Предыстория
Как и большинство, меня с детства интересовала тематика полета, но так получилось что реальными полетами в воздушном пространстве, а не на симуляторе или радиоуправляемой модели я занялся не так давно, в 2014 году. Как и многие я выбрал параплан, как наиболее демократичный вид летательного аппарата.
На начальном этапе безмоторных полетов, когда дорога каждая минута, проведенная в воздухе, часто задумываешься о преимуществах моторного полета, но тут же видишь и недостатки – повышенный шум и вибрации примитивного двухтактного двигателя, запах топлива при перевозке и хранении установки. А так как у меня был успешный опыт самостоятельной электрификации велосипеда, было решено делать электроустановку.
После обдумывания различных конструкций, я остановился на реализованной многими схеме безредукторного привода воздушного винта электродвигателем большого диаметра, но малой толщины.
Плоский как блин электродвигатель дает приемлемый крутящий момент при небольшой массе, габаритах, и сложности конструкции. Большей эффективности можно достичь применив малогабаритный высокооборотный электродвигатель с редуктором (в этом я убедился на своем электровелосипеде), но сложность изготовления такого редуктора, и главное его немалый шум заставили отказаться от этой идеи.
Не мудрствуя лукаво, взяв за основу картинки и эскизы известного электромотора HPD10 из сети, я за несколько дней нарисовал свой мотор в Солиде
От прародителя без изменений остался только профиль пластин статора, который как мне кажется немецкие конструкторы взяли без изменений с безызвестного велосипедного мотор-колеса.
Самая ответственная деталь, магнитопровод статора должен быть изготовлен из набора пластин специальной анизотропной стали толщиной не более 0,35 мм. После долгих поисков, в Питере нашлась фирма готовая выполнить мой небольшой заказ.
Кольцо ротора выполнено из найденной в металлоломе подходящей трубы
Диск отфрезерован из пластины д16т, ступица из толстого текстолита.
Окончательная намотка, самая занудная работа.
Готовый промежуточный образец, мощность 12кВт, максимальное напряжение 100 в.
На этапе расчета намотки мотора я увеличил максимальное напряжение, по сравнению с прототипом в два раза, до 100в. В тот момент я не думал о подводных камнях этого решения, главный плюс я видел в двукратном снижении тока, отсюда последовательное соединение относительно низкотоковых батарей, соединительные провода и разъемы меньших сечений.
Реальность оказалась менее радужной, доступные контроллеры на тот момент были с меньшим максимальным напряжением или током, часто не умели работать в безсенсорном режиме, либо стоили неприлично дорого.
Ну что ж, подумав я решил сделать контроллер самостоятельно. До этого я делал только простенький BLDC контроллер на AVR, с прошивкой надерганой из частей апноутов. Поэтому трезво оценив свои силы и время, я остановился на полуоткрытом проекте векторного контроллера Lebowski, автора с endless-sphere.com
Автор рассылает прошитые dsPIC30, остальное вы должны сделать сами. Масштабируя рекомендованные схемы выходных каскадов, я получил то что мне было нужно, затратив небольшие деньги, и спалив на отладке только один комплект силовых транзисторов. Максимальный фазный ток контроллера 200 А, напряжение 150в.
Обратная сторона проекта без исходников, невозможность модернизации прошивки под себя, необходимость покупки нового прошитого контроллера если спалите имеющийся. Грабли с напряжением 100в ударили и здесь, ограничив выбор силовых транзисторов.
После мотора и контроллера, изготовление батареи казалось легкой прогулкой, но свои проблемы нашлись и тут. Купив 24 ячейки LI-PO IMP3201057P22A я собрал из них три батареи по 8S, с длительными токами 200А и кратковременными 400А.
Все хорошо, батареи мощные, почти не греются на 120 амперах, но вес… Собранная на кронштейне батарея получилась весом почти 15 кг, печально. В итоге вся установка в сборе получалась весом 32 кг, тяжелее чем многие бензинки. Это меня не устраивало вообще. Решено — батареи проданы, делаем новые батареи.
Нужно было сделать батарею с весом в два раза меньшим, и временем полета минут на 15. Остановился на ячейках 18650 inr18650-25r, которые заказал из Нидерландов и благополучно получил. Корпуса сделал максимально легкими но прочными, ячейки соединил пайкой, посчитав что сварка кустарным аппаратом принесет больше вреда, чем продуманная пайка.
В итоге получил три батареи конфигурации 8S6P с максимальным продолжительным током 120А, емкостью 15Ач. Снятие максимально допустимых токов возможно благодаря хорошей продувке элементов установленных с воздушными зазорами в потоке от винта. Радует минимальный разброс характеристик, как никак Samsung. Итоговый вес сборки на кронштейне 7800 грамм, почти уложился в запланированный.
Остальное было делом техники, сварил легкую раму, фрезернул воздушный винт. Итоговая масса установки 25 кг, диаметр воздушного винта 1,25 м.
Ах да, в качестве вишенки на торте сделал РУД со связью по CAN, так показалось безопаснее и интереснее, благо контроллер двигателя это позволяет.
В конце октября сделал пару разрядок батареи на земле, затем пробный полет. Желаемые характеристики в целом достигнуты, к следующему летному сезону планирую устранить некоторые мелочи и тогда облетаю полностью, сейчас летной погоды нет.
Как таковая ранцевая электроустановка не более чем игрушка по сравнению с бензиновыми моделями, меньшая тяга, а главное время моторного полета при приемлемом весе, лишают ее преимуществ. Однако все изменится если встроить силовую часть в подвесную систему для свободного безмоторного полета, установить складной воздушный винт без ограждения, уложившись при этом в 20 кг по массе.
Этим путем пошли многие конструкторы, здесь есть свои сложности, воздушный винт без ограждения с вынесенным складным воздушным винтом требует регулировки и контроля наклона оси вращения. Иначе возможны неприятные осложнения при старте или в полете. Некоторые наработки есть и у меня, но пока не решил стоит ли двигаться с ними дальше.
Проект занял два года неспешной деятельности в свободное время, благодаря ему я освоил ЧПУ и токарную обработку, аргоновую сварку, обновил свои знания в электроприводе, силовой электронике и еще много где. Потраченного времени и денег не жалко, я получил массу творческого удовольствия.
Что же касается самих полетов, за два года я подтянул свои навыки свободного пилота, и моторный полет теперь особо не прельщает, разве только для разнообразия. Все-таки свободный маршрутный полет это нечто особенное, особенно когда он удачен. В эти минуты, а теперь уже и часы, чувства достигают высшей концентрации, разум обрабатывает массу информации получаемой в реальном времени, опыт удерживает от неразумных действий, а воля заставляет двигаться к новым открытиям этого прекрасного воздушного пространства.
Всем безопасных полетов!
Комментарии (99)
AlexPv09 Автор
13.11.2018 15:57+3Вот первая попавшаяся современная бензиновая установка: вес 19 кг, тяга 52-55кг, моя установка: вес 25кг тяга пока 45 кг (планирую довести до 50), разница очевидна.
Установка в свободную подвеску позволяет использовать электродвигатель только для набора высоты, продолжив полет с использованием восходящих потоков. Это заменяет поездку на горку или лебедку, вот пример готовой конструкции, очень дорогостоящий.extempl
14.11.2018 10:12А по времени работы какая разница?
И я так понимаю, с пустым баком легче летать (ну или хотя бы приземляться), чем с разряженной батареей, которая весит ровно столько же сколько разряженная.AlexPv09 Автор
14.11.2018 11:00С бензинкой? Большая, на литре бензина я летал около получаса на маленьком стокубовом моторчике. Если полетать вечером в свое удовольствие, литра бензина более чем достаточно, другое дело что так как нет датчика уровня топлива (как правило) заливаешь всегда с приличным запасом.
gerasimenkoao
14.11.2018 15:30А если сделать импеллер?
Как раз тягу и поднимет.
Мотоустановка и реализация — супер!
Добавить три лыжи — чудные аэросани выйдут (как раз по сезону).
DGN
15.11.2018 16:57Насколько реально производить взлет с кабелем из полевки, встав в вираж, и набирая высоту метров до 300-500, потом сбрасывать кабель и дальше уже с полным аккумулятором?
Skigh
15.11.2018 17:13Сколько минимум такой кабель будет весить?
JediPhilosopher
15.11.2018 18:16Да вряд ли много. При старте с лебедки используют тросы длиной от нескольких сотен метров до километра и более, и ничего. Вряд ли кабель будет намного тяжелее.
DGN
15.11.2018 18:52300м — 5 кило. Но проблема будет передать нужную мощность.
Skigh
16.11.2018 03:51Двухжильный изолированный кабель достаточной проводимости, который выдержит многократное растяжение до пары десятков килограмм, а также регулярное волочение по земле?
К сожалению, он получится гораздо тяжелее нейлонового шнура лебедки.
AlexPv09 Автор
15.11.2018 20:29Реально если поднять напряжение до пары киловольт, только ни у кого смелости не хватило пока :)
Skigh
13.11.2018 16:01+2Вариант компоновки 4х4, как здесь, не рассматривали?
AlexPv09 Автор
13.11.2018 16:09такую компоновку применять рискованно, отказ любого двигателя приведет к невозможности полета из за несимметричной тяги. Сейчас можно приобрести за разумные деньги готовые моторы и контроллеры правда не уверен в достоверности заявленных характеристик.
AllexIn
13.11.2018 16:16+7Ну в вашем случае тоже «отказ любого двигателя приведет к невозможности полета» из-за отсутствия двигателя.
AlexPv09 Автор
13.11.2018 16:25Согласен, только вероятность отказа его меньше. Посмотрел проект по ссылке, впечатляет тяга 72 кг, даже как то не верится. Продумана как я понял защита от отказа двигателя и регулировка тяги каждого для стабильности.
Skigh
13.11.2018 16:19+2Мы же о замене лебедки говорим. Нет мотора — начинаем планировать :)
И, в крайнем случае, несимметричная тяга — это лучше, чем никакой тяги, если откажет единственный двигатель.
Кстати, если это реальная проблема, можно предусмотреть отключение двигателя противоположного отказавшему, и дотянуть на двух.AlexPv09 Автор
13.11.2018 16:27+2Да, я думаю там это реализовано, это очевидное решение проблемы. Полет на трех точно не возможен.
Skigh
13.11.2018 20:06Насчёт «точно не возможен», вы, мне кажется, погорячились. Весом и клевантами наверняка можно скомпенсировать асимметрию на малой тяге, чтобы дотянуть до посадочной площадки получше.
У вас вот, как и у всех одновинтовых ЛА, приличный момент вращения, и ничего, привыкли.
DmitryO
13.11.2018 16:50+2Не уверен, но если два диагональных мотора продолжат работать, то тяга должна остаться симметричной вроде, нет?
ЗЫ — отличная статья, не думал, что кто-то еще решается делать мотор «с нуля». снимаю шляпу.AlexPv09 Автор
13.11.2018 17:15Это зависит от нескольких факторов, как минимум от точки подцепа крыла, центра тяжести. Однако судя по тому что использован полетный контроллер похожий на мультикоптерный, это учтено.
OnYourLips
14.11.2018 16:44Делайте 6 моторов и пид-контроллер, тогда отказ любого из них некритичен, остальные пять возьмут его тягу на себя.
AlexPv09 Автор
13.11.2018 16:06Воздушный винт отдельная, очень для меня интересная тема, я использовал программы для расчета винта, создания 3d модели и составления управляющей программы для станка. Станок с рабочим полем всего 600х300, поэтому винт делается за 6 установов. Правильное дерево прекрасный материал, природный композит, нагрузки точно выдержит. Заготовка клеится из нескольких слоев для меньшей подверженности короблению. Бюджет ни как ни считал, но думаю менее 150 т.р. новая бензиновая установка стоит в два раза больше.
test3d
13.11.2018 16:49+6Про воздушный винтRoto
13.11.2018 19:16На ютубе появился канал Culver Props. Рекомендую к просмотру. Там аналоговое изготовление винтов, но залипательно очень. Насколько сильно играет вес батареи на парамоторе? Мне объясняли что вроде как ± 20кг ощутимо не слишком, но они на бензинках летают.
AlexPv09 Автор
13.11.2018 19:39Смотрел с него пару роликов, понравились. Как я понял это семейный бизнес. Мне лично больно видеть аналоговый копир с отдельным складом мастер моделей в наше время. Банальный трехосевой ЧПУ на той же раме сильно бы им облегчил труд.
На полет не особо, на взлет и посадку как по мне, сильно. Берегу свои ноги. Больший взлетный вес при неизменной площади крыла увеличивает скорость взлета, посадки, полета. Со слабым мотором достигнуть скорости отрыва будет непросто, если вы не африканский бегун.Elmot
14.11.2018 12:39+1А сбросить батарею на парашюте перед посадкой?
Skigh
14.11.2018 13:44Сбросить на парашюте устройство весом 15-20 кг, стоимостью в пару тысяч баксов, в максимально облегченном корпусе, с десятками припаянных соединений…
При том что парашют и систему отцепки батареи также придется на старте нести на своем горбу.
plm
15.11.2018 22:20Я наткнулся на ролик с другого канала, но про них же… В общем, в какой-то момент Culver Props закрылись. Их бывший клиент купил у них всё и открылся под тем же именем. На мой взгляд, новые владельцы не хотят никуда двигаться и в чем-то разбираться.
Roto
15.11.2018 22:33Так и есть, но нельзя отнять у них внимание к деталям. Красивые выходят винты и спрос на них немалый.
plm
15.11.2018 23:42Какое у них внимание к деталям? Я вот, говорит, шкурю ленточной шлифмашиной пока следы от копира не исчезнут. А потом орбитальной. И балансирую. Японец по имени (или фамилии?) Ishitani мебель гораздо вдумчивее делает…
Roto
15.11.2018 23:46Ну так что не так в этом подходе? Винт работает и не разлетается и при этом выглядит отлично в живую.
vconst
13.11.2018 22:44+1По винт ещё интереснее стало, будет здорово, если напишете подробнее, тема тянет на отдельный пост. Какое дерево и как обрабатываете? Лак или масло? Чем склеиваете? В слоях как волокна направлены, плперек иди в одном направлении? Люблю я с деревом работать :)
Если бензиновая стоит в два раза дороже, то в чем подвох? Есть ли промышленные установки такого типа? Не думали выложить чертежы и схемы в опенсорц? Человек умеющий паять и пилить-строгать, но не умеющий считать схемы — сможет повторить такую штуку?Skigh
13.11.2018 22:59Если бензиновая стоит в два раза дороже, то в чем подвох?
В удельной энергоемкости батарей. Всю эту радость надо нести на себе, в том числе при взлёте-посадке на ноги на скорости до 20 км/ч (если нет подходящего ветра).
Литиевые сейчас выходят на конкурентоспособность при запасе хода до 30-40 минут.
Есть ли промышленные установки такого типа? Не думали выложить чертежы и схемы в опенсорц?
Вот здесь — openppg.com примерно это и сделали.vconst
13.11.2018 23:00А бензина на сколько хватит по времени?
Skigh
13.11.2018 23:19Смотря сколько бензина взять :)
Очень примерно:
ДВС: 20 кг аппарат + 1 кг бензина на 15 минут хода.
Электрика: 10 кг аппарат + 5-7 кг батарей на 15 минут хода.vconst
13.11.2018 23:21А если считать одна заправка / одна зарядка?
Skigh
13.11.2018 23:28Ну дык, смотря сколько бензина/батарей готов тащить на себе на старте. Возьми 20 кг бензина и летай часа четыре.
У батарей еще и цена начинает играть роль. Батарея на час полета будет стоить дороже самого аппарата.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 07:25В проекте openppg меня смущают две вещи, как так получается что эффективность четырех маленьких винтов примерно равна одному большому установленному в этом же ограждении (я прикинул это по времени полета), теория воздушного винта утверждает обратное. Второе это шум, в ролике его нет, а хотелось бы послушать.
Skigh
14.11.2018 09:11Возможно, в теории воздушного винта плохо проработана ситуация с тушей пилота, перекрывающей треть потока в тридцати сантиметрах с наветренной стороны.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 10:34Степень затенения в openppg еще выше, а внутренняя часть винта до 30% радиуса от центра не создает тяги, только сопротивление, поэтому вред от затенения большого винта не так велик.
nafikovr
14.11.2018 13:30может просто обороты огромные?
AlexPv09 Автор
14.11.2018 14:56Обороты воздушного винта ограничены скоростью кончика лопасти, она не должна превышать скорость звука. С точки зрения эффективности, чем больше диаметр винта тем лучше. На Мускулолете Дедал обороты винта чуть больше сотни и огромный винт, и мощность необходимая для полета около 100 вт.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 06:58Технология изготовления деревянных воздушных винтов очень стара, неплохо рассмотрена в роликах Culver Props, я использую переклей из сосновых досок, клею ЭДП2, волокна конечно все вдоль. Вообще поиск качественной древесины для заготовок у меня основная сложность, беру в Леруа иногда там можно выбрать приемлемую древесину. Фрезерую сферической 8 мм фрезой с шагом 2 мм, после нее ошкуривать всего минут 20. Готовый винт покрываю яхтным лаком.
Я привел цены на детали, материалы и работы на на стороне, сравнивать их с готовой установкой промышленного изготовления смысла не имеет.
courser
13.11.2018 23:08+3Движок, механика и силовая электроника — перфекционизм в чистом виде
хоть на стену вешай )
Zmiy666
14.11.2018 03:03а вы топливные элементы вместо батарей не думали использовать? быть может с ними запас хода прилично подрастет…
AlexPv09 Автор
14.11.2018 07:17Пока не встречал готовых топливных элементов с нужными характеристиками и ценой. К примеру этот промышленный модуль при весе 51 кг обладает мощностью всего 2,5 кВт.
Zmiy666
14.11.2018 08:41а если рассматривать импульсный режим работы, для планера то? Блок ТЭ с блоком батарей, чтоб работал на полную мощность лишь небольшое время, а дальше копил энергию, когда надо — включил, поднялся выше и снова отключил…
Skigh
14.11.2018 09:06Параплану, как минимум, нужно минут десять непрерывной тяги для старта и начального подъёма.
Пока на Алиэкспрессе не появятся портативные топливные зарядки для ноутбуков, тут ловить нечего.
Maxim_Andreev
14.11.2018 09:56+1Спасибо за статью!
А как обстоят дела с нагревом? У оригинального двигателя разглядел отверстия, через которые теоретически может забираться воздух. У Вас в конструкции мер для охлаждения двигателя не увидел.AlexPv09 Автор
14.11.2018 10:41С нагревом обстоят дела нормально, но без запаса. Этот двигатель спроектирован на пределе характеристик, большая мощность по сравнению с похожими по массе и габаритам наземными движками реализована за счет продуманного охлаждения. Немцы даже запатентовали систему охлаждения этого мотора, хотя там все просто. У меня отверстия прямоугольные, кроме того я постарался реализовать центробежные лопатки, насколько это было возможно при 12 мм заготовке. Отверстия служат для сброса воздуха прошедшего между обмотками, забор с торца двигателя.
Maxim_Andreev
14.11.2018 10:59Да, прямоугольные отверстия, через которые должен выводиться нагретый воздух я разглядел. Не увидел где у Вас заборные отверстия. У немцев, я так понял, есть отверстия ближе к оси мотора.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 11:15+1Не верно, в их патенте указана главная «особенность» внутренняя часть мотора отделена перегородкой от внешней и весь поток воздуха проходит через обмотки и воздушный зазор
Maxim_Andreev
14.11.2018 11:55Теперь понял. На фотке с испытательным стендом из-за тени показалось, что двигатель полностью «упакован» в корпус, что сильно удивило.
Skigh
14.11.2018 11:05Кстати, а как с нагревом батареи дела? Я вижу, она продуваемая, но если перед стартом полчаса полежит под солнцем в жаркий день, а потом на нее максимальная нагрузка при взлете…
AlexPv09 Автор
14.11.2018 11:30На такой случай можно не класть ее на солнце, а если серьезно, на брендовые ячейки есть подробные данные, и их я учел в своей батарее. Естественно в случае плотной компоновки ячеек даже с охлаждением такие токи не снять.
Javian
14.11.2018 10:55Думаю при полетах в местности, где существуют мощные восходящие потоки, можно летать достаточно долго, используя двигатель только для маневров к таким потокам.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 11:04+1Верно, только мотористы как правило не летают во время термической активности, и не спроста. Удовольствия от полета на моторной установке в болтанку никакого. Причина этого иная компоновка, посадка пилота, вес. Там где свободному пилоту идеальная летная погода, мотористу — отвратительная болтанка.
JediPhilosopher
14.11.2018 15:00Это на самом деле распространенное заблуждение у новичков и посторонних людей, что «параплан с мотором — это как параплан без мотра только лучше». На самом деле это скорее разные летательные аппараты, у которых отличается практически все — способы взлета и посадки, масса и центровка, аэродиномическое качество, способы управления, опасности, предпочитаемая погода. Не получится летать на параплане с мотором как на безмоторном просто выключив двигатель.
Kocmohabt314
14.11.2018 12:50Подскажите, где вы заказывали элементы 18650? Везде где была хоть какая-то гарантия оригинального товара, мне предлагали купить слишком большую партию (несколько тысяч штук), в то время как мне нужно около сотни.
AlexPv09 Автор
14.11.2018 15:00+1Странно что вы не слышали о сайте nkon. Я брал 150 штук там, опасался насчет таможни, и был готов к общению с ней, но все прошло удачно. Это общепризнанное место покупки качественных батарей по минимальным ценам.
danyaShep
14.11.2018 17:25тоже буду там покупать скоро больше сотни штук. Пытались попросить скидку за опт?
Какой флюс использовали для пайки батарей?AlexPv09 Автор
14.11.2018 18:06Она там есть, цена меняется при заказе от 10 шт если не изменяет память, или ее недостаточно? Для лужения элемента использовал обычную паяльную кислоту, ставил зубочисткой микрокаплю, лужение не более 0,5 секунды, если не получается нужно менять паяльник или набивать руку на кошках. Пайка спиртоканифолью, также 0,5 сек.
Kocmohabt314
15.11.2018 10:53Спасибо большое, я тоже очень боюсь, что посчитают за коммерческую партию.
AlexPv09 Автор
15.11.2018 11:38Нужно будет объяснить цель покупки, аргументированно. Там тоже люди работают.
Kocmohabt314
15.11.2018 13:22Если потребуется, я могу и электрические схемы и расчеты предоставить, надеюсь этого будет достаточно.
MrNobody
15.11.2018 02:27Стало вдруг жутко интересно: нельзя ли использовать двигатель и винт в качестве генератора при каких-нибудь маневрах?
Например при торможении или снижении, как это используется в электромобилях и гибридах, тогда бы это увеличило время полета.
Я понимаю что для этого понадобится другой или переработанный контролер, куда более интересно возможно ли это теоретически.AlexPv09 Автор
15.11.2018 11:46Скажу одно, на скорости параплана энергии набегающего потока не хватает для вращения остановленного электродвигателя. Я сначала даже думал как притормаживать винт от самопроизвольного вращения (так он создает больше сопротивление), но оказалось в этом нет необходимости.
JediPhilosopher
15.11.2018 18:19Винт создает большое воздушное сопротивление. Поэтому вообще где это возможно — пытаются его как-то убирать или складывать (например на моторных планерах), либо хотя бы угол постановки лопастей менять, если винт с регулируемым шагом.
О рекуперации речь обычно не идет, тогда он вообще адово будет тормозить летательный аппарат.
Что-то такое есть только на больших пассажирских самолетах, имеющих выдвижную аварийную турбину, позволяющую при отказе всех двигателей получать хоть сколько-то энергии для питания основных навигационных приборов. Но там скорости, массы и габариты на порядки отличаются.Maxim_Andreev
15.11.2018 18:49Что-то такое есть только на больших пассажирских самолетах, имеющих выдвижную аварийную турбину, позволяющую при отказе всех двигателей получать хоть сколько-то энергии для питания основных навигационных приборов.
Называется — ветронасосная установка (ВНУ) или ветроприводной насос (ВНП). Автоматически выпускается при отказе всех двигателей и обеспечивает работоспособность одной из гидросистем для сохранения управляемости самолёта. Работает на скоростях от 150-200 км/ч до 0,95 Маха, на высотах от 0 до 11 000 м.
electronus
15.11.2018 03:33Ввиду того, что удельная энергия бензина таки выше литиевых братьев, не думали ли поставить лития на 1-2 минуты и бензоэлектрозарядник лития? Как выйдет по массе?
AlexPv09 Автор
15.11.2018 11:41Нет, не думал, но это точно будет в разы сложнее. Мне интереснее выжать максимум эффективности из имеющейся схемы, сейчас на досуге изучаю способы повышения эффективности воздушного винта, уже сделал новый образец.
DGN
16.11.2018 08:51А масса деревянного винта какая? Может углепластик?
AlexPv09 Автор
16.11.2018 10:051100 г, основное преимущество углепластиковых винтов не в массе (хотя она и меньше будет грамм на 300), а в возможности использовать меньшие сечения при достаточной прочности, а значит делать более тонкие и узкие лопасти. Недолюбливаю композитные технологии, больно все грязно, липко, и пахнет часто не приятно.
DGN
16.11.2018 14:2525% на вращающейся массе, это на мой взгляд много. Аналогично, и защитный кожух винта, на мой взгляд, аллюминиевая трубка это тяжело. Когда идет такая война за вес и эффективность…
AlexPv09 Автор
16.11.2018 16:24Я подумываю о освоении изготовления углепластика, но для этого сначала нужно оборудовать новую мастерскую, а это только планируется.
DGN
16.11.2018 16:26Наверное, можно углепластиковый винт заказать? Слишком ответственная деталь, чтоб с нее начинать знакомство с технологией.
AlexPv09 Автор
16.11.2018 16:33Можно, у Helix есть винт именно на этот двигатель, стоит относительно немного, 250 евро, но он не складной. Я сейчас думаю только о складном варианте. Это к тому же интересная инженерная задача, купить готовое — лишить себя удовольствия от решения этой задачи.
DGN
16.11.2018 16:44Складной, это как на видео, с длинной осью? По мне, так плохая идея, будет разворачивающий момент сильнее, плюс ось и механизм складывания это масса.
Интересно, возможно ли защитный кожух сделать элементом импеллера? Не считали этот вариант? Пишут, что на аэросанях это дает ощутимый прирост. Скорости вроде схожие.AlexPv09 Автор
16.11.2018 17:13Да, минусов много, это еще не все, не ясно как он будет реагировать на косой обдув, возможно будет сильная вибрация. Итоговая масса будет на 2 кг меньше из за отказа от ограждения. Винт в кольце дает прирост только если мал зазор между ним и кольцом, это очень сложно реализовать (нужна избыточная жесткость конструкции).
KEKSOV
16.11.2018 15:23Интересно, а вот такой моторчик не подойдёт для ваших целей?
600 Watt, 3d-printed, Halbach Array, Brushless DC Electric Motor
Instructables и видео тестового прогона
vconst
Офигенная штуковина!!!
Для тех, кто не в теме — покажите на цифрах и примерах разницу, плиз. Это тоже совсем не очевидно для всех…Пара вопросов:
Про винт тоже интересно. Как это «просто фрезернул»? Любой фрезер по дереву позволяет сделать такую деталь? Из какого дерева делали винт, как рассчитывали? Он точно выдержит нагрузки? Почему не метал или пластик?
Ну и бюджеты — тоже очень интересны, если не секрет.