Компания Promobot — это молодая компания из Перми, это стартап с продуктом, признанным во всем мире. Сейчас это крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории Северной и Восточной Европы. В посте краткая история разработки и достижения успеха. Под катом много уникальных фото с производства. Производство компании занимает две тысячи квадратных метров в г.Перми, на базе технопарка «Морион». Производственный цикл включает в себя производство электроники, пластиковых и металлических деталей. На базе предприятия осуществляется разработка программного обеспечения, сборочные операции, тестирование основных систем, пусконаладочные работы и техническая поддержка.
На вопросы отвечает Игорь Еремеев, технический директор Промобот.



Ваша компания уникальна для России. Вы не останавливаетесь на достигнутом и постоянно развиваетесь. Можете ли сейчас вспомнить как все начиналось?

Компания Промобот была основана в 2015 году Алексеем Южаковым, мной, Олегом Кивокурцевым и Максимом Утевым. Мы представляли робота-снегоуборщика на конкурсе инновационных проектов «Большая разведка» в 2014 году. Там Алексей Южаков выступал в качестве спикера.

После выступления, Олег познакомился с Алексеем, рассказал о том, что мы занимаемся различными проектами в области робототехники и предложил внедрить результаты в проекты Алексея. Южакову идея понравилась и он предложил встретиться для обсуждения перспектив.

Далее, именно Южаков предложил сделать робота-промоутера. Он предложил нам помещение и финансирование. Мы же должны были построить первый прототип.



Построили. Повезли тестировать в один из торговых центров, и там он привлек очень много внимания. И так решили продолжать.

Что Вас мотивировало?

Все начиналось как хобби. Точнее, все началось с учебы, потом перешло в хобби, и потом появилась финансовая составляющая.

Оглядываясь назад, все ли Вы сделали правильно? Какие грабли собрали по дороге?

В случае с Промобот мы сделали все правильно. До этого мы делали робота-снегоуборщика, и он был не востребован. Несколько мы продали и получили не самую хорошую обратную связь. Он был недостаточно удобен, недостаточно технологичен. Поэтому она не ушла в массы. Мы вовремя переключились на Промобот.



Тогда как раз мы познакомились с Алексеем Южаковым. Он стал идейным вдохновителем. До этого были технари — я и Максим Утев, был Олег Кивокурцев, который умел продавать.

И еще одна деталь, я всегда работал с друзьями или с родственниками. Это были мои грабли. Но когда я связался с Олегом и Максимом, я начал работать с абсолютно незнакомыми мне людьми. У нас не было к друг другу претензий, обстоятельств, обязательств. Мы просто начали делать то, что было нужно.



С какими сложностями вы столкнулись и как их преодолели?

Финансирование. Когда мы делали снегоуборщика, то мы делали его за свои средства. Тогда у меня был свой бизнес и я мог себе это позволить. Но, наверное, ребятам, которые только закончили университет, самостоятельно заняться коммерческой робототехникой будет сложно.

Упорство. Промобот отличается от других команд, где я работал, именно этим качеством. Здесь непозволительно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Нужно брать и делать. Мы сидим здесь постоянно и работаем на результат. Любыми путями. Чем раньше результат, тем лучше. Любой результат.



Сейчас Вы больше стартап или технологическая компания?

Здесь очень тонкая грань. Мне кажется, что внутри офиса мы все еще остаемся стартапом — в плане управления, структуры, людей, мобильности. Вне офиса, наверное, мы уже комания. Однако никому не нужно стремиться переставать быть стартапом.

Игорь, делаете ли Вы что-то руками? Приходиться ли моделировать, кодить или браться за дрель?




Мне очень много чего приходится делать своими руками. Час назад я мог быть системным администратором и разбираться с серверами, через полчаса я программист и пробую новый код для общих нужд, а еще через два я уже строю стол в переговорку и занимаюсь обустройством офиса. Поэтому да.



Как работает Ваш робот? Какие аппаратные компоненты Вы используете?

Большинство аппаратных компонентов разработаны нами собственноручно, за исключением вычислительных модулей. Вычислительные модули — это обычный компьютер, уменьшенный в разы. А все платы управления, сервоприводы и так далее — все это сделано нашими специалистами в Перми.



Если смотреть в процентном соотношении, то у нас сейчас 70 отечественных и собственных комплектующих на 30 импортных. Из этих 70 — половина наших комплектующих. Металл изготавливается подрядчиками в Перми, по нашим чертежам. Детали корпуса — сам пластик закупаем, но формуем у нас на производстве. Вся аппаратная составляющая разрабатывается и собирается тоже нами. Практически все делаем сами.



Используете ли Вы ROS? Какие-то другие технологии в софте?

Мы использовали его с самого начала. Когда мы начинали, у нас не было программистов и я делал все сам. Я случайно выбрал ROS, по нему было много видео-пособий. А в последствии оказалось, что это было правильным решением.



Кстати, говоря о граблях, то не стоит изобретать велосипед и пытаться придумать все с нуля. Нужно пользоваться тем, что уже есть и адаптировать.

Мы это делаем по сей день. Если нам нужен пакет навигации, то берем что-то из открытых источников и дорабатываем под себя. И когда долго идет работа, уж ничего не остается от исходных данных. Но в начале это дает некую точку роста, относительно которой ты можешь двигаться.



Раньше использовали OpenCV — библиотека для распознавания образов и изображений. Она до сих пор у нас используется, но очень мало. Распознавание лиц сейчас у нас реализуется через решение от партнеров. Это не наша разработка, однако мы давно работаем с ними и поставляем массивную BigData. То есть слепки изображений со всех роботов, которых уже больше четырех сотен. На их основе программа все лучше и лучше распознает.



Лингобаза, с помощью которой общается робот, также полностью наша разработка. Она начала свою разработку еще с 2014 года, потом претерпела значительную доработку и вышла вторая версия системы. По сути, сейчас она содержит несколько составляющих — это база данных с парами ответ-вопрос, и есть часть, написанная с применением нейросетей, с помощью которой он может искать ответы на вопросы по тексту.



Распознавание речи пробовали от Google и Яндекс. В итоге, сейчас работаем над своим. Потому что параметры распознавания у телефона, который лежит рядом, и у робота на выставке — разные. Мы вручную обрабатывали запросы с роботов из шумных мест, с разными особенностями речи, и на основе этих данных научили систему распознавать хорошо в тех условиях, в которых находится робот.



Поддерживаете ли Вы какие-то opensource проекты? Публикуете ли в открытый доступ часть своих наработок?

Нет.



Используете ли Вы технологии непрерывного улучшения? Что ждать от promobot V.5?

Да, мы постоянно работаем над улучшением робота. Например, робот четвертой версии сегодня и год назад — это совершенно разные роботы. У нас постоянно выходят релизы, где улучшаются распознавание, навигация, появляются новые системы безопасных движений или скриптов.
В начале каждого года мы обозначаем области оптимизации и далее уже занимаемся реализацией.



Вы сделали классный сервис для создания движений роботов. Как работает Motion studio? Какие технологии используете? Как происходит рендеринг?

Это веб-сервис. В основе лежит 3D модель робота, на ней есть интерактивные узлы, которые можно крутить, вертеть, строить из них движения. Из этого можно создать сценарий, добавить музыку, поменять цвета подсветки и так далее. Сценарий сохраняется и переносится на робота в виде файла.



Какие у вас планы и перспективы, связанные с Промобот?

В скором времени мы запускаем свой техноблог. Вести его буду я и мои коллеги, мы планируем рассказывать о том, как делается наш робот, создавать обзоры на новинки, технику, тренды в мире робототехники.



Если говорить о глобальных планах компании, то сейчас мы работаем над расширением географии поставок, отработке новых кейсов применения, например, робот-консьерж, робот-консультант, робот-экскурсовод. Это некая совокупность функций, разработанная для работы в специфичной отрасли. В компании мы называем это кейсами применения. И непрерывное улучшение, конечно же.

P.S.: От себя хочу добавить, что безумно приятно, что у нас в России есть такие компании. Это показатель того, что для успеха не обязательно уезжать из РФ, не обязательно даже переезжать в Москву. Все барьеры находятся внутри нас. Promobot, спасибо!

Комментарии (21)


  1. andrewdrone
    29.01.2019 07:55
    +3

    Да уж, ребята пиарятся как могут — вот только лжецов никто не любит


    1. webzuweb Автор
      29.01.2019 08:00
      +2

      Не совсем понимаю о чем Вы? Я сам был инициатором интервью.


      1. andrewdrone
        29.01.2019 08:15
        +3

        1) якобы сбежавшие с полигона роботы, якобы случайно снятые на проф камеру с разных ракурсов


        2) обвинение тесла за типа сбитого и по заявлениям не 'подлежащего ремонту' робота за сотни нефти


        3) не удивлюсь если за маскарадом с говорящим роботом тоже эти ребята стоят


        1. BaLaMuTt
          29.01.2019 08:41

          не удивлюсь если за маскарадом с говорящим роботом тоже эти ребята стоят
          точно не они. Им это незачем так как их железка реально существует и даже сама разговаривает. Кстати довольно забавная железяка. В Перми их роботы много где встречаются. Как в других городах не в курсе.


          1. UnknownUser
            29.01.2019 10:32

            Подтверждаю. Встречаются.
            Правда, ни разу не видел чтобы кто то пользовался их услугами ).


            1. CharlesFrost
              30.01.2019 10:05
              +1

              Ага, встречаются.
              Когда первый раз увидел его в «Колизее», подумал, что это такой полотёр. :)


  1. sibmax
    29.01.2019 08:16

    а в чем фан этих поделок?
    сколько раз их видел на выставках — как по мне чушь полная…


    1. andrewdrone
      29.01.2019 08:24
      +1

      Фан в том чтобы впарить говно за кучу денег.


      На амазоне он с бесплатной доставкой стоит $50000, а точно такой же, который бы на выставке просто заплевали, — пришлось дернуть веревочкой на камеру и заявить об убытках на миллион рублей.


  1. Imbecile
    29.01.2019 09:50
    +2

    крупнейший производитель автономных сервисных роботов на территории Северной и Восточной Европы.

    1. Какие страны включили в статистику Северной Европы? А то, согласно тому же ООН, там Великобритания, которая очень даже умеет в роботы.
    2. Где, в принципе, статистика производства Промобота и упомянутых стран? Или это маркетологи придумали, а интервьюер решил не уточнять (перепроверять) факты, чтобы не ставить в неудобное положение?
    И так весь текст. Те же 70% отечественных комплектующих — это в штуках или в деньгах?


    1. webzuweb Автор
      29.01.2019 10:03
      -1

      Ответ от Promobot:
      1. Какие страны включили в статистику Северной Европы? А то, согласно тому же ООН, там Великобритания, которая очень даже умеет в роботы.

      Все, не включая Германию и Европу. Встречный вопрос — назовите хотя бы три бренда сервисной робототехники из Великобритании

      2. Где, в принципе, статистика производства Промобота и упомянутых стран? Или это маркетологи придумали, а интервьюер решил не уточнять (перепроверять) факты, чтобы не ставить в неудобное положение?

      27 стран — именно в столько стран Промобот уже поставил роботов. А именно: Великобритания, Китай, ОАЭ, Казахстан, Латвия, Ирландия, Чехия, Беларусь, Чили, Испания, Турция, Туркменистан, Беларусь, США, Молдова, Австралия, Узбекистан, Канада, Бразилия, Кувейт, Румыния, Сингапур, Украина, Германия, Швейцария, Гана, Демократическая республика Конго

      70% в штуках, то есть 70 процентов позиций комплекта роботов или собственного производства, или произведены в России


      1. Imbecile
        29.01.2019 11:36

        Встречный вопрос — назовите хотя бы три бренда сервисной робототехники из Великобритании
        Я не до конца понимаю, что в вашем случае вкладывается в понятие «сервисная робототехника», но пусть будет так:
        1. Automata
        2. Consequential Robotics
        3. Small Robot Company

        Первое, что нашлось в Гугле.

        27 стран — именно в столько стран Промобот уже поставил роботов...
        Вопрос звучал немного иначе. Промобот заявил, что он первый по количеству. Чтобы так заявлять, нужно знать сколько производит Промобот (надеюсь с этим нет проблем)? И сколько производят другие производители в странах по списку? Именно со вторым вопрос — где статистика различных производителей по этим странам?
        Вместо неё перечисляют страны, куда отвозили, разработанные Промоботом, изделия.

        70% в штуках, то есть 70 процентов позиций комплекта роботов или собственного производства, или произведены в России
        7 х винтов M8, произведённых в РФ против 1 х дисплей, 1 х микроконтроллер, 1 х модуль памяти, поставленных из-за рубежа, как раз и дают такую статистику. Правильно?


        1. andrewdrone
          29.01.2019 13:56
          +1

          Яростно плюсую, по другому не могу.


          Внимание, 70% комплекта:


          1. Робот в сборе — Китай
          2. Упаковка — Китай
          3. Документация — Китай
          4. Пенопласт — 4 куска — Россия
          5. Пакет упаковочный — 2 шт — Россия
          6. Сертификат соответствия — Россия


          1. webzuweb Автор
            29.01.2019 13:58
            -1

            К чему этот сарказм. Вы же сами видели цех на фото.
            И подрядчики из Перми.


            1. Imbecile
              29.01.2019 14:08
              +2

              Сарказм к тому, что читателей Хабра пытаются сделать бездумными потребителями маркетинговой продукции. Иначе чем объяснить отсутствие цифр, которые отсутствуют в статье и запросили в комментариях?
              Статистика производства Промобот и тех, с кем сравнивали, чтобы определить первенство? — Нет.
              Стоимостная составляющая импорта и локализованной продукции? — Нет.

              Попытки разобраться сталкиваются со встречными выпадами

              назовите хотя бы три бренда сервисной робототехники из Великобритании
              или игнорированием.

              Естественно, сообществу в таких условиях остаются домыслы и сарказм.


  1. piligrim130
    29.01.2019 09:56

    Если сравнивать с Boston Dynamics то просто дорогая игрушка но с чего то надо начинать, главное что бы это так и не осталось бесполезной тележкой с моторчиком.


    1. BaLaMuTt
      29.01.2019 18:02

      С BD сравнивать не совсем корректно так как цели разработок промобота и BD абсолютно разные. Это примерно как сравнить танк Абрамс и трактор ДТ-75 — вроде и то и то ездит, и то и то на гусеницах, но применение абсолютно разное.


  1. realloc
    29.01.2019 10:02
    +3

    Кстати, говоря о граблях, то не стоит изобретать велосипед и пытаться придумать все с нуля. Нужно пользоваться тем, что уже есть и адаптировать.
    Мы это делаем по сей день. Если нам нужен пакет навигации, то берем что-то из открытых источников и дорабатываем под себя
    Поддерживаете ли Вы какие-то opensource проекты? Публикуете ли в открытый доступ часть своих наработок?
    Нет.

    Яснопонятно :(


    1. roboter
      29.01.2019 14:48

      Тоже за это взгляд зацепился, нужно отвечать более плавно, «денег нет но вы держитесь» «На данном этапе публикация не планируется».


  1. Lerk
    29.01.2019 10:32

    Залез на сайт производителя посмотреть, что умеет сей робот. Кейс: промоутер в магазине. Сам начинает разговор с покупателем, спрашивает есть ли у того карта лояльности и т.д. Как интроверт, я б сказал, что это ппц крипово. Вот интересно стало, если покупатель стоит спиной к роботу, тот тоже поедет докапываться?) Мало нам было живых назойливых консультантов, теперь будет еще и робот. Не удивительно, что в штатах народ уже начал люлей отвешивать железкам)))


  1. lelik363
    29.01.2019 11:00

    Вычислительные модули — это обычный компьютер, уменьшенный в разы.

    Можно немного по конкретнее?

    и потом появилась финансовая составляющая.

    На чьи средства развивается стартап?


  1. proton17
    29.01.2019 13:58
    +1

    Всегда хотел узнать кто и зачем делает эту фигню) Я их на выставке всегда обхожу стороной, один раз подошел — задал пару вопросов, железка ничерта не поняла и я отправил ее гулять подальше…