В прошлом году его компания представила огромный самолёт-носитель Stratolaunch для ускорения первых ступеней ракет. 20 августа компания рассказала о ракетах-носителях, которые с этого самолёта будут отправляться на орбиту.
Космическая гонка продолжается. Но теперь соревнуются не отдельные страны, а множество коммерческих предприятий, которые хотят заполучить долю на рынке доставки в космос людей и грузов. По всему миру идёт работа над носителями. Одна из компаний с весьма необычным проектом запуска спутников с самолёта из верхних слоёв атмосферы — это Stratolaunch Systems.
31 мая 2017 года компания представила гигантский самолёт Stratolaunch для запуска ракет в космос. Тогда самолёт выкатили из ангара, чтобы испытать топливозаправочную систему. Размах крыльев аппарата в 117 метров превосходит Ан-225 «Мрия» с его 88,5 м, но Stratolaunch в воздух ещё ни разу не поднимался, поэтому о рекорде говорить рано.
В декабре 2017 начались рулёжные испытания самолёта, а в 2020 году с него планируют впервые запустить ракету — это будет «Пегас».
Американская крылатая ракета-носитель «Пегас» (Pegasus) изначально спроектирована с возможностью стартовать с самолёта. В качестве стартовой площадки для этой ракеты используют самолёт L-1011 Stargazer производства Lockheed Corporation. На данный момент «Пегас» успешно запустили уже более 35 раз. На ней в космос можно будет отправить до 370 кг полезной нагрузки на 400-километровую орбиту с наклонением 28,5°. На представленной компанией Stratolaunch Systems иллюстрации три ракеты-носителя «Пегас» изображены слева — столько ракет сможет одновременно запустить Stratolaunch.
Далее в планах Stratolaunch обозначена отправка ракеты-носителя собственной разработки — Medium Launch Vehicle (MLV). Новый аппарат будет способен вывести на орбиту уже 3,4 тонны груза. Запуск предполагается на 2022 год.
На третьем этапе испытают ракету Medium Launch Vehicle — Heavy. Аппарат, который пока находится на ранней стадии разработки, будет представлять собой усовершенствованную версию MLV, способную поднять 6 тонн.
И завершающим этапом, который сформирует всю линейку продуктов компании, станет орбитальный самолёт — многоразовый аппарат, способный как доставлять на орбиту груз, так и возвращать его на землю, с командой людей на борту. Судя по иллюстрации, космический самолёт будет похож на Boeing X-37.
Stratolaunch будет запускать ракеты на высоте около 11 километров, он может нести нагрузку почти до 250 тонн. Сам самолёт весит 226,8 тонн, размах его крыла достигает 117 метров, длина составляет — 72 метра, высота — 15 метров.
Комментарии (52)
Imbecile
22.08.2018 01:46По размаху крыльев Hercules H-4 превосходит Мрию. Так что рекорд побит уже.
Грузоподъёмность у них сопоставимая — Мрия поднимала почти 254 тонны, а Стратолаунч ожидается в районе 250.Deorte
22.08.2018 04:06Мрия взлетела в 1988м, а Геркулес в 1947м. :)
А рекорд будет побит когда этот бульбулятор хоть раз взлетит. На земле можно и 400 метров размах крыла построить.JC_IIB
22.08.2018 11:40Мрия взлетела в 1988м, а Геркулес в 1947м. :)
Это значит только то, что Мрия не осилила перекрыть рекорд, и он все еще за Геркулесом.
А рекорд будет побит когда этот бульбулятор хоть раз взлетит.
Первый кирпичик в списке "… вот тогда и поговорим".ivansychev Автор
22.08.2018 12:04Геркулес поднялся на 21 метр и летел 26 секунд. Так себе полёт.
JC_IIB
22.08.2018 12:21Самолет, с которого началась вся история авиации, пролетел 36 метров за 12 секунд, напомню. Тем не менее, это был полноценный полет, как и у Геркулеса, так что Мрия все-таки вторая, и де-факто, и де-юре.
Wesha
22.08.2018 21:00
Зато первая по высоте, на которую подняла свой груз :-bГеркулес поднялся на 21 метр
Мрия все-таки вторая
Phil_itch
23.08.2018 12:41А еще, справедливости ради, нужно заметить, что H-4 — гидросамолет, да еще и деревянный и двигатели не турбореактивные. Так что сравнение с Мрией не совсем корректно.
BalinTomsk
22.08.2018 07:12Пару месяцев назад в прессе читал, что в РФ тоже подобный самолет строят.
Так что к 20-му году неизвестно кто первый взлетит.DelphiCowboy
22.08.2018 07:5320 лет назад и Илион Маск и РосКосмос обещали создать новую ракету…
BlackMokona
22.08.2018 07:5720 лет назад, Маск развивал свою компанию Zip2, и никаких ракет не обещал, SpaceX была создана в 2002
DelphiCowboy
22.08.2018 08:34Значит запамятовал… 15 лет назад.
BalinTomsk
22.08.2018 15:599 июля 2014 года состоялся первый пуск ракеты-носителя модульного типа «Ангара» с кислородно-керосиновыми двигателями. Серия ракет-носителей 4 классов с грузоподъёмностью от 1,5 до 35 т. Разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является центр имени М. В. Хруничева.
Семейство российских разгонных блоков «Бриз», используются в составе ракеты-носителя лёгкого и тяжёлого классов. Разработаны в Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева. В качестве топлива использует НДМГ и АТ. Первый полёт состоялся 16 мая 2000 года.
Универсальный разгонный блок «Фрега?т», может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжёлого классов. Разработан и производится в НПО Лавочкина. Первый пуск в 2003 году.
Блок выведения космических аппаратов разработки ЦСКБ-Прогресс «Волга», предназначен для работы совместно с ракетой-носителем «Союз-2». Первый полёт 28 декабря 2013 года.amartology
22.08.2018 16:409 июля 2014 года состоялся первый пуск ракеты-носителя модульного типа «Ангара»
А когда состоялся второй пуск? А третий?BalinTomsk
22.08.2018 17:24Второй пуск 23 декабря 2014.
----А третий?
Я так понимаю если было было 1000 пусков вы бы спросили где 1001?
Вы спросили: «РосКосмос обещали создать новую ракету…»
Я вам ответил вот она — причем двух классов, как и у вашего любимого Маска.
amartology
22.08.2018 17:54Я так понимаю если было было 1000 пусков вы бы спросили где 1001?
Нет, неправильно понимаете.
Зато можно правильно понять, что если у перспективной ракеты четыре года не было запусков, то с ней что-то не так.
С момента второго запуска «Ангары» и до сегодняшнего дня SpaceX сделали 48 запусков.
Ariane-5 взлетела 22 раза.
Atlas V — 27 раз.
Да даже черт подери монструозная Delta IV Heavy два раза была запущена с тех пор.
А Роскосмос все еще обещает)BalinTomsk
22.08.2018 19:20— Delta IV Heavy два раза была запущена
То есть с Дельтой все в порядке, а с Ангарой нет?
— и до сегодняшнего дня SpaceX сделали 48 запусков
Если бы не было дешевой SpaceX (и санкций) то все эти заказы перетекли бы на Ангару или Протоны — тут как рынок решит.
--А Роскосмос все еще обещает
А что обещает? Наверно нет нужды запускать на дорогой ракете уазики к Марсу для рекламы.
Нет спроса — нет полетов. Закроют Протоны — будут запускать Ангару или новый Союз.
striver
22.08.2018 19:52+1То есть с Дельтой все в порядке, а с Ангарой нет?
А что, наоборот? На ДХ делают коммерческие запуски, в этом году еще будет. Ангара как котируется на рынке?
Если бы не было дешевой SpaceX (и санкций) то все эти заказы перетекли бы на Ангару или Протоны — тут как рынок решит.
Кто мешает сделать еще дешевле? Санкции, серьезно? На «санкционных» движка военные США запускают военные спутники… санкции…
В том то и дело, что рынок решил, а не условности, что всё ок, просто они плохие.
Даже с Кимом общаются, даже в гости ездят, несмотря на то, что почти прямым текстом посылал Дональда куда подальше. Когда есть выгода, то и исключения можно делать.
А что обещает? Наверно нет нужды запускать на дорогой ракете уазики к Марсу для рекламы.
Вот многие критикуют Маска за рекламу Теслы, ибо у неё плохи дела. А чем плохи в Автовазе? Сделали б и себе добро и Роскосмосу. Запустили б на Ангаре венероход от Лады, или же на Титан тоже от Лады, прислали б фоточки. Ух какая реклама, акции б полезли вверх. А еще лучше, чтоб Газпром начал добывать метан на Титане в жидком виде, там добывать и добывать, можно открытым методом — как тебе такой рекламный ход?
Нет спроса — нет полетов. Закроют Протоны — будут запускать Ангару или новый Союз.
Экономика так не работает. Спрос есть, нет адекватных предложений.
ivansychev Автор
22.08.2018 09:17Геркулес пролетел полтора километра за 26 секунд на высоте 21 метров. Он, конечно, был построен, но с такими лётными характеристиками вряд ли стоит говорить о рекордах, как у по-настоящему летающего самолёта.
amartology
22.08.2018 11:14Есть мнение, что «Геркулес» получился не самолетом, а экранопланом)
evr1ka
22.08.2018 16:10Может стоит реализовывать идею самолета для вывода ракет в космос — аля экраноплан, для взлета например над черным морем, или в океане?
amartology
22.08.2018 16:37КБ имени Алексеева время от времени заявляет о таких вещах, но денег им под этот проект не дают (как и под все остальные их проекты).
darthgrey
22.08.2018 18:18А в чем смысл пускать самолет с экраноплана?
ntfs1984
22.08.2018 20:19Смысл примерно тот же, что и в перевозке танков грузовиками: экраноплан благодаря своей площади и используемому дешевому топливу, может летать далеко и дешево, хотя и медленно.
Километр же полета истребителя, стоит дорого как в плане топлива, так и в плане ресурса.
amartology
23.08.2018 10:42Про самолет ничего не знаю, а вот если ракету оттащить на экватор и там разогнать до 500 км/ч, это может быть дешевле запуска со стационарного космодрома и с большей полезной нагрузкой при такой же массе ракеты. Заявленная грузоподъемность «КМ» — 300 тонн, это ракета «Союз» целиком.
Jeyko
22.08.2018 07:13Мне вот жутко интересно как же эта конструкция выдерживает взлет-полет-посадку. Это как же все должно быть синхронизированно, чтобы не развалиться посередине!
extempl
22.08.2018 09:08А зачем и что синхронизировать? Достаточно кабины в одной капсуле, из которой осуществляется управление всем самолётом, всеми рулями и всеми шасси. Просто сбоку ещё одна люлька висит — так это можно триммировать. А учитывая что оно там симметричное и развесовка наверняка идеальная — то и разных нагрузок не будет на разные стороны самолёта.
Это же не какой-то там Тихоокеанский Рубеж с синхронизацией двух пилотов.
Это как же все должно быть синхронизированно
Так-то и обычный самолёт под это подпадает. Конечно всё работает синхронизированно, иначе сыпались бы как град с неба.
Jeyko
22.08.2018 09:47Мне, как инженеру, видится очень слабая часть этой конструкции, аккурат по середине.
Даже не совершая никаких расчетов, можно предположить что без должной синхронизации всех рулей, закрылок, предкрылок, элеронов, интерцепторов и прочего, а также тяги двигателей, середина испытывает всевозможные нагрузки на разрыв, изгиб, скручивание, это простыми словами выражаясь. Это ведь без стабилизатора все, ну тот который сзади бывает у «катамаранов», так сказать. У которых два «хвоста» — киля. А тут такая сказочная конструкция. Только если середина будет чрезвычайно подвижна по всем направлениям?
Синхронизацию я имею ввиду всего этого хозяйства, ведь тут, по сути почти два самолета. Два недосамолета?Bedal
22.08.2018 11:49Эта проблема достаточно успешно решалась уже больше семидесяти лет назад :-)
He-111Z тоже имел кучу двигателей, два фюзеляжа — которые тоже стыковались только по консолям крыла.
Стабилизаторы были свободныеakurilov
22.08.2018 09:15Проблема всех самолётных пусков — это то, что гора родила мышь. 6 тонн макс. ПН — это как-то ни о чём
Wizard_of_light
22.08.2018 10:56Сейчас это проблема вообще всех пусков. А если всё-таки перейдут к практике безракетных запусков, то мышей начнут рождать ещё большие горы =)
Bedal
22.08.2018 11:42там упор на массовые пуски — с удешевлением инфраструктуры запуска. Можно брать РН+ПН в месте производства и тащить их к экватору или иное удобное место.
Но… Вы всё же правы, гора родила мышь, этот конкретный проект уже четвёртую компанию-владельца меняет? Везде, правда, Аллен присутствует.
RiseOfDeath
22.08.2018 14:15+1Смысл в том, что в случае с самолетным пуском соотношение цен и размеров горы и мыши приятнее, чем в случае с ракетным пуском (покрайней мере теоретически в обозримой перспективе).
Lexxnech
23.08.2018 10:45Не особо, к сожалению. Прибавки от таких самолетов немного, а на ракету ограничения накладываются существенные.
Вот по массе, к примеру, упомянутый в статье самолет будет иметь массу 340-590 тонн, а выводить будет до 6 тонн.
Союз со стартовой массой выводит 310 тонн выводит 6-9 тонн в зависимости от модели и места запуска.
Фалькон 9 массой 550 тонн выводит 13 и еще ступень сажает.
Атлас 5 массой 550 тонн выводит 18,8.
Для серьезного преимущества самолетному старту нужен гиперзвук, вот только не факт, что гиперзвуковой разгонник получится за вменяемую цену сделать, пока не могут добится, что бы гиперзвуковой самолет хотя бы сам нормально летал, не то что грузы в десятки тонн таскал.
А дозвуковой самолет хорош для суборбитальных пусков, для которых не требуется после отделения еще 8+ км/c набирать, да еще не с самым эффективным топливом и массовым совершенством.
amartology
23.08.2018 10:54Вот по массе, к примеру, упомянутый в статье самолет будет иметь массу 340-590 тонн, а выводить будет до 6 тонн.
Союз со стартовой массой выводит 310 тонн выводит 6-9 тонн в зависимости от модели и места запуска.
Самолет, в отличие от ракеты, многоразовый. Отсюда и экономия. Это та же самая возвращаемая первая ступень, только прямо на много-много переиспользований. Масса мало важна, главное то, что не надо дорогую первую ступень выбрасывать каждый раз.Lexxnech
23.08.2018 11:38Проблема в том, что экономии на ракете почти не получается. 240м/c и 10 км, которые даст самолет, не сильно заметны на фоне 8000м/c и 200км.
Из 590 тонн максимального веса, на самолет придется 340 тонн (вместе с топливом). А остальные 250 будут ракетой.
То есть ракета будет, и будет она не сильно меньше, чем пускаемые с Земли. Но зато она будет менее эффективна, как минимум потому, что пускаемая с самолета ракета должна быть прочнее, а значит тяжелее.amartology
23.08.2018 12:42240м/c и 10 км, которые даст самолет, не сильно заметны на фоне 8000м/c и 200км.
240 м/с — это больше разницы между запуском с экватора и из Плесецка. Разницы в скорости, ради которой строили, например, «Морской старт» и космодром Куру, потому что она дает +20% к массе полезной нагрузки. Согласитесь, самолет дешевле постройки космодрома на экваторе?Lexxnech
23.08.2018 13:21Во вторых, бонус от самолета далеко не бесплатный, как я уже писал. Жидкостную ракету придется существенно утяжелять, а твердотопливная будет менее эффективна чем жидкостные (у твердого топлива ниже УИ). Плюс сам уникальный самолет будет требовать обслуживания.
Если какая-то экономия и будет (напомню — единственный реализованный пока проект самолетного старта стоил около 50 миллионов долларов за запуск 450кг) то составит она единицы процентов.
«Морской старт» и космодром Куру, потому что она дает +20% к массе полезной нагрузки. Согласитесь, самолет дешевле постройки космодрома на экваторе?
Морской старт обанкротился, если что. Куру дороже самолета, но зато не накладывает никаких ограничений на характеристики запускаемых ракет.
Wesha
23.08.2018 16:52Это та же самая возвращаемая первая ступень, только прямо на много-много переиспользований.
Если не нае… в смысле, если пилот не умудрится эту штуковину в землю вогнать
super-guest
Ну когда уже наконец космический трамвай построят?