Дизайн сложности
До недавнего времени вещи, которые мы используем повседневно, получали форму исходя из их технологической основы. Конструктивный дизайн телефона сводился в основном к созданию корпуса вокруг машины. Задача дизайнеров заключалась в том, чтобы технология стала выглядеть красивее.
Инженеры определяли интерфейсы этих вещей. Их главной задачей был функционал машины, а не простота её использования. Пользователи должны были выяснить методом проб и ошибок, как всё это работает.
С открытием каждого технологического новшества наши предметы обихода становились всё более оснащёнными и значительно более сложными. Дизайнеры и инженеры попросту обременяли пользователей подобным увеличением сложности. Мне всё еще снятся кошмары о попытках получить билет на поезд с помощью старого торгового автомата BART в Сан-Франциско.
От сложного к простоте
К счастью, UX-дизайнеры (User eXperience) нашли способы разработки красивых интерфейсов, которые при этом ещё и просты в использовании. Этот процесс напоминает философскую беседу, в которой постоянно задаются такие вопросы, как: Что же это на самом деле? Как мы воспринимаем это? Какова наша модель мышления?
Сегодня, благодаря их усилиям, мы взаимодействуем с прекрасно разработанными интерфейсами. Дизайнеры «приручили» сложность технологий для нас. Чрезвычайно сложные технологии теперь кажутся простыми и удобными в использовании.
От простого к элементарному
И легкость в использовании хорошо продаётся. Поэтому всё больше и больше торговых предложений основано на обещании облегчить нашу жизнь, используя всё более сложные технологии, но с более простым интерфейсом.
Просто сообщите своему смартфону, что вы хотите, и всё появится как по волшебству — будь то нужная информация на экране или пакет с продуктами, доставленный к вашей двери. Огромное количество технологий и инфраструктуры «одомашнены» для пользователей смелыми дизайнерами и инженерами, которые делают всю эту работу.
Но мы не видим — не говоря уже о понимании — что происходит за кулисами, что происходит за простым интерфейсом. Пользователь находится в «тёмном» неведении.
Я, как и многие пользователи, начинаю ныть подобно капризному ребёнку, когда видеосвязь работает не так гладко, как ожидалось, — все эти перебои и плохое качество звука! Событие, которое казалось бы не чем иным, как чудом для людей всего лишь 50 лет назад, и которое требует колоссальной инфраструктуры, стала для меня ожидаемой нормой, перестало цениться, в том числе и потому, что мы не понимаем, что происходит.
Значит ли это, что технологии делают нас глупыми? Этот вопрос совсем не новый. Известно, что рассуждения о подобных эффектах будоражили умы философов уже во времена Древней Греции.
Проблемы проектирования с ориентацией на пользователя (“user-centered” design)
В своей книге «Living with complexity” Дональд Норман (Donald Norman) предлагает множество стратегий того, как дизайнеры могут усмирить сложность, чтобы улучшить пользовательский опыт.
В этом заключается некоторая проблема. Я всё больше опасаюсь термина «сконцентрированный на пользователе дизайн». Слово «user» используется также в юридической лексике в значении «употребляющий наркотики», что подразумевает зависимость, недальновидное удовлетворение потребностей и надежный источник дохода для «дилера». Слово «centered» исключает почти всех и всё остальное.
Комплексный подход к сложности
В качестве альтернативы мы должны взглянуть на мир шире и задать следующие вопросы:
Расширение прав и возможностей: кто на самом деле приятно проводит время?
Возможно, умение говорить на иностранном языке — это больше удовольствия, чем использование программного обеспечения для перевода.
Всякий раз, когда мы собираемся заменить кропотливую деятельность, например, изучение языков, приготовление еды или уход за растениями с помощью обманчиво простого решения, нам всегда следует спросить себя: таким ли образом следует развивать технологию — или личность превратиться в «user»?
Устойчивость: сделает ли это нас более уязвимыми?
Высокотехнологичные системы работают безупречно, пока всё идет так, как ожидалось. Когда возникает ситуация, которую разработчики не предвидели, эти системы становятся уязвимы. Чем более сложны системы, тем выше вероятность того, что всё пойдет не так. Такие системы менее устойчивы.
Хроническая зависимость от сочетания электроники, систем искусственного интеллекта и высокоскоростных каналов связи для решения самых простых задач — это рецепт катастрофы. Он усложняет нашу жизнь, особенно когда мы не понимаем, что происходит за обманчиво простым интерфейсом.
Эмпатия: каково влияние этих упрощений на других?
Наши решения имеют последствия как для нас самих, так и для окружающих. Упрощенный внешний вид может создать иллюзию, сделать нас слепыми к подобным последствиям.
Наши решения оказывают огромное влияние на жизнь. Понимание сложности может иметь огромную ценность. Нам нужно лучше знать и понимать, „как это работает“, чтобы совершенствоваться, ясно видя результаты наших действий и то, что привело нас к ним.
Открытость к сложности
Упрощение — это мощная стратегия проектирования. Естественно, кнопка для экстренного вызова должна быть как можно более простой. И всё же, нам также нужны новые стратегии проектирования, которые помогают нам принимать решения, с пониманием взаимодействуя со сложными ситуациями в нашей жизни.
Комментарий Cloud4Y
Данная статья привлекла наше внимание своей актуальностью. Хотя мы за редкими исключениями являемся представителями b2b-сектора, комплексный подход к проектированию сложных систем, предложенный автором, схож с нашим представлением о желаемом качестве сервиса.
Расширение прав и возможностей. Облачные услуги Cloud4Y соответствуют высоким требованиям к уровню управляемости. Клиенты получают возможность практически полного самообслуживания в своём легко конфигурируемом виртуальном дата-центре (vDC) посредством VMware vCloud Director 9.0, обладающего удобным HTML5 интерфейсом.
Устойчивость. Благодаря архитектуре облачной инфраструктуры Cloud4Y решены задачи Гео и Катастрофоустойчивости. Для обеспечения гарантированной доступности сеть дата-центров уровня Tier III объединены оптическим кольцом высокой доступности. Ввиду хранения персональных данных пользователей, ЦОДы, включая удаленный резервный дата-центр, располагаются в России. По умолчанию используется функция VMware High Availability и сетевая защита предоставленной инфраструктуры от атак из сети Интернет и попыток взлома.
Для работы с «тяжёлым» ПО, требующим производительных видеокарт, в том числе для дизайнеров, в нашем облаке доступна GPU (облачная графика) на платформе виртуализации VMware.
Комментарии (12)
MKMatriX
16.02.2018 06:44Ошибка автора в том что он сам инженер и часто общается с инженерами. Есть люди способные разобраться со сложностью, а есть люди которым за 70, или которые в принципе не способны систематизировать в голове информацию. Что характерно проблемы с тем что «что-то нажала и оно сломалось» почему-то возникают именно у них. И по большей части для них все эти интерфейсы и упрощаются. А отсутствие упрощения — просто завуалированный отказ в обслуживании всем этим людям.
killbond
16.02.2018 09:41А отсутствие продукта — отказ от прибыли, так получается? Либо разраб об этом не думал, либо думал, но решил отказаться от накладных расходов.
geher
16.02.2018 09:49Статья интересная со спорными выаодами.
Конечно, у пользователя полезной сложной системы с простым интерфейсом возникает соблазн впасть в зависимомть оь этой системы, не забивая себе голову более сложной в использоваении, но более надежной альтернативы. Но это скорее проблема пользователя, который в угоду своей лени готов стать зависимым.
Простой и уже достаточно старый пример такого явления — связка калькулятор/умение считать в уме или хотя бы на бумажке.
Кстати, последнее время наблюдаю иногда явления, противоположные описанным в статье. Причем все это на фоне соответствия большинства случаев описанному в статье.
Особенно это заметно на телефонах.
Если посмотреть на типичную инструкцию к телефону, то для современного смартфона она, как правило, охватывает значительно меньше, чем такая же инструкция к старому кнопочному телефону.
При этом любой современный смартфон имеет на порядок больше возможностей.
Казалось бы, тут полное соответствие статье, и сложное устройство прячется от потэльзователя за простым и интуитивно понятным интерфейсом. Но в этом интерфейсе поячется много сложных для понимания тонких моментов, которые позволяют эффективно выстрелить себе в ногу. Например, оьключить что-то, и не понять, как оно включается обратно (а в инструкции ни намека ни на отключение, ни на включение функции.
Частенько приходится помогать бедным пользователям, неожиданно для себя отключившим вибрацию, переключившимя на "только 2G" и т.п.
Followww
16.02.2018 10:06+1Также посещала мысль, что разрыв в уровне знаний тех, кто пользуется технологиями, и теми, кто их разрабатывает увеличивается. Дело тут ещё и в разделении труда, когда каждый выполняет свою отдельную, каждый день одинаковую, рутинную задачу, а все потребности удовлетворяет «полуфабрикатами» и готовыми изделиями, созданными другими людьми. В итоге условному юзеру необходимо только научится выполнять свои узкие проф. обязанности, а всё остальное просто потребить.
Как-то это не сочетается с развитием и ростом личности, получается какое-то создание искусственного интеллекта из естественного. Машины обучаются делать всё более разнообразные преобразования, а люди — однообразные.
SergeyGalanin
16.02.2018 10:11Парни, пост был отличный ровно до вашей рекламы. Ваш самопиар никак не связан с темой статьи, поэтому выглядит инородным телом.
Тем не менее, отличный пост-вброс! Автор мастерски использует приём с изложением в первой половине текста очевидных тезисов, чтобы затенить спорность тезисов, излагаемых во второй половине.
Нам нужно лучше знать и понимать, «как это работает», чтобы совершенствоваться, ясно видя результаты наших действий и то, что привело нас к ним.
Абсурд! Я знаю, как работают некоторые вещи, отдельные вещи знаю отлично, но я не хочу понимать, как работает весь океан современных технологий.
Когда я пригоняю свой «тазик» на автосервис, я не хочу разбираться, чем отличается сход-развал от датчика кислорода. Я просто хочу, чтобы «тазик» после сервиса ездил лучше, чем до. Да, я «user» этого пепелаца, я выбрал этот путь осознанно. Я всего лишь хочу быстро и с комфортом добираться из пункта А в пункты Б, В и Г, и знать не хочу, какие технологии под капотом позволят мне это сделать. А ещё хочу прийти в магаз и просто расплатиться карточкой не задумываясь, как именно терминал будет устанавливать соединение с банком. И так со всем остальным. И это никак не мешает мне вникать в нюансы современной веб-разработки на рабочем месте.
Большинство людей — они вообще априори «юзеры» по жизни. И мы, как разработчики, можем только учитывать этот факт, но изменить его никогда не сможем. Просто-напросто такова природа homo sapiens. Всё. Точка.Followww
16.02.2018 10:18+1Когда я пригоняю свой «тазик» на автосервис, я не хочу разбираться, чем отличается сход-развал от датчика кислорода. Я просто хочу...
зависимость, недальновидное удовлетворение потребностей и надежный источник дохода для «дилера»
Просто-напросто такова природа homo sapiens.
С этим я не с вами не соглашусь, именно это я имел ввиду, говоря «какое-то создание искусственного интеллекта из естественного» в комментарии чуть выше.
SergeyGalanin
16.02.2018 10:26зависимость, недальновидное удовлетворение потребностей и надежный источник дохода для «дилера»
Именно так. Иначе просто не останется времени на то, что мне нравится. А ремонт авто не входит в этот список. Жизнь слишком короткая, чтобы тратить её на решение вторичных вопросов.
JediPhilosopher
16.02.2018 15:06Хроническая зависимость от сочетания электроники, систем искусственного интеллекта и высокоскоростных каналов связи для решения самых простых задач — это рецепт катастрофы.
Мне это напомнило роман Винджа «Глубина в небе». Там описывается неизбежность краха цивилизации, так как в какой-то момент инфраструктура развитой цивилизации (компьютерные сети и вся жизнь на них завязанная, вся экономика, общественная жизнь и производство) становится настолько сложной и неустойчивой, что рушится под своим весом как только случается какая-то серьезная авария или проблема, а они неизбежно рано или поздно случатся. В итоге цивилизации постоянно разрушаются и вынуждены снова развиваться почти с нуля, ни одна из них не способна преодолеть некий барьер уровня развития, как невозможно построить устойчивую башню из кубиков выше какой-то высоты.
Все это подано от лица межзвездных торговцев Кенг-Хо, летающих на досветовых кораблях (т.е. полеты меж звезд занимают у них десятки и сотни лет), которые за всем этим наблюдают. Прилетел на планету — все норм, вернулся туда через 200 лет — а там уже голод, разруха и вымирание, потому что из-за какой-то аварии возник целый каскад аварий повсюду, отрубилась связь и компьютеры, а без них даже урожай собрать невозможно, в итоге сразу голод, бунты, уничтожающие последнюю возможность все это восстановить и т.п.
Vlad_fox
16.02.2018 18:11хорошая статья как для пятници, напоминает о глобальных и важных вещах, спасибо!
Ugrum
Вся статья в одном абзаце. Но в любом случае, спасибо за перевод, актуально. И иллюстрации в тему.