Технологии дали нам выход нажатием одной кнопки на такси, прачечные самообслуживания, ко всей собранной информации по истории и к сексу. Но они так и не смогли дать нам сколько-нибудь достойную программу для упорядочения списка дел.
И это не означает недостаточное внимание к теме. Имеется целая область Интернета, занимающаяся увеличением производительности повседневной деятельности людей. Сюда входят 5 «простых путей» (Simple Ways), 31 «гениальный совет» (Genius Tips) и одна «таинственная уловка» (One Weird Trick). Сотни приложений составляют гамму от симпатичных формирователей списков до электронного сквалыги, который буквально изводит вас, пока вы занимаетесь своей, по его мнению, «полной ерундой». Это замечательно работает, заставляя затрачивать уйму времени на организацию и планирование вместо того, чтобы фактически получить сделанный материал. Поверьте мне, я делаю это постоянно. И я не один такой.
Стартап «iDoneThis» («Я сделал это») выявил, что 41% задач, помещённых пользователями в его систему, так и не был выполнен. Возможно, следовало бы назвать этот стартап «iAin’tDoingThis» («Я не сделал это»), потому что очевидно это, чем длиннее ваш список, тем меньше он выполняется.
Создание и поддержание списка текущих дел является почти настолько же трудным, как и его выполнение. Что расстраивает больше всего, так это постоянное чувство, что мы должны решить все задачи прямо сейчас. Поскольку работа становится всё более объёмной, распределённой и комплексной, людям всё больше требуются инструменты управления временем и задачами. Таких инструментов множество: Wunderlist, Todoist, Any.do, Asana, Toodledo, Omnifocus, Things, Trello, Clear, Checkvist, Due, TeuxDeux — и они являются просто приложениями на моём телефоне. Десятки миллионов людей используют их, и в них вложены сотни миллионов долларов.
Большинство из этой армады инструментов для списков дел является неплохим. Некоторые из них — весьма хороши. Но ни один из них, всё же, так и не решает моей проблемы — вашей проблемы! — состоящей в том, что делать надо очень много, что времени имеется очень мало и что мой мозг просто не в состоянии запомнить и упорядочить всё, что требуется. И изложенное вполне объясняет, почему старые пути остаются столь популярными.
«Многие специалисты в области инфотехнологий, я знаю, возвращаются к бумаге,» говорит мне «гуру» по организации и управлению временем Дэвид Аллен. «Поскольку для планирования пока не нашлось инструмента лучше планировщика работ на бумаге».
Подождите секундочку. Вы говорите мне, что Кремниевая долина со всем её интеллектом, что Интернет со всей его информацией и что мой телефон со всей его мощью не могут найти путь, чтобы обеспечить мне своевременную оплату счетов, покупку пары пакетов молока и завершение моей презентации?
Аллен смеётся в ответ на мой вопрос. Он знает кое-что весьма полезное о списках текущих дел. Именно он написал в 2001 году книгу «Getting Things Done» («Искусство доведения дел до завершения») (прим. переводчика: книга вышла в 2015 г. на русском языке под названием «Как привести дела в порядок»), которая породила целую индустрию «завершателей дел». Он попытался сделать нас всех более производительными по сравнению с эпохой «бумажного» планировщика Франклина, вышедшего в 1984 году. У него есть некоторые сумасшедшие идеи о днях, когда голографический секретарь с искусственным интеллектом будет напоминать вам об оплате налогов. Однако до того времени мы застряли со списками. Поэтому я задаю другой вопрос:
"— Как мы можем сделать списки лучше?"
Вы везде со мной
Главное, что требуется от списка дел, — быть актуальным. Если ваш список неполный или, хуже, устарел, то вы просто не будете проверять его. Это делает абсолютно необходимым то, что разработчики реализуют фактически: лёгкость создания списков и добавления в них записей. Но технология не особенно хороша в этом. «Вы должны включить ваш телефон,» говорит Аллен, «щёлкнуть здесь, щёлкнуть тот маленький значок, перейти туда-то … Ну, нет, хватит!» Он с раздражением говорит об этом. «Ввод и вывод являются слишком неуклюжими.» Здесь одна из причин, почему ручка и бумага остаются такими популярными. Короткая запись ручкой делается быстрее и легче, и она лучше для восприятия. Список текущих дел должен быть быстродоступным и достаточно гибким, чтобы не отставать от ваших мыслей.
Приложение «Remember the Milk» («Не забудь о молоке») частично достигло этого почти десять лет назад. Оно ввело концепцию, названную «Smart Add» («Интеллектуальный ввод»), что позволяет, скажем, напечатать «Заплатить за квартиру в последний день месяца», и запись будет помещена в надлежащем списке с соответствующей датой в любом случае. Так же важно, что добавлять задачи можно отовсюду: через твит, эл. почту, скайп и даже через мессенджер. Приложение, встроенное в Gmail, до того как начать делать так, проявило себя прекрасно и с Siri, прежде чем Apple соизволил подключить его. Оно было там и тогда, где и когда оно требовалось, и позволяло ввести запись быстрее, чем что-то записать ручкой на бумаге, потому что можно было прекрасно использовать любое подвернувшееся окошко для ввода.
Такая «вездесущность» теперь является обычным явлением. Дальнейшие программы — Siri, Cortana, Android Widgets — развивают эту тенденцию. Пока кто-нибудь не сотворит телепатический интерфейс смартфона, проблему «открытости» можно считать в значительной степени решённой. Большое дело, действительно! Но это всего одна проблема. И её решения недостаточно, чтобы отложить ручку и блокнот навсегда.
Обеспечив возможность легко записывать какие-то соображения почти сразу, как они приходит в вашу голову, разработчики идут дальше — к тому, чтобы можно было маркировать их. Майкл Сиарло, создатель нового приложения под названием Doo, думает, что лучшим способом является установление зрительного контакта с задачей, находящейся перед вами. В Doo каждая задача получает свою собственную карточку. Самым лёгким способом перейти к следующей карточке является завершить эту задачу или перевести её в «сон», что означает фактически сказать: «ОК, я не буду делать это сейчас. Как-нибудь позже…» Перевод в «сон» порождает у меня такое чувство вины, что я часто просто завершаю задачу. И в этом-то состоит фишка! «Осведомлённость о том, что должно быть сделано, помогает мотивировать людей,» говорит Сиарло.
Другие приложения используют извещающие уведомления, как, например, значок по умолчанию «Эй, вспомни меня», для удержания вас на задаче. Такие напоминания будут становиться всё более эффективными по мере того, как ваши устройства будут больше узнавать о вас. Например, приложение сможет использовать время и ваше местоположение, чтобы напомнить о задачах не только в нужное время, но и в надлежащем месте. У носимых электронных устройств есть доступ к основным показателям жизнедеятельности и другим данным, которые могли бы оптимизировать вашу производительность. Всё это означает, что список текущих дел открывает путь к облаку задач, которое следует за Вами везде, легко напоминая о делах.
Google уже хорошо продвинулся по этой дороге с его средствами повышения производительности, которые намеренно не содержат специального приложения для списка текущих дел. Взамен этого Google переносит задачи к вам. «Вместо того, чтобы создавать автономное место управления задачами, мы даём вам возможность лёгкого взаимодействия в тех местах, которые вы уже посещаете», заявляет Джейкоб Бэнк, который присоединился к Google после того, как компания купила его приложение управления задачами «Timeful». В среде Google ваши задачи встроены в ваши электронную почту, календарь, телефон и взаимодействуют с ними.
Google ещё дорабатывает свой подход. Но действительная цель Бэнка состоит в том, чтобы создать, всё же, такой список для вас. Это, кстати, может объяснить, почему он пришёл в Google: миллионы людей отправляют и получают письма в Gmail, работают в Drive, переговариваются в Hangouts, делают заметки в Keep. Бэнк полагает, что Google может помочь разобраться с глубинным анализом этих данных, чтобы осознать, что вам, действительно, нужно делать с ними.
Такое уже происходит в некоторой степени в Inbox, где идёт сортировка ваших писем электронной почты больше по приоритету, чем по времени. «Уже 10 лет,» говорит Бэнк, «GPS действует в вашей жизни.» Вы сообщаете ему самое основное: Я хочу тренироваться больше. У меня есть большой проект. Я ремонтирую кухню. «И это показывает вас шаг за шагом.» Большой инновацией «Timeful» стало автоматическое программирование вашего календаря с заполнением незанятого времени разумными предположениями. Имея в своём распоряжении данные от Google, Джейкоб Бэнк может пойти намного дальше.
Робот-организатор
Амир Сэлихефендик, основатель и генеральный директор компании Todoist имеет аналогичный взгляд на Google. В рамках недавней модернизации его команда переработала структуру алгоритма машинного обучения, который может определить, как человек естественно и плавно встраивает свой список текущих дел. Алгоритм мог бы даже порекомендовать наилучший день для выполнения той или иной задачи. «Если смотреть на наши данные,» говорит он, «то почти все дни выглядят очень похоже» для большинства пользователей. «Мы можем предсказать проблемные по загрузке дни.»
Построить прогнозный список текущих дел легко, говорит он, если имеются первоклассные данные. Но результаты доступа к таким данным (всё — от даты до вашего точного местоположения и до того, что у вас было на завтрак) чрезвычайно трудно сводить воедино и интерпретировать. Поэтому основная часть работы по созданию и отслеживанию списка текущих дел остаётся на вас. В настоящее время способность быстро добавить какие-то записи и получить полезное извещающее уведомление такова, какой она получается.
Но вспомните Дэвида Аллена и его сумасшедшую идею насчёт разумных голограмм? Он относится к этому серьёзно. «Однажды,» говорит он, «вы войдёте в комнату, имея чип на вашей руке, и тот узнает, что вы обнаружены. Перед вами будет голографическое изображение, поскольку будет пятница 15:00.» Такой разумный робот будет знать о вас всё и поможет спланировать, какие дела должны быть сделаны и как их сделать наилучшим образом. Дэвид Аллен утверждает, что все технологии, требуемые для создания такой системы, в настоящее время уже имеются. «Это обойдётся прим. в 6 млрд. долларов, если сделать только для себя.»
Аллен в 1995 году сделал голосовой инструмент для повышения производительности, названный Actioneer, который был невероятно действенным и чрезвычайно продвинутым для того времени. Позже он начал работать с компанией Intentional Software, основанной Чарльзом Симонием, «серым кардиналом» программ Word и Excel, в направлении создания единого, требуемого всем инструмента, чтобы делать всё. Они всё ещё занимаются этим. «Мы затратили два года, разбираясь, имеется ли следующее поколение программного обеспечения, повышающего производительность, которое было бы готово к дальнейшему развитию,» говорит Аллен. «И, оказалось, нет. Пока нет.»
Комментарии (12)
Tufed
31.03.2016 19:16+5Да ладно вам. Сейчас 2016 год а никто не может сделать нормальный почтовый сервис, ОС и многое другое. везде свои глюки, косяки и недочеты и бредовые ограничения, которые исправляются годами (или не исправляются теми же годами и уходят на покой вместе с софтом). Всё, абсолютно всё, нужно допиливать напильником разной степени зернистости и с разным усилием. Я даже статью хотел написать огромную про те недочеты которые год от года не исправляются а наоборот, только наращиваются, но подумал что на хабре меня закидают гнилыми помидорами как минимум. Это и почта гугла — платная, корпоративная, но дико неудобная как в интерфейсе, так и в плане безопасности пропускающая элементарные письма фальшивки якобы от своего же домена. А их справка мне кажется эталоном того как нельзя делать справки. Про юзерфрендли некоторых дистрибутивов линуксов я вообще говорить не буду чтобы не нахватать минусов. в каждой ОС, популярном программном продукте или сервисе их тонны, несмотря на количество сотрудников которые заняты разработкой. Я дико радуюсь когда нахожу маленькие программки написанные одним единственным программистом с душой и «как для себя», которые действительно удобные, делающие то что нужно и не делающие то что не нужно. Но таких очень мало.
teifo
01.04.2016 03:18Соглашусь в вами по всем. Никогда в почте не пользовался черными списками, и тут решил спамеров добавить. Я то думал там как в мессенджере, добавил адреса почты через запятую и всего делов. К моему удивлению оказалось, что все не так. Все делается через фильтры, при этом полезные фильтры идут вперемешку с фильтрами на спамеров. Бред же товарищи.
Lomil
01.04.2016 08:14Чем больше доступных ф-ций в сервисе, тем сложнее угодить всем и сразу. Особенно если пользователей миллион и у каждого свои запросы по интерфейсу, юзабилити, скорости работы и еще бог знает чему. Учитывая то что web-сервисы становятся все больше, мне кажется, устраивающий вас почтовый сервис вы так и не найдете (разве что напишете сами).
Tufed
01.04.2016 13:24Запросы у всех примерно одинаковые. Это подтверждают MS Word и Exel, у которых 95% пользователей используют 5% функционала, и очень огорчаются когда MS делает правки в привычном положении этих функций. существует такое понятие как "локализация" — для преодоления языкового барьера. почему нельзя сделать подобное в плане юзабилити? как в играх уровни сложности вполне подойдёт:1) простой, 2) с настройками, 3) со всеми возможными настройками, 4) напиши код сам. Да и справку можно так сделать, и она частично реализована: просто — это всплывающие подсказки на кнопках. средне — это описание что это за кнопка и для чего нужна. сложно — описание технологий, что, почему, для чего и т.д., и в невозможно запихнуть всё остальное.
SnikeMK
02.04.2016 20:48Довольно интересный подход, думаю, его нужно взять на заметку. Я уже видел похожее упрощение интерфейса на некоторых программах под винду и андроид. Правда, в основном делают 2 режима: обычный и «режим эксперта».
pikeman
01.04.2016 08:14Интересно посмотреть на список маленьких программ написанных одним единственным программистом с душой и «как для себя»
teifo
01.04.2016 03:31Писать конечно удобнее, никому не приходило в голову, что с помощью стилуса я тоже могу писать в телефоне? Внезапно да? Достал стилус, написал, выбрал время, тип задачи/тему, и… все. Но нет, раз в телефоне эпл нет стилуса, значит писать на телефоне нельзя, не иначе запрет с небес спустили.
tony123456
01.04.2016 08:14на самом деле есть отличный сервис www.Goalton.com — он в разы круче списков дел, хотя списки конечно тоже есть :)
cBorisa
01.04.2016 10:02Действительно удобного списка задач, который был бы при этом еще и простым, так и не придумали.
Живя в корпоративном мире я все еще полагаюсь на аутлук с его задачами: пишу сам себе письма, если что-то вспомнил, потом просто помечаю его к выполнению. Но при своей простоте, Аутлук как задачник, тоже ужасен. К тому же синхронизация задач через Exchange сейчас начинает отваливаться в мобильных устройствах, да и сама реализация их в них — это отдельный ужас.
В мире Microsoft Cortana начала делать напоминалки по месту и человеку — это удобно, но(!) пока остается только в телефоне и частично в компе (пока рабочий остается на Windows 7, эта «радость» там недоступна).
А вот про удобство бумаги и ручки — не соглашусь. И главный аргумент — они не всегда с тобой, что не позволяет «держать список задач всегда актуальным». Да, в телефон заносить дольше, но зато все актуально и все на всех устройствах.
pankrys
01.04.2016 10:06Подход inbox от Гугла мне в свое время очень понравился при планировании путешествий, но он накладывает определенные ограничения — приятно, когда почта умеет выделять письма и инвойсы от авиакомпаний и систем бронирования и группировать их, но нет автосоздания календаря, не определяются письма с отменой брони. Да и сам календарь от гугла не очень удобный. Поэтому приходилось пользовать tripit.
Для коротких заметок, и планирования задач — пользуюсь голосовым приложением Помнить все под андроид. настроил синхронизацию с календарем и составляю список задач короткими голосовыми заметками.
mtivkov
04.04.2016 17:50Стартап «iDoneThis» («Я сделал это») выявил, что 41% задач, помещённых пользователями в его систему, так и не был выполнен. Возможно, следовало бы назвать этот стартап «iAin’tDoingThis» («Я не сделал это»), потому что очевидно это, чем длиннее ваш список, тем меньше он выполняется.
Ну хоть кто-нибудь сделал программу, которая позволит отмечать дела не как исполненные, а как "проваленные"?
Это же проблема — дела накапливаются, механизма поощряющего смело признать их проваленными нет, так и висят они неисполненными.
От длины растущего списка дел наступает депрессия.
В итоге — "меняю машину, т.к. в старой пепельница забита" — пользователь переходит на другую программу.
DenimTornado
Всё проще, критерии "достойного" у каждого свои.