Привет, Хабр! К нашей прошлой статье о водородной энергетике вы написали очень интересные и справедливые комментарии, ответы на которые вы сможете найти в этом материале, посвященном использованию водорода в автомобилях.
Действительно, в сравнении с бензином водород — одна сплошная проблема: его очень трудно хранить и непросто получать, он взрывоопасен, а водородные автомобили в разы дороже бензиновых. Но при этом водород считается наиболее перспективным видом альтернативного топлива для транспорта. К тому же, на производство водородных автомобилей инвесторы готовы тратить многомиллиардные инвестиции.
Приговор бензину уже подписан
Согласно последнему отчету BP Statistical Review of World Energy 2018, мировые разведанные запасы нефти составляют 1,696 млрд баррелей, чего при сохранении текущего уровня потребления хватит лет на пятьдесят. Неразведанные запасы нефти, предположительно, дадут нам еще полвека углеводородной энергетики, но и стоимость ее добычи может оказаться такой, что нефть попросту станет невыгодна в сравнении с другими источниками энергии. Когда месторождения с удобной добычей истощатся, цена на сырье автоматически пойдет вверх: если сейчас стоимость добычи барреля в России некоторыми оценивается в 2-3 доллара (по альтернативным оценкам, в 18 долларов), то для сланцевой нефти это уже 30-50 долларов. А впереди у человечества реальная перспектива перейти на добычу шельфовой и арктической нефти, цена которой будет еще выше.
Всплеск интереса к электротранспорту в 70-х годах XX века возник как раз на фоне скачкообразного роста цен на нефть из-за политического кризиса — недостатка в сырье не было, но четырехкратный рост цен мгновенно сделал бензиновые автомобили и нефтяную энергетику роскошью.
А еще на пути бензиновых авто встали более спорные препятствия — забота об экологии в городах и странах, где автомобильный выхлоп стал проблемой. Из-за этого, например, Германия приняла резолюцию о запрете производства автомобилей с ДВС с 2030 года. Франция и Великобритания обещают отказаться от углеводородного топлива до 2040 года. Нидерланды — до 2030 года. Норвегия — до 2025 года. Даже Индия и Китай рассчитывают запретить продажи дизельных и бензиновых авто с 2030 года. Париж, Мадрид, Афины и Мексика запретят к использованию дизельные машины с 2025 года.
Сжигание водорода в ДВС
Сжигание водорода в обычном двигателе внутреннего сгорания кажется самым простым и логичным способом применения газа, ведь водород легко воспламеняется и сгорает без остатка. Однако из-за разницы в свойствах бензина и водорода перевести ДВС на новый вид топлива оказалось не так-то просто. Сложности возникли с долгосрочной эксплуатацией движков: водород вызывал перегрев клапанов, поршневой группы и масла, из-за втрое большей, чем у бензина, теплоты сгорания (141 МДж/кг против 44 МДж/кг). Водород неплохо показывал себя на низких оборотах движка, но при росте нагрузки возникала детонация. Возможным решением проблемы была замена водорода на бензиново-водородную смесь, концентрация газа в которой динамически уменьшалась по мере роста оборотов двигателя.
Двухтопливная BMW Hydrogen 7 в кузове E65 сжигает водород в ДВС вместо бензина
Источник: Sachi Gahan / Flickr
Одним из немногих серийных автомобилей, где водород сжигался в ДВС подобно другому топливу, стал BMW Hydrogen 7, вышедший всего в 100 экземплярах в 2006–2008 годах. Модифицированный шестилитровый ДВС V12 работал на бензине или водороде, переключение между видами топлива происходило автоматически.
Несмотря на успешное решение проблемы перегрева клапанов, на этом проекте все равно поставили крест. Во-первых, при сжигании водорода мощность двигателя падала примерно на 20% — с 260 л. с. на бензине до 228 л. с. Во-вторых, 8 кг водорода хватало всего на 200 км пробега, что в разы меньше, чем в случае с дизельными элементами. В-третьих, Hydrogen 7 появился слишком рано — когда «зеленые» автомобили еще не были так актуальны. В-четвертых, ходили упорные слухи, что Агентство по охране окружающей среды США не разрешило называть Hydrogen 7 автомобилем без вредного выхлопа — из-за особенностей работы ДВС, частицы моторного масла попадали в камеру сгорания и там воспламенялись вместе с водородом.
Mazda RX-8 Hydrogen RE — тот случай, когда водород загубил всю динамику роторного двигателя. Источник: Mazda
Еще раньше, в 2003 году, была представлена двухтопливная Mazda RX-8 Hydrogen RE, добравшаяся до заказчиков только к 2007 году. При переходе на водород от мощности легендарного роторного RX-8 не оставалось и следа — мощность падала с 206 до 107 л. с., а максимальная скорость — до 170 км/ч.
BMW Hydrogen 7 и Mazda RX-8 Hydrogen RE были лебединой песней водородных ДВС: к моменту появления этих автомобилей стало окончательно ясно, что куда эффективней использовать водород в давно известных топливных элементах, чем просто жечь.
Топливные элементы в автомобилях
Первым успешным экспериментом по созданию транспортного средства на водородном топливном элементе можно считать трактор Гарри Карла, построенный в 1959 году. Правда, замена дизеля на топливный элемент снизила мощность трактора до 20 л. с.
В последние полвека водородный транспорт выпускался в штучных экземплярах. Например, в 2001 году в США появился автобус Generation II, водород для которого производился из метанола. Топливные элементы создавали мощность до 100 кВт, то есть около 136 л. с. В том же году российский ВАЗ представил «Ниву» на водородных элементах, известную под именем «Антэл-1». Электродвигатель выдавал мощность до 25 кВт (34 л. с.), разгонял авто максимум до 85 км/ч и на одной заправке работал 200 км. Единственный произведенный автомобиль остался «лабораторией на колесах».
Российский автомобиль на водородных топливных элементах — в то время технологии ушли дальше дизайна. Источник: «АвтоВАЗ»
В 2013 году Toyota встряхнула автомобильный мир, представив модель Mirai на водородных топливных элементах. Уникальность ситуации была в том, что Toyota Mirai был не концепт-каром, а готовым к серийному производству автомобилем, продажи которого начались уже год спустя. В отличие от электромобилей на аккумуляторах, Mirai сама вырабатывала электричество для себя.
Toyota Mirai. Источник: Toyota
Электродвигатель переднеприводной Mirai имеет максимальную мощность 154 л. с., что немного для современного электромобиля, но весьма неплохо в сравнении с водородными авто прошлого. Теоретический запас хода на 5 кг водорода составляет 500 км, фактический — около 350 км. Tesla Model S по паспорту может пройти 540 км. Вот только на заправку полного бака водорода уходит 3 минуты, а батарея Tesla заряжается до 100% за 75 минут на станциях Tesla Supercharger и до 30 часов от обычной розетки на 220 В.
Постоянный ток из 370 водородных топливных элементов Mirai преобразуется в переменный, а напряжение увеличивается до 650 В. Максимальная скорость машины достигает 175 км/ч — немного в сравнении с углеводородным топливом, но более чем достаточно для повседневной езды. Для запаса энергии используется никель-металл-гидридный аккумулятор на 21 кВт•ч, в который передаётся избыток от топливных элементов и энергия рекуперативного торможения. Учитывая японские реалии, при которых населённые пункты могут в любой момент пострадать от землетрясения, в багажнике Mirai 2016-го модельного года установлен разъем CHAdeMO, через который можно организовать электроснабжение небольшого частного дома, что делает автомобиль генератором на колёсах с предельной ёмкостью 150 кВт•ч.
Кстати, всего за несколько лет Toyota удалось значительно уменьшить массу генератора: если в начале века в прототипах он весил 108 кг и выдавал 122 л. с., то в Mirai топливный элемент вдвое компактней (объем 37 литров) и весит 56 кг. Справедливо будет прибавить к этому 87 кг топливных баков.
Для сравнения, популярный современный турбомотор Volkswagen 1.4 TSI схожей с Mirai мощностью 140–160 л.с. славится своей «лёгкостью» благодаря алюминиевой конструкции — он весит 106 кг плюс 38–45 кг бензина в баке. Кстати, батарея Tesla Model S весит 540 кг!
За 4 км пробега Mirai вырабатывает только 240 мл дистиллированной, относительно безопасной для питья воды — энтузиасты, пробовавшие «выхлоп» Mirai, сообщали только о лёгком привкусе пластика.
Пить воду, слитую из Mirai, безопасно, хотя сперва зрелище шокирует
В Toyota Mirai установлено сразу два бака для водорода на 60 и 62 литра, в сумме вмещающих 5 кг водорода под давлением 700 атмосфер. Toyota разрабатывает и производит водородные баки самостоятельно вот уже 18 лет. Бак Mirai сделан из нескольких слоёв пластика с углеволокном и стеклотканью. Использование таких материалов, во-первых, повысило стойкость хранилищ к деформации и пробитию, а, во-вторых, решило проблему наводораживания металла, из-за которого стальные баки теряли свои свойства, гибкость и покрывались микротрещинами.
Строение Toyota Mirai. Спереди расположен электродвигатель, топливный элемент спрятан под водительским сидением, а под задним рядом и в багажнике установлены баки и аккумулятор. Источник: Toyota
Каковы перспективы?
По оценкам Bloomberg, к 2040 году автомобили будут потреблять 1900 тераватт-час вместо 13 млн баррелей в сутки, то есть 8% от спроса на электричество по состоянию на 2015 год. 8% — пустяк, если учесть, что сейчас до 70% добываемой в мире нефти уходит на производство топлива для транспорта.
Перспективы рынка аккумуляторных электромобилей куда более явные и впечатляющие, чем в случае с водородными топливными ячейками. В 2017 году рынок электромобилей составлял 17,4 млрд долларов, в то время как водородный автомобильный рынок оценивался в 2 млрд долларов. Несмотря на такую разницу, инвесторы продолжают интересоваться водородной энергетикой и финансировать новые разработки.
Примером тому является созданный в 2017 году «Водородный совет» (Hydrogen Council), включающий 39 крупные компании, таких как Audi, BMW, Honda, Toyota, Daimler, GM, Hyundai. Его целью является исследование и разработка новых водородных технологий и их последующее внедрение в нашу жизнь.
Комментарии (226)
KevlarBeaver
19.11.2018 14:14Насколько вообще водород как топливо безопасен? Я вот нередко вижу, разъезжающие по городу корыта на бензине, иногда доводилось сталкиваться воняющими бензином машины, вероятно он подтекал где-то… но вроде все живы-здоровы. От авто на газу стараюсь лишний раз воздерживаться. Мне кажется, что утечка бензина и утечка газа — несколько разные по опасности вещи. Ну а водород — это вообще штука такая, которая способна не только утекать в откровенные отверстия, но и диффузировать через что попало без явных дыр, да и взрывается на раз. Одно дело, когда на водороде будет ездить какой-нибудь суперкар, совсем другое — корыта, которые сейчас коптят дешмановским бензином, — сомневаюсь, что они переведутся когда-нибудь.
azizoid
19.11.2018 14:32Похоже Вы правы. Вот что мне сказали в википедии:
Водород может использоваться в качестве топлива в обычном двигателе внутреннего сгорания. В этом случае снижается мощность двигателя до 82 %-65 % в сравнении с бензиновым вариантом. Но если внести небольшие изменения в систему зажигания, мощность двигателя увеличивается до 117 % в сравнении с бензиновым вариантом, но тогда увеличится выход окислов азота из-за более высокой температуры в камере сгорания и возрастает вероятность подгорания клапанов и поршней при длительной работе на большой мощности. Кроме того, водород при температурах и давлениях, которые создаются в двигателе, способен вступать в реакцию с конструкционными материалами двигателя и смазкой, приводя к быстрому износу. Также водород очень летуч, из-за чего при использовании обычной карбюраторной системы питания может проникать в выпускной коллектор, где также воспламеняется из-за высокой температуры. Традиционные поршневые ДВС плохо приспособлены к работе на водороде. Обычно для работы на водороде используется роторный ДВС, так как в нём выпускной коллектор значительно удалён от впускного.
Bedal
19.11.2018 14:52+5водород крайне опасен. Можно даже сказать — ничего более опасного не придумали (не считая преднамеренно взрывчатых веществ). Давление в баках для получения сравнимого с бензиновым автомобилем пробега должно быть 2000атм, что само по себе имеет тротиловый эквивалент порядка 0.4. Можно сделать давление ниже — но разве примерно втрое, то есть не менее 700атм, что тоже не подарок. Параллельно объём баллонов увеличится во столько же раз.
Водород, кроме умения проникать сквозь стены (так что длительная безопасность баллонов, будь они и из стекловолокна, под вопросом), умеет утекать через мельчайшие щели. Это, безусловно, сделает заправочные станции весьма небезопасными. При этом передавать водород (не будем забывать про давление) нужно не только при заправке машины, но и при закачке водорода в баки заправочной станции. Водород ведь по трубопроводам не передашь, его возить надо будет.
Что хорошо — водород значительно легче воздуха, так что он не накапливается в низинах, а уходит наверх. Но… диапазон взрывоопасных концентраций водорода крайне широк, так что любые утечки — потенциальный не пожар даже, а взрыв.
Добывать водород нужно из природного газа или, что даже веселее, из воды. Оба варианта очень не бесплатны по энергетике, так что про пользу природе можно забыть.
Если вспомнить про беспокойство о нехватке лития для аккумуляторов, то нужно вспомнить и о том, что топливные элементы работают на платине, палладии и прочих аналогах по редкости и цене.
В общем, всё хорошо коррелирует с тем, что консорциум составило авто-старичьё, которое упустило электромобильную революцию.IsyanovDV
20.11.2018 10:45«Электромобильная революция» пока ограничена определенными регионами или даже местностями плюс определенными сценариями использования.
Ибо лично для меня запас хода в 500 км (и это у очень дорогого электромобиля) и последующая зарядка в 30 часов сразу ставит крест на электромобиле в принципе, а кто-то успешно уже катается на страшненьких Лифах с реальным запасом хода в 150-200 км — их сценарии это позволяют. Не говоря уже за разброс цен на те же Тесла и топливо в разных регионах мира.
vanalaizer
20.11.2018 13:43справедливости ради — взрывоопасная концентрация водорода в воздухе — от 4%, метана — от 4.4%, пропан-бутана — от 2%. Учитывая летучесть водорода всё не так страшно.
Высокое давление — это да, но опять же с чем сравнивать. В применяемых, довольно много, сегодня метановых баллонах — 250 атм и сегодня это не считается опасным при нормальном использовании.Bedal
20.11.2018 14:06посмотрите на верхнюю границу концентрации — она тоже важна для оценки взрывоопасности утечки.
250атм — это далеко не то, что 700, а ведь 700 будет означать втрое меньшую плотность хранения, чем у бензина.vanalaizer
20.11.2018 14:52Так я не говорю что он совсем безопасен, я говорю что всё не так уж и ужасно и вполне сравнимо с тем же метаном. Когда мы сравниваем 700 атм водорода с 40 атм пропан бутана кажется что это ужас ужас, а когда с 250 атм метана то уже не так и страшно. Да в 3 раза больше, но учитывая современные материалы и технологии, вполне реализуемо. Метановые машины ездят уже чёрти сколько, в том числе и самопальные с купленными на ближайшем рынке баллонами.
cyberly
20.11.2018 15:39Тут нужны какие-то цифры в плане того, насколько разрушителен может быть взрыв баллона. Пропановый взрывается довольно уныло, во-первых, потому что давление низкое (указанные 40 атмосфер там будут разве что при пожаре, а так — «жалкие» 10-20), а во-вторых, потому что сразу после разгерметизации баллона он сильно остынет и станет жидким. Метан, как я понимаю, намного более опасная штука. Видел фото последствий взрыва кислородного баллона (примерно то же рабочее давление) — там капец. А дальше… дальше я не могу в термодинамику :) По идее, энергия взрыва сильно зависит не только от давления, но еще от массы и типа газа (молярная масса и число степеней свободы молекулы). Так что насколько страшны 5 кг водорода при 700 бар и как они по сравнению с 15 кг метана при 200 бар или с 8,5 кг кислорода при 150 бар — я лично ХЗ…
Javian
20.11.2018 14:42Попадалась предложение хранить водород в баках (или болванках) из пористого титана. Извлекать водород нагревом. Вопрос сколько такой нагрев энергии потребует.
Germanjon
19.11.2018 16:29У нас (Узбекистан) — много машин ездит на газу. При этом, часть народа пользуется чуть ли не самодельными баллонами, часть народа просит заправщиков «брат, накачай плотнее». В среднем, один-три случая взрыва баллона в год. Эффектно и с жертвами
agat000
19.11.2018 20:28У нас почти половина маршруток (ПАЗ) ездит на баллонах. Пока не взрывались. Хотя контингент там раздолбайский. Техника безопасности на АГЗС и мастерских рулит. Пока.
saege5b
19.11.2018 21:49Я как-то ехал в ПАЗике, у которого балон отвалился, попал в арку заднего колеса, его там пожевало и выплюнуло назад, там балон за что-то зацепился и весело дрыгался вслед за автобусом, радостно полыхая искрами от стираемой об асфальт горловиной.
Хорошо, что был заправлен под завязку и выходящий газ препятстаовал возгоранию.tvr
20.11.2018 15:32Я как-то ехал в ПАЗике, у которого баллон отвалился, попал в арку заднего колеса, его там пожевало и выплюнуло назад, там баллон за что-то зацепился и весело дрыгался вслед за автобусом, радостно полыхая искрами от стираемой об асфальт горловиной.
Хорошая идея для эпизода в следующей части Mad Max.
braineater
20.11.2018 01:08Помню контраст заправок в Москве и области с другим регионом (Где-то около Воронежа вроде было). В Москве сам заправляешь, в Воронеже по привычке пошел заправлять а меня не пустили со словами «Заправщик есть, нам по ТБ запрещено клиентам давать самостоятельно заправляться». Вот так вот.
Stas911
20.11.2018 01:38Следствие дешевизны труда. Была б минималка приличная — были бы просто колонки с PayPass. То же самое с ручной мойкой.
citius
20.11.2018 00:20Газ используется разный. Метан и пропан-бутан в плане опасности эксплутации таки различаются.
Ну и не зря все таки на метановых заправках высаживают всех за территорией, и газ открывают только сразу на все колонки, и без людей рядом.
Вот пропан-бутан — да, почти как бензин. Баллон небольшой, давление в системе сильно меньше.
А так — взрывов может и немного (хотя кто-то видел реальную статистику конкрентно по Узбекистану? сомневаюсь), а вот просто пожаров валом, лично видел пожар под капотом газовой нексии.Germanjon
20.11.2018 08:03Статистика где-нибудь есть. Обычно такие ситуации попадают в новости (как минимум интернет) и телеграм-каналы — примерно считаю по публикациям.
mikelavr
20.11.2018 07:37Для взрыва нужно, чтобы жидкая фаза при температурном расширении заполнила весь объем баллона. Если заправка делалась ночью (когда относительно холодно), а днем машина прогрелась на солнце — вполне реалистичный сценарий.
Особенно опасны в этом случае нестандартные баллоны, точная емкость которых не известна.Germanjon
20.11.2018 08:04Есть ещё две причины:
— Баллон низкого качества, который не рассчитан на закачиваемое давление.
— Соединение с баллоном низкого качества, которое со временем даёт щели
vintage
19.11.2018 14:19+3Судя по картинке в конце, для задних сидений предусмотрена удобная система экстренного катапультирования :-)
aydahar
19.11.2018 14:29-2Достаточно глянуть на продажи электромобилей и авто на водороде, чтобы понять, что у этой технологии нет перспектив. По крайней мере, в ближайшие десятилетия
Oden
19.11.2018 21:23+1Достаточно глянуть на продажи электромобилей и авто на ДВС 10 лет назад, чтобы понять, что у технологии электромобилей нет перспектив.
aydahar
19.11.2018 21:38Собственно, мой коммент был про сравнение электромобилей и авто на водороде. Но, видимо, я выразил свою мысль слишком размыто…
Безусловно, электромобили наступают и это хорошо. А вот «водородники» так и остаются очень узкой нишей.Oden
19.11.2018 21:39+1И мой комментарий был о том, что еще 10 лет назад электрмобили были «очегь узкой нишей». А теперь они наступают. Просто проведите аналогию.
aydahar
19.11.2018 21:44На мой взгляд, у авто на водороде нет практических преимуществ по сравнению с «обычными» электромобилями. Ведь, по-сути, вопрос только в том, как лучше (проще, дешевле) хранить энергию — АКБ или водород.
Вариант с АКБ мне кажется куда проще и имеет гораздо больше возможностей для дальнейшего улучшения.DGN
20.11.2018 01:22Пока нет массовых АВЗС (впрочем, немассовых то же нет) и въезд в большинство городов автомобилям с выхлопом разрешен — преимуществ нет.
striver
19.11.2018 14:37-1Даже Индия и Китай рассчитывают запретить продажи дизельных и бензиновых авто с 2030 года.
Даже? Китай впереди всей планеты. К тому же, где вы взяли информацию о том, что это произойдет в 30-м? КНР по этому поводу пока молчит.
В 2013 году Toyota встряхнула автомобильный мир, представив модель Mirai на водородных топливных элементах.
На самом деле — нет.striver
19.11.2018 15:15+1Минус — это понятно. А вот данных о КНР нет.
toshiba_ru Автор
19.11.2018 18:14В сентябре 2017 года о намерении Китая запретить производство автомобилей с ДВС сообщила английская газета The Guardian
striver
19.11.2018 19:56В сентябре 2017 года о намерении Китая запретить производство автомобилей с ДВС сообщила английская газета The Guardian
Я с этим не спорю, они рассматривают, в статье есть об этом
China, the world’s biggest vehicle market, is considering a ban on the production and sale of fossil fuel cars in a major boost to the production of electric vehicles as Beijing seeks to ease pollution.
Но никаких цифр или дат нет. Вот в чем основной посыл. Есть конкретная цифра — 2019 год, производители должны иметь 10% «Зеленых кредитов» от проданных автомобилей, а с 2020-го — 12%. При самых лучших раскладах, 1 электромобиль с АКБ может дать 6 баллов. То есть, уже с 2019-го, производитель должен минимум продавать 1,66 % электромобилей. О полном запрете нет никаких данных. По крайней мере, я о таких не знаю.
Ghost_nsk
19.11.2018 14:54До BMW e65 была и e38 Hydrogen 750hL, представленная в 2000 году, и выпущенно их было тоже не мало.
Во-первых, при сжигании водорода мощность двигателя падала примерно на 20% — с 260 л. с. на бензине до 228 л.
У бензиновой версии этого мотора N73 — 444л.с. Даже если цифры бали для предыдущеё модели v12 e38 с M73 — там в бензиновой версии 326 сил, что ещё может быть напутанно во всей статье — загадка.roscomtheend
20.11.2018 11:04Вполне может быть что переделанный двигатель не мог выдавать 300-400 даже на чистом бензине.
paranoya_prod
19.11.2018 14:57Сразу вспоминается «Энерган-22».
Бензин — опасен. Газ — опасен. Водород — опасен. Электричество не опасно, но опасны аккумуляторы. Люди когда-нибудь начнут применять что-то, что не опасно на всех стадиях своего существования?tvr
19.11.2018 15:11+1Электричество не опасно
Для кого? Для живых людей из мяса — очень даже может быть опасно.
А людей-фторопластовдиэлектриков ещё не вывели вроде бы.paranoya_prod
19.11.2018 17:39Я говорю про электричество в автомобиле и его влияние на окружающую среду.
Nova_Logic
20.11.2018 10:08Только большая часть этого электричества все-равно вырабатывается на ТЭС, ГЭС и прочих не самых чистых станциях
forever_live
19.11.2018 15:48Любой источник энергии — опасен
walti
19.11.2018 20:56+1Шоколад.
Скрытый текст546 калорий на 100 гр.Stas911
20.11.2018 01:39Окисляется хреново. Хотя если авто будет сжигать газообразный шоколад в кислороде — то тоже, думаю, мало не покажется в случае чего
matabili1973
19.11.2018 21:44Биоэтанол, лумаю, не так опасен. Конечно, если его не пить вместо водки.
Goodkat
19.11.2018 23:46Люди когда-нибудь начнут применять что-то, что не опасно на всех стадиях своего существования?
Велосипеды?
roscomtheend
20.11.2018 11:09Уже нет, с появлением огня и приручением животных начали применять, да даже палки-копалки опасны были. Для деятельности нужна энергия, энергию нужно запасать и хранить, любая запасённая энергия опасна.
McAaron
19.11.2018 15:44+1Никогда водород не вытеснит ископаемое топливо.
Во-первых, водород имеет низкую объемную плотность энергии и хранение его в виде аккумулятора энергии малоэффективно. В этом отношении лучше бензина нет ничего и близко.
Во-вторых, водород крайне текуч, просачивается через малейшие неплотности и трещины в материале. В связи с этим, зело взрывоопасен. Сосуды с водородом запрещено держать в помещениях и замкнутых пространствах — только на открытых рампах. И иного пока не просматривается.
В-третьих, температура его горения слишком высока, что требует создания новых жаропрочных материалов. При этом водород легко проникает в кристаллическую решетку металлов и сплавов, меняя их прочностные свойства в худшую сторону.
В четвертых, водород в свободном виде не встречается и его необходимо выковыривать из воды или тех же углеводородов. Для этого требуется электричество, которое сегодня чуть менее, чем полностью, вырабатывается из ископаемых видов топлива. Как только оно закончится, так закончится электричество и водород вмести с ним.striver
19.11.2018 15:55Никогда водород не вытеснит ископаемое топливо.
Вот я никогда не понимал таких ответов. Вы знаете, что будет через 500 лет, 500 тыс. лет?springimport
19.11.2018 17:44А я вот не понимаю зачем придираться к словам. Хорошо, через 700 лет найдут легкий способ добычи и начнут массово его использовать. Только смысл об этом думать если предсказания сложно делать даже на 50 лет вперед.
striver
19.11.2018 17:48А я вот не понимаю зачем придираться к словам
Зачем тогда заведомо писать то, о чем не знаете и не можете знать?Хорошо, через 700 лет найдут легкий способ добычи и начнут массово его использовать.
Возможно даже раньше. Но даже футурологи и люди занимающиеся прогнозированием развития, не могут давать предсказать даже на 20+ лет.
Только смысл об этом думать если предсказания сложно делать даже на 50 лет вперед.
Так и напишите, ближайшие лет 50, пока не закончиться нефть и газ, о водороде или альтернативе не будут думать всерьез.springimport
19.11.2018 17:53Не приписывайте мне, я не писал ничего.
striver
19.11.2018 17:54Я предложил варианты ответа, вместо никогда. Я не писал, что это вы написали.
dom1n1k
19.11.2018 17:30Несколько лет назад в АР была статья про японские экспериментальные машины на водороде.
Там автор утверждал, что в приватных беседах сами же разработчики говорят, что массового применения водород не найдёт в ближайшие 20-30 лет точно, а дальше никто не знает. И что все это в лучшем случае исследования на дальнюю перспективу.
codrem
19.11.2018 15:59+1На самом деле у Тойоты была(и наверное всё еще есть) неплохая идея по децентрализации элктродобычи — они предлагают для частного сектора установку своей личной заправки, которая будет получать электричество от возобновляемых источников. например раз, два
На самом деле мне кажется что будущее за децентрализованой добычей водорода\электричества, а там уже каждый будет выбирать себе теслу\мираи по вкусуvanalaizer
20.11.2018 13:23Это не Toyota а Honda и водород там получают не из возобновляемых источников, а из природного газа. Установка жжёт газ и из него же получает водород, оставшееся тепло идёт на отопление дома. Полученный водород идёт на производство электричества, а часть запасается для заправки авто.
В целом выбросы СО выходят меньше чем просто жечь газ в авто.
piligrim130
19.11.2018 15:59а быстро ли ржавеет двигатель на водороде — там же получается что воды на выходе в разы больше чем у бензинового?
Bedal
19.11.2018 19:45+1ну, уж и в разы… по равному количеству употреблёного кислорода и примерно по равной получаемой энергии
2*СН2 + 3*O2 = 2*H2O + 2*CO2
6*H2 + 3*O2 = 3*H2O
всего в полтора раза больше воды.Bedal
20.11.2018 09:08а ведь ошибся, а ещё хим. олимпиады брал, стыдоба! Хотя, если честно, просто опечатался.
Во втором уравнении справа 6*Н2О и разница трёхкратная. Паrдон.
KevlarBeaver
Я бы не стал утвержать, что выпить четверть литра дистиллята, — безопасно. Тем более, если он ещё и пластиком отдаёт.
DSolodukhin
Вполне. Опасно для здоровья пить исключительно дистиллированную воду. А если вы разок, эксперимента ради, выпьете стакан дистиллята, то ничего с вами не случится.
aydahar
При нормальном питании, пить дистиллированную воду безопасно в любых количествах. Только не вкусно.
matabili1973
Если помимо дистиллированной воды пить еще и обычную — то да, безопасно. А если только одну дистиллированную — посадите себе баланс электролитов в крови. Не зря у шахтеров стоят специальные автоматы с соленой водой.
vvzvlad
Нет. Почему вы считаете, что все наблюдаемые вами явления подтверждают вашу гипотезу?
striver
Питье дистиллированной воды на постоянной основе — не самое лучшее решение для вашего организма. Водовозов говорил в одном из видео, возможно позже найду.
vvzvlad
Если вы на водном голодании, у вас полиурия или диарея, или вы работаете в горячем цехе — да. В других случая вода не вносит сколько-нибудь заметные вклад в баланс электролитов, с продуктами при нормальной диете их поступает гораздо больше.
agat000
требуется реминерализация, иначе — прощай зубы, здравствуй кашка. Элементы из еды не помогут.
agarus
А кашка у вас деминерализованная что ли? Из чистых "-родов": О, С, Н? Неужто 1 г соли в литре воды влияет на ваш минеральный баланс сильнее полкило относительно твердой пищи 2-3 раза в день?
DGN
Читал, что в одном горном отеле висит табличка, осмотическую воду из крана не пить, покупайте бутилированную. Все кто постоянно пил осмотическую — ломали конечности.
Я лично сломал ногу через год после питья осмотической воды (не заменил вовремя выдохшийся минерализатор). Подруга поимела проблему с ногтями поставив осмос без минерализатора. Посоветовал ей минерализатор — все прошло в течении месяца.
Питание при этом обычное. Как то вымывает значит. Стакан конечно можно выпить без вреда.
vvzvlad
Личный пример не является аргументом. Можно еще тещу DIHALT призвать, но это тоже аргументом не будет.
Хотите поспорить — давайте пруфы.
DIHALT
А чего только тещу? У нас вся семья уж несколько лет на осмосе. Больше пяти лет точно. Проблема есть только одна — в гостях чай пить невозможно обычно. А на работу я свою воду вожу.
vanalaizer
Более того, в таком состоянии (после марафона например) пить и обычную воду крайне опасно, спортсмены впадали в кому от обычной воды. Все зафиксированные случаи — потребления обычной воды в больших количествах.
youtu.be/rDrdjmgDwyg?t=3158
vvzvlad
Да и классические истории про людей, которые выпивают порядка 5-10 литров обычной воды за короткое время и им тоже становится нехорошо — куча их. Но мы-то говорим о обычном человеке с обычной диетой, которая включает хорошо если два литра жидкостей в течении дня.
citius
Водовозов говорил про гипергидратацию. Конкретно про проблемы у марафонских бегунов.
А просто пить дистиллрованную вместо обычной, при условии нормального в остальном питания, это не тоже самое.
DGN
Знаю, что бегуны и велосипедисты пьют воду слегка соленую.
nightmare-1966
Там на вид обычный автомат с газировкой, но вместо одной из кнопок городского на заводском есть кнопка «порция слои». Не только у шахтёров, они практически на всех заводах стояли.
adron_s
По сравнению с той гадостью(ржавчина, хлор, ...) что идет из под крана очень даже вкусно. Говорю на собственном опыте. Всей семьей уже 2 года пьем только воду прогнанную черед дистиллятор. После работы в дистилляторе на дне остается бурая вязкая жижа.
Dimash2
Это вредно, на такие системы ставят минерализатор. Если минерализатор стоит, то все норм.
forever_live
Соль в организм поступает с едой, не с водой. Минерализатор нужен для улучшения органолептических показателей.
Dimash2
Дистилат вымывает. И вы не можете быть уверены, что новый прием минералов усвоится как нужно и дойдет до всех органов, которые ранее имели какой-то запас.
usego
Это городская легенда. Фильтры обратного осмоса уже лет 15 продают и интенсивно используют, причём без всяких минерализаторов. Сам лет 8 пользуюсь, сначала ставил минерализатор, потом стало лениво менять. Минеральные вещества организм из еды получает.
Dimash2
Можете почитать
www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4223198
Если коротко, то вы не правы.
Цитата: «Недавние исследования также показывают, что потребление мягкой воды, то есть воды с низким содержанием кальция, может быть связано с более высоким риском перелома у детей, некоторыми нейродегенеративными заболеваниями, досрочным рождением и низким весом при рождении и некоторыми видами рака. В дополнение к повышенному риску внезапной смерти потребление воды с низким содержанием магния, по-видимому, связано с более высоким риском развития моторной нейрональной болезни, расстройств беременности (так называемая преэклампсия) и некоторых видов рака»
Детали в статье + можете погуглить другие документы по указанной ссылке или на других источниках. Все-таки это не желтая пресса и хоть какая-то почва под мнением.
Не знаю какие у вас Легенды, а я живу в городе моряков, и на судах — это известная проблема дистилата.
Я ниразу еще не видел установленного фильтра обратного осмоса без минерализатора, только в продаже естественно. Очень жаль, что вы ленитесь.
Дистилат так же вымывает микроэлементы из еды во время готовки.
То что вы и другие люди решаете не использовать минерализатор — ваше решение, но многие люди так же ведут не правильный образ жизни и доживают до 50+, но качество жизни все-таки отличается.
usego
Там самая свежая ссылка — 2005ый год и ни одной ссылки на научное исследование. А фильтры ОС массово начали распространяться в мире именно последние 15 лет. Массово. Простите, но в твороге кальция 100 мг на 100г, а в воде несколько мг.
Dimash2
In the draft of the rolling revision of the WHO guidelines for drinking-water quality, titled ‘Health risks from drinking demineralised water’ by F. Kozisek, the possible health consequences of low mineral content water consumption are divided in the categories: direct effects on the intestinal mucous membrane, practically zero calcium and magnesium intake, low intake of other elements, loss of calcium, magnesium and other essential elements in prepared food, possible increased dietary intake of toxic metals, possible bacterial re-growth.
Read more: www.lenntech.com/health-risks-demineralized-water.htm#ixzz5XJEhaZi2
Нужен баланс, вода не должна быть Soft и не должна быть Hard.
Нельзя всю жизнь просто брать и пить обратный осмос, он обязан быть минерализованным.
Я вообще не понимаю, что вы пытаетесь доказать массовостью. Люди много глупостей делают массово, но никто же не против массовой установки обратного осмоса, просто все установки идут с минерализацией, как я уже сказал, я в своем кругу еще ниразу не видел осмос без минерализации. Заказать установку без минерализатора можно — но зачем, это так же вредно как сверх минерализация.
usego
Массовость даёт какую-то релятивную статистику. И нельзя ведь говорить о воде в отрыве от диеты. Понятно, что если не будет нормальной диеты, то и эффект будет заметней, как на тех же кораблях, где творог не водится.
В наших краях катридж минерализации — опция за доп деньги, соответсвенно большинство его не берут. Всё что хочу сказать — судя по всему тема далеко не такая однозначная и дальнейшая практика реального применения расскажет больше. Сам же поменяю картридж, если вдруг про него вспомню в магазине, но особо на эту тему не парюсь :)
Dimash2
Проблема же в том, что вы готовите на такой еде, а значит диета уже идет лесом. Например, если вы варите гречку.
usego
Извините, но пока не увижу научных иследований, не поверю, что вода после осмоса вымывает например из варёной картошки весь кальций. Судя по гуглу кальция в ней 12мг на 100г, т.е. в 4 раза больше чем в обычной воде. С таким же успехом он должен «растворяться» и в ней.
Dimash2
Обидно только, что вы делаете, ожидая, что иследование само вас найдет?
Ну вот оно:
www.researchgate.net/publication/252043662_Health_Risk_from_Drinking_Demineralized_Water
usego
Както сложно назвать это неким достоверным иследованием, у него даже в выводах одни «may» и «possibly» и признание того, что иследований на эту тему проводится мало (что говорит либо о их бесмысленности, либо вселенском заговоре с производителями фильтров). Сейчас 2018ый год, анализ крови делается элементарно на уровни соответсвующих элементов.
В любом случае — благодарю за заботу о моём здоровье. Фильтр поменяю на всякий случай :))
fevrall
Был как то на Байкале, на острове Ольхон. Там все пьют воду из Байкала, которая содержит мало солей. Так вот у местных проблема с зубами. Вымывает все таки такая вода минералы.
usego
Повторюсь — нельзя на этот вопрос смотреть в отрыве от диеты. От цинги тоже зубы выпадают.
DGN
Что интересно, как раз готовить рекомендуют на дистилляте. Лучше вкус супов и подобного. Вредно именно пить. Не относится к запить килограмм творога стаканом воды.
roscomtheend
Такой достоверной статистике нельзя не доверять, это не какие-то ссылки (нет).
tetramino
Хм, у меня во всех фильтрах обратного осмоса реминерализатор с завода стоит.
usego
Сколько у вас картриджей всего? У нас обычно фильтры с 5тью продают, а самые дешёвые вообще 4. А реминирализатор — это шестой опциональный и не в каждую модель его легко прицепить (держалок нет).
Jabberwocky
Отравиться водой (в том числе дистиллированной) вполне реально, если хлопнуть сразу несколько литров. Такое бывает с недоутопленниками — вытащили, но нахлебался. Вода всасывается в кровь почти мгновенно и рушит солевой баланс. Симптомы: рвота, резкая потеря сил; далее — кровавая пена из рта (несоленую кровь легкие не держат). Если такое приключилось — к врачу обязательно, даже если вроде прошло, могут быть осложнения на почки.
vintage
Не просто осложнение, а помереть можно от вторичного утопления. Так что скорую вызывать надо в любом случае.
DIHALT
А что можно за раз ТАК нахлебаться? Сколько в желудок воды влезет? Ну литра два.
Jabberwocky
Рецепт: надувнушка, спасик и белая вода. Минуты в этой стиральной машине вполне хватит, чтобы нахлебаться. Не успел выбраться — вода всосалась в кровь — упадок сил — выбраться уже не можешь.
vintage
Через лёгкие вода в кровь куда быстрее попадает.
Viacheslav01
Вода как вода :) Хотя моя жена устроила форменную истерику, когда мы с сыном ради эксперимента попили водички :)
azazar
Вполне вкусно. Вкус талой воды — это он
LinearLeopard
Не совсем в любых.
То есть несколько литров залпом лучше всё же не пить, притом это справедливо для обычной воды, для дистиллированной, наверно, поменьше.
Вода разбавляет концентрацию электролитов в нейронах, из-за чего они не могут нормально функционировать.
nightmare-1966
Я пробовал пить деионизованную воду на заводе — бяка. Непривычно безвкусная и жажду совершенно не удовлетворяет.