Восторженные отзывы наших категорийных экспертов и маркетинговый «фон» в аудиопрессе уже давно не являются для меня убедительными аргументами. С первыми я нередко расхожусь в субъективной оценке компонентов, а градус восхищённости обзоров в аудио СМИ часто зависит
Позволю себе быть субъективным в данном обзоре (со мной это редко случается) и скажу, что эта система очень меня впечатлила. Если совсем коротко, я не большой любитель петь джинсовые дифирамбы и знаю, что у любого устройства есть свои недостатки, а любое техническое решение в акустике – это сложный компромисс. В данном же случае хочу сказать много хорошего и мало плохого. Впервые увидев NEAT Acoustics Iota Alpha, у меня возникла мысль о том, что речь идёт скорее о дизайнерской изощрённости, а также о том, что уменьшение габаритов АС вряд ли положительно скажется на звуке.
Наличие длинных шипов также насторожило. Шипы могли свидетельствовать о том, что производитель делает ставку на привлекательность системы для аудиофилов, которые верят в эффективность «антивибрационных» решений такого плана. Как выяснилось позже, всё значительно интересней, как со звуком, так и с шипами (тот редкий случай, когда сравнительно не большой объём корпуса удивляет хорошим звуком, а от шипов есть вполне конкретная практическая польза, не связанная с мифом о гашении резонансов).
Акустическое оформление
Акустическое оформление – это, пожалуй, одна из самых интересных особенностей Iota ALPHA. Инженеры совместили закрытый и фазоинверторный типы оформления. Так верхняя часть системы, где расположен СЧ динамик и ленточный твиттер, представляет собой закрытый ящик. Динамики этой секции закреплены на панели, наклоненной под углом 30 градусов, что сделано для формирования необходимой диаграммы направленности (учитывая габаритные особенности устройства).
Во второй секции размещён фазоинвертор и 134-миллиметровый НЧ-динамик, направленный вниз, для расширения вертикальной диаграммы и формирования объемной сцены. Шипы, о которых я упомянул выше, использованы не в качестве какого-то там «волшебного» виброизолятора, а для вполне практичной цели — обеспечить необходимое для правильной работы расстояние от дна АС (с закрепленным на нем НЧ динамиком) до пола (поверхности, на которой они установлены). Расстояние от поверхности пола до диффузора НЧ-динамика составляет 1,7 дюйма, что, по словам разработчиков, оптимально для корректного воспроизведения НЧ диапазона.
Отверстие фазоинвертора расположено на задней панели, что не позволяет поместить АС вплотную у стены. Достаточным расстоянием между задней панелью и стеной будет 30 — 50 см… Кроме того, производитель рекомендует покрыть звукорассеивающим материалом поверхность, на которую установлена система (например, положить войлочный коврик под каждую колонку), и стену позади АС.
Удивляют габаритные размеры, Iota Alpha получилась действительно маленькой для напольной акустики. Инженеры NEAT решили отойти от, казалось бы, незыблемого принципа, гласящего, что чем больше ящики, тем лучше звук. Таким образом, используя комбинированные решения, они получили более чем приличный результат с габаритами (В, Ш, Г): 450 (с шипами), 200, 160 мм. При таких скромных габаритах и не слишком выдающейся чувствительности в 86 дБ, я был удивлён тем, что система способна легко озвучить 25 – 30 кв. м. площади (был использован усилитель c RMS 30 Вт, 4 Ом).
Результатом использования выбранной комбинированной конструкции, стало очень интересное звучание. Для акустики характерны акцентированные низкие и мидбас, напористые средние и выразительные точные высокие. Особенностью акустики с такими нетипичными габаритами и акустическим оформлением, стали широкие горизонтальная и вертикальная диаграммы направленности, а также точное реалистичное расположение кажущихся источников звука в сцене. Как подчеркнули наши эксперты: «редко приходилось встречать настолько приличную акустику с такими габаритами».
АЧХ, искажения, а также прочие измеряемые и субъективные параметры
Перед тем как рассказать о графике АЧХ Iota Alpha и прочих характеристиках системы, хочу подчеркнуть, что, выбирая АС для себя, обычно ориентируюсь в основном на измеримые технические показатели. При этом, если бы мне пришлось выбрать систему для дома на слух, я с высокой вероятностью потратил бы 2000 $ на описываемую акустику.
Частотный диапазон от 33Hz до 22kHz, который способна воспроизводить Iota Alpha достаточен и даже в какой-то мере избыточен (учитывая физиологические границы восприятия). Заявленный паспортный диапазон соответствует действительности, что определяется как на слух (я выше 17 кГц не слышу, но мой семилетний сын тестовый сигнал 21 кГц распознал), так и при аппаратном измерении. Глубокие низы тоже не вызывают сомнений в заявленном диапазоне.
АЧХ
График АЧХ – это то, что меня озадачило. Я человек привыкший к мониторному звуку, который впоследствии подгоняю под индивидуальные особенности своего слуха эквалайзером (учитывая акустику помещения, жанровые нюансы, настроение) – если грубо, то меняю ровную АЧХ на ту, при которой музыка будет наиболее приятна моим ушам. В случае с Iota Alpha график АЧХ удивляет неравномерностью, но при этом всё хорошо звучит. Меня этот график насторожил не меньше, чем использование шипов.
АЧХ тест от Джона Аткинсона, «Stereophile»
Между тем, субъективное восприятие качества звука оставалось высоким и, более того, звук почти не требовал эквализации. Из этого я сделал вывод, что для АЧХ моих (подчеркиваю этот момент) ушей – этот звук очень хорош и не требует дополнительных мучений с эквалайзером. С другой стороны, я не рекомендовал бы эту акустику в качестве студийной (равно как для записи/сведения/мастеринга в домашних условиях), так как звук, как можно видеть из графика АЧХ, очень далёк от мониторного эталона.
Искажения
При субъективной оценке (прослушивание каверов Rammstein в исполнении детского хора и концерта для флейты с оркестром D-dur Моцарта), замыленности (характерно для высокого уровня интермодуляционных искажений) отметить не могу. Гармонической окраски звучания также не услышал. Эти оценки вполне совпадают с паспортными данными акустики, THD не превышает 0,5 %. Об интермодуляционной составляющей производитель не пишет, а зря. При аппаратном тестировании пары Iota Alpha стандартным двухчастотным методом показатель IMD не превысил 1 – 1,15 %.
Предполагаю, что низкий уровень искажений достигнут во многом благодаря конструкции фильтров системы. К сожалению не удалось найти подробной информации о схеме кроссовера, но известно, что в конструкции использованы, горячо любимые аудиофилами, драгметаллосодержащие конденсаторы от компаний Mundorf и ICW Clarity, а также катушки фирмы Volt, что многими считается очень даже true. Буржуйские издания также пишут о применении дросселей с воздушным сердечником и низким сопротивлением по постоянному току.
Особенности сопротивления.
На подавляющем большинстве частот (но не ниже 50 Гц) сопротивление АС достигает реальных 6 Ом (при заявленных 4-х). По утверждению эксперта Джона Аткинсона (писавшего об этой системе в Stereophile) – это означает, что АС сможет корректно работать с 8-ми Омным усилителем.
При этом следует отметить, что при частоте ниже 50 Гц сопротивление падает до 4 Ом, а при частоте 10 Гц (за пределами слышимого диапазона) падает до 3,6. Из этого можно сделать вывод о том, что у восьмиомного усилителя, работающего с этой АС будут определённые сложности с НЧ.
Итог
Подводя сухой остаток без личных пристрастий, можно сказать о том, что IOTA Alpha – это акустическая система с оригинальной конструкцией, низким уровнем нелинейных искажений, громкостью достаточной для площади 30-50 кв.м., широкой диаграммой горизонтальной и вертикальной направленности, сравнительно небольшими габаритами, точной и объёмной сценой, а также спорным, с точки зрения верности воспроизведения, графиком АЧХ.
Моя субъективная оценка значительно выше. Услышав эту систему, я понял, что существуют технические решения, обеспечивающие достойное качество звука без использования огромных ящиков. О звуке я уже писал, если коротко, то частотный баланс, т.н. детальность, расположение КИЗ и «объемность» сцены заслуживают самой высокой оценки. Не очень люблю абстрактные определения, но в данном случае позволю себе охарактеризовать звук как «реалистичный» или «живой».
Комментарии (46)
vconst
19.06.2017 15:51+1Во второй секции размещён фазоинвертор и 134-миллиметровый НЧ-динамик, направленный вниз, для расширения вертикальной диаграммы и формирования объемной сцены. Шипы, о которых я упомянул выше, использованы не в качестве какого-то там «волшебного» виброизолятора, а для вполне практичной цели — обеспечить необходимое для правильной работы расстояние от дна АС (с закрепленным на нем НЧ динамиком) до пола (поверхности, на которой они установлены). Расстояние от поверхности пола до диффузора НЧ-динамика составляет 17 дюймов, что, по словам разработчика, оптимально для правильного воспроизведения НЧ диапазона.
Удивлен, что шипы «не для волшебства», но все равно непонятно их назначение. Или в статье ошибка, или не знаю что. Почему именно это расстояние является оптимальным? Чем обеспечен этот оптимум? В статье про это ничего не сказано.
Ну и фактическая ошибка. Там явно не 17 дюймов от пола до диффузора динамика в дне колонки.Sound_cULT
19.06.2017 15:57Спасибо, поправили. Относительно того почему расстояние является оптимальным уточню у эксперта, который работает с этим поставщиком. (Расстояние около 7 см)
IronHead
19.06.2017 16:09-7Эти «эксперты» из «пульт.ру» хотя бы теорию изучили, а потом статьи писали.
Про шипы:
Таким образом, если поставить акустику на пол, то мы получим паразитные призвуки и искажения из-за того, что колеблящиеся по сути ударяются об пол при вопроизведении. Именно эти паразитные вибрации и убивают все ожидаемое качество звучания. Как же этого избежать? Физика дает однозначный ответ – увеличить давление АС, оказываемое на пол, погасив таким образом нежелательные вибации.
Именно этой цели и служат акустические шипы.Уменьшая площадь соприкосновения с нескольих сотен см? до пары-тройки квадратных миллиметров, они в десятки раз повышают давление, оказываемое акустикой на поверхность пола. И гасят таким образом большую часть паразитных колебаний. Качество звучания, равно как и его достоверность при этом возрастают кардинально.
Пруф: https://keddr.com/2016/01/akusticheskie-shipyi-dlya-chego-eto-nuzhno/Sound_cULT
19.06.2017 16:18+1ну-ну — это конечно сильный пруф, я в восторге, только оскорблять на этой площадке запрещено правилами.
vconst
19.06.2017 16:20Пруф — весьма сомнительный.
Каким образом увеличение давления — уменьшит вообще что либо, совершенно непонятно. Непонятно даже то — что же именно они хотят погасить. Если надо сделать акустическую развязку между колонкой и полом, надо поставить ее на широкий и толстый вибро-звукоизолирующий материал, а не на твердые керамические или металлические шипы — которые превосходно передают колебания в пол, тем более впиваясь в него острыми концами.IronHead
19.06.2017 16:54-3Подразумевается, что шипы стявят на более мягкий (чем шипы) пол. В идеале — на деревянный. Они (шипы) в него вдавливаются под весом АС и тем самым достигается фиксация АС.(Ради интереса — попробуйте сдвинуть АС, установленную на деревянный пол на шипах и на обычных ножках, на шипах у вас ничего не выйдет, а обычные ножки будут скользить)
Дальше — интереснее. Максимальная отдача на низких частотах — идет при идеально неподвижной АС. То есть в идеале — конечно прикрутить сабвуфер или НЧ АС к полу (к стене, к потолку и пр). Но если такой возможности нет — то шипы сделают ее менее подвижной (опять же, на более мягком основании, чем шипы. Шипы должны промять поверхность под собой).
Почему отдача при жесткой фиксации больше? Попробуйте встать на льду с товарищем в обычной обуви и оттолкните его. Он откатиться, но и вы откатитесь от него в противоположную сторону. Теперь одеваем обувь с шипами, толкаем друга — и о чудо! Друг откатился дальше, а вы стоите на месте. Это же физика!
То же самое, происходит и с воздухом. Когда диффузор АС толкает воздух, он так же отталкивает и АС в противоположную сторону, тем самым на незакрепленной акустике — снижается отдача.vconst
19.06.2017 17:05+4Это какая-то — очень альтернативная аудиофильская физика. Если хочется избежать «паразитного ударения акустики об пол», надо не вдавливать ее шипами в пол, а поставить на толстую войлочную прокладку.
Тем более с статье написано прямо противоположное вашему «мягкому полу» — установка на шипы и на керамическую подставку. По которой эти шипы будут скользить и отлично передавать колебания. В аудиофильском идеале — получается полный абсурд, максимальный эффект достигается при жестком привинчивании колонки к полу.
Если хочется достичь максимальной неподвижности колонки, можно взять пример с изготовителей стиральных машин — разместить бетонный или свинцовый блок в нижней части корпуса. А для наиболее «дорогого» решения из «хайтека», то можно заменить бетон — обедненным ураном или золотом. Вся Москва обзавидуется. Вдобавок можно «нааудаофилить» связь между ионизирующим излучением и акустическим, любители гармонизаторов и фрактальных диффузоров — от такого кончат и закурят.Ugrum
19.06.2017 17:14+1обедненным ураном
Да вы затейник!
vconst
19.06.2017 17:21+3Да скучно все это… Стальные шипы, плита из банальной керамики, деревянные корпусы, будто нет по настоящему современных материалов. Урановый балласт хотя бы цену оправдает, будет объективная причина драть по 2к баксов за одну колонку.
PS
Купил недавно двужильный кабель, цвет мне его понравился — черный и красный, стандартные цвета для слаботочки, как раз для освещения светодиодными лентами, которое я колхозю у себя в квартире. ЧСХ — «типа акустический» кабель, так на катушке было написано. Принес домой, припаял, чуть пошевелил — и он отвалился… Зачистил его, поскреб ножом — а он сволочь, из медненого алюминия! Зато «акустический»…
Закинул его подальше в шкаф и сделал проводку тем что было под руками: голубой-белый. Не так наглядно — но из нормальной меди!
GennPen
19.06.2017 21:52+1можно заменить бетон — обедненным ураном
Будет по-настоящему активная колонка. =)
Shortki
20.06.2017 21:00Про пруф ничего не скажу, но использование шипов существенно меняет звучание АС, чаще всего лучшую сторону, особенно в области НЧ. Проверено на нескольких комплектах систем — все, кто имел возможность сравнить звучание отмечали улучшение, никто из них в аудиофилизме замечен не был. Возможно, допустим на чисто бетонном полу эффект снизится, но для большинства бытовых покрытий находится на заметном уровне.
DjOnline
22.06.2017 13:32Ну с таким же успехом стоило провести тесты, подложив силиконовые подкладки, или какой-нибудь материал звукоизоляции, ну вообщем что-то, что приподняло бы колонки на пару сантиметров, и сравнить эффект, который был бы скорее всего такой же.
Sound_cULT
22.06.2017 13:35эта ветка уже спровоцировала отдельный пост https://geektimes.ru/company/pult/blog/290285/
Sound_cULT
19.06.2017 16:32+2Хороший коммент к пруфу:
Dmitry
«Моя бабушка всегда могла услышать отличия звучания шипов из мягкого металла и твёрдого. Кстати, лучше всего звучат шипы с алмазными наконечниками, а хуже всего резиновые ножки в моих колонках. Это же касается наушников.»LAZst
19.06.2017 22:12+3Наушники с шипами с алмазными наконечниками — это самые лучшие наушники! Главное шипов побольше, что-б с головы не сваливались.
Ugrum
19.06.2017 16:33+1Там про фрактальные диффузоры ничего случайно нет, на этом кедре?
В сабже присутствие шипов хоть как-то оправдано.
mapatka
19.06.2017 17:39+1Девиз этого замечательного предложения звучит так: «Все ваши заботы включены в нашу работу». Если на фотографии товара вы увидите зеленую печать с надписью All Inclusive («Все Включено»), это значит, что при покупке данной модели вы автоматически получаете в придачу целый список различных бесплатных сервисов и услуг.
Приобретая товар по акции «Все включено», вы получаете следующие бонусы:
1. Бесплатная доставка по Москве*.
2. Бесплатная доставка в ваш город. **
3. Бесплатно чехол для пульта.
Ваша щедрость не знает границ.
trokhin
19.06.2017 20:16Вот могут же люди преподнести!
Фраза «Акустическое оформление – это, пожалуй, одна из самых интересных особенностей Iota ALPHA. Инженеры совместили закрытый и фазоинверторный типы оформления.» описывает очень неособенную особенность. Возьмем пресловутые советские С90 и… тадам — НЧ динамик в фазоинверторе, а СЧ динамик в закрытом объеме. И так в 80 процентах классических трехполосных АС.
Я уж молчу про фразу «НЧ-динамик, направленный вниз, для расширения вертикальной диаграммы и формирования объемной сцены». Вы бы хоть написали до какой частоты он работает. Судя по расположению в пол, он не должен работать выше 100-150 Гц, а на таких частотах куда динамик не поставь, будет сферическая волна, т. е. динамик в любом положении всенапрвленный. О какой диаграмме речь?Sound_cULT
19.06.2017 22:06И так в 80 процентах классических трехполосных АС.
как-то далеко не в 80-ти и даже не 50-ти
Я уж молчу про фразу
Так я про фазу вроде тоже молчал.
Вы бы хоть написали до какой частоты он работает.
В статье приведен график АЧХ, догадаетесь каким цветом выделен саб?
он не должен работать выше 100-150 Гц,
Это уже вопрос с какой амплитудой)) Но положим, он никому и ничего не должен, и учитывая то, что «он в пол», точно так же не должен.
О какой диаграмме речь?
Тут речь не о диаграмме конкретного динамика, а характеристиках направленности излучения всей АС.
trokhin
21.06.2017 20:00как-то далеко не в 80-ти и даже не 50-ти
Не сочтите за труд, опишите, как обычно оформлен СЧ в большинстве трехполосок.
Так я про фазу вроде тоже молчал.
Фазы и фразы перепутались? Или это очень тонкая шутка?
В статье приведен график АЧХ, догадаетесь каким цветом выделен саб?
Да, не видел графиков, экскузе муа! То ли не загрузились все картинки, то ли лыжи не едут. Теперь понятно, НЧ работает примерно до 200.
Тут речь не о диаграмме конкретного динамика, а характеристиках направленности излучения всей АС.
Ну теперь вы статью исправили, ок ))Sound_cULT
21.06.2017 23:16Ну теперь вы статью исправили, ок
Окститесь, я её не трогал.Свидетелей тут много, чтобы это подтвердить.trokhin
22.06.2017 19:15Окстился. Поторопился. Фраза
«НЧ-динамик, направленный вниз, для расширения вертикальной диаграммы и формирования объемной сцены»
в статье осталась.
Значит, мне повезло. Расскажите, пожалуйста, как поменять диаграмму направленности АС на частотах ниже 300 герц переставлением НЧ динамика. Моя мечта управлять этой диаграммой для коррекции взаимодействия с комнатой.
trokhin
22.06.2017 19:34Ну и про оформление СЧ в большинстве трехполосок так и не рассказали. Вот ниже вас исправили насчет С90. Так я не понял, в чем новаторство описываемых в статье АС в области АО.
А все мои возражения и споры только о том, что копирайтеру, т. е. вам, нужно глубже предмет изучать. И статью спецам на проверку отдавать в пульте.ру ведь найдется парочка. Во вконтактике может и прокатит подобная статья, но сюда-то зачем? Ведь унизят, как обычно ). Сплошная антиреклама.
Sound_cULT
19.06.2017 21:45Советские С-90… интересно, возможно я ошибаюсь, но «СЧ динамик в закрытом объеме» изолированном от ФИ корпуса — это не совсем про C-90
Как -то не так как вы написали
melchermax
19.06.2017 22:25Как раз-таки СЧ динамик в S90 находится в этаком пластмассовом стакане, и тем самым изолирован от основного объёма корпуса. Это я Вам как ветеран — потрошитель колонок говорю :)
Sound_cULT
19.06.2017 22:32Док, вам доверяю. В далёком прошлом был обладателем S-90, но не удосужился вскрыть. В сухом остатке: только СЧ, и в пластмассовом стакане, но не СЧ и ВЧ в отдельном закрытом ящике. Так или иначе разница существенная и посему сравнение по меньшей мере странное.
Cenzo
20.06.2017 08:46Трёхполосники Амфитон 25 АС-027 так же были сделаны. СЧ динамик в стакане, ленточный ВЧ динамик 10ГИ-1 (до 35КГц), естественно, вообще изолирован. Звук у них после небольшой доработки был просто шикарен, с тех пор хочу трёхполосную систему с ленточным ВЧ. Таких кристально чистых высоких я не слышал с другим типом пищалок. Цены на АС с таким типом динамиков (да и даже сами динамики отдельно для DIY) очень и очень кусачие.
UR70
20.06.2017 10:40-1Разница для вас существенная, т.к. зрить надо в корень вопроса а не маркетологически.
У С-90 частота раздела звеньев НЧ/СЧ была явно не на 100 Гц, как у данной Иоты. Фактически Иоты — это 2.1 АС, т.е. двухполоска на диапазон 100...20000, и басовая секция. С-90 — классическая трехполоска, поэтому объемы секций для СЧ динамиков столь существенны в своей разнице. Для ВЧ динамика отдельный корпус просто не нужен зачастую. А на фото, если обратить внимание на место под СЧ динамиком, как раз виден краешек белого пластикового стакана.
GennPen
19.06.2017 21:45АЧХ тест от Джона Аткинсона, «Stereophile»
А можете в следующий раз подписывать график? А то не понятно, что на нем происходит, какой график что представляет.
melchermax
19.06.2017 22:31Меня опять терзают смутные сомнения… Твиттер так сильно заглублен, а Вы пишете про широкую диаграмму направленности? И в чём гениальность направленного назад канала фазоинвертора? Чтобы был повод выпятить АС на середину комнаты? Хотя статья доставляет, непременно пишите ещё! :)
Sound_cULT
19.06.2017 22:40Гениальности в направленности фазоинвертора нет, это скорее можно отнести к недостаткам. По поводу твитера — у ленточников всегда широкая горизонтальная диаграмма, полагаю (к сожалению не могу с полной достоверностью утверждать), что для увеличения вертикальной наклонили панель на которой закреплен СЧ и твитер. И еще у заглубленности твитера явно есть причина, такое ощущение, что это такой рупор крохотный.
melchermax
19.06.2017 22:47Хм, ленточник с рупором… Господа знают толк в девиациях :) После того, как я привык к своим омниполярникам, что-то направленное иметь нет никакого желания. ИМХО, конечно.
DjOnline
22.06.2017 14:01Что за однополярники? Дают объём в любой точке комнаты?
melchermax
22.06.2017 14:11Омниполярные АС обладают круговой характеристикой направленности. Проще говоря, у этих колонок «везде перед», никакого изменения восприятия звука при перемещении в комнате, и т.д. Конструкция встречается разная, я сделал вот так.
trokhin
21.06.2017 20:04+1Это не рупор, а волновод (waveguid), и физика по сравнению с рупором другая.
Ugrum
Соседи снизу оценят направленные в пол динамики НЧ.
dmitryrf
Думаю, предполагается, что перед покупкой акустики клиент уже купил отдельностоящий дом и устроил в нём правильное подготовленное помещение.
Sound_cULT
Возможно, а возможно звукорассеиватель под колонкой частично поможет соседям снизу. Если дома с комнатой нет.
Psychosynthesis
Не поможет.
1eqinfinity
Нет-нет, это можно использовать в обычной квартире. Надо только положить под колонки аудиофильский паркет, который, пропуская через себя звуковые колебания, насыщает их, делает звук более упругим и влажным, и отражает его от своей нижней грани. Соседи снизу вообще ничего не заметят. А острые ножки на колонках сделаны специально для надежного контакта.
trokhin
На низких частотах совершенно нет разницы, куда направлен динамик — волна сферическая (во все стороны одинаково громко), пока, грубо говоря, длина волны много превышает геометрические размеры системы. А то следуя вашей логике владелец колонок не услышит динамик не направленный на него.
DjOnline
Звукоизоляционная плавающая стяжка — и соседи снизу не слышат ничего. Но если соседи сверху не сделали себе такую же — то это их проблемы :)