Котик современного админа. Другие админы — другие котэ
Бизнес меняется — время меняться всем
Цифровая трансформация проникла не только в крупный бизнес и гигантские корпорации, она задела даже ещё недавно самые далёкие от ИТ сферы: ритейл, малый и микро бизнес, учебные заведения. Автоматизация процессов (внедрение CRM, ECM, ERP), покупка сложного оборудования, стремление компаний избежать проблем с пиратским софтом — это минимальный уровень развития ИТ-инфраструктуры, который есть почти во всех компаниях. Однако причины масштабных перемен лежат гораздо глубже.
- Во главе всего, что связано с бизнесом, лежат экономические причины. Руководители компаний постепенно стали осознавать, что автоматизация труда позволяет экономить ресурсы, увеличивает скорость процессов и в итоге приносит дополнительную прибыль.
- Появилось множество доступных и удобных технологий, которые позволяют развивать ИТ-инфраструктуру с меньшими затратами и большей масштабируемостью: облачные сервисы, дата-центры, аутсорсинговые решения. Причём технологии касаются всех сфер деятельности компании: от производства до бухгалтерии и продаж.
- На передний план выходит кастомизация — нужны специалисты, которые смогут адаптировать решения и ПО под нужды конкретного бизнеса и грамотно поддерживать его. Такой процесс может происходить со стороны вендора и системного интегратора, но беспроблемнее (но не дешевле!), когда он инициирован и делается изнутри, поскольку сотрудник всегда более погружён в задачи компании. Здесь стоит пояснить. Например, компания приобретает биллинговую систему или ERP. Все доработки, связанные с особенностями бизнеса и требованиями подразделений, профессиональнее и быстрее сделает вендор. Но в дальнейшем понадобится формировать отчёты, настраивать время обмена данными с другим ПО, возможно, переносить или реплицировать базу данных, делать бекапы и т.д. — эти задачи лучше поручить внутреннему сотруднику.
- «Мобилизация» с одной стороны, выручила бизнес, который может набирать удалённых сотрудников, легко разворачивать филиалы и работать «в полях», а с другой породила множество проблем безопасности данных.
- Вообще, с развитием облачных технологий, веб-сервисов и IoT вопросы безопасности встали как никогда остро: нужно защищать информацию от конкурентов, злоумышленников, хакеров и даже от своих сотрудников. Человеческий фактор стал крайне важен.
- Наконец, данные и коммерческая информация стали ценным и дорогостоящим активом, потеря которого может привести к репутационным, финансовым, правовым рискам и краху компании.
В таких условиях сисадмин перестал восприниматься как смешной парень, ликвидирующий аварии с тонером или переустанавливающий 1С вместе с Windows в ночь перед сдачей годового баланса. Сегодня это специалист, который должен поддерживать ИТ-инфраструктуру в рабочем состоянии — так, чтобы она никак не влияла на снижение качества рабочего процесса. Фактически это менеджер по ITAM (IT asset management), управлению ИТ-активами компании.
Супер сила системного администратора
Мы в команде Alloy Software выделили несколько точек супер силы системного администратора, которые здорово облегчают работу и превращают его практически в неуязвимого админа будущего.
Централизованное управление ИТ-инфраструктурой. Необходимо, чтобы все элементы были собраны в одно целое и управлялись как единый механизм, включая мобильные устройства компании. Это позволяет не упустить важные изменения, инциденты, вовремя произвести замену устаревшего ПО или железа, отреагировать на критическую ситуацию. Если управление децентрализовано, системный администратор будет тратить гораздо больше времени, а внутри службы или отдела ИТ будут непрерывно возникать накладки, дублирования или простои.
Безопасность — ключевая задача современного системного администратора. Кроме вопросов безопасности, связанных с оборудованием, и контролем за лицензированием ПО, это и безопасность данных, и права доступа, и создание резервных копий. В современных рисковых условиях только комплексные меры по мониторингу, обнаружению, защите и профилактике нарушений могут дать надёжный результат.
Планирование. Этот пункт кажется безумием — поскольку нужно реагировать на бесконечные проблемы пользователей и работать с критическими ситуациями, трудно спланировать что-то заранее. Однако у каждого системного администратора есть круг задач, которые он выполняет с периодичностью — их и нужно планировать. Сюда же стоит отнести планирование аудита и инвентаризации, тогда эти процессы станут рутинными и перестанут отнимать нервы и силы.
Минимизация непредсказуемости. За каждым рабочим компьютером, периферией и прочими элементами инфраструктуры стоят пользователи, которые часто затрудняют работу системного администратора: ставят несанкционированный софт, крякнутые версии ПО, сносят антивирусы (они же компьютер тормозят!), в отдельных случаях — меняют комплектующие на более старые или, что случается чаще и имеет более серьёзные последствия, ставят своё оборудование, например, беспроводные модемы, чтобы получить доступ в интернет из закрытой сети, флешки и внешние HDD — для того, чтобы слить необходимые данные, различное железо для развлечений и игр на рабочем ПК. В итоге возникает масса угроз в плане информационной безопасности, появляется риск убытка. Важно наладить процесс мониторинга и сделать его прозрачным — таким, чтобы пользователи точно знали, за какие действия они будут наказаны и что скрыть ничего не удастся, потому что у сисадмина есть всевидящее око. Такие меры значительно сократят количество инцидентов и проблем со стороны сотрудников.
Незаметная работа. Наверняка многие из вас помнят блаженный момент, когда что-то портится в рабочем компьютере, сисадмин сидит в вашем кресле и лениво ищет причины, а вы пьёте чай, отвлекая его и окружающих от работы, причём на законных основаниях. Сегодня таким историям не место — работа на многих позициях стала интенсивной и напряжённой, простой в течение 20-30 минут может ощутимо сказаться на всём рабочем процессе. При этом совершенно не важно, идёт речь о разработке, производстве или продажах. Вся деятельность сотрудников (от программирования до телефонии) завязана на ПК и сети, а значит, поломка или обновление могут её парализовать. Системный администратор по возможности должен выполнять свои задачи, не отрывая пользователей от ПК.
Тебе подарок на День системного администратора: мы все скинулись на эту клетку, и теперь Билл не сможет дотянуться до своего компьютера
Экономическая ответственность — неприятный, но важный момент в работе современного системного администратора. Для оптимизации расходов на ИТ нужно своевременно отслеживать количество используемых лицензий, объём использования ПО, регулировать использование лицензий и ПК при изменении численности персонала, оптимизировать аппаратное обеспечение.
Системный администратор должен обладать и персональными качествами, способными влиять на эффективность его работы.
- Внимание к техническим новинкам. Парк техники в современных компаниях очень разнообразен: это различные типы компьютеров, периферии и сетевого оборудования. Администраторы должны разбираться в особенностях управления оборудованием, осознавать роль и место каждого элемента в сети, знать недокументированные фичи и баги (это не критерий приёма на работу, всё познаётся в бою!) всего, что используется в компании.
- Аналитические навыки. Системный администратор не может больше создавать сеть «на коленке», он должен уметь проектировать её, планировать ресурсы и уметь оценивать эффективность работы сетей и систем. Он получает огромное количество информации из разных источников и должен уметь её структурировать и интерпретировать.
- Навыки общения с людьми. Забудьте мемы про интровертов и мизантропов в ИТ: системный администратор ежедневно взаимодействует с пользователями, руководством, поставщиками, клиентами. А значит, он должен владеть и навыками управления, и навыками общения, чтобы понять проблему, выдержать её описание на языке пользователя и разъяснить решение. Если решение найдено, но не разъяснено — будьте уверены, в скором времени проблема воспроизведётся.
Источник — Yaplakal
- Скорость мышления и умение принимать решения. ИТ-инфраструктура — важнейшая часть бизнеса, любая задержка может быть чревата пагубными последствиями для компании. Нужно быстро находить проблему и подбирать оптимальный способ её устранения.
- Многозадачность. Увы, даже целая служба ИТ обязательно сталкивается с необходимостью решать несколько параллельных и никак не связанных задач. Без умения переключаться и быстро сосредотачиваться на новой проблеме просто не обойтись.
И всё было бы хорошо, если бы не следующий пункт нашего поста. Дело в том, что системный администратор может расцениваться сотрудниками и руководством как персональный мастер ПК, а не как ключевое звено процесса управления. Ну вот как-то так примерно:
Источник —prouderamadeus.blogspot.ru
Да они сами не понимают, что хотят!
Зачастую руководители (особенно не айтишных компаний) видят только прямой вклад сотрудника в прибыль: продажник продал — пришла выручка, маркетолог вернулся с выставки — привёз контракт, производственник — создал продукт, который продали. ИТ-инфраструктура воспринимается исключительно как реципиент бюджета, который нужно оплачивать, а ITAM как административная функция, которая не вносит значительного вклада в формирование прибыли. Как правило, такое положение дел сохраняется, пока не возникает одна из трёх ситуаций.
- Миграция или интеграция ПО. Оба процесса сложны с точки зрения технологий и управления, требуют высокой квалификации и, как правило задумываются именно как меры по увеличению прибыли.
- Масштабирование компании — бизнес растёт, нужны новые ресурсы, нужно развить ИТ-инфраструктуру и вписать в неё новые подразделения, встаёт вопрос об операционной эффективности и её влиянии на доход. Любое масштабирование — серьёзный стресс-тест для ИТ-инфраструктуры.
- Острый вопрос экономии на закупках и урезание бюджета. Нередко задел экономии находится как раз в ИТ-службе, которую в сытые времена особо ни о чём и не спрашивали. Почему бы не начать экономить ещё в эти самые сытые времена — отдельный вопрос.
Конечно, несоответствие между тем, в чём заключается ITAM (asset management), и тем, как он на самом деле применяется в компании, огромно. И особенно заметен этот разрыв в российских компаниях, которые в подавляющем большинстве ещё не пришли к внедрению лучших практик. Пожалуй, из всех направлений больше всего в нашей стране развит SAM (software asset management), и то благодаря жёстким политикам вендоров корпоративного ПО. Тем не менее, сдвиги в восприятии уже есть. И есть причины, по которым стоит инвестировать в ITAM, в обучение системных администраторов, в прикладной софт для их продуктивной работы.
- Эффективность. Благодаря автоматизации всего процесса управления ИТ-инфраструктурой или хотя бы его части, можно сэкономить сотни человеко-часов и перераспределить человеческие ресурсы на другие задачи.
- Экономия: на аппаратном обеспечении, на лицензиях, на формах лицензирования, на периферийном и сетевом оборудовании. Она достигается за счёт более бережного и оптимизированного использования, а также за счёт планирования и прогнозирования состояния ИТ-инфраструктуры.
- Унификация хранения данных и тикетов. ITAM позволяет управлять ИТ-службой прозрачно, централизованно и эффективно.
Когда руководство понимает ценности и цели ITAM, оно способно встроить ИТ-службу во все процессы в компании, создать функционирующую систему поддержки бизнеса и тем самым увеличить общую производительность труда.
Держать руку на пульсе, чтобы сохранить нервы
Команда Alloy Software уже много лет создаёт удобные и многофункциональные программы для системных администраторов и менеджеров по ITAM. Мы не понаслышке знаем о том, как работают сисадмины и как быстро трансформируется их деятельность.
Предлагаем вам чек-лист с короткими советами, на что стоит обращать внимание системному администратору.
- Любая задача, которую вы выполняете регулярно, требует автоматизации: использования специализированного ПО или скриптов. Не ленитесь и продумайте решение этого вопроса — потраченное время с лихвой окупится свободным временем. К тому же, автоматизация уменьшает вероятность ошибки и облегчает ротацию дел между сотрудниками.
- Документируйте процессы, создавайте базу знаний — она пригодится не только вам, но и поможет адаптироваться новичкам при расширении команды.
- Планируйте работу и задачи — во всяком случае всё, что можно запланировать.
- К аудитам и инвентаризации готовьтесь заранее, используйте средства автоматизации: штрих-кодеры, наклейки, метки и т.д.
- Подберите средство автоматизации управления ИТ-инфраструктурой (обратите внимание на решения Alloy Software — это мощные универсальные средства управления ИТ-службами промышленных и офисных предприятий, разработанные в соответствии с международными стандартами управления ITIL и ITSM).
- Поставьте безопасность на первое место, создавайте резервные копии вне зависимости от того, пользуетесь ли вы облаком или обслуживаете собственные серверы.
- Постоянно обучайтесь, но не стоит метаться от технологии к технологии — всех новинок не внедрить. Помните: изменение должно нести смысл и выгоду, а не должно быть изменением ради изменения.
- Пользуйтесь системой тикетов — пусть пользователи самостоятельно заводят проблемы и запросы, учатся описывать и классифицировать их. С помощью тикетов легче отслеживать решения и координировать действия.
- Фиксируйте время выполнения задач в тикетах или любой другой системе управления временем.
- Торгуйтесь с коллегами: пусть они не сыпят задачи с пометками «Срочно.Важно», а расставляют приоритеты внутри своих требований и сроков.
- Если вы начинаете новый проект, обязательно просчитывайте требования к проекту, ресурсы и ставьте дробные задачи — тогда реализация будет проще.
- Журналируйте всю информацию, полученную в ходе аудита и мониторинга, с учётом времени и ответственных. Ведение журналов даёт информацию обо всех инцидентах, о том, когда они произошли впервые.
- Постоянно определяйте потребности компании в аппаратном и программном обеспечении.
Управление ИТ-активами — одна из частей фундамента, на котором базируется стратегия компании. Соответственно, системный администратор (или вся ИТ-служба) должны быть не просто инженерами, но и менеджерами, и экономистами, чтобы грамотно проводить бюджетную и организационную политику своего подразделения.
В свою очередь, использование специализированного программного обеспечения помогает работать оперативно, отвечать на любые технологические вызовы, проводить своевременную диагностику и аудит. Вся информация в совокупности обеспечивает базу для принятия обоснованных решений в области расширения или сокращения ИТ-инфраструктуры, помогает планировать ресурсы и просто профессионально делать свою работу.
Комментарии (28)
Evabragger
07.02.2017 16:21+2Все настолько правильно, последовательно и исчерпывающе… што аж скушно :) Сегодня так можно написать о любой профессии — вон, секретарь — маркетолог, всем бизнесом управляет, а HR и того круче — людьми, которые бизнес делают :) и наконец, секретарь, управляет настроением и самочувствием главного управляющего! Вот я, погодите, напишу про котов у сисадминов — и тогда никому не будет ясно, чем конкретно, занимаются сисадмины, кроме «всем как всегда», разумеется, зато однозначно будет ясно, что сисадминов нужно почитать, как людей не просто со «всевидящим оком», но и сверхспособностями :) Нашел — закрой его в серверной, никому не показывай, подари ему кота, кофеварку и при встрече низко кланяйся. Сисадмины как коты — никогда этого не признают, но ведут счет. :)
Fortisa
07.02.2017 16:28+2Админы — всегда котики. А по делу, специальность действительно очень меняется, как и подходы к системному администрированию. Но в небольших компаниях есть и деградация — например, когда всё закинуто в облако, за всё отвечает провайдер, программисты сами разруливают проблемы с удалёнными серверами, а админ только работоспособность ПК поддерживает и в танки играет. Это печально.
Evabragger
07.02.2017 16:35И много таких компаний? В половине подобных статей вообще предсказывали гибель профессии сисадмина, пока не стали появляться результаты исследований вроде IDG — там пишут «nearly 40% of organizations with public cloud experience report having moved public cloud workloads back to on premises, mostly due to security and cost concerns.”
Areso
08.02.2017 06:54+1На самом деле, будущее куда интереснее «только облака» или старого «только on premises». Будущее, по моему мнению, будет за гетерогенными структурами, и будет требоваться опыт как работы с облачными провайдерами, так и с собственными серверами.
xtotec
08.02.2017 11:50+2С 96го года этим занимаюсь и с 98го читаю во всей профильной периодике о «гибели профессии сисадмина». Как-только NT пошла в массы, так сразу и начали писать… Потом пришёл cloud — пуще прежнего стали писать о «гибели профессии сисадмина». Но профессия всё ещё здесь и работы пока хватает…
varnav
08.02.2017 12:54А что изменили облака в работе сисадмина? В серверную ходить теперь не надо? Но я и раньше туда не ходил, шумно очень и делать там нечего.
xtotec
08.02.2017 13:58Именно. Но подавалось это под тем же соусом, под которым NT продавали
— Теперь любой пользователь в два клика мышкой (далее по тексту)
Только вот не хочет «любой пользователь» этому учиться, и даже программист не хочет. Да, конечноDevOps — это нерусские придумали, чтобы сысадмину не платить.
, только не работает.
У меня одна компания обслуживалась с 2007го года, построил я им систему на выделенных железных серверах для большой нагрузки, потом в 2010 они себе нашли инвестора под проект, который начали на железе, а потом увели на амазон, с некоторой экономией. Наняли себе человека, чтобы показывался в офисе каждый день (и подешевле, подешевле), но к 2013 вернулись опять договариваться, чтобы взял их на обслуживание — не хотят программисты и не умеют ни строить себе облачную инфраструктуру ни мониторить, а человек подешевле не обладал квалификацией, а хотел бытьцарицею морскоюменеджером сисадминов, а не лямку тянуть, когда узнал, что от него требуют технических навыков и ежедневной работы, автоматизировать которую он не умел — ушёл.
Нуивот™varnav
08.02.2017 14:04Не, ну если под DevOps понимать: «А чё, давайте уволим админов, и пусть админят программисты, они ж программисты!» то и впрямь с этим каши не сваришь. :)
xtotec
08.02.2017 14:26Есть такое понятие, в менеджерской логике как «оптимизация затрат».
Если основное направление деятельности компании не телекоммуникации, то пока «жареный петух не клюнет» затраты будут оптимизироваться. Когда клюнет, тогда будем пытаться деньгами пожар тушить, но не раньше. А знакомство с предметной областью — так это же, извините, ясно как божий день — «отличает компьютер от микроволновки —шаманпрограммист», оптимизируем затраты — «шаман, камлай шибче»©.
Melonom
07.02.2017 17:03+1Как вы ловко вставили рекламу между строк.
А если по существу, очень краткое изложение Лимончелли и Ко. Спасибо что напомнили, надо полистать на днях.
kotte33
07.02.2017 17:57+1Всё по делу, спасибо, в очередной раз понимаю, что надо постоянно держать себя в тонусе. Добавлю от себя такой важный пункт как самоконтроль и самодисциплина — при большом объеме задач что-то может с легкостью выпасть из головы, поэтому я постоянно использую напоминания, как в мобильнике (гуглокалендарь), так и на рабочем столе (rainlendar). Текущие задачи и проблемы, требующие однозначного решения должны постоянно мозолить глаза до тех пор, пока не будут завершены, либо отброшены за ненужностью. Периодические же задачи как в работе, так и в жизни (заплатить за кредит, ввести показания счетчиков) я тоже ввожу в напоминания — и спать спокойнее и электроника не даёт упустить важных вещей из виду.
P.S. Часто бывает, что вовремя не сделанное напоминание я переношу на час/день, но это уже другая история, напоминание тебя всё равно настигнет и даст о себе знать...
Boneyards
09.02.2017 07:19Вспоминая как после прежнего админа поднимал 1с перед зарплатой, в ночь, и вот уже ковыряюсь в postfix, настраивая проверки обратной зоны и hostname, параллельно читая про SQL и bash скрипты, да, сисадмин сейчас это, некий монстр в IT, который зачитывается литературой, поспевая за технологиями
andreios
09.02.2017 22:42Почему-то под сисадмином чаще всего понимают некого эникея, меняющего картриджи и тыкающего компы юзеров…
Но при этом я всегда считал, что системный администратор это прежде всего инженер, с подвидами типа linux-инженер, db, автоматизация и т.д. И такие специалисты в отрасли крайне ценны и востребованы, и в будущем они никуда просто не могут деться, возможно слегка трансформироваться, но уж точно не остаться без работы.
whiplash
«И дело совсем не в DevOps, до его победного шествия ещё далеко.»
Зря вы так. Спрос например на Windows-only инженеров сходит на нет. Даже в Москве адекватных вариантов единицы. О провинции и говорить нечего.
Всем нужны универсалы или DevOps'ы
Analitik_Telecom
Ха, кстати, если посмотреть вакансии на «Мой Круг», то Devops и Системный администратор 35 и 57 вакансий, а вот на Хедхантере пока сисадмины опережают, но со знанием и Linux, и Windows чаще всего.
Мне кажется, что пока компании немного не так понимают DevOps и хотят универсального солдата из соображений экономии.
whiplash
«Мой круг» еще жив и кто-то им пользуется?)
Моё мнение основано на 1.5 годичном мониторинге HH и Linkedin.
Безусловно, мало кто из тех, кто указывает DevOps понимает, что это такое. Но тенденция есть.
Analitik_Telecom
Мне кажется, что «Мой круг» наоборот в гору пошёл последнее время, и это видно по количеству и качеству вакансий. Более того, я его в первую очередь мониторю, потому что именно на него забредают самые тру-айтишники и можно найти крутые что вакансии, что резюме. На HH.ru много непонимающих кадровиков. Кстати, неплохой способ искать работу — заходить в вакансии на сайтах компаний или им писать.
Так тенденцию никто и не отрицает, но до понимания, обучения, стандартизации и нормальной оценки работы — как SpaceX до Марса.
river-fall
Соглашусь.
Уютные серверные переезжают в Амазон и Azure,
Локальные рабочие станции заменяются на ноутбуки, которые и администрировать-то не очень нужно.
Почта — Google Apps,
Вместо сети — WiFi,
Локальная windows-инфраструктура в таких условиях уже не очень-то и нужна.
Среди монстров в десятки тысяч человек остается еще много компаний с локальной инфраструктурой, но большинство малого и среднего бизнеса уже не нуждаются в традиционном сисадмине, каким его описывает фольклор.
kumbr_87
Ох уж этот вайфай когда на одном этаже пару сотен человек с ноутами и мобилками… :(
varnav
1. И сисадмин теперь заходит через mstsc или putty по другим айпишникам.
2. И на ноутбуках стоит такая же винда что и на рабочих станциях, разве что пылесосить их не обязательно.
3. Да, без своей почты жить проще. Но облачная почта была и в 90-х годах.
4. WiFi, который сложнее строить, планировать и обслуживать чем традиционную СКС
5. По прежнему нужна т.к. ничего не изменилось.
Dr_Wut
Универсалы? Серьезно? В 2017 году, когда мануалы от производителя устаревают быстрее, чем он публикует?
Вы должно быть шутете. Либо говорите о специфической конторе (либо маленькой, либо ит-интеграторе). В *nix и windows системах абсолютно разная идеология, разные инструменты, разные нюаны. А ведь есть еще приложения сверху. Вон один AD чего стоит. На поверхности — все просто, а попробуй капнуть глубже — да там просто море нюансов.
Так что в любой более-менее крупной компании никогда универсалов искать не будут. Это утопия.
А по поводу статьи — набор стандартных клишэ о ит. В принципе согласен с другим комментатором, это описание скорее архитектора, нежели админа…
Vrankevich
Как можно делать столько грамматических ошибок на 1 строчку?
Да, нужны универсалы. Потому что в офисе win и ad, а сервисы крутятся на линуксовых машинах. Я сам такой универсал — адище, но круто оплачивается. Контора — разработчик сервисов телефонии.
Я именно клише не увидел, внес в избранное. Спасибо за статейку!
varnav
Универсалы нужны потому что инфраструктура универсальная. OpenVPN или Gitlab на линуксе с аутентификацией через AD, 1С на винде с PostgreSQL на линуксе, зоопарк линукс-машин, DHCP и DNS которым обеспечивает Windows сервер, приложение на ASP.NET балансируемое HAProxy.
Оплачивается это обычно, т.к. 80% типовых вакансий — под универсала.
Dr_Wut
Ну да, типичная контора для универсала 50-100 пользователей, 10-15 серверов. И меняется что-то тогда, когда админ захотел посмотреть что-то новое. И в таких конторах много платить не будут.
В больших компаниях универсал — это как раз архитектор. И он сам ничего не настраивает, а подбирает решение под бизнес-задачу.