Здравствуйте, уважаемые читатели Geektimes! Поскольку период подписки корпоративного блога у нас заканчивается, то я решил этим воспользоваться и сообщить о закрытии проекта российского шлема виртуальной реальности VRD публично таким образом.




Российский шлем виртуальной реальности VRD вырос из DIY проекта и был попыткой создать «своё», родное и доступное в области устройств виртуальной реальности. Часть истории можно проследить по моим статьям на geektimes и постов в группе ВK.

Не будем углубляться в детали причин закрытия в этой статье, скажу лишь, что это классически в основном отсутствие чёткого позиционирования и ниши на рынке, недостаток финансирования, самоокупаемости и, следовательно, отсутствие достаточного количества времени и мотивации на развитие проекта. Сложно сказать однозначно, но есть неформальная информация, что даже такие компании, как Oculus и HTC Vive до сих пор не получают сверхприбыли или работают на грани рентабельности, но смотрят в будущее.
К тому же, как показала практика, заниматься разработкой высокотехнологичной электроники (особенно используя MEMS технологии) у нас в России непросто.

В остальном, силами 3-х человек во внерабочее время мы сделали то, что сделали. Шлем имел разрешение 1920х1080, 3 степени свободы, встроенный звук и поддержку Oculus Runtime вплоть до самых последних версий Oculus Home. Поскольку изготовление качественного корпуса — это очень затратное мероприятие, которое окупит себя лишь на партиях свыше 1000 штук, то мы использовали готовый и вполне приемлемый по характеристикам. 3D модель собственного корпуса имелась, но пускать в мелкую и опытную серию его было экономически нецелесообразно.

Так или иначе, мы получили большой опыт, работая над проектом. Я лично хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие или следил за нашим проектом. Особенно, наших клиентов, которые тестировали, использовали и давали обратную связь по устройству.
Отдельная благодарность моим коллегам и партнёрам — Роману, Николаю и Ковалю Андрею, который фактически пусть и удалённо занимался платой экрана. И конечно же, администрации TM, которая предоставила нам доступ в корпоративный блог, пусть и не сразу.

Уверен, что VR тема в мире будет развиваться, поскольку это действительно увлекательная и интерактивная технология, которая открывает миру 3D новые возможности!

P.S.: У нас остались несколько комплектов шлемов VRD без трекеров (корпус с наушниками, FullHD экран с платой HDMI, провода), которые можно подключать к компьютеру и использовать, например, для просмотра фильмов или других творческих проектов со стереозрением. Или сделать свой шлем VR на базе этих компонентов. За подробностями через ЛС или нашу группу BK.

Немного запоздал с опросом, но всёже интересно мнение сообщества.
Те, кто готов, пожалуйста, вступите в нашу BK группу чтобы не потерять контакт.

Комментарии (61)


  1. technomancer
    12.09.2017 10:16
    +10

    Спасибо за попытку!
    Не опускайте руки, и успеха Вам в новых проектах.


  1. sergehog
    12.09.2017 10:28

    Куча китаёзов и других организаци выпускают свои говно-шлемы. А у вас есть супер квалификация и опыт по поддержке современного API для таких поделок. Я имею ввиду ваш Oculus Rift compatibility. Вы сидите на золотой жиле, китаезы очень плохи в написании софта, так что ваша competence будет очень востребована у них.


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 11:12
      +4

      Поддержка API Oculus — это временный выход, поскольку просто не было контента и другого API. Сейчас уже есть более открытые платформы, например, OSVR или Open VR и имеет смысл делать поддержку именно этих стандартов. В будущем, мне кажется, производители придут к общему знаменателю в стандарте VR интерфейсов, как это произошло с мониторами, игровыми контроллерами и другой периферией.


      1. Fagot63
        12.09.2017 12:21
        +1

        Уже началось. Вопрос в том во что это выльется.
        P.S. Лишь бы не в подобие АКИТ и им подобное.


  1. Tatooine
    12.09.2017 10:39
    +8

    Object: Импортозамещение
    Status: Failure

    Очень жаль…


    1. Smbdy_kiev
      12.09.2017 10:53

      И всё же objective, нет? Тем не менее, успели разглядеть дохлую лошадь. Жаль. Но что поделать.


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 11:54
      +1

      Самое интересное, что буквально в последние месяцы росатом засуетился по поручению правительства. Цель — создать центры компетенций, в том числе, по технологиям AR/VR и для этого они сделали сайт, но видимо очень спешили ) Ну что сказать…


      1. A__D
        12.09.2017 13:48

        А будут ли выложены в свободный доступ (тот же гитхаб) материалы по шлему?


        1. Rockerman Автор
          12.09.2017 13:54

          Хоть и была проделана большая работа по «прошивке», но это не Open Source проект, поэтому нет. И в этом нет смысла, поскольку есть открытый стандарт OSVR и условно открытый Open VR, которые более перспективные для самостоятельных наработок и DIY проектов.
          По железной части — подумаем кому и зачем это может пригодится.


          1. mshak
            12.09.2017 14:47
            +1

            Как владелец одного из шлемов VRD — спасибо Вам большое за проект. Было здорово.
            Подскажите, а альтернативной прошивки, например, для поддержки OSVR не было?


            1. Rockerman Автор
              12.09.2017 14:48

              Спасибо! К сожалению, до этого не дошли. Планировали поддержку Open VR и уже даже начали наработки, как наиболее перспективную.


      1. x67
        13.09.2017 09:04

        А вы пытались поговорить с кем либо оттуда хотя бы в формате часовой беседы?


        1. Rockerman Автор
          13.09.2017 09:27

          Нет, мы закрылись раньше и слишком удалены от центра. К тому же, нас достаточно легко найти через поисковик, набрав просто «шлем виртуальной реальности» или «российский шлем виртуальной реальности». Всегда открыты для контакта.


    1. beeruser
      12.09.2017 14:44
      -2

      Про failure это вы зря
      deusvr.ru


    1. mistergrim
      14.09.2017 02:50

      Object: Импортозамещение
      Status: Failure

      В таком ключе — не жаль.


  1. Moon_Lobster
    12.09.2017 12:04

    Жаль конечно, что из-за нехватки финансирования проект закрылся.
    Удачи вам в будущих проектах!


  1. ProLimit
    12.09.2017 12:26
    +1

    Очень уж сложный проект вы выбрали. Доминирующие игроки для его осуществления имели многомилиионные инвестиции и опыт, а у вас только DIY проект за спиной и группа энтузиастов. При развитии опен-сорс софта выход на этот рынок конечно упростится, но тут и китайцы подтянутся, а они хорошо умеют копировать и по цене с ними конкурировать невозможно.


  1. Foveator
    12.09.2017 12:27
    +5

    В долговую яму вы не попали. Руки на себя никто не наложил. С работы никого не уволили?
    Жены вас не бросили?
    К чему пессимизм?


    1. Fagot63
      12.09.2017 12:29
      +3

      Столкнулись с Российскими реалиями. :(


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 13:42
      +5

      Такие проекты, действительно, отнимают очень много физических, психических сил, денег, здоровья и бесценное время у семьи. Но об этом предпочитают не говорить — у нас так не принято ) Это мешает имиджу. Любят истории успеха по понятным причинам. Типичные ошибки, исходя из своего опыта, возможно опишу в другой статье на vc.ru если это кому-то будет интересно. Написал так, как есть чтобы другие не питали иллюзий относительно стартапов и ситуации вокруг них.


    1. Navij
      12.09.2017 15:04
      +1

      Когда делаешь проект, вкладываешь в него силы, время и душу. Опыт, конечно, получаешь взамен, но когда результат твоего многолетнего труда оборачивается пшиком, становится грустно, как ни крути. Особенно, если был увлечён проектом, болел за него душой.


  1. fukkit
    12.09.2017 12:41
    +4

    Увлечённые люди прекрасны.
    Однако, не совсем понятно, что именно в том шлеме «российского», и почему государство должно такие поделки поддерживать общими деньгами.


    1. Sergiv
      12.09.2017 13:05

      Программное обеспечение, не?


    1. SuhoffGV
      12.09.2017 13:13
      +1

      Возможно мозги? Китайцы вроде не научились их копировать.


      1. Sergiv
        12.09.2017 13:15

        Имел именно программное обеспечение, а не железо. С железом у них проблем нет)


    1. lolhunter
      12.09.2017 14:14
      +2

      Меня вообще забавляет ситуация. Мы начинаем бизнес и все резко должны подорваться и дать денег.
      Почему? За что?
      Почему 99% «стартаперов» рассчитывают на запредельные инвестиции, при этом продукт, мягко говоря, на грани фола. Окупаемость мало понятна, массового рынка нет.
      Инновации? Зачем нужна инновация, если она на массовом рынке не зашла?
      Я наверно не ошибусь, если скажу, что единственные VR очки, которые имеют стабильные продажи это очки для PS4. Потому что с ними есть что делать. С Oculus я вот, честно говоря, даже хз что делать.

      А по поводу что там российского. Они платят деньги в Российскую экономику, а не заказывают шлем в китае и продают под своим лого. На данном этапе это максимум, что реально можно сделать в РФ.
      В РФ нет нормального мелкосерийного производства из пластика.
      В РФ нет производства экранов.
      В РФ нет дешевой фрезеровки.
      Подобный продукт сделанный в РФ, а не в Китае и так будет стоить примерно в 2-3 раза дороже. И вы же сами будете кричать, а что так дорого? Я в Китае закажу)


      1. neadlomexl
        12.09.2017 14:54
        +1

        Почему? За что?

        Потому что наукоемкий бизнес, в начале своего развития требует инвестиций. Понятно, что платить за любые хотелки стартаперов неправильно, но совсем без вливаний — не получится.
        при этом продукт, мягко говоря, на грани фола

        Крайне сложно судить, какие продукты выстрелят, а какие нет.
        Вот яркий пример.
        примерно в 2-3 раза дороже

        Есть масса примеров обратного, когда сборка из компонентов на территории РФ уменьшает конечную стоимость.
        сами будете кричать, а что так дорого

        Есть целые министерства, которые готовы покупать устройства по цене в 2-3 раза дороже, при условии отсутствия закладок в них.


        1. beeruser
          12.09.2017 16:33
          +2

          Есть масса примеров обратного, когда сборка из компонентов на территории РФ уменьшает конечную стоимость.

          Отвёрточная сборка и разработка это разные вещи.
          Вместо абстрактных измышлений лучше почитайте вот это, касательно разработки HMD:
          vc.ru/p/deus-rus-vr

          Мы общались с заводом «Зенит» в Красногорске. Они сказали, что запросто могут сделать необходимые нам линзы, но за несколько десятков миллионов рублей. Сказали, что всё пойдет на запуск производственной линии.

          Для корпораций это мелочь, но не для стартапа из нескольких человек, который хочет произвести небольшую партию девкитов.

          Китайцы смогли им сделать партию за нормальную цену.
          Китайские линзы стоили Deus 1000 рублей для одного шлема.

          И т.д.
          Проблемы с производством в России возникли даже в области ремней и корпусов.


          1. Rockerman Автор
            12.09.2017 17:08

            Не хочу комментировать Deus поскольку знаю их историю. Текущая версия Deus очень похожа на OSVR и внешне, и по характеристикам. И даже возможно на его компонтной базе, но не уверен — не разбирал. Зато видел, что внутри NVR. Мне показалось, что Deus это ребрендинг VRS, NVR ) По крайней мере, лица все знакомые в составе. Сделают законченный продукт, который люди будут покупать и хвалить — ну молодцы, что сказать.


        1. lolhunter
          13.09.2017 17:02

          Потому что наукоемкий бизнес, в начале своего развития требует инвестиций. Понятно, что платить за любые хотелки стартаперов неправильно, но совсем без вливаний — не получится.

          Продукт имеет аналоги на рынке. Аналоги довольно плохо окупаются. В чем идея? Сделать такое в РФ?
          Одно дело новый продукт — инновация. Другое дело аналог заграничного продукта со своими плюсами и минусами. Это просто производство, пусть и наукоемкое.
          Крайне сложно судить, какие продукты выстрелят, а какие нет.
          Вот яркий пример.

          Да. Только аналог уже был. Да и мы в 21 веке. Есть краудфандинг, который позволяет как минимум довольно не плохо оценить войдет ли твой продукт в рынок, ну и инвестиции получить.
          Есть масса примеров обратного, когда сборка из компонентов на территории РФ уменьшает конечную стоимость.

          Есть несколько условий, что бы это было тут дешевле. Из них выходит всего три варианта:
          1) При наличии таможенных льгот и ограничений. Потому в РФ собирают автомобили.
          2) Больших финальных габаритах готового продукта. Крупная бытовая техника.
          3) При наличии сырья на месте (мебель, одноразовая посуда, товары для строительства и тд).
          Больше вариантов для массового рынка нет. Все остальное, типа серверов без закладок это ни разу не массовый рынок и выстрелит при наличии собственно «желающих» друзей в нужном месте.
          Этот шлем никак не вписывается в три варианта.
          Почему тут дороже?
          Сборка в Китае:
          Простой экспорт по миру. НДС вернут, или вернешь НДС при вывозе через Гонконг.
          Нет НДС при отправке по миру.
          Российский рынок, считай внутренний для Китая. Ни пошлин ни налогов.
          Дешевая почта.
          Внутренний рынок пара миллиардов человек.
          Сборка в РФ:
          Все минимум на 18% дороже — НДС.
          Экспорт в мир — золотой — логистика в пару
          Почта в Китай из России в 10 раз дороже, чем из России в Китай. При таком экспорте НДС не вернуть.
          Весь мир — закрыт. Товар дороже 15 Евро — евросоюз, дороже 300 баксов — большая часть планеты.


      1. Prome_T
        12.09.2017 23:56

        У вас странный взгляд на вещи. Ни кто и никого не заставляет выкладываться в какой либо стартап. Ожидание инвестиций — не детский каприз стартаперов, это показатель того что они сами верят в эту идею, а соответственно, ожидают получение денег. Провалы стартапов да, показывают что не все идеи действительно востребованы, но стартапы способствуют формирования здорового рынка удобного для всех: стартапер — не мучается годами зарабатывая стартовый капитал, скорее всего, занимаясь при этом не интересной для себя деятельностью, потребитель же получает возможность спонсировать тот продукт который действительно ему интересен. Это прекрасно, так-как мне, к примеру, совершенно неинтересен упомянутый psvr, потому что он смешной с точки зрения х-тик. Если появится стартап занятый шлемом подобным starvr, я обязательно внесу свою скромную лепту в пару баксов.


        1. Rockerman Автор
          13.09.2017 06:40

          1. Prome_T
            14.09.2017 03:19

            Таки да, прекрасный проект. Спасибо за ссылку.
            Я до сих пор не могу понять почему на рынок с 200градусным FOV пока вышли только starvr и отчего крупные компании не понимают что этот FOV просто необходим.


            1. Rockerman Автор
              14.09.2017 05:45

              Опять же разрешение экрана, необходимая для этого мощность компьютера, стоимость устройства и вес. На 2К разрешении то хорошую картинку получить не всегда просто при 75-90 FPS, не говоря уже про 4K или 5K.


              1. Fagot63
                14.09.2017 13:15

                При углах обзора до 110 включительно, глаза фактически в стороны почти не смотрят. При 200 градусах при взгляде в бок, либо один глаз будет смотреть в перемычку между глазами, либо нужно городить совмещенный/дополнительный экран в центре.


                1. Prome_T
                  14.09.2017 16:16

                  Речь по большей части не о том что бы иметь возможность посмотреть «До упора» вбок, не меняя положения виртуальной камеры, все равно люди редко так делают, а о самом наличии в тех периферических областях изображения, а не кромешной тьмы или того хуже, полосы света из-за зазора между головой и шлемом. Без этого сверхбольшого FOV полноценного эффекта погружения не никогда не будет.


                  1. Fagot63
                    14.09.2017 16:40

                    Я то же скептически относился к 110 градусному обзору, пока не попробовал поиграть. Несколько часов хватило, чтобы понять что разрешение картинки куда важнее бокового зрения. Тут железа то на 2,5К разрешение едва хватает. А при 210 градусном обзоре нужно 2х 4к экрана, чтобы не раздражали пиксели и можно было более менее читать текст и целится в даль. Какие требования будут к железу я слабо представляю.


                    1. Prome_T
                      14.09.2017 17:30

                      Ну что значит «относились». Я тоже видел 110 градусов обзора и это мягко говоря не интересно. Играть «через бинокль» или «маску для ныряния» — нет, спасибо.
                      Как я и писал выше, нормальный путь развития — это адаптивно изменяющееся разрешение изображения для снижения нагрузки на GPU компьютера, но пока все телодвижения, это уменьшения количества страшных и ужасных проводов и «непонятных» коробочек в упаковке от шлема и клепание контента. Да, без контента никуда, но какой от него толк если это однообразные виртуальные тиры со сменяющимися декорациями «выезжающие» исключительно за счет wow-эффекта присутствия. Пока что весь этот контент напоминает картриджи для дэнди где было по 5000 игр. Одни и те же 2-3 игры, но раскрашенное в разные цвета, а играть в это предлагается смотря «через бинокль».


              1. Prome_T
                14.09.2017 16:24

                На сколько я себе это представляю, вроде бы не обязательно запускать то или иное VR приложение в нативном разрешении шлема, потому остается возможность снижать требуемую мощность компьютера, путем снижения разрешения.
                На текущий момент все телодвижения идут в сторону какого-то до абсурда нелепого маркетинга с попытками сделать VR шлем понятный домохозяйке. В обзорах шлемов обсуждается какая-то полнейшая чушь про количество проводов(!), которые нужно будет подключить и речь не о проводах которые пойдут к шлему и будут мешать, а просто о подключении контроллеров и блоков к компьютеру, дескать — посмотрите, вот у этого производителя товар лучше, потому что провода не 3, а всего 1! Это идиотизм. Даже представив что некий производитель таки родит эту вожделенную мечту маркетолога с понятным домохозяйке шлемом, в коробке от которого не будет ничего кроме самого шлема и для работы которого потребуется нажать 1 кнопку — мы по прежнему будем иметь отвратительное качество картинки и слабый эффект погружения из-за малого FOV-а.
                Но лишь считанное количество компаний и, к сожалению, в основном мелких, занимаются решением этих проблем, например копая в сторону отслеживания глаз и адаптивном изменении разрешения изображения.


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 19:49
      -1

      Хорошо, пусть не поддерживают. Будем на нефти зарабатывать, на всех хватит. У нас был полный цикл разработки. Российский, потому что мы у себя его делаем. Но не единственный конечно.


      1. Rockerman Автор
        14.09.2017 05:46

        Первые 2 предложения были сарказмом.


  1. Foveator
    12.09.2017 12:57
    -3

    У нас на средство отображения информации получен американский патент.
    Будет ли VR шлем, сделанный Вами по нашему патенту «антироссийским»?


    1. jawaharlalnehru
      12.09.2017 14:31
      +2

      «по патенту» не делают, «по патенту» продают. Патент — это, грубо говоря, запрет на продажу определённой технологии на определённой территории другими лицами.
      Что Вы подразумеваете под фразой «американский патент»? Если это патент, распространяющийся на территории США, то это означает только то, что Ваше средство отображения информации (или похожее по описанию в патентных бумагах) нельзя продавать на территории США без Вашего согласия.
      Чем-то «антироссийским» тут и не пахнет.


      1. Foveator
        12.09.2017 18:16
        -6

        Увы, акцент я сделал на слове «российский» в отношении похороненного шлёма виртуальной реальности.
        Вынужден быть банальным, но не спроста существует цитата относительно патриотизма и «последнего прибежища».
        Переверни мышку кверху лапками и на ней прочитаешь номер патента.
        Это база. Это основа. Либо укради чужое изобретение, либо купи, либо, если денег нет, сам изобрети.
        Печалька, что инициаторам из России не удается осуществить даже простое рабское копирование.


  1. dedyshka
    12.09.2017 13:00
    +10

    Лучше попытаться и закрыть чем не пытаться и ныть.
    Удачи вам в новых проектах!


  1. x67
    12.09.2017 14:32

    А вы пробовали найти применение шлема в промышленности? Сейчас эта тема активно развивается + неугасающая тема импортозамещения — ваш проект даже на грани разумной себестоимости мог быть прибыльным. Разве что уровень погружения в бюрократию там совсем иной)


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 14:46

      Пробовали в архитектуре — как прототип не зашел, а чтобы сделать законченную версию нужны деньги, но инвесторам рынок, темпы окупаемости показались сомнительными. В промышленном секторе, как в и гос/военке/космосе, нужны «плотные» связи. В целом, нужен узкий кейс, где «кастомизируемость» будет иметь решающее значение и за это готовы платить хорошие деньги. Госзаказ — идеально, но увы )


      1. x67
        12.09.2017 15:15

        под промышленностью я имел ввиду и военку и авиацию и космос в том числе. При открытии нового рынка (а это как раз тот случай, когда VR не использовали, а потом внезапно стали использовать) никаких связей нет. Естественно на работы нужны деньги, но это уже второй вопрос. Вы могли бы заключить договор о намерениях при симпатии, на основании этого договора взять кредит, на кредит работать, ну и собственно так и влились бы. Но тут в любом случае понадобится потратить свои человеко-месяцы на то, что бы изначально все грамотно просчитать и оценить.


        1. Rockerman Автор
          12.09.2017 15:37

          Самое важное знать «боль» и предметную область продаж. Если нет «боли» или хотя бы «плюшки», значит рынок не готов. А создавать рынок с нуля — это серъёзно.


          1. x67
            12.09.2017 19:45

            Согласен. Но потребность (скорее плюшка, нежели боль) есть. Вы были на форуме Армия 2017? Или на Максе? Просто дофига тех, кто уже демонстрирует (иногда топорно) разработки в направлении VR и много тех, кто еще этого не делает, но потенциально может это делать. И не всех устроят дорогостоящие (скорее всего) или китайские с белорусскими лейблами предложения от гигантских НИИ, работающих в основном на военку.


            1. Rockerman Автор
              12.09.2017 20:13

              Пусть обращаются за компетенциями )


  1. PKav
    12.09.2017 15:43

    А почему в российских реалиях непросто заниматься именно MEMS? [sarcasm]Датчики, вроде, во всех странах примерно одинаково работают. [/sarcasm] С какими сложностями столкнулись? Я. просто, сделал свой проект с MEMS-акселерометром и гироскопом в составе, и никаких особых сложностей не заметил, поэтому спрашиваю.


    1. Rockerman Автор
      12.09.2017 17:00

      При работе с MEMS мы столкнулись с проблемой брака датчиков, длительной логистикой поставок, алгоритм калибровки и конечно же монтаж. Когда прототипируешь, то вынужден паять все платы самостоятельно. Понятно, что для этого нужно специальное оборудование, но мы обходились двумя паяльными станциями с фенами. Чуть перегреешь датчик и его характеристики могут уплыть, или вовсе выйти из строя. Затем это все сложно диагностируется и отнимает время. С готовыми модулями и платами, понятно, что проблем на порядок меньше.


      1. PKav
        12.09.2017 17:04
        +1

        Странно. Ни разу такого не было, хотя напаял феном уже под сотню MEMS-датчиков. А что за датчики были?


  1. viru0
    12.09.2017 16:38
    +2

    Что то мне подсказывает что вам теперь сюда
    www3.oculus.com/en-us/careers

    С вашим опытом, мало кто конкурировать способен


  1. 25080205
    12.09.2017 19:22

    Не в тему, но все же… если поцарапал линзу на Vive это можно как-то отремонтировать или все, капец?


  1. tormozedison
    12.09.2017 22:41

    Считаю, что любое закрытие проекта хорошо сопровождать открытием документации. Чтобы не получилось ни себе, ни людям.


    1. Rockerman Автор
      13.09.2017 06:18

      Мы подумаем, но Oculus это может не понравится когда их пакеты и внутреннюю кухню, пусть и устаревшей модели DK2 вывернут на изнанку ) Да и смысл, если только ради спортивного интереса. Более перспективно реализовать Open VR интерфейс на любой отладочной плате, например STM32F3Discovery. Хоть там и датчики так себе. Или другое гибридное решение контроллер + датчики, которые можно свободно приобрести каждому. Если найдутся желающие принять в таком open source, то пишите в ВК или личным сообщением. От вас потребуется знание С и C++.


  1. Timur_n
    12.09.2017 23:10
    +2

    Удачи в новых проектах, этот был амбициозен… (может версия 2.0 увидит свет?))


  1. Delics
    13.09.2017 09:45
    +1

    Разработка, XXI век:

    — мы открылись! (пиаримся)
    — мы что-то делаем! (пиаримся)
    — мы закрылись, ничего не получилось (пиаримся)


    1. fukkit
      13.09.2017 11:12
      +1

      — пиариться тоже не получилось