Неделю назад я создал опрос, направленный на выявление факторов лидерства. Получилось всего 261 ответ, что, конечно, мало для полного исследования, но уже достаточно, чтобы выявить некоторые закономерности.
Особенно интересны комментарии участников опроса:
Или, например, такие:
И даже такие:
Но это все теоретизирование, а что же нам расскажут результаты опроса?
Я не являюсь профессиональным исследователем и понятия не имею чем отличаются Хи-Квадрат и Критерий Стюдента, а также как считаются доверительные интервалы. Поэтому я взял Excel Data Mining Add-in (https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx). Этот инструмент подключается к SQL Server Analysis Services Multidimensional и использует его механизмы Data Mining для анализа данных в Excel.
Выглядит оно так:
![image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/0fc/600/b25/0fc600b25ef75d4d01a9901d15d632ec.gif)
А для анализа таблиц есть готовые инструменты:
![image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/6c8/799/1d7/6c87991d73c4ff29a31e7c55ed1a54cc.gif)
Для начала воспользуюсь инструментом Explore Data, для построения диаграмм
Распределение ответивших на вопрос по должностям:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/12c/c90/4c6/12cc904c6f72b78c9b52669d462da55f.png)
По возрасту:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/806/b9f/48c/806b9f48ca55e4c14e572fb855b11638.png)
По полу:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/5ef/5e6/99b/5ef5e699ba1f848213aada074166a396.png)
По стажу на последнем месте:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ade/89f/7f3/ade89f7f3b36b59dad2274de87f95fa0.png)
Получается, что “средний” участник опроса – программист, возраст до 35, мужик, со стажем работы на последнем месте менее 3 лет.
Попробуем сделать анализ.
Воспользуемся инструментом Analyze Key Influencers, чтобы определить какие колонки оказывают наибольшее влияние на те, которые нам надо исследовать.
Основной вопрос был – “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, посмотрим что на него влияет.
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/67d/6c0/cd1/67d6c0cd1cbb7cf8f5cc5fc03d487b34.png)
Analyze Key Influencers использует алгоритм Байеса для выявления связи. Очевидно, что в случае ответа “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем=Да” отвечающий считает своего руководителя лидером, обратное также верно. Собственно это и был “валидирующий” вопрос в самом опросе.
Второй ключевой фактор – уровень комфорта. Если человек отвечает что ему очень комфортно с руководителем, то с высокой долей вероятности от считает его лидером. Обратное тоже верно, но влияние уже меньше.
Третий ключевой фактор – профессиональные качества руководителя, руководитель с более высокими профессиональными (в той области, которой занимается сотрудник) качествами будет назван лидером чаще, чем руководитель с низкими качествами.
Проанализируем теперь влияние на уровень комфорта, для этого снова запущу Analyze Key Influencers.
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/8de/1eb/191/8de1eb1917ba38d014f646e06063635b.png)
Как видим люди чаще оценивают уровень отношений как “Очень комфортно”, когда руководитель дает обратную связь, регулярно общается по неформальным вопросам, принимает инициативы, не критикует и интересуется работой подчиненных.
Также в качестве сильных факторов указано влияние параметров “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем” и “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, так как Байесовый алгоритм не может учесть направление влияния при высокой корреляции между факторами.
Decision trees прячутся под кнопкой Classify в Ribbon. Но из-за малого объема данных и высокой корреляции между колонками “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем”, “Считаете ли вы своего руководителя лидером” и “Оцените уровень комфорта в отношениях с руководителем” сходу дерево не строится.
Попробуем немного пошаманить:
Получилась вот такая картинка:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/40b/77a/939/40b77a939f6f5c961e2d9f21082b34f4.png)
Более насыщенный цвет – больше вероятность, что считают лидером. То есть если вы руководитель и эксперт (в глазах подчиненных), а ваши подчиненные – мужчины, то две трети из них будет считать вас лидером. Иначе вам надо стараться, чтобы подчиненным было комфортно, но в этом случае лишь треть будет считать вас лидером.
Воспользуемся инструментом Detect Categories. Он использует алгоритм кластеризации. Я запустил алгоритм на дискретизированных значениях и он выявил у меня 4 категории.
Ниже перечень категорий с наиболее значимыми признаками, названия я сам придумал.
А теперь график “Считаете ли вы своего руководителя лидером”
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/6b1/e0c/76d/6b1e0c76d8ac256358cdbda999b76a68.png)
По графику видно, что руководители-лидеры чаще встречаются у старых ИТшников, но это скорее следствие. А вот категория “внимательный руководитель” говорит нам, что тот, кто внимательнее относится к подчиненным скорее будет признан лидером, чем наоборот.
Вполне возможно некоторые факторы лидерства остались неучетны в это опросе, но стало вполне ясно, что руководителю в ИТ нужно разбираться в том, что делают подчиненные, позиционировать себя как эксперта в этом вопросе и проявлять внимание к их работе.
Уточню – важно не иметь много знаний\навыков\сертификатов, а быть именно экспертом для подчиненных. Тут много факторов — как себя позиционировать, общаться, принимать решения итд.
Я ожидал заметного влияния факторов самостоятельности принятия решений и общения один-на-один, но они почти незаметны.
Ссылка на файл с данными опроса и результатами — 1drv.ms/1GcAuNj, можете сами провести интересующий вас анализ.
Особенно интересны комментарии участников опроса:
наберите в поиске «лидерские качества», «лидерство». Обладание какими-то супер-знаниями — это последнее, что вы там увидите. Тема лидерства топтана огромным количеством психологов. Наверное было бы интересно опровергнуть их теории, но доказывать их правильность не вижу смысла.
Или, например, такие:
Я думаю, что для лидера гораздо важнее другие качества:
Инициативность — он постоянно должен что-то делать, не дожидаясь указания от начальника.
Открытость к людям — стремление помочь им с их проблемами (но без фанатизма).
Харизма — банально, у человека который шумно рассказывает анекдоты, которые поднимают всем настроение больше шансов быть лидером, чем у человека который изучает очередной ЯП за компом и ни с кем не общается.
И даже такие:
По сути, это «авторитет». Что бы им стать нужно два фактора:
— Уметь быть убедительным, убеждать. Развитая речь и система аргументации, жизненный опыт (есть что рассказать)
— Поддерживать внутри коллектива справедливость, систему понятий ;-)
В итоге получается человек, с которым комфортно, на которого можно положиться, который никогда не паникует и не теряется. К таким людям внутри коллектива остальные тянутся, вот и получается лидер.
Но это все теоретизирование, а что же нам расскажут результаты опроса?
Я не являюсь профессиональным исследователем и понятия не имею чем отличаются Хи-Квадрат и Критерий Стюдента, а также как считаются доверительные интервалы. Поэтому я взял Excel Data Mining Add-in (https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx). Этот инструмент подключается к SQL Server Analysis Services Multidimensional и использует его механизмы Data Mining для анализа данных в Excel.
Выглядит оно так:
![image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/0fc/600/b25/0fc600b25ef75d4d01a9901d15d632ec.gif)
А для анализа таблиц есть готовые инструменты:
![image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/6c8/799/1d7/6c87991d73c4ff29a31e7c55ed1a54cc.gif)
Демография
Для начала воспользуюсь инструментом Explore Data, для построения диаграмм
Распределение ответивших на вопрос по должностям:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/12c/c90/4c6/12cc904c6f72b78c9b52669d462da55f.png)
По возрасту:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/806/b9f/48c/806b9f48ca55e4c14e572fb855b11638.png)
По полу:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/5ef/5e6/99b/5ef5e699ba1f848213aada074166a396.png)
По стажу на последнем месте:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ade/89f/7f3/ade89f7f3b36b59dad2274de87f95fa0.png)
Получается, что “средний” участник опроса – программист, возраст до 35, мужик, со стажем работы на последнем месте менее 3 лет.
Ключевые факторы
Попробуем сделать анализ.
Воспользуемся инструментом Analyze Key Influencers, чтобы определить какие колонки оказывают наибольшее влияние на те, которые нам надо исследовать.
Основной вопрос был – “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, посмотрим что на него влияет.
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/67d/6c0/cd1/67d6c0cd1cbb7cf8f5cc5fc03d487b34.png)
Analyze Key Influencers использует алгоритм Байеса для выявления связи. Очевидно, что в случае ответа “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем=Да” отвечающий считает своего руководителя лидером, обратное также верно. Собственно это и был “валидирующий” вопрос в самом опросе.
Второй ключевой фактор – уровень комфорта. Если человек отвечает что ему очень комфортно с руководителем, то с высокой долей вероятности от считает его лидером. Обратное тоже верно, но влияние уже меньше.
Третий ключевой фактор – профессиональные качества руководителя, руководитель с более высокими профессиональными (в той области, которой занимается сотрудник) качествами будет назван лидером чаще, чем руководитель с низкими качествами.
Проанализируем теперь влияние на уровень комфорта, для этого снова запущу Analyze Key Influencers.
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/8de/1eb/191/8de1eb1917ba38d014f646e06063635b.png)
Как видим люди чаще оценивают уровень отношений как “Очень комфортно”, когда руководитель дает обратную связь, регулярно общается по неформальным вопросам, принимает инициативы, не критикует и интересуется работой подчиненных.
Также в качестве сильных факторов указано влияние параметров “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем” и “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, так как Байесовый алгоритм не может учесть направление влияния при высокой корреляции между факторами.
Дерево принятия решений
Decision trees прячутся под кнопкой Classify в Ribbon. Но из-за малого объема данных и высокой корреляции между колонками “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем”, “Считаете ли вы своего руководителя лидером” и “Оцените уровень комфорта в отношениях с руководителем” сходу дерево не строится.
Попробуем немного пошаманить:
- Дискретизирировать все текстовые значения, чтобы алгоритмы умели выявлять диапазоны.
- Поправить параметры, которые замедляют “рост” дерева.
Получилась вот такая картинка:
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/40b/77a/939/40b77a939f6f5c961e2d9f21082b34f4.png)
Более насыщенный цвет – больше вероятность, что считают лидером. То есть если вы руководитель и эксперт (в глазах подчиненных), а ваши подчиненные – мужчины, то две трети из них будет считать вас лидером. Иначе вам надо стараться, чтобы подчиненным было комфортно, но в этом случае лишь треть будет считать вас лидером.
Выявление категорий
Воспользуемся инструментом Detect Categories. Он использует алгоритм кластеризации. Я запустил алгоритм на дискретизированных значениях и он выявил у меня 4 категории.
Ниже перечень категорий с наиболее значимыми признаками, названия я сам придумал.
- Молодые ИТшники
- Менее 3 лет на последнем месте работы.
- Не занимают руководящие должности.
- Чаще всех меняли работу.
- Самая многочисленная категория – 129 человек, примерно половина всех опрошенных.
- Старые ИТшники
- Возраст 41-49 лет.
- Стаж – 22-26 лет.
- С текущим руководителем работают от 3,5 до 10 лет.
- Работу давно не меняли.
- Примерно половина из них – руководители (начальники отделов и выше).
- В эту категорию попало 44 опрошенных.
- Терпящие
- Оценивают уровень комфортно как “очень некомфортно” и “местами некомфортно”.
- При этом меньше всех меняли работу и имеют стаж 8-11 лет.
- Руководитель на них “забивает”.
- Часто работают по указке.
- В эту категорию попало — 42 опрошенных.
- “Внимательный руководитель”
- Руководитель знает о планах сотрудника.
- Руководитель дает обратную связь.
- Руководитель – эксперт.
- Руководитель благодарит за достижения.
- Руководитель занимается развитием подчиненных.
- Чаще всего самостоятельно принимают решения.
- В эту группу попало 45 опрошенных.
- В этой группе самое большое число Руководителей Проектов.
А теперь график “Считаете ли вы своего руководителя лидером”
![image image](http://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/6b1/e0c/76d/6b1e0c76d8ac256358cdbda999b76a68.png)
По графику видно, что руководители-лидеры чаще встречаются у старых ИТшников, но это скорее следствие. А вот категория “внимательный руководитель” говорит нам, что тот, кто внимательнее относится к подчиненным скорее будет признан лидером, чем наоборот.
Выводы
Вполне возможно некоторые факторы лидерства остались неучетны в это опросе, но стало вполне ясно, что руководителю в ИТ нужно разбираться в том, что делают подчиненные, позиционировать себя как эксперта в этом вопросе и проявлять внимание к их работе.
Уточню – важно не иметь много знаний\навыков\сертификатов, а быть именно экспертом для подчиненных. Тут много факторов — как себя позиционировать, общаться, принимать решения итд.
Я ожидал заметного влияния факторов самостоятельности принятия решений и общения один-на-один, но они почти незаметны.
Ссылка на файл с данными опроса и результатами — 1drv.ms/1GcAuNj, можете сами провести интересующий вас анализ.
Комментарии (4)
engine9
01.04.2015 00:59Про ответственность (которую почти все понимают превратно, кстати) ни слова. У Гандапаса тема раскрыта нормально, рекомендую.
xtender
Я ожидал публикации результатов все там же — на sql.ru :)
gandjustas Автор
Завтра будет, не переживайте.