С месяц назад Марк Цукерберг заявил, что хочет перейти от формата соцсети для друзей и семьи к формату глобальной социальной инфраструктуры. Оттоптались тогда на нем многие — за абстрактные идеи, за противоречивость желаний, за большой вклад в создание проблем, которые теперь намерен решать…

Но на самом деле февральское заявление не столько анонсировало, сколько закрепило направление, по которому Марк идет уже не первый месяц. Противоречивость и путаность манифеста говорит лишь о том, что он чувствует направление в котором пора менять сеть, а конкретных путей ещё не видит. В общем-то для этого и существует конструкция «миссии» в бизнес-терминологии. Это нечто вроде цели, которую нельзя выразить в конкретных направления, но можно попробовать вложить в некий образ. Цукерберг на примере конкурентов, главный из которых Snapchat, увидел, что пользователям мало кучковаться — им нужно окно в мир. А ведь сам Цукерберг сказал: «если вы используете Facebook, у вас обычно есть 30 или 40 групп, из которых только в одна или два действительно важных, которые вами активно используете их. Люди не ищут других людей для связи». Теперь Facebook будет целенаправленно выявлять лидеров и популяризировать их идеи и активности.



Если посмотреть с позиции маркетинга, то Facebook дошел до предела насыщения основных рынков, жизненный цикл сети вышел на пик. Держаться на максимуме (?) аудитории можно долго, но конкретный срок зависит от удачливости конкурентов и их способности отвечать на новые запросы и привычки пользователей, воплощать которые Facebook в полной мере не сможет. Это известная дилемма лидера — есть риск потерять, рано погнавшись за изменениями; и есть риск опоздать, отдав функционал будущего конкурентам. Надо только его распознать.

Марк распознает тренды неплохо, судя по покупкам Instagram и WhatsApp, но сам запускает не очень удачно. Затянувшийся на несколько лет перевод пользователей из приложения в мессенджер тому пример. Возможно все дело в ставке на консервативное удержание аудитории с постепенным ростом, нежели на рост через эксперименты. Потерять 1% от 2 млрд. пользователей, чтобы привлечь пусть и 10%, но из 100 млн, проявивших интерес к новому функционалу в отдельном приложении у конкурента — это роскошь, которую биржевая компания позволить себе не может. По этом причине Марк не может предложить ничего кардинального в своей соцсети, но несет интернет и Facebook в бедные и удаленные страны, а также расширяет продуктовую линейку внутри своего бренда, быстро отступая, если аудитория их не подхватывает. Привычный сценарий поведения накрепко сидит в их головах и менять своё поведение в сети мало у кого получается. Люди присоединяются не ко всему функционалу соцсети, а к знакомой аудитории и к конкретному привычному способу диалога.

За последние годы можно припомнить такие идеи Марка как:

  • сделать сеть платформой для новостей от СМИ и развлечений от медиакомпаний
  • сделать сеть провайдером видеоконтента
  • сделать сеть каналом онлайн-видеорепортажей
  • открытие специализированных групп для продажи товаров

Все эти возможности функционируют, но они не «якорные». Даже игровой хаб или подключение приложений не приносят сколько-нибудь значимой прибыли.

Так новая миссия и манифест то здесь при чем?


В некотором смысле миссия — это бизнес-план в максимальной емкой форме. Никакой конкретики, но сотрудники получают ориентир, по которому сверять множество мелких решений. Спуск поиска решений на уровень сотрудников и есть цель формирования новой миссии. У самого Марка целостного восприятия нет. Манифест получился большим, путанным и противоречивым. И никак не похож на четкое видение новых направлений развития, хотя некоторые общие приоритеты там и обозначены.



Одни высмеяли Марка за зазнайство и амбиции, другие критиковали за технологический детерминизм. В частности Марк удостоился по этому поводу отповеди от довольно известного писателя на темы информационных технологий Николаса Карра. По мнению Николаса вера в технологии близорука, а главное — никакая единая инфраструктура не сможет объединить в единой сети столь разные по отношению к самой идее внешних коммуникаций такие например локальные сообщества как религиозные конфессии или спортивные фанаты. Не говоря уж об интеграции коммуникационный целей ксенофобских и преступных объединений. Между тем вовлечение различных культур и мнений в диалог стоит одним из 5 приоритетов миссии соцсети.

Целостного продукта эти приоритеты не образуют:

  • развитие взаимной поддержки
  • обеспечение безопасности
  • информированности (разбить кокон фильтров в которых общается пользователь внутри сети, маркировать фейковые новости)
  • гражданской активности
  • вовлеченности представителей разных культур и взглядов

Насколько я понимаю, любой проджект-менеджет или продуктолог раскритикует этот план столь же страстно сколько досталось Марку от публицистов и социологов. Так проекты не описываются, а продукты не запускаются. План надо уточнять, снимать противоречия, рисовать связи. Ещё раз повторюсь, впечатление что Марк чувствует направление, но и только.

По многим из направлений уже есть активность. Оповещения об опасностях и здоровье знакомых, маркировка сомнительных новостей, предупреждение самоубийств — все это реализуется. Экспериментов у Марка много — от виртуального стадиона для совместного просмотра соревнований до свежего запрета разработчикам приложений, банкам и рекламодателям собирать информацию о поведении пользователей. Тут опять придется упомянуть Snapchat. Все его улучшения становятся драйверами роста, аудитория Facebook растет за счет рыночной силы — снежный ком лидера вовлекает знакомых уже существующих пользователей. Устав от попыток самостоятельно следить и воспроизводить Марк хочет вовлечь в творческо-копировальную генерацию идей всю массу своих сотрудников.

В менеджменте и маркетинге придумали даже специальную сущность — миссия компании. Это тот образ на который надо равняться в постоянном действии. Отучить от конкретных инструкций можно, но надо дать новые, плюс следить за процессами изменений. Гораздо безопаснее делать это плавно, оставляя сотрудникам мягко и постепенно изменить свои рабочие процедуры.

Интересным в манифесте представляются две вещи — стремление стать окном в мир и некоторые практические шаги по формированию групп. А именно развитие медицинских групп, объединяющих пациентов на базе схожих болезней. В помощь участникам групп для проверки своих симптомов возможно будет придан искусственный интеллект. Подробнее Марк не озвучил. Однако с учетом другого масштабного проекта — намерения решить все болезни (в это конечно я не верю) и некоторого финансирования, выделяемого фондом Марка на медицинские исследования, такие группы как раз могут стать основой для будущей телемедицинской сети, когда ядро пользователей Facebook достигнет 50-60 лет. В конце концов, если Марк не придумает как омолодить свою сеть и уступит новые поколения другим инструментам, медицинская платформа будет весьма ценный актив.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (4)


  1. nikitasius
    20.03.2017 10:47
    +1

    Круто, конечно, что фейсбук будет то и то и… это до кучи.
    Только он пытается сидеть задницей сразу на нескольких слульях и охватить как можно больше, совершенно игнорируя проблемы уже запущенных сервисов и откровенный маразм (так как их по большому счету больше не контролируют адекватно и полноценно сверху).

    Например приложения фейсбука. По умолчанию доступен минимальный объем функций, всего 3. Если пишется приложение, которое постит контент на страницы групп, то необхожимо его валидировать.
    Валидация приложения (после которое дают доступ к этим функциям АПИ) представляет собой запись видео как ваш софт работает, ToS+Privacy странички и, до кучи, набор скринов.

    Сие надо предоставить для приложения, которого еще не существует, так как не прошли тесты, так как нет доступа к АПИ. Казалось бы бред, ан нет, так работает готовый сервис мордакниги.

    Так что пусть фейсбук там себе развивается, только это больше напоминает китайскую штамповку, чем создания готового продукта.


  1. immaculate
    20.03.2017 11:45
    +4

    У меня одно желание: скорее бы этот facebook умер. У меня к нему масса претензий, и если раньше меня никто не понимал, то теперь вижу все чаще статьи, в которых справедливо критикуется FB.


    По большому счету, две претензии к facebook:
    1) это инструмент для бездумного бесполезного просиживания времени (полезной информации практически ноль, репосты, самолюбование, какие-то, простите за выражение, «brain farts»)
    2) черная дыра для информации: люди постепенно мигрируют в него со своих блогов и платформ, но информация в FB не индексируется, недоступна снаружи, да и в нем самом поиск появился недавно, и он очень плохой. Получается масса полезной информации, которая раньше была в сети, индексировалась поисковыми машинами, оседала в Web Archive, теперь бесследно исчезает в недрах черной дыры.


    Вообще, на эту тему могу говорить очень долго, но на мой взгляд, FB — отвратительная вещь, а Цукерберг — лицемер.


    1. green_tree
      20.03.2017 16:16
      +2

      я всегда раньше использовал фейсбук лишь для регистрации приложений и страниц (чтобы просто быть в тренде и расшаривать ссылки через него), но недавно мне надо было получить доступ к одной из групп фейсбука.
      так получилось, что в городе где я временно проживал нет никаких форумов экспатов, всё находится в фейсбук, поэтому я ознакомился с самим фейсбуком
      и если я раньше эту штуку просто нелюбил, то теперь люто ненавижу, это какой-то UX-ужас, не знаю как этим можно пользоваться

      первое — контент мешается как хочет. у меня стояла задача в покупке мотоцикла в ЮВА, так каждый раз открываю группу в фейсбук я видел не новые сообщения, а контент трехмесячной давности. Я так и не нашел способа просматривать новый контент, приходилось каждый раз искать через всю группу по ключевым словам

      также, если написать кому-то, кто не находится в списке твоих друзей, то он не получит сообщение, а получит message request, поэтому в комментах к его посту надо было писать «pm sent», чтобы он получил уведомление о том, что я написал ему личное сообщение и ему стоит проверить мессенджер

      ну и я не говорю уже об этой мании в сборе личных данных. ну не хочу я говорить я в каком городе я родился, какие у меня предпочтения в музыке, в какой университет я ходил и т.п.
      но нет, каждый раз я буду видеть эти дебильные уведомления
      когда я регал аккаунт для регистрации приложения, то имя Joe Blow указать нельзя, показывает ошибку, зато имя Dev Develop отличное имя по их мнению =))

      пользовался я этой штукой всего месяца три, но уже хватит негодований на целый блогопост) хуже сайт еще поискать надо


    1. maximw
      21.03.2017 14:46

      FB хороший провайдер аутентификации. И в общем-то все.