В современной розничной торговле для мотивации продавцов используется показатель конверсии. Скольких из пришедших людей удалось превратить в покупателей. Сколько людей совершило покупку посчитать не сложно. А вот сколько людей заходило в магазин? Ниже общий обзор существующих решений для подсчета покупателей с моими размышлениями о плюсах и минусах той или иной системы.



Представленные на рынке системы можно разделить по принципу работы:
  • Системы, работающие по инфракрасному лучу;
  • Системы, работающие на тепловых датчиках;
  • Системы с видеодатчиками.

Системы, работающие по инфракрасному лучу.
Система состоит из ИК передатчика и ИК приемника. Между ними идет инфракрасный луч. Как только человек его пересекает датчик срабатывает.




Горизонтальные системы делятся на однонаправленные и двунаправленные. Однонаправленные – имеется только один луч, при его пересечении счетчик срабатывает. Двунаправленные – имеется два луча, в зависимости от очередности их пересечения считает на вход и на выход.

По типу питания инфракрасные датчики делятся на автономные и не автономные. Автономные питаются от батареек, не автономные – от электросети.

По типу подключения их можно разделить на подключаемые к компьютеру и не подключаемые к компьютеру.

По типу монтажа – горизонтальные, вертикальные. Вертикальные – высота монтажа не более 3 м. Горизонтальные – ширина прохода не более 5 м. (по факту не более 2 м).

Плюсы – дешевизна (стоимость комплекта от 3500-10000р в зависимости от комплектации ), простота монтажа и настройки. При подключении к компьютеру есть возможность построения аналитических отчетов, вплоть до прямой передачи данных в офис по сети. Возможна интеграция такого типа систем в антикражные ворота.

Минусы – высокая погрешность, без подключения к компьютеру возможно просматривать отчеты только по дням, а не по часам, при чем делает это менеджер магазина. Достаточно легко обманываются продавцами (перекрывание луча). При автономном питании требуется частая замена батареек (в среднем раз в три месяца). Есть вероятность использования в датчике нестандартных элементов питания, чья стоимость заметно выше и их труднее найти. (хотя с виду вроде такие же батарейки AA). Программное обеспечение достаточно часто сбоит, самостоятельная переустановка ПО без звонка поставщиказачастую проблематична. Без постоянной платы техническое сопровождение ПО достаточно слабое.

Общее впечатление – весьма неточная и в связке с компьютером весьма капризная система, которую достаточно легко обмануть.Но недорогая. Подходит, если нужны приблизительные данные при не очень интенсивном потоке покупателей.

Если зарплата продавцов зависит от конверсии, то использовать систему такого типа я не рекомендую

Системы, работающие на тепловых датчиках

Человек виден как тепловое пятно. При этом исключен двойной подсчет посетителей, как в случае пересечения луча. Возможно подключение напрямую в локальную сеть с передачей данных в офис минуя компьютер. Возможно подключение к компьютеру.
Высота монтажа от 3 до 11 м.
Плюсы – более высокая точность, независимость от освещения, сложно обмануть такую систему.
Минусы – невозможно использовать рядом с тепловыми завесами. Дают большую погрешность, если вход в магазин рядом со входом на улицу.

На мой взгляд решение не универсальное, имеет ряд ограничений на монтаж. Среднюю цену датчикапорядка нескольких десятков тысяч рублей.

Общее впечатление — в больших розничных сетях, где конфигурации магазинов могут сильно отличаться, я бы не стал их использовать. А вот для оснащения крупного торгового центра, где четко заранее прописано в архитектурном проекте вполне допустимо.

Системы, работающие на видеодатчиках.
В основе таких систем лежат датчики с видеокамерами (одна камера в 2D и две в 3D датчике).



Плюсы — высокая точность подсчета, возможность передавать данные напрямую в офис через сеть, минуя компьютер. Возможность построения отчетов в срезе до 5 минут. В случае 3D датчиков можно приблизительно оценивать рост покупателей и убирать из трафика детей. Практически невозможно обмануть такую систему. Точность подсчета 95-97%.

Минусы – датчики зависят от освещения. При плохом освещении снижается точность, 2D датчики могут ошибочно принимать тени за людей, 3D датчики могут считать отражения как людей.
Однако в 3D датчиках это компенсируется за счет гибкой системы настроек.
Есть возможность настройки «буферной зоны», гуляющий по торговому залу человек не будет считаться дважды, если он ходит рядом со входом. Т.е. человек зашел, постоял в буферной зоне и вышел. В этом случае он не посчитается (на картинке ниже она очерчена желтым).
Средняя стоимость 3D датчика – 70 000- 90 000 р.


Общее впечатление — На мой взгляд 3D датчики являются наиболее универсальным и точным решением, которое активно внедряется во многих торговых сетях. Учитывая высокую точность подсчета (95-97%) данные с этих датчиков можно использовать при расчете бонусной части зарплаты продавцов.

Заключение.
Систему подсчета посетителей следует выбирать исходя из поставленных задач.
При этом следует помнить — после установки систему надо обслуживать, а это тоже расходы. Иногда лучше поставить систему подороже, но в длительной перспективе обслуживание обойдется намного дешевле.
И если поменяются задачи, то может понадобиться и смена системы. Поэтому лучше заранее подумать о будущем.

Если перед вами стоит задача приблизительно оценить поток покупателей, без использования данных для расчета бонусов продавцов, то я бы рекомендовал установить недорогую систему горизонтального подсчета по ИК лучу без связи с ПК, без автономного питания. В этом варианте будут данные с высокой погрешностью, но за минимальную стоимость. При выходе из строя датчики легко заменить, они никак не завязаны на компьютерное оборудование. Система состоит из одного узла – самого датчика. Однако будет известно количество посетителей за целые сутки, без разбивки по часам и менеджер может забыть их отправить или вбить неправильную цифру.

Если перед вами стоит задача оценить количество посетителей с минимальной погрешностью и использовать эти данные для расчета бонусов продавцам, то лучше установить 2D/3D датчики. Вы получите высокую точность, продавцы никак не смогут влиять на данные, данные напрямую уходят в офис, имеют намного меньше ограничений на монтаж (можно оборудовать все магазины, практически без учета таких индивидуальных особенностей, как тепловые завесы, высота потолка, ширина входной группы, удаленность от выхода на улицу).
Система состоит из двух узлов – датчика и блока питания. В случае отсутствия связи с офисом датчик может работать автономно до 10 дней, сохраняя данные на внутреннюю память.
Правда при этом в офисе придется установить сервер, который будет принимать и обрабатывать эти данные. Либо заказать услугу обработки данных у сторонней организации.

Использовать промежуточные решения я бы не советовал. Под промежуточными решениями я имею ввиду ИК датчики с подключением к компьютеру через радиоканал.
Вам потребуется вызывать сторонних специалистов и давать им доступ к ПК, устанавливать дополнительное ПО, обучать персонал им пользоваться.
Так же такая система имеет больше узлов, которые могут выйти из строя (сами датчики, база-приемник данных от датчиков, компьютер, ПО на компьютере). При этом данные передаются от датчика к базе по радиоканалу, что снижает надежность системы.
Если у вас 1-2 магазина, то это решение еще приемлемо. Для крупной сети оно не подходит.

Комментарии (5)


  1. gonzazoid
    13.06.2015 09:59
    +1

    не спец в этой теме, но по одной из своих предыдущих работ знаком со следующим нюансом. Помимо конверсии в продажи неплохо мониторить конверсии в посетителей. То есть:
    В торговых центрах для магазина в договоре аренды вполне может быть прописан повышающий/понижающий коэффициент в зависимости от трафика, который нагоняет торговый центр. При этом ТЦ считает ВСЕХ своих посетителей, а не только тех, что зашли в конкретно рассматриваемый магазин. И для этого магазина очень полезно знать, какая часть посетителей ТЦ зашла в этот магазин. А еще полезнее знать эту же статистику и для других магазинов этого же ТЦ.
    Это позволяет понять маршруты трафика по ТЦ и реально помогает по маркетингу и мерчендайзингу.
    Повторюсь, я не спец, просто плотно работал одно время с людьми которые реально неплохо в этом разбирались.


    1. victor_2004 Автор
      13.06.2015 22:51
      +1

      Для этого торговый центр должен очень сильно озаботиться должным оснащением.
      На сколько мне известно в Золотом вавилоне как раз стоит система подсчета на базе 3D датчиков. И они тебе дают как статистику по твоему магазину, так и статистику по аллее, так и статистику по всему ТЦ. Наши маркетологи были весьма рады получать эти данные.
      Но опять же сам ТЦ должен озаботиться этим вопросом.

      Если интересна общая статистика по регионам, то в личке могу рассказать кто может предоставлять обезличенные данные.
      Типа — у нас стало на 5% меньше покупателей в Казани. Но на этой недели у всех в Казани стало на 3-5% меньше покупателей, так что дело не в нас, а в чем-то другом.

      В дальнейших статьях планирую так же рассказать о системе, которая позволяет считать проходящих мимо и приблизительно оценивать маршруты внутри помещения — на базе анализа сигналов от WiFi модулей мобильных телефонов.


      1. Kapustos
        15.06.2015 10:22

        Думаю тема оценки сигналов мобильных будет очень интересной!


  1. gonzazoid
    14.06.2015 12:24

    >Для этого торговый центр должен очень сильно озаботиться должным оснащением.
    Это да, но, в общем то те, кто реально работают над трафиком — это делают. ТЦ ведь можно условно разбить на два класса — те кто продает аренду помещений и те, кто продает трафик. Мое мнение — выживут вторые, первая модель уже устаревает, и чем крупнее город, тем это очевиднее.
    >Если интересна общая статистика по регионам, то в личке могу рассказать кто может предоставлять обезличенные данные.
    А давайте, буду благодарен. Сейчас немного в seo погрузился, возможно на стыке технологий что то интересное найдется.

    >В дальнейших статьях планирую так же…
    Буду ждать.


    1. victor_2004 Автор
      14.06.2015 12:53

      Это да, но, в общем то те, кто реально работают над трафиком — это делают. ТЦ ведь можно условно разбить на два класса — те кто продает аренду помещений и те, кто продает трафик. Мое мнение — выживут вторые, первая модель уже устаревает, и чем крупнее город, тем это очевиднее.

      Сейчас есть еще новое направление — часть аренды зависит от выручки. И начинают навязывать автоматизированные системы сбора продаж.

      А давайте, буду благодарен. Сейчас немного в seo погрузился, возможно на стыке технологий что то интересное найдется.

      В личку отписался