Здравый смысл говорит, что одна из причин, по которой так много хакеров происходит из России и бывших частей СССР, заключается в том, что в этих странах информационным технологиям в средних и старших классах обучали гораздо активнее, чем на Западе. При этом там нет такого хорошо развитого «лифта», как в Кремниевой долине, помогающего талантливым айтишникам направить свои навыки на выполнение высокооплачиваемых работ. В этой статье изучается первая часть этого предположения на основе общедоступных данных.

Выводы здравого смысла подтверждаются аналитикой данных по обучению как в США, так и в России, показывающих, что между тем, как учат и проверяют американских студентов в области IT, и как это делают в Восточной Европе, есть несколько важных и критичных отличий.

image

По сравнению с США в России гораздо больше старшеклассников решают посвятить себя информационным технологиям. Один из способов измерить это – посмотреть на количество школьников, выбравших AP-экзамен (и его аналог в России, ЕГЭ) по теме IT.

Согласно аналитике, проделанной Университетским советом США, за 10 лет с 2005 по 2016 года 270 000 школьников США решили пройти госэкзамен по компьютерным наукам (“Computer Science Advanced Placement”).

Сравним с Россией: исследование от 2014 года по компьютерным наукам (в России это называется «информатика») Пермского государственного университета говорит о том, что ежегодно порядка 60 000 русских школьников регистрируются для сдачи русского эквивалента AP, известного, как «единый государственный экзамен». Экстраполируя 60 000 на десять лет, получаем, что в России в два раза больше людей, порядка 600 000, проходили за последние десять лет экзамен по информатике.

В глубоком анализе "Стратегия национального таланта", проделанном Microsoft Corp. для исследования карьеры в IT, содержится предупреждение: несмотря на критичную и постоянно растущую важность этой темы, информатике учат в очень малом количестве школ США. Отмечается, что хотя в США сейчас насчитывается чуть больше 42 000 школ, лишь 2 100 из них были сертифицированы для обучения информатике для AP в 2011 году.

Большая фора


Возможно, в России экзамен по информатике сдают больше людей из-за того, что русским школьникам приходится начинать изучать этот предмет в более раннем возрасте. Федеральные стандарты образования в России обязывают обучать информатике в средней школе, при этом любая школа может включить в программу обучения в старших классах информатику на базовом или продвинутом уровне.

В работе пермских исследователей отмечается, что «в начальной школе азы информатики преподают в рамках курсов „математика“ и „технологии“. Более того, каждая начальная школа имеет право включить в программу „информатику“.

Ключевые компоненты программы обучения в российских средних школах следующие:

1. Теоретические основы.
2. Принципы работы компьютера.
3. Информационные технологии.
4. Сетевые технологии.
5. Алгоритмы.
6. Языки и методы программирования.
7. Моделирование.
8. Информатика и общество.

Средняя школа


Критические отличия между странами в обучении информатике есть и в методах обучения, и в ожидаемом на экзаменах уровне владения материалом.

Опять-таки, берём пермское исследование и смотрим на то, что ожидается от учеников на экзамене по информатике:

Блок 1: „Математические основы информатики“.
Блок 2: „Алгоритмизация и программирование“.
Блок 3: „Информация и компьютерные технологии“.

Материалы для тестирования состоят из трёх частей.

Часть 1 – тест с четырьмя вариантами ответов, покрывающий все блоки. На прохождение теста отводится относительно мало времени.

Часть 2 – набор задач по трём уровням сложности, простому, среднему и продвинутому. На них нужно дать короткие ответы вроде числа или последовательности символов.

Часть 3 – набор задач ещё большей сложности, чем продвинутая. На них нужно давать развёрнутый ответ в свободной форме.

Согласно пермскому исследованию, „в 2012 году в первой части было 13 задач, во второй – 15, в третьей – 4. Экзамены охватывали ключевые темы из курса информатики. Самые сложные в выполнении задачи – те, что требуют развёрнутых ответов. Туда входят анализ алгоритмов, написание компьютерных программ, и т.п. Ответы проверяют региональные эксперты-экзаменаторы на основе стандартных критериев“.

Тест в США


В США содержимое AP-экзамена описано в документе Университетского совета.

Практика вычислительного мышления (P)

P1: Соединение вычислений
P2: Создание вычислительных артефактов
P3: Абстрагирование
P4: Анализ задач и артефактов
P5: Общение
P6: Совместная работа

Общая концепция:

Идея 1: Творчество
Идея 2: Абстракцияя
Идея 3: Данные и информация
Идея 4: Алгоритмы
Идея 5: Программирование
Идея 6: Интернет
Идея 7: Глобальные последствия

Восхищаясь проблемой


Как сравнить два этих теста? Алан Полер, директор по исследованиям в институте SANS – организации, занимающейся обучением и тренировками по безопасности – говорит, что темы 2, 3, 4 и 6 из русской программы могут стать основами, на которых строятся навыки кибербезопасности, а их проходят все ученики русских средних школ.

»В США такому обучают крайне мало школ, – говорит Полер. – Мы в целом не учим этим темам, и уж точно не проводим по ним экзамены. Русские же этим занимаются, и делают это последние 30 лет. И в какой стране появится больше опытных в сфере кибербезопасности людей?"

Полер сказал, что русская программа практически гарантирует, что у детей будет больше практического опыта в программировании и решении задач. К примеру, в американском AP-экзамене не указано конкретного языка программирования, а темы для изучения следующие:

• Как разрабатываются программы для помощи людям и организациям?
• Как программы используются для творческого самовыражения?
• Как в программах реализуются алгоритмы?
• Как абстракция позволяет разрабатывать компьютерные программы?
• Как люди разрабатывают и тестируют программы?
• Какие математические и логические концепции лежат в основе программирования?

«Обратите внимания, обучаться непосредственно программированию почти нет смысла – я думаю, что от наших учеников требуется написание одной программы (совместно с другими), – писал Полер в письме на наш сайт. – Похоже, они учат детей восхищаться программированием, но не заниматься им. Главная причина, по которой киберобразование не работает – большую часть времени ученики не получают никаких полезных навыков».

Путь развития


Плюсом можно считать наличие признаков того, что информатика становится всё популярнее среди старшеклассников США. Согласно последнему отчёту по экзаменам AP от Университетского совета, почти 58 000 американцев в прошлом году прошли экзамен по информатике – против 49 000 в 2015-м.

Однако, информатика наименее популярна среди всех остальных тем на AP-тестировании. Более полумиллиона студентов выбрали экзамен по английскому в 2016 году. 405 000 выбрали английскую литературу. Почти 283 000 выбрали управление, а 159 000 – «общественную географию» [Human Geography].


Статистика по темам AP-тестирования в 2016 и 2015 годах

Это не очень-то хорошо ввиду серьёзного недостатка профессионалов в кибербезопасности, требуемых работодателям. ISACA, некоммерческая группа, продвигающая информационную безопасность, предполагает, что к 2019 году в мире дефицит профессионалов в области кибербезопасности составит два миллиона человек. Согласно отчёту Frost & Sullivan и (ISC)2, к 2020 году останутся незаполненными порядка 1,5 млн вакансий в области кибербезопасности.

Проблема с наймом айтишников особенно остро стоит в США. Компании, не находя квалифицированных профессионалов в области кибербезопасности, всё чаще рассчитывают на найм иностранцев с нужными навыками. Но в апреле администрация Трампа заказала полный пересмотр программы иммиграции высококвалифицированной рабочей силы – считается, что этот шаг может породить новые ограничения для компаний, нанимающих иностранцев вместо соотечественников.

Некоторые из крупнейших игроков Кремниевой Долины призывают политиков принять более дальновидную стратегию для решения проблем с недостатком профессионалов своими силами. В отчёте "Стратегия национального таланта" Microsoft утверждает, что тратит в США 83% своего международного бюджета в области исследований и развития.

«Но компании из нашей индустрии не смогут сконцентрировать работы в сфере R&D в этой стране, если мы не сможем заполнить вакансии, – написано в отчёте. – Если ситуация не изменится, то всё более вероятной будет становиться ситуация, в которой незаполненные вакансии переместятся в те страны, в которых школы выпускают больше людей, владеющих точными науками, в которых так нуждается глобальная экономика».

Microsoft призывает политиков принять национальную программу для усиления образования K-12 STEM, нанимая и тренируя больше учителей в этой области. Компания также утверждает, что штаты должны щедрее финансировать доступ к информатике в старших классах, и что обучение школьников информатике в США надо начинать гораздо раньше.

«В краткосрочной перспективе мы столкнёмся с нереализованными возможностями для роста рабочих мест в Америке, – предупреждает Microsoft. – В долгосрочной это может подстегнуть экономическую конкуренцию в области, в которой США были первооткрывателями».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (83)


  1. pnetmon
    27.06.2017 16:35
    +5

    одна из причин, по которой так много хакеров происходит из России и бывших частей СССР, заключается в том, что в этих странах информационным технологиям в средних и старших классах обучали гораздо активнее, чем на Западе.

    Они думают что этому обучают в школе… А не то что люди обучаются сами чтобы больше зарабатывать и иметь профессию которая позволяет легко сменить место жительства.


    1. kryvichh
      27.06.2017 16:54

      Более того, работа в IT может быть удаленной, то есть можно жить ЗДЕСЬ, а зарабатывать ТАМ. Правда, уже не только IT-шники, еще и смежные специалисты — дизайнеры, переводчики, копирайтеры, сценаристы, ютуберы и проч.


      1. ChernovDmitry
        29.06.2017 14:58

        в будущем так же смогут работать например врачи, для этого только нужно создать удобные сервисы


    1. PapaPadlo
      27.06.2017 21:54
      +2

      Там под оригинальной статьей комментарий который лучше статьи. Вкратце: в текущих условиях практически единственный шанс получить высокооплачиваемую работу это "пойти в айти". Условный выпускник скорей пойдет в программисты чем во врачи или преподаватели.
      https://krebsonsecurity.com/2017/06/why-so-many-top-hackers-hail-from-russia/comment-page-2/#comment-434193


      1. tartarelin
        28.06.2017 00:35

        А как же продажник?


        1. anatolius
          01.07.2017 15:27

          не у всех характер к этому подходящий


  1. Ivan_83
    27.06.2017 16:37
    +7

    Дебилизм а не статья.

    Сдача экзамена практически никак не коррелирует с интересом к предмету и уж тем более способностями к хакам (остроумное решение проблемы).
    Тут скорее психо лингвистические особенности и особенности окружения, например когда на улице сплошная гопота/пьянь и примыкать к ним не охота. Плюс возможность иметь профиты помогая родственникам/близким/друзьям с настройкой компов с практически детства.

    Помимо умственных способностей, есть ещё денежная составляющая: в россии и др странах работать в ИТ это способ зарабатывать выше местного рынка, а местный рынок ущербный на фоне того что в сша.
    Те у нас какой нибудь фармацевт, учитель не может получать столько сколько програмер, потому что он не может работать на крупную корпорацию через интернет за половину денег которые платят местным.
    А ещё эта специальность годный гарантированный способ иметь возможность свалить из страны в любую другую страну, ибо рынок ИТ работы глобальный.


    1. Epoiiika
      27.06.2017 16:58

      Согласен с вами в ваших выводах, но также не стоит недооценивать порог вхождения, у нас по школьной программе тебя за руку ведут через этот порог, и помогают освоится, выучить тот же бэсик или паскаль. А когда есть нормальный фундамент, далее и соло развиваться проще.


      1. TheOleg
        28.06.2017 03:58
        +1

        Я уверен, что если сейчас опросить всех жителей России, то бэсик и паскаль на хоть сколько то нормальном и актуальном уровне будут только профильные программисты.


        1. kir_rik
          28.06.2017 10:29
          +1

          Никто и не говорит про "актуальный уровень" паскаля и бэсика. Сейчас, с высоты профессионального опыта, кажется, что начать программировать просто, и любой дурак может сам при желании выучиться азам программирования. Это не так, есть определенный порог, через который переводят в школе или на 1 курсе почти любого учебного заведения. Я видел людей, которые в 17 лет впервые писали hello world на С. Для них это было откровение, сложная концепция, которую они восприняли с некоторым трудом. По умолчанию у людей нет в голове связей между той функцией, которая f(x) = 2x + 1 и той, которая printf(char ).
          Большинству людей чтобы начать программировать нужны базовые знания, но они даже не знают какие. А если в школе учитель потратил год, чтобы научить 30 человек хотя бы максимум в массиве находить, то любой из этих 30 человек имеет все необходимое, чтобы стать программистом.


          1. TheOleg
            28.06.2017 15:53

            30 человек в год(целый класс) или за сколько? Целый класс — много. Разве что 3-4 человека, которым самим это нравится.


      1. Ivan_83
        28.06.2017 18:36

        Ну меня особо никто не учил, всё методом тыка, медитаций.
        От робика у меня в начале вообще ничего не было, друг рассказал про пару комманд.
        Потом метод тыка был. Потом разбор каких то игр с касет на бейсике писанных и других прог.

        По асму для z80 была какая то можно сказать брошюра, на пару страниц полезного текста и таблица соответствия для маш кодов.

        Для си хелловорлд я сразу сгенерировал, и дальше опять методом тыка, но в целом уже был базис по вин апи. Ну разбор чужих прог, чтение, инет уже был немного.

        Сейчас этот путь уже закрыт, ибо есть интернет и ещё масса соблазнов.

        2 TheOleg
        Бейсик и паскаль сейчас это языки используемые для обучения, в продакшене — те за деньги на них пишет исчезающе малое количество народу, особенно на бейсике.

        2 kryvichh
        Ну вот ютуперов я бы не относил к специалистам.
        В лучшем случае это комбинация ранее тобой перечислено, в худшем камвохры и ахтунги.

        2 yarric
        У нас полным полно инженеров уровнем и по выше на порядки.
        У нас нет среды где такие люди найдут своего Джобса и он с ними потом поделится.
        В итоге такие инженера сидят по всяким НИИ, ящикам и конторам и получают свои 30-100к руб.

        2 DimaKurb
        Наших коммитеров мало потому что:

        1. Ты сравниваешь русские имена/фамилии и все остальные. А нас как бы всего 100м относительно 7+ ярдов людей на шарике.
        Тут интереснее почему китайцев и индийцев очень мало, притом что их в 10х больше нас как минимум.

        2. Мы ещё не влились полноценно в культуру опенсорса.
        Тут и языковые барьеры и особенности менталитета.
        Плюс местные галеры, как правило, не поощряют и не стимулируют коммиты в опенсорц, не требуют возврата даже того что гпл где то пропатчили и сделали продукт.

        3. Опенсорц только набирает обороты.
        Тот же линукс только недавно начали ставить по школам/вузам/госам и говорить про него в новостях и фильмах.
        Интернет стал скоростным да безлимитным тоже лет 10 как, до того все обменивались дисками да покупали диск 100в1 (венда, офис, антивирус, винрар, ацдси,....) в ларьках.

        4. Не все понимают зачем коммитить в опенсорц.
        Я коммичу потому что:
        — мне один фиг надо эти баги поксить, потому как достали, а если не закоммитить то потом придётся опять их фиксить в новом релизе и опять и опять… дешевле по времени закомитить
        — можно прикреплять портянки со ссылками на баг фиксы и коммиты к резюме, по содержанию 5-10 коммитов дают столько же сколько 5-10 лет работы над одним проектом :)

        Впрочем, это не только у нас.
        Я был в одной международной компании «в гостях по делу», там тоже вроде никто ничего не коммитил в опенсорц, хотя языкового барьера у них меньше, ибо коммуникации 90% на инглише.

        У меня лично не получается не коммитить.
        Увы. %)
        Постоянно что то вылезает чем я не доволен или ломается или обновить надо… и оказывается что мне больше всех надо или у меня руки доходят первее.
        Правда комитить я начал спустя года два после того как слез с венды, но оно идёт нарастающими темпами: с каждым годом всё больше и больше.
        И больше всего напрягает расписывать на игнлише чо-как/коммуницировать, чем собственно кодить/фиксить/багхантить.
        Плюс случаются демотивации в виде реджектов или оно просто повисает на месяц или годы.


        1. yarric
          28.06.2017 23:20

          У нас полным полно инженеров уровнем и по выше на порядки

          Практически неверифицируемое утверждение.


          У нас нет среды где такие люди найдут своего Джобса и он с ними потом поделится.

          Джобс, кстати, тоже инженер. И Маск инженер.


          Показать себя можно не только в коммерции. Есть ещё open source, наука.


        1. Pakos
          29.06.2017 11:15

          Бейсик — vbs/vba иногда используется, Pascal (Delphi, VP, FP) используется в системах, которым десяток+ лет и никуда уходить не собираются — разработка подобного с нуля задача неподъёмная — нужна новая молодая контора, делающая аналог, пусть с меньшей функциональностью, но какой-то фишкой, которую возьмут попробовать и она заменит старое со временем (если не сдохнет от напряга), от предыдущего поставщика ждут новой системы, выполняющую все функции предыдущей, да ещё и выглядящую так же. Даже более — иногда после годика-другого использования модно-молодёждных джаваоракловых систем возвращаются к старым как раз на одном из диалектов OP (по крайней мере частично) — нужно ехать, а не шашечки. Да, специалистов исчезающе мало (и платят нормально в ещё более малом количестве мест), но это есть.


          А больше у нас потому что надо разбираться самому, что-то потыкать, попробовать, а всё от быта. Нельзя вызвать трезвого сантехника, могущего решить проблему — проще самому разобраться как оно работает. Отнести технику в СЦ сложно — его не найти, они не захотят чинить (нет деталей, дайте денег даже при гарантии и пр.), починят так, что станет хуже — потому самому разобраться и сделать, аналогично с машинами. потому подход "разобраться как оно" работает и в отношении программ. Тот, кто не может починить стул с помощью изоленты и такой-то матери, а ждёт сервисмена для замены, не будет хакером.


          1. Ivan_83
            29.06.2017 18:41

            Всякое старьё много где используется, но там суппорт обычно без особого развития, как софта и самих суппортящих.

            Я видел вакансию по вижал бейсику, с неплохой оплатой, но даже если бы там платили не 100+к а 1000+к я бы вряд ли пошёл, ибо дело не только в деньгах.
            И с дельфи видел вакансии.

            Для себя выбрал си: с одной стороны оно есть везде и никуда не денется и не обрастает мусором с годами (почти что), с другой полно интересной для меня работы и много чинится с этими знаниями.
            Те это системообразующий язык, он не умирает.

            У нас всё же больше нищета и менталитет. Ровно как и на кубе.
            Мастера всегда были, но их нужно было ждать, им нужно было платить ощутимые деньги.


            1. Pakos
              30.06.2017 13:12

              На самом деле от языка не многое зависит — то "старьё", в котором участвовал, развивалось и даже развивается. Новые требования законодательства, новое оборудование, новые направления клиентов — всё требует доработок (в т.ч. масштабных) с сохранением всего багажа. А вот сишные библиотеки не развивались — разработчики на них забили и приходилось страдать и искать пути обхода. Это проекты с сотнями (не скажу тысячами, но за одну тысячу вполне может перевалить) установок.


              Живой проект на VBA я видел последний раз году в ...97, наверное. Хотя нет, "Экспресс" видел лет 5 назад ещё, был вполне жив, но целенаправленно не искал.


              Для себя выбрал си

              Я ничего не выбирал, выбираю язык под задачу, а не задачу под язык, потому пишу на ++, #, на C почти нет (у нас на нём только прошивки контроллеров, а я их практически не касаюсь), тот же OP/Delphi и разные диалекты SQL. Могу и asm и perl и шеллы и много чего ещё.


  1. VMichael
    27.06.2017 16:55
    -6

    Я бы сказал, что основа, это язык (богатый, русский) + математика, а не информатика.
    Но тенденция такова, что от математики потихоньку отходят в нашей школе, и вообще от точных наук, в пользу гуманитарных, что печально.


    1. yarric
      27.06.2017 17:17
      +1

      Английский тоже богатый.


    1. futureader
      27.06.2017 22:39
      -3

      про «богатый русский» говорят только те, кто не знает других языков на приличном уровне. На деле, русский язык достаточно беден, очень усложнен граматически и синтаксически абсолютно бесмысленными правилами.
      Все еще посмеиваюсь над: жареный картофель и жаренный с грибами картофель.
      Или вот как перевести два слова «delicious» и «tasty»? По русский все «вкусно», но по английский первое — это мое ощущение, второе это свойство блюда. А как русский язык замусорен? Ведь невозможно сказать в офисе «а где лежит смазка»? Надо зарание говорить вводную часть ввроде «скрепит стул, нужно смазать, где смазка»? Иначе получите кучу вопросов зачем надо смазку если ни шефа ни секретарши рядом нет.


      1. VMichael
        27.06.2017 23:12

        Ну, т.е. исходя из вашего примера, во всех офисах, в которых говорят не по русски, лежит смазка и совершенно очевидно, предназначенная, для смазки скрипучего стула и вопрос «А где лежит смазка?» ни кого не вызывает никаких дополнительных вопросов, т.к. очевидно, что это смазка для стула, а не например для велосипеда и так есть, потому, что язык общения там не русский?


      1. teifo
        28.06.2017 06:07
        +1

        Вот только есть и те, которые почему-то убегают в русофобство и англофильство. Крайности они что с одной стороны, что с другой обладают существенными минусами. Терпимее надо быть и добрее.


        1. futureader
          28.06.2017 09:20

          дело не в «фобстве» и «фильстве» а в обмане и возведение чьих-то слов в разряд догм оправдывающих или объясняющих чье-то виртуальное превосходство.


      1. sticks
        28.06.2017 07:49
        +2

        «скрепит стул, нужно смазать, где смазка»

        И кого он скрепит, простите?)

        У любого языка есть свои особенности и не более. Есть у меня подозрение, что свобода построения предложений в Русском языке (в пику строгой структуре Английского) приучает нас с детства более тщательно структурировать мир внутри головы и строить более сложные модели и абстракции. Это и есть то самое преимущество русскоговорящих «хакеров» перед англоговорящими.


        1. yarric
          28.06.2017 08:43
          -1

          Свобода построения предложений компенсируется несвободой при употреблении слов (падежи и вот это всё). И вообще эти теоретические выкладки об интеллектуальных преимуществах русскоговорящих не подтверждаются реальностью их скромных технических и научных достижений.


          1. sticks
            28.06.2017 08:56

            Свобода построения предложений компенсируется несвободой при употреблении слов

            Как раз таки это и есть «свобода» по отношению к более строгим структурам предложений и форм слов в Английском языке. Работаю в международной компании, и был удивлен, что на каждый чих тут есть инструкция или правило, даже на то, что носителю Русского языка кажется самим собой разумеющимся, например, есть правила организации рабочего места) Долго анализировал ситуацию, и для себя пришел к выводу, что дело, видимо, в менталитете. Русский — синтетический язык, Английский — аналитически, соответственно, Английский язык подталкивает к внешнему локусу управления, а Русский — к внутреннему. Хотя, конечно, это все мои диванные рассуждения, каких-то научных или научно-популярных статей, исследующих эту тему, я так и не нашел)

            их скромных технических и научных достижений

            Таких уж прям скромных? И я так понимаю, себя вы к ним, русскоговорящим, не относите?)


            1. K0styan
              28.06.2017 11:58

              Дело даже не в языке, дело в коммуникативных традициях (которые на язык далеко не однозначно завязаны, история развития общества не менее важна). В англосаксонской традиции очень важную роль играет контекст — в диалоге просто никто не будет упоминать то, что собеседники и так по идее знают. И отсюда следует, что этот самый контекст должен поддерживаться отдельно, внешними средствами. В русскоязычной среде — пока не проговоришь все детали, никогда не будешь уверенным, что все все поняли одинаково (за редкими исключениями очень хорошо сработавшихся групп).

              Есть же хорошая иллюстрация-пример про то, как менеджер-американец спрашивает у русского программиста: «А ты помнишь, что в пятницу дэдлайн?» Тот отвечает: «Да», — и все расходятся довольными. До пятницы.


            1. yarric
              28.06.2017 12:45

              это и есть «свобода» по отношению к более строгим структурам предложений и форм слов в Английском языке

              Просто есть некоторый минимальный набор информации, который передается либо порядком слов, либо изменением их формы. Кстати если почитаете англ художественную литературу, то увидите, что правила не такие уж строгие.


              на каждый чих тут есть инструкция или правило

              Это вы еще в рос. госконторах, видимо, не работали.


              Таких уж прям скромных

              Если сравнивать с достижениями англоязычных, у которых, как тут некоторые пытаются доказать, язык беднее и мозг работает хуже.


              1. sticks
                28.06.2017 13:09
                +1

                Просто есть некоторый минимальный набор информации, который передается либо порядком слов, либо изменением их формы. Кстати если почитаете англ художественную литературу, то увидите, что правила не такие уж строгие.

                Если мы углубимся в лингвистику, в индексы синтетичности языков и гипотезу лингвистической относительности, то все окажется не так просто и однозначно, как вы прытаетесь представить. Подобный уровень редукционизма, которым оперируете вы, подходит, разве что, только для разведения демагогических споров.

                Если сравнивать с достижениями англоязычных, у которых, как тут некоторые пытаются доказать, язык беднее и мозг работает хуже.

                Опять же, прямой путь к демагогии и перепалкам.

                Я посмотрел историю ваших комментариев, понял вашу позицию и вопросов больше не имею. На этом позвольте откланяться)


                1. yarric
                  28.06.2017 13:26
                  -1

                  В глубинах лингвистики определено понятие "свободы" языка?


                  Заранее извиняюсь, если факты из реального мира, прочитанные вами в моих комментариях, поранили вашу тонкую душевную организацию :)


      1. 9660
        28.06.2017 07:49

        Не жизненный пример какой-то.
        Чаще звучит вопрос «а где та фигня?» на который, что характерно, получают верный ответ.


      1. chieftain_yu
        28.06.2017 16:16
        +1

        Ведь невозможно сказать в офисе «а где лежит смазка»? Надо зарание говорить вводную часть ввроде «скрепит стул, нужно смазать, где смазка»?


        Хм.
        Мне казалось, что смазка что для стула, что для людей — это одно и то же слово lubricant.
        Или для стулосмазки в английском есть какой-то специальный термин?


  1. Varim
    27.06.2017 17:02
    +4

    В школе информатика на уровне плинтуса.
    Вот чуток причин:
    Возможность за копейки купить диск с нелицензионным ПО или сейчас скачать с торрентов.
    Возможность безнаказанно установить любое ПО и поковырять его.
    Скачать с «тырнета» любые книги без гос преследования.


    1. stalinets
      27.06.2017 20:42
      -2

      С тем, что информатика зачастую преподаётся отстойно, соглашусь (сам видел и в школе, и в колледже, и потом помогая знакомым младше меня делать ССУЗовские задания.
      А вот с тем, что причина этого — пиратство, не согласен.
      Моё мнение, что свободный доступ к любому ПО и есть мощный (но не главный) стимул, развивающий детей в компьютерной сфере.


      1. cjfynjy
        28.06.2017 07:32
        +1

        Не кажется ли вам, что пиратство — это и есть "свободный доступ к любому ПО"?


    1. izzholtik
      27.06.2017 22:39
      +1

      всё ещё не вижу логики.


  1. lash05
    27.06.2017 17:19
    +2

    много хакеров происходит из России и бывших частей СССР, заключается в том, что в этих странах информационным технологиям в средних и старших классах обучали гораздо активнее, чем на Западе
    — ошибочное мнение. Причина в том числе в том, что достойных рабочих мест для квалифицированных разработчиков очень мало, как и мало в целом возможности достойно зарабатывать законно — деиндустриализацию ополовинила рабочие места.


    1. Pakos
      28.06.2017 12:44

      И ещё один момент — когда криминальность чего-то становится нормой (те же серые зарплаты или коррупция), то хакерство не как исследование. а как криминальная деятельность уже не видится чем-то негативным, дополнительная мотивация — "покажем этим буржуям", но сколь сильно она отлична от нуля не могу судить.


  1. yarric
    27.06.2017 17:23
    -2

    ИМХО этот синенький Паскаль, который преподают уже 30 лет в школах, скорее отбивает охоту заниматься программированием.


    И, по правде говоря, в России гораздо меньше инженеров уровня Ричи или Возняка, раз уж на то пошло.


    1. VMichael
      27.06.2017 18:13
      +3

      «И, по правде говоря, в России гораздо меньше инженеров уровня Ричи или Возняка»

      Собственное наблюдение или исследование кто проводил?
      Каковы они эти «уровни инженеров» может расскажете?


      1. yarric
        27.06.2017 19:09

        Если бы они были, они были бы на слуху, делая хорошие операционные системы, языки программирования, процессоры и тд.


        1. VMichael
          27.06.2017 22:02

          ИТ сфера не единственная сфера в жизни.
          То что не на слуху, не означает, что ничего нет.
          Вопрос пиара в том числе.


          1. yarric
            28.06.2017 08:50

            Ну можно ещё делать ракеты, корабли, телевизоры, автомобили. Ничего это на нормальном уровне тоже нет.


            1. VMichael
              28.06.2017 09:33

              Можно посмотреть по отраслям.
              1. Ракетостроение.
              Страна в числе лидеров по запуску ракетоносителей мирных + военное ракетостроение.
              2. Атомная энергетика.
              Страна в числе лидеров, есть направления, где безусловный лидер.
              3. Кораблестроение. В гражданском секторе просадка, но делаются усилия. Военный вполне себе ничего. По подводному флоту в числе лидеров.
              4. Авиастроение в числе лидеров.
              5. ИТ. Страна в лидерах. Пример — имеет собственный поисковик, собственную антивирусную школу.
              6. Производство вооружений. Страна в числе лидеров.
              Все вышеперечисленное требует инженеров.
              — Да, в производстве потребительской электроники просадка.
              Ну, может нельзя быть во всем прямо таки лидером, как бы не хотелось.


              1. PKav
                28.06.2017 12:27

                Это всё не «благодаря», а «вопреки». Вопреки здравому смыслу умные люди сидят на государственных инженерных должностях за зарплату ниже, чем у продавца в ларьке, и выдают хорошие проекты. Вопреки тому, что на этих отраслях распиливается более половины выделенных средств. Вопреки тому, что развившиеся частные компании будут со 100% вероятностью отжаты государством и выдоены досуха. И этому «вопреки» осталось не так и долго.


                1. VMichael
                  28.06.2017 12:38

                  Вы ошибаетесь.
                  Есть такое выражение:
                  «В текущий момент времени каждый выбирает наилучший для него вариант.»
                  Вот люди сидят на инженерных должностях и это, что бы они не говорили, в настоящий момент для них лучший выбор. Если бы они реально считали иначе, они бы ушли на более «хлебные» места. Но, например, на «хлебных» местах скучно. Или другие факторы держат инженеров на этих местах. Ведь выбор есть.
                  Ну, а про то, что «осталось не так и долго», это звучит еще со времен эмигрантов 1917 годов, но вот, прошло 100 лет, а воз и ныне там. Не оскудевает земля русская талантами, почему то.
                  Идеального мира нет, увы в этом мире.
                  Далее скатимся в холивар, бессмысленный и беспощадный.


                  1. Pakos
                    28.06.2017 12:47

                    в настоящий момент для них лучший выбор

                    Потому как столько продавцов не надо и они на что-то надеются. Если это и лучший выбор (когда не единственный), то из худших. Да и потом они узнают что можно получать больше 30 тысяч.


                1. ChernovDmitry
                  29.06.2017 15:44

                  бред какой-то вы реально думаете что инженеры проектирующие ракеты, самолеты, подводные лодки зарабатывают меньше ларечников? Уникальные специалисты, стоящие огромных денег? мне кажется вы путаете 2017 год с 1994-м. возможно просто давно не были в России


                  1. yarric
                    29.06.2017 19:33
                    +1

                    Возможно вы давно не заходили за пределы айтишных разделов сайтов вакансий. 30к — 50к — практически потолок для инженера с опытом 1-3 года, в том числе в Москве. При этом, что самое смешное, инженеру по разработке радиоэлектронных компонентов предлагают 50к, а менеджеру по продаже радиоэлектронных компонентов тут же предлагают 100к.


                  1. Pakos
                    30.06.2017 13:14

                    Смотря сколько зарабатывает ларёчник, некоторые инженеры "оттуда" считают 35к отличной зарплатой.


              1. yarric
                28.06.2017 12:36

                Вы перечислили отрасли, которыми в принципе занимается мало стран. А теперь посмотрите на расстояние от достижений вроде очередного запуска советской ракеты или выпуска очередного варианта советского боевого самолета до достижений реальных лидеров, вроде возвращения ракеты или постройки авианосца, или создания нового самолета-невидимки.


                1. VMichael
                  28.06.2017 14:21

                  Ну, т.е. если отраслью занимаются мало стран, значит все, их вычеркиваем и не считаем?
                  Смотреть можно по разному и с разной целью.
                  Я вот смотрю, давным давно высадились на Луну.
                  И с тех пор не высаживаются.
                  Значит ли это ужас-ужас-ужас, про… ли пролимеры?
                  Думаю нет.
                  Появляется потребность, появляется и предложение.


                  1. yarric
                    28.06.2017 15:24

                    То есть если понадобится — "догоним и перегоним"? Так вроде ж уже сколько догоняют…


                    1. VMichael
                      28.06.2017 15:30

                      Вы как то размываете нить разговора.
                      Начали с языка русского, теперь вот «догоним и перегоним».
                      Кстати, я нигде не говорил, что все вокруг придумали русскоговорящие и что англоговорящие товарищи ничего не изобрели и не реализовали.
                      Не нужно мне приписывать то, что я не говорил.


                      1. yarric
                        28.06.2017 15:53

                        Ну основная идея в том, что если и искать какие-то взаимосвязи между языком и продвинутым уровнем мышления, то логичнее всего начать с английского, по вышеприведенным причинам.


                        1. VMichael
                          28.06.2017 16:37

                          А что такое «продвинутый уровень мышления»?
                          Да тут расизмом у вас попахивает.
                          По вашему есть «продвинутый уровень мышления» и «не продвинутый».
                          Далее следует, есть «продвинутые люди (нации)» и есть «не продвинутые».
                          Далее следует, есть «высшие» нации и «низшие». А?


                          1. yarric
                            28.06.2017 16:59

                            То, что вы сами в одном из комментариев выше пишете: что, мол, причина "язык (богатый, русский)", то есть типа язык сам по себе дает какое-то улучшение мышления.


                            1. VMichael
                              28.06.2017 22:15

                              Язык дает вариабельность мышления.
                              Ассоциативность мышления.
                              Что дает результаты в каких то областях.
                              Я так думаю.


  1. Nakosika
    27.06.2017 18:09
    +2

    Гораздо лучше на западе учат. Вы сравнивали программы наших вузов и их, или хотя бы ихних колледжей? Я когда читал — прослезился, у нас буквально в унитаз пять лет сливается.

    Да и не так уж много в Росси крутых хакеров — языковой барьер многим мешает подняться выше среднего — языки у нас преподают тупые училки, которые ни разу с иностранцами не разговаривали. Хотя все же русскоязычных спецов больше чем в Индии той же, там вообще швах.

    Программист в России — эта единственная инженерная профессия, если человек хочет зарабатывать деньги. Плюс, для самообучения (которым все специалисты, которые выше плинтуса, на самом деле и научились) не нужны лаборатории и дорогое оборудование.


    1. Danov
      27.06.2017 21:15

      Любопытно взглянуть их программы (учебные планы). Можете ссылкой поделиться? Насколько я знаю, единого стандарта у них нет.


      1. Nakosika
        27.06.2017 22:14

        http://www.eecs.mit.edu/academics-admissions/undergraduate-programs

        ЗЫ Но я лично считаю, что умному человеку в школах вообще делать нечего.


        1. Danov
          27.06.2017 22:40
          +1

          MIT сравнивать можно разве что с ИТМО или МФТИ


  1. old_bear
    27.06.2017 19:46
    +1

    Экстраполируя 60 000 на десять лет, получаем, что в России в два раза больше людей, порядка 600 000, проходили за последние десять лет экзамен по информатике.

    Дальше читать не смог.
    << тут должна быть ссылка на картинку про экстраполяцию количества мужей >>


    1. Danov
      27.06.2017 21:17

      Примерно так и есть. Не думаю, что больше 1 млн школьников сдавали ЕГЭ Информатику за последние 10 лет.


      1. Welran
        29.06.2017 14:28

        Так тут и написано что примерно 600000, что меньше миллиона. Хотя не уверено что десять лет назад сдававших ЕГЭ по информатике было столько же сколько и сейчас. Надо все таки статистику за каждый год использовать.


  1. Ingref
    27.06.2017 20:45
    +1

    Ну было же уже нытьё на эту тему — https://habrahabr.ru/post/331364/
    Почему в бывшем СССР больше хакеров, чем в США? Может, потому что жизнь заставила? Да нет, ну что вы… Это просто школы в России лучше, чем в США — это же очевидно…


  1. redpax
    27.06.2017 23:09
    +2

    Хакеры и образование? Меня никто не учил, а знания которые давали в школе по информатике были для меня уже уровнем детсадовских куличиков, тоже самое в институте, разрыв в моих знаниях и тем, что преподавали был уже на космических расстояниях. Всех, кого я знаю с высоким уровнем в IT самоучки. Статью писал человек видимо мало связаный с темой о которой он пишет.


    1. monah_tuk
      28.06.2017 08:22

      Статью писал человек видимо мало связаный с темой о которой он пишет.

      Отнюдь. Это больше на популистский посыл похоже.


  1. Vseknopkin
    28.06.2017 00:26

    Я думаю, в немалой степени повлияло то, что практически до конца нулевых рынок софта был практически в открытую пиратским. Значит, у среднего пользователя изначально был доступ к большему числу инструментов, что позволяло учиться на практике. Меньше барьеров означало, что фактически единственным видом ценза для обучения был интеллектуальный. Никаких границ для самообучения практически не было.


  1. radsrv
    28.06.2017 00:26

    95% кулхацкеров получили среднее образование во времена СССР или в 90стых годах. Тогда повсеместно самой мощной машиной на районе был «спектрум соседа» (в учебных заведениях были клоны РК-86 или АГАТ-1 или АГАТ-2). И по факту хакинг в СССР рождался как движение обхода ограничений архитектуры актуальных на тот момент компьютеров. На первых полноценных PC хакинг продвинулся не далее GOP CMOS (B0 2E E6 70 E6 71 C3 ) Или непосредственное выдирание батарейки, Чтобы поиграть на запароленном родителем компе.

    Самым мощным толчком перехода хака от обхода ограничений платформы к взлому удаленных систем стал диалап и 98я винда (на которую родители тогдашних школьников взяли моду ставить пароль). Если спросить старую гвардию, то многие ответят что первое что они взломали в своей жизни — это логин и пароль к pppoe dial-up соединения соседа. Потом шестизнаки ICQ как статусная вещь. Потом уже кардинг, дефейс, и просто гаденькие выходки, которые со временем перешли к масштабным информационным воинам и криптовымогателям.


    1. teifo
      28.06.2017 06:10

      Хммм, то есть роскомнадзор и прочие интернет инициативы государства готовят почву для будущих хакеров?:)Правда почему-то многие готовят трактора вместо развития навыков взломщиков :(


      1. monah_tuk
        28.06.2017 08:25

        Хммм, то есть роскомнадзор и прочие интернет инициативы государства готовят почву для будущих хакеров?

        паранойя-мод: а кстати, почему нет? :) тебе создают проблему, ты развиваешься, что бы её обойти, более того — нарушаешь закон, теперь рыльце в пушку и в случае чего тебя уже легко "мотивировать" работать на того, кого надо… Сплошной профит! :-D


  1. DimaKurb
    28.06.2017 00:26

    Всегда было интересно наблюдать за тем, как много говорят о том, что в пост-советском пространстве так много хороших ИТ специалистов (а они на самом деле есть), но когда открываешь список контрибьютеров в опен-сорс как-то крайне редко встретишь фамилию из пост-совка. Где же тогда все эти умы?


    1. SLY_G
      28.06.2017 00:26
      -1

      Деньги зарабатывают?


    1. BalinTomsk
      28.06.2017 17:12

      апрельский critical patch:

      http://www.oracle.com/technetwork/security-advisory/cpuapr2017-3236618.html

      Alexey Tyurin, Deniz Cevik, Dmitrii Iudin aka @ret5et, Dmitry Chastuhin, Ivan Chalykin, Mickey Shkatov, Nadezhda Krivdyuk, Peter Kostiuk, Roman Shalymov, Spyridon Chatzimichail, мое имя тоже есть в одном из биллютней, хотя я конечно, не хакер.


      1. DimaKurb
        29.06.2017 11:48

        да я верю что есть, я ведь говорил что редко встретишь. это не значит что они отсутствуют, а лишь говорит о том что их мало. при этом у нас регулярно берут первые места на чемпионатах по программированию, математике и другие олимпиады. то есть из такого потенциала кажись должно быть побольше.


  1. MaxEdZX
    28.06.2017 01:28

    Я всегда думал, что это из-за развития пиратства в России. С детства приходилось осваивать hex-редакторы, чтобы байты в exe-шнике поменять (а ещё раньше — останавливать загрузчик Спектрума и вводить всякие странные POKE). В смысле, на Западе это всё тоже было, да и шло оттуда во многом, но там это было всё-таки «не совсем принято», а у нас — норма. Ну, и если мы говорим именно про хакеров — то просто уважения к закону меньше у нас, вот и больше хакеров.


  1. Alcpp
    28.06.2017 01:58

    Простите, а был ли мальчик?
    Есть какая-то статистика о количестве лучших хакеров на 1000 населения?


  1. TheOleg
    28.06.2017 04:07

    Статья ещё не учитывает, что на западе множество хакеров, которые занимаются исследовательской деятельностью, пишут статьи, работают в фирмах соответствующих, на конференциях выступают. Тот же Mikko Hypponen из F-Secure(хоть это и Финляндия, а не США).
    Российские хакеры же обычно ассоциируются со script-kiddie, кардерами или фишерами(по крайней мере в самом рунете).


  1. zooll
    28.06.2017 07:22
    +1

    Хэй, всем привет. Прямо сейчас прохожу курс AP Computer Science A здесь за бугром, учат тут только джаву, тест на джаве. С 1993-1999 был паскаль, с 1999-2003 плюсы, с 2003 джава. Вот примерный список тем который дает МАКСИМАЛЬНО возможный сейчас курс по информатике в школе в сша (есть также курс для лохов, ну там тип что такое мышка, зачем нужен монитор):
    1. Basics of Computing
    2. Object-Oriented Programming
    3. Java Style and Syntax
    4. Algorithms and Basic Flow Control
    5. Data Types, Variables, and Arithmetic
    6. Flow Control via Conditionals
    7. More Iterative Statements
    8. FactorQuadratic Project
    9. A Second Look at OO Programming
    10. Working with Strings
    11. College Board’s Magpie Lab
    12. Class Hierarchies and Interfaces
    13. Arrays, ArrayLists, and Multidimensional
    Arrays
    14. College Board’s Picture Lab
    15. MineSweeper Programming Project
    16. Searching and Sorting
    17. Ethics in Computing
    18. College Board’s Elevens Lab
    19. AP Exam Preparation
    20. Final Project

    Решил скинуть тут, так сказать из первых рук.


    1. Scf
      28.06.2017 08:26

      Для школы нормально, двоичных деревьев только не хватает. Зато есть GUI.


      1. zooll
        28.06.2017 18:21

        Был когда-то курс назывался AP Computer Science AB, там весь 1 курс универа был, и бинарные деревья, поиск, все сортировки, структуры данных, алгоритмы. Но здесь его брало очень мало людей, типо сложно очень, так что убрали. А жаль.


        1. Scf
          28.06.2017 20:51

          Я учился в 90х, далеко в тундре в среднеобразовательной школе. У нас был турбо паскаль и:
          — массивы и односвязные списки
          — сортировка пузырьком и вставками
          — двоичный поиск
          — деревья


  1. Scf
    28.06.2017 08:27

    Очень просто — в 90е в россии для фанатов программирования не было достойной работы и достойных зарплат, поэтому все самовыражались как могли.