Приятная особенность цикла Стирлинга – это то, что его КПД равен КПД цикла Карно [1]. Естественно у реальных двигателей Стирлинга эффективность ниже и зачастую намного. Двигатель Стирлинга начал своё существование с устройства, имеющего множество подвижных деталей, таких как поршни, шатуны, коленчатый вал, подшипники [2]. К тому же еще и ротор генератора крутился (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Двигатель Стирлинга альфа типа
Посмотрите на двигатель Стирлинга Альфа типа. При вращении вала поршни начинают перегонять газ то из холодного в горячий цилиндр, то наоборот, из горячего в холодный. Но они не просто перегоняют, а ещё и сжимают и расширяют. Совершается термодинамический цикл. Можно мысленно представить на картинке, что когда вал повернётся так, что ось, на которую крепятся шатуны, окажется вверху, то это будет момент наибольшего сжатия газа, а когда внизу, то расширения. Правда это не совсем так из-за тепловых расширений и сжатий газа, но примерно всё же всё это так.
Сердцем двигателя является так называемое ядро, которое состоит из двух теплообменников – горячего и холодного и между ними находится регенератор. Теплообменники обычно делаются пластинчатыми, а регенератор – это чаще всего стопка, набранная из металлической сетки. Зачем нужны теплообменники понятно – нагревать и охлаждать газ, а зачем нужен регенератор? А регенератор – это настоящий тепловой аккумулятор. Когда горячий газ движется в холодную сторону, он нагревает регенератор и регенератор запасает тепловую энергию. Когда газ движется из холодной на горячую сторону, то холодный газ подогревается в регенераторе и таким образом это тепло, которое без регенератора бы безвозвратно ушло на нагрев окружающей среды, спасается. Так что, регенератор – крайне необходимая вещь. Хороший регенератор повышает КПД двигателя примерно в 3,6 раза.
Любителям, которые мечтают построить подобный двигатель самостоятельно, хочу рассказать подробнее про теплообменники. Большинство самодельных двигателей Стирлинга, из тех что я видел, вообще не имеют теплообменников (я про двигатели альфа типа). Теплообменниками являются сами поршни и цилиндры. Один цилиндр нагревается, другой охлаждается. При этом площадь теплообменной поверхности, контактирующей с газом совсем мала. Так что, есть возможность значительно увеличить мощность двигателя, поставив на входе в цилиндры теплообменники. И даже на рисунке 1 пламя направлено прямиком на цилиндр, что в заводских двигателях не совсем так.
Вернёмся к истории развития двигателей Стирлинга. Итак, пускай двигатель во многом хорош, но наличие маслосъёмных колец и подшипников снижало ресурс двигателя и инженеры напряжённо думали, как его улучшить, и придумали.
В 1969 году Вильям Бейл исследовал резонансные эффекты в работе двигателя и позже смог сделать двигатель, для которого не нужны ни шатуны ни коленчатый вал. Синхронизация поршней возникала из-за резонансных эффектов. Этот тип двигателей стал называться свободнопоршневым двигателем (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Свободнопоршневой двигатель Стирлинга
На рисунке 2 показан свободнопоршневой двигатель бета типа. Здесь газ переходит из горячей области в холодную, и наоборот, благодаря вытеснителю (который движется свободно), а рабочий поршень совершает полезную работу. Вытеснитель и поршень совершают колебания на спиральных пружинах, которые можно видеть в правой части рисунка. Сложность в том, что их колебания должны быть с одинаковой частотой и с разностью фаз в 90 градусов и всё это благодаря резонансным эффектам. Сделать это довольно трудно.
Таким образом, количество деталей уменьшили, но при этом ужесточились требования к точности расчётов и изготовления. Но надёжность двигателя, несомненно, возросла, особенно в конструкциях, где в качестве вытеснителя и поршня применяются гибкие мембраны. В таком случае в двигателе вообще отсутствуют трущиеся детали. Электроэнергию, при желании, с такого двигателя можно снимать с помощью линейного генератора.
Но и этого инженерам оказалось не достаточно, и они начали искать способы избавиться не просто от трущихся деталей, а вообще от подвижных деталей. И они нашли такой способ.
В семидесятых годах 20-го века Петер Цеперли понял, что синусоидальные колебания давления и скорости газа в двигателе Стирлинга, а также тот факт, что эти колебания находятся в фазе, невероятно сильно напоминают колебания давления и скорости газа в бегущей звуковой волне (рис.3).
Рисунок 3 — График давления и скорости бегущей акустической волны, как функция времени. Показано, что колебания давления и скорости находятся в фазе.
Эта идея пришла Цеперли не случайно, так как до него было множество исследований в области термоакустики, например, ещё сам лорд Рэлей в 1884 качественно описал это явление.
Таким образом, он предложил вообще отказаться от поршней и вытеснителей, и использовать только лишь акустическую волну для контроля над давлением и движением газа. При этом получается двигатель без движущихся частей и теоретически способный достичь КПД цикла Стирлинга, а значит и Карно. В реальности лучшие показатели – 40-50 % от эффективности цикла Карно (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Схема термоакустического двигателя с бегущей волной
Можно видеть, что термоакустический двигатель с бегущей волной – это точно такое же ядро, состоящее из теплообменников и регенератора, только вместо поршней и шатунов здесь просто закольцованная труба, которая называется резонатором. Да как же работает этот двигатель, если в нём нет никаких движущихся частей? Как это возможно?
Для начала ответим на вопрос, откуда там берётся звук? И ответ – он возникает сам собой при возникновении достаточной для этого разницы температур между двумя теплообменниками. Градиент температуры в регенераторе позволяет усилить звуковые колебания, но только определённой длины волны, равной длине резонатора. С самого начала процесс выглядит так: при нагреве горячего теплообменника возникают микро шорохи, возможно даже потрескивания от тепловых деформаций, это неизбежно. Эти шорохи – это шум, имеющий широкий спектр частот. Из всего этого богатого спектра звуковых частот, двигатель начинает усиливать то звуковое колебание, длина волны которого, равна длине трубы – резонатора. И неважно насколько мало начальное колебание, оно будет усилено до максимально возможной величины. Максимальная громкость звука внутри двигателя наступает тогда, когда мощность усиления звука с помощью теплообменников равна мощности потерь, то есть мощности затухания звуковых колебаний. И эта максимальная величина порой достигает огромных величин в 160 дБ. Так что внутри подобного двигателя действительно громко. К счастью, звук наружу выйти не может, так как резонатор герметичен и по этому, стоя рядом с работающим двигателем, его еле слышно.
Усиление определённой частоты звука происходит благодаря всё тому же термодинамическому циклу – циклу Стирлинга, который осуществляется в регенераторе.
Рисунок 5 – Стадии цикла грубо и упрощённо.
Как я уже писал, в термоакустическом двигателе вообще нет движущихся частей, он генерирует только акустическую волну внутри себя, но, к сожалению, без движущихся частей снять с двигателя электроэнергию невозможно.
Обычно добывают энергию из термоакустических двигателей с помощью линейных генераторов. Упругая мембрана колеблется под напором звуковой волны высокой интенсивности. Внутри медной катушки с сердечником, вибрируют закрепленные на мембране магниты. Вырабатывается электроэнергия.
В 2014 году Kees de Blok, Pawel Owczarek и Maurice Francois из предприятия Aster Thermoacoustics показали, что для преобразования энергии звуковой волны в электроэнергию, годится двунаправленная импульсная турбина, подключенная к генератору [3].
Рисунок 6 – Схема импульсной турбины
Импульсная турбина крутится в одну и ту же сторону вне зависимости от направления потока. На рисунке 6 схематично изображены лопатки статора по бокам и лопатки ротора посередине.
А так турбина выглядит у них в реальности:
Рисунок 7 – Внешний вид двунаправленной импульсной турбины
Ожидается, что применение турбины вместо линейного генератора сильно удешевит конструкцию и позволит увеличить мощность устройства вплоть до мощностей типичных ТЭЦ, что невозможно с линейными генераторами.
Что ж, будем продолжать пристально следить за развитием термоакустических двигателей.
Список использованных источников
[1] М.Г. Круглов. Двигатели Стирлинга. Москва «Машиностроение», 1977.
[2] Г. Ридер, Ч. Хупер. Двигатели Стирлинга. Москва «Мир», 1986.
[3] Kees de Blok, Pawel Owczarek. Acoustic to electric power conversion, 2014.
Комментарии (82)
lozga
02.04.2017 17:03+4Двигатель без движущихся частей может быть очень полезным в космосе в связке с атомным реактором. А вы не сравнивали КПД такого двигателя с термоэлектрическими и прочими преобразователями?
Rapasantra
02.04.2017 20:11+4У НАСА совместно с Лос Аламосской национальной лабораторией есть такой проект. На МКС есть термоакустический холодильник. Там двигатель создаёт из тепла звук, а потом из звука производится холод. Очень надёжная штука. Только если разгерметизируется, тогда сломается.
k155la3
03.04.2017 12:50+5Вообще, за все 10 лет, что я внимательно следил за развитием технологии (попервой технология действительно завораживает красотой) было много обещаний, но гораздо меньше реальных достижений.
Скажем, по контракту с ВМС были обещаны золотые горы, а выхлоп был в виде громоздкой штуковины, которая работала на газе (800С температура горячей части), запускалась только на гелии под давлением в несколько сотен атмосфер и имела КПД ниже, чем у ДВС.
КПД на самом деле (как у любого стирлинга) критически зависит от теплоотвода от стенки к газу. Только в термоакустике всё сильно усугублено малыми характерными временами цикла — единицы-десятки миллисекунд.
Откуда следует избыточный температурный напор на теплообмене и малый КПД.
Практически, около 20% — это те рекорды, о которых я знаю. Но это уже при применении безумно дорогого хайтека и источника тепла с очень высоким потенциалом.
Ессно, что даже такой стирлинг гораздо лучше ТЭГ (где КПД — 2-5.5%).
Но другой стороны, получить вменяемый КПД на перепаде 300С-100С (на котором работают массовые ТЭГи) термоакустикой тоже малореально. Более того, не факт, что сколь-нить мощную термоакустику можно вообще запустить на этих температурах.
А если топливо — природный газ, то и конкуренция уже не с ТЭГ, а, скажем, с ТОТЭ. С которыми показывали и 40-50% на мощности в киловатты, а в комбинированном цикле и в лабораториях и 60-70% можно показать.
Rapasantra
03.04.2017 13:00+1Да, всё так и было. Но потом за дело взялись ребятки из Астер Термоакустикса http://www.aster-thermoacoustics.com/. Они сделали два основных улучшения: многоступенчатый двигатель (а именно 4-х ступенчатый) и поставили турбину вместо линейных преобразователей. Это сильно улучшило и КПД и простоту и цену. У них КПД 50 % от цикла Карно при давлении гелия в резонаторе — 6 атмосфер
wormball
02.04.2017 17:03+3Ну что, кто первый повторит «из подножного корма»?
Rapasantra
02.04.2017 20:40+5Мой термоакустический двигатель имеет диаметр 2 дюйма. Горячий теплообменник нагревается нихромовой спиралью, установленной внутри. Мощность нагрева 60 Вт. Значит, что мощность звука должна быть около 6 Вт. Между теплообменниками установлены 20 сеток из нержавейки с размером ячейки 0.5мм. Эта стопка сеток называется регенератором. Длина регенератора составляет 10 мм. А теплообменники по 15 мм в длину каждый. Двигатель не сразу запустился, а только тогда, когда накачал внутрь давление более 1 атм. Просто волновод — это резиновая труба, и когда я её надул, она стала жёстче и меньше вибрировала. И это снизило потери в трубе. Ну и к тому-же тепловые потери тоже снижаются с увеличением давления. А температура, при которой двигатель начал работать у горячего теплообменника составила 250 градусов, а у холодного 30. То есть разность температур между ними 220 градусов.
Дерзайте пацанваRapasantra
02.04.2017 20:54Длина трубы 4 метра если что и холодный теплообменник водой охлаждается, аквариумным насосом.
tmg
02.04.2017 21:27+1а если сравнить гелеоколлектор + такой двигатель против солнечной батареи — где мощность будет больше при одинаковой площади колектора \ батареи?
Rapasantra
02.04.2017 21:51+2Допустим КПД солнечной батареи 25 %. У солнечного коллектора КПД 65 %. Допустим, он греет воду до 100 градусов. Холодный теплообменник охлаждается водой 15 градусов по цельсию. КПД идеального цикла Стирлинга при этом 22% У термоакустического двигателя КПД — 50% от КПД цикла Стирлинга, то есть — 11 %. В конечном итоге общий КПД составит 0,65*0,11=0,07, то есть 7%. КПД в 3 раза с небольшим ниже чем у солнечных панелей. Но не смотря на это, у такого метода есть огромные преимущества: отсутствует деградация(менять придётся только подшипники турбины и насосы раз в 10 лет). И возможность использовать вместо электрического аккумулятора — тепловые аккумуляторы, которые опять же не деградируют и полностью ремонтопригодны. В общем для малого срока службы лучше фотопанели, но для работы десятилетиями лучше такой двигатель и коллектора
green_worm
03.04.2017 11:27С солнечными батареями есть еще одна немаловажная печаль в наших условиях. Наличие и угол падения светового потока.
Rapasantra
03.04.2017 11:30Да, нам сложнее чем людям на экваторе, но нас это не остановит
green_worm
05.04.2017 10:06Пока что, все официальные проекты, которые мне известны, основанные на энергии солнечных батарей — являются лишь попилом денежных средств с сомнительным выхлопом (к моему глубокому сожалению). И по указанным выше причинам так будет происходить до тех пор, пока не изменится ось эклиптики. Но там уже подозреваю, что человекам будет не до солнечных батарей. ;)
br0x
06.04.2017 00:01+1Тем не менее, есть жизненные ситуации, когда других вариантов просто нет. Например, мой строящийся дом находится в 2.5 км от ближайшего трансформатора, и провода пришлось бы тянуть через лес. А набрав ферму из панелей киловатт на 6, я вполне решаю все бытовые задачи
Gryphon88
06.04.2017 01:16А с теплом как проблему решаете? Дрова, уголь, мазут?
br0x
06.04.2017 09:40Дрова. Отопительная печь по типу «булерьяна»
Gryphon88
06.04.2017 13:14не считали, не получится ли сэкономить установкой солнечного коллектора?
br0x
06.04.2017 17:01Там вот какая нехорошая штука, электрические панели можно снять и закрыть в доме, а коллектор с трубами придется оставить на растерзание охотников за металлом, коих после известных событий на Украине стало чрезвычайно много
k155la3
06.04.2017 17:10+1Не обязательно же заводской. Есть красивые варианты с воздушным коллектором: просто с южной стороны чёрная поверхность (хоть из чего — хоть из кухонной фольги) за стеклом. Через продушины воздух из пространства за фольгой конвективно поступает в дом.
Заслонка, которая поднимается-опускается, если температура воздуха в коллекторе больше, чем в доме (а на солнце она быстро становится больше).
Никаких проблем с замерзанием, никакого шума, красть тоже нечего (если у вас там ещё стёкла из окон не воруют). Минус — очевиден: КПД совсем не тот, что у водяного, да вакуумного, да с селективным покрытием… Но по цене за ватт — конкурировать с такими конструкциями нереально. Всё собирается на месте, из покупного — доски, краска да стекло.
br0x
07.04.2017 00:04Интуитивно кажется, чтобы нагреть дом объемом 400 кубометров, понадобится слишком большая площадь коллекторов. Надо будет посчитать…
Gryphon88
07.04.2017 00:50Сильно зависит от термоизоляции. Если закончите расчет, сообщите, пожалуйста, методику, тоже пристально думаю про «тёплую стену», но в строительстве и теплотехнике полный дуб
max_bma
09.04.2017 15:18Воздушный коллектор считать смысла нет, делаете сколько есть площади стены или материалов. Какой бы не сделали, снижение затрат на отопление будет. Это не водяной который можно запроэктировать с тепловым аккумулятором и этом случае все равно без основного отопления не обойтись.
k155la3
07.04.2017 01:17+1Солнечный коллектор не может быть единственным источником тепла в принципе. Поэтому счёт тут должен быть иной — сколько он сэкономит, и есть ли смысл.
Я заспойлерю: смысл есть хотя бы в том, что если дом непостоянного проживания (сужу по Вашей реплике выше), СК бесплатно поднимает среднюю температуру в доме выше уличной, решая вопрос с влагой в доме, в том числе — в межсезонье. Опять же, по приезду в морозы протапливать дом с -10С до +20С — совсем не то же самое, что с +5С до тех же +20С.
И сокращается отопительный сезон: больше времени в году, когда к печке вообще подходить не нужно.
hokum13
04.04.2017 08:54У стирлинга в таком применении есть гигантский бонус: дешевле масштабировать. И до тех пор, пока зеркало будет стоить дешевле солнечных панелей, это будет так.
k155la3
04.04.2017 10:01+1Увы, этого бонуса практически нет (я подчёркиваю: на практике, а не в теории).
Потому что начиная с некоторого размера в полный рост встаёт проблема теплоотвода, и начинается нелинейный рост затрат на сбросное тепло или потери на КПД. Типичный расход ТЭЦ или АЭС на собственные нужды — порядка 5-10%. Это уже от электрической мощности.
СБ, будучи изначально размазанными по площади, изящно решают проблему отвода сбросного тепла прямо в воздух.
И зеркала, к сожалению, очень быстро деградируют — просто пыль на них и пылевая эрозия (с помутнением поверхности) РЕЗКО, сверхлинейно снижают выработку. Для СБ там линия или даже сублинейная зависимость.
hokum13
05.04.2017 09:53Ну почему же? У Вас есть целое поле, на котором с тем же успехом можно расположить охладитель. Или воспользоваться грунтовыми водами, или, или, или… Есть куча способов решения этой проблемы.
С деградацией зеркал тоже вполне успешно можно бороться, более того, все эти проблемы также свойственны и для СБ.k155la3
06.04.2017 17:19+1Ну, потому что я о практике. Конечно, можно расположить охладитель. Но он будет стоить уже совсем отдельных денег, а солнечная энергетика и без того достаточно дорогая штука.
Нет, к сожалению, вот в борьбе с деградацией зеркал особенных успехов нет.
А проблема в том, что чуть мутное или чуть пыльное зеркало теряет свои качества на почти 100%, а чуть замызганная или запылённая СБ — линейно: на проценты, пропорционально запылённости/исцарапанности поверхности.
По надёжности/требовательности к обслуживанию зеркала и вся эта тепловая машинерия тоже отстают.
У неё было одно преимущество (но, правда, сильное) — цена. Но с нынешней ценой СБ порядка 30 уже центов за Вт, с нынешней дешёвой электроникой и быстро дешевеющими аккумами… ниша солнечных тепловых машин быстро сужается, если даже считать, что она ещё существует (для опреснения, например, ещё есть шансы — там в аккурат нужно "низкое" тепло). А если посмотреть чуть на перспективу: у СБ есть ещё огромные резервы по снижению материалоёмкости на ватт, потому что там есть почти только приёмная поверхность и поддерживающие её конструкции.
Для тепловых машин помимо самого зеркала есть ещё машинный преобразователь и теплоотвод.
max_bma
04.04.2017 11:09+1Нужен не гелио коллектор а параболические зеркало что бы поднять дельту температур и соответственно к п д. Такая система эффективнее солнечной батареи, но сложнее.
wormball
02.04.2017 22:38+2Ну вот, уже опоздалСтатья будет, я надеюсь?
> Между теплообменниками установлены 20 сеток из нержавейки
А отчего не трубки из алюминия?Rapasantra
02.04.2017 22:46+1Смысл мелкой сетки в том, чтобы поры были мелкими и благодаря этому газ хорошо обменивался теплом с регенератором. Некоторые используют керамический катализатор от выхлопной системы авто. Но там ячейки порядка 1 мм, и это уже много, хотя и теплопроводность керамики низкая, что очень хорошо. В общем сетки — это дёшево и сердито
DEM_dwg
02.04.2017 18:45+1А что если использовать пьезоэлементы...
Rapasantra
02.04.2017 20:12Многие пробовали. Там КПД преобразования считанные проценты. Не прокатило короче.
wormball
02.04.2017 22:43> Там КПД преобразования считанные проценты.
Ежели я правильно понимаю, из того факта, что у пьезы высокая добротность, следует то, что при правильной конструкции КПД преобразования будет очень большим. Или я неправильно понимаю?Rapasantra
02.04.2017 22:50Как я понял, для эффективной работы двигателя нужна низкая частота колебаний — 100Гц и ниже и при этом пьезоэлементы совсем не годятся. Нужны большие амплитуды перемещения генераторного элемента для снятия мощности при этом, а пьезоэлемент может изгибаться на доли миллиметра допустим, потому и КПД низкий
Halt
03.04.2017 08:57-2А если сделать своеобразный акустический трансформатор? На входе 100Гц большой амплитуды, на выходе килогерцы низкой, которые уже можно направлять в пьезогенератор.
max_bma
03.04.2017 12:39А если вместо регенератора поставить заглушку? Не эффективнее ли будет.
Rapasantra
03.04.2017 12:42Почему должно быть эффективнее?
arheops
03.04.2017 02:36+3Пьезо работает эффективно на десятках килогерц. А теперь попробуйте разработать теплообенник, который на 10кц будут успевать чегото отдать.
FransuaMaryDelone
02.04.2017 19:23Градиент температуры в регенераторе позволяет усилить звуковые колебания
Ну дела… «позволяет»… Какие эффекты играют в регенераторе, интересно… Энергия ведь по нему порциями проводиться должна, а не непрерывно… Теплопроводность от давления что ли зависит заметно на малых акустических перепадах?! Хм… Спасибо за статью.Rapasantra
02.04.2017 20:15Дело не в теплопроводности, а в том что газ в звуковой волне сжимается и разжимается и при этом двигается то из холодной части теплообменного аппарата в горячую, то наоборот, и полностью по аналогии с обычным двигателем Стирлинга, где газ ходит из горячего в холодный поршень, совершается термодинамический цикл.
FransuaMaryDelone
02.04.2017 21:31Длина регенератора составляет 10 мм
газ в звуковой волне сжимается и разжимается и при этом двигается то из холодной части теплообменного аппарата в горячую, то наоборот
на 10 мм туда-сюда в звуковой волне? Что-то тут не то. Там всё должно быть сильно интереснее. А сетки у Вас с зазором или плотная стопка? вдоль или поперек? тепло по сеткам бежит от горячего к холодному?Rapasantra
02.04.2017 21:59Не мерил амплитуду колебаний давления, по этому не знаю какая там величина перемещений газа. В литературе советуют длину регенератора в 3 раза больше чем величина перемещений порции газа. То есть газ не гуляет между горячим и холодным концами, а гуляет между более горячим местом и менее горячим местом. Сетки тупо стопкой сложены без всяких вставок и зазоров, тепло паразитное из-за этого идёт от горячего к холодному конечно, но так как между проволочками сетки площадь контакта маленькая, то теплопроводность там не очень большая, но можно этот момент улучшить конечно
FransuaMaryDelone
02.04.2017 22:36спасибо. Я правильно понял, что нагреватель у Вас внизу, на нем стопка сеток, а сверху её прижимает охладитель?
AlexDPR
02.04.2017 20:15Мне кажется что звуковые и ультразвуковые волны способны быстро разрушить любой материал и которого будет выполнена конструкция, не говоря уже резонансе.
Rapasantra
02.04.2017 20:17+3Там нет кавитации, так как среда — газ и частота колебаний очень низкая порядка 100 Гц и ниже. Ничего трубе не будет. Многих переживёт
Garbus
04.04.2017 11:52Ну для «домашних» вариантов я бы побеспокоился за регенератор, сделанный из сетки. Если где-то будут шевеление или трение проволоки между собой, то долговечность узла будет под вопросом. Если говорить конечно о приличных сроках, измеряемых годами.
NumLock
03.04.2017 00:11Как я уже писал, в термоакустическом двигателе вообще нет движущихся частей, он генерирует только акустическую волну внутри себя, но, к сожалению, без движущихся частей снять с двигателя электроэнергию невозможно
Звуковая волна создаёт изменение давления в пространстве. Почему бы пьезоэлементы не использовать для преобразования энергии волны в электрическую энергию?NumLock
03.04.2017 00:22Или же использовать изолированые камеры с рабочим телом соединнённые с линейными генераторами за пределами «звукой гармошки».
olgerdovich
03.04.2017 00:53+1Спасибо, любопытно.
Для начала ответим на вопрос, откуда там берётся звук?
Забавно, что необходимость как следует стукнуть (со знанием, куда именно) по установке для ее запуска можно буквально указывать в мануале.
alexhott
03.04.2017 08:26Если это будет по мощности как маленькая ТЭЦ, то в комплекте будет кувалда для запуска установки или чугунная баба?
Rapasantra
03.04.2017 09:12+1Там невозможно сделать, чтобы микро и нано шорохов не было, так что самозапуск неизбежен. Удары чугунной бабой — это может быть просто как утренний ритуал для разминки. Но толку никакого
alexhott
03.04.2017 11:38я так понимаю если сделать резонатор диаметром в цать километров
то амплитуда колебаний будет доли герца
но ветра будут ураганные
но при этом колебаний по сути не будет и может заглохнуть из за потерь и турбулентностей
а на 100Гц огромный резанатор не представляю, чтобы 100Гц получить размеры придется уменьшать,
а это ограниченное количество газа, соответственно ограничения по мощности
то есть соразмерно ТЭЦ никогда не получить. или только огромным количеством
или я где-то просчитался?Rapasantra
03.04.2017 12:29Частота зависит от длины трубы, а от диаметра зависит мощность. Пока никто не нашёл максимально возможную длину трубы для данного двигателя. Самая низкая частота, что я встречал — это около 30 Гц. А самая большая электрическая мощность у Астера Термоакустикса — 10 кВт. Соразмерно ТЭЦ мощности можно будет получить с модификациями конструкции, если разделить внутреннюю полость трубы на отдельные каналы перегородками для выравнивания потока. При длине трубы допустим 20 метров и диаметрах пару тройку метров. Но о таком пока только мечты
mwaso
03.04.2017 12:13А на КПДВ что? Проект промышленной установки на этом эффекте?
Вижу там 4 теплообменника, а посередине, наверное, турбина…
Почему про нее (картинку) ничего не сказано?
Физику возникновения звуковых колебаний Вы описали, а вот физика их поддержания и даже усиления — мне непонятна. Для эффективной работы надо весь горячий газ перемещать от нагревателя к охладителю и обратно. Если бежит звуковая волна — это же не значит что с ней бежит и вещество… А для усиления колебаний, как я понимаю, нужно за 1 акустическое колебание перемещать достаточно нагретого газа между теплообменниками. Прошу объяснить тех кто понимает.Rapasantra
03.04.2017 12:35+2На КПДВ двигатель компании Aster thermoacoustics. Электрической мощностью 10 кВт. В центре действительно турбина.
Колебания усиливаются из-за того что как и в двигателе Стирлинга совершается термодинамический цикл, но работа цикла идёт не на разгон поршней, а на усиление звуковой волны. Рэлей так писал: «Если газу в момент наибольшего сжатия сообщить тепло, а в момент наибольшего разрежения тепло отобрать, то это стимулирует акустические колебания»
FransuaMaryDelone
03.04.2017 14:58Прошу объяснить тех кто понимает.
1. Вон те ребята вроде уже понимают (2000).
2. А эти уже теорию наворачивают (2015).
Gryphon88
03.04.2017 15:25Если при подготовке статьи Вы видели статьи по рентабельности для загородного дома/хутора/малого производства, можете привести ссылки? Мечтаю об автономном тепло- и электроснабжении, уж очень не нравятся расценки для частного сектора, но не могу понять сроков окупаемости и цены обслуживания.
Rapasantra
03.04.2017 16:00Тоже хотел купить, но пока никто не продаёт такие генераторы.
Gryphon88
03.04.2017 16:23да я бы и собрал, если б была подробная инструкция и ВОМ примерно как на RepRap.
tmg
03.04.2017 17:41+1если кто будет собирать установку, вот нашел готовую к печати модель лопасти bi-directional турбины http://www.thingiverse.com/thing:2111938
а то на youtube все на вибрирующих катушках или лопастях из CD диска собирают установки :)
Gryphon88
03.04.2017 17:09Немного погуглил, получается, что выгодно для домохозяйства с коровником или конезаводом (ну или врезкой в канализацию, без приусадебного хозяйства достаточно органики не набрать) и без подключения электроэнергии, чтобы не задолбали по поводу синхронизации.
Вот полезные ссылки:
http://aqua-rmnt.com/otoplenie/alt_otoplenie/kak-poluchit-biogaz.html
https://geektimes.ru/post/258678/
Обсуждение «малых форм»:
https://geektimes.ru/post/258678/#comment_8692512
Надеюсь, Uris и Muzzy0 расскажут больше, если забредут в комменты
max_bma
04.04.2017 11:25Если есть газ то газовый электро генератор, а дымовые газы с него через котел (теплообменник) в трубу. 30% электро энергии, 60% тепла на отопление и ГВС.
max_bma
04.04.2017 11:39Терамо акустический двигатель стирлинга с МГД-генератором, на низко температурной плазме с рабочей частотой 50 Гц, можно напрямую в сеть подключать.
Wyvern-2
04.04.2017 17:42+2Эти «двигатели» уже как лет 20 широчайшим образом применяются — только в ОБРАТНУЮ сторону :) А именно в виде термоакустических ХОЛОДИЛЬНИКОВ. Точнее — пульсационных криокулеров
Наберите в тындексе — и вам вывалит штук 100 коммерческих предложений. Устройство получается очень удачным: отсутствуют движущиеся части (кроме, собственно компрессора), практически бесшумное, компактное, вплоть до миниатюрных, встраиваемых прямо в гелиевые дьюары и (см. пункт 1) надежное.darkfrei
05.04.2017 22:58Как он определят что делать? Вот выключили теплоподачу, теплоотвод, он их по инерции заморозит? А если волна встанет и пойдёт обратно и вместо замораживания печка получится?
Rapasantra
06.04.2017 13:12Если подаётся тепло в аппарат, то возникает звук и это двигатель. А если ставят динамик внутрь и создают звук, то появляется разность температур на теплообменниках
hardegor
Лорд Рэлей умер в 1919 г.
Rapasantra
Опечатался. 1884 год на самом деле там должен быть, верно подмечено
ilansk
Спасибо, Кэп