Стив Джобс был лучшим в мире оратором и делал самые лучшие презентации продуктов, заставляя зрителей «сидеть на краешках стульев». Фокус в том, что за каждой из таких презентаций скрывается определённая подготовка и определённые приёмы. Кармин Галло (Karmine Gallo) изучил публичные выступления Стива Джобса и его подготовку к этим выступлениям. В результате мы можем прочесть книгу, которая поможет вам готовить хорошие презентации.



Зачем эта статья? Да, эта статья не отменяет необходимости чтения первоисточника. Но лично мне она нужна как конспект: когда я в очередной раз буду готовиться к публичному выступлению, я вернусь к этой статье и быстро вспомню то, о чём написано в книге.
Итак, приступим.


1. Используйте аналоговую среду для планирования


Джобс записывал сценарий на бумаге, прежде чем браться за цифровые инструменты. Он плотно работал с каждой деталью, включая подготовку описательных подзаголовков, слайдов, демороликов и даже с освещением на сцене. Большинство лучших дизайнеров презентаций рекомендуют начать с бумажного листа.

Буллиты (пули) убивают
Когда вы запускаете Power Point для вас сразу размечены два поля для заголовка и подзаголовка. Это создаёт желание написать кучу ненужного текста. К тому же, Power Point провоцирует вас использовать нумерованные или маркированные списки. Но у Джобса нет списков ни в одной презентации! Возьмите листок бумаги или салфетку или встаньте у маркерной доски и начните обдумывать сценарий выступления.

Девять общих элементов убедительных сценариев:
  1. Короткий и сочный заголовок <=140 символов. Например: «Сегодня Apple изобрёл телефон».
  2. Зажигательное утверждение. «Я испытываю энтузиазм по отношению к этому продукту потому что...»
  3. Три ключевые идеи-сообщения. Запишите на бумаге три ключевые идеи, которые аудитория должна получить. Они должны быть такими, чтобы люди могли их вспомнить сами, не заглядывая в блокноты.
  4. Метафоры и аналогии. «Компьютер — это эквивалент велосипеда для мозга» или «[iTunes для Windows] это всё равно, что дать стакан холодной воды человеку, находящемуся в адском пекле».
  5. Демонстрации. Стив очень часто сам показывал те вещи, которые, как он считал, нужно показать. Продукт мог обладать десятками функций, однако он выбирал только часть из них, вставал за трибуну и показывал, как они работают.
  6. Партнёры. Разделите сцену с ключевыми партнёрами. У Джобса это была Мадонна, Пол Отеллини (бывший CEO Intel) и даже Билл Гейтс.
  7. Свидетельства клиентов или третьих сторон. В успешных запусках продуктов обычно участвуют несколько пользователей, которые были задействованы в предварительном тестировании и могут поручиться за ваш продукт.
  8. Видеоклипы. Джобс очень часто проигрывал видеоклипы в своих презентациях. Это могли быть сотрудники, которые говорили о том, как им нравится работать над новым продуктом, или телевизионные рекламные ролики
  9. Посмотреть, потрогать, послушать. Дайте пищу аудиалам, визуалам и кинестетикам: говорите, показывайте и пускайте по рядам что-то осязаемое.


2. Отвечайте на самый главный вопрос


Начните с ощущений ваших клиентов и только потом приступайте к технологии. Например: «Хотя он по-прежнему является полноценным Macintosh, мы нацеливаем его на выполнение главного пожелания наших пользователей — выходить в Интернет быстрее и проще. Также мы предназначаем его для сферы образования: он отлично соответствует пожеланиям ее представителей… Мы проверили все имеющиеся на этом рынке продукты. Мы выяснили, что у них есть много общих характеристик. Первая общая характеристика — все они работают безумно медленно, во всех используются устаревшие процессоры. Во-вторых, все они оснащены самыми убогими мониторами… не имеют сетевых устройств… оснащены устаревшими устройствами ввода/вывода… Все это означает, что они имеют наихудшую производительность и их использование создает трудности и проблемы. Эта ситуация привела нас в у-у-ужас! Итак, позвольте мне рассказать про iMac...»

Помните, что ваше выступление не о вас. Люди в аудитории будут задавать себе один вопрос: «как это касается меня лично?». Ответьте на него скорее. Вот пример: «Совершенно новый iPod nano дает любителям музыки больше всего из того, что они любят в своих iPod: удвоенный объем памяти за ту же цену, невероятное время работы — 24 часа и великолепный корпус из алюминия в пяти цветовых вариантах».

3. Создайте мессианское чувство предназначения


Пример: «мы здесь для того, чтобы оставить свой след во вселенной». Джобс использовал этот приём, когда приглашал работать в Apple Джона Скалли. Стив сказал так: «Вы собираетесь потратить всю свою жизнь на продажу сладкой воды или хотите получить шанс изменить этот мир?». Джобс призывает делать то, что вам нравится и в этом секрет его собственного успеха. О своих продуктах он говорит с неподдельным энтузиазмом и это заразительно. «Работа занимает большую часть вашей жизни и единственный способ получать от неё истинное удовольствие — делать то, что вы считаете отличной работой. А единственный способ делать отличную работу — любить то что вы делаете. Если вы ещё не нашли этого, продолжайте искать. Не останавливайтесь».
Предназначение — важная вещь. Миллионер Крис Гарднер, бывший когда-то просто бомжом, ночующим вместе со своим двухлетним сыном в метро говорит так: «Найдите то, что вы любите больше всего и вы будете подгонять восход солнца, чтобы скорее встать и заняться любимым делом».

В этом безумстве мы видим гениальность
«Я думаю, вы должны чем-то выделяться из толпы, чтобы купить компьютер Apple. Я думаю, что те люди, которые покупают их, имеют самый творческий дух в мире. Это не те люди, которые просто выполняют чужие задания. Они пытаются изменить мир. Мы разрабатываем инструменты именно для таких людей. Мы собираемся обслуживать людей, которые покупали наши продукты с самого начала. Часто таких людей считают безумными. Но в этом безумстве мы видим гениальность. И именно для таких людей мы работаем».

Восхитительное путешествие
«Apple был моим восхитительным путешествием. Я имею в виду что мы там сделали несколько удивительных вещей. То, что нас сильнее всего связывало в Apple, — это способность делать вещи, которые могли изменить мир. Это было очень важно. Мы все были весьма молоды. Средний возраст людей в компании слегка превышал двадцать пять лет. Вначале почти никто еще не обзавелся семьей, и мы работали как маньяки. Самой великой радостью было ощущение того, что мы создаем нечто настолько же грандиозное, как, например, физика двадцатого века, что-то очень важное для мира, что будет жить еще долго, то, во что внесли вклад многие люди и что может помочь многим другим людям. «Коэффициент усиления» был очень большим».

Интересно, что, например, CEO Starbucks считает, что их миссия не в простом приготовлении кофе, а в создании «третьего места между домом и работой».

4. Придумайте твитероподобный заголовок


Стив Джобс всегда сам придумывал заголовки и последовательно их использовал. Например, так: «Сегодня Apple заново изобрёл телефон» или «MacBook Air — самый тонкий ноутбук в мире». Джобс выступал и повторял этот заголовок несколько раз в своей презентации. Затем они появлялись в рекламных материалах и эти же заголовки использовали журналисты. И действительно: зачем доверять придумывать заголовок журналистам, когда вы сами лучше всех можете придумать этот заголовок.
Заголовок долгое время живёт и воспроизводится, поэтому важно, чтобы он был коротким: длиной не более 140 символов. Тогда любой журналист сможет опубликовать свою статью с таким же заголовком без изменений. Когда выходил iPod, заголовок звучал так: «1000 песен у вас в кармане». СМИ с удовольствием подхватили этот заголовок.
Вот ещё несколько примеров: «радость интернета, простота Macintosh», «самый зелёный ноутбук в отрасли», «самый популярный в мире музыкальный плеер — сейчас ещё лучше», «Iphone 3G. В два раза быстрее и в два раза дешевле», «Keynote. Когда ваша презентация действительно для вас важна».

5. Нарисуйте дорожную карту


«Сегодня мы представляем три революционных продукта». Так начинается выступление Стива Джобса во время презентации iPhone в 2007 году он сказал, что сейчас будет представлять не один продукт, а целых три: iPod с сенсорным управлением, мобильный телефон и совершенно новый интернет-коммуникатор. Затем он объявил, что это не три отдельных устройства, а одно.
Таким образом, Джобс нарисовал дорожную карту: плеер, телефон, коммуникатор и далее следовал этой карте при рассказе об iPhone, рассказав сначала об одном, потом о другом и потом о третьем.
Словесные «верстовые столбы» создают дорожную карту и помогают вашим слушателям следить за историей. Благодаря этим пунктам, которых, кстати, должно быть три (максимум четыре), аудитория сможет представлять, где вы сейчас находитесь. Например, если вы объявили в начале выступления три пункта, а рассказали только о двух, слушатели потребуют от вас рассказ об ещё одном пункте.

6. Представьте антагониста и героя


У вас может быть «враг». Т.е. какая-то противоположность вашему продукту или вашей фирме или вашим идеям. Это может быть или конкурирующий скверный продукт, или компания, следующая другим принципам.
Вот, что говорит Стив Джобс в 1984 году: «Будет ли «голубой гигант» доминировать во всей компьютерной отрасли? Неужели Джордж Оруэлл был прав?».
Герой встречается со злодеем и обязательно должен его победить. В классическом выступлении Джобса вы можете увидеть представление антагониста (проблемы), которое сплачивает аудиторию вокруг героя (решения). Например, когда Стив представлял iPhone, он в начале презентации привёл 4 модели существующих на рынке смартфонов, которые оказались не такими уж и умными. Рассмотрев их недостатки он перешёл к решению.
Подготовьте короткое выступление для «презентации в лифте» с участием вашего антагониста-проблемы. За тридцать секунд вам нужно ответить на четыре вопроса:
  1. Что вы делаете?
  2. Какую проблему вы решаете?
  3. Чем вы отличаетесь?
  4. Как это касается ваших слушателей?

Как только вы научитесь говорить о вашем продукте за 30 секунд, им начнут интересоваться значительно больше.

Продукты Apple прибывают вовремя, чтобы спасти положение и изменить мир к лучшему. Именно такое послание несёт Джобс в своих выступлениях. У героя должна быть достойная миссия, которая заключается не в уничтожении злодея, а в улучшении нашей жизни.
Когда Джобс представлял iPod, в самом начале он рассказал, о том, что музыка — это часть нашей жизни и она окружает нас. Однако в мире портативных плееров нет лидера и нет хороших решений. Есть CD-плееры (большие), flash-плееры (дорогие), HDD-плееры (тяжёлые и дорогие). На этом фоне он представляет героя: «iPod. 1000 песен у вас в кармане». Решение простое и свободно от технического жаргона. Джобс представляет преимущества нового продукта, исходя из потребностей пользователей.

7. Простота презентации


В продукции Apple Джобс беспощадно удаляет функции и упрощает всё что только можно упростить. То же самое происходит и со слайдами, которые он готовит. На них нет ничего лишнего. Там, где большинство выступающих втискивают в слайд всё что только можно, Стив Джобс удаляет, удаляет и удаляет.
Недавно я был в общеобразовательной школе на конференции по здоровому образу жизни. Школьники готовили доклады и презентации про питание, алкоголь, сигареты и т. д. Там я увидел пример типичного выступающего со слайдами. На слайде куча текста + маркированные списки + как минимум одна картинка. Докладчик читает текст прямо по слайду. Знакомо? Очень многие современные «ораторы» используют слайды как легальную шпаргалку и читают прямо по ней, не стесняясь своей неподготовленности.
Презентации Джобса просты, наглядны и лишены маркированных списков. Он полностью знает текст выступления, помнит последовательность слайдов и вообще не смотрит на экран.
На mac-презентациях преобладают: пустое пространство, фотографии и картинки, простые слова.

8. Оденьте цифры


Сами по себе сухие цифры и технические данные не дадут никакой пользы. Если же вы их визуализируете, — польза определённо будет. Например, вместо информации о том, что в первом iPod был 5-гигабайнтый жёсткий диск, Стив Джобс сказал: «1000 песен у вас в кармане». Или так: «30 ГБ памяти достаточно для хранения 7500 песен, 25000 фотографий или 75 часов видео».
Чем сложнее идея, тем важнее использовать риторические приёмы для облегчения понимания.

9. Используйте «удивительно живые слова»


Джобс в своих презентациях часто говорил что-то типа: «он удивительно шустрый» (про айфон), «мы сделали иконки на экране такими красивыми, что вам захочется их лизнуть».
Слова, которые Джобс выбирал для своих выступлений просты (свободны от жаргона), конкретны (очень точны и коротки) и эмоциональны (использование описательных дополнений). Пример: «Это MacBook Air. Вы можете почувствовать, насколько он тонок. У него клавиатура полного размера. Это ли не удивительно? Вот так он выглядит. Замечательно, не правда ли? Это самый тонкий ноутбук в мире»… Говоря о ноутбуке Titanium PowerBook: «Я попросил вас пристегнуть ремни. Теперь я хотел бы, чтобы вы пристегнулись гоночными ремнями — через плечи».
Расчистите ваш текст, избегайте жаргона и модных словечек, добавляйте описательные слова. Будьте уверены в своём продукте и передайте эту уверенность слушателям, не стесняясь.

10. Поделитесь сценой


Человеческие мозги требуют разнообразия и никто, как бы хорош он ни был, не может долго удерживать внимание аудитории. Ключевые выступления Джобса длились более полутора часов и ему удавалось удерживать внимание аудитории. Как? При помощи разнообразия — демонстраций, видеоклипов и приглашённых ораторов. Джобс знает то, чего он не знает и приглашает, например, Джонни Айва рассказать о новом способе изготовления ноутбуков из цельной алюминиевой пластины.
Джобс приглашал ключевых партнёров Apple и даже врагов, при этом оставаясь самым «отдающим» из выступающих. Для того, чтобы шоу засверкало все его участники должны сиять.

11. Реквизит


Когда Джонни Айв и его дизайнерская команда придумали делать корпус ноутбука из цельной металлической пластины, Джобс, презентуя макбук взял детали корпуса и пустил их по рядам. Он дал возможность насладиться кинестетикам.
Вообще, основную часть своих ключевых выступлений Джобс уделял демонстрации. Демонстрации, которые он делал всегда были интересными, красочными и разбавлялись шутками. Так на презентации айфона он сделал хулиганский звонок в Старбакс и в шутку заказал 4000 латте навынос. Это вызвало хохот в зале.
Сделайте краткую, нацеленную демонстрацию. Если вы можете привлечь к демонстрации человека из вашей команды, сделайте это. Представьте что-то и для аудиалов и для визуалов и для кинестетиков.

12. Удивите


Продукты Apple удивляют. На презентации MacBook Air Джобс достал ноутбук из почтового конверта и в это время зал ахнул. То же самое произошло, когда в 2007 Стив демонстрировал первый айфон и показывал как можно пальцем прокручивать экран. В 2009 году Джобс презентовал очередной Mac и компьютер на этом представлении синтетическим цифровым голосом рассказал о себе сам. Люди в зале вскочили с мест и аплодировали стоя.
Подумайте, как вы можете удивить аудиторию и создать такой момент в своём выступлении, который зрители запомнят на несколько лет.

13. Учитесь выступать со сцены


Готовьтесь в выступлению и не читайте по бумажке. Тупое, монотонное чтение по бумажке выглядит ужасно и усыпляет аудиторию. Джобс на сцене сохраняет визуальный контакт, сохраняет открытую позу и часто использует жестикуляцию. Он управляет темпом, громкостью речи и делает паузы. Какие-то предложения он произносит быстрее, а какие-то медленнее. Пользуясь обычной скоростью речи он заметно замедляет её, когда преподносит главную новость или важную идею, которую слушатели должны запомнить.
Посмотрите несколько выступлений Джобса и обратите внимание на темп, жесты и тон голоса. Ещё есть хороший курс «Учимся выступать публично» от Радислава Гандапаса. Рекомендую его посмотреть.

14. Репетируйте


Джобс репетировал часами. Т.е. многими-многими часами. Один из руководителей Apple рассказывал, что он однажды пришёл на репетицию и ему пришлось ждать четыре часа, пока Джобс спустится со сцены. Выступления Джобса — результат многих недель работы, тончайшей «оркестровки» и массовой коллективной работы за кулисами. Команда iDVD потратила несколько сотен часов для подготовки к пятиминутной демонстрации. Джобс репетировал два полных дня в присутствии менеджеров по продуктам, которые поддерживали с ним обратную связь.
Стив тратил много времени на слайды, разрабатывая их дизайн лично. В последний день проводились один или два полных прогона выступления.
Если вы хотите сделать хорошее выступление, — репетируйте. Записывайте при этом ваши репетиции на видео и просматривайте эти видеозаписи с целью исправить ошибки.

15. Правильно одевайтесь


Джобс одевается в джинсы и чёрную водолазку. Однако, это не повод делать точно так же. Джобс стал так одеваться далеко не сразу и когда они в Возняком начинали Apple, Стив одевал костюм-тройку и стоял на выставке как примерный бизнесмен. На обложке журнала Macworld 2008 года он стоял в коричневом пиджаке, коричневом галстуке и белой рубашке.
Этот человек знал, какое впечатление производит одежда и какое впечатление нужно произвести в данном конкретном случае. Например, когда он ездил в банк, он одевал дорогой костюм от Brioni.
Обдумайте, какое впечатление вы хотите произвести на аудиторию и одевайтесь соответствующе.

PS: После прочтения книги у меня возникло желание сделать свои собственные презентации и выступления о здоровом образе жизни в рамках проекта «Общее дело» гораздо лучше. Причём, у меня появилось чёткое понимание, как это можно сделать. Очень рекомендую ознакомиться с первоисточником и попробовать применить методику Джобса на практике.

Счастья вам!

Комментарии (3)


  1. olegi
    18.06.2015 11:43
    +2

    Но у Джобса нет списков ни в одной презентации!

    Есть.

    Свидетельства клиентов или третьих сторон. В успешных запусках продуктов обычно участвуют несколько пользователей, которые были задействованы в предварительном тестировании и могут поручиться за ваш продукт.


    И какие же свидетельства были у iPhone, iPad, Macbook Air, iMac 3G?

    «мы сделали иконки на экране такими красивыми, что вам захочется их лизнуть».
    Речь была не про иконки, а про элементы интерфейса os x


    1. vadymmykh
      18.06.2015 17:52
      +2

      Ой, всё! (с)


  1. DarkVedmakl
    20.06.2015 04:53
    +1

    Предвосхищая критику.

    Люди делятся на 3 типа:
    Первые изначально обладают качествами, позволяющими подготовить презентацию «а-ля Джобс».
    Другие могут достичь того же результата упорным трудом.
    Третьи только зря потратят время независимо от прилагаемых усилий.

    Попробовать и проанализировать результат — может каждый.
    Иногда проще нанять человека на такую роль.

    Я жалею что игнорировал системный подход к такой важной вещи как презентации. Спасибо автору, после прочтения у меня возникло ощущение, что я ездил на одноколесном велосипеде.
    *Ушел за целым велосипедов к первоисточнику.