Неделю назад я создал опрос, направленный на выявление факторов лидерства. Получилось всего 261 ответ, что, конечно, мало для полного исследования, но уже достаточно, чтобы выявить некоторые закономерности.
Особенно интересны комментарии участников опроса:
Или, например, такие:
И даже такие:
Но это все теоретизирование, а что же нам расскажут результаты опроса?
Я не являюсь профессиональным исследователем и понятия не имею чем отличаются Хи-Квадрат и Критерий Стюдента, а также как считаются доверительные интервалы. Поэтому я взял Excel Data Mining Add-in (https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx). Этот инструмент подключается к SQL Server Analysis Services Multidimensional и использует его механизмы Data Mining для анализа данных в Excel.
Выглядит оно так:
А для анализа таблиц есть готовые инструменты:
Для начала воспользуюсь инструментом Explore Data, для построения диаграмм
Распределение ответивших на вопрос по должностям:
По возрасту:
По полу:
По стажу на последнем месте:
Получается, что “средний” участник опроса – программист, возраст до 35, мужик, со стажем работы на последнем месте менее 3 лет.
Попробуем сделать анализ.
Воспользуемся инструментом Analyze Key Influencers, чтобы определить какие колонки оказывают наибольшее влияние на те, которые нам надо исследовать.
Основной вопрос был – “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, посмотрим что на него влияет.
Analyze Key Influencers использует алгоритм Байеса для выявления связи. Очевидно, что в случае ответа “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем=Да” отвечающий считает своего руководителя лидером, обратное также верно. Собственно это и был “валидирующий” вопрос в самом опросе.
Второй ключевой фактор – уровень комфорта. Если человек отвечает что ему очень комфортно с руководителем, то с высокой долей вероятности от считает его лидером. Обратное тоже верно, но влияние уже меньше.
Третий ключевой фактор – профессиональные качества руководителя, руководитель с более высокими профессиональными (в той области, которой занимается сотрудник) качествами будет назван лидером чаще, чем руководитель с низкими качествами.
Проанализируем теперь влияние на уровень комфорта, для этого снова запущу Analyze Key Influencers.
Как видим люди чаще оценивают уровень отношений как “Очень комфортно”, когда руководитель дает обратную связь, регулярно общается по неформальным вопросам, принимает инициативы, не критикует и интересуется работой подчиненных.
Также в качестве сильных факторов указано влияние параметров “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем” и “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, так как Байесовый алгоритм не может учесть направление влияния при высокой корреляции между факторами.
Decision trees прячутся под кнопкой Classify в Ribbon. Но из-за малого объема данных и высокой корреляции между колонками “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем”, “Считаете ли вы своего руководителя лидером” и “Оцените уровень комфорта в отношениях с руководителем” сходу дерево не строится.
Попробуем немного пошаманить:
Получилась вот такая картинка:
Более насыщенный цвет – больше вероятность, что считают лидером. То есть если вы руководитель и эксперт (в глазах подчиненных), а ваши подчиненные – мужчины, то две трети из них будет считать вас лидером. Иначе вам надо стараться, чтобы подчиненным было комфортно, но в этом случае лишь треть будет считать вас лидером.
Воспользуемся инструментом Detect Categories. Он использует алгоритм кластеризации. Я запустил алгоритм на дискретизированных значениях и он выявил у меня 4 категории.
Ниже перечень категорий с наиболее значимыми признаками, названия я сам придумал.
А теперь график “Считаете ли вы своего руководителя лидером”
По графику видно, что руководители-лидеры чаще встречаются у старых ИТшников, но это скорее следствие. А вот категория “внимательный руководитель” говорит нам, что тот, кто внимательнее относится к подчиненным скорее будет признан лидером, чем наоборот.
Вполне возможно некоторые факторы лидерства остались неучетны в это опросе, но стало вполне ясно, что руководителю в ИТ нужно разбираться в том, что делают подчиненные, позиционировать себя как эксперта в этом вопросе и проявлять внимание к их работе.
Уточню – важно не иметь много знаний\навыков\сертификатов, а быть именно экспертом для подчиненных. Тут много факторов — как себя позиционировать, общаться, принимать решения итд.
Я ожидал заметного влияния факторов самостоятельности принятия решений и общения один-на-один, но они почти незаметны.
Ссылка на файл с данными опроса и результатами — 1drv.ms/1GcAuNj, можете сами провести интересующий вас анализ.
Особенно интересны комментарии участников опроса:
наберите в поиске «лидерские качества», «лидерство». Обладание какими-то супер-знаниями — это последнее, что вы там увидите. Тема лидерства топтана огромным количеством психологов. Наверное было бы интересно опровергнуть их теории, но доказывать их правильность не вижу смысла.
Или, например, такие:
Я думаю, что для лидера гораздо важнее другие качества:
Инициативность — он постоянно должен что-то делать, не дожидаясь указания от начальника.
Открытость к людям — стремление помочь им с их проблемами (но без фанатизма).
Харизма — банально, у человека который шумно рассказывает анекдоты, которые поднимают всем настроение больше шансов быть лидером, чем у человека который изучает очередной ЯП за компом и ни с кем не общается.
И даже такие:
По сути, это «авторитет». Что бы им стать нужно два фактора:
— Уметь быть убедительным, убеждать. Развитая речь и система аргументации, жизненный опыт (есть что рассказать)
— Поддерживать внутри коллектива справедливость, систему понятий ;-)
В итоге получается человек, с которым комфортно, на которого можно положиться, который никогда не паникует и не теряется. К таким людям внутри коллектива остальные тянутся, вот и получается лидер.
Но это все теоретизирование, а что же нам расскажут результаты опроса?
Я не являюсь профессиональным исследователем и понятия не имею чем отличаются Хи-Квадрат и Критерий Стюдента, а также как считаются доверительные интервалы. Поэтому я взял Excel Data Mining Add-in (https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx). Этот инструмент подключается к SQL Server Analysis Services Multidimensional и использует его механизмы Data Mining для анализа данных в Excel.
Выглядит оно так:
А для анализа таблиц есть готовые инструменты:
Демография
Для начала воспользуюсь инструментом Explore Data, для построения диаграмм
Распределение ответивших на вопрос по должностям:
По возрасту:
По полу:
По стажу на последнем месте:
Получается, что “средний” участник опроса – программист, возраст до 35, мужик, со стажем работы на последнем месте менее 3 лет.
Ключевые факторы
Попробуем сделать анализ.
Воспользуемся инструментом Analyze Key Influencers, чтобы определить какие колонки оказывают наибольшее влияние на те, которые нам надо исследовать.
Основной вопрос был – “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, посмотрим что на него влияет.
Analyze Key Influencers использует алгоритм Байеса для выявления связи. Очевидно, что в случае ответа “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем=Да” отвечающий считает своего руководителя лидером, обратное также верно. Собственно это и был “валидирующий” вопрос в самом опросе.
Второй ключевой фактор – уровень комфорта. Если человек отвечает что ему очень комфортно с руководителем, то с высокой долей вероятности от считает его лидером. Обратное тоже верно, но влияние уже меньше.
Третий ключевой фактор – профессиональные качества руководителя, руководитель с более высокими профессиональными (в той области, которой занимается сотрудник) качествами будет назван лидером чаще, чем руководитель с низкими качествами.
Проанализируем теперь влияние на уровень комфорта, для этого снова запущу Analyze Key Influencers.
Как видим люди чаще оценивают уровень отношений как “Очень комфортно”, когда руководитель дает обратную связь, регулярно общается по неформальным вопросам, принимает инициативы, не критикует и интересуется работой подчиненных.
Также в качестве сильных факторов указано влияние параметров “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем” и “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, так как Байесовый алгоритм не может учесть направление влияния при высокой корреляции между факторами.
Дерево принятия решений
Decision trees прячутся под кнопкой Classify в Ribbon. Но из-за малого объема данных и высокой корреляции между колонками “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем”, “Считаете ли вы своего руководителя лидером” и “Оцените уровень комфорта в отношениях с руководителем” сходу дерево не строится.
Попробуем немного пошаманить:
- Дискретизирировать все текстовые значения, чтобы алгоритмы умели выявлять диапазоны.
- Поправить параметры, которые замедляют “рост” дерева.
Получилась вот такая картинка:
Более насыщенный цвет – больше вероятность, что считают лидером. То есть если вы руководитель и эксперт (в глазах подчиненных), а ваши подчиненные – мужчины, то две трети из них будет считать вас лидером. Иначе вам надо стараться, чтобы подчиненным было комфортно, но в этом случае лишь треть будет считать вас лидером.
Выявление категорий
Воспользуемся инструментом Detect Categories. Он использует алгоритм кластеризации. Я запустил алгоритм на дискретизированных значениях и он выявил у меня 4 категории.
Ниже перечень категорий с наиболее значимыми признаками, названия я сам придумал.
- Молодые ИТшники
- Менее 3 лет на последнем месте работы.
- Не занимают руководящие должности.
- Чаще всех меняли работу.
- Самая многочисленная категория – 129 человек, примерно половина всех опрошенных.
- Старые ИТшники
- Возраст 41-49 лет.
- Стаж – 22-26 лет.
- С текущим руководителем работают от 3,5 до 10 лет.
- Работу давно не меняли.
- Примерно половина из них – руководители (начальники отделов и выше).
- В эту категорию попало 44 опрошенных.
- Терпящие
- Оценивают уровень комфортно как “очень некомфортно” и “местами некомфортно”.
- При этом меньше всех меняли работу и имеют стаж 8-11 лет.
- Руководитель на них “забивает”.
- Часто работают по указке.
- В эту категорию попало — 42 опрошенных.
- “Внимательный руководитель”
- Руководитель знает о планах сотрудника.
- Руководитель дает обратную связь.
- Руководитель – эксперт.
- Руководитель благодарит за достижения.
- Руководитель занимается развитием подчиненных.
- Чаще всего самостоятельно принимают решения.
- В эту группу попало 45 опрошенных.
- В этой группе самое большое число Руководителей Проектов.
А теперь график “Считаете ли вы своего руководителя лидером”
По графику видно, что руководители-лидеры чаще встречаются у старых ИТшников, но это скорее следствие. А вот категория “внимательный руководитель” говорит нам, что тот, кто внимательнее относится к подчиненным скорее будет признан лидером, чем наоборот.
Выводы
Вполне возможно некоторые факторы лидерства остались неучетны в это опросе, но стало вполне ясно, что руководителю в ИТ нужно разбираться в том, что делают подчиненные, позиционировать себя как эксперта в этом вопросе и проявлять внимание к их работе.
Уточню – важно не иметь много знаний\навыков\сертификатов, а быть именно экспертом для подчиненных. Тут много факторов — как себя позиционировать, общаться, принимать решения итд.
Я ожидал заметного влияния факторов самостоятельности принятия решений и общения один-на-один, но они почти незаметны.
Ссылка на файл с данными опроса и результатами — 1drv.ms/1GcAuNj, можете сами провести интересующий вас анализ.
Комментарии (4)
engine9
01.04.2015 00:59Про ответственность (которую почти все понимают превратно, кстати) ни слова. У Гандапаса тема раскрыта нормально, рекомендую.
xtender
Я ожидал публикации результатов все там же — на sql.ru :)
gandjustas Автор
Завтра будет, не переживайте.