Ford постепенно выходит на первые роли в производстве беспилотных автомобилей и особенно в разработке аппаратного обеспечения. В отличие от Google и других IT-компаний, которые экспериментируют с беспилотниками, Ford может позволить себе низкоуровневую интеграцию технологий, и эти модели вполне могут появиться на рынке примерно в таком виде, в каком их сейчас тестируют.
Сейчас компания представила второе поколение беспилотных автомобилей Fusion с гибридной силовой установкой. Ходовая часть у них такая же, как у серийных Fusion Hybrid, но в части компьютерного оснащения эти машины дадут фору кому угодно. Аппаратурой забит весь багажник.
Первый беспилотный Ford Fusion Hybrid
Первая версия беспилотного автомобиля Ford Fusion Hybrid появилась на свет три года назад, в декабре 2013 года. Это были довольно необычные машины с «рожками» из четырёх (!) лидаров на крыше.
Ford Fusion Hybrid первого поколения
Дебют компании в технологиях робокаров состоялся благодаря технической помощи специалистов из Университета Мичигана и при участии страховой компании компании State Farm Insurance. Интересно, что страховщики сразу «вписались» в эту иницативу, которая в перспективе может похоронить их бизнес страхования автогражданской ответственности (вероятно, они сами так не думают). Что касается Университета Мичигана, то вместе с ним инженеры Ford создавали беспилотный транспорт ещё в 2004-2007 годы, когда компания участвовала в гонках беспилотных автомобилей, организованных DARPA.
Первая модель была экспериментальной. Кроме долговременной задачи, она выполняла и краткосрочных цели — создание удобных функций помощи водителя. Их можно внедрять в коммерческие модели, наряду с существующими технологиями адаптивного круиз-контроля, автоматической парковки, реагирования на слепую зону (Blind Spot Information System в автомобилях Ford), предупреждений о съезде с полосы, предупреждения об угрозе столкновения и помощь при торможении. Всё это реализовано в серийных моделях.
Для экспериментальной модели автопилота написали специальное программное обеспечение и установили автомобильный компьютер, который сканирует окружающую местность с помощью четырёх лидаров (радиус сканирования 60 м). Дополняя картину информацией с других сенсоров, программное обеспечение Университета Мичигана динамически составляет 3D-модель окружающей местности
Новое поколение
В новом поколении беспилотных Ford Fusion Hybrid инженеры избавились от двух из четырёх лидаров, но оставшиеся лидары обладают гораздо лучшими техническими характеристиками, в том числе более широким полем зрения. Кроме того, у них продуманный дизайн, так что лидары больше не торчат как рожки на крыше. Два 360-градусных лидара в форме шайб имеют увеличенный радиус действия, по сравнению с прежней моделью: около 200 м в каждом направлении. На крыше установлены также две дуги с тремя камерами. Ещё одна камера под ветровым стеклом. Дополнительные сенсоры ближнего и дальнего диапазона обеспечивают компьютерное зрение в дождь, туман и снегопад.
Инженер Ford закрепляет лидар на беспилотном автомобиле
Разработчики также значительно обновили автомобильный компьютер и программное обеспечение. Новое оборудование и сенсоры генерируют 1 терабайт информации в час, её нужно оперативно обработать. К тому же, такой вычислительный комплекс потребляет много энергии — вот почему беспилотные автомобили никогда не будут работать на бензине. Нужна хотя бы гибридная силовая установка, которая может стабильно снабжать электроэнергией компьютер.
Новый автомобильный компьютер Ford Fusion Hybrid занимает почти весь багажник
Главный инженер программы беспилотных автомобилей Ford Крис Брюйер (Chris Brewer) пишет, что электрические средства управления роботизированной машины в нынешнем виде уже близки к серийному производству. По его словам, автомобиль сочетает две технологии: автономная платформа и система виртуального водителя. Новая модель Ford предназначена для дополнительной разработки и тестирования, в первую очередь, системы виртуального водителя, что требует обработки большого объёма данных с сенсоров и больших вычислительных ресурсов.
Инженер Ford на конвейере по сборке и наладке беспилотных автомобилей
Ford считает, что их автомобили будут соответствовать 4-му уровню автоматизации автомобиля по стандарту SAE (международный стандарт J3016). Этот уровень предусматривает наличие «динамического автопилота», который способен реагировать на дорожную ситуацию даже в том случае, если человек-водитель не реагирует на сигнал и не берёт управление на себя, как положено. Задача в том, чтобы скопировать всё, что делает за рулём водитель-человек. То есть автопилот пытается интеллектуально копировать человеческое вождение — это и есть «система виртуального водителя» (virtual driver system).
Система виртуального водителя включает в себя сенсоры (лидары, камеры и радар), алгоритмы локализации и прокладки траектории, систему компьютерного зрения и машинного обучения, высокодетализированные 3D-карты и высокопроизводительный компьютер.
Автопилот использует данные из двух систем: 1) заранее подготовленных 3D-карт; 2) динамическую информацию с сенсоров для сверки с картой и для обнаружения объектов, которых нет на карте — это пешеходы, велосипедисты и другие автомобили. Система компьютерного зрения умеет даже распознавать сигналы регулировщика.
Автомобильный компьютер выполняет три задачи: обработка новой информации с сенсоров; принятие решений и управление автомобилем.
Теоретически, совмещение информации из двух систем позволит автопилоту справляться с вождением так же, как человек, или даже лучше человека, считает главный инженер Крис Брюйер.
Одновременно с выпуском новой модели Ford расширяет с 30 до 90 штук парк беспилотных автомобилей, которые проходят испытания на дорогах общего пользования в Аризоне, Мичигане и Калифорнии.
Компания Ford пока не отказывается от своего обещания выпустить полностью автономный автомобиль к 2021 году для такси. Инженер Ford добавил, что в конечном итоге такой автомобиль будет выпускаться без рулевого колеса и педалей.
Чтобы беспилотное такси всем понравилось, специалисты сейчас работают в том числе над решением нестандартных ситуаций: что делать беспилотнику, если пассажир оставил сумочку на сиденье, что делать, если он не закрыл дверь и в ней что- то застряло и т.д. «Будущее наступает. И мы не можем ждать», — говорит Крис Брюйер.
Комментарии (35)
andrzzc
29.12.2016 12:02+2К тому же, такой вычислительный комплекс потребляет много энергии — вот почему беспилотные автомобили никогда не будут работать на бензине.
И какой же там источник питания, который занимает меньше места в пространстве автомобиля и генерирует больше энергии, чем бензиновый двигатель+бензобак?dmitryredkin
29.12.2016 13:23+1Обычный автомобильный генератор выдает что-то около киловатта мощности. А ведь питать надо не только комп, но и всю остальную электронику, включая фары.
Foggy4
29.12.2016 13:32Думаю в серийных моделях оптимизируют потребление питания. Опять же производители CPU не стоят на месте, к 2021 году многое изменится. В конце концов не проблема и генератор побольше воткнуть. Я это к тому, что наличие компа в багажнике никак не может являться ограничением в использовании бензинового двигателя. Если и откажутся от его применения, то не только по этой причине.
tmin10
29.12.2016 20:24И будет такой копьютер высаживать батарейку авто так, что пробег уменьшится вдвое… Придётся выбирать: рулить самому, но далеко или доехать на автопилоте, но ближе.
beydin_d
29.12.2016 20:07у меня в рено 210А генератор. правда и потребителей на 2квт наберется легко. но добавить еще один такой же генератор думаю не сложно.
мне кажется тут больше проблему у электромобилей будут.VenomBlood
29.12.2016 21:30Если мне не изменят память — около 350Wh на милю пути, даже в городе со светофорами за час выйдет около 5kWh. На шоссе — 21kWh. Тут дополнительный kWh на компьютер не такую большую роль будет играть.
eldarmusin
04.01.2017 09:23Вероятно речь идёт об обычном авто-аккумуляторе в 50-60 Ач, что составляет 600-840 Вт.
Если комп потребляет 400-500 Вт, то есть шансы что после 30 минут без заведённого двигателя, авто уже не заведётся совсем.
А представляете вы встаёте в пробке с системой Старт-н-Стоп и множеством светофоров. И вот ЭВМ крутит по полной, А вы продвигаетесь по 10 м, каждый раз глуша двигатель.
Поэтому инженеры как бы намекают что модель Приуса не такая плохая в их случае. Где есть хороший аккумулятор, который будет заряжаться на магистралях.
rodgar
29.12.2016 12:02+1синтетичеким голосом
Для продолжения движения протрите правый лидар от грязи.
AlexLeeB
29.12.2016 12:02+1"… что делать беспилотнику, если пассажир оставил сумочку на сиденье, что делать, если он не закрыл дверь..."
— для забытой сумочки есть обратная связь;
— двери и багажники закрываются по кнопке из салона или пульта уже давно…Abiboss
29.12.2016 15:16Это когда у седанов есть привод для закрытия дверей. А такой привод ставится, по-моему, только на сдвижные двери минивэнов (Dodge Liberty/Chrysler Voyager, Toyota Alphard и т.д.). Разве есть седаны, способные сами открыть и закрыть любую дверь?
Привод для открытия распашных дверей есть только на лимузинах с броней B6/B7, там дверь весит с полтонны и без этого не обойтись. Если говорить не о дверных доводчиках.
А забытую сумочку можно выдувать потоком сжатого воздуха через секунду после того, как пассажир вышел :)Wolframium13
29.12.2016 16:27Мне интереснее, что делать с уснувшими пьяными (а это большой процент клиентов такси). Выдувать или катапультировать?
Jestertim
29.12.2016 20:03Это самый простой вариант. В реальности бывают ситуации сложнее. Сходу на ум приходит ситуация, когда человек вызывает такси в магазин. Количество пакетов превышает количество рук человека. В такой ситуации, думаю, должен быть проработан вариант, что человек заберёт часть пакетов, занесёт их домой и вернётся за остальными и не будет при помощи обратной связи искать, в какой же части города теперь катается купленная им свежемороженая рыба.
С другой стороны, если клиент забыл что-то в машине, по-хорошему следующему клиенту эту машину уже не отправишь. Мало ли что ценное (или опасное) он там мог оставить. А это затраты.
skygad
29.12.2016 13:39+1>Новые беспилотники Ford копируют человеческое вождение
1) Тупят на светофорах
2) ПодрезаютCamel
29.12.2016 13:54Хорошо если только тупят на светофорах. Если действительно копируют человеческое поведение, то будут ускоряться на жёлтый чтобы проскочить. Выезжать на перекрёсток как только загорелся зелёный, а не появилась возможность проехать.
Я всегда мечтал, что автопилот будет ездить по правилам, а не как человеководители.BelBES
29.12.2016 19:19+1не будут, а уже. тачка от uber уже умеет «успевать» на «мигающий желтый»)
MxMaks
29.12.2016 20:36Уже ведь раскрыли, это луддиты нашли похожее авто, одели крышку и слепили это фото…
Вы представьте сколько людей придется «высвобождать» и «оптимизировать» после этих технологий… баталии будут кровавые и долгие и на всех фронтах.yefrem
30.12.2016 21:22ссылки есть? а то вроде как было заявление Убера, что за рулем был оператор, что, вроде как, подтверждает сам инцидента.
Syzygy
29.12.2016 18:03Ford постепенно выходит на первые роли в производстве беспилотных автомобилей
Пока Ford выходит, Tesla уже наездила миллионы километров с автопилотом.
msts2017
29.12.2016 20:05>Новые беспилотники Ford копируют человеческое вождение
неспроста geohotа поперли, мешался большим дядькам.
sksensei
29.12.2016 20:06Система компьютерного зрения умеет даже распознавать сигналы регулировщиков с полосатой палочкой или без неё.
А форму регулировщика она умеет распознавать? Или случайный человек, подающий сигналы регулировщика, заставит машину с автопилотом выполнять свои требования?
DarkOrion
29.12.2016 20:06Интересно, что страховщики сразу «вписались» в эту иницативу, которая в перспективе может похоронить их бизнес страхования автогражданской ответственности (вероятно, они сами так не думают).
Это не бизнес, а вид налога. Плюс он не во всех штатах есть.VenomBlood
29.12.2016 21:25Это не совсем вид налога. У нас в штате, например, есть self insured опция.
k0ldbl00d
29.12.2016 21:57Меня вот что смущает: представим ситуацию, когда автопилотируемые авто вытеснят авто с ручным управлением. Не будут ли лидары автомобилей создавать помехи друг другу в местах с оживленным движением?
NeuroHunter
30.12.2016 11:20В идеальном мире, где машины взаимодействуют друг с другом, непрерывно обмениваясь свежими данными — не будут.
В реальном мире… Тоже не будут. Сотни радаров в крупных аэропортах ведь не мешают работать друг другу.SvSh123
30.12.2016 11:35В идеальном мире, где машины взаимодействуют друг с другом, непрерывно обмениваясь свежими данными
На мой взгляд, такой обмен придется организовать. Скорей всего, появятся стандарты вроде тех, что действуют в легкой авиации. А то и что-то посерьезней, типа систем TCAS в «большой» гражданской авиации.
Сотни радаров в крупных аэропортах ведь не мешают работать друг другу.
Радары, кстати, друг другу мешают. Другое дело, что эти помехи устранимы, но методы, которые при этом используются, годятся только для неподвижных объектов.
SvSh123
А Uber с его беспилотниками в Калифорнии послали, куда подальше…
Свободная конкуренция — она такая… конкуренция… :)
Anastasia_K
В калифорнии есть процедура регистрации на тестирование беспилотных авто. Убер забил на регламент и закономерно был послан.
evilhrom
а Uber не захотел регистрировать беспилотник как беспилотник и их послали
clawham
Убер не захотел войти в программу тестирования беспилотников по которой о каждой аварии надо оповещать общественность и проводить тщательнейшее расследование с привлечением гос органов — они конечно же не захотели в это ввязываться ибо фейлы видимо таки случаются...