Пожалуй, начнем с небольшого ликбеза касательно главного объекта данной темы. А именно – с понятия UX-дизайна!

В переводе с английского User Experience означает «пользовательский опыт». То, какие впечатления испытывают пользователи при взаимодействии с разработанным дизайнером интерфейсом, насколько это просто и получается ли достичь поставленных целей.

UX-дизайн является многогранной концепцией, в которую входят следующие дисциплины:

  • информационная архитектура;
  • визуальный дизайн;
  • юзабилити;
  • интерактивный дизайн;
  • взаимодействие между человеком и компьютером.

image

Сегодня UX-дизайн не используется компаниями в полной мере, однако обладает большими перспективами и в самом ближайшем будущем будет оценен по достоинству.

Как стать UX-дизайнером и с чего начать


В том случае, если Вы живете в России или в странах ближнего зарубежья, научиться User Experience дизайну можно двумя способами: самостоятельно или на специальных курсах.

Это обусловлено тем, что в образовательных учреждениях не обучают UX-дизайну. Соответственно, информацию о данном направлении можно получить либо из Интернета (почитать статьи, посмотреть видео, пообщаться с дизайнерами), либо окончив курсы.

Что касается последнего, вполне вероятно, что там Вас научат лишь основам UX-дизайна, которые помогут найти работу, но не сделают из Вас практика. Для обретения практических навыков в User Experience Design обязательно понадобится участие в реальных проектах.

Поначалу лучше браться за выполнение простых задач, а с ростом уровня знаний и компетенции повышать планку и переходить к более сложным и ответственным замыслам.

Несмотря на то, что новичкам в UX-дизайне довольно проблематично найти хорошую работу, так как немногие компании согласятся рисковать конечным результатом своих проектов, это всё же возможно. Дефицит кадров позволяет надеяться на лучшее. Конечно, первая работа будет чем-то вроде стажировки, однако в случае успеха, новоявленный UX-дизайнер сможет впоследствии устроиться на хорошую должность с отличной зарплатой.

Тем не менее, применение User Experience дизайна не обходится без «подводных камней». Об этом мало кто говорит, но проблемы существуют, и они пока не решены.

С какими трудностями сталкиваются UX-дизайнеры


Полноценное занятие User Experience Design требует наличия множества компетенций. Реализация последних не обходится без серьезных временных и интеллектуальных затрат. Особенно остро это ощущают на себе молодые специалисты, имея за плечами небольшой багаж фундаментальных знаний и почти без опыта участия в настоящих проектах.

Многие компании, которые занимаются созданием цифровых продуктов, ограничивают список обязанностей UX-дизайнера.

Остаются 2 основных направления:

  1. разработка сценариев-взаимодействия и информационной архитектуры;
  2. проектирование и визуальный дизайн пользовательских интерфейсов.

В то же время, из обязанностей исключаются:

  1. анализ бизнеса и целевой аудитории;
  2. разработка и анализ стратегии;
  3. A/B тестирование;
  4. анализ продукции конкурентов;
  5. курирование модификации дизайна с целью повышения конверсии.

Основной упор отечественные компании традиционно делают на UI-дизайн. Их можно понять, так как при этом сразу виден результат работы, который можно показать клиенту и разработчикам, а затем использовать в дальнейшем. Что касается UX-аналитики, ее значимость не является четко выраженной и поэтому не оценивается компаниями на 100%.

В большинстве случаев, заказчики ищут именно дизайнеров пользовательских интерфейсов, которыми зачастую становятся обычные графические или веб-дизайнеры. А так как в процессе реализации проектов возникает необходимость использования базовых техник UX, в своих резюме они указывают UX/UI Designer, хотя об UX им, на самом деле, мало что известно.

По факту, чтобы не становиться аутсайдерами, реальным UX-дизайнерам приходится ограничивать свой потенциал и сосредотачиваться на UI – более востребованном направлении, за которое компании действительно хотят платить.

К сожалению, такое серьезное урезание сферы своей деятельности способствует тому, что дизайнер перестает видеть смысл в User Experience Design. Такой же вывод можно сделать и в отношении UI-дизайнеров.

Как преодолел экзистенциальный кризис UX-дизайнер в моем лице


В течение 6 лет я корпел над разработкой дизайна веб-сервисов и мобильных приложений. Моя работа осуществлялась, как в офисе, так и на удаленной основе. Однако с учетом того, как компании ограничивают UX-дизайнера в его обязанностях, меня постоянно преследовало ощущение, что мой потенциал так и не раскроется, а я увязну в рутине.

Приходилось подстраиваться под требования начальства и заказчиков, ограничивать свое воображение и творческие порывы во избежание срывов установленных дедлайнов.

Еще одной причиной возникновения экзистенциального кризиса стала конкуренция с UI-специалистами. Те из них, которые обладали внушительным опытом, могли в кратчайшие сроки предоставить клиенту мокапы/вайрфреймы в соответствии с их ТЗ. Конечно, иногда их решения не могли похвастаться креативом и имели логические несоответствия, однако хорошая проработка UI-дизайна и скорые результаты принимались клиентами на ура.

Чтобы не оказаться на «обочине», я стал применять их подходы, а вместо долгих размышлений использовал визуальную память. Но, как показала практика, от этого терялся весь смысл UX-дизайна, что очень задевало мое профессиональное ЭГО и не давало покоя.

Так продолжалось довольно долго. Однако в какой-то момент мое терпение оказалось на 0, и я сказал себе «Хватит! Нужно что-то менять». И это были не просто слова. Я перестал работать только на «дядю» и занялся реализацией собственных идей и проектов.

Ниже представлена одна из моих последних работ. Пока что разработка в самом разгаре, но уже скоро это будет полноценный онлайн-сервис поиска и заказа услуг оффлайн-специалистов.

image

Ежедневно я смотрел на проект с самых разных точек зрения и пробовал применять те методики, которые сохранились в моих отдаленных уголках сознания. Мои размышления проистекали без спешки, я думал над тем, каким будет результат. Пробовал визуализировать отдельные UX-шаблоны и мысленно заполнял их информацией.

В один из таких дней я вдруг понял, что работа User Experience дизайнера заключается больше в интеллектуальных размышлениях, нежели в каких-либо действиях. Некоторые из читателей могут на это сказать, что я «капитан очевидность», однако, когда работаешь по найму, приходится отказываться от длительных размышлений, так как сложно объяснить заказчику, как много на это уйдет времени и насколько сильно повлияет на результат.

Чтобы преодолеть возникший кризис, мне понадобилось всего лишь заняться любимым делом и начать работу над созданием собственных проектов. Здесь меня никто не ограничивал в полете фантазии и не торопил со временем. Это ли не мечта UX-дизайнера?

5 советов будущему UX-дизайнеру


За многолетнюю практику я накопил достаточно опыта в User Experience Design и поэтому хочу дать 5 важных советов тем, кто хочет освоить UX-дизайн и не знает, с чего начать.

Совет №1: Между самообучением и курсами рекомендую отдать предпочтение второму.
Курсы дадут возможность узнать основные практики, получить базисные знания, которые впоследствии пригодятся при участии в реальных проектах.

Совет №2: Изучите гайдлайны Material Design от Google и Human Interface Guidelines от Apple.
Та информация, которую Вы почерпнете из них, поможет Вам избежать множества ошибок при проектировании интерфейсов и позволит понять базовые принципы взаимодействия пользователя с дизайн-оболочкой.

Совет №3: Ежедневно исследуйте digital-продукты, проектируйте и рисуйте интерфейсы.
Несмотря на то, что это, скорее, относится к UI-дизайну, переплетение последнего с UX вне всяких сомнений. Кроме того, это способствует развитию визуальной памяти и ускорению процесса поиска интерфейсных решений, которые будут отражать Ваши идеи.

Совет №4: Не ленитесь объяснять и показывать работодателям смысл и пользу UX-дизайна.
Многие компании слабо представляют себе, что такое User Experience Design и для чего он им нужен. Если Вы об этом грамотно расскажете и приведете наглядные примеры, работодатель обязательно заинтересуется Вашей кандидатурой и рассмотрит резюме.

Совет №5: Постарайтесь излишне не зацикливаться на текущих задачах.
Рутина всегда вредила творческой деятельности, поэтому побольше читайте книг, посещайте конференции и создавайте собственные проекты. Это не даст Вам увязнуть в однообразии должностных обязанностей и позволит избежать экзистенциального кризиса.

Комментарии (5)


  1. zahmTOD
    06.03.2018 12:13
    +1

    И вот опять. Внезапные «озарения» и советы каких-то курсов, которые ведут непонятные люди. Вообще советы от «кэпа». Кроме последнего, он сильно индивидуален.

    Вообще UX-специалисты, как и само направление, были всегда. Часто их до сих пор называют «арт-директор», но зачастую именно сам дизайнер, как часто пишут — UI&UX. Хороший дизайнер. Вот тут-то и «вылупились» UX-спецы в больших агентствах. Негоже умным людям просто «бумагу пачкать», пусть думают :) А UI займутся более низкоуровневые технические дизайнеры. Обычная фрагментация и разделение труда.

    По аналогии с автомобилями — сначала они были страшными и неудобными, и проектировали их от одного до нескольких человек, скопом. Потом выделились в отдельные профессии мотористы, потом спецы по подвеске, кузову, электрике, аэродинамике, подключились сначала художники, а потом дизайнеры и т.д.

    Итак. Если нужен лэндингоподобный сайт-визитка, то достаточно просто хорошего дизайнера.
    А если создается крупный сервис, на высоко-конкурентом рынке, то уже имеет смысл выделять в команде UX-диза, и «играть» именно от него.
    По аналогии с авто — если нужна простая тележка для перевозки навоза, то справится и один инженер среднего уровня. А если пытаться создать очередной семейный седан, то нужна опытная команда.

    Но сейчас, из-за дикого хайпа, UX-дизайнерами называют себя очень странные люди, которые пытаются быть маркетологами, нежели аналитиками. И опять происходит «бодание» между дизайнерами, и ничего не знающими лоботрясами, вылезшими на волне непонятного для большинства. И получается, чтобы дизайнеру сделать мир чуточку лучше, надо побороть пачку псевдо специалистов. Но проще сделать по ТЗ/брифу, получить оплату, и жить дальше, находя отдушину на dribbble.


    1. R-Esef
      09.03.2018 16:59

      мне ваш коммент понравился больше чем вся статья)


    1. kamushken
      09.03.2018 19:27

      а хотите писать на Хабр? подарю!


  1. kamushken
    06.03.2018 12:17

    Очередной мусорный пост в рубрике «Дизайн» на Хабре об отличии мухи и котлеты. Просто зарубите себе на носу: UX — это исследования и аналитика! а UI — это двигать пиксели и молиться на сетку. ТОЧКА! Остальное все от лукавого и притянуто за уши.


    1. itlen
      09.03.2018 16:59

      UX — удобно, UI — красиво.