Друзья, сегодня мы поднимем тему не из мира цифр, багов и кодов, но при этом очень важную для каждого из нас. Каким бы простым этот вопрос не казался на первый взгляд, именно в этой области многие допускают «вредные» ошибки.

Итак, предлагаем вам взглянуть на предмет создания продающего резюме глазами службы персонала, которая оценивает вас на первом этапе отбора дистанционно и нуждается в некоем наборе информации, помогающей сделать верные выводы о вас, как о специалисте. Наш директор по административным и кадровым вопросам – Оксана Ткачева, дает рекомендации по созданию резюме, на которое рекрутеры обратят своё внимание в первую очередь. Итак, передаем слово автору.

***

Чаще, реже, впервые, хоть раз в жизни мы с вами бываем участниками рынка труда, рынка специфичного, но все же подчиняющегося всем законам купли-продажи. Осознание этого факта упрощает как найм специалистов, так и поиск работы.

Почему я считаю рынок труда специфичным?

На этом рынке происходят две продажи и одна покупка.

1. Компания продает себя потенциальным кандидатам посредством рекламы, маркетинговых материалов, тратит много сил на формирование HR-бренда.
Немаловажную роль в привлечении сотрудников играют менеджеры по персоналу, секретари, эксперты по вакансии, с которыми взаимодействует кандидат, ведь по общению с ними он судит о компании в целом: доброжелательность, уровень речи, соблюдение правил делового письма, знание вакансии и бизнеса компании.

2. Кандидат продает свои знания, опыт, умения и навыки, которые он может предложить рынку. Чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно постоянно заботиться о своем уровне знаний, работать над компетенциями, никогда не переставать расти личностно и профессионально.

3. Компания оценивает уровень предлагаемых знаний соискателя и ряд других критериев, после чего решает, готова ли и сколько готова платить кандидату, т.е. «покупает».

Работодателю необходимы кадры, которые способны решить поставленные задачи, поэтому он должен уделять внимание не только продуктовому маркетингу, но и маркетингу для HR.

На этом рынке есть одна общая проблема, препятствующая удачным «сделкам» — уровень резюме соискателей. В большинстве случаев люди не могут сделать резюме достаточно информативным и привлекательным, чтобы оно прошло фильтр рекрутера и попало на стол эксперту или заказчику вакансии в компании. И это касается не только начинающих участников рынка — даже опытные специалисты и управленцы часто не знают, как выгодно себя представить потенциальному работодателю.

Расскажу о самых частых ошибках, которые возникают на этапе подготовки резюме и затрудняют поиск работы.

Неуместная фотография

Если у вас нет портретного фото – лучше не размещать фото вообще.

Чего точно не должно быть: фото в полный рост на природе или на улице; фото в положении сидя, лежа или стоя на рабочем столе (да-да, такие встречаются и их много); обрезанные групповые фото в стиле «я и кисть моего друга»; фото из паспорта, праздничные фото, аватарки (фото животных или чего-то еще более креативного), селфи, вульгарные фото. Все это может быть весело, но не в качестве правильного позиционирования, особенно на руководящие должности.

«Креативный» электронный адрес

Такие «оригинальные» адреса, как darth.vader@, klubnichka77@, hello.kitty@, bad.boy@, blackshaman@ и так далее, хороши для неформальной переписки с друзьями, но когда вы указываете нечто подобное в качестве контакта к резюме и при этом ищете работу не в качестве партнера по ролевым играм, это выглядит странно и неуместно. Более адекватно будут смотреться такие адреса, как имя.фамилия@, номер телефона@ и т.п., ну, или номер банковской карты (шутка).

Аккаунты в социальных сетях

Если вы сомневаетесь, не бросит ли содержание ваших страниц тень на ваш образ как кандидата, то не стоит давать ссылки на соцсети. Также помните, что потенциальный работодатель может самостоятельно изучить ваш профайл, поэтому будьте аккуратны в выборе контента или используйте соответствующие настройки видимости.

Длинный список желаемых должностей

Не указывайте несколько должностей в одном резюме, это вызывает недоумение и у рекрутера, и у заказчика вакансии внутри компании. Выберите что-то одно и стройте свое позиционирование в резюме в соответствии с позицией, которую хотите занимать. Лучше завести несколько резюме для разных должностей, чем «лепить» всё в одно.

Еще один важный момент: те, кто стремятся в руководители, должны помнить, что соотношение открытых на рынке управленческих позиций к вакансиям на должности специалистов составляет в среднем одну к нескольким десяткам. Управленцу найти работу всегда гораздо сложнее. Кроме того, грамотный и опытный специалист, постоянно развивающий свои знания, для компании бывает намного ценнее, чем руководитель. Наконец, если вы директор, то шагнуть на ступеньку ниже будет почти нереально. Редко встречается ситуация, когда руководитель берет к себе в подчинение другого бывшего руководителя. Поэтому также учитывайте это при указании должности, на которую претендуете.

Неинформативное описание знаний, умений и опыта

Главная ошибка состоит в том, что люди часто стесняются писать о своих достижениях, хотя это важнейшая часть резюме. Но не нужно впадать и в другую крайность: если уж вы пишете об успехах, то они должны быть именно вашими. Наивно думать, что рекрутеры не распознают обман. Приписывание себе чужих достижений точно не поможет вам в поиске работы.

Описание задач сплошным текстом очень мешает восприятию содержания рекрутером. Лучше изложить их в виде маркированного текста, причем каждая функция должна быть описана емко и кратко, желательно в виде фраз по 5-7 слов.

Очень важно описание технологий, которыми вы владеете, особенно это актуально для технических специальностей. Зачастую я слышу мнение: «Зачем писать, ведь и так понятно»! Объясняю: да, это понятно заказчику вакансии, экспертам по вакансии, но в большинстве компаний первичный отбор кандидатов на вакансию ведут рекрутеры. Это, прежде всего, эксперты в области управления персоналом, а не в вашей профессиональной области, и первичный поиск происходит по ключевым словам. Все просто: указали технологии – попали в выборку, не указали – не попали.

Опечатки – это нормально и естественно, но не нормально не проверить орфографию перед отправкой резюме. Когда пишешь сам, глаз часто «замыливается». Я рекомендую всегда просить кого-то со стороны просмотреть текст вашего резюме или скачать его в файл и запустить проверку в текстовом редакторе. Такие возможности предоставляет любой сайт по поиску работы.

Неправильное представление об опыте работы

Если во время работы в одной компании у вас менялась должность, то указывайте последнюю, а все предыдущие позиции оставьте для поля с функционалом.

Например:

Системный аналитик (с 07.2013 по настоящее время); инженер по тестированию (с 11.2011 по 06.2013)
Основные функции в качестве Системного аналитика: — …
Основные функции в качестве инженера по тестированию выполнял(а): — ...


В противном случае, если вы оформили каждую новую должность в одной организации так же, как и новое место работы, то при первоначальном беглом просмотре у рекрутера может сложиться впечатление, что вы нигде не работали подолгу. При огромном количестве вакансий HR-менеджер может попросту не вникнуть детально в структуру и отклонить ваше резюме по причине «рваного» стажа, в то время как ваша задача состоит в том, чтобы CV захотели изучить детально.

То же самое справедливо и для названия компании. Не нужно переписывать трудовую книжку и указывать все юридические лица, куда вы переводились в течение всего периода работы в одном бренде. Указывайте только коммерческое название и даты начала и завершения сотрудничества с данной компанией.

Этот аспект очень важен, т.к. часто юридические названия организации бывают не связаны с названием бренда и не создадут о вас должного впечатления, а только видимость вышеупомянутого «рваного» стажа.

Проблемы с портфолио

Если ваша должность подразумевает наличие портфолио или примеров работ, то лучше выложить их на отдельном веб-ресурсе и указать в виде ссылки, нежели размещать в самом CV. Это связано с тем, что часто прикрепленные к резюме портфолио невозможно транслировать заказчику вакансии в надлежащем качестве.

Отдельный совет – выпускникам, не имеющим опыта работы. Очень важные показатели при оценке специалистов без опыта – это:

• участие в конференциях и олимпиадах, а также просто в общественной жизни вуза или школы – в кружках, команде КВН, программе «Дебаты» и т.д.;
• любые грамоты – школьные, вузовские и другие;
• основные учебные дисциплины по специальности;
• темы курсовых и дипломных работ;
• знание технологий.

Желаю вам успеха в поисках интересной работы! Между прочим, у нас есть сейчас несколько горячих вакансий. :)

Старший Web-программист (FrontEnd, JS) в Москве
Разработчик GO в Москве
Старший разработчик LINUX в Москве
FrontEnd разработчик (JavaScript) в городе Иннополис
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (20)


  1. GeMir
    13.03.2017 15:28
    +3

    На иллюстрации к статье отчётливо читается «sue me» :)


    1. InfoWatch
      14.03.2017 12:19

      К сожалению, печально, но факт, что собеседование иногда в некоторых компания бывает жутким «судилищем», то частично отражает суть процесса. Помнится, что некоторые даже ИТ компании грешили Полиграфом…


  1. Dolios
    13.03.2017 16:29
    +10

    Неуместная фотография

    В некоторых странах в резюме не принято давать фото, возраст, расу и т.д., т.к. это может стать причиной дискриминации.

    Ну и, в целом, у меня сложилась впечатление, что статью можно заменить фразой: «типичный HR — некомпетентный бездельник, поэтому требуется сплясать с бубном, чтобы он, несчастный, смог таки справиться со своими обязанностями».


    1. InfoWatch
      14.03.2017 12:20

      Мы не говорим о необходимости и обязательности включения в резюме фото, возраста, расы, мы говорим о том, что, если кандидат решил внести эти данные в свое резюме, то должен осознавать, что это будет оценено и не всегда в его пользу.
      Относительно выводов об HR. Давайте все таки говорить не о всех ролях HR, а о рекрутере. И о рекрутере именно в отраслях, где явно выражена узкая техническая специализация, например, отрасль ИТ, где важна оценка не столько личностных компетенций кандидата и его потенциала, а сколько технических скиллов.
      Конечно, рекрутеру достаточно и того резюме, которое составлено кандидатом, он изучает на каждую вакансию примерно по 1000 резюме, но только 100 (цифра условная, не догма) идут дальше внутреннему заказчику вакансии для дополнительной оценки и принятия решения. При подобной выборке именно от кандидата зависит хочет он попасть в эти 100 или нет.
      Ведь, рекрутер -это не одновременный гуру в системном администрировании, разработке продукта, системной аналитики, юзабилити дизайне, техническом написании текстов, технической поддержке и т.д. – это специалист по оценке личностных прежде всего компетенций.
      Для этого и даны рекомендации – НЕ руководство к действию.


  1. i360u
    13.03.2017 16:50

    Айтишник, неспособный написать нормальное резюме — это, наверное, не очень хороший айтишник. Или, тем более, скверный руководитель. Может это и есть тот параметр, по которому стоит производить первичный отсев? Зачем Вам лишние кандидаты, которых Вы сейчас научите "взламывать" Ваш фильтр? Ну и советы Ваши годятся, разве что, для Ваших коллег — HR-ов.


    1. pudovMaxim
      13.03.2017 18:08
      +3

      Плохой руководитель — скорее да, а вот плохой айтишник — точно нет. Резюме — это самореклама и это реально тяжело для многих.


    1. HellMaster_HaiL
      13.03.2017 18:13
      +2

      Далеко не все «айтишники» в общем умеют разговаривать (особенно с HR) и далеко не все хотят этого. Про написание чего либо человекочитаемого и говорить не стоит. Часто можно увидеть резюме, в которых просто идет неструктурированное перечисление всех известных соискателю аббревиатур и технологий. Но это не делает из них «не очень хороших айтишников», т.к. в своем деле он может быть гениальным специалистом, а написание «нормального резюме» может считать абсолютно бесполезным занятием.
      Как правило, HR — это и есть тупой фильтр, который ничего не решает, и, взломав который, можно уже добраться до следующего уровня (техрук, техдир и т.п.). А чтобы взломать, нужно знать уязвимые места. И практика поиска работы в разных странах лично мне говорит, что подобные статьи необходимы для составления хорошего резюме айтишника.


      1. i360u
        13.03.2017 19:52
        +1

        неструктурированное перечисление всех известных соискателю аббревиатур и технологий

        Судя по статье, именно это и нужно HR-ам, они же сами пишут: "первичный поиск происходит по ключевым словам". И кому как не айтишникам — уметь структурировать сущности и выделять главное среди второстепенного? Это совсем иной навык, нежели "разговаривать" и он, на мой взгляд, является чуть ли не основным, особенно если мы говорим о программистах. Резюме — оно почти как код =) Мое мнение сформировано тоже не на пустом месте, я достаточно много людей подбирал в разные команды и сам написал не одно резюме =)


        1. HellMaster_HaiL
          13.03.2017 20:22

          Чтобы написать хороший код, нужно прочитать хорошую документацию, которую напишут хорошие люди и выложат на хорошем сайте.


          1. i360u
            14.03.2017 07:20

            Чтобы написать хорошую документацию, нужно, как минимум, разбираться в том, о чем пишешь. Список "ключевых слов" рождается не в отделе HR (если в компании не полный бардак), и дальнейшие решения, после "первичной фильтрации", принимаются тоже не там. Я не хочу принижать чью-то роль, я встречал очень даже профессиональных с своей области HR-ов, но данная статья, написанная назидательным тоном, к сожалению, не содержит того, что действительно важно. Это НЕ хорошая документация.


        1. sshikov
          13.03.2017 20:25
          +2

          Видите ли… все было бы хорошо, если бы не одно НО.

          >Не указывайте несколько должностей в одном резюме,

          Ага, ага. Как только их перестанут указывать в описании вакансии — так сразу и мы перестанем.

          Как только в описании позиции разработчика перестанут вставлять требования для тим лидов, сейлов, и аналитиков — так и кандидаты с исправленным резюме подтянутся. Как только перестанут консультанта (читай — человека с хорошо подвешенным языком, коммуникабельного и т.п., без всякого принижения таких людей, просто как факт) называть разработчиком — так разработчики и перестанут в резюме писать всякую нерелевантную фигню типа хорошей коммуникабельности.

          Ну т.е. как работодатель пишет свои описания позиций — так люди на них и реагируют.


        1. Pakos
          14.03.2017 10:29

          Это нужно некоторой части HR, подстраиваясь под которую, можно упустить других.


          1. i360u
            14.03.2017 11:25

            Это просто пример, касающийся конкретного комментария и конкретной фразы из статьи. Я лично не считаю, что резюме должно быть бессистемным набором хештегов.


      1. InfoWatch
        14.03.2017 12:21
        -1

        Спасибо огромное за экспертные комментарии.


    1. 3aicheg
      14.03.2017 04:36
      +2

      «Нормального резюме» не существует. Существует большая куча утверждений, прямо противоречащих одно другому, а зачастую откровенно бредовых. Из этой кучи каждый рекрутер, начитавшись разных статей (от Спольского и Yegge до Оксаны Ткачевой и прочего ноу-нэйма), выбирает свой личный набор штампов, из того, что ему нормально в голову заехало. После чего начинает в это веровать, как в единственно верный труъ-формат. Учитывая количество возможных комбинаций всех этих пунктов, какое резюме ни напиши, с вероятностью 99% оно хоть чем-то да оскорбит его веру. «Нормальное резюме», не оскорбляющее веру, надо писать заново под каждого конкретного рекрутера, но, даже если у вас есть желание этим заниматься, вам предварительно надо каким-то образом получить доступ к его истории болезни и внимательно её изучить. Самое близкое к этому, что можно сделать в реальности — это зайти на сайт компании и поискать образец резюме, которое они хотят (и не забыть помолиться, чтобы он был составлен именно тем, кто будет проводить интервью, потому что, скорее всего, тот человек давно уволился из компании, да и интервью в ней никогда не проводил). На практике же все поступают как в анкедоте про 2.7блю женщины: «Делай, как хочешь — если ей не понравится, хотя бы сам получишь удовольствие.»


      1. InfoWatch
        14.03.2017 12:24
        -2

        Можно как угодно относится к авторам статей (дело сугубо личное), но, если кандидат планирует профессионально реализовываться не в старт-апе, где специалист ищет специалиста, а в компании, где первая ступень – это рекрутер, то почему не попробовать и не использовать рекомендации того, что в отечественном ИТ рекрутиге работает с 2005 года?! Или не использовать… потому что «Не косой и не рябой А такой, как надо!»


        1. 3aicheg
          15.03.2017 08:30

          Butthurtный комментарий какой, это Оксана обиделась?


  1. masterspline2
    14.03.2017 10:36

    > В большинстве случаев люди не могут сделать резюме достаточно информативным и привлекательным, чтобы оно прошло фильтр рекрутера и попало на стол эксперту или заказчику вакансии в компании.

    Если коротко, то человеку, который умеет создавать товар или услугу и продавать ее наемная работа не нужна, он будет работать на себя. Либо уже имеет очень высокую хорошо оплачиваемую должность и общение с рекрутерами его не интересует.

    На рынке наемных работников есть специализация: одни умеют создавать продукты и услуги, другие продавать результат труда первых, третьи умеют организовывать этих двух, чтобы они работали согласованно. Я технарь-исполнитель, умею создавать, но не умею продавать. Если бы я владел навыками продаж, я бы писал «информативные и привлекательные» торговые предложения, которые пройдут «фильтр» и «попадут на стол заказчику» и продавал свои услуги заказчику напрямую, а не работодателю.

    Халява в виде квалифицированного исполнителя-продавца в одном флаконе соблазнительна, но это сказка и заканчивается все тоже как в сказке (про рыбку). Либо продавец окажется хорошим продавцом на технической должности. Либо и то и другое, но работодателю не по карману.

    Я это все к тому, что требовать от технаря навыков продаж недальновидно. Если же это не техническая должность, то ситуация совсем другая (хотя я все равно не понимаю, зачем работать на дядю, если ты умелый продажник).


  1. ZByte
    15.03.2017 13:08

    В базе hh почти 24 миллиона резюме. Для того, чтобы какая-то часть из них прошла первичный отбор hr и попала на вторичный отбор к it-специалисту в резюме должно быть хоть что-нибудь, за что для начала зацепится поисковый запрос, а потом глаз hr-специалиста. Без поиска невозможно ручную перелопатить такой объём.
    Чего народ то возмущается?

    Абсолютное большинство технарей совершенно не умеет писать резюме. Зато умеет ныть, что всё плохо и их никто не хочет брать на работу. Лень искать, но почти уверен, что на западе полно организаций, которые за небольшую плату делают «hr оптимизацию резюме». У нас этим только частично кадровые агенства занимаются.
    IT рынок в России перегрет, поэтому и статью воспринимают в штыки.


  1. Busla
    15.03.2017 13:38

    > Редко встречается ситуация, когда руководитель берет к себе в подчинение другого бывшего руководителя.
    Это наоборот самая часто встречающаяся ситуация — в любой более-менее серьёзной организации есть иерархия управления. Решения о приёме самого младшего линейного персонала принимает обычно не непосредственный «руководитель», а всем прочим как раз в плюс идёт управленческий навык.

    > Более адекватно будут смотреться такие адреса, как имя.фамилия@, номер телефона@
    e-mail созданный специально для резюме, демонстрирующий отсутствие у кандидата фантазии и воображения

    > Если ваша должность подразумевает наличие портфолио или примеров работ, то лучше выложить их на отдельном веб-ресурсе и указать в виде ссылки
    Если портфолио чего-то стоит, оно содержит объекты чужого авторского права и закрыто для публикации ;-)