Прим. перев.: В нашем блоге мы писали о том, как развитие облачных технологий и виртуализации изменило подход к построению дата-центров и рассматривали вопрос о снижении их стоимости в привязке к закону Мура. Облака и виртуализация уже довольно давно используются для решения насущных бизнес-задач, однако, как выясняется, для многих компаний все еще сохраняется пространство для оптимизации собственной инфраструктуры.



ИТ-консалтинговая компания Anthesis Group совместно со Стэнфордским университетом выпустили отчет, согласно данным которого в мировых дата-центрах размещено 10 млн фактически неиспользуемых физических серверов. В документе такие устройства названы «коматозными».

30% и $30 миллиардов


Научный сотрудник Центра энергетической политики при Стэнфордском университете и соавтор исследования Джонатан Куми говорит, что примерно 30% серверов, размещенных в дата-центрах по всему миру, не предоставляли информацию или не производили никаких вычислений в течение последних 6 месяцев.

По оценкам авторов отчета, затраты на содержание всей этой неиспользуемой инфраструктуры стоит компаниям, которые ею владеют, примерно $30 млрд. По мнению Куми, столь печальный результат является итогом некачественного менеджмента и недостатка коммуникаций между различными командами в организациях.

«Должен быть один босс, одна команда и один бюджет, говорит Куми. Необходимо изменить то, как управляются дата-центры».

Если централизованный подход к ИТ и инфраструктуре не победит, то бизнесу будет все сложнее убедить себя в необходимости покупки физического оборудования, в условиях развития услуг IaaS-провайдеров, считает исследователь.

Почему все так плохо


Руководитель TSO Logic Аарон Ралло убежден, что главной причиной наличия столь огромного числа простаивающих серверов является недостаток аналитических инструментов. Компании не столь активно прибегают к аналитике, в результате у них нет понимания того, сколько и каких ресурсов действительно потребляют приложения.

Еще одна причина — привычка бизнеса закупать серверные мощности «впрок». Ралло говорит, что поскольку компании оплачивают инфраструктуру из общих бюджетов, то стараются покрыть за счет текущих трат не только существующие в данный момент потребности, но и заложить фундамент на будущее. В дальнейшем жизнь вносит свои коррективы, реальные потребности растут не так сильно, но оборудование уже куплено, поддерживается и простаивает.

По мнению Ралло, организациям жизненно важно рационализировать набор используемых приложений, отказавшись от ненужных — это позволит не только снизить число физически задействованных серверов, но и приведет к дополнительной экономии на покупке лицензий на софт, который сейчас установлен на «коматозном» оборудовании.

Куми предлагает компаниям начать рассматривать дата-центры, как стратегический актив, который необходимо оптимизировать, чтобы добиться максимально выгодного его использования. Для этого, по его мнению, необходимо привязать каждый железный сервер к конкретному бизнес-процессу, функционирование которого он обеспечивает.

Исследователи признают, что степень подобного переосмысления будет отличаться для разных компаний, однако если не предпринимать никаких шагов в этом направлении, все кончится тем, что компании окончательно потеряют контроль над собственной инфраструктурой.

Комментарии (10)


  1. bachin
    08.06.2015 11:31
    +6

    Я бы предложил британским исследователям посчитать сколько вещей, которые хранятся у них дома и в гараже фактически не использовались (протирка пыли — не в счет) за последние полгода.


    1. radiolok
      08.06.2015 11:42
      +3

      Не совсем корректное сравнение.
      Давайте заменим в вашем предложении «Сколько вещей» на «сколько ложек (вилок, ножей, стульев и т.п.)». т.е. перейдем от ассортимента к количеству.
      В датацентре например есть система аварийного питания с дизель-генераторами и ей теоретически за последние полгода ни разу не пользовались — повезло мол. Но лучше пусть она будет, мало ли, пригодится.


      1. achekalin
        08.06.2015 12:10

        Если «не пользовались» — это хорошо. Но если «не включали» — это очень плохо, тогда ее и правда можно демонтировать, поскольку верить, что «когда надо» она заведется, я бы не стал. И дело не в «полугоде», а в том, что всем надо пользоваться правильно. Серебряные фамильные ложки в кладовке английского лорда тоже не должны бы просто так лежать — их протирать надо.

        Правда, сказанное к вину, например, применимо слабо, но мы-то о вещах, которые от времени теряют, а не приобретают, говорим )


  1. gorodianskyi
    08.06.2015 11:58
    +3

    Ну, я б не сказал, что это не рационально. Обычное резервирование мощностей. Мы же жесткий диск не покупаем впритык информации. Тоже с оперативкой, процессорами, видеокартами. Сегодня хватает, завтра уже мало. Как по мне, мощностей много не бывает. А то, что некоторые из них не используется, это вполне нормально. Кроме запаса, еще нужно учесть другие факторы. И нерациональность будет явно не на первом месте…


  1. gag_fenix
    08.06.2015 12:38

    А в другом исследовании было, что и на используемых серверах средняя загрузка CPU — 5%. Ужас, ужас.


  1. aetbaev
    08.06.2015 13:34

    Даем дешевый хостинг! Уже пора!


  1. Nidaylokn
    08.06.2015 14:49

    Сегодня не используются, а через неделю нагрузка удваивается (причин-то много может быть) и эти 30% уже ни разу не лишние.


  1. Stas911
    08.06.2015 22:31

    Не уверен, что все эти ресурсы прямо так и лишние. Простой пример — расчет рисков инвестбанками. Выполняются в строго определенные моменты времени (после закрытия рынков) и имеют строгий лимит по времени (до открытия рынка) — в это время нагрузка на гриды максимальная и вполне доходит чуть ли не до 80-90%. При этом между расчетами в течение дня гриды могут и не использоваться вовсе.


  1. KvanTTT
    09.06.2015 00:06

    Можно занять неиспользуемые мощности распределенными вычислениями же.


  1. netto
    09.06.2015 18:58

    Могу рассказать как это так получается, так как работал в подобной компании.
    Представьте себе внутреннюю организацию, когда просто перетыкание одного кабеля из одного порта в соседний в коммутаторе сопровождается написанием двадцатистраничной сопроводительной документации и описанием процесса вида «рукой А нажать защелку и вытянуть кабель 2 из гнезда B») и двухнедельным согласованием на всех уровнях компании. Вот такова Change Management Procedures в большинстве больших компаний, связанных с business-critical операциями и большими деньгами.
    Кроме того, есть страны, в которых нельзя просто взять, выключить, вытащить и выкинуть сервера на помойку, нало заплатить отдельные деньги «ликвидаторам», которые его «утилизуют» (а иначе — штраф).

    Так что очень часто правило «работает — не трогай» делает все эти телодвижения с выводом из эксплуатации и списанием не только бессмысленными с точки зрения затрат рабочего времени, но и стоящих реальных денег компании. И часто так бывает, что выключить и вывести из эксплуатации оказывается дороже и хлопотнее, чем просто тупо платить небольшую фиксированную денежку за аренду юнитов в стойке.
    На момент описываемых событий, у нас примерно треть юнитов занимали просто никак не используемые больше сервера и сетевое оборудование, именно по вышеописанной причине.