Запуск Apple Pay в сфере мобильных платежей наделал шума «по всему миру», и издание PYMNTS.com постаралось изучить, как реагируют потребители.
В рамках ежеквартальных исследований, проводимых с ноября 2014 года совместно с InfoScout, издание не просто опрашивало потребителей, что они могут делать, но и отмечало, что потребители с подходящими телефонами, совершающие покупки в правильных магазинах, делали в момент завершения транзакции. Организаторы опроса хотели знать, использовали ли пользователи Apple Pay для этой транзакции или нет. Каждый квартал представители издания опрашивали достаточное число потребителей, чтобы сделать достоверные выводы: около 4 000 потребителей каждый квартал, и чуть меньше 8 000 потребителей в марте 2017 года. Организаторы сообщали о результатах каждый раз, когда проводили данные исследования — а проводили их в общей сложности восемь раз. В промежутках представители издания написали множество комментариев, в которых подчеркиваются факторы, сдерживающие использование Apple Pay.
Представители издания с уверенностью сообщали два года назад, что распространение Apple Pay было очень медленным — а сейчас и вовсе, кажется, показывает отрицательные темпы. И такая стратегия, основанная на устройстве/технологии (а не приложении/облаке) на всей территории США, создавала препятствия для потребителей и продавцов с самого начала.
Недостаточное число пользователей мобильных телефонов и устройств, а также недостаточное число мест использования системы создало проблему огромных масштабов, с которой оказалось трудно справиться даже самой крупной технологической компании в мире. Критическая масса и масштаб — это движущая сила платежных инноваций, а Apple Pay не стала развивать ни то, ни другое.
Но основная проблема с запуском Apple Pay была не только в этом. Ее неспособность решить насущную проблему потребителей на рынке, где оплата пластиковой картой прекрасно срабатывает каждый раз, когда потребитель заходит в какой-либо магазин и оплачивает товар на кассе через терминал, стала ее ахиллесовой пятой.
В книге Matchmakers: The Economics of Multisided Platforms, опубликованной в мае 2016 года, есть даже целая глава, знакомящая читателей с великим провалом запуска платформы и использующая Apple Pay в качестве примера.
После того, как начальные восторги первопроходцев стихли, начался спад распространения/использования Apple Pay, который ускорился с марта 2015 года.
А теперь все поменялось.
Неудобная правда: доля Apple Pay в расходах невысока
The Wall Street Journal в своей статье привел цитаты Эдди Кью, первого вице-президента Apple, отвечающего за услуги компании, к которым относится Apple Pay. Он сказал, что Apple Pay «в конечном счете заменит наличные и дебетовые и кредитные карты и станет основной платежной системой».
Однако Кью не огласил показатели — число пользователей, долю расходов, транзакции и, самое главное, объем в долларах — которые могли бы обосновать его заявление. Помимо размытых «число пользователей и транзакций выросло в пять и шесть раз», которые неоднократно встречались в отчетах о доходах, никогда не встречалось конкретных цифр, опубликованных Apple в отношении Apple Pay.
Организаторы опроса обновили некоторые свои ориентировочные расчеты о распространении, использовании и доле расходов — и вот, что у них получилось. Представители издания признают, что данные очень приблизительны и были бы намного более точны, если бы Apple опубликовала реальные данные.
Ну что ж, приступим.
Количество пользователей Apple Pay
В США насчитывается 207,1 млн пользователей смартфонов, и 44,5% этих пользователей (или 92,2 млн) владеют iPhone. Из них 74,1% имеют мобильный телефон, поддерживающий Apple Pay (6 и выше). В опросе, посвященном Apple Pay, говорится, что 21,9% этого числа пользователей iPhone действительно пробовали Apple Pay, поэтому число пользователей iPhone, которые хоть раз пробовали использовать Apple Pay, составляет 15,0 млн.
Что касается постоянных пользователей, опять же из исследования, известно, что 18,4% использовали ее более одного раза. Таким образом, число постоянных пользователей Apple Pay, применяющих эту платежную систему в физических магазинах, составляет 12,6 млн.
Итак, всего существует 12,6 млн активных пользователей после 30 месяцев присутствия на рынке
Доля расходов, приходящаяся на Apple Pay
Организаторы опроса сделали несколько предположений:
- Известно, что ежегодный объем продаж магазинов, которые, согласно отчету Apple, принимают Apple Pay, составляет $420 млрд. Эта цифра сложилась вследствие допущения того, что $392 млрд были получены от магазинов, которые входят в сотню крупнейших розничных продавцов, остальное — это предположение, основанное на оставшихся расходах, приходящихся на других мелких продавцов.
- Предполагается, что люди, использующие приложение Apple Pay в этих магазинах, тратят в среднем столько же, сколько другие потребители.
- Используя цифру $420 млрд, можно посчитать:
1. 44,5% американцев имеют iPhone, и 74,1% из них имеют iPhone, поддерживающий Apple Pay, а это значит, что у 33% жителей США есть подходящий iPhone. Умножьте это на $420 млрд продаж и получите $137 млрд потенциальных продаж пользователям Apple Pay.
2. По данным организаторов опроса, Apple Pay используется в 4,03% всех транзакций. Это означает, что на Apple Pay приходится объем транзакций в размере $5,5 млрд, исключая автомобили и заправки. Это около 0,10% всех розничных расходов.
Общий объем продаж, согласно статистике | Доля Apple Pay | |
---|---|---|
Расчетная доля транзакций Apple Pay | ||
Розничная торговля и продукты питания (за исключением автомобилей и бензина) |
3,969 | 0.14% |
Розничная торговля и продукты питания (за исключением автомобилей) |
4,374 | 0.13% |
Услуги розничной торговли и продукты питания | 5,504 | 0.10% |
Можно строить много предположений, но независимо от того, как интерпретировать данные, отражающие 2,5 года постоянных опросов потребителей об их использовании Apple Pay, используя любое количество допущений, доля Apple Pay в расходах розничной торговли в любом случае представляется небольшой.
Если бы она была больше, то больше продавцов стали бы прикладывать усилия к тому, чтобы принимать оплату Apple Pay и стимулировать ее использование потребителями. Разные крупные продавцы говорят о том, что, учитывая редкое использование и низкую долю расходов Apple Pay, они не заинтересованы в том, чтобы сделать ее приоритетной, и/или не видят причин для ее продвижения в ущерб другим методам, что могло бы стимулировать ее использование и увеличить ее ценность для потребителей и продавцов.
Если бы доля Apple Pay в расходах была больше, об этом стало бы известно — потому что Apple сама бы об этом рассказала. В конце марта Apple опубликовала данные об успехе Beats, а в декабре Эдди Кью сообщил СМИ, что число пользователей Apple Music уже давно перевалило за 20 млн.
Как только речь заходит об Apple Pay и данных по использованию Apple Pay, слышна только тишина. Похоже, данные об Apple Pay — это самый тщательно охраняемый секрет Apple с момента изобретения iPhone.
Неудобная правда: время — важнейшая валюта
В интервью WSJ Кью задали вопрос: «Имеет ли значение, когда [Apple Pay] добьется успеха — через два года, три года или пять лет?» Он ответил: «В конечном счете — нет».
Как понимает любой человек, изучающий запуск платформ, время действительно имеет значение, особенно в динамичной сфере платежей — где время, вероятно, является одной из важнейших валют. Чем дольше она «раскачивается», тем больше риск того, что кто-то или что-то другое сделает это быстрее — в ущерб вам.
Особенно, когда вы уже почти три года на рынке и практически не сдвинулись с мертвой точки. И когда вы пытаетесь убедить банки не бросать вас и продолжать платить. И убеждаете сообщество инвесторов в том, что вы получите доход от услуг, который основывается на популярности Apple Pay.
И когда проходимость в физических магазинах, на которые вы сделали ставку, не оправдывает ожиданий, в то время как онлайн-платежи взлетают, включая использование приложений для оплаты товаров, которые потребители обычно покупают в физических магазинах. Пока Apple Pay упорно внедрялась в магазинах, облачные приложения внедрялись в тех сегментах, где покупатели заходили в физические магазины, и использовали облако, чтобы предложить потребителям возможность сэкономить время, заказав и оплатив товар заранее. И принимая онлайн-оплату.
И когда другие игроки использовали эти 30 месяцев для создания потребительской базы, которую они могут предложить продавцам, которым нужны покупатели и прибыль.
Когда платежные системы, функционирующие онлайн, и облачные мобильные кошельки раскрывают данные о количестве своих пользователей, оказывается, что это число намного превосходит количество пользователей Apple Pay.
И когда потребителям, в том числе первопроходцам, которые перестали регулярно ее использовать, предлагают другие варианты в других каналах, где они уже сформировали покупательские привычки в течение последних 30 месяцев, и Apple теперь должна очень постараться, чтобы вернуть их.
И когда экосистема платежей видит, что Apple, исходя из ее опыта работы с Apple Pay, уже потеряла часть своей хватки по ведению сделок с позиции силы, которую она имела три года назад.
Еще в 2014 году Apple могла потребовать 15 базисных пунктов от банков, которые надеялись освоить быстро развивающуюся инновационную систему платежей Apple Pay. Сейчас крупные банки имеют достаточно веский аргумент, чтобы отменить сделку с Apple, и даже просить Apple платить им несколько базовых пунктов за предоставление доступа к держателям своих карт.
Неудобная правда об Apple Pay заключается в том, что, если Apple действительно играет в игру с дальним прицелом, то ей, возможно, придется за это заплатить. А также дать продавцам стимул продвигать ее, пока дела идут не очень хорошо.
Наступают следующие три года платежей Apple Pay — на этот раз без шумихи.
Комментарии (29)
SyrexS
30.05.2017 13:13-4В Москве не во всех магазинах есть бесконтактные терминалы. А в регионах — их вообще нет. Это самая большая проблема. Хотя Samsung решил частично эту траблу. Странно, почему Apple остановился только на PayPass/PayWave
Germanets
30.05.2017 13:30+5А в регионах — их вообще нет.
Это вы из чьего-то опыта решили или сами постоянно катаетесь по регионам? Регулярно вижу оплату PayPass в обычных магазинах на сберовских терминалах у себя в регионе, за другие, увы, сказать не могу.SyrexS
30.05.2017 13:34Тут неверно написал.
Если брать сетевые магазины, типа пятерочки — то там в большинстве случаев есть и терминал и бесконтактная.
Здесь я имел ввиду сельские и деревенские магазины (палатки).ds_pro
30.05.2017 13:44Там и карты не принимаются.
SyrexS
30.05.2017 13:46Принимают. Правда почему-то терминалы старые. Нет бесконтактной
PS Сама технология мне нравится, я вот не пойму, почему Apple не сделал её реализацию такой же, как и у Samsungredmanmale
30.05.2017 18:56Правда почему-то терминалы старые.
Потому что новые дорогие и покупать их владельцам нет смысла — залётные модники не окупят его никогда.
Buchachalo
31.05.2017 12:58-1Скажу как житель 300К города на юге России. Нет у нас проблемы оплатить что либо картой и практически нет проблем оплатить что либо iPhon/Samsung без контактно.
Еда: Табрис, Магнит, Лента
Гиперы с одеждой: любой, в 80% стоят уже новые онлайн кассы с возможностью оплаты без контактно.
Ну другое дело рынки или хутора/деревни.
Хотя прожив достаточно время в Германии в сельской местности, скажу что там то же есть проблемы с оплатой по безналу, а уж за без контакт говорить нечего.
hamnsk
30.05.2017 13:37+2Не правда, в регионах полно терминалов, в том числе бесконтактных. Даже в Московской области, в деревенских магазинах они есть.
gibson_dev
30.05.2017 15:26+1У нас (Екатеринбург) даже в киосках принимают карты, в т.ч. бесконтактные. Так что не только в дефолт сити есть жизнь.
sevikl
30.05.2017 16:29+1говорите за москву, этого достаточно. в тамбове я еще не встретил терминала без nfc
Virasio
30.05.2017 19:19+1В регионах терминалы начали появляться позже, чем в Москве, и многие сразу были с NFC. Плюс небольшие магазины стали пользоваться терминалами, которые им банк даёт в аренду, а не сами покупать, и тот же Сбер активно продвигает бесконтактные платежи и меняет свои терминалы.
semmaxim
31.05.2017 08:53Ну-ну. Даже в нашей деревне на 300 000 жителей в киосках местных производителей терминалы с nfc.
Fuzzyjammer
30.05.2017 16:21+2Статья о США. В США даже контактные терминалы для чипов — экзотика, а бесконтактные (в рабочем состоянии) я не встречал вообще (на некоторых заправках видел значок NFC, но кассиры говорили, что ридер не работает, свайпайте магнитку). И человек, который пытается расплатиться телефоном, воспринимается как гик или маг. В России бесконтактные терминалы распространены гораздо больше, оттого и Apple Pay принимается активнее.
Gordon01
30.05.2017 16:39Только вы забываете, что Россия слишком малонаселенная и относительно бедная страна
zvic
30.05.2017 21:27В США даже контактные терминалы для чипов — экзотика
Давным давно уже стали вполне обыденной реальностью. Крупнейшие сети Home Depot и Target после своих взломов принудительно заставляют пользоваться именно чип-ридером, если на карточки присутствует чип.
бесконтактные (в рабочем состоянии)
Пользуюсь регулярно Android Pay, удивления у окружающих не вызывает
mikka1
30.05.2017 22:54+много, у меня в офисе (при том, что в нем достаточно хайтек-компании) буквально пару месяцев назад впервые в столовых поставили терминалы с бесконтактным ридером — но я ни разу так и не видел никого, кто оплачивал бы обед телефоном.
Ещё мне кажется, что применительно к рынку США Apple почему-то упускает два важных момента:
1) Для кафе/ресторанов/пунктов питания с официантом — как в 90% случаев происходит оплата? Официант приносит счёт, клиент его изучает и отдает официанту карту. Официант относит карту с счетом на кассу, там прокатывает ее и приносит клиенту карту и чек/слип на подпись. В чек клиент вписывает и чаевые.
Как сюда встроить удобным образом Apple Pay? Объективно — практически никак. Не будешь же официанту свой телефон отдавать. Единственный способ — заставить официанта носить с собой мобильный терминал (как делают во многих местах в Европе), но на это никто (из мерчантов) не пойдёт, а даже если и пойдёт — это займёт ОЧЕНЬ много лет, причём всё это время и клиенты, и мерчанты будут испытывать неудобство и раздражение.
Намного проще выглядит система, при которой, к примеру, официант принесёт счёт с неким штрих-кодом, который клиент, не вставая из-за стола, сможет отсканировать телефоном и оплатить. Мне кажется, с такими технологиями экспериментировал Barclays + в Штатах похожим образом работает тот же Walmart Pay (в магазине на кассе сканируешь волмартовским приложением QR-код с экрана терминала и оплачиваешь покупку через приложение).
2) В США любят всякие бонусные программы / плюшки за оплату картами. У кучи народу (чисто субъективно, по тому, что вижу в бумажниках вокруг) карты Chase Freedom — и, скорее всего, из-за 5% кешбека на некоторые категории в некоторые месяцы. При оплате через Apple Pay / Android Pay часто применяется оговорка, что на эти трансакции кешбек не начисляется. Ну и зачем мне добровольнострелять себе в ногуплатить телефоном, когда карта под рукой, и на нее начислят кешбек?
Безусловно, если карта забыта / оставлена в куртке / в машине, телефон придёт на помощь. Но это всегда будет «выбор №2», а не №1…alexZzZzZzZ
31.05.2017 12:46В Москве в большинстве кафе так и делают — узнают что будешь оплачивать с картой и к тебе подходит официант с терминалом. Отдавать карту кому-то в принципе очень плохо с точки зрения безопасности.
mikka1
31.05.2017 16:35Всё правильно, в Москве, в Чехии, в Австрии, в Ницце :)
В Филадельфии, Вашингтоне, Сан-Франциско и Мёртл Биче не так — там в 99% случаев отдаешь карту официанту и всё. И никому нет дела ни до какой безопасности — ну спишут лишнего, позвонишь в банк и 10-минутным телефонным разговором всё отменишь и карту перевыпустишь, не вставая с дивана — ее тебе новую «овернайтнут» курьерской доставкой.
Отчасти поэтому все попытки последних лет протолкнуть NFC терпят фиаско. Просто пример — году эдак в 2012-2013 почти все эмитенты бросились осваивать технологии бесконтактной оплаты — Амекс встроил свои contactless-чипы в некоторые карты, дискавер и bank of america предложили свои решения. А далее в течение последующих 4-5 лет они ВСЕ были отменены — и Амекс при очередном перевыпуске прислал карту уже без бесконтактного чипа, и дискавер с bofa инвалидировали свои бесконтактные «наклейки». Потому что в массе своей никому это вообще не нужно и никакого value процессу покупки не добавляет.
Это ИМХО, конечно.
Buchachalo
31.05.2017 13:04Чехия, ресторан Hard Rock.
Официант подходит с мобильным терминалом, при вас набирает сумму чека, вы соглашаетесь и оплачиваете картой, потом задается вопрос, будут ли чаевые, и предлагается терминал, вы можете ввети там любую сумму и оплатить чаевые картой. Очень удобно!
djonik1562
30.05.2017 16:29У меня в Волгоградской области, в рп, рядом с домом магазинчик и есть бесконтактная оплата. Гуляешь с детьми, а они хотят в магазин, и не надо домой идти за деньгами, телефон всегда со мной. Удобно.
Статью всю не осилил.
oWeRQ
30.05.2017 17:08По поводу денег в кармане немного параноик и дальше работы без наличных предпочитаю не ездить, т. к. карты иногда не принимают вовсе, платежи могут не проходить, а тут оплата мобильным, который всегда может сесть или разбиться. Вместо возвращения за кошельком — уехать уедешь, а вернуться будет не на что. К чему все это, не в том направлении развивается, браслеты были бы куда практичнее и надежнее.
XA0C
30.05.2017 18:28+3Хоть кто-то смог эту статью прочитать?
Как будто бы автоматический генератор читаемого, но бессмысленного текста на тему эпл пэй.
stychos
30.05.2017 23:02А ещё существуют страны, в которых в магазинах вообще не принимаются визы/мастеры, про эппл-пэй помолчу ) Да и он не во всех странах есть.
spovst
31.05.2017 08:13Новосибирск, оплату через Samsung Pay не приняли лишь однажды — в (на удивление) одном довольно приличном ресторане, извинились и сказали, что терминалы скоро заменят, прогресс придёт и к ним. Хотя владею смартфоном с поддержкой Samsung Pay уже года полтора, но пользоваться начал всего месяца 2-2,5 назад, и это практически полностью заменило для меня наличные/банковскую карту. Очень удобная это штука всё-таки.
Pakos
31.05.2017 10:01Радует что прогресс идёт, я могу скоро оказаться не прав (что без налички — никуда), сейчас даже доставка приезжает иногда с терминалом (главное чтобы был оффлайн-режим или как там его, ибо когда нет связи, то нет и оплаты).
ildarchegg
02.06.2017 05:27Первый раз увидел Apple Pay в Геленджике. Судя по всему все движение в России началось только благодаря усилиям Сбербанка. Штука на самом деле очень удобная. Только вот когда приходишь в какую-нибудь разливайку и там стоит терминал — некоторые продавцы впадают в ступор, когда я подношу телефон к терминалу, и потом начинаются вопросы «А как так? А точно оплата прошла? А ну да, вот чек вылез...»
Главный минус — для использования Apple Pay на айфоне нужно включать блокировку телефона по паролю или отпечатку. А это реально грустно прижимать палец или вводить пароль каждый каз как берешь телефон в руки.
hamnsk
Не стал читать всю статью, но могу смело сказать что бесконтактные платежи, в данном и моем случае ApplePay это очень удобно, я когда забыл все деньги и карту на даче в другой более теплой куртке, так как расчитывался налом с трактористом за его работу, то переложил кошелек в карман той куртки в которой был на даче, то обнаружил это уже за 10 км до Москвы (что ни карт ни налички у меня нет и они на даче), так вот если бы не ApplePay пришлось ехать бы назад, а так вполне себе я прекрасно прожил 5 дней используя эту систему везде где мне было нужно.