Захожу на кухню, а на столе сидит маленький гномик и вертит в руках перочинный нож. Я что-то говорю гномику, он недовольно сплевывает вбок, нехотя поднимается и отрезает кусок от огромной сосиски, которая лежит на столе. Так я запомнил метод массива splice. Главная идея «Дворца Памяти» — придумать образ, который просто невозможно забыть, и прикрепить его в воображении к реальному месту, которое хорошо знаешь.
Предыстория
Я учился на бухгалтера и довольно рано понял, что это не мое. Бухучет — это вспомогательная функция, которая не предполагает созидания, а мне хотелось быть на острие атаки и что-то создавать. Поэтому я решил переучиться на программиста. Я смотрел различные курсы, читал литературу, но ключевым этапом в моем обучении стал следующий эпизод.
История
Мой брат порекомендовал книгу «Эйнштейн гуляет по Луне», где описывается техника «Дворца Памяти», при помощи которой чемпионы по скоростному запоминанию делают чудеса. Например, за час они могут запомнить последовательность из нескольких тысяч цифр. Я её прочитал и благополучно забыл бы содержание, если бы не занятный случай. Я поехал путешествовать, но по дороге отравился и попал в больницу. Там меня довольно быстро привели в чувства, но выписывать не спешили. Голова заработала и требовала активности. Стало скучно, и я решил опробовать «методы Эйнштейна», а под рукой как раз была электронная книга с учебником «Современный учебник Javascript».
То, насколько успешно это получилось, меня удивляет до сих пор. За 5 дней мне удалось запомнить около 250 образов, которые несут какой-то полезный смысл, например, особенность синтаксиса или какой-нибудь метод. Теперь, чтобы вспомнить вcё, что я знаю о массивах, достаточно зайти в нужную комнату — и начинается экшн. Правая нога в луже чего-то липкого (метод массива concat), на столе — огромная сосиска, один её конец похож на попу (метод массива pop), я делаю кое-что нецензурное с этой попой (метод массива push) и т.д.
У меня появился личный структурированный справочник, работающий быстрее Google, который всегда под рукой.
С того момента прошло 4 года, сейчас я профессиональный фронтенд-разработчик. Я постоянно использую технику «Дворца Памяти» в своей повседневной жизни.
Почему «Дворец Памяти» так здорово работает?
Дело в том, что мозг запоминает не всю информацию одинаково легко. Нашим предкам, охотникам и собирателям, было жизненно необходимо знать, какие растения съедобны, а какие нет, где найти еду и как вернуться домой. На эти способности памяти предки и полагались каждый день. Именно в таких условиях мы эволюционировали.
А вот потребность запоминать номера телефонов, историю России или как работает JavaScript, в масштабе истории человечества появилась недавно. Поэтому наш мозг плохо для этого приспособлен.
Зная эту особенность, мы можем её использовать. Обманка заключается в том, чтобы закодировать скучную вещь в очень яркий, удивительный образ, который просто невозможно забыть, и поместить его в место, которое вы знаете. Хорошо, если образ задействует множество органов чувств: пусть он трогает вас, издает звуки, пахнет. Еще лучше, если он будет делать провокационные и необычные вещи.
Заключение
Всем, кто заинтересовался этой техникой, рекомендую книгу «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Джошуа Фоера.
Хочется, чтобы как можно больше людей обратило внимание на такой мощный инструмент и научилось им пользоваться.
Комментарии (44)
edogs
26.01.2019 12:33У дворца памяти есть два нюанса, которые редко упоминаются.
Первый это то, что люди делятся по каналам восприятия «визуал, аудиал, кинестет, дигитал».
Захожу на кухню, а на столе сидит маленький гномик и вертит в руках перочинный нож.
Вот это годится не для всех, а только длянаркомановвизуалов. Аудиалам больше подходят «каждый охотник желает знать». И так далее.
Плюс еще есть глобальный аспект. В случае если речь не идет о случайных, не связанных вещах, а об объеме знаний в конкретной категории — дворец памяти ок. Но что бы освоить одну область глобально — дворец памяти лучше не использовать. Мозг адаптируется. Первый иностранный идет тяжело, второй легче, третий еще легче. Почему? Потому что мозг натренировал связи отвечающие за категорию «иностранные языки». Дворец — костыль, хочешь быстро дойти до рюмочной — ок, хочешь научиться бегать — не трать время на прокачку скилла хождения на костылях — вставай и иди.artemev
26.01.2019 13:34+1Дворец — костыль, хочешь быстро дойти до рюмочной — ок, хочешь научиться бегать — не трать время на прокачку скилла хождения на костылях — вставай и иди.
Если заменить слово "костыль" на "инструмент" или "средство", то взгляд на ситуацию меняется. Вы же не станете утверждать, что траншею лучше рыть голыми руками, а не экскаватором или на худой конец лопатой.
Запомнить, например, несколько десятков тысяч знаков после запятой в числе "Пи" или какую-то более полезную, но не менее объемную информацию — без костылей/инструментов вряд ли возможно.
edogs
26.01.2019 19:22Если заменить слово «костыль» на «инструмент» или «средство», то взгляд на ситуацию меняется
Так мы и говорили о костялых как о средстве и инструменте добраться до рюмочной, мы же не предлагали в нее ползти. Но чем они помогут Вам бегать?
Вы же не станете утверждать, что траншею лучше рыть голыми руками, а не экскаватором или на худой конец лопатой.
Вы быстро выроете траншею, но при этом не научитесь вести земляные работы. Разница такая же как между изучением конкретного ЯП и программирования как науки, если Вам нужно быстро сделать сайт — изучите конкретный ЯП и сделайте, если Вы хотите делать сайты — извините, но надо сходить поучить программирование.
p.s.: Вот ниже Vadem habr.com/en/post/437580/#comment_19665462 практически о том же самом.artemev
26.01.2019 20:17Есть вещи, которые без костылей/инструментов просто не выполнимы. Например, чтобы увидеть микробов, нужен микроскоп. С другой стороны любой инструмент имеет ограниченную область применения и, если Вы микроскопом будете гвозди забивать, то это уже беда. С мнемотехникой то же самое. Применять ее нужно по назначению.
Например, я как-то увлекся скоростной сборкой кубика Рубика по методу Джессики Фридрих. Там больше сотни формул вращения граней (пример: R' F' R U R' U' R' F R U R), плюс нужно помнить каждую ситуацию, когда применить соответствующую формулу и положение кубика перед выполнением алгоритма. Запомнить все это без мнемотехники — та еще боль. С мнемотехникой — легко. Плюс бонус — если все сделано правильно, то забыть практически не реально.
edogs
26.01.2019 21:21С мнемотехникой то же самое. Применять ее нужно по назначению.
Совершенно верно, именно это мы и имели ввиду, когда сказали что надо учитывать пару нюансов. Упрощенно говоря дворец хорош для зубрежки, для изучения тематики естьмастеркардклассическое фундаментальное обучение.
Keyten
27.01.2019 01:33+1Проблема в том, что мнемотехника в случае языков это действительно костыль. Образы, увы, забываются. Ну не сможете вы, запомнив 10к образов, пробегать по ним по всем хотя бы еженедельно. Я уже не говорю о том, что говорить / понимать, вытаскивая слова из дворца памяти, вряд ли получится.
Поэтому образы — это такой промежуточный этап, вроде как по-быстрому перенести словарь в голову, чтобы потом учить из него слова в любой свободный момент времени.
Насколько знаю, ребята, заучившие десятки тысяч после запятой, повторяют их все практически ежедневно, тратят на это уйму времени, а после рекорда сразу же забывают.
Extremum
27.01.2019 10:11+1Про каналы восприятия — абсолютно точно. Автор учебника по мнемотехнике с использованием системы Джордано — Козаренко Владимир (у которого кстати учился тот же Ягодкин) честно об этом предупреждает, не всем дается образное мышление.
А вот насчет связей в мозгу не соглашусь с вами. Да, они важны, но ассоциации лишь мостик для того, чтобы наладить эти связи. И это я утверждаю на своем примере, примерно год назад по одному видео в Youtube на таких вот ассоциациях запоминал сто итальянских слов, чтобы хотя бы надписи понимать в поездках. Не повторяя и не используя постоянно помню сейчас процентов 70, но самый парадокс в том, что на некоторые значения я не помню ассоциаций. Что означает слово помню, а вот используемый при этом образ нет.
Возможности мозга довольно велики, просто его надо развивать. И обучение с использованием ассоциаций это как тренировка для спортсмена, только учимся мы как раз быстрому созданию связей в мозгу.DaneSoul
27.01.2019 22:48примерно год назад по одному видео в Youtube на таких вот ассоциациях запоминал сто итальянских слов, чтобы хотя бы надписи понимать в поездках.
Интересно не 100 простых слов, интересно как это будет работать и будет ли когда слов станет 1000, потом 5000 и соответственно слова станут сложней и еще и с вариациями в зависимости от контекста.
У скольки процентов людей хватит фантазии на создание такого количества не противоречащих друг другу образов и образной памяти, чтобы их запомнить?Akarosa
28.01.2019 18:43Может и хватило бы, кабы все эти слова были существительными. Но у меня лично большая проблема с образами для отвлеченных понятий. Проще зазубрить повторениями с учетом кривой забывания.
На самом деле запоминание с помощью образов — это не запоминание слов для использования при разговоре. Это перенос словаря в память. Слов ты не знаешь, использовать не получится, но найти нужное можно очень быстро.
Именно поэтому я использую подобные методики для информации справочного характера, и не пытаюсь заменить этим навыки. Справочник по языку, вероятно, хорошая идея, не пробовал.
Vadem
26.01.2019 13:01+1Зачем? Зачем запоминать учебник по JavaScript?
Чтобы освоить язык, надо понять его основные возможности и как и когда их использовать.
Тупое запоминание тут бесполезно чуть менее чем полностью.
P.S.:
Тоже когда-то(ещё в школе) пользовался мнемоническими техниками.
Даже на курсы по ним ходил.
Пока не понял, что они практически бесполезны.
Точнее они полезны в школе и в институте где иногда требудется тупое запоминание.
А в повседневное жизни под пукой есть телефон с интернетом.
Единственное чем до сих пор пользуюсь — это запоминание информации о людях при знакомстве.dedyshka
26.01.2019 14:45На момент «запоминания учебника по JS» автор был в больничке, делать было нечего, а под рукой оказался JS. С таким же успехом он мог запоминать учебник по анатомии.
Статья то не про JS, а про инструмент для запоминания.
Что касается бесполезности инструментов для запоминания…
Зачем бросаться в крайности? Есть знания которые «понимаются», есть которые «запоминаются». Надеятся на то, что под рукой всегда будет интернет конечно можно, но это потенциально ограничивает. Смотрите на мнемотехнику как на способ развития мозга и Homo sapiens как вида.sshikov
26.01.2019 18:38Ну, что статья не про JS — это понятно. Но все-таки, учебник не очень хороший пример. Точнее даже очень нехороший. Ненужный.
MaxVetrov
26.01.2019 17:54Тоже соглашусь. Нет смысла учить учебник, справочник. Язык меняется, через пару лет все изменится. Когда нужно что-то сделать просто лезешь в справочник или примеры кода смотришь, и все понимаешь. Благо программируешь не на бумаге и не без интернета.
Мнемотехника полезна для запоминания цифр, списков.(телефон не всегда под рукой, голова всегда).
Захожу на кухню, а на столе сидит маленький гномик и вертит в руках перочинный нож. Я что-то говорю гномику, он недовольно сплевывает в бок, нехотя поднимается и отрезает кусок от огромной сосиски, которая лежит на столе. Так я запомнил метод массива splice.
По мне, это избыточное кодирование. Запоминаешь просто, что такое splice на аглийском и все, хотя у всех различный набор знаний.YuryZakharov
26.01.2019 22:06+2Запоминаешь просто, что такое splice на аглийском и все
Тем более, что учить английский просто, в нём почти все все слова изC++JavaScript.
Вот тоже самое хотел сказать про pop и push — если знать значения этих слов, то и порнография не нужна никакая.
Понимание в данном случае лучше зубрёжки.MaxVetrov
26.01.2019 22:50про pop и push
А если еще и ассемблер знаешь, то возникает стойкая ассоциация(образ) — стек ,) И не нужно выдумывать образы, все базируется на предыдущем опыте. Если образов не возникает, то можно закодировать в число и подобрать образ, но это временное решение, лучше понятийный аппарат развивать. Мнемотехникой удобно последовательности чисел запоминать, раньше считал, что число, состоящее из 100 цифр запомнить сложно. Как оказалось не сложно если знаешь набор заготовленных образов по системе Major Mnemonic System, а если еще и цвет образов кодировать, то емкость образа еще увеличивается.
Alhymik
27.01.2019 17:27Вот тоже самое хотел сказать про pop и push — если знать значения этих слов, то и порнография не нужна никакая.
А вот интересно. Как знание того, что «to pop» переводится, как хлопать, поможет понять, что это удаление с конца массива, без представление этого слова в порнографическом контексте? Почему не какой-нибудь shrink или prune. А какое отношении «push» (проталкивать, продвигать) имеет к добавлению в конец массива? Если б в начало еще ладно — силком втолкнули элемент в начало, остальной массив продивнулся… Так нет, не add, не append, а опять какая-то порнография. Не язык, а изврат какой-то )MaxVetrov
27.01.2019 17:45Может «хлопать» и не поможет. А вы не думали о том что другие значения для слова есть? Слово то короткое, обычно у таких слов много значений.
Также переводится как «шипящий напиток». Вот и представьте вы наливаете в бокал шампанского, пузырьки всплывают снизу-вверх, вы слышите звук лопающихся пузырков, по звуку они напоминают хлопанье аудитории, но тише. Вот вам картинка, и несколько значений запомнили.Alhymik
27.01.2019 17:57За меня гуглопереводчик подумал. Может он соврал?
Поэтому и спрашиваю у знаков английского
to pop
хлопнуть — отмечено как употребляемое в этом значении чаще остальных
хлопать
палить — это что ли? типа сжечь элемент массива? ))) а почему не стандартные del или remove. В названии что-то указывает на последнесть элемента?
трескаться
выстреливать
поджаривать кукурузные зерна
стрелять
бросаться
возникнуть
внезапно спросить
огорошить вопросом
закладывать
принимать
короче, бред какой-то,
без костылей в виде ассоциаций, запомнить, что делает метод будет не простоMaxVetrov
27.01.2019 19:20+1Конечно бред какой-то когда переводишь без контекста. Тоже так раньше делал, было очень сложно.
en.wiktionary.org/wiki/pop
10 (transitive, computing) To remove (a data item) from the top of a stack.
YuryZakharov
27.01.2019 20:19Почему не какой-нибудь shrink или prune.
Потому, что семантика. To shrink — это действие с самим стеком (массивом). После это действия мы получим укороченную тушку изначального стека, обрезок будет потерян. Иногда и это тоже нужно делать, в Форте, например, есть drop.
А если нам нужно последнее значение — то его нужно вытолкнуть из стека (массива).
А вот почему JS использует такие странные соглашения об именах, это не ко мне, это к его разработчикам:Не язык, а изврат какой-то )
Вы ведь это про JS, правда?
Английский, кстати, менее избыточен, по сравнению с русским, поэтому чаще нужен контекст.
Ну, и гуглопереводы — это не серьёзно. Хотя и гуглонадмозг, если ему дать контекст, переводит более или менее адекватно.Alhymik
27.01.2019 20:46To shrink — это действие с самим стеком (массивом).
Т.е. в js — добавление\удаление элемента в начало массива — shift \ unshift (сдвиг), означают действие над массивом. А добавление\удаление с конца — push \ pop — это относится к элементу. Ну как-то… Хотя в первом случае он действительно сдвигается. А в случае pop не только урезается массив, но и возвращается верхнее значение, подобно пуле, выстреленной из магазина. Вобщем, спасибо, парни, теперь я точно не забуду, что делают эти методы, татуровку делать не придется ))
Matisumi
26.01.2019 14:12Статья из серии «гуманитарии пытаются в программирование».
vin2809
26.01.2019 14:59Вы пропустили слово «влезть»: гуманитарии пытаются ВЛЕЗТЬ в программирование.
Captcha
26.01.2019 17:46Это же оборот такой — https://www.urbandictionary.com/define.php?term=Can%27t+Into
Livencor
27.01.2019 19:35Статью написал технарь, прочитал технарь, а что-то там якобы пытаются снова гуманитарии. Какое-то зазнайство и выпендрежничество.
411
26.01.2019 15:04github.com/denysdovhan/wtfjs а можно увидеть набор предлагаемых образов для этого списка?
vzhicharra
26.01.2019 20:14судя по
на столе — огромная сосиска, один её конец похож на попу (метод массива pop), я делаю кое-что нецензурное с этой попой (метод массива push) и т.д.
наборы образов следует искать на сайте pornhub.comfunca
26.01.2019 20:55+1Эти ребята еще не начали делать тематические подборки для изуч запоминающих javascript?
vzhicharra
26.01.2019 21:57все зависит от воображения изучающего
но, судя по динамике развития языка, подборки надо искать в разделах Teen / Young / School
arheops
27.01.2019 04:56Даже чисто теоритически вы сделали привязку вместо простой
массив-снять-js->masive.pop()
Тут всего три образа и одна строчка(которая при знании английского еще и заменяется образом)
боле сложной — сколько там у вас образов в цепочке? 7?
какаято-комната- на столе — сосиска-огромная-конец — попа
Соответственно вы используете память неэффективно. Еще и больше шанс попутать. А еще надо время на вход в комнату и пробег по цепочке.
Это прекрасно работает на несвязанных данных если не слишком много и вам нажно их запомнить. Но синтаксис языка както не очень
Представим ваш дворец после изучения стандартной библиотеки C.это ж жесть будет.
stanislavkulikov
28.01.2019 14:58Захожу на кухню, а на столе сидит маленький гномик и вертит в руках перочинный нож.
Такое и до шизофрении довести может…
Mimus_spb
Николай Ягодкин уже N лет ведет свою школу, которая вобщем-то полностью и всецело посвещена мнемотехнике.
Люди реально с нуля учат язык на С1 за 3 месяца, а уж 100-150 слов за вечер — вообще легчайше.
На Хабре, впрочем, данная тема непопулярна. Каждый раз когда я упоминаю про мнемотехнику в комментах обязательно появляются неполовозрелые и переводят диалог в базарную плоскость. Хз, почему именно от этого у людей пригорает.
Техника реально супер полезная, особенно для учащихся в «лудшим мире рассейскам абразавани» где знания приравнены к способности запоминать кучу неструктруированной и устаревшей инфы, которую уныло вещает препод.
Kroid
Я вполне верю, что таким вот способом можно выучить хоть десять тысяч слов — запоминают же десятки тысяч знаков после запятой числа пи.
Вопрос другой. Реально ли это поможет выучить язык? Потому что есть сомнения — уметь пользоваться языком, говорить на нем, писать, читать — это не то же самое, что быть ходячим словарем.
Mimus_spb
80%+ языка это слова
если есть плотное общение с нейтивами, то грамматика (ну в плане корркетной конструкции предложений, артиклей, времен вот это все) сама встанет, особенно если вам до 20 лет
ну или на крайняк грамматика тоже мнемотехникой берется, хотя и не так качественно как слова
Kroid
Но ведь слов как самостоятельных единиц не существует. Нет такого "вот слово, а вот перевод". Есть "вот мысль на одном языке, а вот очень похожая мысль на другом".
Если открыть нормальный словарь, то для каждого слова будет описание на несколько абзацев. Плюс примеры употребления.
Поэтому вопрос. Запоминая мнемотехникой по 150 слов ежедневно, запоминаются "слово-словарная статья" или "слово-перевод"?
Хотя, для существительных, обозначающий название объектов, это вполне решение, наверное. Названия животных запоминать, те же фрукты / овощи, и подобное.
ru1z
Тут у любого пригорит. Это все-равно, что сказать я получу черный пояс за три месяца. Это невозможно не из-за выученных/невыученных слов, дело совсем не в них. Дело в практике, ее нельзя получить за 3 месяца придумывания веселых историй. Ягодкин и прочие бредогенераторы не смогут изменить фундаментальные вещи, как бы не промывали мозги. Дворцы памяти работают, но не так как маркетологи их рекламируют.
PS/Кстати, вспомнил, мы уже в июле тоже самое с вами обсуждали. Ну и как ваш C1 поживает?
Я тоже так могу без всяких мнемоник, правда как это потом вспомнить в реальном применении, хоть с мнемониками хоть без (и за какое время). Но простите, даже так 150*4*7=4200слов, какой же это C1?
Mimus_spb
we are doing this once ©
нет, не у любого, тащем-то только у тебя и горитнет, это принципиально разные навыки
физические и умственные
у них совершенно разная курва обучения
брат, ну это совсем бред
за 3 месяца нельзя, а за сколько можно? за 6? за 12?
почему за 3 месяца нельзя? потому что Имя «ru1z» Рек так считает?
амиго, for the most part, бред генеришь ты
тут уж но оффенс, но у Ягодкина есть ИРЛ тысячи учеников (и ваш покорный), а может и десятки тысяч
а у тебя есть твое мнение, которое из-за раздутого эго и отсутвия реальных жизненных результатов ты экстраполируешь на окружающих (прости за правду)
нет, брат, не можешь
а если можешь, то давай примажем с тобой на деньги, обогатишься, заодно и меня проучишь, кек tg @BPMplug
ну нету никакой альтернативы мнемотехнике в плане запоминания, прям от слова совсем
ru1z
Я не очень понимаю, что тогда для вас является C1 уровень. Насколько я понял — только запоминание слов/информации, чистая работа мысли то есть? Это немного не то, конечно картошку на базаре вы так купите, но… Попробуйте пройти вот этот тест ради интереса — dialangweb.lancaster.ac.uk. Удачи.
PS: Я не обсуждал мнемотехнику per se. Зря вы на личности переходите, критика нужна. Вот в верхнем комменте, у вас много допущений (грамматика встанет тоже за 3 месяца?!), натягиваете сову на глобус, лопнет же.