Недавно в социальных сетях наткнулась на интересный пост о том, как в последнее время всё больше профессионалов из разных областей сталкиваются с потребностью в создании «нового языка». Что якобы «весь наш старый словарь полностью изжеван и нет в нем никакой энергии».

Этот пост буквально задел меня за живое. Как же получилось, что столь богатый язык стал настолько «изжеван»?

Пугающая тенденция наблюдается в социальных сетях, тематических блогах, да и в Интернете в целом (про телевидение я уже давно даже и говорить не хочу). Переизбыток «плохого контента», как результат популярного ныне контент-маркетинга, повлек за собой ситуацию, при которой найти по-настоящему стоящий материал – большая проблема. Я даже представить боюсь, что же будет еще через несколько лет. Как и где наши дети будут искать нужную информацию?

Но возникла, на мой взгляд, еще более страшная проблема. «Плохой контент» очень неплохо востребован (простите за тавтологию). Тут, наверное, стоит прояснить, что я имею в виду под «плохим контентом». Это не только и не столько откровенная «лажа», с ней бороться еще как-то можно. Я про «попсу». Это популярные сегодня, очень легко читаемые и бесконечно повторяющиеся по смыслу статьи по типу «6 шагов к личному успеху» или «10 признаков того, что заказчик вас не понимает» или «Как увеличить продажи за 5 дней» и т.п.

Вот вам пример. Месяц назад я зарегистрировалась на Хабре, который, кстати, читаю избирательно, но уже давно. Сама всё никак не решалась присоединиться к сообществу, поскольку никогда не писала и не знала с чего начать. И вот однажды я нашла интересную и актуальную для меня статью в одном уважаемом западном издании, и решила, что наша ИТ-аудитория тоже заслуживает ее увидеть. Я сделала перевод. Надо сказать, вполне достойный, но который до сих пор так висит в песочнице. И я решила поставить эксперимент. Взяла одну из своих старых презентаций на популярную околопрофессиональную тему о незадачливых заказчиках и пресейлах, которую я как-то готовила для небольшого полуразвлекательного доклада на мероприятие по внедрению бизнес-приложений, и сделала из нее статью с броским названием и веселыми картинками. И что бы вы думали, приглашение я получила. Мне буквально тут же добавили кармы, потом отобрали, потом снова накинули, завязалось бурное обсуждения в комментариях. Меня, конечно, назвали и «треплом» и «блондинкой» и обвинили в посредственности и даже пару раз одобрили и поддержали. Суть не в этом. Суть в том, что статья поднималась в рейтингах, а значит набирала популярность. Меня все это очень расстроило, и статью я вечером удалила.

К чему я это всё веду. Да к тому, что «плохой контент», несмотря ни на что, весьма популярен. И масса людей ежедневно тратит на него свое время, и не только на прочтение, но и написание временами длиннющих комментариев.

Не знаю, что там будет дальше, но предположения только пугают.

Возвращаясь к профессионалам, которым все сложнее соперничать с «попсой» и привлекать внимание к по-настоящему важному. Может им действительно нужен «новый язык описания», более точный, выразительный, эмоционально заряженный? Может, если «правильная» информация будет доступна только на этом языке, освоить который будет сложно обывателям, и возникнет возможность выйти на новый виток развития, отфильтровывая «попсу» на входе?

В общем, есть над чем задуматься. А пока, наверное, воспользуюсь советом классиков: «Если можешь не писать – не пиши».

Простите за эмоциональность.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. lovermann
    17.03.2017 14:18
    +9

    У вас висит в закладках: «Хабр — не жалобная книга» :)
    А, если по сути, то этот ваш текст — самый обычный «плохой контент», из-за которого изжёван язык :)) иными словами — вода.


    1. phoenixweiss
      17.03.2017 15:13
      +2

      Будем бороться с плохим контентом его же оружием.

      По существу статья от начала и до конца — вообще не понятно о чем, конкретики ноль, сплошная вода и «наболело». Даже такие материалы можно писать интересно, приводя реальные примеры где что «плохо» и как должно быть «хорошо» с анализом критериев отнесения, систематизацией проблем и классификацией решений. Это «статья» для личного блога или ленты в социальных сетях но никак не для Хабра, уж простите.


      1. Pakos
        20.03.2017 11:53

        И не понятно почему новый язык убережёт от плохого контента. Разве что на нём никто не будет «говорить» (нет контента — нет плохого контента), или его будет использовать только ограниченная аудитория (ботать по фене), но при росте аудитории туда захотят подтянуться те же маркетологи и «плохой контент» придёт и в новый язык. Если не будет подходящих слов — будут использовать существующие в новой форме, которая может даже заменить собой существующую для большинства (см., например, биоэнергетика).
        И это единственная статья, где профессионалы(?) говорят о том что хотят новый язык. Предыдущую такую читал много лет назад, называлась «Я придумал самый короткий язык программирования», где автор считал критерием работы программиста скорость набора программы и всем важным действиям (например, вывод Hello world или вычислению факториала) давал односимвольные обозначения.


  1. ferasinka
    17.03.2017 15:17
    +1

    Нужен новый язык? Их есть у меня: Новояз


  1. lash05
    17.03.2017 15:22

    Котти, есть и обратное предложение — вернуться к чистому классическому русскому языку, как у Пушкина.


  1. ivkomn
    17.03.2017 15:26

    Новое — хорошо забытое старое :) Переходи в тень на старославянский, никто не поймет, посмеется и… профит :)

    Что за статья, которую «аудитория заслуживает увидеть»? Хотелось бы ознакомиться.


  1. azsx
    17.03.2017 15:34

    Подытожим, надо читать книги и мануалы, а не хабр.
    ps
    Никогда не слышал, что кто-то хочет новый язык и решительно против (так как не понимаю нафига). Лучше бы кто книжку по химии для самых чайников посоветовал (несколько книг, по мере сложности).


    1. ivkomn
      17.03.2017 15:46


      Никогда не слышал, что кто-то хочет новый язык и решительно против (так как не понимаю нафига)
      ...

      Сакральные же знания. Вот ХХХ из ПТУ№6 не умеет читать/букв не знает/не читает в принципе и он никогда не оценит «Воскресенье» ЛНТ, к примеру.
      Да… люди, как реки

      :)


  1. serafims
    17.03.2017 16:23
    +1

    А при чем тут вообще язык? Тот факт, что нормальным языком с богатыми возможностями пишут муру для поисковиков, ставит под сомнение профессионализм и тех, кто решает на своем сайте такое вывесить, и тех, кто сделал примитивные показатели оценивающими текст в выдаче поиска.
    Пока не будет обратного, или некой всеобщей оценки любой статьи (ну, типа, под очередной статьей «Как построить дом за неделю из г-на и палок» будет плашка — «Согласно рейтингу соцсети такой-то эта страница имеет показатель 2 за полезность, 1 за новизну и т.п.), мы будем вынуждены читать говно, которое все краше становится, и бывает даже после пары абзацев неясно, что читаешь, авторский текст мастера, или копирайтера.


  1. Analitik_Telecom
    17.03.2017 16:24
    +2

    Я вам ещё не снюсь, я надеюсь? Да, я был одним из подлецов, который написал, что вы красивая блондинка.

    А сейчас вы строите хорошую мину при плохой игре. Полагаю, что комментарии к посту с рейтингом +23 увидели ваши руководители и поняли, что вашу компанию уже вычислили (благо, в Питере её знают) и решили, что ситуацию надо разрулить. А как разрулить? Да это всё эксперименты были, что вы!

    Я на Хабре уже сотню лет и всегда вижу, что модераторы выбирают из Песочницы максимально адекватные тексты. Ваш текст был адекватен: попсово оформлен, имел отношение к ИТ, красиво свёрстан. И я голову на отсечение даю, что модераторов Хабра дешёвкой «10 принципов французского поцелуя кода на Python» не купишь.

    Вы же не справились с комментариями, слабо отработали да ещё и вот эту истерику закатили с экспериментом. Не пишите, ей-богу, не пишите — вы реально это делать не можете.


  1. Ugrum
    17.03.2017 16:51
    +1

    Переизбыток «плохого контента».


    Как с этим бороться?
    Автор радикально решил проблему.
    «Утопить его в дерьме подобном»


  1. Analitik_Telecom
    17.03.2017 18:10

    Кстати, свою шедевральную статью, которая болтается в Песочнице, вы можете разместить в комментариях в виде ссылки на гуглодок, например. Почитаем, ценность прочувствуем.


  1. Prolych
    17.03.2017 23:34
    +1

    Дада, а где ж ссылка на «шедевр»?
    Или это такая хитрая реклама плохим контентом хорошего контента?


  1. SbWereWolf
    18.03.2017 08:34
    +1

    Не знаю, что там будет дальше, но предположения только пугают.


    нормально всё будет.
    проблема то не нова :)) все старые бабки ворчат на молодых, но небо до сих пор на землю не рухнуло и все мы как то живём :)


  1. muxa_ru
    18.03.2017 11:49
    +1

    Зачем я это прочитал?!


  1. akardapolov
    20.03.2017 12:59

    Нет своего языка — нет ядра, нет ядра — некому вводить новые понятия, нет движения вперёд. Если нет совершенно новых терминов то нет и совершенно новых технологий. Дело не в том, какие слова вы будете брать, английские, славянские, выдуманный марсианский язык, слова из диалектов народов сибири или японские — вопрос в том, есть ли у вас ядро сообщества, которое генерирует понятия навешивает на них термины, и само вбирает в себя эти сгенерированные идеи. Вот что такое философия программирования. Это не идеальный язык программирования на котором вы всех порвёте, это — язык на котором вы разговариваете друг с другом. Вспомните, даже детишки в младших классах иногда придумывают СВОЙ ЯЗЫК и сразу образуется сообщество, сразу люди чувствуют себя частью чего-то интересного.

    https://habrahabr.ru/post/247363/

    Для создания фильтров — нужно создавать сообщество(а), где будет происходить отбор качественного контента.


  1. teleghost
    21.03.2017 01:27

    человеческое сообщество самобалансирующееся, с одной стороны отвалится, с другой отрастет, а социальные и прочие «нормы» — понятия тоже непостоянные (кроме совсем уж хардкора вроде каннибализма)

    >Как и где наши дети будут искать нужную информацию? 

    при наличии достаточного критического мышления разберутся лучше нашего, у них на 15-20 лет больше времени, да и поисковые системы тоже на месте стоять не будут; а если нет критического мышления — извините, естественный отбор

    я вот для себя заметил, что здоровье поколения можно оценить по люпопытству детей: если оно есть, то нормально, а если атрофируется, будет деградация и застой в технологиях, чем не самобалансирующаяся система?


  1. Magnetic_Air
    21.03.2017 06:30

    Предложение из разряда: выкинуть азбуку — давайте сразу квантовую физику.
    А если серьезно, то написание любой статьи, и даже комментария — это труд, автор которого пытается, в меру своего понимания, изложить свое видение проблемы/темы и тем самым учиться сам.
    А удачно — это получилось или не удачно, как раз напишут в комментариях. А если говорить о публике Хабра, так вывернут наизнанку и разберут все потроха по полочкам. Со стороны, как говорится, виднее.
    Главное — это цель познания и процесс обучения.
    Нельзя сразу стать профессором.Так что пилите пишите, Шура Господа, пилите пишите.


  1. vipartem
    21.03.2017 06:30

    А вы не думаете, что пользователь привык к такому контенту и его уже не смущает заспамленность этих текстов и заголовков?

    А кто всему виной: мы, вебмастера, и поисковые системы, которые подстраиваемся под интересы аудитории.


  1. unet900
    21.03.2017 16:25

    Вы знаете очень интересное наблюдение, никогда даже не мыслил в данную сторону. Когда я учился в университете обнаружил, что бОльшую часть учебников по физике и матанализу очень тяжело прочитать очень сложный язык и дело даже не в сложности тем, которые надо объяснить. Огромное количество сложносочиненных предложений и деепричастных оборотов. Или любимое: «в результате нехитрых преобразований получаем...», потом огромная 3х этажное выражение превращается в маленькое.

    Однажды мне попалась книжка по решению задач 60х годов я был приятно удивлен каким простым языком она написана. А вот годов с 70х стали писать все «научным» стилем чтобы кто попало не продрался сквозь бурелом этих словесных оборотов и простых изящных преобразований. Сколько страна потеряла инженеров и ученых в результате этого бог весть…

    Описанная выше проблема скатывания контента в любительский жанр решается старыми тоталитарными методами. Работой редакторов, цензурой, и отсылкой простых вопросов к RTFM! Привет FIDOшникам все это было там.
    Однако если будет так на хабре он перестанет быть массовым. В дело вступает экономика.
    ИМХО нужен редакторский корпус он во многом позволит решить описанные выше проблемы, но читать будет узкая группа лиц или придется вводить оплату время квалифицированных спецов стоит дорого…


  1. Le_Kotty
    21.03.2017 16:28
    -2

    Спасибо большое за ценные комментарии. Особенно про детей. Я даже, пожалуй, не буду так уж за них опасаться, поскольку вы правы – они действительно гораздо пытливее, критичнее и во многом сильно превосходят предыдущие поколения.

    Говоря о «Новом языке», я имею в виду не разработку новой системы знаков и символов. Речь о новых профессиональных описательных терминах. Хотя, надо сказать, ситуация с физикой, химией или, например, медициной как раз не так печальна. В большей степени это касается таких сфер как экономика, политика, бизнес и, конечно, ИТ, где постоянно, а в последнее время особенно быстро, появляются новые явления и технологии.

    Как бизнес-аналитик и ИТ-консультант, я не редко сталкивалась с реальными трудностями пытаясь описать современные явления и последствия, пользуясь старыми добрыми понятиями Смита, Маркса, Форда или Леонтьева… (Понимаете, разумеется, что тут уже исконно русским и не пахло, поэтому я не про «богатый и могучий»). Естественно, на помощь приходят англоязычные термины, которые, за неимением русских аналогов легко приживаются и у нас. И это совершенно нормально. Поскольку, ни для кого не секрет, что наша экономика отстает от мировой (пока), и новые явления и технологии появляясь и впервые подвергаясь исследованию на Западе (или на Востоке – не важно), там и обретают названия. Повторюсь — это нормально!

    В чем настоящая наша проблема, так это в том, что и эти термины и понятия (а вместе с ними и сами явления и технологии), благодаря вышеупомянутому контент-маркетингу, у нас моментально популяризируются и «изжёвываются», часто еще даже до того, как качественно исследовались, протестировались и вышли, что называется, на «Плато продуктивности».

    Например, набившая оскомину «Цифровая трансформация» или Customer Insight. По последнему я еще даже встречала внятного определения на русском (может поделитесь?), а уже — «баян».

    Вот я и задумалась о новом языке описания, который, возможно, поможет более глубоко раскрывать, исследовать, и описывать эти явления ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОНИМАЮЩЕЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ, не ограничиваясь использованием замыленных «модных словечек», которыми пестрят зачастую поверхностные статейки, написанные для привлечения трафика.


    1. unet900
      21.03.2017 17:13

      Вы знаете как я уже писал выше ИМХО весь этот новояз он нужен в 2х случаях.
      1) Задурить потребителю голову кучей умных терминов.
      2) Отсечь часть страждущих, чтобы они не могли самостоятельно освоить ту или иную тему.

      Кстати говоря в Китае чиновникам запретили писать документы и законы на сложном и непонятном языке чтобы даже простолюдин разобрался у нас же без юриста никуда. Попробуйте освоить семестр матанализа по современным учебникам и почувствуйте себя дураком. Программирование пока по книжкам освоить можно самостоятельно до определенного уровня, но и его время придет. ))
      А за всеми этими языками стоят те или иные профф сообщества и кормятся с вашего этих самых языков незнания.

      Проблема плохого контента решается через редакторскую работу. Снова привет FIDO.


    1. lovermann
      22.03.2017 01:24

      Не надо ничего выдумывать. Вы просто изначально плохо думаете о людях (обожрались плохим языком и подавились плохим контентом). Хабр тому — отличные пример. Говноконтент здесь не любят, поэтому народ привык к тому, что в топе — только действительно интересное и новое.