Предыдущая статья про 15 нестандартных инструментов продвижения мобильного приложения неожиданно хорошо зашла на Хабре. Это говорит о том что тема для сообщества актуальна.

В данной статье вас ожидает большой текст (TLD:DR!) о продвижении приложения в СНГ, на западных рынках и в Азии, с подробным разбором каждого из рынков и большим количеством полезных ссылок.

Запасайтесь чаем и добро пожаловать под кат.

image

В подготовки статьи помогал Егор Карпов, консультант по продвижению мобильных приложений AppBrain.

Цель этой статьи — дать вам понимание, как построить маркетинговый план для своего приложения в каждом из регионов. Как распределить бюджет, какие инструменты использовать.

Начну с России и СНГ, так как это самый знакомый рынок для моих читателей, большинство из которых концентрируется только на нем. Все что я буду писать ниже о России пересекается с моим видео на эту тему, но в статье все будет чуть более подробно.

Разбирая рынок СНГ, я расскажу вам:
  • Как работать с Российскими СМИ;
  • Как работать с RU рекламными сетями;
  • Как повысить CTR в России и СНГ;
  • Особенности продвижения на этих рынках;
  • Как составить план продвижения и распределить бюджет.

При подготовке этой статьи я хотел как-то выделиться на фоне других «водянистых» статей про мобильный маркетинг и рассказать об особенных инструментах продвижения в России и странах СНГ: порно-трафик, pop-under и прочие малоизвестные каналы. Но затем ко мне вернулся здравый смысл.

Как определить, какие каналы использовать для продвижения? Прежде всего подумать, где сидит наша аудитория, где она проводит большую часть времени. Посмотрите на первый экран своего смартфона. Нет, серьезно, возьмите прямо сейчас смартфон и посмотрите на первый экран. Именно в этих приложениях вы проводите 95% времени, когда используете смартфон. Именно в этих приложениях вас можно найти и продать вам новое приложение.

На каких площадках находится мобильная аудитория России и СНГ


1. Сидит в социальных сетях («ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Twitter). Большую часть времени использования смартфона мы проводим именно в социальных сетях. Мобильная аудитория соцсетей выигрывает у веба уже в соотношении 70% к 30%. Вот статистика за сентябрь 2015 года — сейчас цифры еще интереснее.

image

2. Смотрит видео на YouTube. Процент мобильной аудитории можно увидеть на схеме.

3. Читает сайты. По большей части это СМИ.

4. Листает Instagram.

5. Играет в игры.

Не нужно ничего придумывать — мобильную аудиторию необходимо искать на этих площадках.

СМИ


Все, кто следит за моими материалами, знают, что я неравнодушен к средствам массовой информации. Они могут дать огромный охват при минимальных затратах бюджета — конечно, при условии, что вы все сделаете грамотно. У меня есть видео о том, как работать со СМИ, в ближайшее время напишу статью отдельно об этом инструменте. Очень тезисно расскажу про работу с этим каналом:

1. Составьте список изданий, в которых планируете продвигаться. Подумайте, что читает именно ваша аудитория. Не повторяйте ошибку большинства стартаперов и не концентрируйтесь исключительно на цифровых изданиях — смотрите шире. У вас женская аудитория? Выбор очевиден — женские журналы.

Очень хотел бы показать вам пример таблички с продвижением в СМИ, но не могу из этических соображений: очень хорошо общаюсь с большинством редакторов и не хочу показывать их контактные данные. Итак, структура:
  • ссылка на СМИ;
  • имя редактора;
  • его контакты (чем больше, тем лучше);
  • предпочтения и интересы редактора;
  • какой посыл должен быть у статьи, чтобы понравиться редактору.

image

2. Пишите напрямую редактору. Никаких «Дорогая редакция» — сделайте письмо максимально индивидуальным. Учитывайте интересы конкретного редактора, которому вы пишете, и интересы его аудитории.

3. Дополняйте таблицу после анонсов. Записывайте, как отреагировал редактор, как долго он отвечал, какой эффект дала публикация, и так далее. Вам это очень пригодится в дальнейшем.

Список онлайн-изданий, которые могут написать про ваше приложение.

YouTube


Также очень симпатизирую этому инструменту. Почему? Все просто. Во-первых, это низкий eCPI (эффективная стоимость установки).

В СНГ это все еще недооцененный инструмент для продвижения приложений, в отличие от Запада, где разработчики уже тратят намного больше сил и времени на продвижение в YouTube-блогах, чем в СМИ. Поэтому стоимость обзора у российского блогера может быть достаточно низкой, и обзор вашего приложения за какие-нибудь 10 тысяч рублей увидят 100 тысяч человек. Это очень дешево. Если говорить конкретно и в цифрах: при грамотном подходе eCPI с YouTube может выйти в 3–5 раз дешевле, чем из рекламной сети.

Во-вторых, это высокий LTV. Очевидно, что ваше приложение будут скачивать люди, которые уже поверхностно с ним ознакомились, знают, чего ожидать и как им пользоваться. В этом плане лояльность аудитории будет в разы выше, чем при использовании любого другого инструмента. Соответственно, в разы выше будет и LTV.

Как работать с блогерами


1. Составьте и ведите таблицу — так же, как и со СМИ. Думайте за вашу аудиторию: что она смотрит?

2. Важно позволить блогеру сделать обзор максимально искренним. Если что-то в приложении ему не нравится — пусть скажет об этом. В любом случае за рамки он не выйдет. Рекламу в СНГ особенно не любят, поэтому чем честнее будет обзор, тем лучше.

Помните Flappy Bird? Игра получила такой резкий рост как раз за счет обзоров на YouTube, и, поверьте, там не описывались ее преимущества. Там каждое второе слово было матерным, а смартфон под конец видео летел в стену.

3. Контакты и цены блогеров можно узнать, написав им письмо на почту. Адрес они обычно оставляют во вкладке About на YouTube.

image

Для примера — топ-100 блогеров СНГ, которые могут рассказать про ваше приложение. Смело можно начинать с 30-й строчки и далее вниз.

Рекламные сети


Не буду подробно останавливаться на этом инструменте: у меня есть отдельное видео о том, как работать с платными источниками трафика. Стоит лишь сказать, что это игра в математику. Простая формула успеха в работе с платными инструментами — LTV > eCPI. В «игру» вовлечены почти все топовые мировые разработчики, но это не значит, что этот инструмент нужно использовать каждому, скорее даже наоборот.

Я советую использовать этот инструмент только тогда, когда нужны очень точные настройки таргетинга и вы выросли до такого уровня, когда других инструментов продвижения уже не хватает. Нужна постоянная подпитка трафиком, и все внутренние механики приложения детально отлажены. Но если вы готовы, то давайте перейдем к цифрам:

1. Рекламные сети в СНГ:
  • myTarget — 80%;
  • Google AdMob — 10%.
  • Facebook — 10%.

2. В СНГ можно получать до 10 тысяч установок в сутки при помощи рекламных сетей.

3. eCPI варьируется от $0,5 до $3 в зависимости от приложения и от того, насколько грамотно настроена рекламная кампания.

CTR в СНГ в рекламных сетях может доходить до 10%. Тот, кто уже запускал рекламные кампании, может в этом, мягко говоря, усомниться, ведь в среднем CTR доходит дай бог до 3%. Но 10%, а то и 20% — это вполне реальные цифры. Лучше всех в этом разбираются мобильные арбитражники — именно их блоги я советую читать тем, кто хочет максимально снизить стоимость установки через рекламные сети.

Как увеличить CTR мобильного баннера


Прежде всего стоит напомнить о таком факте, как «рекламная слепота». Наши соотечественники уже подсознательно знают, где будет реклама, и пропускают ее — в СНГ это намного более развито, чем в любых других странах мира. Все перечисленные ниже методы будут направлены именно на то, чтобы с вашими баннерами «рекламная слепота» не сработала.

1. Паразитируйте на известных брендах.
Особенно эффективна связка известного бренда и целевой аудитории его фанатов. Как это работает: вы находите во «ВКонтакте» несколько групп, посвященных «Звездным войнам», с суммарной аудиторией 3 миллиона пользователей. Добавляете в ваш рекламный баннер персонажей из «Звездных войн» и при помощи таргетинга откручиваете баннер только на эту аудиторию. Это сильно увеличит ваш CTR и, соответственно, сильно уменьшит цену установки.

image

2. Картинка вовлекает в просмотр — текст на баннере или над ним сподвигает к действию. Это основной принцип мобильного баннера.

image
3. Используйте нестандартную контрастность. Просто поднимите яркость вашего рекламного баннера в графическом редакторе — уже это позволит выделить вас из новостной ленты пользователя.

4. Используйте нестандартные сочетания. Синяя клубника, красные бананы — все то, что «ломает» человеку мозг и выбивается из общего рекламного шума. Это позволит вам задержать на себе взгляд пользователя.

image

5. Используйте в рекламных материалах сленг вашей целевой аудитории. Например, ваша аудитория — это подростки 12–17 лет. Изучите их сленг и добавьте его в свой баннер. Это опять же позволит остановить их взгляд на баннере и к тому же сломает «рекламную стену»: вы с ними говорите на одном языке.

6. Используйте тренды. Относительно недавно был огромный информационный хайп вокруг фильма «Дедпул». Все, кто в это время использовал его в своих материалах, очень выиграли в конверсии.

image

Группы «ВКонтакте»


Отличный, в меру недооценный инструмент, который может дать очень низкую стоимость установки при почти неограниченных объемах. Также здесь есть обширные возможности для таргетинга, причем максимально узкого. Прямо сейчас я работаю над продвижением приложения клиента в Санкт-Петербурге, и один из наших основных инструментов — это группы «ВКонтакте»: здесь максимальный охват и низкий eCPI.

Для поиска площадок я использовал сервис Sociate. Их поиск позволяет максимально таргетировать группы по аудитории, которая вам нужна. Для этой задачи он абсолютно бесплатен. Также сервис позволяет покупать рекламу в этих группах и получать аналитику с каждой публикации, за что берет комиссию примерно в 30%. Но в нашем кейсе мы размещаемся напрямую через редакторов, аналитику ведем на своей стороне.

Рассказываю про аналитические сервисы. Вот так выглядят настройки сегментирования:

image

Можно сегментировать получившиеся группы по цене за 1000 просмотров, вовлеченности аудитории, количеству подписчиков и так далее. Я советую смотреть именно на CPM.

image

Instagram


Года два назад я рассказывал на семинарах, что YouTube — шикарный инструмент для продвижения приложения. В то время за счет низкого рекламного спроса можно было купить обзор за копейки и получить огромное число установок. Сейчас рынок изменился, и силу YouTube осознали многие рекламодатели.

Сейчас я говорю, что самый недооцененный инструмент для продвижения приложений — Instagram. И я имею в виду не их рекламную платформу, которая пока сырая и дает слишком высокую стоимость установки, а рекламные записи непосредственно в аккаунтах. Instagram сейчас может дать объемы и возможности таргетинга, сопоставимые с группами во «ВКонтакте», причем стоимость установки может оказаться ниже в разы.

Вы составляете список известных Instagram-аккаунтов, на которые может быть подписана ваша целевая аудитория. Не отбирайте звезд телевидения: у них либо слишком высокие цены на публикацию, либо они не продают рекламу в своем аккаунте. К тому же до них очень трудно достучаться. Составляете список из аккаунтов известных блогеров и групп (пример будет ниже). Связаться с ними проще, и стоимость записи будет намного ниже.

Живой кейс: сейчас я продвигаю одно из приложений с геолокацией на Санкт-Петербург, и Instagram — самый мощный для нас инструмент. Как происходит процесс поиска и размещения:

1. В Sociate выбираю Instagram и настраиваю сегментацию.

image

2. Получаю список площадок и выгружаю их в CSV, далее в Excel. В итоге у меня есть список примерно из 50 площадок, с показателями вовлеченности и стоимости записи. Расположение — Санкт-Петербург.

image

3. Да простят меня ребята из Sociate — я люблю экономить и иду писать каждому в личные сообщения в Instagram. Договариваюсь о публикации и отслеживаю результаты.

Кейс MSQRD


Еще один классный кейс, который может продемонстрировать силу Instagram для продвижения, — приложение MSQRD.

Приложение, в которое инвестировал мой хороший знакомый Николай Давыдов, набрало чуть менее 10 миллионов установок за два месяца. Суть проста: оно позволяет накладывать на изображение своего лица различные маски и записывать его на видео или фотографировать.

image

По словам Николая Давыдова, на продвижения приложения не было потрачено ни цента — весь маркетинг строился исключительно на сарафанном радио. Виральность обеспечил именно Instagram: известные люди с миллионами подписчиков выкладывали у себя в аккаунте видео или фотографии с масками MSQRD. Их подписчикам нравилась идея приложения, и они скачивали его себе: в правом нижнем углу каждой опубликованной фотографии или видео размещено слово MSQRD.

«Ответы@Mail.ru»


Отличный инструмент для продвижения, простой и бесплатный. Странно, что очень мало кто им пользуется. Возможно, вы обращали внимание на то, что ссылки на «Ответы@Mail.ru» стоят очень высоко по многим поисковым запросам. Мы можем использовать это себе на пользу, причем абсолютно бесплатно.

Если очень кратко, то процесс работы с «Ответами@Mail.ru» строится следующим образом. Мы создаем два аккаунта. С первого аккаунта создаем пул вопросов, связанных с вашим приложением, которые составляем заранее, исходя из аналитики Yandex Wordstat.

Например, у вас приложение по доставке еды в Москве. Вы публикуете пул вопросов:
  • Где заказать пиццу в Москве?
  • Где заказать суши в Москве?
  • Доставка на дом, Москва.

Со второго аккаунта сами же на эти вопросы отвечаете: «Лучше всего через приложение X, советую». С первого аккаунта выбираете этот ответ лучшим, что автоматически делает его первым. Пример:

image

Так вы можете составить от 30 и более запросов, и небольшая часть из них вполне может попасть в топ и собирать бесплатный трафик.

Дополнительные вопросы


1. Вести ли свои группы в социальных сетях?

Мое мнение не совпадает с мнением большинства «специалистов». Конечно, намного проще сказать: вбухивайте деньги в ведение своих групп, и когда нибудь это окупится, но я в это не верю.

По моему опыту, вложения в ведение своих групп не окупаются. Стоимость живого подписчика может начинаться от пяти рублей, к тому же вам банально нечем его зацепить. Развлекательный контент он получает в других группах, а читать новости о вашем приложении ему неинтересно — если только он не ваш фанат. Лучше потратьте эти деньги на продвижение в группах с уже собранной целевой аудиторией. Это даст намного больший эффект.

Я считаю, что группа приложения нужна для технической поддержки в социальной сети и для новостей и релизов — кому это интересно, тот подпишется сам.

2. Нужно ли в СНГ использовать мотивированный трафик?

Только если ваше приложение интересно каждому второму человеку, то есть имеет широкий охват. Также вам нужно будет поработать над своей страницей в магазине приложений: пользователи уже понимают, что приложения в топе не обязательно хорошие. Они будут читать отзывы и описания.

В целом, для СНГ это очень рискованный инструмент, так как отбить затраты на органике в силу перегретого рынка очень сложно. Мотивированный трафик я мог бы посоветовать только для Запада — там он работает хорошо.

3. Идти ли к издателям?

Аналогичный вопрос — «Искать ли инвестора?». Зависит от вашего приложения и бизнес-целей. Вот список мобильных издателей в СНГ.

Пример маркетингового плана в странах СНГ


Маркетинговый план составляется индивидуально для каждого приложения, но меня часто просят показать пример. Расскажу, как бы я распределил рекламный бюджет на продвижение в странах СНГ:
  • YouTube — 20%;
  • Группы «ВКонтакте» — 20%;
  • Instagram — 20%;
  • СМИ — 15%;
  • Рекламные сети — от 15%;
  • Остальное (мотивированный трафик, ASO, спам и так далее) — 10%;

Пример общего маркетингового плана одного из моих клиентов. И еще один наглядный план:

image

США и Европа


В СМИ практически нет статей на тему продвижения мобильных приложений на Западе, особенно практических материалов. Считается, что сегодня только крупные издатели могут себе позволить рекламную кампанию за рубежом: дескать, это дорого. Я же считаю, что продвижение в Европе и США — не такое уж дорогое удовольствие, главное — делать это правильно. Готов подкрепить слова собственным опытом.

Говоря о продвижении в Европе и США, мы сделаем следующее:

  • Составим план продвижения, исходя из вашего бюджета и задач;
  • Разберёмся, как работать со средствами массовой информации. От меня подарок с подробными контактами СМИ;
  • Разберём, как работать с рекламными сетями;
  • Обозначим особенности продвижения в Европе и США. Поймем, где и как локализовать приложение.

Также вас ждет три подарка:
  • Список более чем 300 западных редакторов со всеми контактами;
  • Список западных видеоблогеров, которые обозревают мобильные приложения;
  • Список западных форумов, в которых могут бесплатно сделать обзор приложения.


Хотел разделить эту часть на две: продвижение в Европе и продвижение в США, но, когда составил для этих рынков детальные планы, понял, что они очень схожи.

Особенности продвижения в Европе


Меньше конкуренции

На российском рынке сейчас конкурируют квалифицированные маркетологи с отличным знанием рынка стран СНГ и талантливые программисты, которые создают высококачественные продукты. Все это сильно подогревает рынок.
В Европе конкуренция, как ни странно, на порядок ниже, в особенности кадровая. Соответственно, рынок менее нагретый, и продвигаться намного легче.

Более высокоплатёжная аудитория

Это очевидный факт — стоит сравнить заработные платы в СНГ и Европе. На Западе они в разы выше, особенно учитывая нынешний курс рубля. К тому же европейская аудитория, в отличие от СНГ, привыкла платить за контент.

Люди более социализированные

Возьмем для примера сервисы знакомств. Если в России сказать, что ты познакомился с девушкой для постоянных отношений на сервисе знакомств — это прозвучит странно. А на Западе будет странно, если вы познакомились не на сервисе знакомств (я, конечно, утрирую). Если ваш проект подразумевает коммуникацию базы внутри приложения, то для вас, как и для рынка, европейская социализированность — большой плюс.

image

Каждую страну нужно рассматривать отдельно

Не рассматривайте Европу как отдельный субъект — все инструменты нужно рассматривать именно на конкретной европейской стране: выбирать СМИ и журналистов, запускать рекламные кампании.

Где наша аудитория


Думал дать вам какие-то узкие и неизвестные инструменты, которые можно использовать только в Германии или только в Италии. Но затем проанализировал, на что тратит время наша западная аудитория в смартфоне, какими площадками она пользуется.
  • Социальные сети (Facebook, Twitter);
  • YouTube;
  • Мобильный веб — в основном, для чтения СМИ;
  • Instagram;
  • Мобильные игры.


Эти источники покрывают большую часть мобильного трафика на Западе. Набор площадок тот же, что в СНГ — отличается только формат работы с ними.

image
Распределение мобильного трафика на примере Северной Америки


СМИ


Начнём с инструмента, который может дать очень широкий охват при минимальных затратах на маркетинг — если всё сделать грамотно. Алгоритм работы со СМИ мы уже рассматривали в статье про продвижение в СНГ. Отличие лишь в том, что в Европе и США журналисты чуть более избалованные, и к ним нужен более персонализированный подход.

image
Подарок — заполненный список СМИ

Последние два года работы в мобильной отрасли я достаточно часто продвигал различные приложения на западе, в частности в СМИ, и успел подружился с редакторами. Все эти два года я составлял свой список редакторов, их особенности, интересы, контакты — всё, что нужно для продвижения приложения в СМИ. Сейчас в этом списке более 300 СМИ. Он, можно сказать, эксклюзивный.

Для тех, кто продвигает мобильные игры, есть список контактов 200 западных СМИ, которые могут о них написать.

YouTube


Алгоритм работы с YouTube описан в статье про продвижение в СНГ. Западные разработчики уже поняли силу видеоблогеров и настраивают под них свои рекламные кампании, зачастую отдавая приоритет им, а не СМИ. Мне нравится этот инструмент по двум причинам:

  1. Низкий eCPI. При грамотном подходе eCPI с YouTube может получится в 3?5 раз дешевле, чем с любой рекламной сети.
  2. Высокий LTV. Очевидный факт: ваше приложение будут скачивать люди, которые уже поверхностно с ним ознакомились и знают, чего от него ожидать и как им пользоваться. Лояльность выше — выше LTV.


image

Подароксписок YouTube-каналов.

Я уже начал заполнять список видеоблогеров и показал, в каком формате это желательно делать. По этому шаблону можно подбирать тех людей, чьи ролики смотрит ваша целевая аудитория.

  • Несколько сотен YouTube-каналов.
  • Каналы где можно бесплатно продвигаться.
  • Каналы, где любят обозревать мобильные приложения.

Также для вас нашёл список 1000 видеоблогеров. Можно смело начинать с 300-й строки — добавлять их в нашу табличку и заполнять по установленному шаблону. Поверьте, эти усилия очень окупятся вам низкой ценой установки, широким охватом и лояльной целевой аудиторией.

Рекламные сети


Выше на примере Российского рынка я уже рассматривал этот инструмент. Мобильные рекламные сети в США и Европе развиты намного больше, чем в СНГ. Если в России есть три монополиста, то на Западе много рекламных сетей, которые аккумулируют большой трафик: Facebook, Admob, InMobi, Chartboost, Vungle, Flurry.

Если у вас есть хороший опыт в работе с рекламными сетями и LTV у вас больше eCPI — вы можете смело продвигаться при помощи этого инструмента. Можно даже им ограничиться, если у вас с ним всё хорошо.

Когда мы продвигали сервис знакомств LoveTime на Западе, мы концентрировались именно на закупке трафика в рекламных сетях, и даже не задумывались о рекламе в СМИ, блогах и так далее, что, кстати, скорее было нашей ошибкой. Тем не менее, этого инструмента хватило нам чтобы набрать 6 млн установок.

Facebook Lookalike


На мой взгляд, лучший инструмент из всех рекламных сетей. Принцип работы прост: вы знаете список людей, которые заплатили в вашем приложении. Достаете их ID, телефоны или email и выгружаете в Facebook. Он найдёт вам людей, чьи интересы схожи с интересами вашей платящей аудитории. Цена установки может выходить на 30?50% ниже.

image

Это не такой сложный инструмент, как кажется. Займет максимум пару дней на изучение, учитывая практику, но может очень снизить вам цену установки и даст доступ к почти неограниченному трафику.

Если вы всё-таки решили заняться «Рекламной математикой», то учитесь у «арбитражников» мобильного трафика. Они концентрируются именно на оптимизации рекламных кампаний таким образом, чтобы максимально снизить eCPI.

Instagram


image

Алгоритм работы с западными Instagram-аккаунтами не отличается от описанного в статье про СНГ.

Силу Instagram для продвижения приложения отлично продемонстрировал MSQRD. Несомненно, ребята взлетели из за отличного продукта, но рычагом их роста был Instagram, а точнее, люди, которые делились своими видео и фотографиями с масками MSQRD.

image

Quora


Quora — это что-то вроде аналога сервиса «Ответы@Mail.ru», только намного более функциональный. Принцип работы: создаёте аккаунт, находите тематические для вашего приложения вопросы, например, «Как повысить продуктивность», подробно отвечаете и в конце вставляете ссылку на ваше приложение.

image

Также Quora отлично подойдет для поиска партнёров, инвесторов и издателей для вашего приложения. Как эффективно использовать Quora, можно прочитать тут. Мы продвигали через этот сервис Appintop, и этот инструмент давал трафика сопоставимо со статьями в топовых западных СМИ.

Обзоры вашего приложения


Отличный инструмент, который поможет начинающим разработчикам получить советы по улучшению вашего приложения и несколько сотен бесплатных установок. Вы сможете проанализировать, как ведет себя западная аудитория в вашем приложении.

Находите группы или форумы, которые концентрируются на обзорах мобильных приложений, и просите их просмотреть ваше приложение.

Подарок — список групп и форумов, где могут бесплатно сделать обзор вашего приложения.

Tumblr


Для Запада это что-то вроде Livejournal в СНГ, где люди делятся своими мнениями. Более молодежный и «хипстерский» вариант. Не сильно разогретый инструмент, который можно и нужно использовать для продвижения вашего приложения, если его тематика это позволяет. Работа происходит по тому же принципу, что и со СМИ.

image

Инсент-трафик в Европе


Если в СНГ я не советую его использовать, то на Западе это можно и нужно делать, если на это есть бюджет. Органика в Европе и США будет намного выше. С большей долей вероятности вы отобьёте вложенные деньги. Конечно, только если ваше приложение подходит как минимум каждому второму или третьему человеку.

Snapchat


Появляется все больше статей о том, что Snapchat можно использовать для продвижения приложений. Плюс недавно они выкатили некую рекламную платформу.

Я сам только начинаю изучать этот инструмент. Лучшая статья на тему Snapchat. Если у вас есть опыт работы с ним на Западе — обязательно напишите в комментариях, будет интересно вас послушать.

Twitch


Что-то вроде YouTube для летсплееров, плюс функциональность донатов, оформление каналов и прочее. В работе с ним почти нет отличий от YouTube. Этот инструмент идеально подходит, если вы продвигаете игру.

image

Локализация


55?60% европейской аудитории разговаривает на английском, но тем не менее приложение нужно обязательно локализировать. Сами подумайте — большинство из вас наверняка хорошо знает английский язык, из-за специфики нашей сферы. Но согласитесь, что пользоваться приложением на родном языке намного удобнее, чем на иностранном.

Если мы говорим про европейский рынок, то локализировать приложение нужно на пять языков: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Пять этих языков покроют более 90% европейского рынка.

Как локализовать:
  1. Обратиться к агентствам;
  2. Отдать на фриланс, но тогда обязательно должны быть фокус-группы и пруфридеры (местные жители которые смогут посмотреть и проверить правильность локализации);
  3. Обязательно делайте описание и скриношты приложения для каждой страны. Это не такая трудоемкая работа, но которая сможет сильно поднять конверсию в установки приложения.


image

Софт-лонч


Перед тем как начинать продвижение в таких странах, как Англия, Италия, Франция, Германия, Испания, сделайте софт-лонч в какой-то более мелкой европейской стране.

Например, в Португалии перед продвижением в Испании, или в Ирландии перед тем, как продвигать приложение в Англии. И затем уже спокойно, с настроенными внутренними механиками и монетизацией выходить на более крупные рынки.

Пример плана в США и Европе


План сильно зависит от специфики вашего мобильного приложения. От ваших навыков в мобильном маркетинге. От вашего бюджета и задач. Но меня часто просят показать «средний по больнице» план.

Как бы я распределил бюджет приложения для продвижения на Западе:
  • 25% — YouTube;
  • 25% — Instagram;
  • 15% — СМИ;
  • 15% — рекламные сети;
  • 10% — Tumblr и Twitch;
  • 10% — ASO, Incent, Quora.

Вот пример плана для одного из моих клиентов. Он общий, на следующем этапе мы, конечно, расписали каждый инструмент подробно.

Продвижение в Азии


Цель данной части — дать общее понимание того, какие есть особенности у ведущих азиатских мобильных маркетов: Китая, Японии и Южной Кореи. Именно на них приходится большая часть азиатского рынка — порядка 94%.

image

Азиатские регионы серьезно отличаются друг от друга. Разница между, к примеру, мобильными рынками Китая и Японии гораздо больше, чем между маркетами Германии и России. Так что как единый субъект Азию рассматривать нельзя.

Хорошей иллюстрацией большой разницы между рынками является хотя бы тот факт, что доход с одного пользователя в Японии в 8 раз больше чем в Китае, но при этом китайский рынок берет своим объемом — в стране по разным оценкам от 360 млн до 785 млн мобильных игроков.

Раз отличия между рынками существенные, а уровень проникновения английского языка не столь высок, как в Европе, то в обязательном порядке необходимо под каждый из регионов локализировать графику, а зачастую и геймплей, отталкиваясь как от реалий рынка, так и локального культурного бэкграунда.

Порядок продвижения на азиатском рынке я рекомендую следующий: Южная Корея, Япония, Китай. От относительно простого к сложному.

Первым шагом к локализации в каждой из них, по моему мнению, должно стать знакомство с местной топовой кассовой десяткой игр. Посмотрите, как сделано у них, как все нарисовано, преподнесено, и постарайтесь повторить в рамках уже вашего проекта.

Южная Корея


image

Самый “простой” рынок из перечисленных в статье. Он больше всех из азиатских похож на европейский и американский. Соответственно, проще для самостоятельного продвижения.

Особенности корейского рынка

  • Прозрачные условия для выхода на рынок;
  • Превалируют три магазина приложений: Kakao, App Store и Google Play;
  • Kakao установлен на 95% мобильных устройств;
  • 85% устройств работают на Android;
  • У корейцев хороший уровень английского, но в силу культурных особенностей обязательно нужна как минимум языковая локализация;
  • На нашем опыте выход в ТОП 10 Overall Кореи стоил в 3 раза дешевле, чем на аналогичные позиции в США. Плюс, выход в корейский ТОП оказался в 2 раза эффективнее с точки зрения прироста органики;
  • Перед тем как выходить в ТОП и делать запуск продукта в Корее, нужно тщательно оптимизировать страничку приложение в сторе на предмет культурных особенностей корейцев, учитывать их тетрофобию (боязнь цифр) и прочее. Обязательно нужны пруфридеры (местные жители, которые смогут протестировать корректность локализации);


image
Социальные сети в Кореи


«Ментальные» игровые особенности:

1. Люди всех возрастов очень любят играть в мобильные игры. Абсолютно нормальным увидеть 70-ти летнего корейского дедушку, играющего в Clash of Clans.

2. Графика должна быть максимально яркой, в ней должны превалировать сочные цвета. Это справедливо для всех азиатских стран, но для Кореи в особенности.

image

3. Корейцы любят животным придавать человеческие качества.

image

Любимые жанры корейцев по данным AppLift:
  • Пазлы;
  • Гонки;
  • Симуляторы;
  • Action;
  • Стратегии.


Как выйти на корейский рынок:


  • Можно и нужно выходить на корейский рынок самостоятельно;
  • План маркетинга очень схож с аналогичным в Европе и США. Тут работают те же инструменты, что и на европейских рынках;
  • Хорошо работает ТОП. Высокий процент органики.


Япония



  1. Японский рынок мобильных игр ближе к рынку Южной Корее чем к китайскому;
  2. Японская игровая аудитория очень хорошо платят (по данным EEDAR, в среднем, $9,39 в месяц, против $5,91, которые оставляют ежемесячно корейские игроки);
  3. ARPPU ~$50 — самое высокое в мире;
  4. Необходима очень хорошая поддержка. Японцы привередливы. Часто пишут в поддержку. Очень расстраиваются, не получая ответ;
  5. Японцы будут сидеть в вашей игре как можно дольше, пока не скупят все что можно. Но они будут так действовать, только если поймут, что вы готовы развивать ваше приложение, если у вас хороший Support и вы постоянно обновляете игру;
  6. Пять главных сторов: Mobage, App Store, Google Play, Line и Mixi;


Где проводит время японская аудитория при помощи смартфона:

image

«Ментальные» игровые особенноcти:



1. В Японии современная поп-культура крутится вокруг манги и аниме. Это необходимо учитывать при адаптации проекта или хотя бы его рекламных материалов.

image

2. Японцы очень азартны. Отчасти этим обусловлен успех механики gacha-механики. Подробнее про нее можно прочесть здесь.

image

3. Основная платежная аудитория в Японии — мужчины и женщины 35+.

ТОП 5 самых популярных игровых жанров в Японии:
  1. RPG;
  2. Пазлы;
  3. Симуляторы;
  4. Action;
  5. Карточные игры.


Как выйти в Японии


  • Можно выходить самостоятельно, но все-таки желательно иметь в Японии местного представителя, а еще лучше — издателя;
  • В Японии большой популярностью пользуются контентное кросс-продвижение, когда в одной из игр появляются персонажи другой. Например, в играх про ежика Соника появлялись герои Angry Birds, а в Puzzle & Dragons было подземелье с героями Clash of Clans;
  • Необходима языковая локализация.


Китай


image

Самый сложный рынок из представленных в статье.

Общеизвестная особенность Китая — 400 магазинов приложений. Чтобы получить эффект от продвижения, вам нужно будет сразу продвигаться как минимум в 20-ти крупнейших китайских сторах, каждый из которых агрегирует большое количество трафика.

Несколько самых крупных из них:
  • 360 Mobile Assistant – более 400 млн пользователей — доля рынка 21%;
  • Myapp (Tencent) — более 64 млн загрузок ежедневно — доля рынка 21%;
  • Baidu Mobile Assistant — магазин главной поисковой системы Китая — 13%;
  • MIUI app store — более 30 млн пользователей — доля рынка 11%;
  • HiMarket — уникальный микс платформы для разработчиков и апп стора — доля рынка 6%;
  • Huawei App Store — доля рынка 5%;
  • Wandoujia — более 10 млн пользователей — доля рынка 4%.


image

На рынке присутствуют сервисы автоматической публикации приложений AppTutti и Kii China. Но когда я работал с ними, они дали очень незначительный эффект.

Их можно использовать в двух случаях:
  1. Вы хорошо знакомы с китайским рынком. Уже самостоятельно опубликовались в 20-ти самых крупных сторах. Чтобы “добить” остальные, используете эти сервисы;
  2. У вас нет ни опыта, ни понимая о том, как продвигаться на азиатском рынке, и вы хотите закинуть приложение на китайский рынок с надеждой “Вдруг взлетит”. Шанс очень маленький, но при грамотной локализации, подкрепленной хотя бы минимальным маркетингом, может повезти.


Особенности продвижения в Китае


1. Сложная локализация (большее 60-ти диалектов) — как основной нужно использовать севернокитайский язык — “мандаринский китайский).

2. Чем больше контента на одном экране — тем лучше. Это специфика китайского менталитета. Если европейской аудитории подобная подача информации «взрывает мозг», то в Китае это любят.

image

3. Основные мировое социальные сети запрещены. Превалируют социальные сети Tencent, QZone, Weibo, WeChat. 8 самых популярных социальных сетей в Китае:

image

4. Обязательно нужен офлайн-маркетинг, так как возможностей для онлайн-маркетинга мало. ТОПовые позиции в сторах зачастую занимают приложения, которые вышли под издательством как раз того магазина приложений, в котором вы их и видите.

5. Сложности с биллингом. Обязательно придется обращаться к мобильным операторам, чтобы они позволяли пользователям оплачивать внутренние покупки в вашем мобильном приложении через SIM-карту. Это большие затраты по времени, плюс, в зависимости от оператора, комиссия с платежа может доходить до 30%. Главные операторы: China Mobile, China Unicom и China Telecom.

6. В Китае очень развито пиратство. Например: вы разместили свое приложение в одном из 400 китайских Android сторов. Другие 399 сторов за день своруют вашу APK’шку и разместят у себя, но уже без in-app’ов. Как с этим быть? Избежать этого не получится. Единственное, и самое правильное, что можно сделать: обратиться лично в ТОП 20 сторов, пообещать опубликовать у них свое приложение и попросить не копировать его с других сторов. В таком случае они с большой долей вероятности пойдут вам на встречу, но и то это не гарантировано.

Специфики интерфейсов Китайских приложений


Во время нахождения в Китае просмотрел более сотни приложений и выделил несколько особенностей:

1. Китайская аудитория любит приглушенные цвета, которые не показались бы привлекательны европейской аудитории.

image

2. Китайское аудитории нужно дать как можно больше возможностей кастомизировать приложение, игру или героя в ней. Они это любят. Отчасти именно этим объясняется успех на этом рынке браузера UCWeb. Он имеет огромное число настроек по сравнению с любым другоим западным браузером.

ТОП 5 самых популярных игровых жанров в Китае по данным AppLift:

  • Гонки;
  • Стратегии;
  • RPG;
  • Карточные;
  • Brain Training.


Интересная аналитика по основным внутренним механикам в Азии:
image

На скриншоте ниже вы увидите пример локализации геймплея от Pop Cap с их ZvP.

image

Первая часть пошла «на ура», в отличие от второй, которую в Китае слили из-за “жесткой” монетизации.

Основным отличием китайской версии стал измененный внешний вид персонажей, адаптированный под местный колорит.

Как выйти на Китайский рынок:


1. Искать партнеров. Без них продвигаться будет очень тяжело, практически невозможно. Список мобильных паблишеров, работающих на китайском рынке с описаниямим, можно найти здесь.

2. Обращаться в европейские агентства, имеющие опыт работы с азиатским рынком.

Итог


У каждого рынка есть свои особенности, но тем не менее фундамент везде одинаковый. При грамотном подходе, который непременно будет включать в себя метод проб и ошибок, можно покорить любой рынок.

Надеюсь данный лонгрид оказался для вас полезным. Лучшей благодарностью за проделанную работу будет “лайк” и репост этой статьи.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (7)


  1. n7off
    27.07.2016 17:13

    Сейчас как раз думал о маркетинга аппа.
    Огромное спасибо за статью!

    За это я и люблю Хабр


    1. RoboForm
      27.07.2016 17:15
      +1

      Чтение мыслей — наш конек :)


  1. PostnovSV
    27.07.2016 19:15
    +1

    Отличная статья, спасибо! Было бы здорово в последующем увидеть материал о продвижении на рынке Индии.


  1. bfcmyxa
    27.07.2016 19:29
    +1

    Очень крутая статья, спасибо.


  1. cjart
    28.07.2016 09:23

    А вот план по выводу в ТОП Overall 10 USA был реализован? Подтвердился по факту!


  1. Stuliya
    28.07.2016 18:48
    +1

    Большое спасибо! Очень интересно!


  1. egoserg
    02.08.2016 14:54

    Большое спасибо! За отличную статью.
    Было очень интересно.
    Отдельное спасибо, что выложили свои списки.
    Буду следить за вами, и ожидать новых статей.