Симпатичная девушка попросилась на фейсбуке в друзья и спросила, почему мы приостановили развитие нашего проекта. А мы не приостанавливали, даже наоборот, дела пошли в гору — нащупали работающие пути получения трафика, выручка наконец начала расти. Но через несколько месяцев я понял, что она была права.

О том, как мы работали по 10 часов в сутки без выходных, получили инвестиции, прошли во ФРИИ, набрали более ста тысяч пользователей в США, нас хотел купить Sports Illustrated, но в итоге мы закрыли компанию.


Предыстория


Сначала мы работали над другой идеей — хотели сделать приложение для знакомства по интересам. Пользователь выбирает свои интересы, например, “веб-разработка”, “java”, “космонавтика” и “DIY”. Потом выбирает активности, например, “прогуляться”, “футбол”, “сноуборд”, “попить пива”. И мы показываем отранжированный по расстоянию список пользователей с аналогичными интересами. Можно с разработчиками пойти попить пива, можно поиграть в футбол с интернет-предпринимателями, а можно познакомиться с прекрасной тян, которая тоже увлечена проблемами покорения космоса.

Эта идея вызвала у всех знакомых одобрение, мы сделали прототип, подняли у Игоря Рябенького инвестиции, сделали первую версию. Но оказалось, что в реальности практически никто не решался на встречи с незнакомцами, даже если у незнакомцев были похожие интересы. Единственные два кейса когда это работало — командные виды спорта (встретиться с группой незнакомых между собой людей комфортнее, чем один на один) и дейтинг (инстинкты пересиливают дискомфорт).

Мы решили сфокусироваться на приложении для любителей спорта. Чтобы не сужать основной use case, фичу с интересами отложили. Сделали продукт, чтобы можно было найти площадку для игры в футбол, баскетбол, волейбол и другие виды спорта, создать игру, позвать друзей и вместе скинуться на оплату площадки. Зарабатывать мы планировали на комиссии с этих платежей.



Трудности


Сделали веб-версию (см наш первый пост на Хабре), потом iOs приложение, потом сильно переделали веб-версию, потом iOs приложение (см второй пост на Хабре). Исправляли баги, запиливали фичи, о которых просили пользователи, много работали. Типичный месяц нашей команды из трех человек (чистое время работы без учета перерывов):



Но новых игр появлялось очень мало, в них почти никто не записывался. Основная проблема, с которой мы столкнулись — это Chicken & egg problem. Чтобы игра состоялась, нужен организатор. Чтобы организатор создавал и вел игры, нужны пользователи. Пользователи не придут пока нет игр, а для них нужны организаторы. Замкнутый круг.

Чтобы решить эту проблему мы пытались повторить хаки, которые помогли другим компаниям с аналогичной проблемой, придумывали новые. Это давало краткосрочный эффект, но пользователи были из разных городов, игры плохо собирались, пользователи отваливались.

Пытались расти локально, сами нанимали организаторов в Сан-Франциско и в Москве, собирая игры и пользователей только в этих городах. Это работало, но как только мы прекращали платить организаторам, все разваливалось. При этом, комиссия с платежей не покрывала вознаграждение организаторов.

После того, как пользователь отыграл первую игру, он часто возвращался играть с той же командой. В этом случае и пользователи, и организаторы неохотно проводили платежи через нас, чтобы не платить комиссию. В Uber вы не будете ездить все время с одним водителем — экономия на комиссии обернется значительным временем ожидания для пользователя и дополнительными расходами на бензин для водителя. В нашем же случае стороны охотно оставляли нас без комиссии.

Низкий доход на пользователя делал покупку трафика почти нереальным делом. Единственным рабочим маркетинговым каналом оставалось SEO. Мы как следует поработали над SEO, вот рост нашего недельного трафика:



Выглядит хорошо, но на деле это заняло несколько лет, SEO — очень инертный канал, подойдет только если у вас в запасе есть много времени.

Новая бизнес-модель


Нам очень повезло с инвестором, никакого давления или других сложностей, но мы сами стали думать о том, как нам изменить бизнес-модель, чтобы расти быстрее на платном трафике и при этом зарабатывать деньги:



Самым интересным вариантом выглядела продажа лидов интернет-магазинам спортивной экипировки. Мы попробовали эту модель, холодный SEO трафик по запросам связанным с поиском спортивных площадок конвертировался плохо. Но если собирать из него email подписчиков, подогревать и потом продавать экипировку, то цифры выглядели намного лучше, чем с первой бизнес-моделью.

Многие зарегистрированные пользователи охотно добавляли себе в профиль какая у них экипировка, отмечали какую хотели бы приобрести. Эти действия встречали явно меньше трения, чем запись на игры. Покупать экипировку проще, чем регулярно заниматься спортом. А SEO трафика, связанного с отзывами об экипировке, достаточно много.



Мы запустили карточки с экипировкой звезд, наконец стали зарабатывать деньги и прошли в акселератор ФРИИ.

Но осознав, что:

  • для этой модели нужно зачеркнуть все, что мы делали раньше и строить заново Tripadvisor для экипировки,
  • все каналы кроме SEO и прямого трафика снова не бьются с точки зрения unit-экономики,
  • деньги инвестора давно закончились, а мы вложили еще в два раза больше своих,

мы решили остановиться.

Как раз в этом момент со мной связались из Sports Illustrated — легендарного спортивного издания, которым сейчас владеет Time Warner. Они делали похожий продукт и был шанс, что они купят компанию. Чтобы подогреть их интерес, я попробовал найти кому еще могут быть интересны наши наработки, пообщался с генеральным директором Mindbody (тоже миллиардная компания, которая делает софт для йога-студий и залов для фитнеса). Но в итоге обе сделки по разным причинам не состоялись.

Уроки


1. Рынок и бизнес-модель важнее всего

Раньше я считал, что идеи ничего не стоят, главное — это ввязаться в бой, а по дороге можно будет скорректировать идею и найти правильную бизнес-модель. Но на деле оказалось, что это не так. Всегда нужно хорошо анализировать нишу, прямых и косвенных конкурентов, их бизнес-модели. Во время прилива даже маленькие лодочки поднимаются очень высоко, а в пустыне без разницы какая у тебя лодка и команда.

2. Важно быть достаточно публичным и обсуждать проблемы компании с компетентными людьми

Я мало общался с рынком, другими предпринимателями (добавляйтесь в друзья на фейсбуке, будем общаться) и инвесторами. Не весь фидбэк полезен, но сейчас понимаю, что если бы советовался, то многих ошибок бы не совершил. Особенно ценно поговорить с предпринимателями, которые работают в похожей нише, добились значительных успехов, но не являются прямыми конкурентами. Хорошо поговорить с опытными инвесторами, которые видят много компаний, различают паттерны успешных и неуспешных. Кроме того, это поможет в случае, если вы захотите продать компанию.

3. Если компания не взлетает в течение 18 месяцев, нужно закрывать

18 месяцев — это типичный срок, на который поднимают очередной раунд инвестиций. Если вам не удается за это время выйти на показатели достаточные для получения следующего раунда, лучше заняться чем-то новым.

4. Важно фокусироваться не на приоритизации существующих задач, а думать о том, что сейчас может продвинуть компанию вперед

Я всегда записывал идеи, собирал из них списки задач по одной теме, потом приоритизировал исходя из баланса потенциального эффекта и требуемых ресурсов. На самом деле, часто в этих списках были не те задачи. Мы потратили кучу времени на задачи, которые не дали положительного эффекта.

5. Нельзя поднимать мало денег

Известно, что рискованно поднимать слишком много денег, это убивает компании. Но нельзя поднимать и мало денег. Из-за того, что у нас было мало денег, мы действовали очень медленно. А то, что потом мы тратили свои деньги не подгоняло нас к решительным действиям.

6. Брутфорс не подходит для стартапов

Не нужно стараться получить трафик из как можно бОльшего количества маркетинговых каналов в надежде, что один из них сработает. Аналогично не нужно стараться запилить как можно больше фич, нанять больше людей. Брутфорс работает плохо, вероятность успеха очень низкая, особенно если у вас мало ресурсов. Лучше посмотреть что делают другие, что работает в других нишах, проанализировать почему это работает и применить у себя.

Заключение


Хочу поблагодарить наших пользователей, читателей Хабра, которые после нескольких прошлых постов дали много ценного фидбэка, и, конечно, нашего инвестора.

Пока не решили что делать с сайтом, бросать жалко, но работать над проектом больше нет сил. Может быть вы подскажете?

Комментарии (60)


  1. olku
    25.11.2017 16:40
    +1

    Очень интересно, спасибо за статью!

    в реальности практически никто не решался на встречи с незнакомцами, даже если у незнакомцев были похожие интересы

    Вот это крайне любопытно. Были ли у вас исследования этого феномена в разных соцгруппах и культурах? Встречал обратное — люди специально ищут «своих» в соцсетях, meetup.com на этом держится. Замечу, что трудовые и политические мигранты, которые попадают в другое окружение, в том числе языковое, испытывают трудности с адаптацией. Отсюда «кварталы», «общины», «русский Берлин» и пр. Даже в пределах ЕС миграция носит массовый характер, не говоря уже о «движении на Запад» из б.СССР. Это десятки тысяч людей. И спектр услуг весьма широк. От тусовок «для своих» до юридической помощи.


  1. kravets Автор
    25.11.2017 16:51

    Спасибо! Мы не исследовали подробно, просто когда планировали разработку приложения, многие проявляли интерес, говорили, что сами хотели такое приложение запилить. Но когда было готово приложение, и я в ходе кастомер девелопмента показывал его людям, чтобы они реально ввели свои интересы, согласовали встречу с незнакомыми людьми с похожими интересами, то повторяющимися словами были weird и awkward. Я видел минимум 5 приложений, которые делали похожие вещи, но пофейлились (sonar, highlight и тд).

    Вот у Митапа это лучше работает, потому что встреча группой. Правда, если у организатора нет устойчивого интереса, то группы тоже быстро угасают и разваливаются.


    1. ozonar
      27.11.2017 10:37

      А, у вас была встреча 1 на 1?

      Тогда я совершенно согласен, что это weird и awkward, шанс, что пусть даже и схожий по интересам человек будет близок тебе по общению не так велик.


  1. SyCraft
    25.11.2017 17:38
    +1

    Очень грустно что у этой истории именно такой конец, но в любом случае желаю успеха в новых начинаниях.
    PS Мы кажется когда то с вами даже работали по инженерии) я что то для вас делал (простите если ошибаюсь)


    1. kravets Автор
      25.11.2017 17:47
      +1

      привет, было дело :)


      1. SyCraft
        25.11.2017 17:51
        +1

        Как тесен мир) Обращайтесь если будут потребности в технической поддержке или хостинге)


  1. DaneSoul
    25.11.2017 17:39
    +1

    Но оказалось, что в реальности практически никто не решался на встречи с незнакомцами, даже если у незнакомцев были похожие интересы.
    Чтобы это хорошо работало, нужно предварительное общение, так как схожие интересы слишком мало говорят о человеке и этот недостаток вызывает недоверие.
    То есть не:
    «схожие интересы -> встретились в риале»,
    а более длинная схема:
    «схожие интересы -> пообщались виртуально, узнали друг друга лучше -> встретились в риале»


    1. kravets Автор
      25.11.2017 17:49

      Все приложения на эту тему более-менее давали пообщаться в чате. Но все равно пока ни у кого пока не получилось сделать, чтобы полетело


    1. Germanets
      26.11.2017 14:36

      Как вариант, который может дать больше доверия — видеочат, плюс всевозможные рейтинги и привязки к соцсетям… Но думаю, что и это уже опробовали…


  1. Barbaresk
    25.11.2017 17:52

    У меня есть подозрение, что одной из причин вашего провала стало то, что это приложение не было нужно конкретно вам. Поэтому вы не смогли понять что именно удержит аудиторию, что станет той фишкой, благодаря которой, люди будут пользоваться именно вашем приложением повторно.
    Например здесь у вас неверное утверждение.

    После того, как пользователь отыграл первую игру, он часто возвращался играть с той же командой. В этом случае и пользователи, и организаторы неохотно проводили платежи через нас, чтобы не платить комиссию.

    Я часто играю футбол и иногда собираю команды из друзей и знакомых, которые тоже любят футбол. Однако, регулярно собирать две команды (минимум человек 10), арендовывать поле — довольно трудно. Дело в том, что состав желающих постоянно меняется, у кого-то возникают различные дела, и невозможно играть в точно определенное время с определенным составом. А если не хватает игроков, то увеличивается удельная стоимость игры, да и народу может просто не хватить на игру.
    Данную проблему могло бы решить ваше приложение, путём в каком-то смысле «страхования» от подобных ситуаций. Например, когда мне надоела эта нервотрёпка, я стал искать какие-нибудь организации / группы, в которых можно было бы собраться и с другим людьми поиграть в футбол. В итоге нашёл такую группу (с сайтом) в Москве. Народ собирается, играет. Желающих поиграть достаточно много. А главное — желающих обычно больше чем мест, благодаря чему всегда набирается народ на команды. При этом записаться можно как командой, так и просто поодиночке и получается, что ты застрахован от ситуаций, когда кто-то не пришёл, не смог и т.д, а платить за поле всё равно приходится. Собственно именно для этого и нужны группы/приложения подобные вашему.
    Кстати, организаторы группы проводят турниры с десятком команд и народ не стремится убежать от них, организуя свои игры «без посредников».


    1. kravets Автор
      25.11.2017 18:00

      Да, главным нашим аргументом для организаторов и была страховка от того, что игрок заявится и не придет. Но организаторы не готовы платить за это каждый раз комиссию как у Убера и подобрых маркетплейсов (15%-20%), тем более есть инструменты, где можно принимать деньги без комиссии (Venmo).

      Вот постоянный поток игроков — это сильный аргумент. Именно за это организаторы платят на meetup.com $20/месяц. Мы пытались с помощью SEO трафика прийти к аналогичному результату, давать оргам игроков, но брать не месячную подписку у оргов, а комиссию с платежей. Какой-то трафик удалось получить, но несопоставимый с Митапом — они начали 15 лет назад, совсем в другой SEO лиге.


  1. mSnus
    25.11.2017 18:45

    А нет возможности оставить это как есть, ничего не вкладывая? Крутится себе, сервер шуршит, денег много не просит… Вы отдохнёте полгода, а дальше подумаете, что с этим делать...?


    1. kravets Автор
      25.11.2017 18:51

      Можно, но что мы придумаем через полгода? :) Надо заниматься новым проектом


      1. alsii
        28.11.2017 13:43

        Может получиться так, что через полгода "бесплатного" доступа к вашему приложению трафик взлетит так, что текущие расходы будут покрываться рекламой? Мне кажется проблема в том, что вы предложили изначально платный сервис. Может быть имело бы смысл продавать "фишечки"? Например возможность создавать периодические мероприятия. А на бесплатном аккаунте только однократные… Одним словом раздавать бесплатно булочки и просить денег за масло/мармелад и кофе.


  1. Singaporian
    25.11.2017 19:51

    Пока не решили что делать с сайтом, бросать жалко, но работать над проектом больше нет сил. Может быть вы подскажете?

    Это очень специфичная фраза. В ней хорошо прослеживается ваша эмоциональная усталость и попытка найти на стороне моральную поддержку, которую, почему-то вы не получили в команде (видать все уже устали).

    Вы сделали выводы — отлично. Вы сформулировали причину провала: возможность легко избежать комиссии. Вполне логично предположить, что вам проще будет найти решение этой проблемы (вплоть до pivot), чем строить что-то с нуля. Ведь в этом и есть смысл стартапа — что люди решают сложные проблемы. В новом проекте они тоже будут, не одна даже. Какая вам разница какую из них решать?


    1. kravets Автор
      25.11.2017 19:59

      Бывает, что продают участки со старым домом. Тогда стоимость равна стоимости земли минус стоимость сноса старого дома. Построить дом заново дешевле, чем перестраивать старый.


      1. Singaporian
        25.11.2017 20:13

        Бывает. А бывает, что дом просто чинят и не теряют в деньгах при продаже.


  1. NoRegrets
    25.11.2017 21:40
    +1

    Т.е. вы даже идею не протестировали, но уже нашли инвестора. Да-да, потом оказалось, что идея не работает (внезапно!) и вы на уже полученные деньги начали искать новую идею… Типичные стартаперы, смузи-шмузи.


    1. kravets Автор
      25.11.2017 22:22

      Обычно в таком уничижительном тоне говорят о командах, которые проводят все свое время в общении на стартап-мероприятиях. Как я отмечал в статье, наш типичный рабочий месяц был несколько интенсивнее:
      image

      Ну и тестирование идей не кажется мне греховным делом.


      1. NoRegrets
        25.11.2017 23:07

        Так говорят о тех, кто просит деньги под стартап, с красивыми графиками и доказательствами что все взлетит, и у которых, в действительности, кроме непроверенной идеи ничего нет. И вы именно так и сделали и в итоге большая часть денег, если я правильно понимаю, ушла на зарплату вашей команды. Ну а дальше вы тратили уже свое время, работая за свои. Это типичный сценарий работы стартапа. Я вижу у многих от этого бомбит, но, тем не менее, это правда.
        В моем сообщении был дельный совет что делать дальше — проверяйте идеи, прежде чем берете деньги у людей. Не для того что бы сделать слово «стартапер» менее ругательным, поберегите свое время. К сожалению далеко не все могут понять совет, если им не написать его открытым текстом (это я уже не про вас, а про тех хипстеров, которые уже отметились).


        1. kravets Автор
          25.11.2017 23:23

          Говорят, что стартап — это поиск масштабируемой бизнес-модели. Обычно проверка идей идет в течение 3F, seed и A раундов, и только в районе B раунда поднимают деньги уже на масштабирование. Идею нельзя вполне проверить на ранней стадии. Даже если вам кажется, что все работает, не факт, что оно будет работать на большом масштабе.

          И касаемо экономии времени — как раз внешние инвестиции сэкономят время команды. И за счет того, что можно заниматься фултайм, и за счет того, что есть обязательства перед инвестором, это подгоняет.


          1. aram_pakhchanian
            26.11.2017 12:43

            А у вас в малом масштабе работало?


            1. kravets Автор
              26.11.2017 12:48

              да, иначем мы бы не получили инвестиции, не прошли бы во ФРИИ


              1. NoRegrets
                26.11.2017 15:11

                Если работало, то я скорее всего ошибся в оценке. Но что в вашем понятии «малый масштаб»? Вы запустили прототип, налили трафика, получили пользователей и первые платежи? У вас есть цифры?
                Масштабировать не получается, если не учтено что-то, что в малом масштабе не влияло на показатели. Но у вас причина в том что «в реальности никто не хочет встречаться с незнакомыми людьми», которая к масштабированию не имеет никакого отношения. Мне интересно, в чем причина провала.


        1. IDMan
          26.11.2017 12:47
          +1

          Я даже знаю, почему это типичный сценарий работы стартапа. Потому что это и есть проверка идеи. Потому что для проверки идеи ее надо воплотить. Чтобы ее воплотить, нужны люди. Чтобы нанять людей, нужны деньги. Чтобы иметь достаточно денег, чтобы разработка не шла годами, нужно взять их в тех, кто их имеет. Под процент будущих возможных прибылей.

          Если вы просто спросите у людей, годна ли идея, количество тех, кто скажет «да да, конечно, я и сам принесу деньги» будет на порядок превосходить количество тех, хто потом их действительно принесет. Если не на два порядка. Так что такой способ проверить идею не работает. А чтобы сделать минимально ценный продукт, вообще то надо месяцы работы, оплачиваемой работы.

          Вряд ли люди, которые собственно проверяли идею, о чем и написали здесь, нуждаются в совете сначала проверять идею. И вряд ли их бомбит от советов людей с детским восприятием мира.


          1. NoRegrets
            26.11.2017 15:21

            Детское восприятие мира — это как раз таки ожидание, что вам дадут денег под идею, которая родилась у вас вчера в голове. Почему стартапер свои деньги хотя бы в МВП не хочет вкладывать? Потому что он оценивает риски на порядок лучше инвестора, которому развешивает лапшу на уши. Некоторые так и живут кочуя из одного стартапа в стартап не теряя ни времени ни денег, зарплата (и не плохая!) же идет.
            МВП не стоит много денег и времени, не нужно тут рассказывать, что требуется вложить полляма для того что бы проверить идею обычного веб-сервиса.


      1. Maur
        26.11.2017 04:13

        Алексей, простите но не верю я в ваш «типичный рабочий месяц» по 9h, вы в таком темпе через три недели ласты «склеите». Дело в том что, есть некая норма выработки инженера, либо людей условно к ним причесляемых, он эту выработку делает точно за 5 часов, этих людей нельзя выжать чтоб они работали больше этих условных 5 часов, к сожалению этому сопротивляется мозг, люди которые делают то же, но за короче время — являются более опытными или более умными коллегами, обычно занимают выше должности ( условно должности ведущих инженеров и выше) а те кто работают за 5 и выше часов — это те кто не доросли до инженеров.
        Стоит заметить, что здесь есть ряд очень важных допущений, например, во время релизов или стрессовых ситуаций инженеры могут работать больше, но это лишь потому что их мозг мобилизируется на время, он «берет в кредит» в коротком плече но не больше плеча в 2-3 недели, после — кредит придется возвращать.
        Жаль что вы так глупо просадили деньги инвестора, те товарищи которые начинают стартапы «за свои» обычно сразу начинают со свот анализа и аналитики будущих продаж. ЧТоб не было как у вас


        1. kravets Автор
          26.11.2017 10:22

          Я согласен с вами только в том, что производительность зависит от компетентности.

          вы в таком темпе через три недели ласты «склеите»

          Скриншот подтверждает обратное, он за 1 месяц, и мы не склеили ласты. Если вы не верите, я могу вам показать статистику за бОльший период.

          обычно занимают выше должности ( условно должности ведущих инженеров и выше) а те кто работают за 5 и выше часов — это те кто не доросли до инженеров.

          Меня огорчает, что вы называете меня некомпетентным специалистом. Пожалуй, воспользуюсь приемом «сперва добейся». Расскажите, пожалуйста, о ваших профессиональных достижениях, чтобы все увидели, что ваши утверждения основаны на солидном опыте.

          стартапы «за свои» обычно сразу начинают со свот анализа и аналитики будущих продаж.

          Мне кажется, что как и в предыдущем пункте вы делаете обобщения не основанные на достоверных фактах. Да, первый и главный урок в статье — это анализ рынка. Но вряд ли команды чаще используют свот анализ (его обычно делают в корпорациях и бизнес школах), и вряд ли занимаются аналитикой будущих продаж (как можно анализировать то, чего нет?). И почему те, кто делает «на свои» занимаются такими вещами, а проинвестированные команды — нет? Мне кажется, что логичнее было бы наоборот.


          1. Maur
            26.11.2017 11:35

            Я руковожу небольшой коммерческой компанией из 10 человек(своей), первый проект наш был на мои личные сбережения (25К USD) прибыльность составила около 350%, я так же имею опыт руководителя (в иных компаниях) инженерных групп около 15 лет, и успешный опыт продаж на зарубежную аудиторию около 7 лет. По одному из моих вузовских специализаций — я финансовый аналитик, я прекрасно разбираюсь как в области так и в анализе.
            В финансах говорят так «будущее достаточно легко проанализировать, гораздо сложнее проанализировать прошлое». Строятся модели, создаются сценарии, рассчитываются вероятности. Здесь вообще просто — работа идет только по цифрам. Мне например кажется, что вы неправильно анализируете прошлое, ибо выводы категоричные, они основаны на субъективных факторах. Вот любой пункт берем «Если компания не взлетает в течение 18 месяцев» — откуда эта цифра? Она вообще расчетная. То есть она может любой, зависит от проекта, области, страны, и тд и тп. Или «Важно фокусироваться не на приоритизации существующих задач» — а с другой стороны что может быть важнее плана? «Нельзя поднимать мало денег» — нельзя терять МНОГО денег.


            1. kravets Автор
              26.11.2017 12:01

              будущее достаточно легко проанализировать, гораздо сложнее проанализировать прошлое

              Это утверждение не согласовывается с тем, что обычно финансовые аналитики ошибаются в прогнозах и причинах будущих мировых кризисов, но хорошо ретроспективно объясняют уже прошедшие.

              в течение 18 месяцев» — откуда эта цифра? Она вообще расчетная


              18 month runway — это отраслевой стандарт, есть мнение о 12-18 и о 18-24, но обычно все планируют исходя из 18.

              а с другой стороны что может быть важнее плана?

              я писал не о том, что надо игнорировать планы, а о том, что традиционно работа продукт менеджера — это приоритизация входящего потока задач, важно не фокусироваться на этом процессе, а думать втч о задачах, которых может не быть в бэклоге, но они значительно важнее имеющихся.

              «Нельзя поднимать мало денег» — нельзя терять МНОГО денег.

              проблема тоже довольно хорошо раскрыта, например, см абзац Raising way too little codingvc.com/how-much-runway-should-you-raise


  1. grimich
    25.11.2017 21:53

    А вели где-то списки конкурентов, кто делает по экипировке сервис? Поделитесь?


    1. grimich
      25.11.2017 21:54

      Я имею ввиду перечисление каждого игрока, что за барахло на нем есть


      1. kravets Автор
        25.11.2017 21:59

        Есть Equipboard про музыкантов. Про футболистов и баскетболистов в основном медиа и блоги, погуглите по «soccer cleats spotting». По моде и звездам есть десятки сайтов, у меня где-то был большой список, сходу не могу найти, но это тоже гуглится по * spotting


        1. grimich
          25.11.2017 22:12

          Я думал какие-то сервисы есть которые позволяют это вести.
          Но спасибо :)


  1. Neuyazvimy1
    25.11.2017 22:15

    Доброго времени суток. Первое что я бы вам хотел сказать относитесь к вашим урокам как к вашему опыту от этого проекта, как и к «урокам» других людей и их проектов. То есть не всегда эти уроки подойдут к другим стартапам. Очень много уникальных проектов, и все они по разному развиваются и монетизируются и так далее.
    Насчет того что делать дальше — вам этого никто не скажет точно. Ответ в вас. Вы обладаете аналитикой проекта, у вас навярняка есть всои желания, амбиции, знания что да как у вас в команде. Будьте data driven team — берите потоки данных со всего. Примите эти данные и принимайте осознанное решение, за которое не будете жалеть, даже если что-то пойдет не так, вы будете понимать что это решение было принято из тех данных что вы имели на тот моммент.
    Ну а вы не Ванга к сожалению. Конечно инвестиции побольше надо брать для большей маневренности.


  1. coalesce
    25.11.2017 22:21
    +1

    Классный сервис, пользовался несколько раз. Спасибо!
    1. Лично мне не хватало Android приложения. Там бы можно было реализовать напоминания/предложения сходить на очередную игру. Сайтом через мобильный браузер неудобно пользоваться.
    2. Иногда были такие ситуации: на сайте висит объявление что игра в четверг в 19:00. Для подробностей звонить организатору. Звонишь, оказывается игры по субботам в 15:00. Пример придуманный. Но несоответствие встречалось. Модерации актуальности не хватало. Тоже самое касается цен. В графе цена указано бесплатно, в комментарии — цена.
    3. Действительно, после первого раза не всегда проводил оплату через Вас. Я обычно спрашивал у организатора так: Вам как на следующий раз удобнее также через сайт или наличными? Возможно если бы орги были мотивированы проводить набор людей через сайт — они бы сами всех людей загоняли под Ваш сервис. (об этом говорит Barbaresk)

    В любом случае, благодаря Вам, я провёл несколько отличных игр и познакомился с интересными людьми. Мерси!


    1. kravets Автор
      25.11.2017 22:35

      Спасибо! Приятно, что сервис был кому-то полезен.
      1. Мы начинали делать Андроид приложение, но разработка затянулась. А когда увидели статистику по iOs, что сторы в нашем случае не являются каналом привлечения пользователей, у других аналогичных приложений очень мало инсталов, то решили сфокусироваться на том, что поможет решить chick&egg problem.
      3. Да, выходом могла бы быть абонентская плата для оргов, но это было бы конкуренцией в лоб с Митапом, с учетом их трафика и узнаваемости бренда, это нереально.


      1. Wernisag
        28.11.2017 12:20

        3. Да, выходом могла бы быть абонентская плата для оргов, но это было бы конкуренцией в лоб с Митапом, с учетом их трафика и узнаваемости бренда, это нереально.

        Так, не копируйте их финансовую модель один в один. Вот например мне как организатору очень не хватает комплексной площадки. Найти где поиграть, совершенно не проблема. 10 минут на телефоне и у меня есть адрес, время и требуемая сумма. А вот например если я захочу устроить турнир… Гед найти адекватную турнирную систему, какой-то аналог соц сети для команд, чатик для всех. По отдельности все это есть, а вот, что бы это было все вместе…
        Или например ко мне обращается команда и хочет с кем-то поиграть. При чем на постоянной основе, что бы в среду вечером против их состава кто-то да играл. Это у вас можно было сделать, а истории игр ни где не сохранялась, да и во вконтактик не перенести. А тут аудитория такая, без вк жить не могут.


        1. alsii
          28.11.2017 13:48

          Кстати да… Если там же сделать платформу для организации турниров, вести статистику игроков, турниров, команд. Сделать рейтинги… Тогда может и орги согласны будут платить за такой сервис.


          1. Wernisag
            28.11.2017 17:34

            Да много чего можно сделать. Просто прежде чем сравнивать с Убером, надо сделать, что бы приложение было ориентировано на сервис, на котором кто-то может зарабатывать. Что бы уже с с этого заработка брать свой заслуженный процент


    1. frozzzen
      26.11.2017 15:59

      1,2 Достаточно гугл-календаря для таких напоминаний. Стандартное приложение, которое есть в любом андроид-смартфоне. За исключением китайских суверенно перепиленных.


  1. NeverIn
    25.11.2017 23:05

    >как мы работали по 10 часов в сутки без выходных,

    Когда читаешь это начинаешь думать, что надо работать поменьше…


  1. super-guest
    25.11.2017 23:23

    >«как мы работали по 10 часов в сутки без выходных»
    >>«Когда читаешь это начинаешь думать, что надо работать поменьше…»

    Когда читаешь это начинаешь думать, что надо бы и вправду работать поменьше…


  1. devalone
    26.11.2017 02:50

    Сделали продукт, чтобы можно было найти площадку для игры в футбол, баскетбол, волейбол и другие виды спорта, создать игру, позвать друзей и вместе скинуться на оплату площадки. Зарабатывать мы планировали на комиссии с этих платежей.

    Ну, имхо, идея слишком узконаправленная и не очень нужная.


  1. Vantuvir
    26.11.2017 10:29

    Жаль, но спасибо за опыт.


  1. Vagrant0610
    26.11.2017 10:29

    Спасибо вам что поделились опытом! Скажите а почему организацией должен заниматься именно человек? Почему бы не отдать эту работу приложению? Например организовать отслеживание активности пользователей а потом определенной группе предлагать вступить в команду. Которая сама и создается приложением на основе интересов. И предлагает по играть например в футбол (исходя из интересов). Люди голосуют, да или нет. И таким образом можно собрать команду (как в онлайн играх) для определенных игр. Если отслеживать их местоположение, то и предложить ближайший стадион для игры. Ну а если у вас еще будет связь с этим стадионом через приложение, что бы например можно было узнать время и сразу же заплатить через приложение ему. То цены бы ему небыло.


    1. kravets Автор
      26.11.2017 10:36

      Да, это интересная идея, знакомые пробовали заменить организатора приложением, но у них не получилось, отказались от этой концепции. В теории это возможно, мы несколько раз играли без организатора (правда он все равно координировал сбор людей и денег, но сам на игру не приходил), это достаточно сложная задача. Если бы рынок спортивных площадок было более консолидирован, это могло бы быть интересно, сейчас — не очень.


    1. Karakhan
      26.11.2017 18:06

      Для этого как минимум нужна автоматизация со стороны площадок: актуальное расписание, цена, возможность забронировать и оплатить онлайн. Смысл собирать группу на какой-то условный ближайший стадион, если он уже месяц как закрыт на ремонт, хотя на сайте про это ни слова? Как собирать группу, если цену на аренду в определенный день и определенное время можно узнать только по телефону? И как быть со сбором денег, если оплатить можно только наличкой в день мероприятия?
      По моему опыту поиска площадок в Москве: процентов 20 вообще не имеют сайта; у половины из оставшихся информация (график, адрес, стоимость) неактуальная или неполная; а чтобы записаться на конкретное время и оплатить онлайн — таких вообще единицы.


      1. Vagrant0610
        26.11.2017 18:28

        Безусловно! При наличии возможности "обратной связи" со стадионами, площадками и т.д. что бы была возможность брать информацию с их сайта например. Но! В любом случае дле реализации такого, будет полезно встретиться с представителями спортивных поощадок и обговорить это. По большому счету это обоюдный интерес. И может быть взаимовыгодным сотрудничеством. А еще, если создать небольшое ПО которое будет помогать во всем этом самим стадионам. То можно будет создать сеть таких стадионов, где ПО будет отправлять приложению необходимую информацию. Конечно меня уже понесло, но если подумать, то можно разработать не слишком трудозатратное ПО, которое потом предлагать уже спортивным площадкам.


  1. Elena-314
    26.11.2017 12:02

    В теннисе такая же проблема. Трудно собрать четверку игроков в парный теннис. Популярное веб-приложение в МСК такое есть, но чата для потенциальных игроков нет. В мире парный теннис очень популярен, популярнее одиночного.


    1. kravets Автор
      26.11.2017 12:05

      Спасибо, теннис мы даже не трогали — и играющих меньше, и судя по tennisround.com, уровень игроков важнее, чем в групповых видах спорта, продукт должен несколько отличаться


      1. Elena-314
        26.11.2017 22:50

        Мне кажется, проблема не в ВАшем проекте, а в том, что общество стало слишком индивидуалистическим. Когда это пройдет, командные игры взлетят и остальные проблемы на этой волне будут решены.


  1. uploadfor
    26.11.2017 12:33

    Автор, видимо, либо совсем отчаянный, либо совсем отчаявшийся: сильно удивлюсь, если эту брошенную на пол идею ещё никто не подобрал.


    1. kravets Автор
      26.11.2017 12:37

      А в чем риски автора? Все, кто подобрал — велкам в личку


      1. uploadfor
        26.11.2017 12:53

        Ну, просто со стороны это выглядит так: ребята, у меня есть дар видеть сквозь стены. Вот толстенная стена, которую я вижу насквозь, а вот примерный объём золотых гор, лежащих за этой стеной, а вот здесь, где небольшое углубление в стене, собственно, я пытался её своими головой и инструментами а) продолбить, б) просверлить, в) продырявить, г) пробить, д) взорвать, но у меня ничего в итоге не вышло. В общем, я пошёл дальше, мне больше не хочется тратить на неё своё время, ибо лично я сделал всё, что мог. Удачи!

        После таких чистосердечных откровений, как правило, в толпе невольных слушателей/читателей обязательно найдётся человек, который вообще ничего по жизни не умеет, кроме как шатать такие стены на раз-два да голыми руками ;)


  1. MGriboedoff
    26.11.2017 18:07

    Низкий поклон за то, что так щедро поделились этим бесценным опытом.


  1. ReadMeDude
    26.11.2017 18:07

    Не буду давать советы, скажу за обзорную статью спасибо


  1. Nekto_Habr
    26.11.2017 22:36

    Все идеи настолько плохие, что даже удивительно, почему это было не очевидно и как кто-то выделил подо всё это деньги. Единственная толковая идея — это знакомства по интересам, только вы почему-то решили не вкладываться в ее раскрутку, а предпочли раскручивать прочие глупости. Да, люди бояться. Но надо их уговаривать и рекламировать сервис, а как иначе?


  1. haldagan
    27.11.2017 11:02

    Всегда нужно хорошо анализировать нишу, прямых и косвенных конкурентов, их бизнес-модели.


    Я далек от управления бизнесом, но мне всегда казалось, что это общеизвестная истина и этап 0 при начинании любого дела, начиная от продуктового магазина и заканчивая высокотехнологичным стартапом.

    Я ошибался или тут, как это часто бывает «ну конечно по уму-то надо так, но авось и так сойдет»?


  1. jarvis
    29.11.2017 02:38

    Спасибо за статью, интересно!

    В целом, мне кажется, проблема даже не в идее, как раз таки проблема где поиграть или как набрать 4-5 человек действительно есть. Но удобного сервиса который ее бы решал пока что нет. И ваш продукт, к сожалению тоже пока очень неудобный и непонятный. Тот же Митап как продукт выглядит гораздо более цельным. Дизайн сервиса скажем так, далеко не вау и доверия не вызывает, оплачивать, если честно, я бы побоялся в таком сервисе, да и выглядит сервис совсем заброшено. (Хотя может это только сейчас, а раньше там кипела жизнь) у того же Митапа как ui, так и ux выглядит поприятнее.

    Странный и неудобный механизм бронирования места на игре, не понимаю зачем ждать подтверждение в течении 24 часов. Как игрок я ожидаю, что жму кнопку «забронировать», показывается окно оплаты, я оплачиваю и все довольны — организатор видит, что я —надежный участник, а я гарантирую себе место на игре.

    Сам функционал встречи сильно уступает аналогам в вк и фейсбуке, да и в том же телеграмме, поэтому не удивительно, что сервисом в качестве места общения не пользуются после того как группа собралась и поиграла пару раз.

    Поэтому для начала вам нужно определиться кем вы хотите быть — социальной сетью, где люди не только ищут игры но и общаются, тусуются, оплачивают и бронируют. Тут будет одна бизнес-модель и затраты на ее реализацию. Или поисковиком-каталогом, где ваша функция довольна проста — создаем объявление о игре, набираем людей, люди собираются, уходят в группу вк или фейсбук и решают свои проблемы сами. А когда опять надо найти игрока — обращаются к вам. Потому что пока и соц сеть получилось так себе, да и поисковик пока тоже в итоге своей задачи найти игру или игроков в полной мере не выполняет. В итоге такой вот непонятный продукт-комбайн который не решает никаких проблем и не приносит пользы.

    Возможно вам действительно лучше было начать со второго варианта, отказаться от сложных фич, типо оплаты, бронирований, чатов, личных сообщений. Решить проблему организаторов и игроков, а затем уже наращивать функционал и переманивать людей из встреч фейсбука и вк в ваш сервис и вводить новые методы монетизации.

    Проблема как найти организаторов для сервиса не является такой уж острой как по мне. Ведь чтобы организовывать игру не обязательно на нее приходить и играть, как сказали выше.

    Вполне можно нанять 2-3 коммьюнити менеджеров на один город, тем более средства у вас были, которые сами будут заниматься координацией и организацией игр, найти волонтеров им в помощь и тд. Все взаимодействие проводить через вашу платформу, так вы получите заинтересованных организаторов, которые не будут уводить игроков в другие соц сети, а привязывать к вашей.

    Также потом можно договориться с теми, кто кровно заинтересован в получении денег с игроков — владельцами спортплощадок, они вполне могут заставать администраторов своих площадок выступать организаторами и заполнять таким образом пустующее время полей и залов. Когда соберется первоначальная база организаторов, то потянутся игроки, а за ними другие сторонние организаторы.

    То есть схема такая коммьюнити-менеджеры-> первые игроки -> владельцы площадок -> еще больше игроков -> сторонние организаторы -> органический рост игроков.

    Странно, что вы отказались от Андроид приложения, ведь скорей всего проблемы с ios приложением не в том, что нет людей которые хотят им пользоваться, а проблема в aso и начальной активации пользователей и донесении до них ценности приложения. Так что в этом направлении уверен есть что улучшать.

    Хотя, от оплаты участия возможно действительно вообще лучше отказаться, уж слишком легко ее обойти и очень сложно этот момент проконтролировать, потому что ценности в такой страховке ни орги, ни игроки не видят.
    Если вы все же хотите собирать оплату на своей стороне, то конечно нужно дополнительно мотивировать оргов, из идей — ввести реферальную программу, чтобы с каждой оплаты участником встречи деньги или какие-нибудь баллы копились на счете организатора, а он потом мог потратить их на какие-нибудь бонусы или призы от вас или даже вывести. Так у оргов будет дополнительная мотивация как использовать ваш сервис постоянно, так и привлекать участников со стороны в ваш проект, даже тех, с кем познакомились не через ваш сервис. Сделать комиссию 10% и 5% от нее будет идти оргам.

    Вот такие мысли возникли по хожу чтения заметки. Удачи в дальнейших проектах :)