Я пил кофе с одним из своих бывших студентов, на сегодняшний день главой отдела маркетинга в быстрорастущем стартапе. Его компания успешно проделала весь путь от анализа потребителя к выявлению пользовательских проблем, затем утверждению решений и, наконец, к увеличению продаж и маркетингу. Всё вроде бы шло хорошо.
Но ему было неспокойно: он заметил, что по мере того, как количество сотрудников увеличивалось, продуктивность отдела маркетинга стала стремительно падать.
Это меня не удивило. Пока предприятие еще небольшого размера (стратапы, маленькие команды в составе компаний и государственные структуры), «пионеров» объединяет общая миссия — понимание, зачем они приходят на работу, что им нужно там делать и как понять, достигли ли они результата. Однако когда предприятие начинает расти, то, что когда-то составляло общие миссию и цель, оказывается погребено под процессом набора персонала и KPI.
Я сказал ему, что давным-давно пришел к следующей мысли: чтобы этого избежать, необходимо дать команде представление о миссии и целях.
Я устроился на должность вице-президентом по маркетингу в компанию, которая только-только выбиралась из банкротства. Нам удалось обеспечить приток средств, но это было лишь временное решение.
В первую свою неделю на новом месте я спросил руководителя каждого из отделов, что они делают для маркетинга и для компании в целом. Когда я задал этот вопрос менеджеру по выставкам, она очень удивилась: «Стив, разве ты не знаешь, что моя обязанность — привозить наш стенд на выставки и устанавливать его?». Остальные руководители тоже давали ответы в духе логистики. Глава отдела маркетинга продуктов, например, сказал, что их работа — запрашивать спецификации у технического отдела и составлять документацию. Мне особенно понравился ответ сотрудника, который занимался пиаром. Он сказал: «Наше дело — обобщать информацию из документации в пресс-релизах и отвечать на звонки, на случай если с нами свяжется пресса».
Если такие ответы кажутся вам вполне нормальными и вы задействованы в стартапе, советую освежить своё резюме.
Когда я стал допытываться у сотрудников, зачем отдел маркетинга участвует в выставках, пишет пресс-релизы или составляет документацию, ничего вразумительного, кроме «Ну, это же наша работа», я не услышал. Они воспринимали свои должности как отсылку к вакансиям, какие составляет отдел кадров в компании размером в 10 тысяч человек (служебные обязанности, необходимые навыки и требования к кандидату, место в служебной иерархии).
Я осознал, что наш отдел состоит из людей, должности которых описывают операции, нацеленные на процесс — при том, что мы работаем в сфере, где остро требуется неизменная гибкость и быстрая реакция.
Пусть должность — это то, что написано у них на визитках, но их работа к этому не сводится. Зацикленность на процессах привела к тому, что сотрудники за деревьями не видели леса. В компании, для которой каждый день мог стать последним, ничего хуже не придумаешь.
У тех, кто работает в страртапах, должность — это не то же самое, что рабочие обязанности. Вся суть в этом.
Дело не в том, что мне достались бестолковые работники. То, что я услышал, было результатом плохого менеджмента.
Никто не ввел этих людей в курс дела. Никто не объяснил, чем отличается работа в стартапе от работы в крупной компании. Все они, как им казалось, делали то, что от них требовалось.
И самое-то главное: никто не собрал отдел маркетинга и не обрисовал ту Миссию (да, с большой буквы), которая перед ним стоит.
В большей часть стартапов корпоративную миссию формулируют потому, что инвесторы настаивают, или потому, что директор вспомнил, что на прошлой работе что-то такое было. Большинство компаний тратят массу времени на то, чтобы отполировать до совершенства формулировку корпоративной миссии для людей со стороны, а потом ничего не делают внутри компании, чтобы претворить изложенное там в жизнь. То, что я сейчас опишу, в корне отличается от подобного подхода.
Нашему отделу маркетинга не хватало чего-то, что ежедневно направляло бы сотрудников, подсказывая, что им нужно делать. Когда я высказал это соображение директору, его первой реакцией было: «Потому-то вы ими и руководите». И действительно, мы могли выстроить иерархию, управление в которой производилось бы сверху вниз посредством распоряжений и контроля. Но мне хотелось создать гибкую команду специалистов по маркетингу, способных работать автономно, без ежедневных указаний.
Нам нужно было сформулировать Миссию компанию, которая объясняла бы всем и каждому:
Также в ней должны фигурировать два слова, которыми маркетинг живёт и дышит: выручка и прибыль.
Несколько месяцев мы вели диалог с пользователями и отделом продаж, и в результате определили Миссию отдела маркетинга (и, соответственно, наши обязанности) следующим образом:
В этом году отдел маркетинга должен передать отделу продаж 40 000 активных и проверенных лидов, обеспечить узнаваемость бренда и названия продукта в 65% на нашем целевом рынке и пять положительных отзывов каждый квартал. В первый год продаж наша доля рынка должна дойти до отметки в 35% при ресурсе в двадцать сотрудников в штате и затратах на продвижение не более 4 миллионов долларов.
Вот и всё. Два абзаца, пять пунктов. Этого оказалось достаточно.
Наличие Миссии значило, что теперь команде стало ясно: важно не то, что написано у них на визитке, а способствует ли работа, которую они выполняют, тому, чтобы воплотить завяленные в Миссии цели в жизнь. Ни больше ни меньше.
Не всем было легко переключиться на такую концепцию.
Глава отдела маркетинговых коммуникаций превратила свой отдел в организацию, ориентированную на Миссию. Новый менеджер по выставкам быстро понял, что его работа — не устанавливать стенды (для этого мы нанимали работников): выставки — это наша возможность популяризовать продукт и собирать лиды. И тот, кто руководит отделом по выставкам, принимает на себя ответственность за то и другое. Стенд — дело десятое. Меня совершенно не волнует, есть ли у нас стенд или нет, если мы сумеем добиться того же результата, прыгнув голышом с парашютом в чайную чашку.
Та же история и с отделом пиара. Новый руководитель быстро усвоил, что на звонки журналистов может отвечать и мой секретарь. Работа пиарщика заключается не в том, чтобы разослать пресс-релизы, а потом сидеть сложа руки и ждать, вдруг кто позвонит. Имеет значение не то, сколько он делает, а то, какие он приносит результаты. Причем результаты измерялись не в обычных для пиара величинах — сколько пресс-релизов разослано, сколько чернил потрачено. Это мне не интересно. Я хотел, чтобы отдел пиара расписал этапы процесса продажи, определил площадки, на которых можно распространять информацию о нашем продукте и привлекать к нему интерес, завел связи с прессой, использовал их, чтобы повысить спрос и, наконец, направил его в каналы продаж. Мы постоянно проводили внутренние и внешние аудиты, создавали метрики, чтобы отслеживать, как разные разные посылы, каналы и аудитории влияют на узнаваемость бренда, покупательский интерес и продажи.
Та же история и с командой, которая занималась маркетингом продукта. На должность руководителя я взял человека, который управлял отделом маркетинга на предыдущем месте работы, а затем переместился еще ближе к центру событий: возглавил отдел продаж в той же компании. Мы решили нанять его после моего вопроса: какую долю материалов, которые были созданы лично им, команда использовала в деле? Он ответил: «Процентов десять», и по его лицу было видно, что ему неловко. Тогда я понял, что именно он нам и нужен. А наш руководитель отдела технического маркетинга отлично умел понять потребности пользователя и изложить их техническому отделу.
Теперь, когда мы сколотили мощную команду, следующим шагом было осознание того, что наша Миссия может меняться по ходу дела. «Погоди, мы только-только прониклись всей этой идеей, а теперь выясняется, что она может взять и поменяться?». Может, если нам придётся маневрировать, если конкуренты выпустят новый продукт, если мы узнаем что-то новое об аудитории.
Поэтому мы ввели понятие «цели Миссии». Для определения целей нужно ответить на вопрос: «Почему выбрана именно такая Миссия, чего компания хочет добиться?». В нашем случае Миссия компании заключалась в том, чтобы продать продукта на 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%.
Смысл посвящать сотрудников в цели в том, что, понимая, на что направлена наша Миссия, они смогут совместными усилиями помочь нам достигнуть результатов.
Мы осознавали: может случиться так, что в какие-то моменты отдел маркетинга не вытянет или в игру вступят какие-то внешние факторы, и Миссия будет провалена (например, мы не соберем 40 000 лидов). Рассматривайте цели через призму старой поговорки: «Когда тебя облепили аллигаторы, уже не до того, чтобы очищать болото». Например, согласно нашей Миссии, эти 40 000 лидов и доля рынка в 35% были нужны для того, чтобы отдел продаж мог заработать 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%.
Мы старались донести до сотрудников следующее: цель стабильнее, чем Миссия. «Давайте подумаем. Компания хочет заработать 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%. Если маркетинг не сумеет предоставить 40 000 лидов, что еще можно сделать, чтобы обеспечить такой же уровень выручки и прибыли?». Миссия — это то, к чему мы стремимся, однако она может меняться по обстоятельствам. Цели же, напротив, всегда остаются неизменными.
Когда начались обычные для стартапа проблемы с сжатыми сроками, огромным количеством задач, нехваткой времени, мы стали приучать сотрудников работать с оглядкой на те пять тезисов, которые мы выдвинули в Миссии, и общую цель. Когда их стали заваливать задачами, они научилась спрашивать себя: «Нужна ли эта работа для достижения поставленных целей? Если да, то каких именно? Если нет, то зачем я это делаю?».
Они стали понимать, что цели, которые стоят за Миссией, заключаются в максимизации выручки и получении прибыли.
Уже к концу первого года наша команда окончательно сработалась (со временем мы ввели систему «Никаких оправданий», чтобы привить работникам ответственность). Отдел превратился в группу людей, охотно проявляющих инициативу, разумно выстраивающих рабочий процесс и готовых отвечать за результат.
Помню, как в конце тяжелой недели сотрудники, которые обычно передо мной отчитывались, пришли, просто чтобы поговорить о маленьких победах, одержанных нами за эти дни. И в какой-то момент, обмениваясь такими историями, они вдруг осознали, что наша компания, которая, казалось, вот только что еле дышала, теперь начинает перегонять конкурентов — крупные предприятия с финансированием получше нашего. Эта была для нас минута чистого восторга.
Чему мы научились:
Но ему было неспокойно: он заметил, что по мере того, как количество сотрудников увеличивалось, продуктивность отдела маркетинга стала стремительно падать.
Это меня не удивило. Пока предприятие еще небольшого размера (стратапы, маленькие команды в составе компаний и государственные структуры), «пионеров» объединяет общая миссия — понимание, зачем они приходят на работу, что им нужно там делать и как понять, достигли ли они результата. Однако когда предприятие начинает расти, то, что когда-то составляло общие миссию и цель, оказывается погребено под процессом набора персонала и KPI.
Я сказал ему, что давным-давно пришел к следующей мысли: чтобы этого избежать, необходимо дать команде представление о миссии и целях.
Зачем вы здесь?
Я устроился на должность вице-президентом по маркетингу в компанию, которая только-только выбиралась из банкротства. Нам удалось обеспечить приток средств, но это было лишь временное решение.
В первую свою неделю на новом месте я спросил руководителя каждого из отделов, что они делают для маркетинга и для компании в целом. Когда я задал этот вопрос менеджеру по выставкам, она очень удивилась: «Стив, разве ты не знаешь, что моя обязанность — привозить наш стенд на выставки и устанавливать его?». Остальные руководители тоже давали ответы в духе логистики. Глава отдела маркетинга продуктов, например, сказал, что их работа — запрашивать спецификации у технического отдела и составлять документацию. Мне особенно понравился ответ сотрудника, который занимался пиаром. Он сказал: «Наше дело — обобщать информацию из документации в пресс-релизах и отвечать на звонки, на случай если с нами свяжется пресса».
Если такие ответы кажутся вам вполне нормальными и вы задействованы в стартапе, советую освежить своё резюме.
Должность — это не работа
Когда я стал допытываться у сотрудников, зачем отдел маркетинга участвует в выставках, пишет пресс-релизы или составляет документацию, ничего вразумительного, кроме «Ну, это же наша работа», я не услышал. Они воспринимали свои должности как отсылку к вакансиям, какие составляет отдел кадров в компании размером в 10 тысяч человек (служебные обязанности, необходимые навыки и требования к кандидату, место в служебной иерархии).
Я осознал, что наш отдел состоит из людей, должности которых описывают операции, нацеленные на процесс — при том, что мы работаем в сфере, где остро требуется неизменная гибкость и быстрая реакция.
Пусть должность — это то, что написано у них на визитках, но их работа к этому не сводится. Зацикленность на процессах привела к тому, что сотрудники за деревьями не видели леса. В компании, для которой каждый день мог стать последним, ничего хуже не придумаешь.
У тех, кто работает в страртапах, должность — это не то же самое, что рабочие обязанности. Вся суть в этом.
Миссия отдела: что я должен сделать сегодня?
Дело не в том, что мне достались бестолковые работники. То, что я услышал, было результатом плохого менеджмента.
Никто не ввел этих людей в курс дела. Никто не объяснил, чем отличается работа в стартапе от работы в крупной компании. Все они, как им казалось, делали то, что от них требовалось.
И самое-то главное: никто не собрал отдел маркетинга и не обрисовал ту Миссию (да, с большой буквы), которая перед ним стоит.
В большей часть стартапов корпоративную миссию формулируют потому, что инвесторы настаивают, или потому, что директор вспомнил, что на прошлой работе что-то такое было. Большинство компаний тратят массу времени на то, чтобы отполировать до совершенства формулировку корпоративной миссии для людей со стороны, а потом ничего не делают внутри компании, чтобы претворить изложенное там в жизнь. То, что я сейчас опишу, в корне отличается от подобного подхода.
Нашему отделу маркетинга не хватало чего-то, что ежедневно направляло бы сотрудников, подсказывая, что им нужно делать. Когда я высказал это соображение директору, его первой реакцией было: «Потому-то вы ими и руководите». И действительно, мы могли выстроить иерархию, управление в которой производилось бы сверху вниз посредством распоряжений и контроля. Но мне хотелось создать гибкую команду специалистов по маркетингу, способных работать автономно, без ежедневных указаний.
Нам нужно было сформулировать Миссию компанию, которая объясняла бы всем и каждому:
- зачем они пришли на работу;
- что им нужно сделать;
- как им понять, достигли ли они нужного результата.
Также в ней должны фигурировать два слова, которыми маркетинг живёт и дышит: выручка и прибыль.
Несколько месяцев мы вели диалог с пользователями и отделом продаж, и в результате определили Миссию отдела маркетинга (и, соответственно, наши обязанности) следующим образом:
Помочь отделу продаж получить 25 миллионов с валовой прибылью 45%. Для этого мы создадим спрос на стороне пользователя и направим их в каналы продаж, донесём до пользователей и отдела продаж, чем наш продукт выигрывает на фоне аналогов, и поможем техническому отделу лучше понять потребности и желания аудитории. Чтобы этого добиться, мы проведём ряд мероприятий, порождающих спрос (реклама, PR, выставки, семинары, запуск веб-сайта и т. д.), сделаем анализ конкурентов, каналов и материалы для пользователей (технические описания, документацию, обзоры продуктов), будем проводить опросы и исследование аудитории.
В этом году отдел маркетинга должен передать отделу продаж 40 000 активных и проверенных лидов, обеспечить узнаваемость бренда и названия продукта в 65% на нашем целевом рынке и пять положительных отзывов каждый квартал. В первый год продаж наша доля рынка должна дойти до отметки в 35% при ресурсе в двадцать сотрудников в штате и затратах на продвижение не более 4 миллионов долларов.
- Создать спрос на стороне пользователя (в соответствии с планируемой выручкой);
- Направить этот спрос по каналам продаж;
- Установить цену на товар, которая позволила бы нам достигнуть намеченных цифр выручки и прибыли;
- Предоставлять информацию техническому отделу;
- Помочь техническому отделу лучше понять потребности и желания пользователей.
Вот и всё. Два абзаца, пять пунктов. Этого оказалось достаточно.
Создаём команду, сосредоточенную на Миссии
Наличие Миссии значило, что теперь команде стало ясно: важно не то, что написано у них на визитке, а способствует ли работа, которую они выполняют, тому, чтобы воплотить завяленные в Миссии цели в жизнь. Ни больше ни меньше.
Не всем было легко переключиться на такую концепцию.
Глава отдела маркетинговых коммуникаций превратила свой отдел в организацию, ориентированную на Миссию. Новый менеджер по выставкам быстро понял, что его работа — не устанавливать стенды (для этого мы нанимали работников): выставки — это наша возможность популяризовать продукт и собирать лиды. И тот, кто руководит отделом по выставкам, принимает на себя ответственность за то и другое. Стенд — дело десятое. Меня совершенно не волнует, есть ли у нас стенд или нет, если мы сумеем добиться того же результата, прыгнув голышом с парашютом в чайную чашку.
Та же история и с отделом пиара. Новый руководитель быстро усвоил, что на звонки журналистов может отвечать и мой секретарь. Работа пиарщика заключается не в том, чтобы разослать пресс-релизы, а потом сидеть сложа руки и ждать, вдруг кто позвонит. Имеет значение не то, сколько он делает, а то, какие он приносит результаты. Причем результаты измерялись не в обычных для пиара величинах — сколько пресс-релизов разослано, сколько чернил потрачено. Это мне не интересно. Я хотел, чтобы отдел пиара расписал этапы процесса продажи, определил площадки, на которых можно распространять информацию о нашем продукте и привлекать к нему интерес, завел связи с прессой, использовал их, чтобы повысить спрос и, наконец, направил его в каналы продаж. Мы постоянно проводили внутренние и внешние аудиты, создавали метрики, чтобы отслеживать, как разные разные посылы, каналы и аудитории влияют на узнаваемость бренда, покупательский интерес и продажи.
Та же история и с командой, которая занималась маркетингом продукта. На должность руководителя я взял человека, который управлял отделом маркетинга на предыдущем месте работы, а затем переместился еще ближе к центру событий: возглавил отдел продаж в той же компании. Мы решили нанять его после моего вопроса: какую долю материалов, которые были созданы лично им, команда использовала в деле? Он ответил: «Процентов десять», и по его лицу было видно, что ему неловко. Тогда я понял, что именно он нам и нужен. А наш руководитель отдела технического маркетинга отлично умел понять потребности пользователя и изложить их техническому отделу.
Цели Миссии: то, что по-настоящему важно
Теперь, когда мы сколотили мощную команду, следующим шагом было осознание того, что наша Миссия может меняться по ходу дела. «Погоди, мы только-только прониклись всей этой идеей, а теперь выясняется, что она может взять и поменяться?». Может, если нам придётся маневрировать, если конкуренты выпустят новый продукт, если мы узнаем что-то новое об аудитории.
Поэтому мы ввели понятие «цели Миссии». Для определения целей нужно ответить на вопрос: «Почему выбрана именно такая Миссия, чего компания хочет добиться?». В нашем случае Миссия компании заключалась в том, чтобы продать продукта на 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%.
Смысл посвящать сотрудников в цели в том, что, понимая, на что направлена наша Миссия, они смогут совместными усилиями помочь нам достигнуть результатов.
Мы осознавали: может случиться так, что в какие-то моменты отдел маркетинга не вытянет или в игру вступят какие-то внешние факторы, и Миссия будет провалена (например, мы не соберем 40 000 лидов). Рассматривайте цели через призму старой поговорки: «Когда тебя облепили аллигаторы, уже не до того, чтобы очищать болото». Например, согласно нашей Миссии, эти 40 000 лидов и доля рынка в 35% были нужны для того, чтобы отдел продаж мог заработать 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%.
Мы старались донести до сотрудников следующее: цель стабильнее, чем Миссия. «Давайте подумаем. Компания хочет заработать 25 миллионов долларов с валовой прибылью в 45%. Если маркетинг не сумеет предоставить 40 000 лидов, что еще можно сделать, чтобы обеспечить такой же уровень выручки и прибыли?». Миссия — это то, к чему мы стремимся, однако она может меняться по обстоятельствам. Цели же, напротив, всегда остаются неизменными.
Когда начались обычные для стартапа проблемы с сжатыми сроками, огромным количеством задач, нехваткой времени, мы стали приучать сотрудников работать с оглядкой на те пять тезисов, которые мы выдвинули в Миссии, и общую цель. Когда их стали заваливать задачами, они научилась спрашивать себя: «Нужна ли эта работа для достижения поставленных целей? Если да, то каких именно? Если нет, то зачем я это делаю?».
Они стали понимать, что цели, которые стоят за Миссией, заключаются в максимизации выручки и получении прибыли.
Зачем это нужно
Уже к концу первого года наша команда окончательно сработалась (со временем мы ввели систему «Никаких оправданий», чтобы привить работникам ответственность). Отдел превратился в группу людей, охотно проявляющих инициативу, разумно выстраивающих рабочий процесс и готовых отвечать за результат.
Помню, как в конце тяжелой недели сотрудники, которые обычно передо мной отчитывались, пришли, просто чтобы поговорить о маленьких победах, одержанных нами за эти дни. И в какой-то момент, обмениваясь такими историями, они вдруг осознали, что наша компания, которая, казалось, вот только что еле дышала, теперь начинает перегонять конкурентов — крупные предприятия с финансированием получше нашего. Эта была для нас минута чистого восторга.
Чему мы научились:
- Автономное выполнение задач должно начинаться на самом низшем уровне;
- Донесите до всех общую Миссию: зачем они приходят на работу, что им нужно сделать и как понять, достигли ли они нужного результата.
- Расскажите о целях, чтобы сотрудники могли рассматривать Миссию в их контексте;
- Наберите команду, каждый из членов которой согласен самостоятельно работать над претворением Миссии в жизнь;
- Введите систему «Никаких оправданий»;
- Договоритесь о том, какие ключевые ценности будут определять корпоративную культуру.
Поделиться с друзьями
VMichael
«Несколько месяцев мы вели диалог с пользователями и отделом продаж, и в результате определили Миссию отдела маркетинга (и, соответственно, наши обязанности) следующим образом»
— Что бы осознать у них ушло несколько месяцев!
Мало похоже на стартап. Больше похоже на крупную компанию, которая может позволить людям «осознавать» для чего они здесь, несколько месяцев.
reinvent
Некоторым стартапам требуются месяцы, чтобы понять, кто их клиент.