переместить короля в любую из четырёх угловых клеточек. В этом случае — король убежал и его сторона выигрывает. Нападающие выигрывают, если они могут захватить короля прежде, чем он убежит.
5. Ходят по очереди, при чем сторона нападающих ходит первой. Все фигуры передвигаются на любое количество свободных клеточек по ряду или колонке, как ладья в шахматах.
6. Все фигуры, кроме короля, захвачены, если они являются зажатыми между двумя вражескими фигурами, или между вражеской фигурой и вражеской клеточкой, по колонке или ряду. Две вражеские фигуры должны или быть на клеточке выше и ниже или на клеточке налево и направо от подвергшейся нападению фигуры. Фигура считается захваченной, если западня закрыта движением противника, это значит, что своей фигурой можно походить между вражеские фигуры противника. Захваченная фигура удалена с доски и больше не активна в игре. Король может принимать участие в захватах.
7. Сам король считается захваченным, как все другие фигуры, кроме тех случаев, когда он стоит на троне или на одной из четырёх клеточек рядом с троном. Когда король стоит на троне, нападающие должны окружить его со всех четырёх сторон. Когда он находится на клеточке рядом с троном, нападающие должны занять все четыре ближайшие клеточки, кроме трона».
Уверен, что сравнив правила ХНЕФАТАФЛА с правилами ТАВЛЕИ вопрос об истоках ТАВЛЕИ снимается сам собой. По моему мнению, смелые северные парни, работая на просторах Древней Руси (об этих чудных временах замечательно писал Северин в цикле «Викинг» и Лоу в цикле «Обетное братство»), привезли с собой ХНЕФАТАФЛ, который прижился у нас и стал со временем ТАВЛЕЯМИ.
Теперь немного об интересных игровых моментах ХНЕФАТАФЛА.
В стандартном варианте игры нет места случайности. Как в шахматах или шашках, игра полностью зависит от вашего математического расчета и умения угадать намерения противника. Но для любителей «риска» существует ирландская версия игры с кубиками. Игроки кидают их для того, чтобы выяснить, на сколько клеточек пойдет их викинг (тут игровой процесс напоминает нарды). Другой вариант использования кубика — кубик кидается на чет или нечет, и таким образом определяется, будет ли игрок вообще двигать кого-то в свой ход.
Есть саксонский вариант игры, в нем подразумевается, что игра имитирует морское сражение.
В настоящее время присутствуют «планшетные» версии этой игры (введите в поисковике «Tafl») для знакомства и проверки своих «варяжских» навыков.
Из предполагаемых минусов игры – считается, что за белых играть чуть легче, чем за черных. Но если вы согласитесь с тем, что игра не сбалансирована, вариантов исправить это множество. Выбирайте понравившийся. Есть варианты усложнения для белых (к примеру, чтобы убить короля, может быть достаточным окружить его с двух сторон вместо четырех, или он может быть «безоружным», то есть, не может захватывать вражеские фишки). Дизайнер настольных игр Р. Вайн Шмиттбергер предложил еще более изящное решение: давать белым ограничение на количество ходов, за которые можно вывести с поля короля (от 13 до 15). Если белые не укладываются, побеждают черные.
Завершу пост цитатой, посвященного этой замечательной игре:
«Серьезным аргументом в пользу «поиграть» является возраст и происхождение игры, ведь в нее играли древние викинги.
Эта игра для тех, кому поднадоели шахматы-шашки, но логические игры нравятся. И еще — для любителей делать игровые элементы своими руками. А также поклонников скандинавской культуры. Если вы не принадлежите ни к одной из этих категорий людей, но настольными играми увлекаетесь, сыграть в нее все равно стоит. Как стоит прочитать, к примеру, «Трех Мушкетеров» или «Муму». Просто из уважения к классике. Игра, выдержавшая такое испытание временем, заслуживает быть сыгранной хотя бы раз».
В результате поиска информации в ответе на поставленный вопрос получился вот этот пост, посвященный НАШИМ «коренным» играм: ТАВРЕЛИ, ТАВЛЕИ, и скандинавскому гостю — ХНЕФАТАФЛ.
ТАВРЕЛИ
Начать раздел поста, посвященный игре ТАВРЕЛИ, хочу словами многократного чемпиона мира по шахматам, вице-президента Федерации по русским шахматам Анатолия Карпова, которые очень ёмко характеризуют эту игру:
«Я рад возможности представить вам древнюю русскую игру — ТАВРЕЛИ (русские шахматы). По утверждению археологов, эту игру придумали наши далекие предки. И сейчас, после веков забвения, она стала вновь развиваться в России благодаря усилиям многих энтузиастов.
Русские шахматы лишь поверхностно напоминают традиционные (индийские) шахматы, поскольку возможность создавать ударную силу, формируя башни, в корне меняет суть стратегии и тактики игры.
Насколько я могу судить, ТАВРЕЛИ на порядок сложнее индийских шахмат по набору различных приемов. Эта игра очень динамична, ведь ратники (пешки) приобретают сокрушительную силу, когда на них становятся более сильные фигуры. Практически в один ход скромный ратник может возвыситься до всемогущего князя (ферзя).
Думаю, что русские шахматы очень скоро найдут многих поклонников как у нас в России, так и во всем мире».
История ТАВРЕЛЕЙ (от «тавро» — клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусством древних славян.
По данным Института археологии Академии наук, за две с половиной тысячи лет до Р.Х. Русскую равнину населяли племена так называемой «катакомбной культуры». Кроме останков человека и животных, различных каменных, глиняных и бронзовых предметов, в многочисленных захоронениях в бассейне реки Северный Донец найдены самые настоящие игральные кости в виде кубиков и ромбиков с непонятными цифрами и значками на гранях, разноцветный галечник и большие камни, расчерченные в клетку. Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скифских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берегам южного побережья Балтийского моря. Что касается «чисто русского шахматного чуда», то можно указать на результаты многочисленных раскопок в Новгородских землях, а также на Черниговщине, где было найдено множество прекрасных изделий для игры в ТАВРЕЛИ, датированных IX — X в. Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Славяне уже в IV веке умели играть в столбовые шашки — ближайшие родственники ТАВРЕЛЕЙ.
Подтверждением того, что эта игра была широко распространена у наших предков, является находка в черте Старой Рязани. Город впервые упоминается в летописи 1095 г. Старая Рязань стояла на возвышенном правом берегу реки Оки. С конца XI — начала XII века она ведёт борьбу с владимирскими князьями за преобладание в Северо-Восточной Руси. Экспедиция Института Археологии АН 1969 г. при раскопках остатков сгоревшей в 1237 г. постройки хозяйственного значения, неподалеку от кладовых (хозяйственных ям) обнаружила две круглые костяные пластинки, на одной из которых просматривалось изображение воина. Плоский костяной кружок, на одной стороне которого вырезан образ русича со щитом и мечом, назван археологами «изобразительным королем». Второй кружок был абсолютно таких же размеров и прекрасно держался на поверхности своего собрата. Правда эту же находку относят и к другой древнерусской игре — ТАВЛЕЕ, о которой рассказ пойдет дальше. Так что точно определить от какого «игрового комплекта» были эти фигуры сейчас невозможно.
«… И были киммерийцы, кимров сменили венеды и сколоты, потом пришли скифы, за ними сарматы, наконец, готы...» Все эти народы — наследники некогда единой ведической культуры Легендарного Семиречья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что русы и славяне при взаимодействии с этими племенами овладевали секретами удивительных игр. Можно предположить, что прадеды «отечественных» шахмат и шашек имели военный и магический подтекст. Как руны со временем переродились в домино, так и алтарь ведических жрецов стал игровым полем, а языческие изображения богов — фигурами. С крещением Руси, игру стали постепенно забывать, так как шахматы были связаны с языческими верованиями, вдобавок в это время церковь не очень поощряла игры. Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру — индийские (классические) шахматы.
Игра в ТАВРЕЛИ ведется на обычной шахматной доске, фигуры имеют следующие названия:
король – волхв;
ферзь – князь;
ладья – ратоборец;
слон – лучник;
конь – всадник;
пешка – ратник.
Есть дополнительная фигура — хелги — самая сильная фигура, обладающая свойствами князя и всадника (ферзя и коня). В хелги превращается ратник (пешка), стоящая перед волхвом и дошедшая до последней горизонтали. Фигуры ходят также, как и в классических шахматах.
Самой игре и ее правилам характерны следующие особенности:
таврели (фигуры) остаются на доске в течение всей игры;
вместо уничтожения фигура берется в плен путем установки сверху фигуры соперника (как в столбовых шашках);
таврель может перемещаться не только на свободное поле, но и на занятое: в этом случае создается башня, причем ходившая таврель помещается сверху. Башни могут и дальше ставиться на другие башни и таврели кроме волхва;
башня соблюдает правила хода, соответствующие верхней таврели;
в любой ход башня может разделиться на две части;
принадлежность башни определяется верхней таврелью;
ратники могут превращаться только в те фигуры, перед которыми они стояли в начале игры;
при превращении ратника таврель переворачивается (с обратной стороны есть рисунок нужной фигуры);
при захвате превращенного ратника, он вновь становится обычным ратником, а при повторном достижении последней горизонтали (самостоятельно, или наверху башни) – может снова превратиться в соответствующую таврель.
Ход игры представлен на рисунке:
Игра комбинационная и очень динамичная в ходе развития партии, процент ничьих крайне низок. Дебютная теория мало разработана, а эндшпиля в обычном понимании попросту не существует. Русские шахматы — хороший вариант нестандартных шахмат для решения проблемы теории «вечной» патовой ситуации в классических шахматах.
Завершить этот раздел поста хочу словами чемпиона России по русским шахматам О.В. Свирина:
«В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.
Теории русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам».
«На мой взгляд, русские шахматы гораздо сложнее, а значит, интереснее, так как появляется третье пространство — высота. Вообще это символично — во втором тысячелетии человечество играло в двухмерные шахматы, а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трехмерные».
ТАВЛЕИ
ТАВЛЕИ (в народе велеи) — древнерусская настольная игра шашечного типа. Характер игры остаётся пока не до конца ясным, возможно это аналог варяжского ХНЕФАТАФЛА (о нём рассказ будет далее). Реконструкция игры проводится по фольклорным памятникам, прежде всего в былинах Русского Севера, по археологическим находкам и лингвистическими методами.
Существуют четыре версии происхождения этой игры:
1. Игра, завезена на русскую землю с Востока и похожа на нарды. В пользу этой теории говорит то, что в Турции нарды называют «тавла» и в отдельных вариантах этой игры используется игральные кости.
2. ТАВЛЕИ — это древнерусские шашки. Действительно, сохранилось несколько письменных источников с описанием игры и игрового процесса. Доска, плоские одинаковые фигуры.
3. ТАВЛЕИ — это русский вариант шахмат, ведь каждый играющий имел свой набор фигур с определенными правилами хода.
4. Игру на Русь завезли варяги (норманы), у которых она была очень популярна, а название произошло от латинского «тавл» – доска.
Как автор поста придерживаюсь именно четвертой версии.
В настоящее время существует мнение, что игра появилась не как стратегическая игра для организации досуга, а как мистический инструмент для предсказаний. Не даром на скандинавских тавлеях вырезаны руны, а форма фишек очень похожа на руны для гадания.
Сама игра состоит из игрового поля 9 на 9 клеток, фишки символизирующей князя, 8 фишек, символизирующих защитников, 16 фишек, символизирующих нападающих. В игре участвовали двое: один игрок играл за князя и защитников, а другой за нападающих.
Для победы защитников князь должен достичь одного из четырёх выходов (угловые клетки игрового поля). Нападающие, чтобы победить, должны захватить князя. Игроки совершают ходы по очереди, причём первыми ходят нападающие.
В свой ход игрок должен передвинуть одну любую свою фишку на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали (так же ходит ладья в шахматах). «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя.
Князь может вставать на трон (центральная клетка игрового поля) и на выходы, остальные фишки на эти клетки ставить нельзя, переносить фишки через трон так же нельзя.
Фигура считается захваченной и убирается с игрового поля, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась:
зажата между двумя вражескими фишками;
зажата между вражеской фишкой и выходом (за исключением фишки князя);
нападающий зажат между князем или защитником и троном;
защитник зажат между нападающим и пустым троном.
Фишка должна быть зажата строго по горизонтали или вертикали – зажимать «углом» нельзя.
Князя можно захватить так же, как и все остальные фишки, кроме следующих случаев:
князь находится на троне. В этом случае нападающие должны занять все четыре клетки вокруг трона, перекрыв князю все пути к отступлению
князь находится на соседней с троном клетке по горизонтали или вертикали. В этом случае нападающие должны занять все три клетки вокруг князя, прижав его к трону.
В поле князь участвует в сражении также, как и другие фишки.
В случае, если соперник не может сделать никакой ход (все фишки заблокированы), он признается проигравшим.
Ход игры хорошо иллюстрирует рисунок:
В качестве рекомендации могу предложить к рассмотрению реконструированный вариант игры ТАВЛЕИ — настольную игру «Оберег», которую можно заказать в Интернете, а ее электронный вариант есть для планшетов в маркете.
ХНЕФАТАФЛ
ХНЕФАТАФЛ — древняя игра скандинавских народов, была в свое время очень и очень популярна, получила широкое признание у соседей скандинавов — германцев и кельтов. Однако позже, когда во всей Европе ширилась и росла популярность шахмат, была благополучна оставлена и забыта. К нашему сожалению, правил никто тогда записать не додумался. Через какое-то время спохватились, но было уже поздно — правил никто не помнил. Так и осталась бы эта игра для нас таинственным и непонятным священнодействием, если бы не шведский исследователь Линней, открывший в 18-ом веке для нас эту игру заново. Как выяснилось, потомки скандинавов, жители Лапландии, были не в курсе, что их любимая игра уже давно забыта и заброшена и продолжали себе преспокойно играть в нее.
Игра представлена в двух вариантах в зависимости от размеров игрового поля: 9 на 9 клеток или 11 на 11 клеток.
Внешний вид начальной игровой позиции на поле 9 на 9 клеток изображен на рисунке:
Внешний вид начальной игровой позиции на поле 11 на 11 клеток изображен на рисунке:
В отличие от шахмат, шашек и прочих подобных им игр, игроки начинают не в одинаковых положениях и цели в игре у них тоже различные:
белые располагаются в середине. Их задача — уберечь и вывести с поля боя короля, доведя его до любой из угловых клеток.
черные располагаются по всем четырем сторонам игрового поля. Их задача любой ценой не дать королю уйти, взяв его в плен. Перемещаются отважные викинги по полю не иначе как бегом — фигурки вы перемещаете по горизонтали и вертикали на любое расстояние, пока они не упрутся в кого-нибудь или что-нибудь.
Привожу текст перевода описания игры в авторстве Стена Хелмфрида:
«1. Могут участвовать два игрока. Один игрок играет на стороне короля, с королем и его защитниками, а другой игрок играет на стороне нападающих. Есть или восемь защитников и шестнадцать нападающих, или двенадцать защитников и двадцать четыре нападающих.
2. Игра играется на доске с 9x9 или 11x11 клеточками и с исходной позицией, как показано выше.
3. Центральная клеточка, названная троном, и четыре клеточки в углах ограничены и могут быть заняты только королём. Королю позволяется вернуться на трон, и все фигуры могут проходить трон, когда он пустой. Четыре клеточки угла враждебны ко всем фигурам, что означает, что они могут заменить одну из этих двух фигур, принимающих участие в захвате. Трон всегда враждебен к нападающим, но к защитникам — только, когда он пустой.
4. Цель стороны короля состоит в том, чтобы переместить короля в любую из четырёх угловых клеточек. В этом случае — король убежал и его сторона выигрывает. Нападающие выигрывают, если они могут захватить короля прежде, чем он убежит.
5. Ходят по очереди, при чем сторона нападающих ходит первой. Все фигуры передвигаются на любое количество свободных клеточек по ряду или колонке, как ладья в шахматах.
6. Все фигуры, кроме короля, захвачены, если они являются зажатыми между двумя вражескими фигурами, или между вражеской фигурой и вражеской клеточкой, по колонке или ряду. Две вражеские фигуры должны или быть на клеточке выше и ниже или на клеточке налево и направо от подвергшейся нападению фигуры. Фигура считается захваченной, если западня закрыта движением противника, это значит, что своей фигурой можно походить между вражеские фигуры противника. Захваченная фигура удалена с доски и больше не активна в игре. Король может принимать участие в захватах.
7. Сам король считается захваченным, как все другие фигуры, кроме тех случаев, когда он стоит на троне или на одной из четырёх клеточек рядом с троном. Когда король стоит на троне, нападающие должны окружить его со всех четырёх сторон. Когда он находится на клеточке рядом с троном, нападающие должны занять все четыре ближайшие клеточки, кроме трона».
Уверен, что сравнив правила ХНЕФАТАФЛА с правилами ТАВЛЕИ вопрос об истоках ТАВЛЕИ снимается сам собой. По моему мнению, смелые северные парни, работая на просторах Древней Руси (об этих чудных временах замечательно писал Северин в цикле «Викинг» и Лоу в цикле «Обетное братство»), привезли с собой ХНЕФАТАФЛ, который прижился у нас и стал со временем ТАВЛЕЯМИ.
Теперь немного об интересных игровых моментах ХНЕФАТАФЛА.
В стандартном варианте игры нет места случайности. Как в шахматах или шашках, игра полностью зависит от вашего математического расчета и умения угадать намерения противника. Но для любителей «риска» существует ирландская версия игры с кубиками. Игроки кидают их для того, чтобы выяснить, на сколько клеточек пойдет их викинг (тут игровой процесс напоминает нарды). Другой вариант использования кубика — кубик кидается на чет или нечет, и таким образом определяется, будет ли игрок вообще двигать кого-то в свой ход.
Есть саксонский вариант игры, в нем подразумевается, что игра имитирует морское сражение.
В настоящее время присутствуют «планшетные» версии этой игры (введите в поисковике «Tafl») для знакомства и проверки своих «варяжских» навыков.
Из предполагаемых минусов игры – считается, что за белых играть чуть легче, чем за черных. Но если вы согласитесь с тем, что игра не сбалансирована, вариантов исправить это множество. Выбирайте понравившийся. Есть варианты усложнения для белых (к примеру, чтобы убить короля, может быть достаточным окружить его с двух сторон вместо четырех, или он может быть «безоружным», то есть, не может захватывать вражеские фишки). Дизайнер настольных игр Р. Вайн Шмиттбергер предложил еще более изящное решение: давать белым ограничение на количество ходов, за которые можно вывести с поля короля (от 13 до 15). Если белые не укладываются, побеждают черные.
Завершу пост цитатой, посвященного этой замечательной игре:
«Серьезным аргументом в пользу «поиграть» является возраст и происхождение игры, ведь в нее играли древние викинги.
Эта игра для тех, кому поднадоели шахматы-шашки, но логические игры нравятся. И еще — для любителей делать игровые элементы своими руками. А также поклонников скандинавской культуры. Если вы не принадлежите ни к одной из этих категорий людей, но настольными играми увлекаетесь, сыграть в нее все равно стоит. Как стоит прочитать, к примеру, «Трех Мушкетеров» или «Муму». Просто из уважения к классике. Игра, выдержавшая такое испытание временем, заслуживает быть сыгранной хотя бы раз».