Используя технологии, мы часто оптимистично относимся к тому, что они делают для нас. Но я хочу показать Вам, как можно добиться противоположного результата.
Как технология эксплуатирует слабые места нашего разума?
Я научился так думать, когда был фокусником. Фокусники всегда начинают с поиска слепых пятен, краев, уязвимостей и пределов восприятия, так что они способны влиять на поведение людей, а последние даже не осознают этого. После того, как вы узнаете, как правильно нажимать на эти людские «кнопки», вы можете начать играть на них, будто на фортепиано.
Это я, творящий «волшебство» при помощи ловкости рук, на дне рождения моей матери
Именно это и делают дизайнеры с вашим разумом. Они играют на психологических уязвимостях (сознательно или бессознательно) для того, чтобы захватить ваше внимание.
И я хочу показать вам, как они это делают.
Уловка №1: Если Вы контролируете меню, Вы контролируете сделанный выбор
Западная культура построена вокруг идеалов индивидуального выбора и свободы. Миллионы яростно защищают свое право делать «свободный» выбор, в тоже время мы будем игнорировать это, так как само «меню» мы не выбирали.
Это именно то, что делают фокусники. Они дают людям иллюзию свободы выбора, проектируя меню таким образом, чтобы выиграть независимо от того, что вы выберите в конечном итоге. И я подчеркиваю — это крайне важно.
Когда людям дают меню с вариантами на выбор, они редко спрашивают:
«Чего нет в меню?»
«Почему мне предложены именно эти опции, а не какие-то другие?»
«Я знаю, чего хочет добиться разработчик?»
“Это меню предоставляет больше информации, чем мне необходимо — фактически, отвлекает мое внимание?” (например, множество марок зубных паст)
Это меню выбора для потребности “у меня закончилась зубная паста”
Например, представьте, что вы с друзьями засиделись во вторник ночью и хотите продолжить разговор. Вы открываете Yelp, чтобы найти рекомендации и увидеть список близлежащих баров. Ваша компания превращается в группу лиц, уставившихся в свои телефоны, сравнивающих бары. Все внимательно изучают фотографии и коктейли. Это все до сих пор имеет отношение к первоначальному желанию группы (найти место, где бы посидеть)?
Это не значит, что бар — это плохой выбор. Это значит, что Yelp замещает вопрос группы с «куда мы можем пойти, чтобы посидеть и поговорить?» на «в каком баре лучшие коктейли и интерьер, исходя из фотографий?». И Все это достигается путем формирования пунктов меню.
Кроме того, ваша компания прибывает в иллюзии, что меню Yelp предоставляет полный перечень возможных вариантов. В то время, как вы все сидите уставившись в экраны своих телефонов в парке через дорогу играет живая музыка, продают блинчики и горячий кофе. И этот вариант не представлен в меню Yelp.
Yelp тонко формирует потребность группы “куда мы можем пойти, чтобы продолжить разговор?” с точки зрения фотографий коктейлей
Чем больший выбор предоставляет технология почти в каждой области нашей жизни (информация, события, места для отдыха, общение с друзьями, знакомства, работа), тем больше мы начинаем полагаться на то, что телефон предоставит максимально широкое и полезное для нас меню выбора. Так?
Меню, которое дает «максимальное расширение наших возможностей» отличается от меню, где нам предлагают выбрать из конкретных вариантов. Но когда мы вслепую полагаемся на то, что предлагают, эти различия очень легко упустить из виду:
«Кто свободен сегодня вечером для прогулки?» формируется из списка тех людей, что написали нам последними.
«Что происходит в мире?» формируется из ленты новостей.
«Кто одинок и сходит со мной на свидание?» формируется из поисковой выдачи Tinder, вместо того, чтобы найти нужного человека на каком-то мероприятии, в городе или среди друзей.
Вся суть пунктов меню в UI. Ваш почтовый клиент предлагает вам готовые решения вместо того, чтобы спросить «Какое значение вы хотите ввести?»(Дизайн Тристан Харрис)
Когда мы просыпаемся утром и переворачиваем телефон, то видим список уведомлений, который можно обозначить как «утреннее пробуждение». Он же является частью «все, что я вчера пропустил».
Формируя меню из пунктов списка на выбор, технологические компании захватывают наше восприятие самого выбора и заменяют его. Но чем внимательнее мы будем следить за предлагаемыми нам вариантами, тем больше будем замечать, когда они на самом деле не соответствуют нашим истинным потребностям.
Уловка №2: Поместите игровой автомат в миллиард карманов
Если ты — приложение, то как зацепить людей? Превратиться в игровой автомат.
Среднестатистический пользователь проверяет свой смартфон 150 раз в день. Почему мы это делаем? И делаем ли мы при этом 150 сознательных выборов?
Сколько раз в день вы проверяете почту?
Одна из основных причин схожести приложений с игровыми автоматами заключается в подкреплении.
Если вы хотите максимизировать степень привыкания, нужно связать действие пользователя (например, нажатие рычага) с переменным вознаграждением. Вы дергаете за рычаг и немедленно получаете одну из наград, либо ничего. И привыкание максимизируется, когда размер вознаграждения является вариативным.
Вы спросите, действительно ли это работает? Да. Игровые автоматы в США приносят больше денег, чем бейсбол, фильмы и парки развлечений вместе взятые. По словам профессора Нью-Йоркского университета Наташи Доу Шаллом, автора книги «Зависимость от дизайна», по сравнению с другими видами игорного бизнеса, люди подсаживаются на игровые автоматы в 3-4 раза быстрее.
И вот она, печальная правда: несколько миллиардов человек носят в своем кармане игровой автомат:
- Когда мы вытаскиваем телефон из кармана, мы играем, чтобы увидеть, какие уведомления получили.
- Когда мы тянем экран вниз, чтобы обновить электронную почту, мы играем, чтобы увидеть, какое письмо получили.
- Когда мы обновляем ленту Instagram, мы играем, чтобы увидеть, какая фотография появится после этого.
- Когда мы перебираем фотографии в приложении для свиданий типа Tinder, мы дергаем за рычаг игрового автомата в надежде выиграть.
- Когда мы переходим в раздел оповещений, чтобы проверить, что пришло, мы опять играем.
Приложения и веб-сайты используют подкрепление на протяжении всей истории существования индустрии, потому что это позитивно сказывается на бизнесе.
Но в других случаях «игровые автоматы» появляются случайно. Например, нет никакой отдельной «Корпорации Зла», которая стоит за изобретением сервиса электронной почты, целью которой было бы сделать из нее игровой автомат. Никто не получает прибыли, когда миллионы людей проверяют свою электронную почту и не находят там ничего нового. Ни один дизайнер Apple или Google не хотел, чтобы смартфоны работали про принципу игрового автомата. Это произошло случайно.
И сейчас такие компании, как Apple и Google обязаны свести на нет этот эффект путем преобразования «подкрепления» во что-то менее захватывающее и более предсказуемое, плюс, с улучшенным дизайном. Например, они могли бы дать людям возможность установить конкретное время в течение дня или недели, когда они хотят проверить свою «слот-машину» приложений и, соответственно, посылать уведомления именно в этот период.
Уловка №3: Страх пропустить что-то важное
Еще одним способом захватить умы миллионов — это взывать к тому, что «существует шанс в 1%, что вы пропустили что-то важное».
Если «Я» смогу убедить вас, что «Я» — это канал для получения важной информации, дружеского или потенциально сексуального характера, то вы не сможете меня игнорировать, отказаться от подписки или удалить свой аккаунт, потому что (хе-хе, я выиграл) вы можете пропустить что-то важное:
- Это заставляет нас «торговать лицом» в приложениях для свиданий, даже если мы не планируем ни с кем встречаться (что если я пропущу кого-то «горячего», кто заинтересуется мной?).
- Это заставляет нас быть подписанными на бесполезную рассылку (что если я пропущу какое-то объявление?).
- Это заставляет нас держать “в друзьях” людей, с которыми мы не разговаривали целую вечность (“что если я пропущу что-то важное от них?”).
- Это заставляет нас использовать социальные медиа (“что если я пропущу какую-то важную новость и не пойму, о чем говорят мои друзья?”).
Но если вы внимательнее присмотритесь к этим страхам, то увидите, что это все равно не спасает: мы всегда будем пропускать что-то важное по каждому из пунктов, как только закончим пользовательскую сессию.
Да, мы пропустим что-то важное на Facebook, если не будем пользоваться им в течение 6 часов (например то, что старый друг прямо сейчас в моем городе).
Есть что-то важное, что мы упустим в Tinder (например, любовь всей жизни), не проведя в нем 700-й матч.
Есть крайне важные звонки, которые мы пропустим, если не будем на связи 24/7.
Но мы не можем жить от момента к моменту, опасаясь упустить что-либо.
И удивительно, как быстро мы понимаем всю иллюзорность происходящего, преодолев этот страх. Если мы не будем денек онлайн, не подпишемся на что-нибудь или не проверим оповещения, мы не пропустим ничего сверхважного.
Потому что мы не пропускаем того, чего не видим.
Мысль «я что-то пропущу» формируется в вашем сознании до выхода из приложения, отписки или ухода в оффлайн — не после. Представьте себе, что технологические компании признали вышенаписанное и помогли нам строить наши дружеские и деловые отношения с точки зрения «я хорошо провел время», а не в ожидании и боязни что-то упустить?
Уловка №4: Социальное одобрение
Это получить легче всего
Мы все уязвимы перед социальным одобрением. Потребность принадлежать к какой-либо социальной группе является одним из сильнейших мотиваторов. Но сейчас наше социальное самоутверждение находится в руках частных компаний.
Когда я получаю уведомление о том, что мой друг Марк отметил меня на фотографии, я думаю, что он сделал это сознательно. Но в тоже время я вижу, как компании типа Facebook вынуждают людей поступать так.
Faceboom, Instagram или SnapChat могут манипулировать действиями людей в плане отметки на фотографиях своих знакомых (например, однокликовое оповещение «Отметить Тристана на этом фото?»).
Так что, когда Марк отмечает меня на снимках, на самом деле он отвечает на вопрос, который задал ему Facebook, не делая при этом самостоятельного выбора. Дизайнерское решение такого рода показывает, как Facebook манипулирует миллионами людей ради получения социального одобрения.
Некоторым людям нравится менять аватар на своей странице и Facebook знает — это момент обращения за одобрением социума: «что мои друзья подумают об этой фотке?». Facebook может ранжировать подобные вещи повыше в новостной ленте для того, чтобы как можно больше наших друзей оценили или откомментировали новый аватар. И каждый раз, когда они делают это, мы по новой втягиваемся во все вышеописанное.
У каждого человека есть врожденная потребность в социальном одобрении, но наиболее уязвимой группой являются подростки. Именно поэтому очень важно понимать, насколько серьезное влияние на нас имеют дизайнеры, когда используют данную «уязвимость».
Уловка №5: Социальная взаимность (Зуб за зуб)
Вы помогаете мне — и теперь я у вас в долгу.
Вы говорите: «спасибо» — я скажу «пожалуйста».
Вы отправляете мне сообщение — грубо не ответить вам.
Вы фолловите меня — грубо не зафолловить в ответ (особенно для подростков).
Мы уязвимы перед необходимостью отвечать другим. Но, как и социальное одобрение, технологические компании манипулируют нашей взаимностью другим людям.
В некоторых ситуациях имеет место случайность. Электронная почта и обмен сообщениями в чатах являются основными «фабриками социальной взаимности», но в других случаях эту нашу слабость целенаправленно эксплуатируют.
LinkedIn является самым очевидным «эксплуататором», потому что каждый раз, когда кто-то оставляет нам сообщение, комментирует (поручается) за навык или еще что-то, нам приходится возвращаться на linkedin.com и тратить собственное время.
Как и Facebook, LinkedIn использует асимметричность восприятия происходящего. Каждый раз, когда вы получаете запрос от кого-либо, вы думаете, что человек отправил вам его осознано, однако, скорее всего, он просто увидел вас в списке, который подсунула ему платформа. Другими словами, LinkedIn превращает ваши бессознательные импульсы ответить взаимностью на предложение «принять дружбу». И они получают прямую выгоду от того, как много времени на это тратится.
Представьте себе миллионы людей в виде куриц с отрубленными головами, которые только и делают, что бегают туда-сюда, подтверждая заявки в друзья. И выгоду от всего этого имеет компания, разработавшая подобную модель.
Добро пожаловать в социальные медиа.
Злоупотребляя вашей взаимностью другим людям, LinkedIn после одобрения одной заявки подсовывает вам еще 4 варианта на «запрос дружбы».
Представьте, если бы технологические компании были обязаны минимизировать социальную взаимность. Или если появилась бы “FDA для технологий”, которая контролировала, когда компании злоупотребили этими предубеждениями?
Уловка №6: Бездонная тарелка, бесконечные ленты и автоматическое воспроизведение
YouTube автоматически воспроизводит следующее видео после обратного отсчета
Есть еще один способ захвата внимания людей, чтобы заставить «съесть» что-то, даже когда они не «голодны».
Как? Легко. Взять «user expirience», который раньше был конечен и ограничен, и превратить его в бесконечный поток.
Профессор Брайан Уонсинк из Корнелльского университета продемонстрировал это в ходе своего эксперимента. В собственном кабинете он показал, как можно обмануть человека, если дать ему бездонную тарелку супа. Каждый раз, когда испытуемые ели, суп подливался в тарелку в автоматическом режиме. В итоге, люди потребили на 73% больше калорий, чем им обычно требовалось, чтобы насытиться.
Технологические компании используют тот же принцип. Новостная «кормушка» специально разработана таким образом, чтобы автоматически добавлять контент и удерживать ваше внимание на прокрутке страницы. Плюс, они специально устраняют все, что может заставить вас сделать паузу и уйти.
Это также объясняет, почему видео на таких социально-ориентированных сайтах как Netflix, Youtube или Facebook имеют функцию автовоспроизведения следующего ролика по окончании предыдущего. Они не ждут, что вы сделаете осознанный выбор, а просто запускают следующее видео после обратного отсчета. И эта функция генерирует огромную часть трафика.
Автовоспроизведение видео на Facebook после обратного отсчета
Технологические компании часто утверждают, что они всего лишь «облегчают жизнь своим пользователям, когда они хотят что-то посмотреть», но на самом деле, они отстаивают собственные деловые интересы. И вы не можете винить их в этом, потому что все они конкурируют за особую валюту, под названием «время, проведенное на ресурсе». А теперь представьте, что технологическая компания приложит усилия не только для того, чтобы увеличивать время, проведенное на ее ресурсе, но также повысит и качество этого «проведенного времени».
Уловка №7: Резкое прерывание vs вежливая подача
Компании знают, что сообщение, которое резко отвлекает человека, является более убедительным для ответа, чем, например, деликатно ждущее, когда его увидят, письмо электронной почты.
Учитывая это, Facebook Messenger, WhatsApp, WeChat или Snapchat предпочли разрабатывать свои приложения так, чтобы мгновенно прерывать пользователя и сразу же показывать окно чата, вместо того, чтобы помочь пользователям уважать друг друга и не отвлекать от дел.
Другими словами, прерывание хорошо сказывается на бизнесе.
Подобное поведение также в интересах технологических компаний для того, чтобы усилить ощущение срочности и социальную взаимность. Например, Facebook автоматически сообщает отправителю, «видел» ли получатель его послания, вместо того, чтобы помочь вам «скрыться» от нежелательно переписки. Потому что когда вы знаете, что человек на другой стороне знает, что вы видели его сообщение, вы чувствуете себя еще более обязанным ему ответить.
Для сравнения, компания Apple с бОльшим уважением относится к пользователям и позволяет вручную включать или выключать «уведомления о прочтении». Проблема заключается в том, что максимизация «прерываний» во имя бизнеса, породила глобальную трагедию, плодами которой стало всеобщее нарушение концентрации внимания и миллиарды ненужных перерывов каждый день по всему миру. И мы должны исправить эту проблему, например, внедрением всеобщих стандартов проектирования приложений и сервисов.
Уловка №8: Группирование ваших целей с их целями
Другим способом приложения «захватить» ваше внимание является объединение ваших личных причин посещать приложение с бизнес-целями компании (например, максимизация потребления контента за сессию).
Примером подобного поведения в реальной жизни могут служить магазины. В первую очередь, людям необходимы медикаменты и молочные продукты. Другими словами, бизнес делает частью себя то, что необходимо людям. Но если бы магазины в действительности организовывали выкладку, удобную для потребителей, то две эти группы товаров находились бы у самого входа, а не в дальнем конце зала, как это обычно бывает.
Технологические компании разрабатывают свои сайты по тому же принципу. Например, когда вы хотите проверить в Facebook последние события, ресурс не позволяет перейти напрямую — получить доступ к интересующей информации можно только «пройдя» через ленту новостей и это сделано нарочно. Facebook хочет преобразовать все причины для своего использования вами, в максимизацию потребления контента и прочей продукции.
В
Уловка №9: Неудобный способ сделать выбор
Нам сказали, что бизнесу достаточно просто сделать «выбор доступным».
- «Если вас что-то не устраивает, вы всегда можете использовать другой продукт».
- «Если вам что-то не нравится, вы можете отказаться от подписки».
- «Если у вас есть зависимость от нашего приложения, вы всегда можете его просто удалить».
Естественно, чего хотят компании, так это чтобы вы сделали тот выбор, который нужен им. Поэтому то, что их устраивает — выбрать легко, а то, что нет — трудно. С фокусами тоже самое. Вы упрощаете ту визуальную часть, которую хотите, чтобы увидели другие, и усложняете то, что хотите скрыть от чужих глаз.
Например, NYTimes.com позволяет «свободно выбирать» в вопросе отмены цифровой подписки. Но вместо того, чтобы просто сделать этот функционал в виде кнопки «отменить подписку», они отсылают на ваш e-mail письмо с информацией о том, как отменить подписку при помощи телефонного звонка на определенный номер, который доступен только в обозначенное рабочее время.
Вместо того, чтобы рассматривать мир с точки зрения наличия выбора как такового, нам приходится оценивать количество телодвижений для каждого из вариантов. Представьте себе мир, где каждый возможный вариант выбора был бы помечен собственным «коэффициентом телодвижений», который бы имел независимость — не был частью какого-то консорциума или собственностью — при помощи которого помечалась бы степень сложности тех или иных действий, и исходя из которого устанавливались бы определенные стандарты их сложности.
Уловка №10: Предсказывание ошибок и стратегия «всовывания ноги в дверь»
Facebook предлагает нам легкий выбор для просмотра фото. Стали бы мы нажимать эту кнопку, зная истинную цену этого клика?
Также приложения используют неспособность людей прогнозировать последствия своих кликов.
Люди не могут интуитивно оценить истинную стоимость клика, который им предлагают сделать. Специалисты по продажам используют так называемую тактику «ноги в двери», начиная с безобидной просьбы «всего один щелчок мышью, чтобы увидеть тех, кто ретвитнул вас» и продолжая в стиле «почему бы тебе не остаться тут на некоторое время?». Практически все используют этот трюк.
Представьте себе веб-браузеры и смартфоны через которые, будто через шлюзы, люди ежедневно делают подобный выбор, которые бы смогли прогнозировать для своих пользователей последствия их клика на основе реальных данных о выгоде и издержках.
Вот почему я добавляю информацию о приблизительном времени прочтения моих публикаций. Когда вы показываете «истинную стоимость» предложенного выбора, люди (или аудитория) начинают относиться к вам с большим уважением.
По-хорошему, интернет должен быть оформлен с точки зрения прогнозирования затрат и выгод, чтобы люди были способны делать выбор осознанно по умолчанию, не прилагая для этого дополнительных усилий.
TripAdvisor использует стратегию «всовывания ноги в дверь», показывая однокликовое действией «оцените количеством звезд» и пряча от пользователя еще три страницы вопросов.
Выводы и как мы можем все это исправить
Вы расстроены тем, что технологии крадут ваше время? Я тоже. Я перечислил всего несколько методов, когда на самом деле их тысячи. Представьте себе целые книжные полки, семинары, мастер-классы и тренинги, которые учат этим техническим приемам предпринимателей. Представьте себе сотни инженеров, чья работа заключается в том, чтобы каждый день придумывать новые способы держать вас в онлайне.
Для абсолютной свободы требуется свободный разум, и нам нужны технологии, которые будут на нашей стороне: помогать жить, чувствовать, думать и действовать свободно.
Нам нужны смартфоны, уведомления и веб-браузеры, чтобы стать экзоскелетом для нашего разума и межличностных отношений, который на первое место ставит наши ценности, а не импульсы. Человеческое время ценно. И мы должны защищать его, как защищаем неприкосновенность частной жизни и другие цифровые права.
Комментарии (55)
Linkrogers
26.05.2016 00:33-1Усмотрели почти все, но не руссукую душу, ее предусмотреть крайне вероятно…
2PAE
26.05.2016 07:20Вероятно что? :) «Русская душа», это случай пограничной психики. Не более того.
Русских больше «мотает». Для европейцев подобное является отклонением.
Для нас, норма.
Thero
26.05.2016 07:50Представьте себе веб-браузеры и смартфоны через которые, будто через шлюзы, люди ежедневно делают подобный выбор, которые бы смогли прогнозировать для своих пользователей последствия их клика на основе реальных данных о выгоде и издержках.
но теперь когда мы знаем цены и вес выбор становится ещё менее осознанным и полностью контролируется теми кто указал вес и цену…
GarryC
26.05.2016 10:01-4А разве политика не запрещена на Хабре? ))
Статья интересная, но Вы точно уверены, что она только про дизайн?bopoh13
26.05.2016 12:35+1Это не политика, а навязывание услуг в чистом виде. Только расплачиваться приходится самой дорогой валютой — временем. Ставка компаний сделана на животные инстинкты как имитативность, которые большинству людей сложно подавлять.
Из-за подобного отношения мне приходится «страдать паранойей»: не светить мобильный, заводить фейковые e-mail'ы для спама, без крайне необходимости не использовать соц.сети и месседжеры с кучей смайлов и мемов.
Искал и буду искать выход из под манипуляций. Простой способ начать «Воля и разум»: не таскать везде с собой телефон, не смотреть смс-ки как только приходят, проверять почту только 2 раза в день.
maxstroy
26.05.2016 10:40ИМХО, дело касается не только продуктов и объектов, но и технологий. Я обратил внимание, что в области моделирования деятельности присутствуют основные парадигмы: «процессы» и «проекты». При этом отрицается потребность в моделировании целого класса объектов, которые не подходят под эти фреймворки. И потому между ними до сих пор не налажена стройная онтологическая связь.
Но, что еще заметнее, так это то, что нас приучили на экране монитора видеть не модель объектов реального мира, а воображать сами объекты. Например, глядя на экран монитора, аналитик может сказать, что видит договор. Но там не договор, а модель договора, представленная в виде, похожем на договор.
Иногда можно слышать: целью нашей работы (в отделе продаж) является подписание договоров. Но на самом деле целью является создание договоренностей, которые моделируются договорами и подписываются сторонами как знак того, что все поняли условия договоренностей одинаково и согласны с этими условиями.
Причины этих метаморфоз сознания в том, что менегеры стремятся манипулировать сознанием своих подчиненных для сокращения свободы выбора у подчиненных.
Drim
26.05.2016 10:41+1К сожалению это действительно правда. Особенно по поводу linkedin'a. Действительно человека заставляют перейти туда, куда на самом деле ему, возможно, не надо.
kstep
26.05.2016 11:49Ну так тебя завставляют, а ты не заставляйся.
Drim
26.05.2016 11:52Сложно этому противостоять на самом деле. Сама по себе идея отказаться от соц сетей не плохая, но не каждый сможет.
Это огромная трата времени впустую. Но увы заставить себя бывает крайне не простоLizabeth
26.05.2016 13:59+1О да! Вот я отказалась. Но надо понимать, что это работа над собой, а не сиюминутный импульс желания делать все «правильно».
Вот после прочтения, дополнительно сняла птички «показывать себя» с Viber и Whatsapp. Раньше так и было, но с новым телефоном как-то недосмотрела.
Еще важно научится не отвечать на звонки когда ты этого не хочешь. Это тяжело, но реально. У меня получилось. Это могут воспринять за неуважение, но нет, ничего такого. Звонить люди повсеместно стали с поводом и без. Потому и ответственность за принятие звонка снизилась до уровня ниже плинтуса. Когда захочу — позвоню сама.raacer
28.05.2016 11:41Про звонки согласен, но есть некоторая сложность. Вот сталкиваешься с таким же занятым — и потом перезваниваем друг другу целую неделю: то ты не можешь ответить, то он… )))
ragequit
28.05.2016 18:39+1У меня есть лист «снимать всегда», лист «перезвонить» и «нафиг надо».
Lizabeth
29.05.2016 14:45Вот, верно. Есть звонки, которые надо принимать круглые сутки вне зависимости от чего-либо. Большая же часть звонков — просто спам.
Все эти назойливые отвлекалки в виде звонков и сообщений снижают ответственность, очень сильно. И это беда. Получая горы мусорной информации, перестаешь реагировать на нее с должной ответственностью.
Это как «шум в эфире».
Ничто не ново под луной. Есть известная притча про пастуха овец и волков. Он однажды кричал «волки» и все прибежали на помощь. И еще после много раз кричал «волки» и приходили ему на помощь, но зареклись приходить более. Но однажды, когда волки уже пришли по-настоящему, то никто не пришел, восприняв за очередной розыгрыш.
Список уже составляю. Спасибо ragequit
Rb3As
26.05.2016 10:41+4Интересная статья. Правильные идеалы. Обществу сильно этого не хватает. Спасибо.
rocknrollnerd
26.05.2016 11:09-2Да-да, а еще один способ, которым дизайнеры манипулируют вашим вниманием — это пишут посты о том, что технологии отакуэ, а Yelp сожрет ваши мозги.
А то ж до появления фейсбука у нас не было друзей, с которыми мы не разговаривали целую вечность, но чувствовали себя обязанными держать с ними контакт. Конечно-конечно, это все злые корпорации нас испортили.Occama
26.05.2016 17:55Подмена понятий. Корпорации как раз и эксплуатируют особенности нашей психики в своих интересах. «Обязательство держать контакт» вне контекста технологий — социальная функция разума. Такое же обязательство в контексте технологий — использование этой функции для увеличения вашей вовлечённости в коммерческий процесс.
rocknrollnerd
26.05.2016 19:24+1Ну так это же уже тысячу лет как существует, не? Цветочный ларек выгодно поставить на набережной, где прогуливаются парочки — больше вероятность, что кто-нибудь да почувствует необходимость захватить букет.
Мне всего-то кажется, что вот этот идеальный здравомыслящий человек с чистым разумом, который принимает решения, исключительно проанализировав бесконечную возможность существующих и несуществующих вариантов, и не склоняемый никуда никакими внешними факторами, про которого с такой ностальгией говорят в посте — его и не было-то никогда. «Меню» всегда было — просто большую часть исторического времени оно было гораздо меньше и ограниченней. Технология дала нам возможность просматривать много-много вариантов выбора, листать отели на Букинге, рестораны на Йелпе, партнеров на Тиндере — удобство, эффективность, результат. Вместо того, чтобы осознанно пользоваться, мы внезапно паникуем: «как же так, они смеют использовать в свою пользу механизмы нервной системы, которые все всю жизнь использовали, только в меньших масштабах!»
Itachi261092
26.05.2016 11:19+1Надеюсь что нынешняя молодёжь будет расти с иммунитетом к этому дерьму. Потому что быть уязвимым перед какими то несчастными лайками и репостами — это значит быть в рабстве у соцсетей и сервисов. Я никогда в жизни не написал никому лишнего и бессмысленного «привет» и ни разу не ставил бессмысленных лайков только лишь потому что кто то поставил мне. каждый кто этого ждёт и на это расчитывает — может идти лесом. Надеюсь я не один такой… Хотя… То, что люди сидят в соцсетях, это своего рода, уже рабство… Эхх, где Джон Коннор, когда он так нужен…
brusi
26.05.2016 12:30Поздно, поколение потеряно. В том же инстаграме, почти под каждой популярной фоткой тысячи, а то и сотни тысяч комментов содержания «взаимная подписка» и «взаимные лайки». Заходишь к ним на страницу, а там у них сотни или тысячи подписчиков и все они «взаимные». Всегда удивляло ради чего тратить время на эти фэйковые подписки и лайки? Перед друзьями похвастаться?:)
Ещё больше я был удивлен, когда чинил комп пенсионеру. Попросил загрузить фотку в одноклассники. Загрузил, а он потом мне хвастался, что ему кучу лайков поставили, с таким искренним восторгом. Не понимаю я этого.Itachi261092
26.05.2016 12:38+1Хвастаться или гордиться честными не накрученными и не взаимными лайками не так уж и страшно, если для человека это важно. Тем более пенсионерам делать то нечего. Дети и пенсионеры способны радоваться мелочам.
brusi
26.05.2016 13:17Мне все равно сложно это понять, наверно не дано это мне.
А по поводу нечего делать, то этот пенсионер живет в деревне и целыми днями есть какие-то дела. Только когда уже стемнеет, идёт в дом и там кушает, смотрит тв и сидит за компом чуток.
Aquahawk
26.05.2016 11:46Всю мощь такого дизайна можно испытать в букинге при бронировании. Смотришь и тут тебе куча поп-апов, этот отель тоже смотрят, ай ай ай, один номер всего остался, срочно бери. Ой ой ой, сегодня вообще в городе всего мало. Потом уменьшенные чекбоксы на подписку в почту. Просто приходится переходить в параноидальный режим чтобы лишнего не ткнуть.
IgorEfremenko
26.05.2016 16:17+1Хочу сказать, что на мой взгляд у букинга как раз прекрасный пример мотивирующего UX.
Во-первых, самое главное и самое важное, что их сообщения правдивы. Если написано, что осталась последняя комната, то она действительно последняя. Я как-то вошел в режим паранойи и после того, как забронировал такую, проверял это в течение недели с разных устройств и разных IP. Места в отеле не появились.
Во-вторых, их сообщения заметные, но не раздражающие. Букинг не делает попапов на половину экрана, огромных баннеров итд. Их сообщения небольшого размера и находятся там, где я ожидал бы их увидеть.
И, наконец, в-третьих, букинг прекрасно играет на чувстве принадлежности к клубу. Достаточно легко получить там genious статус. И, возвращаясь, к первому пункту. Он действительно работает. Пусть не всегда и не везде, но как-то я забронировал номер процентов на 30 дешевле по сравнению с не-genious статусом (проверяли с другом, который посмотрел это же предложение с работы).Aquahawk
26.05.2016 16:59Не знаю, меня раздражает. Как базарная бабка: «Бери милок, лучшее на рынке, всего два осталось, бери, чего ещё искать то, все спасибо говорят». Не предлагает действительно спокойного обстоятельного выбора. Это при том что я понимаю как это работает, зачем это делается и почему так. Скорее я расстроен тем фактом что человечество таково, что это работает.
kresh
26.05.2016 12:06Отличная статья, темные паттерны живы и процветают. Знаю что в много-где есть предмет намываемый Деловая этика или Business Ethics. Возможно пора вводить предмет UI Ethics для проектировщиков и разработчиков?
xenohunter
26.05.2016 12:38+1отменить подписку при помощи телефонного звонка
Такие ребята сразу отправляются в спам.ragequit
26.05.2016 14:00+1Платную подписку.
rrrav
26.05.2016 12:53Хорошее меню выбора было у Форда — «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет – черный».
Такие статьи надо читать каждый раз перед очередным погружением в соц. сети.
Ну и пора уже какую- нибудь мантру придумать для защиты от технологий «потерянного времени»…
vitkt
26.05.2016 14:01+1Можно по-разному относиться к профессору Тимоти Лири, но он когда-то сформулировал 2 заповеди «нейрологической» эры:
1.«Не изменяй сознание своего ближнего без его/ее согласия»
2. «Не препятствуй ближнему изменять его/ее сознание»
Описанные компании определённо не следуют первому пункту, но как это контролировать?
Если бы могли точно распознавать подобные приёмы влияния, то можно было бы предупреждать о них пользователя. По аналогии с использованием cookies и правами при установке мобильного приложения: «Вы разрешаете приложению:
1) умеренный контроль за вашим вниманием
2) использование социальных связей
3) лёгкие подкрепляющие механизмы
...»
А там уже пользователь сам решает, нужно ему это или нет.rocknrollnerd
26.05.2016 19:17+1Остается вопрос: куда деваться в мире, где чуть более чем любое социальное действие — дружеская улыбка, эмпатия, открытка с днем рождения — может быть насильственным, изменяющим сознание ближнего своего без его на это санции (и даже без осознания)?)
Вам улыбнулись — и ваш нейронный механизм впрыскивает немного допамина, заранее повышая вашу склонность согласиться с тем, что скажет этот человек. Красивая девушка на рекламном щите? Весы еще немного склоняются не в вашу пользу, опять-таки совершенно бессознательно) Надо бы принять закон, предписывающий всю рекламу демонстрировать с каменно-нейтральным лицом?
… только частично в порядке троллинга, на самом деле интересный вопрос же, и я понятия не имею, какой правильный ответ)vitkt
27.05.2016 10:48В реальном мире по умолчанию повышенный уровень)
Хотя, по крайней мере, я бы хотел, чтобы меня предупреждали, когда товары на полках супермаркета располагаются в специальном порядке с целью как-то повлиять на мой выбор.
В Сети проще: к разным видам рекламы можно было бы ставить теги в зависимости от типа воздействия. Например, для красивых девушек — «сексуальный подтекст», для рекламы дорогих часов, где все ходят в пиджаках — «социальные механизмы». А пользователь мог бы устанавливать фильтры для определённых типов влияния.
Murmurianez
26.05.2016 16:17Спасибо за перевод — отличная статья! Вроде и ничего особо нового (сам веб-разработкой занимаюсь), но всё чётко теперь в голове, а не на подсознательном уровне.
Вот теперь возникает вопрос — где грань? Если уж совсем не применять что-то из этого — гарантированная потеря пользователей которым может быть интересен сервис. Взять к примеру ту же регистрацию — вот сервису прям очень надо знать много данных о пользователе для правильной работы — если выкатить сразу большую форму — большой процент уйдёт, если помучать несколькими маленькими — стерпит и будет радостным пользователем.
SeregaPartyZan
26.05.2016 18:00Давно жене говорил про замечательную придумку Хабра писать
5 минут на прочтение
. Но ни разу менее 5 минут так и не потратил. Всегда были ссылки с еще более интересными статьями. Но, как ни странно, сожаления не испытываю.
LifeKILLED
26.05.2016 20:25В таком случае Хабр — тот ещё Преферанс по-питерски. Легко нахватать минусы в карму, а плюс получить — огромное достижение. Я пока что не сильно проигрался, два минуса вчера было, а сегодня вот — всего один. Я сижу и радуюсь, что кто-то мне плюс поставил. Немножко вистов я отыграл :D Так можно и в ноль выйти, а это в Преферансе всё равно что выигрыш :D Вот это я понимаю, хардкор. Это вам не какой-то там казуальный Фейсбук XD
rrrav
27.05.2016 11:06Почти сорвалось модное нынче — синергетика. Чувствуешь себя каплей воды, которую засасывает вращающая воронка. Мало того, что тебя засасывает, так ты и сам участвуешь в раскрутке этой воронки. Умный идеолог системы добавил немного нелинейности (друзья и друзья друзей, например) и капельку кориолиса, и вот уже работает атрактор, крутится в нужную сторону, засасывая новые капли, вроде бы никого ни к чему не принуждая…
geekmetwice
27.05.2016 12:08А может и ну его — спасать чьи-то жизни? Чем пустоголовее поколение, тем его проще охмурять всеми этими фэйспуками и едаграммами. Пусть они истратят всё своё время на бестолковщину, а самые умные будут в это время самообразовываться и заниматься реальной жизнью. Глядишь — и вырастет градус интеллекта!
AnatoliD
27.05.2016 12:08Статья прекрасная, характеризующая при этом человеческое общество в массе своей нелицеприятно — как стадо…
Часто вспоминаю то время, когда не было Интернета и все свободное время я тратил на разработку того или этого — в итоге получалось так что почти каждый месяц получали какое — нибудь вознаграждение за ту или иную реализованную разработку.
Ныне, не пользуясь ни фейсбуком, ни жж, ни твиттером, выключив мобильник, редко просматривая новости и еще реже почт у, тем не менее жалею, что трачу иногда время как сейчас, в данный момент, отрывая это время от разработки текущего проекта
djv57
27.05.2016 12:08Но если бы магазины в действительности организовывали выкладку, удобную для потребителей, то две эти группы товаров находились бы у самого входа, а не в дальнем конце зала, как это обычно бывает.
Они еще полки с товарами переставляют периодически, то есть вносят игровой элемент в такое заурядное событие, как посещение магазина.
neko_nya
31.05.2016 12:01+2>провели 700-ый матч в тиндере
В тиндере не играют в футбол, а ищут совпадения (matches).
yermulnik
Прошу прощения за оффтопик, но подскажите, если знаете, какой онлайн сервис позволяет рисовать вот такие симпатичные стрелочки, как на картинках в статье — буду дико признателен за подсказку. Спасибо.
Кстати, сама статья довольно интересна и познавательна =)
malazess
Не обманывайте себя, вы хотите лишь поиграть с этими стрелочками и забыть, а я получить моральное удовольствие от прочтения моего комментария другими людьми. И меня за оффтоп простите камрады…
Yeah
http://joxi.ru
malazess
Вы посылаете товарища по неверному пути!
Ему же надо сюда:
http://lady.tochka.net/41346-15-sposobov-narisovat-strelki/
raacer
http://lady.tochka.net/41346-15-sposobov-narisovat-strelki/
ivansychev
Спасибо. Залип. Очень познавательно, особенно про использование фломастера.
yermulnik
Спасибо!
Ockonal
В оригинале: skitch. Делает скриншот и сразу позволяет его доработать: добавить квадратики, нарисовать стрелки, поставить метки.
TheTony
Яндекс.Диск — клиент для компьютера позволяет работать со скриншотами, в том числе добавлять стрелки, обваодить вигурами и выделять маркером. Иногда пользуюсь…
darkoff
Уловка №11
Если пользователь хочет нарисовать стрелочки — позволь ему это сделать, если дополнительно он подключит облачное хранилище, новый браузер, защитник системы, службу обновления всего этого добра.