В прошлом посте мы рассмотрели историю конструкторов. Теперь давайте взглянем в будущее. В понедельник на Робостанции прошел круглый стол о робототехнике в системе российского образования. Речь шла о всех идеях и планах на российскую систему образования вплоть до 2035 года, собрались представители технических универов и рассказали о своих планах на будущее, не сочтите оффтопиком, тк речь пойдет DIY наборах и именно DIY робототехнике.



Россия выпускает инженеров больше чем кто либо. При этом в России 18 миллионов школьников, 12 миллионов из них ходят в кружки и секции и лишь 9 000 человек занимаются моделированием (авиа-, авто-, гидро- и робо-). Всего девять тысяч! Этого явно недостаточно, более того такие факультативы никак не интегрированы в образовательный процесс а чаще противоречат ему. В итоге получается как-то так:



Что собирается сделать министерство образования? Примерно следующее:

image

Удивительным образом в планах отведено заметное место DIY робототехнике. АСИ планирует до 2020 построить четыре больших детских технопарка посвященных робототехнике (как раньше дворцы пионеров) и вообще сделать это направление магистральным. Это пилот, который рассчитан работать с осени где-то, с сентября месяца, как только пройдет голосование в Госдуме. 4 региона: Ханты-Мансийский Край, Калининград, Московская область и Ульяновск. В зависимости от результатов этого масштабного эксперимента определиться формат всей нашей системы образования после 2015 года.

Ольга Кайрова дала небольшой ликбез:
Первый тренд и самый важный тренд – это распространение «do you it your self» культуры. Сейчас возникла технология 3д принтинга и, соответственно, все, что раньше производилось централизовано, сейчас постепенно будет уходить, уже сейчас все можно сделать в гараже.

Второй — межпоколенческий, то есть разные поколения могут совместно обучаться и будет возникать такой формат, как семейные университеты. И, соответственно, образование на работе, оно уже существует, но это будет еще усугубляться. Потом, в связи с тем, что у нас распространяется интернет, то IT-культура, она накладывает свой отпечаток на те ценности, которые сейчас возникают в нашем обществе. И из IT возникает много новых технологических форматов. Например, онлайн-курсы, они есть уже. Вот на сайте edu2035 можно будет посмотреть прямо по технологиям внутри каждого тренда.

Третий — прагматизация образования. То есть будут уходить учителя, которые вещают и делятся знаниями, а образование будет заточено под конкретные цели индивидуума. И в связи с этим будут возникать там симуляторы, которые позволяют достичь конкретных целей. Если вы хотите групповую работу, скажем навыковое образование, оно будет распространено и из него можно будет составлять свой образовательный профиль, индивидуальный. Возникнет автоматизация базовых интеллектуальных процессов, сейчас вы можете погуглить уже в интернете все, что угодно. Это автоматизация поискового компонента, скажем так, у человека. Это будет с развитием искусственного интеллекта усугубляться и вплоть до того, что внешняя среда начнет сама подсказывать человеку, как ему действовать в разных ситуациях.

Четвертый — новые модели создания знаний. Сейчас очень распространяется вики-формат и краудсорсинг, теперь создавать знания может кто угодно. А технологии биг-дата будут позволять их собирать и анализировать, и исследовать. В общем новые исследования будут накапливаться из открытых источников. Возникает индустрия развития когнитивных способностей человека. То есть, если раньше это были ноотропы, которые принимали для улучшения памяти, то сейчас это достигается аппаратными средствами. И будут возникать методики работы с мозгом. И такие тренажеры для развития когнитивных способностей. И в принципе, в абсолюте, это уйдет в эру нейронета, когда закончится интернет и люди начнут общаться из мозга в мозг. Вот, соответственно, на этом тренде возникает когнитивная революция.

Следующий тренд – это борьба за таланты. Это про индивидуальные образовательные траектории, про то, что человек будет выстраивать свою жизнь на основании своих способностей. Сюда же, вот кто смотрел фильм Гаттака, сюда же попадут там все генетические эксперименты и выстраивания, скажем так, предустановленные задатки у детей. И получится, что генетика позволит изначально сформировать предпосылки, а нейротехнологии натренировать ребенка в нужном направлении в зависимости от его цели. Или цели его родителей. Со временем, если сейчас у нас скорее такое разнообразие образовательных форматов только возникает, а потом здесь наступит, примерно к 2017 году, некоторый порядок и вычленяться те, кто предлагает наиболее удачные решения, и появятся глобальные игроки в онлайн-образовании.

Отсюда у нас формируется примерно вот такой образовательный ландшафт в 3-х горизонтах. В коротком горизонте, 3-5 лет возникнет много образовательных форматов онлайн, возникнет смена, то есть уйдут оценки и появится система признаний достижений и паспорта компетенции, появятся модели инвестирования в таланты. В более длинном горизонте у нас появятся университеты глобальные онлайн, которые миллиардами будут учить людей. Появятся менторские сети, появятся решения для обучения без классических университетов, геймификация проникнет везде. И такие вещи, как нейроинтерфейсы и биометрия позволят собирать объективную обратную связь о вашем процессе обучения. И в совсем длинном горизонте все будет построено на игре, а искусственный интеллект будет подсказывать человеку решение по его жизненной траектории. В конце возникнут новые виды педагогики, которые пока еще сложно предсказать.

А в коротком горизонте уйдут учителя, которые несут просто знания, уйдут стандартные тесты и заменятся интеллектуально-образовательными траекториями. Соответственно уйдут оценки за семестры. В длинную уйдут дипломы, журналы успеваемости, авторские учебники. В совсем длинную в принципе уйдут (к 2035 году) классические виды школ и университетов.

Все это просто перпендикулярно и часто враждебно классической школьной системе. Почему так происходит ответить легко, но для этого прийдется сделать экскурс в историю. Система среднего образования — одна из старейших общественных систем. Она была создана Иезуитами и практически не претерпела никаких изменений с момента издания «Школьного устава Общества Христа», а это, на минуточку, 1599 год!

Иезуиты создали все до мелочей — придумали классы, уроки по 45 минут, учебники, тетради в линеечку, оценки, сочинения, изложения, контрольные, семинары и лекции и вывели саму технологию «школения»: бесконечное повторение абстрактные логических приемов и строгое следование правилам. Учитель, как и учащиеся, был лишён какой бы то ни было самостоятельности в работе, каждый его шаг регламентировался школьным уставом. Цель такой школы — не столько воспитать человека, сколько приучить его к монотонному умственному труду и сделать унифицированным элементом системы подавив творческое начало.


Ничего не напоминает?

Изменений эта система почти не претерпела, разве что в 1905 году венецианский учитель Роберто Невелис придумал давать дополнительные задания на дом вместо порки нерадивых учеников. Почему же иезуитская система оказалась так хороша, что работает без особых изменений уже пять (!) сотен лет? И хорошо работает, эффективно.

Смысл школы не в учёбе, а в школении. Знания и технические приёмы мышления не так важны. Важно перебить гормональный взрыв в период полового созревания и приучить головной мозг работать в усиленном режиме. Чтобы учителя-мучителя не запутались, школение желательно привязать к какой-то одной дисциплине. В гимназиях 19 века зацикливались на мертвых языках, в школах середины 20 века — на математике. Чем абстрактнее и бессмысленней тем лучше — это как муштра в армии. Например в швейцарских панцергринадерах новобранец бегает по стадиону с бревном на плече, ровно до того момента как он перестанет задавать себе вопрос зачем он это делает. Это идея школы доведенная до предела.

Но это пол картины, ведь школы были не сами по себе. Они готовили унифицированные кадры для иезуитских университетов (а это считай все университеты европы и есть). В результате все 6ыло стандартизировано и все прекрасно понимали друг друга, из таких учеников и преподавателей уже можно выстраивать «производственные цепочки» в универсистете. А иезуитский университет это… средневековый компьютер. Библиотека это жесткий диск, в директорате сидит процессор, а аудитории — системы вывода. Суть этого «компьютера» простое копирование информации, в форме переписывания от руки в тетрадь, причем переписывания лекций которых часто даже нет в печатном виде. За каждую рукопись университету падает в карман денежка, буквально из воздуха — не удивительно, что система работает столько лет.

Не трудно видеть, что вся эта машинерия рассчитана на общество с фатальным дефицитом информации, тн гипоинформоционное общество. И совершенно не рассчитано на современное гиперинформационное общество.

Исторически университет и школа были учреждениями, где человеку передавалась определённая сумма знаний. Люди занимались под наблюдением специалистов, которые облегчали процесс усвоения и переработки информации. Однако в современном обществе эти функции перестали быть значимыми. Кому нужны университетские библиотеки или архивы, если 99% информации можно получить через интернет, причём в сто раз более эффективно. Студенты также не нуждаются в жилье и пособиях. Зачем жить внутри огромного ретро-компьютера, когда настоящий компьютер давно умещается в карман?


Так представляли образование будущего в 1900 году.

По этому семинар и был посвящен вопросу, как интегрировать в эту систему робототехническое образование не профанируя его.

Андрей Пономарев, эксперт центра развития молодежного предпринимательства Университета Машиностроения:
Погрузившись осенью в практико-ориентированное образование, обнаружили такую интересную вещь. Подразумевалось, что студенты, объединившись в группы, по 3-5 человек, начнут работу с проектами, с железками. И оказалось, что им негде в техническом университете пристроиться работать с железками. Все лаборатории где-то под кафедрами, как-то прикрыты, как-то закрыты. И вот последние 1,5-2 года, студентов начали раздражать закрытые аудитории, лаборатории. То есть, когда они не могут прийти, сесть и пошуметь в читальном зале. У них даже появился проект «Антибиблиотека», который благополучно заменили коворкингом для них. Но, тем не менее, они все равно не могут там постучать, пошуметь, пожужжать, посверлить. Вот это оказалось не готовое техническое образование.
В этом году мы погружаемся полностью, и у нас сейчас есть возможность освободить целую площадку под это практико-ориентированное образование, с железками они все равно будут работать. Вот там (в схеме выше) было красиво написано, что уйдет, но я так грубо скажу препод. Не уйдет препод, и скоро не уйдет. И мы еще увидим, как наши, вот там 20 лет написано, как раз сегодняшние студенты будут иметь своих детей, они будут приводить их к вам и говорить: «Позанимайтесь, я не хочу, чтобы он работал через интернет». Потому что ребенку в 5-10 лет невозможно выбрать самому в интернете какой-то курс. Это придется делать родителям. У родителей время ограниченное, либо ты зарабатываешь деньги, либо ты ориентируешь ребенка где-то в интернете.

Но когда мне предлагают купить робототехнический конструктор ребенку, примерно, от 25 тысяч рублей, то в содружестве с соседними папами мы решили, что гараж и старая «копейка» за 20 тысяч рублей восполнит все их технические знания, собрать и разобрать. И это обойдется дешевле, чем робототехнические под надзором взрослого, под надзором контроля. Та вещь, которая им интереснее даже, чем робот. Потому что они не представляют, как работает кривошипно-шатунный механизм.

Вот эта работа с железками, в грязи их прельщает больше, чем ехать куда-то 1,5-2 часа позаниматься в кружок. Или вот еще пример. Когда вы приходите, вам дают, ну у нас свои дети, если папа приходит с одним ребенком ему подсовывают, еще 3-5, и они разбирают видеомагнитофон. Разбирают его под комментарии инструктора, который бегает, обслуживает несколько столов. Дети не представляют, что такое видеомагнитофон, они не знают, как устроен компьютер, ноутбук для них загадка, и до 15 лет это просто фантастика.

Я к чему это все клоню? Вот коллега правильно сказал, что мы сейчас стремимся объединить несколько ВУЗов, студентов разных ВУЗов в команды. Мы с трудом это делаем внутри университета, практически загоняем эти команды пинками. Дизайнеры понимают, что в этой команде нужен дизайнер, где девочки делают самодвижущийся чемодан, робототехник понимает, что там нужна робототехника, но при этом мы их туда объединяем практически пинками. Результат, вот кого мы насильно загнали и заставили это дело образовываться, результат, как ни странно, в оценках их поражает больше всего и они остаются работать с командами с некоторыми изменениями. Оценка никуда не уйдет, рейтинг все равно останется. 5 баллов это будет или 100 баллов, как у нас сейчас это принято по 100-бальной системе как-то дифференцировать. Они все равно за каждый балл, они приходят и говорят: « Вот у меня 75 баллов, а вот у него, он со мной в команде работал, у него 77 баллов». Вот эти 2 балла на фоне 100, эти 2% ничего не значат. Вот так вот случайно где-то лишнюю галочку поставили ему, где-то он сходил на мероприятие дополнительное, но они за него борются.

Но самое страшное даже не в этом. Вот там когда написано было, что уйдут дипломы. Проведите эксперимент, сходите к любому работодателю и скажите, что вы без диплома. И он вас просто не поймет. Вот просто не поймет. Вы приходите в поликлинику – от вас требуют карту. Мы приходим к работодателю устраивать на практику студентов, он говорит: «Отлично, все, хорошо. Давайте его на практику, а через год он ко мне придет, и я его отправлю… это инженера, на курсы, чтобы доучиться управлять станками с ЧПУ. Мы закупили много станков». Мы ему говорим: «Вот же техникум. Вот там делают, готовят под ваш станок» — «Нет, мне техникум не нужен. Мне нужен с высшим образованием».

Сегодня магазины набирают продавцов с высшим образованием, не ниже. И мы пытаемся здесь же дать им какие-то… Они прекрасно знают, люди, которые хотят быть продавцами, они прекрасно знают, что от них требуется. Корочка. Корочка. И все, больше ничего не надо. Там эти…

Да, сейчас диплом о высшем образовании требуют даже у продавцов в магазине, но это вовсе не означает ценность диплома, скорее наоборот. В современном гиперинформационном обществе проблема получения знаний это не проблема — все доступно в два клика. Но ученики не знают какие именно знания им нужны.

Андрей Пономарев, эксперт центра развития молодежного предпринимательства Университета Машиностроения:
Когда мы предлагаем детям в их полное распоряжение 3д-принтер и спросили что они хотят напечатать, знаете что они все до одного ответили? Что-нибудь! Только после длительных расспросов из них можно вытянуть чехол для телефона. Но тогда мы говорим просту вещь: зачем печатать чехол за $10 который скроет корпус телефона, на дизайн которого были потрачены миллионы? Только тогда ребенок начинает задумываться и мы уже ему рассказываем что и как можно напечатать, после этого они уже могут что-то придумать. Это очень большой прогресс всего для 45 минутного занятия — здесь и абстрактнее мышление и систематизация и решение творческих задач.

21 век ставит ситуации с ног на голову — интернет дает доступ ко всем знаниям человечества, по этому часто дети знают больше своего школьного учителя и им не терпится применить свои знания на практике. Именно этой цели служит робототехническое образование — это факультативы которые построены в противовес классическим урокам с оценками. Какова же ее цель? Оказывается так поставить вопрос в голове ученика, что 6ы он сам задал себе вопрос «Зачем» — таким образом инициатива переходит от учителя, к ученику.


1933 год.

Наргиз Исаева, эксперт:
На мой взгляд, самое важное, ответить на вопрос «Зачем?». Надо на этот вопрос ответить и преподавателям, и чтобы дети понимали, зачем им это нужно? Зачем они приходят в лабораторию робототехники, зачем это нужно? Прекрасно то, что вы говорили, что роль преподавателя, она все-таки меняется в этой системе. Это уже не человек, который стоит за кафедрой и вкладывает какие-то знания, которые никто не понимает, зачем они нужны этим детям. И дети могут никогда этим и не воспользоваться. Знаний в избытке, знания обесценились, знания можно получить не только от преподавателя. Ими кишит интернет, и чем дальше, тем больше. И только когда ребенок ответит себе на вопрос, зачем ему это нужно, только тогда, и если будет взрослый, который его сориентирует и скажет: «Знаешь, вот ты задумал такую интересную вещь, давай я покажу тебе, где можно найти знания, где ты можешь получить те знания, с помощью которых ты воплотишь свою идею». Вот именно таким образом меняется роль преподавателя.

Такой подход призван изменить основной элемент обучения. Вместо копирования и подражания занятия построены на творческих задачах. Пускай ученик пользуется интернетом, ищет материал, его обрабатывает. У нас нет оценок, дипломов и домашних заданий, вместо конкуренции с другими учениками за оценки все представлено в игровой форме.

Диана Стрелец, центр робототехники «Батион»:
Ольга сказала в своем докладе, что в ближайшее время у нас исчезнут журналы успеваемости, и классическая система образования заменится на какую-то другую. Мы тоже уходим от обычного журнала об успеваемости и от классической системы оценивания. У нас у каждого ребенка есть свой профиль в online, и он за учебный год нарабатывает себе рейтинг, как в игре. Он проходит тесты на уроке, он участвует в учебном процессе, выполняет какие-то задания. И за успешное прохождение тестов, за участие в учебном процессе он получает определённое количество баллов. Он проходит какие-то уровни, получают какие-то звания, какие-то веселые звания, которые, в общем-то, вдохновляют, мотивируют. Получают какие-то очки, баллы. Потом эти баллы могут меняться на какие-то материальные плюшечки, какие-то устройства он может себе домой забрать. Ну, в общем, это еще дополнительно мотивирует ребенка, кроме самоцели, то, что он приходит изучать робототехнику. Ну, и добавляется такой аспект соревнования, аспект игры.

Кроме этого есть еще одно важное отличие — если классический диплом выдается ученику, то здесь диплом нужно получить. То есть нельзя просто отсидеть курс лекций, нужно что-то собрать или сделать. Вроде мелочь, но она переворачивает весь образовательный процесс.

Константин Ермишин, аспирант и преподаватель робототехники в МГТУ им. Баумана, кафедра робототехники РК-10:
Я хотел бы поделиться нашим опытом, опытом МГТУ им. Баумана по работе с учащимися, ну, наверное, с 8 по 11 класс. У нас есть партнерская организация «Детский край», это физико-математический форум в Якутии, где уже на протяжении, наверное, 3-х последних лет мы 2 раза в год проводим недельные и 2-хнедельные выездные мастер-классы по специально разработанной под них программе. Если кратко, то это образовательный процесс, максимально приближенный к тому, чем занимается педагог вуза с абитуриентом при поступлении его в МГТУ им. Баумана, по программе «Шаг в будущее». Программа «Шаг в будущее» – это конкурс технических проектов. Уже сегодня коллегой из «МАМИ» упоминались технические олимпиады, которые постепенно приравниваются по статусу к олимпиадам по физике, математике, и которые в дальнейшем дают дополнительные баллы к ЕГЭ, либо какие-то бонусы при поступлении в Вуз. Программа «Шаг в будущее» – это примерно то же самое. Т.е. это конкурс технических проектов, это именно проект. Проект, максимально приближенный к дипломному проекту студента-выпускника Вуза, но выполняемый учащимися на примитивно базе. Т.е. это все стадии проектирования от постановки определения проблематики и постановки задачи, разработки эскизного проекта вплоть до реализации прототипа, но на доступной элементной базе. Это конструкторы, это электроника arduino, что угодно напечатанное на 3D-принтере и т.д. Вот в принципе, уже на протяжении, ну, 2 года в этом принимаю участие я, до меня еще пару лет коллеги этим делом занимались. Мы реализуем такую вот программу с учащимися, в том числе, которые из них в дальнейшем поступают к нам на факультет робототехники.


1958 год

Именно эта объекто-ориентированность приходит в противоречие с идей онлайн образования. Но если приглядеться, то противоречие может оказаться и подспорьем.

Мустафин Сергей, преподаватель робототехники:
Я хотел бы сказать пару доводов против online-образования в робототехнике. Вообще, в принципе, все инженерные специальности, они так или иначе ремесленные, т.е. результатом деятельности инженера является внедрение его разработок в каком-либо промышленном процессе, технологическом, производственном и т.д. И основную составляющую в процессе внедрения каких-либо результатов инженерной деятельности составляет пуско-наладочный процесс, который требует определённого опыта, компетенции от специалистов, работы с физическим оборудованием, с железным оборудованием. Т.е. невозможно на стадии какого-либо дистанционного проектирования, удаленного проектирования учесть все нюансы, связанные с разработкой того или иного проекта, ну и последующие нюансы его внедрения и эксплуатации. Есть такая старая советская поговорка, то, что электротехника – это наука о контактах, т.е. невозможно изучить электронику, процесс проектирования всех дисциплин, связанных с приборостроением дистанционным. Дистанционно может быть лекционный материал преподаваться, дистанционно могут быть какие-то курсы. Но без физического участия студента, школьника в процессе проектирования, в процессе пайки, наладки, введения в эксплуатацию этого устройства, оборудования, достичь каких-либо результатов невозможно.

C другой стороны всем известно, что в мире робототехники существует достаточно много дорогого оборудования профессионального. И зачастую оно недоступно индивидуальным разработчикам, учащимся, даже зачастую, кафедрам в вузах. Так, в том числе, и у нас на кафедре робототехники ряд проектов требуют для успешной реализации оборудование такое, когда, допустим, один лазерный сканирующий дальномер стоит порядка полумиллиона рублей. И для разработки автономного робота он необходим. В связи с этим у нас налажен процесс дистанционной работы учащихся с моделью робота, это как виртуальная модель робота, так и полунатурная модель робота, когда в учебной лаборатории стоит физический робот, он один, он доступен для всех учащихся, он оснащен необходимым количеством оборудования, к роботу предоставлен удаленный доступ учащимся. Они, соответственно, протестировав свои алгоритмы, сдав и преподавателю на виртуальную модель робота, впоследствии имеют доступ дистанционно в случае, если им это необходимо, к физическому объекту, либо же уже у реальности в лаборатории отработать это уже на реальном роботе.

Конечно здорово, когда каждый из дома может самостоятельно получить образование. Но не будет забывать, что образование обязана быть унифицированным и стандартизированным иначе просто выпускники школ не будут понимать друг друга. Самообразование стало реально как никогда, но это приводит к неизбежной профанации когда ученик сам может «что-то ненужное» пропустить, например физику выучить, а химию упустить — такой человек не сможет стать первоклассным инженером. Именно по этому так важно внимание к реформам министерства образования — сейчас онлайн курсы и центры робототехники полезли как грибы после дождя, у каждого своя программа и знания, к тому же никак не интегрированные со школьной программой. Но и минобру не просто стандартизировать все это хозяйство — для начала нужно разобраться и понять какая система эффективна.


1970, японцы и в будущем не видят альтернативы побоям.

Именно по этому большие надежды все DIY сообщество возлагает на проект АСИ с детскими технопарками. Если кратко, то они представят собой не готовое решение под ключ, а площадку для различных франшиз. На них в течении года опробуют все DIY образовательные программы и выработают федеральные стандарты, которые уже пойдут в серию. Например, финансирование этих центров будет построено по схеме: 1 рубль из федерального центра + 2 руля от федерального округа + 1 рубль от бизнеса. Причем это не тот бизнес, что будет учить детей на площадке, а тот бизнес который заинтересован в получении конкретных молодых специалистов из инкубатора, и он будет финансировать нужные ему франшизы, кружки и программы.

Такая схема может показаться импровизацией, но нужно видеть картину целиком. Такой ход с дворцами пионеров весьма рационально ложиться на общий вектор развития образования. Не буду вдаваться в детали, всего один пример — после запуска спутника в 1957 году США здорово испугались и создали три организации DARPA, NASA и NDEA. Если первые две всем знакомы, то третья-то не попала под прожекторы рекламы, а она как раз самая важная из них. National Defense Education Act 1958 года копировал систему образования СССР — теперь школа-университет-завод становились одной структурой и производство ракетных двигателей уже со школы отмечало способных учеников, вела их в нужный университет и уже при поступлении приписывала выпускника к будущему производству. Только благодаря этой реформе американцы смогли если не догнать нас в космосе, то сократить отставание.

Не трудно видеть, что сейчас наша система образования хочет сделать еще один огромный шаг в этом направлении — бизнес сам оплатит нужные ему системы обучения, федеральный центр обеспечит стандартизацию и проследит за качеством, а местные власти сделают все как нужно их региону — исходя из условий и потребностей.

Звучит замечательно, но сработает ли? В каком-то смысле Робостанция является демонстрационной моделью этой системы и показывает эффективность идеи.


2015, образование каким оно получилось реально.

Игорь Никитин, основатель Робостанции:
Как вы знаете, робототехника очень важная и просто невероятно наукаемкая отрасль. Это большое направление, и в одиночку сделать здесь что-то практически невозможно. Только объединяя коллективные усилия, можно добиться каких-то серьезных результатов. И наши выставки, наши мероприятия, эта школа, никогда не случились бы, если бы партнеры, которые проводят образовательные семинары, помимо наших педагогов. Если бы партнеры, которые в том числе предоставляют образовательные конструкторы и другие материалы здесь, Департамент науки промышленности предпринимательства, КВБ или лично вице-мэр Наталья Сергунина, не предоставили бы нам возможность взять в аренду, в пользование оборудование, на котором здесь, в том числе на прошлой неделе, был уже создан первый проект «Экологические роботы». 4 проекта показали роботов, которые могут самостоятельно перемещаться, строить маршрут, принимать решения и проводить замеры экологической ситуации. Это был абсолютно школьный проект, который сами школьники делали. Фактически дети, в их возрасти я о роботах только в книжках читал. То есть представьте на сколько они уже сейчас умнее и информировании нас! И какой еще образовательных проект может дать им все это? Только робототехничекие конструкторы!

Поэтому у нас стоит большая цель сдвинуть образовательную систему таким образом, чтобы как можно больше уроков по робототехнике появлялось в наших школах, как можно больше олимпиад по робототехнике, как можно больше событий, связанных с образовательной робототехникой, происходило. И они были всегда на виду, на слуху. И как можно больше ребят, молодых инженеров становились робототехниками. Это миссия нашей компании, некоммерческая миссия — возрождение инженерной элиты. И сделать это, достичь этой большой задачи и цели можно только сообща, когда важен вклад каждого.

Вот мы и вкладываем. Ребята открыли Робостанцию, эксперты провели семинар, а я написал этот пост — может он сподвигнет и вас собрать своего робота или записаться в Робошколу.

Комментарии (29)


  1. AxisPod
    22.06.2015 13:45
    +9

    Всё понимаю. хочется гордиться страной, но когда 80% выпускников вузов приходят и на тестовых заданиях/собеседованиях валятся на простейших вопросах, то что это? Не те вопросы задаю? Конечно не роботехника, но что-то мне подсказывает, что подобная цифра во всех сферах. Особенно стоит сказать спасибо тем, кто решил платить вузам не за бюджетные места, а за бюджетных студентов. В итоге и получили, что даже последний двоечник в итоге получает диплом.


    1. sergeykalenik Автор
      22.06.2015 13:54
      +1

      О чем и речь — всех учат зубрить старые учебники, при этом мотивация и вовлеченность убиваются — получается халтура. Студенты делают вид что учатся, преподы что учат. Почему так получается и так сложно что-то поменять я попытался ответить в статье — вопрос фундаментальный и лежит в самой сути системы.


      1. AxisPod
        22.06.2015 14:06
        +1

        Да тут скорее пережитки Советских времен, моя мама постоянно твердит, что без диплома ты никто. Да и не только так, в те времена высшее образование было реально статусом, оно ценилось, учили хорошо. Сейчас мы же имеем, что мест стало куда как больше, да еще и возможность учиться за деньги без должных начальных знаний и без желания. Вузы стали коммерческими организациями, они потеряли интерес в качестве. У нас в странее нет взаимоотношений работодатель-вуз, в итоге учат модным профессиям. Студенты учатся потому что заставляют родители, кто-то заканчивает для галочки, кто-то бросает. Ну и конечно менталитет такой, что родители лучше знают, что нужно ребенку, не спрашивая мнения ребенка вообще. вот в итоге и получаем. А родители привыкли жить по шаблону, думаю что и в других странах было подобное во времена таких переходных периодов как у нас.


        1. FYR
          22.06.2015 16:05
          +2

          Ну как сказать — сейчас для работодателя «диплом», это не бумажка о том, что ты что то знаешь, а первый признак того, что ты не совсем уж дебилушка.
          Потому что если ты в наше время не сумел получить диплом о высшем какого нибудь Университета Рогов Академии Копыт, то значит совсем уж ограниченный и дорога тебе в дворники, ну край в грузчики и то если бумажка из техникума есть.
          И кстати наверно это и есть такой вот «переходный период», сейчас уже важен не сам диплом (он и так у всех есть), а «я работал/стажировался там то и там то, сделал вот это, вот моя репа на гитхабе».
          Я все чаще доверяю мнению коллег по цеху, как этот сотрудник/стажер показал себя, почему уволился. Институт рекомендаций начинает выходить на передний план.


          1. 4utep
            22.06.2015 19:29
            +3

            абсолютно так же для работодателя отсутствие диплома может говорить о том что человек решил не тратить попусту время в вузе, а занимался реальным делом и получал релевантные своей специализации опыт и знания


            1. FYR
              23.06.2015 08:53
              +2

              Беспорно, но только это будет потом уже во время собеседования. «Тратить попусту время в ВУЗе» вообще тезис дискуссуионный. Как бы ВУЗ не был плох, но сама система дает первичные навыки и по преодолению стресса, и по «взрывному» анализу материала. Я например на первых курсах не мог понять зачем радиоинженеру философия и готов был доказывать с пеной у рта всю ее никчемость. Затем тоже самое было уже на курсе магистратуры, тот же преподаватель, тот же предмет. Я только через пару лет стал понимать что такое «методология научного познания» про что это и как это важно. Но при этом из всей «Дискретки» и «Теории алгоритмов» мне пригодилось только булева логика да сложность алгоритмов. Сможете вы в 20-21 год дать правильную оценку «важности и не важности» предмета?

              И да, сейчас уже ни один работодатель не будет смотреть сам факт наличия у меня диплома, но для этого понадобилось 15 лет самообразования и упорного труда. А не было бы его (специальность техническая, но с IT и программированием никак не связана) возможно не 15 лет а 20 лет понадобилось — кто знает.

              Так что если вы молодой специалист без диплома, и без рекомендации вида «стажировался в Google», то велики шансы, что ваше резюме будет отброшено еще девочкой из HR. А вот тот раздолбай который с вами до второго курса в пивном ларьке «учился» но бумажку получил — возможно дойдет до собеседования, и пройдет его. Его возьмут с мыслями «Теоритическая подготовка слаба, опыта нет, но упорный, усидчиваы, и вроде готов к обучению. Три месяца испытания, полгодика на натаскивание и через годик от него будет отдача». А то, что вы вот прямо готовый специалист вот именно такой как нужен и отдача от вас будет уже через 3 месяца как освоите проблематику и специфику проекта… они даже и не узнают. Тут если только рекомендация. А какой работодатель в своем уме и трезвой памяти будет рекомендавать отличного специалиста своему потенциальному конкуренту?


    1. oleg0xff
      22.06.2015 22:40
      +3

      >> когда 80% выпускников вузов приходят и на тестовых заданиях/собеседованиях валятся на простейших вопросах

      Возможно это связано с тем что 80% идут в институт чтобы не пойти в армию


    1. zxmd
      23.06.2015 11:04

      Имхо, если берешь голого выпускника вуза без хоть какого — то опыта работы, то единственные вопросы на которые он сможет ответить будет так или иначе связаны с его дипломом. Если совпало — повезло (ему). Брать не опытного выпускника — это брать на себя его обучение. И хорошо если он будет учиться, а то, по собственному опыту знаю, попадаются такие которые «я уже это знаю», а по факту что в классе можно переопределить метод догадываются с 3 попытки.


      1. AxisPod
        23.06.2015 11:07

        Ну мне важно, были ли потуги учиться помимо вуза, читать доп. литературу, да и вообще желание изучать, научим. Но ведь дело в том, что обычно ни попыток, ни желания. Многие считают, что он закончил и он всё знает. И естественно далее изучать ничего не надо.


        1. zxmd
          23.06.2015 13:21

          Ну если даже дома, в факультативном порядке, ничего не делал — тогда надо делать ему «вон из профессии». Программирование оно такое, если не развиваться то опустишься. А без желания — добро пожаловать в таксисты.


  1. de1m
    22.06.2015 14:03
    +1

    У меня есть два замечания к этой статье, так сказать плюс и минус. ))

    1. По поводу интернета. Я примерно 8 лет уже работаю (учился специально на него). И последние полтора года учусь заочно (паралелльно работе) на инженера электронщика. И у меня есть некоторые сложности в обобщении теории которую я учу из книг и применении на практике полученных знаний. То есть даже не чего-нибудь спаять, а просто та же матиматика, типа почитал теорию — сделал примеры.
    Я долго пытался понять почему это и я думаю, что это как-раз из-за интернета, я так сказать привык получать информацию кусками. Я думаю любой админ знает, как это происходит. У меня есть проблема, я ищу про нее информацию, только про нею, не вникая особо во всё остальное. В итоге получается такая выдранная кусками информация, по которой особо думать не надо, а можно просто тупо использовать. И когда работаешь так 8 лет, то по-моему складывается определённый образ мышления. Моя жена к примеру почти не использует интернет, как источник информации, ей для учёбы хватает её книг и у неё такой проблемы нету, ну или она мне не заметна.
    Чтобы немного ограничить тему под «выдранная кусками информация» я подразумеваю, не что-то типа — надави сюда, всавь текст тут и щёлкни на ок, а нормальное объяснение проблемы с причиной следствием и решением.

    И именно по этому я думаю, что интернет, как источник информации не очень подходит. Для обмена информацией да, а как источник информации, то не очень. То есть какие-то решения проблем найти можно, а вот какое-то фундаментальное образование, на основе интернета уже не получится.
    Ещё раз уточню как средсво связи интернет самое то, а так информация в интернете довольно разрознена и какое-то образование на ней построить не возможно.

    2. Альтшулер в свой переработаной теории писал, что, скажем так «гении», получаються не благодаря системе образования, а вопреки из-за ошибок системы или каких-то сильных переживаний. Из-за которых человек принимает знания не так как они должны были быть восприняты.


  1. dcc0
    22.06.2015 20:05
    -1

    Слава Господу, что только 9 000 человек занимаются моделированием.

    Из статьи понял, что за образование детей взялись люди, у которых основная магистраль в голове — это бизнес, хотя на слове магистраль можно было и закончить.
    Т.е. количество искалеченных судеб в России увеличится?
    Ибо таких людей на пушечный выстрел к детям подпускать нельзя.

    de1m, про куски из Интернета — это действительно так.


    1. mtp
      23.06.2015 11:49

      Вы гуманитарий, что ли?


    1. sergeykalenik Автор
      23.06.2015 12:13

      Вы не поняли важной вещи — речь о добровольном образовании. А то у вас получается что школьные учителя силком будут заставлять делать роботов — по моему это просто невозможно, роботы это весело!


  1. NeoNN
    22.06.2015 21:39
    +2

    Что-то не видно счастья на лицах детей, впечатление такое что их туда засовывают родители в надежде, что из них получатся гении. Сам с таким сталкивался, и таких детей очень сложно мотивировать. Лучше пусть они сами к этому придут.


  1. mukizu
    22.06.2015 21:48
    +1

    Не увидел в посте The Wall ;(


    1. sergeykalenik Автор
      23.06.2015 12:14

      Не хотел быть банальным, но вот)

      image


  1. SleepingLion
    23.06.2015 00:51

    Ну и стилистика у этой вашей Ольги Кайровой… Аж кисло стало. Язык факультативно всё-таки лучше не учить.


    1. sergeykalenik Автор
      23.06.2015 12:15

      Ну это устное выступление с указкой у схемы, можно простить)


  1. dcc0
    23.06.2015 00:51
    +1

    Начиная со слов:
    «Смысл школы не в учёбе...»

    явно сквозит поверхностное знание истории педагогики.

    «В гимназиях 19 века зацикливались на мертвых языках, в школах середины 20 века — на математике».
    И в этот период было сделано очень много фундаментального в Европе
    (хотя это справедливо фактически только для Европы,
    так как история науки растянута во времени и пространстве гораздо шире, и многое повторялось и забывалось),
    и плоды эти сейчас пожинает современное поколение с полной убежденностью в том, что весь прогресс вот
    только сейчас, и вот сейчас все такие умные, процессоры делают, штампуют роботов.

    Будем надеяться, что сумеем пережить танго технократии и бизнеса.

    NeoNN, а откуда там может быть счастье?
    — Мам, а правда в 2015 году на Земле были такие добрые рыбы — дельфины?
    -Да, сынок, правда, вот теперь только резиновые остались роботизированные…

    Или
    — Мам, я хочу кошку, но только настоящую не на солнечных батарейках
    -Сынок, это фантастика!


    1. mukizu
      23.06.2015 10:47
      +3

      >добрые рыбы — дельфины

      Только дельфины — не рыбы.


      1. dcc0
        23.06.2015 11:12

        В принципе да, скорее, люди


        1. mukizu
          23.06.2015 21:05

          Нет, я к тому, что они в принципе млекопитающее


  1. rg_software
    23.06.2015 07:23
    +2

    Честно говоря, очень наивный текст.

    Выглядит это так, словно вот всё Средневековье нам построили иезуиты, и мы никак не можем отделаться от их наследия, а на дворе XXI век, совершенно новые вызовы, и… ба-бах, далее идёт реклама «волшебного ингредиента», ну прямо как в рекламе стирального порошка, и вот этот ингредиент нам всё починит.

    Я даже не знаю, с какой стороны подступиться, чтобы покороче. Наверно, для начала надо мельком заметить, что «иезуитоцентрическая» идея образования вряд ли выдерживает историческую критику, потому что за долгий путь человечества сменилась масса ориентиров (можно вспомнить, что в эпоху Ренессанса ориентировались на античную культуру, а уж сколько педагогических эксприментов проводили в XX веке — так вообще не счесть, хоть Макаренко вспоминай). Да и региональные различия велики: китаец удивится, если ему скажут, что китайское высшее образование наследует иезуитским образцам. У них были свои представления о прекрасном.

    Далее, ничто не ново под луной: сегодня это DIY роботы, а когда-то были авиамодели или радиокружки, в чём разница-то? У меня в детстве была вот такая настольная книга:

    image

    Это чистый DIY, если угодно, и даже для своего времени (1955 год) данный сборник вряд ли был откровением.

    Принципиальные же проблемы массового образования состоят именно в массовости — как учителей, так и учеников. Мы же понимаем, что не каждому быть художником, музыкантом, спортсменом или программистом. А в школе учат всех. И учителями становятся самые обыкновенные средние выпускники профильных университетов.

    Поэтому все эти разговоры про «2035 год» предельно утопичны. В 2035 году нынешним молодым учителям (~25 лет) будет всего 45 лет, среднезрелый возраст, даже близко не предпенсионный. И учить они будут примерно так же, как учат сейчас, даже если появятся роботы и новые учебники. Потому что потоковый стандартизованный процесс не может опираться на нестандартное и творческое. Клубы, авторские кружки — всегда и без проблем. Ожидать этого от обычных школ и вузов невозможно, хотя эволюционные изменения, безусловно, будут.

    Подумйте над тем, что несмотря на наличие массы творческих и самых радикальных концепций, современная система образования на редкость устойчива, причём во всех цивилизованных странах она выглядит примерно одинаково (с поправками на отдельные региональные особенности). А ещё ради интереса подумайте, что происходит с предметами, где особых новых подарков от технологий ждать не приходится. Например, как насчёт обучения иностранному языку? У нас теперь масса удобных инструментов: youtube вместо видеомагнитофона, mp3 вместо кассетника, карманный словарь и т.п. Это крайне полезно и очень здорово, но образовательный контент по-прежнему консервативен, как и сам подход к изучению. И везде так. Там роботов не ждут, а прогресса всё равно маловато.


    1. FYR
      23.06.2015 09:22
      +1

      Я с вами согласен и немного добавлю: вот у вас как у родителя 7ми летнего оболтуса выбор из трех школ:
      а. средняя общеобразовательная
      б. локальный лицей/гимназия имени кого-то
      в. новомодный учебный центр какой нибудь «центр образования гениальных детей»

      Первая школа обычная средняя, но всех хороших педагогов сманила вторая, остались только предпенсионные учителя и свежие выпускники местных педов. Программа самая расстандарная, ну иногда какое нибудь новаторство, но бестолковое.
      Вторая школа — это местный «элитный лицей» с углубленным изучением чего либо. Сманил за счет разных грантиков всех путных учителей окрестных школ, за счет «местной элитарности» отбирает себе детей выше среднего. Учителя имеют возможность выбирать себе программу обучения, но довольно ограниченную. В таком лицее у учителей есть шансы провести какие нибудь инновации, ноопять таки ограниченно и финансово и регламентами.
      Третья школв — «суперэлитный лицей» — все местные новаторы там, полет фантазии неограничен, правда материальный вопрос серьезен. Программы все разные, углубленное изучение всего и вся. Экзамен на поступление сродни медкоммисии в ФСБ.

      Так вот куда вы отдадите своего 7-ми летнего оболтуса? У него еще нет тяги ни к моделированию ни к робототехнике. Он с удовольствием посмотрит мультики и поиграет с друзьями в какую нибудь ферму.
      Есть у вас уверенность что «педагог новатор» будет все 4 года начальной школы, 4 года средней школы и 2 года старших классов учить вашего ребенка «последовательно», что завтра она не найдет новую супер «программу обучения» и в итоге знания получаться отрывочными, а не цельными? Что у вас все десять лет хватит денег на все эти новомодные учебники? Что вам за эти 10 лет никуда не придется переехать? (да в другом городе, да даже другом районе города есть свой суперэлитный лицей, но там новаторы свои и программы тоже). А если детей несколько то прибавляйте сюда еще разницу в их возрасте.

      Еще есть у вас уверенность что все эти «новаторы» реально дадут вашему ребенку полный спектр базовых знаний без перекосов. Что после 9 лет «робототехники» в нем не проснется страсть к литературе? театральному исскуству? медицине? Мне кажется такая схема «углубленного продвинутого специального» обучения, как раз и приводит к тому что за детей решают их родители. Что сейчас модно/оплачиваемо полезно — туда и нужно идти. Правда что будет через 15 лет неизвестно.

      2035 год это год когда сегодняшние детсадовцы будут оканчивать ВУЗЫ. Т.е. принимать решение надо уже сейчас — сегодня.


      1. rg_software
        23.06.2015 18:25

        Я вообще чем дольше живу, тем меньше понимаю, как в вопросах образования расставлять приоритеты.
        Часто вижу вокруг этакую крысиную гонку: сначала в лучшую школу, потом в лучший вуз, карьерные перспективы, хороший трамплин и т.п.
        Как будто бы образование — это как колбаса: съесть её любой может, осталось лишь достать самую лучшую.

        Мне как-то всё больше кажется, что хорошо — это не когда нагружают весь день (пусть даже очень толковой и полезной программой), а когда дают ещё достаточно свободного времени на общение и некое вольное времяпрепровождение. В конце концов, куда мы все торопимся? Продолжительность жизни растёт, человек в 30 лет ещё может считаться совсем молодым, так пусть дети и подростки спокойно растут и определяются.

        Всё равно сейчас не выйдет выучиться и встать на всю оставшуюся жизнь к неизменному станку. Учиться всё равно придётся на протяжении всей карьеры, и каким-то образом абсолютизировать несчастные 4-5 лет университета или более длинный, но менее внятный школьный период не стоит.


  1. nemilya
    23.06.2015 10:42
    +2

    Тема важная.

    Вот хорошие выступления об образовании, Кен Робинсон:




  1. dcc0
    23.06.2015 12:26

    Это ссылка на статью об образовании в Финляндии, знакомая, которая работает в сфере образования и долго жила там, говорит, что все так и есть.
    www.adme.ru/zhizn-nauka/7-principov-finskogo-obrazovaniya-838510
    Т.е. почти с уверенностью можно сказать, что финское образование пока лучшее.


    1. Speakus
      23.06.2015 13:25

      Невероятно хвалебная статья. А какие там недостатки в образовательной системе?