• Главная
  • Контакты
Подписаться:
  • Twitter
  • Facebook
  • RSS
  • VK
  • PushAll
logo

logo

  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За год
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Сортировка
    • По дате (возр)
    • По дате (убыв)
    • По рейтингу (возр)
    • По рейтингу (убыв)
    • По комментам (возр)
    • По комментам (убыв)
    • По просмотрам (возр)
    • По просмотрам (убыв)
Главная
  • Все
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За сегодня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За вчера
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За 3 дня
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За неделю
    • Положительные
    • Отрицательные
  • За месяц
    • Положительные
    • Отрицательные
  • Главная
  • «Мечта лентяя» или скриптовый движок на самом себе

«Мечта лентяя» или скриптовый движок на самом себе +11

24.04.2017 07:16
EasyLy 9 3800 Источник
C#*, .NET*
У разработчиков прикладного ПО очень часто возникает потребность встроить в свой продукт некий скриптовый язык, который бы решал часть задач, не описанных детально на момент проектирования системы. Действительно удобно: и возможность расширения функциональности есть, и трудоёмкость создания такого решения, на первый взгляд, невелика.

Эту давнюю мечту можно было бы назвать «мечтой лентяя», если бы имеющиеся общедоступные встраиваемые скриптовые средства были бы просты. Готовые средства существовали давно, например на платформе Windows, ещё в прошлом веке можно было использовать интерфейсы VBScript и Jscript через COM-интерфейс IActiveScriptSite. В настоящее время существует большое количество и других решений, например на базе Lua, но все они имеют одну неприятную особенность, сильно ограничивающую желание их применять.

Скрипты прекрасно работают и сами по себе, на них можно выполнять и логику, и арифметику, но пользы от них ровным счётом никакой, если сложно или нет возможности:

• добавлять функции и объекты для доступа к объектам разрабатываемой системы,
• проводить синтаксический контроль исходного скрипта и генерировать сообщения о синтаксических ошибках,
• выполнять скрипт в пошаговом режиме, подобно отладчику, с нотификацией точки исполнения и статусом.

И ещё, хотелось бы, чтобы делалось всё это просто и интуитивно понятно и не приходилось бы проводить бессонные ночи за чтением многочисленной документации по новому API. Увы, это удаётся далеко не всегда и весьма нечасто.

Прикладное ПО сейчас очень часто пишется на C#, и хотелось бы иметь что-то знакомое, но гибкое, и позволяющее писать скрипты. Такое решение есть, и оно заслуживает пристального внимания. Это пространство имён System.CodeDom.Compiler с его классом CSharpCodeProvider. Всё это появилось ещё в .NET 4.0, но по какой-то причине в большинстве публикаций по C# не затрагивался вопрос написания скриптов на C#, используя сам же язык C# в качестве базового. А это очень и очень удобно для написания и дальнейшего сопровождения продукта.

В этом случае самый главный и интересный метод — CompileAssemblyFromSource(), который выполняет компиляцию, генерирует сообщения об ошибках, и мы уже запросто можем написать «Hello world!»

using System;
using System.IO;
using Microsoft.CSharp;
using System.CodeDom.Compiler;
using System.Reflection;
using System.Text;

namespace ConsoleApplication1
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            // готовим текст скрипта
            StringBuilder sb = new StringBuilder();
            sb.AppendLine("using System;");
            sb.AppendLine("namespace ConsoleApplication1");
            sb.AppendLine("{");
            sb.AppendLine("   public class MyScripter");
            sb.AppendLine("   {");
            sb.AppendLine("       public void Hello()");
            sb.AppendLine("       {");
            sb.AppendLine("             Console.WriteLine(\"Hello world!\");");
            sb.AppendLine("       }");
            sb.AppendLine("   }");
            sb.AppendLine("}");

            // компилируем
            CSharpCodeProvider codeProvider = new CSharpCodeProvider();
            CompilerResults compileResults = codeProvider.CompileAssemblyFromSource(
                       new CompilerParameters(), new string[] { sb.ToString() });

            // выводим ошибки, если они есть
            foreach (CompilerError err in compileResults.Errors)
                Console.WriteLine("Error({0:1}): {2} {3}", err.Line, err.Column, 
                                  err.ErrorNumber, err.ErrorText);
            if (compileResults.Errors.HasErrors) return;

            // загружаем получившуюся dll в память
            byte[] dllBytes = File.ReadAllBytes(compileResults.PathToAssembly);
            Assembly asmDll = Assembly.Load(dllBytes, null);
            Type objType = asmDll.GetType("ConsoleApplication1.MyScripter");

            // создаём объект класса из скрипта
            object oClassInst = Activator.CreateInstance(objType);

            // получаем точка входа и выполняем её
            MethodInfo entry = objType.GetMethod("Hello", new Type[] {});
            entry.Invoke(oClassInst, null);
        }
    }
}

Запускаем на исполнение:

image

Итак, в простейшем виде скрипт на C# успешно работает. Простым изменением текста скрипта мы можем влиять на его работу. Собственно, осталось лишь передать в скрипт в качестве примера какой-либо объект из основной программы.

В качестве такого объекта вполне подойдёт объект типа string:

using System;
using System.IO;
using Microsoft.CSharp;
using System.CodeDom.Compiler;
using System.Reflection;
using System.Text;

namespace ConsoleApplication1
{
    class Program
    {
        static void Main(string[] args)
        {
            string sMyStr = "Before Script.";

            // готовим текст скрипта
            StringBuilder sb = new StringBuilder();
            sb.AppendLine("using System;");
            sb.AppendLine("namespace ConsoleApplication1");
            sb.AppendLine("{");
            sb.AppendLine("   public class MyScripter");
            sb.AppendLine("   {");
            sb.AppendLine("       public void Hello(ref string s)");
            sb.AppendLine("       {");
            sb.AppendLine("             Console.WriteLine(\"Hello world!\");");
            sb.AppendLine("             s=\"After Script.\";");
            sb.AppendLine("       }");
            sb.AppendLine("   }");
            sb.AppendLine("}");

            // компилируем
            CSharpCodeProvider codeProvider = new CSharpCodeProvider();
            CompilerResults compileResults = codeProvider.CompileAssemblyFromSource(
                     new CompilerParameters(), new string[] { sb.ToString() });

            // выводим ошибки, если они есть
            foreach (CompilerError err in compileResults.Errors)
                Console.WriteLine("Error({0:1}): {2} {3}", err.Line, err.Column, 
                                   err.ErrorNumber, err.ErrorText);
            if (compileResults.Errors.HasErrors) return;

            // загружаем получившуюся dll в память
            byte[] dllBytes = File.ReadAllBytes(compileResults.PathToAssembly);
            Assembly asmDll = Assembly.Load(dllBytes, null);
            Type objType = asmDll.GetType("ConsoleApplication1.MyScripter");

            // создаём объект класса из скрипта
            object oClassInst = Activator.CreateInstance(objType);

            // получаем точка входа и готовим параметры
            MethodInfo entry = objType.GetMethod("Hello", 
                          new Type[] { typeof(string).MakeByRefType() });
            Object[] param = new Object[] { sMyStr };

            Console.WriteLine(param[0]);        // до выполнения скрипта
            
            entry.Invoke(oClassInst, param);    // вызов метода

            Console.WriteLine(param[0]);        // после выполнения скрипта
        }
    }
}

Запускаем на исполнение:

image

Видно, что теперь мы можем передавать и возвращать значения из кода скрипта. Если в качестве параметра передать не ссылку на строку, а какой-то внутренний объект информационной системы, то мы вполне можем воздействовать на систему из скрипта.

У данного механизма есть режим исполнения в режиме отладчика, для этого нужно подключать .pdb файл, есть и много других интересных возможностей.

Недостатком подхода можно считать только то, что при компиляции создаётcя dll во временном каталоге ОС.

Путь разрешения этого недостатка ведёт нас в сторону использования пространства System.Reflection.Emit, но это достаточно объёмный материал, подходящий для отдельной статьи. Это сложно, т. к. в данном случае компилятор и генерацию придется писать самостоятельно. Но зато какие возможности по придумыванию своего собственного синтаксиса! Да и назвать новый язык программирования можно в честь себя или любимой кошки.
Удачи!

Аркадий Пчелинцев, архитектор проектов
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. ColdPhoenix
    24.04.2017 10:21
    #10188124
    +4

    простите, но вы, как минимум, на год опоздали.
    Сейчас гораздо лучше брать Roslyn и интегрировать его.


    1. EasyLy
      24.04.2017 16:28
      #10188852

      Roslyn – хорошая штука, но требует .Net 4.5.2. Ниже он не соберётся. Да и великоват он
      для простых задач.


  1. molnij
    24.04.2017 10:44
    #10188158
    +8

    Ох сколько вам открытий чудных…
    Во-первых, если вы будете исполнять скрипты чуть больше чем hello world, вдруг выяснится отличие интерпретируемых от компилируемых языков — фаза компиляции ни разу не бесплатная. И если у интерпретируемых она естественным образом встроена в воркфлоу, то у шарпа вполне можно огрести заметные тормоза на ней.
    Потом обнаружится, что «гадить» в общий домен временными сборками скрипта — идея так себе, особенно если вспомнить, что удалить однажды загруженную сборку из домена невозможно (это слегка коррелирует с наличием временных файлов .dll, но проблема совсем в другом). А если делать по-науке и плодить домены, то придется изрядно позаниматься любовью с передачей нетривиальных параметров между доменами.
    А статей на эту тему достаточно. Даже на хабре поиск по CSharpCodeProvider выдает вполне адекватную подборку.


    1. Sinatr
      25.04.2017 10:46
      #10189830

      Хочется добавить, что решение проблемы (необходимость скриптовать некие сценарии) с помощью CodeDOM не совсем верно в общем случае (а случай в статье как раз общий, ни слова о конкретном сценарии).

      Полезность примера выводящего «Hello world» в данном случае тоже близка с 0.

      Единственно что обьяснили — это как скормить исходник и получить список ошибок, а это, извините, на статью не тянет, тема не раскрыта вообще от слова «полностью».

      Я в свое время (эмм… десять лет назад) использовал CodeDOM для пре-компиляции формул (вызывался метод, тело которого пользователь писал на C#, методу передавался список входных/выходных параметров, которые можно было использовать в вычислениях и логике и возвращать результат), с появление Roslyn это конечно смешно (хотя уверен новичкам сгодилось), и тут эта статья…


  1. ApeCoder
    24.04.2017 10:46
    #10188164

    https://blogs.msdn.microsoft.com/cdndevs/2015/12/01/adding-c-scripting-to-your-development-arsenal-part-1/


  1. kuda78
    24.04.2017 11:20
    #10188234
    +1

    добавлять функции и объекты для доступа к объектам разрабатываемой системы

    Необходимо реализовать у объекта интерфейс IDispatch. В C# с использованием рефлексии реализация доступа к методам и свойствам будет элементарен.

    проводить синтаксический контроль исходного скрипта и генерировать сообщения о синтаксических ошибках

    А чем этот момент не устроил в ActiveScriptSite? В ошибке будет указан и номер строки и что за ошибка.

    выполнять скрипт в пошаговом режиме, подобно отладчику, с нотификацией точки исполнения и статусом.

    С этим вопросом тоже все очень просто.
    https://docs.microsoft.com/en-us/scripting/winscript/active-script-debugging-overview


  1. ifle
    24.04.2017 12:25
    #10188330

    Вроде бы ClearScript самое оно
    https://clearscript.codeplex.com/


  1. mxms
    24.04.2017 12:45
    #10188372

    В этом отношении идеальный вариант это web-сервер на Forth, конфигурируемый Forth и со скриптингом на Forth.


  1. hensew
    24.04.2017 14:28
    #10188584

    Тоже бодался с этой темой, на Хабре в подходящее время вышла статья по NiL.JS
    Javascript удобнее для скриптов н никаких проблем с выгрузкой старого кода.

МЕТКИ

  • Хабы
  • Теги

.NET

C#

c#

СЕРВИСЫ
  • logo

    CloudLogs.ru - Облачное логирование

    • Храните логи вашего сервиса или приложения в облаке. Удобно просматривайте и анализируйте их.
Все публикации автора
  • Понимающий робот: голосовой интерфейс на ESP32 и OpenAI +6

    • 19.05.2025 06:30

    Ода структурам на примере работы с блоком питания Fnirsi DPS 150 +6

    • 24.01.2025 08:35

    Рассматриваем циклы процессора в контроллере CH32x035 +34

    • 14.01.2025 08:06

    Детали протокола управления блоком питания Fnirsi DPS-150 +18

    • 10.01.2025 08:54

    Применение нейросетей в DIY +20

    • 25.12.2024 11:54

    Стабилизируем положение потенциометра, считанное с АЦП +39

    • 14.11.2024 09:01

    Анализируем протокол управления блоком питания Fnirsi DPS 150 +28

    • 29.10.2024 08:39

    Будущее наступило, восстание машин уже идёт. Просто ползучим методом +25

    • 11.10.2024 08:46

    В погоне за скоростью. Оптимизация нейросетевых вычислений на процессоре К1967ВН044 компании «Миландр»

    • 26.06.2024 09:03

    Почему может не работать отладка на плате XIAO BLE

    • 19.06.2024 08:28

Подписка


ЛУЧШЕЕ

  • Сегодня
  • Вчера
  • Позавчера
08:05

Технологии из прошлого: телетайп. Разбираемся в устройстве, воскрешаем старый аппарат +38

12:00

Как мы в Selectel запускали Minecraft-сервер +32

08:01

Осенняя барахолка под Валенсией: ноутбуки, консоли и кое-что еще +32

10:21

Почему новое оборудование ломается так же, как старое +25

05:12

Бюджет РФ не очень сходится, а также новый самый богатый человек на $393 млрд в облачном компьютинге +24

15:02

Я разобрался, каршеринг – это не бизнес на аренде авто +22

14:37

Непостижимая эффективность современных алгоритмов сортировки +17

09:23

Вам больше не нужен JavaScript +17

09:00

Порядок против хаоса: 5 ошибок и правил управления личной базой знаний +17

06:00

N8n: (не)реальные возможности и ограничения +16

13:01

Создаём личную систему VoIP +15

09:01

Эпоха групповых чатов. Негласные правила, динамика, модерация +15

10:01

Да, было: большая подборка IT-факапов ко Дню программиста +13

08:37

Почему китайская полимерная оптика есть, а в России её нет. В чём отличия технологий +12

09:36

Очередной бенчмарк VictoriaMetrics против Prometheus +11

08:15

Как мы в 1С-Битрикс подходим к работе с пентестерами +11

07:20

Книга «C# Concurrency. Асинхронное программирование и многопоточность» в правильном переводе команды DotNetRu +11

07:05

Командная работа без выгорания: как вести IT-команду +11

07:00

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась +9

16:05

Как устроены массивы в PHP и как код влияет на скорость работы с ними +8

11:20

Тёплый атомный ток +144

14:11

Промптинг и суеверия. Что (не) надо добавлять к запросу в ChatGPT +107

19:07

Жгите варваров, топите корабли. Пунктирная история греческого огня +57

16:49

Циан и Озон +55

13:30

Черная метель: история Пыльного котла в США 1930-х годов +48

08:32

Цвет будущего: история синего цвета +47

08:00

5 необычных портативных устройств: от DIY-ноутбука для геймеров до «тихого» телефона +35

12:39

Почему наивные клеточные автоматы плохо объясняют нашу Вселенную +33

13:15

DIY Open Source принтер. Часть 0 +30

13:01

5 устройств, которые изменили быт сильнее смартфона +27

21:39

Локальные LLM модели: обзор и тестирование +26

08:00

Поднимаем IRC-сервер на FreeBSD 4.4 словно это начало 2000-х +26

12:15

«Who is who?» в мире li-ion. О производителях цилиндрических li-ion аккумуляторов +23

09:01

Механизм запуска процесса в Linux +22

10:09

Как я стал официальным переводчиком книги издательства O'Reilly про Web Audio API +20

05:11

Как перестать испытывать вину, что вы недостаточно хороши и могли бы достичь большего? Расследование с внезапным финалом +18

18:08

Доктор Алан Кей о смысле «объектно-ориентированного программирования» +17

15:24

BPF CPU Scheduler: не нравится стандартный планировщик в Linux? Напиши свой +14

08:00

Двое в Германии не считая собак: опыт релокейта IT-специалиста внутри ЕС +14

17:05

Вы очень зря ругаете The Last of Us 2, NFS Unbound и еще несколько игр. Они круче, чем кажется +12

13:01

Как я делал сеть на 2,5 гигабита с минимальным бюджетом — апгрейд, доступный каждому +98

09:01

Сэндвич, сэр? История британских бутербродов от аристократических салонов до вокзальных буфетов +65

08:00

Умное зеркало на Raspberry Pi: пошаговое руководство +39

11:00

Nintendo Virtual Boy: неожиданное возрождение виртуальной реальности из 90-х +28

19:30

ФиззБазз ΟΕΔ. Практическое введение в формальную верификацию на зависимых типах Idris 2 +26

14:35

Асинхронность в микроконтроллерах +22

12:28

Жизнь на Марсе? (снова) +22

08:00

От мини-ЭВМ и перфокарт к IDE и фреймворкам. Как поменялось программирование за 50 лет — взгляд изнутри +19

00:00

Проектирование REST API: проблемы, решения, практические рекомендации +16

16:58

Научный «дипфейк»? Как галлюцинации нейросетей — и другие проблемы — просачиваются в академические статьи +15

08:06

Миф о быстром и медленном пути выполнения программы +15

21:37

Механическая клавиатура LARKeyboard +14

14:48

Учёные предупреждают об опасности работ над «зеркальной жизнью» +13

08:23

Станислав Петров: «Ключевые отличия РЕД ОС М от Android – вовсе не в интерфейсе» +13

20:27

JEP 502 — Stable Values. Новая фича из Java 25 +9

08:48

Рубиновая скрижаль +9

16:48

Fujitsu LifeBook C3: потребительский ноутбук конца 90-х +8

13:01

Археология живого сообщества: О чём спорят в Фидонет-эхах спустя более 40 лет после создания сети? +8

19:23

Как LLM экономит на интеллекте, и как с этим бороться +7

12:52

Один пост, чтобы обрести силу… или разбираемся в промптах, чтобы научиться их писать раз и навсегда +7

  • Главная
  • Контакты
© 2025. Все публикации принадлежат авторам.