JavaScript-разработчики часто жалуются на то, что их язык программирования несправедливо ругают за то, что он имеет слишком много чрезмерно усложнённых, запутанных возможностей. Многие борются с таким отношением к JS, рассказывая о том, почему критиковать этот язык за то, чем он является, неправильно. Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, решил не защищать JS, обратившись, вместо этого, к тёмной стороне языка. Однако тут он не хочет говорить, например, о тех ловушках, которые JavaScript расставляет для неопытных программистов. Его интересует вопрос о том, что получится, если попытаться подтвердить плохую репутацию языка кодом, который мог бы написать тот, кто совершенно не заботится об окружающих.
![](https://habrastorage.org/webt/fy/w2/lv/fyw2lvruoubpwmlwluamnw0ye-o.jpeg)
В примерах к этому материалу будет использовано множество механизмов языка. Многое из того, что вы здесь увидите, кстати, работает и в других языках, поэтому, при должном усердии, можно обнаружить и их тёмные стороны. Но JavaScript, определённо, обладает настоящим даром ко всякого рода издевательствам, и с ним в этой области очень непросто тягаться другим языкам. Если вы пишете код, с которым нужно будет работать другим людям, JS даёт вам неисчерпаемое количество возможностей для того, чтобы этих людей раздражать, путать, всячески изводить и обманывать. Собственно говоря, тут мы рассмотрим лишь небольшую часть подобных приёмов.
JavaScript поддерживает геттеры — функции, которые позволяют работать с тем, что они возвращают, как с обычным свойством. При нормальном использовании это выглядит так:
Если же воспользоваться геттерами, замышляя недоброе, то, например, можно создавать саморазрушающиеся объекты:
Здесь, при каждом обращении к
Геттеры — это здорово, но они существуют уже многие годы, о них знает множество разработчиков. Теперь же, благодаря прокси, в нашем распоряжении оказывается куда более мощный инструмент для развлечений с объектами. Прокси — это возможность ES6, которая позволяет создавать обёртки вокруг объектов. С их помощью можно управлять тем, что происходит, когда пользователь пытается читать или записывать свойства проксируемых объектов. Это позволяет, например, создать объект, который, в одной трети попыток доступа к некоему ключу такого объекта, будет возвращать значение по случайно выбранному ключу.
Нашу подлость, к сожалению, частично раскрывают инструменты разработчика, идентифицирующие
До сих пор мы говорили о том, как объекты могут модифицировать сами себя. Но мы, кроме того, можем создавать невинно выглядящие функции, которые инфицируют объекты, передаваемые им, меняя их поведение. Например, предположим, у нас есть простая функция
Такую функцию легко переписать так, чтобы она инфицировала передаваемые ей объекты, слегка изменяя их. Например, можно сделать так, чтобы свойство, к которому она помогла получить доступ, больше не выводилось бы при попытке перебрать ключи объекта:
Это — образец весьма тонкого вмешательства в поведение объекта. Перечисление ключей объекта — не самая заметная операция, так как она и не является очень редкой, но и используется не слишком часто. Так как ошибки, к которым может привести подобная модификация объектов, нельзя привязать к их коду, они могут существовать в некоем проекте довольно долго.
Выше мы обсуждали разные возможности JS, в том числе — и довольно свежие. Однако иногда нет ничего лучше, чем старые, проверенные временем технологии. Одной из особенностей JS, из-за которой на него обрушивается больше всего критики, является возможность модификации встроенных прототипов. Эта возможность использовалась в ранние годы JS для расширения встроенных объектов, например — массивов. Вот как расширить стандартные возможности массивов, скажем, добавив к прототипу объекта
Как оказывается, если сделать что-то подобное в реально используемой библиотеке, это может нарушить работу с базовыми механизмами языка во всём приложении, использующем эту библиотеку. Поэтому включение дополнительных полезных методов в прототипы стандартных объектов можно считать весьма удачным ходом для терпеливых разработчиков, которые стремятся делать другим гадости. Однако если речь идёт о нетерпеливых социопатах, им можно предложить кое-что быстродействующее, но не менее интересное. У модификации прототипов есть одно весьма полезное свойство, которое заключается в том, что модификация воздействует на весь код, который выполняется в некоем окружении, даже на тот, который загружается из модулей или находится в замыканиях. В результате, если оформить следующий код в виде стороннего скрипта (скажем, это может быть скрипт рекламной сети или аналитической службы), то весь сайт, использующий этот скрипт, окажется подверженным небольшим ошибкам.
Тут мы переопределили стандартный метод
Тут мы запустили его три раза. То, что получилось при его первом использовании, немного отличается от следующих двух результатов его вызова. Это мелкое изменение, оно далеко не всегда вызовет какой-нибудь сбой. А самое приятное здесь то, что понять причину редко возникающих ошибок, вызываемых подобным методом, невозможно без чтения его исходного кода, который и является причиной этих ошибок. Наша функция не бросается в глаза при работе с инструментами разработчика, она не выдаёт ошибок при работе в строгом режиме. В общем, с помощью чего-то подобного вполне можно свести кого-нибудь с ума.
Именование сущностей, как известно, является одной из двух сложнейших задач компьютерной науки. Поэтому плохие имена придумывают не только те, кто сознательно стремится навредить другим. Конечно, в это может быть трудно поверить бывалым линуксоидам. В их распоряжении были годы на то, чтобы связать страшнейшего IT-нарушителя в сфере именования (Microsoft) с глубочайшими формами зла. Но неудачные имена не приносят прямого вреда программам. Не будем говорить о мелочёвке вроде имён, вводящих в заблуждение и о потерявших актуальность комментариях. Например, о таких:
Для того чтобы в это вникнуть и понять, что тут что-то не так и с комментарием, и с именем переменной, тому, кто читает код, в котором встречается подобное, придётся малость притормозить и подумать. Но это — ерунда. Давайте лучше поговорим о по-настоящему интересных штуках. Вы знали, что большинство Unicode-символов можно использовать для именования переменных в JavaScript? Если вы, в вопросе назначения имён переменных, настроены на позитив, то вам понравится идея использования имён в виде значков (Хабр вырезал emoji, хотя в оригинале тут после
Хотя, мы ведь тут говорим о настоящих гадостях, поэтому обратимся лучше к символам, которые похожи на те, какими обычно пользуются для именования переменных, но ими не являются. Например, сделаем вот так:
Буква
Несмотря на рассказ о разных гадостях, которые можно творить с помощью JavaScript, этот материал направлен на то, чтобы предостеречь программистов от использования приёмов, подобных описанным, и донести до них тот факт, что подобное может причинить реальный вред. Автор материала говорит, что всегда полезно знать о том, какие проблемы могут появляться в плохо написанном коде. Он полагает, что нечто подобное можно найти в реальных проектах, но надеется, что там это существует в менее деструктивной форме. Однако то, что программист, написавший подобный код, не стремился навредить другим, не делает легче работу с таким кодом и его отладку. При этом знание того, до чего могут довести целенаправленные попытки навредить, способно расширить кругозор программиста и помочь ему в поиске источника похожих ошибок. Никто не может быть полностью уверен в том, что в коде, с которым он работает, не затаилась ошибка. Возможно, кто-то, зная о своей склонности к чрезмерной подозрительности, попытается успокоить себя тем, что тревога о подобных ошибках — это лишь плод его воображения. Однако это не помешает таким ошибкам, возможно, внесённым в некий код намеренно, однажды себя проявить.
Уважаемые читатели! Сталкивались ли вы на практике с чем-то похожим на то, о чём шла речь в этой статье?
![](https://habrastorage.org/webt/fy/w2/lv/fyw2lvruoubpwmlwluamnw0ye-o.jpeg)
В примерах к этому материалу будет использовано множество механизмов языка. Многое из того, что вы здесь увидите, кстати, работает и в других языках, поэтому, при должном усердии, можно обнаружить и их тёмные стороны. Но JavaScript, определённо, обладает настоящим даром ко всякого рода издевательствам, и с ним в этой области очень непросто тягаться другим языкам. Если вы пишете код, с которым нужно будет работать другим людям, JS даёт вам неисчерпаемое количество возможностей для того, чтобы этих людей раздражать, путать, всячески изводить и обманывать. Собственно говоря, тут мы рассмотрим лишь небольшую часть подобных приёмов.
Геттеры-модификаторы
JavaScript поддерживает геттеры — функции, которые позволяют работать с тем, что они возвращают, как с обычным свойством. При нормальном использовании это выглядит так:
let greeter = {
name: 'Bob',
get hello() { return `Hello ${this.name}`}
}
console.log(greeter.hello) // Hello Bob
greeter.name = 'World';
console.log(greeter.hello) // Hello World
Если же воспользоваться геттерами, замышляя недоброе, то, например, можно создавать саморазрушающиеся объекты:
let obj = {
foo: 1,
bar: 2,
baz: 3,
get evil() {
let keys = Object.keys(this);
if(keys) {
delete this[keys[0]]
}
return 'Nothing to see here';
}
}
Здесь, при каждом обращении к
obj.evil
, будет удаляться одно из других свойств объекта. При этом код, работающий с obj.evil
, не будет знать о том, что прямо у него под носом происходит нечто весьма странное. Однако, это — только начало разговора о вредных побочных эффектах, которых можно добиваться с помощью механизмов JavaScript.Неожиданные прокси
Геттеры — это здорово, но они существуют уже многие годы, о них знает множество разработчиков. Теперь же, благодаря прокси, в нашем распоряжении оказывается куда более мощный инструмент для развлечений с объектами. Прокси — это возможность ES6, которая позволяет создавать обёртки вокруг объектов. С их помощью можно управлять тем, что происходит, когда пользователь пытается читать или записывать свойства проксируемых объектов. Это позволяет, например, создать объект, который, в одной трети попыток доступа к некоему ключу такого объекта, будет возвращать значение по случайно выбранному ключу.
let obj = {a: 1, b: 2, c: 3};
let handler = {
get: function(obj, prop) {
if (Math.random() > 0.33) {
return obj[prop];
} else {
let keys = Object.keys(obj);
let key = keys[Math.floor(Math.random()*keys.length)]
return obj[key];
}
}
};
let evilObj = new Proxy(obj, handler);
// вот что может получиться при работе с подобным объектом
console.log(evilObj.a); // 1
console.log(evilObj.b); // 1
console.log(evilObj.c); // 3
console.log(evilObj.a); // 2
console.log(evilObj.b); // 2
console.log(evilObj.c); // 3
Нашу подлость, к сожалению, частично раскрывают инструменты разработчика, идентифицирующие
evilObj
как объект типа Proxy
. Однако, вышеописанная конструкция, до того, как будет раскрыта её низменная сущность, способна доставить тем, кто будет с ней работать, немало приятных минут.Заразные функции
До сих пор мы говорили о том, как объекты могут модифицировать сами себя. Но мы, кроме того, можем создавать невинно выглядящие функции, которые инфицируют объекты, передаваемые им, меняя их поведение. Например, предположим, у нас есть простая функция
get()
, которая позволяет выполнять безопасный поиск свойства в передаваемом ей объекте с учётом того, что такого объекта может и не существовать:let get = (obj, property, default) => {
if(!obj) {
return default;
}
return obj[property];
}
Такую функцию легко переписать так, чтобы она инфицировала передаваемые ей объекты, слегка изменяя их. Например, можно сделать так, чтобы свойство, к которому она помогла получить доступ, больше не выводилось бы при попытке перебрать ключи объекта:
let get = (obj, property, defaultValue) => {
if(!obj || !property in obj) {
return defaultValue;
}
let value = obj[property];
delete obj[property];
Object.defineProperty(obj, property, {
value,
enumerable: false
})
return obj[property];
}
let x = {a: 1, b:2 };
console.log(Object.keys(x)); // ['a', 'b']
console.log(get(x, 'a'));
console.log(Object.keys(x)); // ['b']
Это — образец весьма тонкого вмешательства в поведение объекта. Перечисление ключей объекта — не самая заметная операция, так как она и не является очень редкой, но и используется не слишком часто. Так как ошибки, к которым может привести подобная модификация объектов, нельзя привязать к их коду, они могут существовать в некоем проекте довольно долго.
Прототипный беспорядок
Выше мы обсуждали разные возможности JS, в том числе — и довольно свежие. Однако иногда нет ничего лучше, чем старые, проверенные временем технологии. Одной из особенностей JS, из-за которой на него обрушивается больше всего критики, является возможность модификации встроенных прототипов. Эта возможность использовалась в ранние годы JS для расширения встроенных объектов, например — массивов. Вот как расширить стандартные возможности массивов, скажем, добавив к прототипу объекта
Array
метод contains
:Array.prototype.contains = function(item) {
return this.indexOf(item) !== -1;
}
Как оказывается, если сделать что-то подобное в реально используемой библиотеке, это может нарушить работу с базовыми механизмами языка во всём приложении, использующем эту библиотеку. Поэтому включение дополнительных полезных методов в прототипы стандартных объектов можно считать весьма удачным ходом для терпеливых разработчиков, которые стремятся делать другим гадости. Однако если речь идёт о нетерпеливых социопатах, им можно предложить кое-что быстродействующее, но не менее интересное. У модификации прототипов есть одно весьма полезное свойство, которое заключается в том, что модификация воздействует на весь код, который выполняется в некоем окружении, даже на тот, который загружается из модулей или находится в замыканиях. В результате, если оформить следующий код в виде стороннего скрипта (скажем, это может быть скрипт рекламной сети или аналитической службы), то весь сайт, использующий этот скрипт, окажется подверженным небольшим ошибкам.
Array.prototype.map = function(fn) {
let arr = this;
let arr2 = arr.reduce((acc, val, idx) => {
if (Math.random() > 0.95) {
idx = idx + 1
}
let index = acc.length - 1 === idx ? (idx - 1 ) : idx
acc[index] = fn(val, index, arr);
return acc;
},[]);
return arr2;
}
Тут мы переопределили стандартный метод
Array.prototype.map
так, что он, в целом, работает нормально, но в 5% случаев меняет местами два элемента массива. Вот что можно получить после нескольких вызовов подобного метода:let arr = [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15];
let square = x => x * x;
console.log(arr.map(square));
// [1,4,9,16,25,36,49,64,100,81,121,144,169,196,225
console.log(arr.map(square));
// [1,4,9,16,25,36,49,64,81,100,121,144,169,196,225]
console.log(arr.map(square));
// [1,4,9,16,25,36,49,64,81,100,121,144,169,196,225]
Тут мы запустили его три раза. То, что получилось при его первом использовании, немного отличается от следующих двух результатов его вызова. Это мелкое изменение, оно далеко не всегда вызовет какой-нибудь сбой. А самое приятное здесь то, что понять причину редко возникающих ошибок, вызываемых подобным методом, невозможно без чтения его исходного кода, который и является причиной этих ошибок. Наша функция не бросается в глаза при работе с инструментами разработчика, она не выдаёт ошибок при работе в строгом режиме. В общем, с помощью чего-то подобного вполне можно свести кого-нибудь с ума.
Непростые имена
Именование сущностей, как известно, является одной из двух сложнейших задач компьютерной науки. Поэтому плохие имена придумывают не только те, кто сознательно стремится навредить другим. Конечно, в это может быть трудно поверить бывалым линуксоидам. В их распоряжении были годы на то, чтобы связать страшнейшего IT-нарушителя в сфере именования (Microsoft) с глубочайшими формами зла. Но неудачные имена не приносят прямого вреда программам. Не будем говорить о мелочёвке вроде имён, вводящих в заблуждение и о потерявших актуальность комментариях. Например, о таких:
// Инициализация даты
let arrayOfNumbers = { userid: 1, name: 'Darth Vader'};
Для того чтобы в это вникнуть и понять, что тут что-то не так и с комментарием, и с именем переменной, тому, кто читает код, в котором встречается подобное, придётся малость притормозить и подумать. Но это — ерунда. Давайте лучше поговорим о по-настоящему интересных штуках. Вы знали, что большинство Unicode-символов можно использовать для именования переменных в JavaScript? Если вы, в вопросе назначения имён переменных, настроены на позитив, то вам понравится идея использования имён в виде значков (Хабр вырезал emoji, хотя в оригинале тут после
let
была emoji какахи):let = { postid: 123, postName: 'Evil JavaScript'}
Хотя, мы ведь тут говорим о настоящих гадостях, поэтому обратимся лучше к символам, которые похожи на те, какими обычно пользуются для именования переменных, но ими не являются. Например, сделаем вот так:
let obj = {};
console.log(obj); // Error!
Буква
b
в имени obj
может выглядеть почти нормально, но это — не строчная латинская буква b. Это — так называемая полноширинная строчная латинская буква b. Символы это разные, поэтому любой, кто попытается ввести имя подобной переменной вручную, скорее всего, окажется сильно сбитым с толку.Итоги
Несмотря на рассказ о разных гадостях, которые можно творить с помощью JavaScript, этот материал направлен на то, чтобы предостеречь программистов от использования приёмов, подобных описанным, и донести до них тот факт, что подобное может причинить реальный вред. Автор материала говорит, что всегда полезно знать о том, какие проблемы могут появляться в плохо написанном коде. Он полагает, что нечто подобное можно найти в реальных проектах, но надеется, что там это существует в менее деструктивной форме. Однако то, что программист, написавший подобный код, не стремился навредить другим, не делает легче работу с таким кодом и его отладку. При этом знание того, до чего могут довести целенаправленные попытки навредить, способно расширить кругозор программиста и помочь ему в поиске источника похожих ошибок. Никто не может быть полностью уверен в том, что в коде, с которым он работает, не затаилась ошибка. Возможно, кто-то, зная о своей склонности к чрезмерной подозрительности, попытается успокоить себя тем, что тревога о подобных ошибках — это лишь плод его воображения. Однако это не помешает таким ошибкам, возможно, внесённым в некий код намеренно, однажды себя проявить.
Уважаемые читатели! Сталкивались ли вы на практике с чем-то похожим на то, о чём шла речь в этой статье?
![](https://habrastorage.org/webt/xh/-2/n8/xh-2n8h-0cldicbple6-6dque3c.png)
nafgne
— пишем функцию, творящую трэш
— вызываем её
— получаем трэш
у д и в и т е л ь н о
alhimik45
+1. Да и причём тут вообще Javascript? Подобный трэш можно написать на любом языке(вспомним знаменитое
#define true false
).valeriyk
Это еще что. Тут недавно попалось #define volatile
mapron
Ну или согласно другому примеру статьи
#define true (rand() % 20 > 0)
Splean
Трешовый код может быть в сторонних модулях, которые в большом количестве используются в проектах на JavaScript
akurganow
Как и в других языках
Splean
И как и в других языках нужно знать про источники возможных проблем. Зачем вы приплетаете другие языки когда статья про JavaScript — не понятно
abyrkov
Суть в том, что статья применима не только к JS.
PYXRU
И как вы от этого обезопаситесь? Проблема надумана полностью. Статью можно заменить одним предложением: "Чтобы говна не было, не испражняйтесь"
Splean
Я ответил в комментарии выше
PYXRU
Источник проблемы надуманный, по сути в статье мы сами создали источник проблем, и потом героически говорим так делать нельзя, можно было просто сразу источник не создавать. Источник проблемах в сторонних модулях, это уже гораздо интереснее. Но от всего не обезопасишься, по сути вам никто не мешает, выпустить модуль с "evil код", только будет ли кто им пользоваться.
Splean
Всегда нравилось как люди рассуждают с позиции своего Я :) Зачем учить людей программировать и писать о возможностях языка? Это же и так очевидно. Зачем маленький ребенок засунул гвоздь в розетку, а потом плачет, очевидно же что его ударит током :)
А если отвлечься от лирики, автор статьи с самого начала сообщил что он намеренно рассматривает «темные стороны языка» которые воспроизводятся и на других языках. Где вы тут увидели героизм и связь с реальными кейсами непонятно :)
PYXRU
Это не статья о возможностях языка, это статья мы придумаем проблему, и будем говорить так делать нельзя.
StallinHrusch
где Вы тут увидели темные стороны языка вот что непонятно. Реально, первый комент в ветке самы показательный:
Mabusius
Вот же классика
peresada
Leopotam
про линух не канонично, там должна быть точка и пробел после нее.
peresada
точно, не смог вспомнить наверняка
dramiel007
тогда еще # перед командой
sopov
Счастливая девочка… за секунду до…
rdifb0
Linux как воплощение зла
baldrs
У любой технологии есть свои хейтеры, например многие незаслуженно ненавидят PHP.
nexus478
Настолько ли незаслуженно?
rjhdby
В целом да
nexus478
И что вы хотите сказать этой ссылкой? Автор недвусмысленно пишет
Даже человек, который осознает преимущества этого языка, все равно пишет о том, что у него куча проблем. Так что ничего эта ссылка не опровергла, а наоборот, лишний раз подтвердила тезис о том, что не очень хорошая репутация у РНР вполне по делу.
rjhdby
У любого языка куча проблем. Но это не значит, что их надо ненавидеть и рассказывать об этой своей ненависти всем вокруг.
Мне вот органически неприятно писать на JS, например, но я же не пытаюсь навязать свое мнения тем, кому он нравится. Тогда почему те, кому не нравится PHP, pascal, Java, C#, любой другой язык, позволяют себе выливать на окружающих тонны своей ненависти?
Free_ze
А что плохого в обсуждении недостатков технологий? Я такие статьи люблю уже хотя бы за то, что они обнажают грабли малознакомых технологий, с которыми может быть случится столкнуться.
Обижаться на то, что какой-то негодяй ругает твою любимую технологию — это же бестолково и иррационально)
rjhdby
Пафосное и, зачастую безосновательное, клеймение позором и обсуждение недостатков — это несколько разные вещи.
Второе, в большинстве случаев, интересно и конструктивно.
Первое — «бестолково и иррационально» и вызывает чувство, что вляпался во что-то мерзкое.
Free_ze
Одно дело, если вас называют «бестолковым %LANG%шником», совсем другое — если "%LANG% — ни на что не годный микроскоп с интегрированным гвоздодёром". Статейка про «фрактал плохого дизайна» относится как раз ко второй группе, как можно ее считать «клеймением позором» тех, кто этот язык использует — это для меня вопрос. Стыд возникает тогда, когда человек не в силах изменить обстоятельства. Вы ведь, по вашим словам, принимаете критику, но продолжаете использовать язык. Значит на это есть достаточно весомые причины.
rjhdby
Вот вам прямая цитата
Третий абзац сверху
Если вы считаете, что это конструктивная критика не переходящая на личности, то могу ответить только еще одной цитатой из той же нетленки:
Free_ze
Я считаю, что это личное оценочное суждение о технологии и немного бугурт в сторону фанбоев. Да, конструктива здесь не много, но и поливания грязью огульно всего PHP-сообщества я здесь не вижу.
Кстати, я действительно неоднократно сталкивался с людьми, которые дальше прикладного программирования веб-стека не особо ориентируются, но уже вполне считают себя достаточно видавшими виды, чтобы судить о глобальных тенденциях рынка и конечно же свято уверены, что круче их инструментов нет ничего и быть не может.
Если же вы этим не болеете, тогда я более, чем уверен, что эти «лучи добра» направлены мимо вас.
rjhdby
Значит у нас с вами несколько разные представления о границах допустимого в цивилизованной дискуссии. Бывает.
Free_ze
Мне сейчас можно оскорбиться?)
rjhdby
Мы с вами говорим о разных вещах.
Вот представьте, сидит человек в ресторане, ест стейк. И тут из-за соседнего столика подходит фанатичный веган и начинает размахивать своими лозунгами. (ничего не имею против веганов, пока они не начинают агрессивно навязывать свое мировоззрение).
В такой ситуации наш подопытный скорее не оскорбится, а удивится и попытается объяснить, что на вкус и цвет товарищей нет, что он прекрасно знает про мучения животных и несомненный вред жареного, но, черт возьми, он хочет есть стейк, а не отбиваться от фанатика, который пытается втирать ему какую-то дичь.
Free_ze
Фактически вы приходите на кулинарный форум, где на одном из стендов рядом новоиспеченный веган вещает о том, что он жил в обмане всю жизнь и возмущается, что эти «мясоеды» мясо любят лишь потому, что ленятся подобрать себе сбалансированный растительный рацион. И… говорите, что вам неприятно это слышать.
Но что же вам мешает пройти мимо стенда и не обращать на чудака внимание, как наверняка поступили бы в реальной жизни? Или тут дело во внутреннем конфликте?
rjhdby
Nope :)
Если проследить ветку с самого начала, то в разговоре за способы приготовления стейков, кто-то сказал «да вполне можно на сковороде жарить!» И тут появляется веган.
Free_ze
Хм. Эта ветка начинается с троллинга о том, что PHP-могет, а кто считает иначе — не прав. Хотя статья вообще не про PHP. Но о своей любви заявить было нужно. Очевидно, это был вызов на дуэль, который мигом приняли.
rjhdby
Да вот мне тоже кажется, что самый первый пост писался с целью «выстрелить в толпу». У него получилось.
Free_ze
На вкус и цвет — это ставить "$" перед переменными или табы с пробелами. Но ведь бывают дыры в дизайне, которые бывают вполне объективно хуже реализованы, в сравнении с другими языками.
rjhdby
Дженерики в Java, макросы в Си, выделение блоков отступами в Python, TMTOWTDI в Perl, в целом JS ;) — для любого языка можно найти спорные реализации/решения.
И тянутся они от версии к версии, где-то как груз обратной совместимости, где-то как «фишка языка», оправдываемая только любящими писать на них.
Да, изначальный дизайн PHP не то, чтоб хорош, но к его чести можно сказать, что он активно развивается и улучшается. Начиная с 5.6 на нем можно писать хорошо, удобно и быстро, не сталкиваясь в повседневной жизни с 90% того, что описано в хейтерской статье — было бы желание.
Free_ze
Ну вот те же дженерики джавы и сишарпа — это вкусовщина или все же объективный недостаток дизайна первой? Лучшее, что вам ответит на это джавист: «Потому что это не нужно».
rjhdby
Бинго!
(сарказм) А еще она многословна, глючна, тормозна, ничего нормально не напишешь без многомегабайтных спрингов и вообще не компилится в нативный код — приходится JVM повсюду таскать.
Собственно единственное, что я пытался донести — это то, что статьи в стиле «Говно! Говно! Роза! Роза? Наверное пахнет как говно! Чтоб вы все сгорели!» — в принципе не могут нести никакого конструктива. И, так долго обсуждаемый нами, текст относится именно к такому типу, к сожалению.
Free_ze
Вместо того, чтобы смотреть на говно с розами, можно было бы черпать новую информацию об интересующих технологиях)
Люди делятся опытом насчет тонких мест и краевых условий, пишут бенчмарки, кидаются пруфами, лезут в исходники библиотек… Это все абсолютно бесплатно и скорейшим образом, чтобы максимально доходчиво показать, насколько же вы
ебобонекомпетентны. Это же прекрасно и одна из главных целей существования хабра.А разводить холивары с упоротыми противниками, которые по сути дела ничего сказать не могут — это уже вопрос к себе: «Что ты тут забыл?». Поэтому нет ничего глупее, чем ввязываться в холивары с единственной целью — восстановить справедливость.
nexus478
Это уже вопросы к ним, а не ко мне :)
Речь была о том, имеются ли основания для плохого отношения к РНР или нет. Как выяснилось, вполне имеются. А уж как люди это отношение выражают и почему, это уже отдельная большая тема.
rjhdby
Изначально, таки, речь была про то, что
Вы блестяще подтвердили этот тезис.
А так-то возьми любой, абсолютно любой, ЯП и оснований для плохого отношения к нему можно придумать достаточное количество.
nexus478
Нет, я комментировал вторую часть того предложения, а именно
К «незаслуженности» у меня возникли вопросы.
Если у человека есть неприязнь к инструменту и он её обосновал, то что тут не так?
VolCh
Есть разница между «я не могу придумать условия, при которых я бы выбрал инструмент Ч для решения своих задач» и «я ненавижу Х, когда же он сдохнет?!!!»
kovalenko_k_i
Пацаны — вообще ребята! =) Оба привели статьи 2012 года выпуска, может давайте еще про PHP4 будем говорить, или лучше про то говнецо, что в те далекие года гордно несло название JavaScript? Вы вообще PHP7+ в глаза то хоть видели?
rudinandrey
>>>> Кстати: я обожаю Python. И с удовольствием прожужжу тебе уши, ноя о нём
этим все сказано :( вечная борьба Python против PHP, ох уж эти питонисты, что им спокойно не живется, я вот никак не могу понять природу ненависти языка PHP у программистов на Python. P.S. использую оба этих языка в работе.
avraam_linkoln
оо, статья шестилетней давности. Давайте ещё PHP 3 поругаем
hazratgs
О боже, RuVDS как вы могли перевести эту статью, после таких крутых статей?
funca
paratagas
Вы извините, конечно, но на разделе «Непростые имена» я уже не выдержал. Неужели вы найдете хоть одного разработчика, который в имя переменной будет подсовывать «какахи» и полноширинные символы вместо обычных, чтобы потом использовать эти имена? Про самоуничтожающиеся объекты через геттеры-сеттеры — это вообще какая извращенная фантазия должна быть?! Так можно дойти до того, что в конструкторах одного класса будем уничтожать произвольные объекты другого класса. Почему нет, Javascript же позволяет. Это нужно поместить в раздел «Ненормальное программирование» и поменять «желтый» заголовок.
VolCh
киррилица вполне может встретиться в именах. Особенно «с», поскольку на одной клавише с «c» в qwerty/йцукен раскладке.
neurocore
К реальным минусам js отнёс бы отсутствие типобезопасности и const-корректности.
abyrkov
Ну для мелких проектов типобезопастность это не проблема — все держишь в памяти и легко находишь ошибку. Для крупных есть TS и Flowtype.
const-корректность — это вы про то, что свойства константного объекта можно менять? И правильно, константность не всегда означает иммутабельность.
ИМХО, отсутствие многопоточности и/или средств кооперативной многозадачности куда большая проблема.
neurocore
Методы не могут гарантировать неизменность объекта. Не знаю, может это я как адепт Си++ придираюсь. Но отсутствие явного типового соответствия в функциях напрягает, да и неявное приведение типов просто чумовое)
abyrkov
Идите в TS, он вам больше понравится
Правила приведения типов не нарушаются, просто это более свободная версия. Минусом это трудно назвать, равно как и плюсом. Скорее, подводный камень.
celebrate
Конечно, треш можно написать на любом языке, но некоторые языки словно подталкивают к этому обилием всяких хитрых неочевидных конструкций. Например, раньше писал на Перле, так ведь этот язык просто все время нашептывает тебе на ухо: «Брось писать читабельный код, используй только знаки препинания!»
Sabubu
> Если вы пишете код, с которым нужно будет работать другим людям, JS даёт вам неисчерпаемое количество возможностей для того, чтобы этих людей раздражать, путать, всячески изводить и обманывать.
> let get = (obj, property, default) => {
Если бы вы писали определение функции со словом function, оно было бы читабельнее, понятнее (с первого слова понятно, что у нас функция, в случае с let это не так) и точно меньше бы раздражало:
Насколько это чище, аккуратнее, красивее!
VolCh
Дело привычки.