Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, в прошлом году российские сотовые операторы потеряли 15-20 миллиардов рублей из-за возросшего спроса пользователей на мобильные интернет-мессенджеры и VoIP-сервисы. Это около 2% доходов операторов.

Более всего спрос увеличился на услуги сервиса Skype. Его используют 70% опрошенных пользователей. Чуть меньшей популярностью пользуются сервисы Mail.ru Group («Mail.ru Агент», «Одноклассники», ICQ и «ВКонтакте»), WhatsApp, а также QIP, Facebook и Viber. По данным компании Ericsson за 2014 год, проникновение мобильных мессенджеров на территорию России составляет 78%.

«Ситуация быстро меняется, например WhatsApp и Viber уже вплотную конкурируют со Skype по популярности, а в крупных городах, скорее всего, уже обогнали», сообщил CNews руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.

«Растущая активность наложенных сервисов в мире и в России негативно сказывается на доходах мобильных операторов от традиционных услуг (голос и SMS)», заявили в J&P.

Наложенные сервисы (OTT — Over The Top-сервисы) — это услуги, предоставляемые сторонними компаниями на базе операторских сетей передачи данных.

По данным J&P, в прошлом году ни один сотовый оператор не позволил себе заблокировать какой-либо OTT-сервис. Хотя это был бы самый логичный способ борьбы с ними. Только 5% сотовых операторов мира задумывались о разработке собственных мессенджеров. В 2013 году их доля составляла 43%

«Переход к партнерской модели предоставления широкого разнообразия OTT-сервисов является мейнстримом развития отрасли на ближайшие несколько лет», заявили в J&P.

«Более половины операторов уже готовы к партнерствам, однако, многие операторы затрудняются с выбором конкретных моделей и форм взаимодействия с OTT. Основные модели взаимодействия мобильных операторов с OTT-провайдерами коммуникационных сервисов сводятся к выпуску ко-брендированной SIM-карты и специальных тарифных планов с различными бонусами для абонентов. Более перспективные модели партнерств лежат в области использования открытых платформ, которые позволяют OTT-провайдерам интегрироваться ИТ-системы операторов и участвовать в разделении доходов», добавили эксперты.

Согласно информации Juniper Research, суммарные убытки мобильных операторов мира от ОТТ-сервисов в прошлом году составили около $14 миллиардов. А по данным Ovum, совокупная упущенная выручка мобильных и фиксированных операторов с 2012 по 2020 годы только от VoIP-cервисов достигнет $479 млрд или 6,9% мирового рынка голосовых услуг.

Комментарии (10)


  1. neolink
    11.06.2015 15:07
    +8

    интересно сколько теряют компании предоставляющие фиксированную связь из-за мобильных операторов?


  1. arozhankov
    11.06.2015 15:42
    +1

    Вполне нормальная и даже приятная для абонентов «потеря». ОпСоСы начинают переключаться на получение денег не с традиционных услуг (голос+SMS), а с предоставления доступа в Интернет. Чтобы абоненты этим пользовались активнее (и приносили активнее прибыль) — ОпСоСы вынуждены развивать сети 3G (а сейчас и 4G), что очень приятно абонентам.

    Я 5 лет назад, когда шел на даче за грибами — телефон оставлял дома за ненадобностью (не было сети). А в прошлом году — отправлял фотографии «свежепойманного» гриба по email через LTE. Замечательно :-)


  1. Finesse
    11.06.2015 16:08
    +3

    А какую выручку получили операторы за счёт увеличения спроса на мобильный интернет?


  1. numberfive
    11.06.2015 16:30
    +11

    чтобы что-то потерять надо это что-то иметь.
    в данном случае они просто заработали меньше чем хотели.


    1. alltiptop
      12.06.2015 08:54

      А хотели они на 20 миллиардов рублей больше.


  1. vsarakoff
    12.06.2015 16:50
    -1

    Сами операторы и виноваты. Надо было активнее работать над RCS, а не ерундой маяться столько лет.


    1. Grox
      13.06.2015 21:36
      -1

      ОПСОСЫ заняты своим делом, развитием сетей и обновлением оборудования. Хотя, возможно им и стоило развивать другие направления, но мессенджеры это очень не простой и совсем другой бизнес, обычно безприбыльный и на высокозанятом рынке.


      1. vsarakoff
        14.06.2015 17:53

        Для начала всё-таки стоит ознакомиться с термином RCS, если так хотелось оппонировать именно мне, а не высказать своё мнение в общей ветке. Затем узнать, что операторы сформировали рабочую группу по работе над RCS ещё в 2007 году. А потом выяснить, что те же операторы начали выходить на «безприбыльный и высокозанятый» рынок в 2012 году, когда Whatsapp был там уже с 2009 года, а в 2010 году подтянулся и Viber. Т.к. к тому времени OTT приложения уже набрали определённые моментум и имели все необходимые для пользователей сервисы, конкуренции, как таковой — не получилось.


  1. prishelec
    13.06.2015 01:10

    Я то думаю чего это в РБ белтелеком загорелся закупкой оборудования для идентификации скайпа из трафика. Испытают, и рашка может захотеть такую игрушку.


  1. Arlakz
    14.06.2015 18:51
    +1

    А уж сколько потеряла почта с введением телеграфа и телефона — подумать страшно!

    Как и оффлай-кинотеатры с появлением ТВ.

    А особенно мне интересно как они считают свои «недополученные прибыли»

    Наверное так же как медиа-компании с пиратами?

    Если СМС будет стоить 10р (или 100 — не важно, главное что в десятки и более раз больше реальной цены) и не будет гарантии доставки я просто не буду ими пользоваться.

    Пока не было ICQ и Скайпа я просто реже пользовался мобильной связью. За первые лет 10 исп-я мобильника я отправил около 30 СМС с текстом (исключаю служебные запросы баланса и тп) За последний год — еще шт 2-3.
    Зачастую все же удобнее позвонить. А во многих случаях еще и дешевле!

    Пока операторы не поймут что им никто и ничего не должен (я про объемы исп-я) они так и будут «терять»

    Так же как и медиакомпании будут «нести бешенные потери от пиратов» выпуская на рынок услуги отвратного качества (неинтересные фильмы, паршивую музыку, да еще и в неудобным для использования виде)
    Я просто предпочту не идти в кинотеатр совсем, чем смотреть рекламу перед фильмом и платить довольно много за счастье слушать хруст чужого попкорна. Как выглядит лицензионный диск с фильмом 5+ летней давности? Куча рекламы (зачастую ее невозможно промотать) куча защит, которые мешают использованию легального контента в других устройствах, завышенная в разы цена.

    Точно такая же картина и с сотовой связью. Завышенные цены за некачественные услуги.
    И пока это будет продолжаться — я буду стараться реже пользоваться их услугами.