Сегодня GeekBrains исполняется 8 лет, и за последний год к нам присоединился 1,3 млн пользователей ? число регистраций на портале превысило отметку в 3 млн. У нас появилось много новых учебных программ и профессий, но главное наше достижение ? онлайн-университет GeekUniversity. Он позволяет готовить middle-разработчиков за год и трудоустраивать их в Mail.Ru Group и к нашим партнёрам. Сейчас в нем обучаются 2000 студентов на 7-ми факультетах, а в конце августа мы ждем первых 50 выпускников.
Проект из двух факультетов запустили в апреле прошлого года. Сейчас там представлено уже семь факультетов: веб-разработки, Python, Java, iOS и Android-разработки, разработки игр и информационной безопасности. Упор в обучении мы делаем на практику, студенты работают над реальными проектами и проходят факультативы от партнёров ? МТС-банка, Wildberries и многих других.
Об успехах этого проекта можно говорить долго. Но вместо этого мы познакомим вас с одним из первых студентов GeekUniversity 19-летним Дмитрием Усовым. Основатель проекта Александр Никитин узнал у него, что было самым сложным в обучении, как он нашёл работу, и почему пришлось добирать на курсах то, чего не рассказали в вузе. Взамен Дмитрий выяснил у Александра, как появился GeekBrains, с чего начать осваивать программирование, и почему он не любит C++.
Этой беседой мы открываем цикл интервью со студентами GeekUniversity. Они расскажут о об особенностях обучения и трудоустройстве после выпуска.
Александр: Дима, ты откуда родом?
Дмитрий: Из Самары. После 9-го класса мы переехали в Москву. Я долго хотел учиться на режиссера, но там надо было сдавать литературу, обществознание, биологию, химию, а мне этого делать не хотелось, потому что в школе этих знаний банально не давали. И тогда я поступил в МГПУ, на прикладную информатику в менеджменте.
Александр: В какие игры любил играть?
Дмитрий: В основном это была Lineage, Wolfenstein, Red Faction, Quake, Warcraft 3, CS. А ты во сколько лет начал программировать?
Александр: В пятом классе у меня появился компьютер. Ни у кого в классе и во дворе не было, а у меня был. Это было очень круто. В 6-7 классе ко мне пришел друг, на дискете принес программу на Basic, которая показывала со звуком едущую машину. Я стал менять какие-то параметры, машинка ехала по-другому, или у нее не ехало колесо, а она двигалась. Я почувствовал магию программирования, и меня это зацепило. Хотя ничего осмысленного я несколько лет не писал, только в 10-11 классе стал пробовать делать простые сайты на HTML и JavaScript.
Дмитрий: На каких языках ты пробовал писать?
Александр: На разных. Например, когда делал сайты, был популярен PHP. Ни Python, ни Ruby не были особо развиты. Хотя сейчас Python мне интересен в качестве применения в машинном обучении. Я вообще всем советую машинное обучение. Через несколько лет оно будет играть грандиозную роль в IT.
Дмитрий: Будет курс по машинному обучению? Там очень высокий порог по математике, удастся ли объяснить такую сложную тему за один урок в неделю?
Александр: Я думаю, можно что-то придумать. Мы обязательно будем что-то делать по машинному обучению. Да, математику за урок не изучишь, это правда. Другое дело, что нейросети тоже развиваются: упаковываются в какие-то решения, фреймворки. Сегодня уже доступны готовые нейросети, достаточно взять данные, обучить и попытаться извлечь из этого пользу. Мир изменяется очень быстро. Например, мы всегда придерживались концепции, что получить профессию программиста можно не за шесть лет, как меня учили в вузе, а за год.
Дмитрий: В школе у меня был друг, который заинтересовал меня тем, что знал, как устроен компьютер, как сделать сайты. Он умел то, чего я не умел. До 11 класса я не думал, что стану программистом. Это дело случая, что я выбрал этот ВУЗ и поступил. Выбрав предметы для сдачи, я сразу пошел еще на курсы по HTML и CSS. За 2-3 месяца меня обучили верстке и стилям. И я подумал, что умею делать сайты. А программировать не умел. Думал, что меня примут на работу с распростертыми объятиями. Но так не случилось.
Александр: Когда я учился в 11 классе, у нас в школе был парень на год младше меня. С его слов, он работал в компании «Нивал», которая делала игры. И ему там платили деньги. Для нас, старшеклассников, ему платили какие-то запредельные деньги, он мог покупать шаурму всем друзьям. Или купить и выкинуть ее. Мы сразу захотели быть как он. У меня возник следующий вопрос: ты пошел учиться в ВУЗ на программиста?
Дмитрий: Да.
Александр: Но счел необходимым пойти еще на какие-то дополнительные курсы. Почему?
Дмитрий: Прошло полгода с того момента, как я пошел в ВУЗ. Хотелось попробовать что-то новое. Походил в ВШЭ, в МГУ, в основном на экономические семинары. Понял, что не мое. Параллельно с этим ходил в вуз и там просто… ничего. Ты сидишь, уходишь, сидишь, уходишь. Каждый день. Это всё настолько доставало, что я вечером ходил в МГУ послушать курсы, чтобы как-то заставить голову работать. У меня не было навыков программирования. Я даже купил книгу про JavaScript в надежде, что она поможет. Книга была очень дорогой и огромной. Я не понимал, что такое объекты, перечитал, наверное, раз 500. В то же время мама предложила мне пройти стажировку у одного из её студентов. Месяц походил, узнал, как это всё устроено изнутри.
Александр: Чем ты там занимался?
Дмитрий: В основном мне давали задания а-ля «сверстай главную страницу Яндекса» или «выведи какие-то файлы». После нового года начал строчить куда только можно с просьбой взять бесплатно, дать хоть какую-то практику. 5 мая зашел в соцсеть и увидел, что открылся онлайн-университет от Mail.Ru Group. Я подумал, что это спасательный круг. Мама поддержала, что надо идти, только с июля не буду брать у нее деньги. А там оставались буквально июнь и июль, и надо за один месяц найти работу.
Начались занятия по вёрстке у Александра Пряхина. Очень крутой преподаватель. На первом уроке он сказал, что в конце у нас будет интернет-магазин. Я подумал, что не знаю, как буду это делать, если сейчас я просто ноль. Нам рассказывают про Bootstrap 3, потом PHP. Я начинаю учиться на двух потоках, туда-сюда бегать. После PHP у меня закончилась сессия и я пошел устраиваться на работу. Меня взяли стажёром в «РосЕвроБанк».
Александр: Что для тебя самое сложное в обучении у нас?
Дмитрий: У меня были сложности с алгоритмами, структурами данных. Прямо кошмар как сложно. Мои сокурсники, 30-летние люди со стажем, задают вопросы, а я в силу своего возраста не понимаю, о каких компьютерах идет речь. Преподаватель сыплет-сыплет, а я не понимаю.
Александр: Если вы получаете образование, то в какой-то момент точно не будете что-то понимать. И это нормально. Без этого не бывает. Вам где-то придется приложить усилия, прочитать книжку, пройти онлайн-курсы, поступить в ВУЗ. Это нормально и это проходит, если чуть дольше стараться разобраться. Думаю, у тебя неоднократно было так, что сначала что-то не понимаешь, а потом всё-таки въезжаешь?
Дмитрий: Всё программирование у меня было такое.
Трудно было решить объединиться с Mail.Ru Group? Отдать проект?
Александр: Во-первых, мы по-прежнему полностью управляем проектом. Во-вторых, являемся его совладельцами с Mail.Ru Group. Сотрудничество позволило упрочить позиции проекта. Нам нравится заниматься онлайн-образованием, мы собираемся делать это и дальше.
Дмитрий: Расскажи, как вы запустили проект школы программирования?
Александр: Мы взяли движок от WP, накатили какие-то плагины. 14 января 2010 года запустили сайт, объявили, что здесь мы будем учить программировать. Я очень рад, что и сегодня готов подписаться под теми же словами. В феврале был первый бесплатный курс, который назывался «PHP за две недели». Это было очень смешно. Мы проводили аудио-вебинары, без видео. Потом поняли, что нет смысла учить две недели, люди готовы учиться дольше. И стали делать месячные курсы.
Дмитрий: Почему нет факультета по С++? Почему ты его так не любишь?
Александр: Мы любим гораздо больше, чем можем запустить в виде факультетов. Так как мы коммерческая организация, то спрос очень жестко диктует предложение. В первую очередь мы делаем учебные программы по самым популярным направлениям. Более низкоуровневые языки, тот же С++, не говоря про ассемблер, значительно меньше востребованы. Рынку нужно гораздо меньше специалистов. Сейчас большая потребность в мобильных разработчиках.
Дмитрий: Android- и Java-разработка мало чем отличаются. Как бы ты выразил разницу между ними?
Александр: Понятно, что в обоих случаях используется язык программирования Java. Но библиотеки в Android-разработке используются для создания мобильных приложений. У них разные инструменты, библиотеки, фреймворки. Сейчас ты в «РосЕвроБанке». О чем мечтаешь в жизни и в профессиональной карьере?
Дмитрий: Я последовательно ставлю перед собой небольшие цели. Например, в феврале у меня была цель — купить Mac Book, и я купил его только в октябре. Была цель — вырасти из стажера в сотрудника, в июле я пришел в компанию, а в ноябре повысили.
Александр: Как называется должность?
Дмитрий: Инженер-программист.
Александр: Как ты дальше видишь свою карьеру? Ты хочешь дальше развиваться как программист?
Дмитрий: Мне нравится, когда я чего-то не понимаю. Я уже 6 месяцев учусь программированию, если считать с работой, то это по 12 часов в день. После работы смотрю вебинары, делаю домашнее задание. И в выходные также. Сейчас начался курс по Yii 2, мне это даётся легко, поскольку уже есть опыт. У нас была командная разработка, в качестве технологии выбрали Laravel.
Александр: Получилось ли у тебя за время учебы подружиться с кем-то из одногруппников? Какие у вас отношения с ребятами?
Дмитрий: Не сказать, что мы дружим. Хотя со мной учатся очень крутые ребята. Я самый младший на потоке. Кто-то хорошо шарит в сетях, кто-то хорошо выстраивает инфраструктуру, и так далее.
Александр: Как по-твоему, твои сверстники более упорные, трудолюбивые, активные, чем более старшее поколение?
Дмитрий: Мне кажется, нет. Нынешнее поколение очень расхлябанное из-за того, что на них льется колоссально много информации. Они бы, безусловно, стали программистами-гениями, если бы прикладывали усилия.
Александр: Откуда ты черпаешь мотивацию? По твоему рассказу видно, что ты чрезвычайно упорный, целеустремленный.
Дмитрий: Я знаю, что жизнь коротка. Нельзя представить, когда она закончится. Каждый раз я черпаю мотивацию из книг, статей, жизненных ситуаций.
С чего лучше начать программировать?
Александр: Как бы так сказать, чтобы это не прозвучало как реклама? Вопрос суперактуальный для тех, кто не умеет программировать. Поэтому мы для него выработали ответ под названием «Основы программирования. Бесплатный курс». Так как мы в XXI веке, то это видеоформат, причём если что-то не понял, есть возможность спросить и получить ответ.
Дима, мне было очень приятно с тобой познакомиться. Я удивлен, насколько много в тебе желания действовать, учиться, развиваться. Ты не представляешь, как приятно видеть таких целеустремленных учеников. Это как бальзам на душу. Спасибо тебе за эту встречу!
San_tit
"19-летним Дмитрием Усовым… и почему пришлось добирать на курсах то, чего не рассказали в вузе."
19 лет — в лучшем случае 2-й курс, т.е. у него не было ещё ни одного профильного предмета. Вообще не показательно.
Индустрия должна не замещать систему образования, а дополнять ее, т.е. сотрудничать с ВУЗами, а не говорить, что там все фигня и сами подготовим себе кодеров.