Сотрудники должны любить работу. Так они гораздо продуктивнее. Но как ее любить, когда начальство — одна из основных причин, мешающих трудиться с удовольствием. Тут правда, взаимность — начальству почти так же мешают сотрудники. Обе стороны вроде не прочь избавиться от этого иерархического конфликта. Почему же компании без генерального директора такая редкость? Чем он выделяется как человек или это просто функция, которую неважно кто, но должен выполнять? В средней компании с сотнями сотрудников объем управленческой информации превышает возможности любого одного человека. Да, придумали десятки ERP, CRM, которые систематизирую и обобщают эти информационные потоки, но будь секрет управления только в обработке данных, какая-нибудь из этих систем ее уже решила и устанавливалась повсеместно.

Следующая популярная версия зачем нужен гендиректор, состоит в редком умении управлять балансом внутрифирменных интересов и в личной энергетике, которые вместе «тащат» всю организацию к цели, обеспечивая текущую выживаемость. И это ценнее, чем четкое планирование задач или справедливое поощрение коллег. Раздавая пинки и пряники, верша суд и проявляя инициативу путем постановки задач, начальство снижает эффективность работы конкретного человека, но повышает её у коллектива в целом. По крайней мере так считается.

Средний срок, который нормально выдерживает фирма «без руководителя» — 6 месяцев. Это расчеты Джен Клейн, исследователя из школы менеджмента MIT. Потом начинаются проблемы. Чем крупнее компания, тем больше проблем у нее будет без единоначалия. Рассмотрим немногие исключения.



Шведская компания Crisp управляется без начальства уже 3 года. Это мелкая фирма-консультант по ИТ с 40 сотрудниками. Другой пример — интернет-магазин Zappos с 1,5 тысячами сотрудников.

Crisp на самом деле не слишком похожа на классическую фирму, это скорее коллектив консультантов, которые объединились для продаж и обслуживания клиентов под единым брендом, а также для управления налогами и некоторой финансовой страховки. Вот общее описание принципа их работы. Там же ссылка на Github, для желающих воспроизвести организационно-технологическую базу и документы их работы. Отличия от кооператива в том только, что акционером человек может стать после 2 лет работы под маркой бренда. Никаких особых выгод владение акциями не дает при этом. В конце финансового года Совет фирмы стремиться получить 0 остатков на счету. При росте объема выручки от консультантов фирма просто снижает норму отчислений от них, а не копит на дивиденды акционерам. Деньги с консультантов собирается фактически только для создания им же наилучших условий работы. Зарабатывают они себе сами, используя бренд и совместные каналы продаж или без оных. Crisp не слишком похож на классическую фирму. Они всячески подчеркивают свой некоммерческий характер.



Самым большим практическим достоинством отсутствия начальства считается выросшая скорость реализации сотрудниками своих идей. Встал и начал делать. Доказывать необходимость инициативы никому не надо, надо только согласовать с коллегами необходимые ресурсы и ожидаемое от них содействие, если оно требуется. Деление на сотрудников, подрядчиков, временный персонал и владельцев тут весьма относительное. Управление финансами осуществляется через ежемесячные заседания совета, а текущие вопросы закупок по емейлу или телефону с теми, кто будет пользоваться купленным. Обработка входящих клиентских запросов осуществляется по специальной процедуре, основа которой в том, что первый получивший запрос владеет им и отвечает за него пока не будет найдет исполнитель. Есть конечно и конфликты, есть и конкуренция за клиентов. В целом тут собрались люди, которым главное спокойно работать, которым близок подход «всех денег не заработаешь». Для Швеции с их соц.обеспечением это нормально, наверное.

В фирмах побольше, ищущих выгод самоуправления в модной методологии «холакратия», вся Crisp уместилась бы в нескольких «кругах» — так здесь называют рабочие группы или отделы. Про холакратию написано довольно много. Суть её в том, что сотрудники выполняют профессиональные роли сразу в разных отделах, именуемых кругами. Об опыте внедрения Холакратии уже писала российская «Кпопка» в своем блоге тут на Хабре.

Разница между кругом и отделом в том, что круг гибко формируется под задачи с запланированным изначально сроком жизни, а также не имеет руководителя во главе. Высшие руководители, именуемые также вождями, лидерами и т.п., обычно занимаются самым большим кругом — стратегией, в которые входят все остальные круги. Прямого директивного управления нет, есть перетряска кругов, которые не справляются с KPI. Тактические решения принимаются коллективно внутри кругов / проектных групп.
Холакратия своей самостоятельностью отделов похожа на классическую дивизионную структуру управления, только без среднего менеджмента. Все непроизводственные функции (финансы, маркетинг, исследования, кадры, закупки оборудования...) происходят внутри кругов, а не в специальных сервисных подразделениях.

Разница между иерархичерской и холократической структурой на картинке.



Их можно сравнить таким образом: иерархия — это нервно и амбициозно, холакратия — расслаблено и спокойно.

Одним из самых известных примеров самоуправления и холакратии считается интернет магазин обуви и одежды Zappos, который купил в 2009 году Amazon. Директор Zappos Тони Шей пришел в фирму за 9 лет до покупки, как со-инвестор, а после потери остальных инвестиций во время краха доткомов, так и остался руководить ей. Он привлекал ещё инвестиции, магазин рос, а сам Тони двигался от интуитивного минимального управления к самоуправлению без средних менеджеров — моде, называемой холакратия. Тони решил разбить подшефную ему компанию из 1500 человек на сотни рабочих групп, иначе называемых круги. Входя в несколько кругов человек получает больше информации, выполняет свою роль в разных проектах. При таком распределении по разным проектам никакой начальник не может поставить ему приоритеты. Подписаться на новости об успеха Zapopos в деле самоуправления можно тут на их сайте.

Аргументы сторонников и критиков


Регулярные обсуждения сотрудников, освобожденных от должностного диктата всегда дают более точную картину по любому поводу — от прогнозирования срока разработки до загрузки склада. Кончено, участникам традиционных совещаний поверить в это сложно. Время на всем памятных отчетно-координационных совещаниях уходит в 50% на ознакомление с положением дел и в 50% — на поиск крайнего в успехах или неудачах. Но обе эти функции сняты, когда идет обсуждение равных, а вовлечения в состояние дел повышено за счет регулярного участия в нескольких кругах. При обсуждении «равного с равным» планирование сроков идет, например, с реалистичным пониманием рисков срыва задач, а во-вторых, без приукрашивания своих возможностей. Можно сразу переходить к сути проблем и поиску новых решений. Коллективное управление самое точное, но самое долгое. Точное — ибо масса экспертов лучше любого эксперта. Не толпа, а именно масса — то есть толпа без лидера, интриг и с минимумом ложных стереотипов.

Прокрастинация и самообман насчет личной продуктивности, остаются и без начальственного давления, равно как и срыв сроков, но в целом человек склонен ориентироваться на лучшие примеры, если на него не давят и ему не надо ни перед кем отчитываться. Вспомните детей. В компании они подражают лучшим, а неудачи в учебе перед родителями оправдывают в сравнениях с худшими одноклассниками. Так и со взрослыми. Основа прокрастинации — страх сделать плохо. В равном коллективе его нет, зато есть элемент игры.

Если собрать основные стереотипы о роли директора и сложностях самоуправления, то получиться такой список:

  1. Босс должен быть самым умным на фирме, или же он…
  2. Обязан быть самым энергичным (сильным) на фирме, или хотя бы…
  3. Ему необходимо обладать ярким видением будущего развития отрасли/продукта (быть самым чувствительным маркетологом) на фирме.

Относительно сотрудников ожидания наоборот обычно негативны:

  1. Люди в массе не способны находить время слушать аргументы друг друга.
  2. В коллективе крайне сложно распределять доход справедливо, нет четких критериев вклада каждого в получение прибыли, а зависть при этом есть.
  3. В любом коллективе обычно возникают неформальные лидеры и их влияние или интриги всегда искажает суть самоуправления, разрушая сперва взаимное доверие, а потом и не слишком устойчивые базовые процедуры и правила.
  4. Большим недостатком самоуправления являются трудности с концентрацией ресурсов развития — как технологических, так и просто для борьбы с конкурентами по продукту. У каждого мини-коллектива свой бюджет, человеческий и интеллектуальный капитал, и каждый неформальный «отдел» их бережет.

В этой картине мира директор — это почти Сизиф, который должен лучше всех делать главное дело и попутно хоть как-то «разруливать» внутренние конфликты, присущие любому коллективу, но переложенные на него одного. Умнейший и сильнейший визионер, заваленный заведомо неподъемными проблемами, решающий их по мере своих неординарных сил, но получающий все упреки. Много вы видели таких директоров? Редко кто считает своего директора незаслуженно страдающим симбиозом Геракла с Сизифом. И правильно. Дело в том, что на все вопросы в отношении босса нормальный ответ: нет, не должен. Так скажет большинство сотрудников, так же скажет специалист по управлению, изучивший сотни моделей и примеров. И наоборот, на все вопросы в отношении сотрудников можно дать положительный ответ. По крайней мере социология как наука отвечает твердое «да». То есть по отдельности все доводы оспариваемы, а в целом — директор необходим. Или социология не права, или тезисы, лежащие в основе стереотипов не правильные не главные.

Так в чем секрет?


Попробуем выделить что Тони Шей оставил себе при всех попытках уйти от управления.

Тони весьма необычен для директора. Он хочет построить в Лас-Вегасе «коммуну» для предпринимателей. Сам при этом живет в трейлере со своим питомцем — альпакой (что то вроде ламы, дальний родственник верблюда). И тем не менее этот чудак воплотил в реальности два действительно ключевых функции директора фирмы — инициировать инновации и служить лицом компании. Получив своеобразный авторитет у таких же своеобразных сотрудников он с его помощью аккумулирует ресурсы на нововведениях, а для общения с внешним миром он написал книгу «Доставляя счастье» и ежедневно тратит 4 часа на разборку емейл, отвечая на 20% входящих и переадресовывая остальные 80% иным сотрудникам.



Именно эти две функции — скорейшее внедрение инноваций и общение с внешним миром на самом деле являются ключевыми для генерального директора. Все остальное можно делегировать, но лоббировать интересы и аккумулировать ресурсы на развитие — это надо оставлять себе.

Цикличность самоуправления


Самоуправление подходит для производства продуктов, которые имеют высокую степень уникальность для клиента и слабо масштабируемы на рынке в целом. Например ИТ-разработка. Любые принципиальные новшества в языках и методах программирования меняют среднюю цену труда программиста. Когда это происходят, то лучшие в основном уходят к крупным разработчикам, где продукт становится дешевле для заказчика. Средние фирмы выживают в эпоху перемен, если в этот момент имеют в штате достаточное количество холостых гиков.

Дело в том, что между скачками продуктивности, основные типовые приемы ИТ-разработки и их трудоемкость в целом по рынку одинаковы. Заказчику всё равно, где заказывать проект, если в его стоимости выше 70% составляет стоимость труда. Если же в определенном сегменте ИТ-рынка у крупных фирмах производительность разработки повышается за счет капиталоемкого железа или за счет новых форм организации производственных цепочек (примером чего был фордовский конвейер), тогда самоуправляемые фирмы, выпускающие среднюю продукцию, обречены на отставание и утрату самых толковых программистов и инженеров.

Когда крупняк освоил насытил рынок, достоинства дивизионно-Agile`овского самоуправления снова дают себя знать и часть заказчиков возвращаются к средним фирмам.

Холакратия заменяет директивное согласование бюрократическим и дипломатическим. Это часто тоже долго и почти всегда скучно. Самоуправляемые фирмы работают слаженней. У них меньше срывов, но они неповоротливы на конкурентном рынке, хотя вполне способны генерировать прорывные инновации. На высоконкурентом рынке холакратии не место. Но в деле усовершенствования продукта они идеальны. Большинство фирм занимаются именно усовершенствованием.

Есть и иной способ. 10 лет назад Ларс фон Триер снял фильм «Самый главный босс» про фиктивного руководителя IT-фирмы, придуманного её учредителем, чтобы сваливать на него все непопулярные решения в глазах коллектива. Такой подставной директор — один из способов раскрепостить сотрудников, при котором можно получать адекватную информацию от коллектива. Начальство есть, но никто его не видит. Самоуправления и инициативы больше, карьерных интриг и парализующих внеплановых установок — меньше.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (18)


  1. 2PAE
    06.04.2017 06:58
    +6

    Когда зарплата находится на уровне нищенствования, без палки работа не пойдёт. Особенно если это монотонный физический труд. Или монотонный труд клерка низшего или среднего звена.


    1. osharper
      06.04.2017 09:12
      -1

      такая работа, судя по всему, скоро окажется на грани вымирания в развитых странах


      1. 2PAE
        06.04.2017 11:06
        +6

        Но мы то с вами говорим на языке страны третьего мира.

        И да, потребность в людях, что-бы чистить трубы, мыть полы и масса другой ручной работы, вымрет не ранее чем появятся надёжные андроиды. А это будет не скоро…


        1. StalkerJS
          06.04.2017 15:59
          -2

          Про язык страны третьего мира позабавило. В свете того, что комментарий на русском.


          1. 2PAE
            07.04.2017 06:23
            +4

            По мнению чиновников, в месяц на жизнь нужно:

            Обычному россиянину — 9 691 рублей;
            Депутату Госдумы — 383 927 рублей;
            Главе Газпрома — 84 075 000 рублей.

            И это не 1 апрельская шутка.


            1. JediPhilosopher
              07.04.2017 12:45

              Я думаю StakerJS имел в виду что вы (да и 90% остального интернета) неправильно используете термин «страна третьего мира». Изначально он означал страны не участвовавшие в холодной войне, при этом вовсе не обязательно бедные. При этом страны первого мира это были западные страны, второго мира — СССР и союзники.
              Поэтому СССР (ну и видимо РФ как правопреемник) — страна второго мира, а не третьего. При этом опять же никакой связи с уровнем благосостояния тут нет, имеет значение лишь сторона в холодной войне.


              1. 2PAE
                07.04.2017 13:15
                +2

                Время идёт, термины меняют своё значение. Что с этим делать? Использовать предыдущее значение или новое общеупотребительное?


  1. duzorg
    06.04.2017 09:54
    +5

    Хм… А если нет директора (единоличного исполнительного органа), то кто отвечает за работу компании перед законом?


    1. redmanmale
      06.04.2017 15:16

      Если компания = коммерческое юр. лицо, то у него по закону должны быть учредитель и руководитель (иногда это один человек), которые отвечают за всю официальную деятельность (договоры, бухучёт, налоги и т.п.), на всех документах их подпись, и они за всё отвечают перед законом.


      1. Anrewer
        06.04.2017 15:59

        Да, они везде есть. Но речь про те структуры, где это чисто формальность или решения делегированы коллективному органу или даже полностью отданы на подряд.


      1. duzorg
        06.04.2017 17:01

        Это я понял. Но в приведенной ТС ситуации кто этот человек?


  1. max1gu
    06.04.2017 13:16
    +3

    эх… А кто решения будет принимать с учетом задач других сотрудников, или объяснять почему их задачи не учтены? (тут идет ссылка исследования о развенчании мифа эффективности «мозговых штурмов»).
    Одна из основных проблем любой компании или даже гос.организации — решения не принимаются в тех условиях, когда хоть что-то надо решить.
    И в большинстве случаев скорость принятия решения и его внедрения в компании важнее его 100% правильности.Т.е. быстро принятое и реализованное не совсем правильное решение лучше 100% правильного, но не принятого или не внедренного.

    ЗЫ. Говорят, что в цирке ездят на одноколесных велосипедах. Но все почему-то используют 2-х колесные, а иногда даже 3-х. В чем подвох?


  1. madroot
    06.04.2017 17:20

    «кпопка»:)


  1. Contriver
    06.04.2017 19:37
    +4

    1.Босс должен быть самым умным на фирме, или же он…
    2.Обязан быть самым энергичным (сильным) на фирме, или хотя бы…
    3.Ему необходимо обладать ярким видением будущего развития отрасли/продукта (быть самым чувствительным маркетологом) на фирме
    Это не у нас в провинции,
    В крупных компаниях постсоветского периода регионального уровня типичный представитель это:
    1.Босс представитель предпенсионного возраста, с трудом влезающий в кресло
    2.Tупой и совершенно не понимающий и не принимающий новые технологии
    Примеры от потенциальных заказчиков:
    Делали один продукт 20 лет нафига нам новый, пускай продажники продают лучше, за что им зряплату платят.
    А зачем мне мобильная версия сайта(у директора телекнопкодав,)
    Зачем нам обучающие и сборочные 3d модели, вместо разваливающихся чертежей-склеим скотчем скопируем, ничего что плохо видно — инженерам бабки за это платят пусть глаза напрягают.
    Зачем обучать через проектор и компьютер по 3d анимации, мои хлопцы возьмут гофрокартон из упаковки на складе и приклеют к нему чертёж, а чё неплохо и наглядно!
    Цитировано словами «энергичного и ярковидящего директора»
    Лицезреть типичных представителей можно на корпоративных сайтах, где лицо еле-еле влезает в фото


  1. ArjLover
    06.04.2017 21:07

    А КДПВ откуда?


    1. Anrewer
      06.04.2017 21:10

      Самая первая? Ну это из фильма «День радио», когда они там без начальства хулиганили.


  1. 16tomatotonns
    07.04.2017 03:03
    +1

    В принципе, организация компании без начальника возможна только в том случае, если кто-то пишет жизнеспособные спецификации. Иначе каждый работник будет заниматься только тем что ему интересно, оставляя «рутину» — на потом. В результате, окажется огромное количество малосвязанных фич, и продукт окажется особо никому не нужен, только потому что у кого-то плохо с приоритетами. Мало того, у хороших программистов регулярно бывают проблемы с приоритетами, и это нормально: это не менеджеры, это программисты.
    Без начальника, который держит в голове временные рамки и срезы того что должно получиться, участнику проекта бывает довольно сложно определить, чем стоит заниматься в данный момент, ибо все офигенные идеи могут оказаться не так уж и необходимыми, по крайней мере, на данной стадии продукта. В Joel on software есть отличные статьи на эту тему.


  1. Wonderboy
    07.04.2017 07:49

    Здесь недавно прочитал о методитке CEO-Flow, каждый сотрудник является мини-CEO. Делегирование — ответ на мноиге вопросы.