Компании затягивают пояса и расширяют область найма – в этом году, да и в последующих


image

Когда в 2008 году GitHub запустил своё хранилище кода для программистов, небольшой коллектив этого проекта общался в основном через систему мгновенных сообщений. У них не было офиса. «Чат и был нашим офисом», сказал основатель GitHub и его бывший гендир, Том Престон-Вернер в интервью 2013 года.

Сначала команда GitHub состояла из удалённых сотрудников из соображений экономии. Со временем Престон-Вернер начал воспринимать это состояние как тактическое преимущество. Повсеместный найм позволял GitHub набирать людей за пределами узкой группы, собравшейся в Кремниевой Долине – географически разнообразной группы мирового масштаба. «Это накладывало отпечаток распределённости на наш образ мышления», – говорил он в том же интервью.

Через три года GitHub стал лидером в области распределённой работы. Хотя у компании есть штаб в Сан-Франциско, примерно 600 её сотрудников разбросаны по планете: 44% живут в области залива Сан-Франциско, 35% разбросаны по США, 20% живут в других странах. Но, распределены они или нет, недавно GitHub избавились от 5% сотрудников, чтобы сконцентрироваться на корпоративных продажах. Работники GitHub получили возможность работать гибко, как из США, так и со всего мира, что подтолкнуло движение к распределённой работе.

С увеличением глобализации экономики США можно ожидать, что технические стартапы и большие компании будут всё быстрее нанимать людей на удалённую работу. Уже есть целая группа технокомпаний с распределённой рабочей силой – кроме GitHub, это Wordpress, Basecamp и Genuitec. Этот тренд, по мнению директоров компаний и других экспертов, в ближайшее время будет развиваться – особенно с развитием технологий, позволяющих сотрудникам без проблем общаться с штаб-квартирой.

Смелое предсказание, но подтверждений ему много. Инвесторы затягивают пояса, и стартапы уже чувствуют, что их поджимает. Как отметил Wall Street Journal в том году, многие считают, что ситуация будет ухудшаться. Поэтому для создания бизнеса основателям стартапов приходится крутиться. Снизить расходы и нанять больше талантливых людей, просто позволяя им работать откуда угодно? Это просто разумное распоряжение деньгами.

Данные подтверждают такие выводы. Количество работников с дистанционным доступом выросло на 5,6% с 2013 по 2014 года, с 3,4 млн до 3,6 млн, согласно Global Workplace Analytics. При этом в 2005 году таких людей было всего 1,8 млн – то есть, меньше чем за 10 лет их количество удвоилось. При этом аналитики утверждают, что типичный удалёнщик – это не 20-летний программер: средний сотрудник на удалёнке окончил колледж, ему 49 лет, и он зарабатывает $58 000 в год. 3/4 всех удалёнщиков зарабатывают больше $65 000 в год, и по доходу входят в 80% всех сотрудников США, включая офисных работников.

Это не всегда было так. Ещё несколько лет назад лидеры бизнеса с сомнением относились к удалённым работникам, считая, что разбросанные повсюду сотрудники ухудшают корпоративный климат. Марисса Мейер, глава Yahoo и один из самых высокопоставленных критиков удалённой работы. В 2013 она запретила сотрудникам работать из дома. Её осудили за это, и ей пришлось защищать своё решение в интервью Fortune: «Удалённая работа сейчас для Yahoo не подходит», рассказала она журналу.

Но всё поменялось, особенно в 2016 году. «Думаю, что появилось новое отношение к распределённым командам, как к хитрому приёму, и что у стартапов таким образом есть преимущество найма талантливых сотрудников за небольшие деньги», – говорит Меган Куин, генеральный партнёр венчурной фирмы Spark Capital. Она на постоянной основе сотрудничает с компаниями, не находящими нужных им людей в конкурентной борьбе за таланты в Калифорнии. Они «подключаются к потоку талантов в Канаде, у них есть прекрасная команда поддержки в Аризоне, и продажники в Остине, – продолжает она. – Теперь это ресурс компании».

Энн Маккарти, программист в компании веб-разработки Automattic, поддерживающей платформу блогов Wordpress. Закончив университет Северной Каролины в Чапел-Хилл в 2014, Маккарти начала работать сотрудником в распределённой команде Automattic. Компания так рассказывает о своих сотрудниках: «Мы распределённая компания, 514 наших сотрудников работают в 52 странах и говорят на 70 разных языках».

Использование такой структуры позволяет удовлетворять страсть Маккарти к путешествиям. Она предпочитает коворкингам съём квартир через Airbnb, хотя иногда там бывают проблемы с wi-fi. Её международная команда рассказала её о жизни в Греции и в Буэнос-Айресе. Маккарти считает, что её удалённый статус идёт компании на пользу. Живущие в разных местах сотрудники могут узнавать о нуждах определённых сообществ. Это приводит к естественному разнообразию, в отличие от офисных работников, живущих и работающих в одном месте.

Хулио Авалос, директор по бизнесу GitHub, соглашается с этим, поясняя, что нанимая людей из одной местности, часто оказываешься ограничен сходными взглядами сотрудников. «С точки зрения талантов и разнообразия, вы ограничены, и значит, ограничен ваш продукт, – говорит он. – Чтобы удовлетворять нужды клиентов разных наций, компаниям нужны и работники из разных мест».

Никто не заявляет, что такой бизнес легко создать и поддерживать. Во время бесед с компаниями с распределёнными сотрудниками, GitHub, Mozilla и Automattic, менеджеры перечисляли набор трудностей – это проблемы с коммуникациями, изолированные сотрудники, неэффективность. Преодоление расстояний требует отдельной инфраструктуры для борьбы с географическим разнообразием.

Для GitHub это означает необходимость полагаться на чат и e-mail, чтобы работники, не посещающие штаб-квартиру, чувствовали единство с командой. Также необходимо строить свою платформу для упрощения доступа к базе знаний. К примеру, GitHub поддерживает виртуальную карту, на которой отмечено, где и когда сотрудники компании работают глобально – цифровая версия офисной карты. Куин говорит, что развитие технологий помогает улучшать удалённое общение, хотя там ещё много чего можно улучшить. «У нас нет идеальной системы для видеоконференций», – описывает Куин сегодняшний набор инструментов для работы с распределёнными сотрудниками. Она выступает за смелое предсказание по поводу того, что может стать новой технологией для упрощения жизни таких команд. «Это может быть виртуальная реальность».

Если технологии неправильно разрабатываются с самого начала, команды могут страдать от этого, поскольку коммуникации и продуктивность падают. Об этом говорит Дэвид Слейтер, вице-президент Mozilla. Распределённая схема работы Mozilla естественным образом возникла из бизнес-модели, основанной на добровольцах. В компании работает 1100 человек из 24 стран мира, при этом 43% платных сотрудников работает удалённо. Это не говоря уже о «десятках тысяч» добровольцев со всего мира. Это означает, что добровольцы работают вместе с сотрудниками, предоставляя свои способности, от программирования до проведения общественных мероприятий.

Компания тратит ресурсы на то, чтобы иностранные работники чувствовали себя как дома в культурном смысле. К примеру, Mozilla выделяет деньги на путешествия с целью лично познакомиться с другими сотрудниками. Слейтер говорит, что такой опыт критически важен для поддержания корпоративной культуры. Существуют также общие встречи, на которые собираются все сотрудники и значительная часть добровольцев, помогающих стимулировать взаимоотношения работников компании. «Очень важно всё записывать», – говорит Слейтер. Это могут быть онлайн-постинги, сделанные с целью поделиться знаниями. «Наша внутренняя википедия становится чем-то вроде кулера для воды, у которого можно пообщаться», – говорит он.

Но, хотя у надомной работы есть свои преимущества, как обезопасить работу, если она становится долговременной? Как мы писали в марте прошлого года, это не так уж и просто. К примеру, в компании Lyft рабочие места по поддержке клиентов перевели в менее дорогие части страны, включая Нэшвил. У работников всё меньше возможностей продвинуться по службе или получить акции компании. В общем, их сочли расходным материалом.

Остаётся надеяться, что по-настоящему распределённые компании, в которых управленцы и опытные работники трудятся вместе с новичками и поддерживают тех, кто работает из комфортабельных интернет-кафе в США и за границей, могут обеспечить рост и в других странах. Тогда мы сможем стать свидетелями технического бума, не ютящегося в границах залива Сан-Франциско.
Я работаю

Проголосовало 597 человек. Воздержался 171 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. Forest_Gump
    04.02.2017 18:52
    +9

    У работников всё меньше возможностей продвинуться по службе или получить акции компании.

    Мне кажется только в редких компаниях существуют условия для карьерного роста внутри компании. И даже в этом случае рост обычно ограничивается невысокими позициями. Большинству моих друзей и знакомых для карьерного роста приходится прыгать из одной компании в другую.


    1. AlexanderG
      05.02.2017 23:39
      -1

      Или даже из той же самой в ту же самую.


  1. BasicWolf
    04.02.2017 21:01
    +5

    Проголосовал бы за вариант "Работаю как из офиса, так и удалённо".


    1. MaximChistov
      05.02.2017 01:06

      +1


    1. HerrDirektor
      05.02.2017 05:57

      Мой вариант — "Где больше платят, там и работаю". И без разницы, удаленно, в офисе или в тайге :)


      1. malbaron
        06.02.2017 00:24
        -5

        Мой вариант — «Где больше платят, там и работаю». И без разницы, удаленно, в офисе или в тайге :)


        Начиная с определенного момента платят хорошо.
        Но хороший профессиональный рост возможен при постоянном очном взаимодействии с коллегами


        1. drafff
          06.02.2017 10:46

          Вы, наверное, работаете руководителем?


          1. malbaron
            06.02.2017 18:41

            Вы, наверное, работаете руководителем?


            Фриленсером.
            Сам себе руководитель.


  1. Idot
    05.02.2017 09:42

    Пробовал работать удалённо. И мне ОЧЕНЬ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
    — руководство считает, что мне не нужно отдыхать потому что «ты же дома!», и потому получается что на удалёнке пашешь с 8 утра до 10-11 вечера без отдыха и выходных :(


    1. herr_kaizer
      05.02.2017 10:10
      +4

      Просто надо изначально ставить условия, что работаете со стольки-то до стольки-то, по таким-то дням. Не соглашаются — идут в пень.


    1. tema_sun
      05.02.2017 10:41
      +6

      Это же не удаленная работа виновата, а руководство.


    1. i360u
      05.02.2017 10:42
      +4

      Мудацкое руководство можно и в офисе найти. Я вот работаю удаленно и у меня есть и выходные и праздники.


      1. MTyrz
        05.02.2017 11:42
        +2

        В офисе тоже можно такое руководство найти. С черными субботами и ежедневными переработками.


  1. Izy125
    05.02.2017 10:34
    +2

    На удаленке могут работать далеко не все, в основном лишь те, кому нужен только компьютер и подключение к сети. Инженером на удаленке не особо поработаешь, если нет полноценной мастерской)


    1. arheops
      05.02.2017 11:36

      С другой стороны, за 60к в год в нашей глубинке можно много чего накупить и заказать отдельный домик с лабораторией.


      1. Izy125
        05.02.2017 12:37

        хм… 60к зеленых?) или 60к деревянных в месяц все же?

        Можно, не спорю. Я и сам планирую потихоньку сделать себе мастерскую для души. А с другой стороны будут слишком большие расходы. Каждое изделие надо будет условно из мухосранска переслать в европу или америку, в лучшем случае в большой наш город. Это время и немалые деньги, так что все равно выходит, что удаленка удел «виртуальных» работ, которые перекидываются за пару кликов мышкой.


        1. arheops
          05.02.2017 13:02
          +1

          Ну так в статье рассказывается то о специалистах, получающих удаленно 60к долларов. Поверьте, сейчас можно что угодно практически послать за неделю-две. Вопрос только в цене пересылке.


    1. aram_pakhchanian
      05.02.2017 13:06

      Множество вещей в инженерной разработке сейчас прогоняется на виртуальных стендах до воплощения в материале. Поэтому много чего можно сделать и в деревне.

      Я считаю, что самая большая проблема удаленной работы – отсутствие невербальной коммуникации. Как ни крути, она сильно влияет на ситуацию (хоть и неоднозначно), когда возникают сложные моменты в проекте.


      1. Izy125
        05.02.2017 13:12

        Собственно обогнали про невербальное общение, тоже хотел отметить.
        Можно, но когда итоговая продукция — это комплекс приборов, то с удаленным производством начинаются проблемы, проще, когда разраб и изготовитель под рукой и участвуют в запуске.
        Собственно наш филиал фактически работает на удаленке, но на все запуски нашей продукции в комплексе мы гоняем в москву:) Плюс, конкретно в моем случае, я вижу проблему оторванности конструктора от производства. Хотя и сидят они блин рядом. Хотя 60к $ в год получают более чем хорошие спецы, может у них и нет проблем со состыковкой модель — производство — сборка.


  1. aram_pakhchanian
    05.02.2017 11:27
    +1

    Но всё поменялось, особенно в 201 году.


    Специально посмотрел вот здесь: http://www.fsmitha.com/time/ce03.htm. Вроде в 201 году ничего такого не произошло.


  1. vozhd99
    05.02.2017 12:11

    Физически не могу присутствовать на работе и в двух проектах, где уже как постоянный резидент. К счастью, всё связано с компьютерами или же с тем, что можно на них сделать. Так что я скорее за дистанционный труд там, где это возможно.

    Есть и минусы этого, к примеру, часто на работе забиваю на часа два-три и отрабатываю их ночью (производственная необходимость полуручного обновления и контоля сервисов). Либо в выходные и праздники, но это компенсируется буднями, когда можешь сорваться на дачу, поковыряться на огороде (прошлым летом так и было — все были довольны).


  1. laughing_one
    05.02.2017 14:24

    Нет нужного варианта для голосования. Я могу работать и в офисе и дома, в зависимости преимущественно от настроения.


  1. malbaron
    05.02.2017 14:41

    Поэтому для создания бизнеса основателям стартапов приходится крутиться. Снизить расходы и нанять больше талантливых людей, просто позволяя им работать откуда угодно? Это просто разумное распоряжение деньгами.


    Статья, видать, рассчитана на людей, которым надоело вставать каждый день утром рано и идти в офис.

    Я вот работаю таким образом много лет и знаю, что тут куча своих подводных камней:

    1) Тут и чрезмерная расслабуха работников, если не жестко контролировать. Такой расслабухи в серьезной компании даже на удаленной работе нет — так что не надейтесь, лентяи.

    2) И отсутствие общения с коллегами, что серьезно мешает профессиональному роста.
    О чем речь?

    На форумах все обсуждают слишком общие вопросы.
    На митингах фирмы все обсуждают слишком конкретные вопросы.

    Вот и получается, что поговорить, обсудить, опробовать перспективные направления, что лежат между самым общим и самым конкретным, удаленщику крайне сложно.
    А в изучении таких вещей — и есть профессиональный рост.


    1. i360u
      05.02.2017 16:01

      крайне сложно

      Да, Скайп — это "крайне сложно". Производственные совещания по скайпу на удаленке даже более эффективны чем в офисе, ИМХО. Просто они должны быть также формальной частью процесса, как и другие виды совещаний. В нашей команде на ежедневных созвонах внутри рабочей группы обсуждаются самые разные вопросы, в том числе и "между". Это не только полезно но и интересно, и с профессиональным ростом все ок.


      1. malbaron
        05.02.2017 21:33

        Да, Скайп — это «крайне сложно». Производственные совещания по скайпу на удаленке даже более эффективны чем в офисе, ИМХО. Просто они должны быть также формальной частью процесса, как и другие виды совещаний. В нашей команде на ежедневных созвонах внутри рабочей группы обсуждаются самые разные вопросы, в том числе и «между». Это не только полезно но и интересно, и с профессиональным ростом все ок.


        Еще раз, если вы не поняли в первый:

        1) Удаленные предприятия хорошо работают только при такой же жесткой дисциплине. Так что расслабухи под какой это преподносится — нет.

        2) Скайп — это выделенное на обсуждение время. Специально выделенное. Поэтому обсуждают Скайпом конкретные задачи. Сиюминутые. Текущие. Те, что уже надо.

        В офисе, занимаясь делами, можно легко и между прочим обсуждать и перспективные вещи. Быстро собраться поговорить, быстро разойтись.
        Скайп — нет. Многа букв. Сложности координации. Поэтому никто таких вещей не делает.

        Вы видно, джун, раз еще не поняли — что удаленка это удел уже опытных спецов.
        На удаленке плохой рост квалификации.
        Именно из за неплотной коммуникации.


  1. tyomitch
    05.02.2017 19:49
    +1

    И в очередной раз переводчик искажает смысл на противоположный:

    Повсеместный найм позволял GitHub набирать людей за пределами узкой группы, собравшейся в Кремниевой Долине – географически разнообразной группы мирового масштаба.

    В оригинале это предложение действительно двусмысленно, потому что в английском нет падежей. Но если бы уважаемый редактор пытался понять суть того, что он пишет, то ему было бы очевидно, что правильный перевод — «Повсеместный найм позволял GitHub набирать людей за пределами узкой группы, собравшейся в Кремниевой Долине – географически разнообразную группу мирового масштаба.» Смысл предложения в том, что Кремниевая Долина географически ограничена, а команда GitHub — как раз наоборот, ограничена не была.


    1. tyomitch
      05.02.2017 20:04
      +1

      И сразу же второй ляп:

      3/4 всех удалёнщиков зарабатывают больше $65 000 в год, и по доходу входят в 80% всех сотрудников США, включая офисных работников.

      Написана какая-то бессмыслица: в какие 80% они входят? В 80% самых богатых? В 80% самых бедных? А может быть, 3/4 всех удалёнщиков входят в 80% всех удалёнщиков?

      В оригинале же речь про 80-тую перцентиль, т.е. правильный перевод — "… и по доходу обгоняют 80% всех сотрудников США, включая офисных работников."


    1. tyomitch
      05.02.2017 20:48

      И в заключительном абзаце опять то же самое:

      Остаётся надеяться, что по-настоящему распределённые компании, в которых управленцы и опытные работники трудятся вместе с новичками и поддерживают тех, кто работает из комфортабельных интернет-кафе в США и за границей...
      The hope is that companies that are truly distributed—where managers and skilled labor work alongside entry level and support workers from the comfort of internet cafes in the US and abroad...

      В предыдущих абзацах речь шла про то, что техподдержку всё чаще поручают удалённым сотрудникам в более дешёвых регионах; но самых ценных сотрудников по-прежнему предпочитают содержать в головном офисе. И вот, в заключении своей статьи автор пишет: «Остаётся надеяться, что по-настоящему распределённые компании, в которых управленцы и опытные работники, так же как и новички и сотрудники техподдержки, работают из комфортабельных интернет-кафе в США и за границей...»
      Если «support workers» здесь понимать как «поддерживают работников» (что теоретически возможно) — то теряется смысловая связь заключения с телом статьи.

      Хотя может быть, ТМ тайком зачислили http://translate.google.com/ в штат редакторов GT в качестве удалённого сотрудника?


  1. Wan-Derer
    08.02.2017 02:23
    +1

    В статье так рассказывается как будто удалёнка — это что-то нереально новое.
    Лет 10 назад мы начали сотрудничать с немецкой фирмой-поставщиком оборудования. Рассматривая их визитки, удивлялись. Номер факса был общий, а телефоны сильно разные. Оказалось — все продавцы сидят по домам (хоть вся фирма находится в одном городе).
    Понятие home office у них существует давным давно. Человек делит свою квартиру на «условно общественную» зону и «приватную». К себе в гостиную он вполне может пригласить клиента и провести переговоры, она организована так чтобы человек не чувствовал себя «в гостях».
    Продавцам нет никакой нужды сидеть в офисе — они работают по телефону и через интернет.
    В прочем, офис у них тоже был. Небольшой: ресепшн, пара кабинетов, несколько переговорок и небольшой опен-спейс с несколькими рабочими местами. Офис использовался для работы по крупным контрактам, по которым работало сразу много народу. Рабочие места в офисе были не «персональными»: каждый, кому надо было поработать именно в офисе, занимал любое свободное место. Так что тема эта давнишняя.

    А уж всяким разработчикам в офисе находиться противопоказано. Наличие менеджеров и тренькающих телефонов раздражает и отвлекает.
    Я сам как-то испытал метод удалённой работы. Один или два раза в неделю работал дома. Продуктивность в эти дни, по моей оценке, вырастала процентов на 20. Хотя телефон и почта были всем известны, звонили крайне редко. Как выяснилось, «крайне важные вопросы, которые прям щас!» оказывались не такими уж и важными. Их можно и на завтра отложить. А некоторые, ВНЕЗАПНО, менеджер может решить сам, без дёрганья инженера.
    Я мог проснуться часов в 6, поработать с 7 до 12, потом сходить в магазин/по делам (не ограничиваясь обеденным перерывом), потом поработать до вечера.
    Хотя офис был не так далеко, дорога занимала не более часа, НО это два часа в день! Если из них один час поработать и один погулять, будет польза и для работы, и для здоровья.
    Я считаю работу дома весьма хорошим способом, хотя и требующим определённой самодисциплины. Ну и не всем это подходит. Работник должен быть опытным, хорошо знающим предмет и самостоятельным.