В семидесятых Пол Аллен со своим школьным другом Биллом Гейтсом начал покорять мир программного обеспечения для вычислительной техники. Сейчас сооснователь Microsoft покоряет космос — в 2011 году Аллен основал компанию Stratolaunch Systems.

В прошлом году его компания представила огромный самолёт-носитель Stratolaunch для ускорения первых ступеней ракет. 20 августа компания рассказала о ракетах-носителях, которые с этого самолёта будут отправляться на орбиту.



Космическая гонка продолжается. Но теперь соревнуются не отдельные страны, а множество коммерческих предприятий, которые хотят заполучить долю на рынке доставки в космос людей и грузов. По всему миру идёт работа над носителями. Одна из компаний с весьма необычным проектом запуска спутников с самолёта из верхних слоёв атмосферы — это Stratolaunch Systems.

31 мая 2017 года компания представила гигантский самолёт Stratolaunch для запуска ракет в космос. Тогда самолёт выкатили из ангара, чтобы испытать топливозаправочную систему. Размах крыльев аппарата в 117 метров превосходит Ан-225 «Мрия» с его 88,5 м, но Stratolaunch в воздух ещё ни разу не поднимался, поэтому о рекорде говорить рано.

В декабре 2017 начались рулёжные испытания самолёта, а в 2020 году с него планируют впервые запустить ракету — это будет «Пегас».

image

Американская крылатая ракета-носитель «Пегас» (Pegasus) изначально спроектирована с возможностью стартовать с самолёта. В качестве стартовой площадки для этой ракеты используют самолёт L-1011 Stargazer производства Lockheed Corporation. На данный момент «Пегас» успешно запустили уже более 35 раз. На ней в космос можно будет отправить до 370 кг полезной нагрузки на 400-километровую орбиту с наклонением 28,5°. На представленной компанией Stratolaunch Systems иллюстрации три ракеты-носителя «Пегас» изображены слева — столько ракет сможет одновременно запустить Stratolaunch.

Далее в планах Stratolaunch обозначена отправка ракеты-носителя собственной разработки — Medium Launch Vehicle (MLV). Новый аппарат будет способен вывести на орбиту уже 3,4 тонны груза. Запуск предполагается на 2022 год.

На третьем этапе испытают ракету Medium Launch Vehicle — Heavy. Аппарат, который пока находится на ранней стадии разработки, будет представлять собой усовершенствованную версию MLV, способную поднять 6 тонн.

И завершающим этапом, который сформирует всю линейку продуктов компании, станет орбитальный самолёт — многоразовый аппарат, способный как доставлять на орбиту груз, так и возвращать его на землю, с командой людей на борту. Судя по иллюстрации, космический самолёт будет похож на Boeing X-37.



Stratolaunch будет запускать ракеты на высоте около 11 километров, он может нести нагрузку почти до 250 тонн. Сам самолёт весит 226,8 тонн, размах его крыла достигает 117 метров, длина составляет — 72 метра, высота — 15 метров.

Комментарии (52)


  1. super-guest
    22.08.2018 00:11

    Ну когда уже наконец космический трамвай построят?


  1. Imbecile
    22.08.2018 01:46

    По размаху крыльев Hercules H-4 превосходит Мрию. Так что рекорд побит уже.
    Грузоподъёмность у них сопоставимая — Мрия поднимала почти 254 тонны, а Стратолаунч ожидается в районе 250.


    1. Deorte
      22.08.2018 04:06

      Мрия взлетела в 1988м, а Геркулес в 1947м. :)
      А рекорд будет побит когда этот бульбулятор хоть раз взлетит. На земле можно и 400 метров размах крыла построить.


      1. JC_IIB
        22.08.2018 11:40

        Мрия взлетела в 1988м, а Геркулес в 1947м. :)


        Это значит только то, что Мрия не осилила перекрыть рекорд, и он все еще за Геркулесом.

        А рекорд будет побит когда этот бульбулятор хоть раз взлетит.


        Первый кирпичик в списке "… вот тогда и поговорим".


        1. ivansychev Автор
          22.08.2018 12:04

          Геркулес поднялся на 21 метр и летел 26 секунд. Так себе полёт.


          1. JC_IIB
            22.08.2018 12:21

            Самолет, с которого началась вся история авиации, пролетел 36 метров за 12 секунд, напомню. Тем не менее, это был полноценный полет, как и у Геркулеса, так что Мрия все-таки вторая, и де-факто, и де-юре.


            1. Wesha
              22.08.2018 21:00

              Геркулес поднялся на 21 метр
              Мрия все-таки вторая
              Зато первая по высоте, на которую подняла свой груз :-b


        1. Phil_itch
          23.08.2018 12:41

          А еще, справедливости ради, нужно заметить, что H-4 — гидросамолет, да еще и деревянный и двигатели не турбореактивные. Так что сравнение с Мрией не совсем корректно.


    1. BalinTomsk
      22.08.2018 07:12

      Пару месяцев назад в прессе читал, что в РФ тоже подобный самолет строят.
      Так что к 20-му году неизвестно кто первый взлетит.


      1. DelphiCowboy
        22.08.2018 07:53

        20 лет назад и Илион Маск и РосКосмос обещали создать новую ракету…


        1. BlackMokona
          22.08.2018 07:57

          20 лет назад, Маск развивал свою компанию Zip2, и никаких ракет не обещал, SpaceX была создана в 2002


          1. DelphiCowboy
            22.08.2018 08:34

            Значит запамятовал… 15 лет назад.


            1. striver
              22.08.2018 08:39

              То есть сейчас у СпейсЭкс нет ни одной ракеты?


              1. DelphiCowboy
                22.08.2018 09:04

                СпейсЭкс — уже летает, а РосКосмос — всё ещё обещает.


        1. BalinTomsk
          22.08.2018 15:59

          9 июля 2014 года состоялся первый пуск ракеты-носителя модульного типа «Ангара» с кислородно-керосиновыми двигателями. Серия ракет-носителей 4 классов с грузоподъёмностью от 1,5 до 35 т. Разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является центр имени М. В. Хруничева.

          Семейство российских разгонных блоков «Бриз», используются в составе ракеты-носителя лёгкого и тяжёлого классов. Разработаны в Государственном космическом научно-производственном центре им. М. В. Хруничева. В качестве топлива использует НДМГ и АТ. Первый полёт состоялся 16 мая 2000 года.

          Универсальный разгонный блок «Фрега?т», может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжёлого классов. Разработан и производится в НПО Лавочкина. Первый пуск в 2003 году.

          Блок выведения космических аппаратов разработки ЦСКБ-Прогресс «Волга», предназначен для работы совместно с ракетой-носителем «Союз-2». Первый полёт 28 декабря 2013 года.


          1. amartology
            22.08.2018 16:40

            9 июля 2014 года состоялся первый пуск ракеты-носителя модульного типа «Ангара»
            А когда состоялся второй пуск? А третий?


            1. BalinTomsk
              22.08.2018 17:24

              Второй пуск 23 декабря 2014.

              ----А третий?

              Я так понимаю если было было 1000 пусков вы бы спросили где 1001?

              Вы спросили: «РосКосмос обещали создать новую ракету…»

              Я вам ответил вот она — причем двух классов, как и у вашего любимого Маска.


              1. amartology
                22.08.2018 17:54

                Я так понимаю если было было 1000 пусков вы бы спросили где 1001?
                Нет, неправильно понимаете.
                Зато можно правильно понять, что если у перспективной ракеты четыре года не было запусков, то с ней что-то не так.
                С момента второго запуска «Ангары» и до сегодняшнего дня SpaceX сделали 48 запусков.
                Ariane-5 взлетела 22 раза.
                Atlas V — 27 раз.
                Да даже черт подери монструозная Delta IV Heavy два раза была запущена с тех пор.
                А Роскосмос все еще обещает)


                1. BalinTomsk
                  22.08.2018 19:20

                  — Delta IV Heavy два раза была запущена

                  То есть с Дельтой все в порядке, а с Ангарой нет?

                  — и до сегодняшнего дня SpaceX сделали 48 запусков

                  Если бы не было дешевой SpaceX (и санкций) то все эти заказы перетекли бы на Ангару или Протоны — тут как рынок решит.

                  --А Роскосмос все еще обещает

                  А что обещает? Наверно нет нужды запускать на дорогой ракете уазики к Марсу для рекламы.

                  Нет спроса — нет полетов. Закроют Протоны — будут запускать Ангару или новый Союз.


                  1. striver
                    22.08.2018 19:52
                    +1

                    То есть с Дельтой все в порядке, а с Ангарой нет?
                    А что, наоборот? На ДХ делают коммерческие запуски, в этом году еще будет. Ангара как котируется на рынке?
                    Если бы не было дешевой SpaceX (и санкций) то все эти заказы перетекли бы на Ангару или Протоны — тут как рынок решит.
                    Кто мешает сделать еще дешевле? Санкции, серьезно? На «санкционных» движка военные США запускают военные спутники… санкции…
                    В том то и дело, что рынок решил, а не условности, что всё ок, просто они плохие.
                    Даже с Кимом общаются, даже в гости ездят, несмотря на то, что почти прямым текстом посылал Дональда куда подальше. Когда есть выгода, то и исключения можно делать.
                    А что обещает? Наверно нет нужды запускать на дорогой ракете уазики к Марсу для рекламы.
                    Вот многие критикуют Маска за рекламу Теслы, ибо у неё плохи дела. А чем плохи в Автовазе? Сделали б и себе добро и Роскосмосу. Запустили б на Ангаре венероход от Лады, или же на Титан тоже от Лады, прислали б фоточки. Ух какая реклама, акции б полезли вверх. А еще лучше, чтоб Газпром начал добывать метан на Титане в жидком виде, там добывать и добывать, можно открытым методом — как тебе такой рекламный ход?
                    Нет спроса — нет полетов. Закроют Протоны — будут запускать Ангару или новый Союз.
                    Экономика так не работает. Спрос есть, нет адекватных предложений.


                1. Wesha
                  22.08.2018 21:04
                  -1

                  два раза была запущена

                  "Передай папе, что сажаю я не только кукурузу"


    1. ivansychev Автор
      22.08.2018 09:17

      Геркулес пролетел полтора километра за 26 секунд на высоте 21 метров. Он, конечно, был построен, но с такими лётными характеристиками вряд ли стоит говорить о рекордах, как у по-настоящему летающего самолёта.


      1. amartology
        22.08.2018 11:14

        Есть мнение, что «Геркулес» получился не самолетом, а экранопланом)


        1. evr1ka
          22.08.2018 16:10

          Может стоит реализовывать идею самолета для вывода ракет в космос — аля экраноплан, для взлета например над черным морем, или в океане?


          1. amartology
            22.08.2018 16:37

            КБ имени Алексеева время от времени заявляет о таких вещах, но денег им под этот проект не дают (как и под все остальные их проекты).
            image


            1. darthgrey
              22.08.2018 18:18

              А в чем смысл пускать самолет с экраноплана?


              1. ntfs1984
                22.08.2018 20:19

                Смысл примерно тот же, что и в перевозке танков грузовиками: экраноплан благодаря своей площади и используемому дешевому топливу, может летать далеко и дешево, хотя и медленно.

                Километр же полета истребителя, стоит дорого как в плане топлива, так и в плане ресурса.


                1. DelphiCowboy
                  23.08.2018 07:38

                  Получается как авианосец на один самолёт?


              1. amartology
                23.08.2018 10:42

                Про самолет ничего не знаю, а вот если ракету оттащить на экватор и там разогнать до 500 км/ч, это может быть дешевле запуска со стационарного космодрома и с большей полезной нагрузкой при такой же массе ракеты. Заявленная грузоподъемность «КМ» — 300 тонн, это ракета «Союз» целиком.


  1. Jeyko
    22.08.2018 07:13

    Мне вот жутко интересно как же эта конструкция выдерживает взлет-полет-посадку. Это как же все должно быть синхронизированно, чтобы не развалиться посередине!


    1. extempl
      22.08.2018 09:08

      А зачем и что синхронизировать? Достаточно кабины в одной капсуле, из которой осуществляется управление всем самолётом, всеми рулями и всеми шасси. Просто сбоку ещё одна люлька висит — так это можно триммировать. А учитывая что оно там симметричное и развесовка наверняка идеальная — то и разных нагрузок не будет на разные стороны самолёта.
      Это же не какой-то там Тихоокеанский Рубеж с синхронизацией двух пилотов.


      Это как же все должно быть синхронизированно

      Так-то и обычный самолёт под это подпадает. Конечно всё работает синхронизированно, иначе сыпались бы как град с неба.


      1. Jeyko
        22.08.2018 09:47

        Мне, как инженеру, видится очень слабая часть этой конструкции, аккурат по середине.
        Даже не совершая никаких расчетов, можно предположить что без должной синхронизации всех рулей, закрылок, предкрылок, элеронов, интерцепторов и прочего, а также тяги двигателей, середина испытывает всевозможные нагрузки на разрыв, изгиб, скручивание, это простыми словами выражаясь. Это ведь без стабилизатора все, ну тот который сзади бывает у «катамаранов», так сказать. У которых два «хвоста» — киля. А тут такая сказочная конструкция. Только если середина будет чрезвычайно подвижна по всем направлениям?
        Синхронизацию я имею ввиду всего этого хозяйства, ведь тут, по сути почти два самолета. Два недосамолета?


        1. lokiby
          22.08.2018 10:58

          Вы сильно преувеличиваете проблемы. WK2 конечно поменьше, но налетал он уже прилично и проблем вроде как особых не испытывал
          image


          1. Jeyko
            22.08.2018 11:08

            Да я особо не преувеличиваю. Я предполагаю, интересуюсь и восхищаюсь как это работает.


            1. spyderDFX
              22.08.2018 11:48

              He.111Z, «склееный» из двух бомбардировщиков He.111, вполне себе летал ещё в 1940-х


              1. Jeyko
                22.08.2018 12:40

                Спасибо. Я, к сожалению, к самолетостроению совсем мало отношения имею. Вот и получается для меня так, что «достаточно продвинутые технологии неотличимы от магии»


        1. Bedal
          22.08.2018 11:49

          Эта проблема достаточно успешно решалась уже больше семидесяти лет назад :-)
          He-111Z тоже имел кучу двигателей, два фюзеляжа — которые тоже стыковались только по консолям крыла.

          Стабилизаторы были свободные
          image


          1. Bedal
            22.08.2018 11:55

            Добавлю цитату:

            Hа службе Hе.111z-1 оказался чрезвычайно надежной машиной.


          1. Jeyko
            22.08.2018 12:42

            Спасибо за ответ!


        1. Misha_Mo
          22.08.2018 12:36

          Американцы вообше смелые ребята :)


        1. niko1aev
          22.08.2018 16:33
          +1

          Просто самолет не надо рассматривать как два фюзеляжа и перемычка между ними)

          На самом деле есть 1 крыло: и это та штука на которой будет висеть два фюзеляжа, 6 движков, и ракета(ы))

          И это не перемычка, а самая главная и самая прочная часть всей этой конструкции.
          Поэтому ничего не надо синхронизировать. Относитесь к этому как к рельсе, у которой есть два набора колесиков. При такой аналогии не приходится переживать, что рельса переломится?)


        1. Paskin
          22.08.2018 18:45

          У современных самолетов воздействие на органы управления передается на гидравлику через компьютер — а истребители вообще динамически неустойчивы и без компьютера летать не могут.


  1. akurilov
    22.08.2018 09:15

    Проблема всех самолётных пусков — это то, что гора родила мышь. 6 тонн макс. ПН — это как-то ни о чём


    1. Wizard_of_light
      22.08.2018 10:56

      Сейчас это проблема вообще всех пусков. А если всё-таки перейдут к практике безракетных запусков, то мышей начнут рождать ещё большие горы =)


    1. Bedal
      22.08.2018 11:42

      там упор на массовые пуски — с удешевлением инфраструктуры запуска. Можно брать РН+ПН в месте производства и тащить их к экватору или иное удобное место.
      Но… Вы всё же правы, гора родила мышь, этот конкретный проект уже четвёртую компанию-владельца меняет? Везде, правда, Аллен присутствует.


    1. RiseOfDeath
      22.08.2018 14:15
      +1

      Смысл в том, что в случае с самолетным пуском соотношение цен и размеров горы и мыши приятнее, чем в случае с ракетным пуском (покрайней мере теоретически в обозримой перспективе).


      1. Lexxnech
        23.08.2018 10:45

        Не особо, к сожалению. Прибавки от таких самолетов немного, а на ракету ограничения накладываются существенные.
        Вот по массе, к примеру, упомянутый в статье самолет будет иметь массу 340-590 тонн, а выводить будет до 6 тонн.
        Союз со стартовой массой выводит 310 тонн выводит 6-9 тонн в зависимости от модели и места запуска.
        Фалькон 9 массой 550 тонн выводит 13 и еще ступень сажает.
        Атлас 5 массой 550 тонн выводит 18,8.

        Для серьезного преимущества самолетному старту нужен гиперзвук, вот только не факт, что гиперзвуковой разгонник получится за вменяемую цену сделать, пока не могут добится, что бы гиперзвуковой самолет хотя бы сам нормально летал, не то что грузы в десятки тонн таскал.
        А дозвуковой самолет хорош для суборбитальных пусков, для которых не требуется после отделения еще 8+ км/c набирать, да еще не с самым эффективным топливом и массовым совершенством.


  1. amartology
    23.08.2018 10:54

    Вот по массе, к примеру, упомянутый в статье самолет будет иметь массу 340-590 тонн, а выводить будет до 6 тонн.
    Союз со стартовой массой выводит 310 тонн выводит 6-9 тонн в зависимости от модели и места запуска.

    Самолет, в отличие от ракеты, многоразовый. Отсюда и экономия. Это та же самая возвращаемая первая ступень, только прямо на много-много переиспользований. Масса мало важна, главное то, что не надо дорогую первую ступень выбрасывать каждый раз.


    1. Lexxnech
      23.08.2018 11:38

      Проблема в том, что экономии на ракете почти не получается. 240м/c и 10 км, которые даст самолет, не сильно заметны на фоне 8000м/c и 200км.
      Из 590 тонн максимального веса, на самолет придется 340 тонн (вместе с топливом). А остальные 250 будут ракетой.
      То есть ракета будет, и будет она не сильно меньше, чем пускаемые с Земли. Но зато она будет менее эффективна, как минимум потому, что пускаемая с самолета ракета должна быть прочнее, а значит тяжелее.


      1. amartology
        23.08.2018 12:42

        240м/c и 10 км, которые даст самолет, не сильно заметны на фоне 8000м/c и 200км.
        240 м/с — это больше разницы между запуском с экватора и из Плесецка. Разницы в скорости, ради которой строили, например, «Морской старт» и космодром Куру, потому что она дает +20% к массе полезной нагрузки. Согласитесь, самолет дешевле постройки космодрома на экваторе?


        1. Lexxnech
          23.08.2018 13:21

          Во вторых, бонус от самолета далеко не бесплатный, как я уже писал. Жидкостную ракету придется существенно утяжелять, а твердотопливная будет менее эффективна чем жидкостные (у твердого топлива ниже УИ). Плюс сам уникальный самолет будет требовать обслуживания.
          Если какая-то экономия и будет (напомню — единственный реализованный пока проект самолетного старта стоил около 50 миллионов долларов за запуск 450кг) то составит она единицы процентов.

          «Морской старт» и космодром Куру, потому что она дает +20% к массе полезной нагрузки. Согласитесь, самолет дешевле постройки космодрома на экваторе?

          Морской старт обанкротился, если что. Куру дороже самолета, но зато не накладывает никаких ограничений на характеристики запускаемых ракет.


    1. Wesha
      23.08.2018 16:52

      Это та же самая возвращаемая первая ступень, только прямо на много-много переиспользований.
      Если не нае… в смысле, если пилот не умудрится эту штуковину в землю вогнать