В этом году на самой известной и престижной велогонке мира Tour De France вводятся новые правила. В частности, велосипеды спортсменов во время гонки будут сканировать при помощи тепловизоров. Это делается для того, чтобы ловить любителей «технодопинга» на горячем — в прямом и переносном смысле. Дело в том, что некоторые спортсмены устанавливают в своих велосипедах небольшие электромоторы малой мощности (60-100 ватт), которые помогают получать хотя и небольшое, но преимущество во время важных соревнований.

По мнению Тьерри Брайлларда (Thierry Braillard), государственного секретаря по вопросам спорта Франции, попытки обмана с использованием электромоторов это даже хуже, чем допинг. Он утверждает, что из-за подобного обмана будущее велосипедного спорта под вопросом.

Технологию обнаружения «доработанных» велосипедов с электромоторами разработало крупное французское агентство, которое занимается исследованиями в сфере ядерной физики. Тепловизоры могут быть установлены в любой точке трассы — и велосипедистов не будут информировать, где именно размещена такая аппаратура.

Решение установить тепловизоры французы приняли не вдруг. Все началось в феврале этого года, когда «технодопинг» был обнаружен в велосипеде известной спортсменки из Бельгии Фемке Ван Ден Дрише. При этом обнаружена «доработка» была случайно, только после того, как спортсменке пришлось сойти с дистанции по техническим причинам. При помощи магнитно-резонансного сканирования удалось найти аккумулятор и мотор Vivax в подседельной трубе. Как оказалось в дальнейшем, такие системы однотипны. Электромотор располагается в подседельной трубке или нижней трубке рамы. Аккумулятор размещается в подседельной сумке или спортивной бутылке, а кнопка на руле активирует всю эту систему по Bluetooth.



Слухи о том, что в велосипедном спорте не все спортсмены ведут честную игру появились еще в 2010 году. Тогда в велосипеде спортсмена Фабиана Канселлара был найден электромотор, который также обнаружили случайно. Иногда в кадр камеры оператора, ведущего трансляцию с велогонок попадали интересные ситуации — например случай, когда колесо продолжало вращаться даже после падения гонщика. Тем не менее, слухи и подозрения оставались просто слухами и подозрениями очень долго — никто из устроителей соревнований не верил, что спортсмены пойдут на такое явное мошенничество.

Фемке Ван Ден Дрише наказали довольно серьезно: ее дисквалифицировали на 6 лет. В ходе расследования было доказано, что она мошенничала и раньше, а не только во время этого соревнования. В результате бельгийскую велосипедистку не только дисквалифицировали, но и лишили части медалей, а также призовых денег.

Но это не остановило любителей технодопинга. В апреле группа журналистов из итальянской «Коррьере делла Сера» совместно с французским телеканалом Televisions Stade 2 провели собственное расследование с использованием тепловизора. Как оказалось, велосипеды некоторых спортсменов нагреты в местах, где вообще нет движущихся частей.



Выяснилось также, что в некоторых велосипедах работают не электромоторы, а неодимовые магниты в колесах, на которых действует катушка под сидением, генерирующая индукционную ЭДС. Такая конструкция добавляет спортсмену около 60 Вт мощности. Обнаружить ее гораздо сложнее, чем обычный электромотор. Правда, и стоит она несколько десятков тысяч евро — приобрести подобную систему может только очень обеспеченный велосипедист.



Специалисты организации Union Cycliste Internationale (UCI) предлагают использовать не только термальное сканирование. Сейчас эта организация испытывает сканеры магнитного поля в полевых условиях, на велотреке. Сканер способен уловить малейшие возмущения магнитного поля, причиной чего могут быть скрытые моторы или любые другие элементы с подведенным питанием. Сканер создает собственное магнитное поле и ведет мониторинг источников возмущения этого поля. Анализ данных проводится при помощи специального программного обеспечения, установленного на планшетный компьютер. Такой сканер может обнаружить не только обычный электромотор, но и неодимовый магнит, скрытый в колесах. Термальная камера магниты обнаружить не в состоянии. В качестве дополнения к основной системе сканирования можно использовать анализ велосипедов с использованием рентгеновских лучей и ультразвука.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (42)


  1. RuddyRudeman
    28.06.2016 18:42
    +1

    Next step — пневматический двигатель на сжатом газе или на химических источниках газа с повышенным давлением. Можно сделать необнаруживаемыми перечисленными средствами. Или например двигатель на упругой деформации (на заведенной пружине). Дальше на ум только совсем уж фантастика приходит


    1. Graf_Trahula
      28.06.2016 18:49

      Тогда засекут падение температуры. Лучше уж тогда делать рукав из аэрогеля


      1. RuddyRudeman
        28.06.2016 18:52

        Ок, а если газ будет все же горючим, и медленная тепловая машина будет компенсировать охлаждение при падении давления? Угу, это уже как раз фантастика.


        1. AntonSor
          28.06.2016 19:25
          +2

          А потом будут нанороботы в подшипниках


      1. potan
        28.06.2016 19:12
        +1

        Тогда его совместят с электромотором и они друг друга компенсируют.


    1. Foolleren
      28.06.2016 19:40

      всё гораздо проще — хромировать велосипед.


      1. ikaktys
        29.06.2016 12:19

        теловизору почти без разницы это


        1. Foolleren
          29.06.2016 16:03

          Вы наверное плохо себе представляете принцип работы телевизора, коэффициент излучения хрома в тепловом диапазоне настолько мал, что 150 градусов выглядит как 30.


          1. black_semargl
            29.06.2016 17:39

            Угу, только вот ВСЁ выработанное мотором тепло должно высветиться.
            Т.е. нагреется не до 150 а до 300, например.


            1. Foolleren
              29.06.2016 18:03

              Ого, тур де луна? не в вакууме же едут — воздух нагреет.


    1. StjarnornasFred
      28.06.2016 23:38
      +1

      Заведённая пружина, способная придать хотя бы полсотни ватт на коротком участке, должна быть весьма крупной и вряд ли её удастся разместить в раме велосипеда. К тому же велосипеды должны хотя бы осматриваться судьями перед стартом (на предмет наличия, например, подозрительных контактов возле бутылки).


    1. vkegdzoy
      29.06.2016 09:42

      Уже придуманы двигатели на магнитах. В прошлых публикациях на эту тему были примеры. Предлагают клеить магнитные полоски.


  1. MaksVasilev
    28.06.2016 19:33
    -1

    Как-то уж очень часто стал желтить гиктаймс на тему фейков про моторы в проспорте. Вот когда найдут хотя бы один случай реального применения на крупных соревнованиях, а не только у какой-то девочки не первенстве водокачки, тогда можно говорить хоть немного предметно.

    Для информации: только за первые 2 дня одной из 3-х самых крупнейших многодневок Giro d'Italia в этом году было проведено более 500 проверок велосипедов (при около 200 участниках). В последующие дни ещё несколько раз не меньшее число проверок. Нашли? Нет, потом что тут таких дурочек с водокачки нет, что бы вот так в открытую палиться.

    Людям свойственно приписывать своей собственной неполноценности признаки нормы, а успехам других — попытки обмана, нормальный такой западный менталитет. А если подумать головой, то только по одной современной телеметрии, без всяких тепловизоров, можно посчитать и скорость ветра и плотность воздуха, не говоря уже о дополнительной механической движущей силе. Что делает среднего уровня гонщик, когда на его глазах Канчелара выдаёт свой кусок мощности? Если он нормальный человек, то понимает, что это он слаб, а если он нытик. то конечно он ни в чём не виноват, а Канчелара использует электромотор, 2 литра ЭПО с кровью девственниц в бачках и невидимый трос за впереди идущим мотоциклом.

    Вопрос для развития относительного мышления: во сколько раз «мощнее» профессиональный гонщик, например, Гатис Смукулис, который на 60 минутном тесте выдаёт среднюю мощность 450 Вт, относительно, например, меня, если я выдаю только 225 Вт? Ответ позднее, сразу скажу он не очевиден :)


    1. marks
      28.06.2016 20:27

      В первом же абзаце первая ссылка — официальное заявление устроителей по поводу «фейков».


      1. MaksVasilev
        28.06.2016 20:43
        +1

        Первая ссылка ведёт на заявление, в котором говорится об официальном введение дополнительного метода проверки — тепловизора, но нет ни единого слова про то, что был хотя бы один случай реального обнаружения. Неофициально тепловизоры уже лет 5 используют, но тоже пока безрезультатно.


        1. marks
          28.06.2016 20:53

          Да, про обнаружение там ничего нет, я и не говорил, что там срывают со всех покровы. Тем более, что это заявление по поводу введения новых инструментов наблюдения, а не по поводу виновности или невиновности участников соревнования. А меры предосторожности вряд ли вводят просто так.


          1. MaksVasilev
            28.06.2016 21:02
            -1

            Различные проверки вводят постоянно, как только возникает паранойя на ту или иную тему, это ещё не говорит о реальном применении. Никаких проблем обнаружить двигатель не было и до этого. И двигатель в раме той дурочки нашли не «совершенно случайно» а в ходе обычной штатной поверхностной проверки на финише. Это по уровню бессмысленности было равносильно пытаться пройти таможню в аэропорту с автоматом ППШ через плечо.


          1. MaksVasilev
            28.06.2016 21:04

            И к слову, вот это:

            Тогда в велосипеде спортсмена Фабиана Канселлара был найден электромотор, который также обнаружили случайно.

            называется ложь и откровенная клевета (к слову, уголовно наказуемая). Нет ни одного документа UCI подтверждающих это или хотя бы указывающих на косвенные подозрения.


            1. YNile
              29.06.2016 12:02

              А почему человека минусуют? Он же прав. Статья — набор желтизны


    1. Dmitry_Dor
      28.06.2016 21:24
      +1

      во сколько раз «мощнее» профессиональный гонщик, например, Гатис Смукулис, который на 60 минутном тесте выдаёт среднюю мощность 450 Вт, относительно, например, меня, если я выдаю только 225 Вт?
      Вопрос ИМХО надо ставить иначе:
      «Во сколько раз «мощнее» профессиональный гонщик, например, Гатис Смукулис, который на 60 минутном тесте выдаёт среднюю мощность 450 Вт, относительно его же, но с дополнительным скрытым мотором, например 90 Вт?»


      1. MaksVasilev
        29.06.2016 16:48

        Будет ровно на эти самые 90Вт, пр условии, что батарейки конечно хватит на 1 час. Не про это был основной посыл вопроса. Суть вопроса сводилась к не совсем очевидному, если плотно не заниматься велоспортом. В примере выше Гатис, со своими средними 450 Вт на 60 минут будет почти ровно в 60 раз «мощнее» меня, с моими 225 Вт на 60 минут, потому что при мощности 450 Вт меня хватит ровно на 1 минуту и потом придётся восстанавливаться. Ну немного утрирую конечно, может и на 2 минуты хватит, но это всё равно в 30 раз по времени. Основной посыл в том, что когда даже немного тренированный человек видит в живую такого мощного гонщика, то человеческая психология не позволяет объяснить ему почему разница так огромна и начинает искать подвох во всём.


        1. Dmitry_Dor
          29.06.2016 17:30

          Гатис, со своими средними 450 Вт на 60 минут будет почти ровно в 60 раз «мощнее» меня, с моими 225 Вт на 60 минут, потому что при мощности 450 Вт меня хватит ровно на 1 минуту и потом придётся восстанавливаться.
          Но вас с дополнительным моторчиком 90 Вт хватит уже не на минуту, а допустим, на 20 минут (ну или сколько вы сможете отдавать 360 Вт без восстановления). А гонщик с часовой отдачей на уровне 360 Вт с таким дополнительным моторчиком сможет отдавать целый час. Ну, а Гатис в паре с дополнительным моторчиком или сможет отдавать суммарно 540 Вт в течении часа, или 450 Вт в течении 2-х часов, и поэтому будет в заведомо выигрышном положении перед безмоторным Гатисом.
          Насколько хватит батарейки — вопрос отдельный, но какой-то выигрыш «Гатис с моторчиком» получит и от нескольких десятков минут работы (при 90 Вт это легко обеспечит пара элементарных 18650-х аккумуляторов), ну а если контроллер позволяет рекуперацию (например, на спуске), или просто подзарядку за счёт избыточной мощности за какое-то время перед уходом в отрыв, подъёмом или финишным спуртом, то время работы увеличивается кратно.


    1. AntonSor
      28.06.2016 21:39

      Ну да, а на картинке — реклама Flir.


      1. AntonSor
        28.06.2016 21:40

        Хотя, рынок и небольшой


    1. selivanov_pavel
      29.06.2016 00:04

      > Людям свойственно приписывать своей собственной неполноценности признаки нормы, а успехам других — попытки обмана, нормальный такой западный менталитет.

      Во-первых, причём тут вообще западный менталитет? Всё, что плохое — западное?

      Во-вторых, если бы все спортсмены были очень принципиальными людьми, которым честное соревнование важнее победы, проблем с допингом не существовало бы. Но они есть, и мотор в раме — по сути всего лишь разновидность чего-либо запрещённого в крови.


      1. MaksVasilev
        29.06.2016 16:40
        -1

        Мне кажется вы о чём-то совершенно параллельном говорите. Вы утверждаете, что «механический допинг» — это тоже допинг. А я где-то это отрицал? Я лишь ещё и ещё раз делаю упор на то, то основной посыл статьи про то, что в профессиональном пелотоне почти все поголовно на моторах ездят — не более чем жёлтый бред автора. Подумайте, мне кажется мы о разных вещах говорим.


  1. unlor
    28.06.2016 20:06
    -1

    КДПВ и видео вызывают ощущение сбоя в Матрице https://geektimes.ru/post/274972/


  1. SinsI
    29.06.2016 05:43

    Вот интересно, если в электровелосипеде на старте аккумулятор разряжен, и заряжается уже в ходе самой гонки от рекуператора (т.е. от мускульной силы самого спортсмена) — то считать ли это «технодопингом», или просто улучшенной конструкцией велосипеда?
    Сразу замечу, что это можно реализовать вообще без-каких-либо электродвигателей — чисто механически, набором пружин или маховиком.


    1. REPISOT
      29.06.2016 06:42

      KERS?


    1. Brenwen
      29.06.2016 09:43

      Что-то не вижу какой тут может быть выигрыш, особенно если учесть потери на заряд/разряд.


      1. SinsI
        29.06.2016 11:26

        Не на равнине, а в горах.
        Если помощь будет в момент, когда скорость минимальна (крутой подъём), а заряжается — когда она максимальна (спуск — работает как тормоз, да можно и педали дополнительно крутить для генерации), то вклад может быть очень даже нехилый.


      1. xp3
        29.06.2016 11:49

        заряд может быть рекуперированным — например использовать энергию торможения.


  1. i360u
    29.06.2016 06:47
    -2

    Пора уже снять все ограничения, кроме нескольких базовых (по массе например), таким образом спорт станет куда более зрелищныи и полезным для общества.


    1. Brenwen
      29.06.2016 09:41

      Драки как в Full Throttle на трассе тоже разрешить?


    1. black_semargl
      29.06.2016 10:50

      Нет, нужно просто вынести электровелосипеды в отдельную категорию. И упорядочить по ёмкости аккумуляторов.
      Мотоциклы же соревнуются.


  1. zloydiadia
    29.06.2016 09:09
    +1

    их уже сняли и назвали это гонки на мотоциклах. проблема не в том что вид спорта устарел, проблема в том что нарушаются правила соревнований которые должны быть одинаковы для всех участников.
    это как в боксе начать бить ногами — хочешь бить ногами — выбирай другой вид соревнований, где все бьют ногами. если хочешь гоняться на велосипеде — гоняйся на велосипеде а не на электровеле, или иди в гонки электровелов.

    если отсавить только ограничения по массе, то велики сразу преврататся в электровелы, мопеды и к собственно велоспорту уже не будут иметь отношения. велосипед это аппарат, приводимый в движение мускульной силой спортсмена, а не электрическим, химическим, ядерным, биологическим или, на какаих-нибудь торсионных полях, движителем.

    я бы даже виды спорта с допингами разрешил — пусть гробяться. Только чтобы после первого же участия в них шел запрет на участие в любых бездопинговых соревнованиях, выдавалась справка о психическом нездоровье и лишение соц. обеспечения(сам угробил здоровье — сам и лечись, раз идиот) будет и рывок фармацевтики и подопытные. Современные спортсмены сами по себе к концу карьеры — инвалиды( в большом споте и в зависимости от вида — где более, где менее) — не проходят запредельные нагрузки и травмы бесследно. так что кардинально мне кажется не сильно ситуация не изменится.


    1. PavelGatilov
      29.06.2016 10:53

      Современные спортсмены сами по себе к концу карьеры — инвалиды


      Ну не все так плохо. Есть спорт после которого, даже взяв первенство в мире, можно выйти вполне себе обычным человеком. Да, деформация присутствует, но прям инвалидом — нет.


      1. Am0ralist
        29.06.2016 17:08

        Шахматы?


        1. PavelGatilov
          29.06.2016 17:14

          Шахматы конечно, но есть и другие.

          Стрельба, конный спорт, скелетон и сани, керлинг, некоторые лыжные, стрельба, стрельба из лука, некоторые водные виды (в основном парусно-моторные), да сотни их, видов спорта где получаешь и физическую подготовку, и соревновательные элементы, и азарт, но при этом даже если заниматься на сверх-высоком уровне — инвалидом не станешь.


    1. vkegdzoy
      29.06.2016 22:14

      Проблема не в допинге, а в рекордах. Некоторые утверждают, что многие рекорды поставлены с использованием допинга, и превзойти рекорд без более качественного зелья просто невозможно. Вот многие и согласны на эксперименты с телом лишь бы попасть в историю.


  1. Segmentq
    29.06.2016 11:21
    -1

    Раз они так хотят использовать всякие примочки, то для самых отчаянных есть другая идея: устанавливать привод ректально, а в сидухе делать передачу. Чпок — и поехал.


    1. AntonSor
      29.06.2016 19:33

      Да, гонщики с ножными активными протезами должны быть тоже выделены в отдельную категорию. Уже не мускульный привод получается