Экстрасенсорная коммуникация в русле коммуникационной теории


Долбаные ёлачки! «» «» «» «» «» «» «» «»

Порой нам всем хочется верить, что необъяснимые явления, окружающие нашу жизнь, на самом деле существуют, что мы не брошены в этой Вселенной, природа не так уж пуста, а страх смерти является лишь частично оправданным. Одно из таких явлений — то, что здесь мы условно назовём «экстрасенсорной коммуникацией», или возможностью общения без использования привычной сенсорной системы человеческого организма.
Данная статья не доказывает и не опровергает существование экстрасенсорной коммуникации, а является попыткой собрать её рамочную модель (исходя из существующих данных, которых, безусловно, мало).

Допустим, вам приходится изредка слышать от знакомых о странных случаях, в которых необъяснимым образом люди коммуницируют на расстоянии. Допустим, у вас нет оснований не верить данным рассказчикам. Допустим, по ТВ постоянно крутят сериалы про гадалок, и вам уже осторчертело, а в книжном целая полка отведена эзотерике. Об экстрасенсорике много говорят, пишут и показывают, и часто не то. Верный вопрос вот в чём: если предположить её существование, то по каким принципам она должна была бы происходить? Давайте выясним!

Современная теория коммуникация собрала множество различных моделей, описывающих структуру, характеристики, процесс и/или условия коммуникации в целом и отдельных её видов. Вот немногочисленные примеры: [примеры примеры примеры примеры].

Конечно, это не попытка поставить себя рядом со столь прославленными авторами, а только простая экстраполяция описательного подхода, который применим в отношении любых видов коммуникаций.

Рабочие определения


Для начала очертим предмет рассуждений, так как каждый человек имеет собственное мнение на тему экстрасенсорики.

Во-первых, под коммуникацией будем далее понимать передачу информации от одного субъекта к другому (доктринальные споры различных школ здесь опускаются).

Во-вторых, что касается «экстра-». Приставка «extra» означает «дополнительный, добавочный, лишний, специальный», и этим отличается от приставки «para», которая значит «вне чего-либо» (ср.: экстралингвистические факторы, паралингвистические факторы). И, ставя в заголовок более популярный вариант «экстрасенсорная», следует сказать, что возможно следовало бы употреблять вариант паракоммуникация, т.е. выходящая за пределы сенсорной системы, а не «продолжающей» её, как «экстракоммуникация». Ну да ладно, употребление уже сложилось иначе.

Во-третьих, что касается «сенсорики». В психологии и физиологии «сенсор» — это не жирный палец на экране смарта, а орган чувств, часть сенсорной системы организма.

В-четвёртых, экстрасенсорика — получение или генерация сообщения без участия органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и других), т.е. путём, не относящимся к работе сенсорных органов.

И, наконец, в-пятых, что касается образа «экстрасенса». Следуя логике предыдущих рассуждений, экстрасенс — это любой человек, который вообще или только в данном конкретном случае проявляет экстрасенсорное восприятие.

Виды экстрасенсорных коммуникаций


Немногочисленные «свидетельства» и сюжетные ходы — вот и вся база, на которой мы могли бы построить хоть какую-то типологию.

Экстрасенсорная коммуникация, это точно когда:

  • при личном контакте человек «снимает» какую-либо информацию о собеседнике, если это нельзя объяснить повышенным неосознаваемым вниманием к микро- и макровыражениям лица, позе и голосу (Пол Экман), уже имеющейся или вытекающей из таковой информацией, действием запахов, верной предубеждённостью или простым блефом.
  • коммуникатор думает о реципиенте, а реципиент это чувствует (межличностное дистанционное общение, известное как телепатия);
  • один родственник внезапно понимает, что другой попал в беду, есть такой информации не поступало;
  • человеку снятся мёртвые родственники, если исключить работу бессознательного;
  • экстрасенс прикасается к предмету и мгновенно «осознаёт связи» между предшествующими событиями.

Список не исчерпывающий. Как вы заметили, в данном случае проще описать саму ситуацию, чем назвать вид.

Факторы экстрасенсорной коммуникации


Исходя из имеющихся у автора [мало чем подтверждённых] сведений, можно выделить гипотетические факторы, способные (или нет) повлиять на осуществление Э. К.:
  1. средство коммуникации
  2. субъекты коммуникации
  3. сообщение
  4. обратная связь

Через одно МЕдиа


Не просто так созвучен подзаголовок с фразой «через одно место» :)
Как показали прошлые исследования автора в сфере медиа, собственно «медиум» (единственно правильное произношение в ед. ч.) — это любое средство, посредник, канал коммуникации, как бы «встающий посередине», между отправителем и получателем сообщения.

В случае с Э. К. медиум был бы таков:
  1. некий «канал» некого «мирового информационного поля» (и это, пожалуй, главное возражение против возможности Э. К.);
  2. психика самого индивида, которая, по такой логике, посылает или принимает сообщение «через пустоту» (если исключать первый пункт);
  3. первое и второе одновременно (тут уже 2 медиа);
  4. любые материальные предметы, которые позволяют экстрасенсу «получить сообщение» о неизвестных до того связях (и различные комбинации с 1, 2, 3 пунктами).

Но даже если предположить существование подобного средства коммуникации, его характеристики были бы таковы:
  • его элементарная неизвестность и для отправителя, и для получателя;
  • низкая пропускная способность;
  • неопределённые способы передачи, надёжность, формат и защищённость передаваемых сообщений;
  • низкое соотношение «сигнал-шум» (шума и препятствий на пути больше, чем полезного сигнала).

Вот почему в данном случае «через одно медиа» значит «через одно место», вот почему даже в случае существования Э. К. коммуникатору пришлось бы усиливать воздействие и пытаться получаться проверить свои предположения, скажем так, более вербальными средствами :)

Коммуникатор и реципиент


Субъекты Э. К. — это коммуникатор (отправляющая сторона) и реципиент (принимающая сторона). Здесь важная ремарка: если мы говорим об односторонней коммуникации, то здесь у нас субъект и объект; если это «диалоговая форма» — тогда оба уже субъекты.

На наш взгляд, для эффективности Э. К. имели бы значение вера коммуникатора в собственные силы, понимание им целей столь неординарного способа передачи сообщения, концентрация на задаче и знания коммуникатора о реципиенте (чем больше сведений, тем успешнее передача). Кроме того, могли бы сыграть свою роль уровень знакомства субъектов коммуникации и степень их привязанности.

Также непонятно значение географического положения коммуникантов.
  • С одной стороны, нахождение в пределах видимости должно помогать снятию информацию (но тут возрастает риск принятия за экстрасенсорику бессознательных процессов восприятия малозаметных признаков, хотя последнее и является полезным скиллом).
  • С другой, если вообще брать указанный выше вариант с «мировым информационным полем», то ассоциация себя с конкретной точкой на карте вообще не должна бы иметь значения.

Сообщение


Можно выделить 4 аспекта передаваемого сообщения, которые имели бы значение в процессе Э. К:
  • содержание
  • объём сообщения
  • модальность восприятия

С помощью столь замороченных медиа нельзя очень сложно или вообще нельзя было бы передать содержательное и объёмное сообщение (гораздо вероятнее отрывистое, искажённое и неполное). Также при таких условиях оно едва ли будет мультимедийным, т.е. нацеленным на восприятие в разных перцептивных модальностях.

Обратная связь


Даже при существовании возможности передать сообщение вне основных органов чувств доказывать возможность обратной связи, это неотъемлемой составляющей многих-премногих моделей, пришлось бы отдельно.

  • Во-первых, у субъектов «общения» были бы просто разные пороги восприятия.
  • Во-вторых, при искажении сообщения может оказаться не на что «отвечать».

Ну и какая же тут обратная связь?

Э. К. в книгах и кино


Довольно часто в кино и литературе можно встретить героев, обладающих способностями к экстрасенсорному общению: здесь и все религиозные тексты мира, и джедаи с ситхами, доктор Ксавьер, Гарри Поттер с Волдемортом, и более грубые поделки в виде сериалов «как-Ванга-но-не-Ванга».

Подобные сюжеты универсальны, а их их польза для исследователей Э. К. в том, что они (как минимум) отражают представления больших групп людей о том, как именно она устроена, а значит, из подобных источников можно при желании извлечь ценные выводы.

И самое важное: существование подобных социальных верований — это возможность генерации сюжетов, а значит у сценаристов игровых и других студий есть уникальная возможность навострить уши, изучить «предпочтения» и выдать подходящий продукт (чем они и занимаются).

Заключение / потенциал исследований Э. К.


Очевидно, что единственный способ углубить наши представления об Э. К. — это объективные и обширные исследования, нацеленные на фиксацию реальных случаев экстрасенсорики различных видов, в разные годы и в разных странах. Требуется выделять возможные переменные такой коммуникации, а их десятки, и проверять каждую в отдельности.

К сожалению, под маской парапсихологии прячется множество шарлатанов, из-за которых мы не можем доверять практически ни одному из имеющихся на сегодняшний день исследований, и все предположения, как и прежде, пока остаются гипотетическими.

Источники


  1. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2006. 656 с.
  2. Гриффин Э. Коммуникация: теории и практики. Пер. с англ. Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», Науменко А. А., 2015. 688 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. 583 с.: ил.
  4. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
  5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 с.
  6. Большая российская энциклопедия (онлайн-версия). (в том числе следующие статьи: Парапсихология, Сигнал, Сенсорные органы).
  7. Физическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. Т. 4. 704 с. (статья «Сигнал», с. 494).
  8. Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. – Oxford: Oxford University Press, 2011. 480 p.
  9. Словарь Уэбстера (онлайн-версия).
  10. Google Translate

Комментарии (0)