Закрывая Wii Store Channel и не давая пользователям скачивать старые игры, компания Nintendo снова демонстрирует, что в современную цифровую эпоху вещи, которые вы покупаете, на самом деле вам не принадлежат




Пробыв в онлайне больше десятилетия, Nintendo закрывает Wii Shop Channel. Компания убрала возможность покупки внутримагазинной валюты (Wii Points) уже в прошлом марте, а с 30 января пользователи уже не могут покупать WiiWare или игры с Virtual Console.

На первый взгляд этот ход легко отмести как естественную гибель сервиса, привязанного к стареющей консоли, в результате эволюции. Особенно учитывая, что Nintendo дала пользователям достаточно много времени на то, чтобы потратить Wii Points до закрытия магазина. Однако день, когда Nintendo отключает Wii Store Channel, должен стать серьёзным предупреждением для всех, кого волнует сохранение видеоигр, и для любого потребителя, использующего цифровой магазин: часто продукты, которые мы покупаем в цифровом виде, нам не принадлежат, и когда один из цифровых магазинов закрывается, единственным способом сохранения его для истории остаётся пиратство.

В данном случае, даже после официального закрытия магазина, пользователи Wii смогут скачивать уже купленные и скачанные ими из магазина игры, если они смогут разместить их на внутренней памяти Wii или дополнительной карте SD. Однако в Nintendo заявили, что в какой-то момент в будущем компания закроет все сервисы, связанные с Wii Shop Channel, «включая возможность заново скачивать игры из WiiWare и Virtual Console, а также поддержку Wii System Transfer Tool, передающую данные с системы Wii на систему Wii U».

Это означает, что если игры, купленные пользователем в магазине, не будут к тому времени скачаны, или что накопитель, на котором будет хранить их пользователь, выйдет из строя, он потеряет их навсегда. Пользователи могут купить игры снова, в Wii U Virtual Console, или получить их через новый сервис подписки на Switch, но за это придётся заплатить".

«Отстой в том, что Nintendo не создала инфраструктуры, которая позволила бы людям поддерживать эти игры, — сказал в интервью Фрэнк Цифальди, основатель фонда истории видеоигр Video Game History Foundation. – Это может говорить о том, насколько интернет для Nintendo был в новинку в эпоху Wii. Возможно, они создавали систему, не думая об этом».

Nintendo не ответила на запрос о комментариях к ситуации.

Wii Shop Channel – не первый сервис от Nintendo, позволявший пользователям скачивать игры (ещё в 1995-м Satellaview позволял делать это), но это был хороший и легальный способ поиграть во многие классические игры, без необходимости отслеживать их старые физические копии. Wii Virtual Console предлагала сотни игр. На сегодня Nintendo Switch Online предлагает всего 31 игру для NES. И хотя Nintendo заявляет о намерении расширять эту библиотеку, вероятно, за счёт известных классических игр вроде Zelda и Mario, нет никаких гарантий, что там появятся малоизвестные игры типа Clu Clu Land, которые были доступны на Wii Virtual Console, и всё ещё доступны для покупки на Wii U Virtual Console. Будет ли и далее Nintendo предлагать старые малоизвестные игры и тратить деньги на их хранение на серверах, если они не будут приносить ей прибыли?

«Думаю, из того, что мы не видели малоизвестных игр со времён Virtual Console, следует, что у Nintendo есть проблемы с такими играми», — сказал Цифальди.

В цифровую эпоху компании всё чаще выбивают почву из-под ног продуктов, по поводу которых у потребителей есть ложное ощущение владения ими, отмечает профессор юриспруденции Аарон Перзановский из Кейсовского университета Западного резервного района, чья последняя книга, «Конец владения» [The End Of Ownership] тщательно разбирает и подчёркивает эту проблему.

«Эта ситуация очень сильно напоминает решение Microsoft от 2016 года о закрытии платформы Xbox Fitness, — сказал нам Перзановский. – Пользователям, считавшим, что они купили контент для упражнений, Microsoft сообщила, что этот контент более не будет доступен для скачивания или иного доступа. В то время на компанию обрушилась критика, но из-за относительно малой пользовательской базы эта история не получила развития».

И поиск способов расшатать понятие владение софтом простирается далеко за пределы области видеоигр. Пытаясь злоупотреблять авторским правом в целях монополизации ремонта своей продукции, такие производители, как GM и John Deere давно заявляют о том, что ПО в машинах и тракторах не принадлежит пользователям, потратившим на эти агрегаты тысячи долларов.

Тенденция к размыванию понятия владения после продажи не заканчивается на софте. Производители железа теперь постоянно превращают в кирпич электронные устройства, которые они больше не хотят поддерживать, или понижают функциональность игровых консолей после продажи, что сбивает с толку пользователей, считавших, что они владеют продуктом, а потом открывших для себя подвохи после покупки.

В случае с Nintendo Перзановский предполагает, что компания либо не захотела раскошеливаться на защиту целостности покупок пользователей, или просто решила заставить пользователей платить за одни и те же игры снова.

«Расчёт может быть чисто экономическим; поддержка магазина обходится дороже его прибылей, — сказал Перзановский. – Если в магазине есть игры сторонних разработчиков, Nintendo, возможно, не хочет продлять их лицензионные соглашения. Или это решение может быть связано с планируемым выходом очередной консоли или сервиса, который иначе будет конкурировать с магазином Wii».

Когда компании слишком усложняют для пользователей процесс получение желаемого контента (или, чёрт возьми, уже оплаченного), пользователи обычно начинают заниматься пиратством. Исследования показывают, что лучший способ борьбы с нарушением авторских прав – это концентрация на таких инновациях, как удешевление контента и упрощение доступа к нему. В данном случае Nintendo делает ровно противоположное.

Компания недавно взяла в привычку преследование крупнейших нелегальных распространителей старых игр: сайтов с ROM. Как мы уже писали, когда Nintendo закрыла несколько крупнейших ROM-сайтов в интернете, многие люди, включая разработчиков игр, лишились единственного доступа к ним. Nintendo находится в своём юридическом праве закрывать ROM-сайты, но, как отмечает Цифальди, это ставит архивариусов видеоигр в сложное положение.

«В данный момент я не могу легально добавлять эти игры в нашу библиотеку, — сказал он. – Легального способа не существует».

Но то, что скачивать эти игры нелегально, людей не останавливает. Крупные ROM-сайты исчезли, явной альтернативы не появилось, но в принципе, в интернете возможно найти копии всех игр, предлагаемых на Wii Virtual Console. Для сохранения исторических записей интернет архив даже хранит у себя HTML главной страницы Wii Shop Channel (иконки, инструкции, описания), чтобы будущие поколения знали, как он выглядел.

«Меня не волнует, что нолики и единички полностью исчезнут из нашего мира – пиратство всегда найдёт способ, меня волнует лишь то, чтобы обычные люди могли открыть для себя всё это и вдохновиться этим, — сказал Цифальди. – В таком уходе видеоигр меня беспокоит то, что они не будут вдохновлять художников будущего».

Цифальди отмечает, что работа Тоби Фокса, разработчика инди-игры Undertale, ставшей хитом, основана на доступе к старым играм, как и работа разработчиков Sonic Mania (считающейся первой хорошей игрой про Сонника за много лет), начавших с разработки фанатских игр при помощи взлома ROM.

«Это был костяк коммерческого продукта, приносившего компании много денег. Не знаю, как мы теперь будем создавать новые произведения искусства на основе старых игр», — сказал Цифальди.

Учитывая сложности этих дебатов, многие пользователи могут просто не понять, как сильно их обманули. Может показаться, что всё, что вы купили на iTunes или Steam, останется вашим навсегда, поскольку компании Apple и Valve слишком крупные, чтобы провалиться, но если эти компании когда-нибудь решат, что давать пользователям скачивать оплаченный ими контент слишком дорого, то нет никаких гарантий, что у вас останется доступ к вашим играм и фильмам. Учтите, что Wii не было каким-то неизвестным устройством, не достигшим успеха. Она стала чрезвычайно популярной, продалась в 100 млн экземплярах, что сделало её одной из самых популярных консолей от Nintendo. Wii U, лучший вариант для поиска этих игр после закрытия Wii Store Channel, продалась всего в количестве 13 млн экземпляров. Потенциально существуют миллионы владельцев Wii, которые могут потерять доступ к своим играм, не переведя их на Wii U, которую сегодня не так-то легко достать. Nintendo прекратила её производство в 2016-м, из-за чего её теперь сложнее найти. Новую Wii U можно купить на Amazon, но стоить это будет $600.

Другие потребители могут просто решить, что от такого поведения никуда не деться, сказал Перзановский.

«К сожалению, я думаю, что потребителям начинает казаться, что от такого поведения никуда не деться, — сказал он. – Особенно у искушённых потребителей цифрового контента, типа геймеров, есть ощущение, что компании будут злоупотреблять своей властью и вредить потребителям».

Какова бы ни была мотивация Nintendo, такое поведение будет только чаще встречаться среди других гигантов индустрии, и регуляторы должны лучше делать свою работу, гарантируя, что компании выполняют свои обещания, касающиеся владения продуктом.

Потребители же должны лучше бороться с этим, сказал Перзановский. «Потребители должны вслух возражать наличию таких приманок и поменять тактику, — сказал он. – Им надо выработать более долгосрочную память и голосовать деньгами. Эти фирмы полагаются на то, что гнев потребителей будет временным».

Комментарии (156)


  1. vintage
    09.02.2019 12:27
    +10

    Думаю должен быть такой закон, по которому, если компания не в состоянии обеспечить доступность купленного контента или она перестала его монетизировать, то этот контент автоматически переходит в общественное достояние со всеми вытекающими.


    1. zartarn
      09.02.2019 12:51
      +2

      С такими законами все сложно. В ЕС (вроде бы там) есть закон на тему авторского праа, что если композиция сколько то лет не издается, то переходит в общественное достояние. Как ответ — правообладатели стали выпускать время от времени сборники из таких композиций, малым тиражом, чисто чтоб формально выполнить закон. А по факту этого никто никогда не увидит. Или по оверпрайсу конечно.


      1. vassabi
        09.02.2019 13:06
        +1

        с книгами\пластинками проще — и НЯЗ в некоторых странах обязывают по несколько экземпляров сдавать в центральные библиотеки.


      1. APaMazur
        10.02.2019 11:18
        +3

        Ну, согласитесь, тут немного другая история
        Есть контент, который уже приобретен мной без ограничения в сроках использования и без привязки к носителю
        Издателю, по сути, становится невыгодно поддерживать инфраструктуру дистрибуции и, вместо того, чтобы сделать использование этого продукта свободным, сняв с себя как эти убытки, так и возможность дальнейшего получения с этого продукта прибыли, что было бы честно, он лишает меня, как потребителя, возможности пользоваться законно приобретенным продуктом вообще, нанося прямой убыток мне

        Представьте ситуацию, когда вдруг объявляют, что завтра закрывается Steam (я понимаю, что сейчас это звучит малореально, но сделаем такое допущение), лично у меня там около 300 игр, а есть знакомые и с более внушительными коллекциями и практика показывает, что все это вообще нигде никак и никем не защищено


        1. PUNK778
          11.02.2019 00:49

          Корпорации и «чесно»?


          1. APaMazur
            11.02.2019 09:10

            Ну так потому и нужно какое-то госрегулирование этого бардака


    1. Boroda1
      09.02.2019 14:08

      Да и неподдерживаемый более софт (в том числе драйверы) было бы весьма разумно переводить в open-source.
      Потому как сейчас его просто хоронят со всеми недоделками. Пример — драйверы AMD для Windows XP (особенно в части OpenGL).
      Даже если в составе софта есть какие-то «коммерческие секреты», их можно запрятать в скомпиленные библиотеки.
      Искренне не понимаю, что мешает производителям это делать.


      1. nidalee
        09.02.2019 14:24
        +1

        Искренне не понимаю, что мешает производителям это делать.
        Отсутствие необходимости. Закрывшемуся отделу\компании глубоко по-барабану, что с его продуктом будет дальше. Это не open source, там работают за деньги, а не за спасибо. Если компания не хочет денег на это выделять, то никто и не почешется.


        1. Boroda1
          09.02.2019 14:34
          +2

          Я разработчик и работаю не за спасибо. Однако, если компании по барабану на продукт, в который я вкладывал свой труд и которым пользовалась куча людей, я лично очень постарался бы выложить его в открытый доступ. Мне бы это стоило нескольких минут. Компании — ничего не стоило бы (раз продукт и так заброшен). А вот пользователям вполне может пригодиться. Да и весьма обидно просто так закапывать результаты своих трудов.


          1. nidalee
            09.02.2019 15:25
            +2

            А компания предпочла бы, чтобы вы чем-нибудь еще занимались. Я не против идеи с переводом в open source, но это вряд ли произойдет.


          1. samodum
            09.02.2019 17:55
            +13

            Компания может быть против, чтобы вы выкладывали в открытый доступ продукт, на разработку которого она потратила кучу денег


            1. Sonatix
              11.02.2019 15:47
              +1

              А клиент может быть против потерять доступ к продукту, за который он заплатил, потому что разработчик, вдруг, решил забить на него болт.


              1. samodum
                11.02.2019 17:01

                Проблемы индейцев не волнуют шерифа


          1. aknew
            09.02.2019 22:44
            +11

            Компании — ничего не стоило бы (раз продукт и так заброшен).

            В прямых затратах — ничего, а как насчет репутационных потерь из-за того что код достаточно паршивый (а он очень часто такой ИМХО, даже если изначально все было продумано, потом все равно были какие-то хотфиксы и костыли)? Даже если код отличный, все равно надо как минимум потратить не несколько минут чтобы написать хотя бы readme как это все работает т.к. как минимум это все надо проверять на чистой машине (тот кто пишет ридми вечно не учитывает что у него все работает только потому что он что-то поставил несколько проектов назад и забыл, по себе знаю) иначе опять будет «компания Мегасофт выложила в опенсурс какое-то дерьмо».
            К тому же часто у компаний есть общие для многих продуктов части (или вообще сторонние лицензированные решения), без которых конечный продукт превращается в тыкву, но которые при этом не хочется публиковать.


            1. Boroda1
              10.02.2019 01:07
              +2

              Допускаю, репутационные потери действительно возможны.
              Однако приведу пример из личного опыта.
              Всё с теми же драйверами AMD. Компания закинула не только Windows XP, но и всю линейку вплоть до HD5000, а чуть позже — до HD7000.
              Я понимаю почему это было сделано.
              Касательно качества этих драйверов итак было известно немало (Джон Кармак их тоже очень «нахваливал»).
              Но я как пользователь был откровенно «поставлен в неловкое положение». И далеко не я один.
              И когда я увидел, что в 2017 году, спустя 10 лет после выхода, NVIDIA выпускает драйверы для 8000 серии (в том числе и для Windows XP), я понял, что готов за это платить.
              Я понимаю, что я не создаю основную выручку AMD. Но меня они как пользователя своих продуктов отпугнули. Я больше не хочу покупать продукт, который толком не доделают, а затем забросят.
              По-моему такого рода репутационные потери куда больше, чем «они увидят мой код и перестанут со мной дружить».


              1. qw1
                10.02.2019 11:25

                Что интересно, NVIDIA нашла устраивающее вас решение без выхода в open-source.


                1. Boroda1
                  10.02.2019 11:46

                  Верно. Потому как описываемая ситуация — не допилили и закопали.
                  Для серии HD4000, например, был заявлен OpenCL, OpenGL3.3, DXVA. То есть покупая карту, я рассчитывал это получить.
                  По факту же пользоваться этими функциями либо практически невозможно, либо с огромным скрипом и танцами с бубном.
                  NVIDIA же просто допилила всё то, что было заявлено. Мне было бы интересно покопаться в их исходниках, но реальной необходимости в этом у меня нет.
                  А вот работоспособность всего того, за что я заплатил — очень хотелось бы.
                  Даже если пришлось бы допиливать вручную — это всяко лучше, чем совсем никак.


              1. marat_zh
                10.02.2019 11:49

                У AMD есть поддерживаемые опен сорс драйвера для старых видеокарт. Для linux. Windows XP уже давно не поддерживается самой Microsoft, зачем AMD тратить на неё ресурсы? Просто открыть код уже написанных драйверов скорее всего мешает то, что там намешано куча разного кода лицензированного из разных мест.
                В плане драйверов для Windows, Nvidia — молодец, но в нынешней рыночной ситуации они могли бы вести себя так же как AMD и никак бы это на них не сказалось. Вероятно у них просто очень компетентный отдел разработки драйверов.


              1. aknew
                10.02.2019 12:23

                В вашем примере очень много но:

                • Как верно отметили ниже, есть запланированное устаревание и отсутсвие тех самых драйверов наверняка подтолкнет кого-то к покупке новой карты
                • Почти наверняка там есть переиспользование кода между моделями, причем возможно оно еще и раскрывает какие-то детали реализации
                • Скорее всего есть еще и проблемы с тем чтобы это все собрать так чтобы оно работало со всем зоопарком прочего железа и разных версий винды, а это точно породит слухи что их драйверы кривые, большинство не будет разбираться что все дело в том что взяли код для XP 10 летней давности и попытались запустить на 10 на остальном железе вышедшем вчера

                Причем я согласен что забрасывать разработку это свинство, но мы же в этой ветке обсуждаем выкладку в опенсурс кодов заброшенного проекта, а это уже совсем другое


            1. khim
              10.02.2019 01:56
              +1

              Кроме репутационных издеожек есть ещё прямые убытки от того, что вы не пойдёте и не купите новую видеокарту, а будете использовать старую.

              Что-то типа запланированного устаревания — но при этом ещё и всё автоматически происходит, не надо даже делать что-то, за что могут «ограны» схватить…


      1. mk2
        09.02.2019 15:35
        +1

        Так в opensource или «запрятать в скомпиленные библиотеки»? Эти предложения друг другу противоречат.


        1. Boroda1
          09.02.2019 15:39
          +1

          Если какая-либо часть кода представляется «коммерческим секретом», то выдавать эту часть в виде скомпиленной библиотеки. Например запихнуть туда десяток функций, представляющих собой нетривиальные решения и использующиеся в других продуктах компании по сей день. Остальное — в исходниках.


          1. qw1
            09.02.2019 17:42
            +2

            Такое слишком просто отреверсить, особенно учитывая, что вызывающий код открыт, то есть, интерфейсы к секретному куску документированы.


    1. OnYourLips
      09.02.2019 16:52

      Скорее, просто принять в виде судебной практики полное оправдание пиратов, это делающих, так как они не нанесли какого-либо материального ущерба.


      1. APaMazur
        10.02.2019 11:27
        +1

        Какой такой судебной практики?
        Далеко не везде право прецедентное


        1. DarkWanderer
          10.02.2019 11:52

          Там, где не прецедентное, есть органы типа Верховного суда, устанавливающего как именно толковать законы


          1. APaMazur
            10.02.2019 19:43

            Вы очень широко толкуете слово «толковать», верховный суд мыслит уже


    1. Alexey2005
      09.02.2019 18:30
      +1

      А как же тогда компании будут раз в 10 лет делать ремейки одного и того же, каждый раз с ухудшенным геймплеем, зато улучшенной монетизацией?


    1. Alexey2005
      09.02.2019 22:59
      -2

      Не обязательно сразу в общественное. Для начала хотя бы обеспечить принудительную продажу лицензий.
      Ситуация: организация A не может/не хочет обеспечивать дальнейшую поддержку и продажу продукта. Организация B считает, что она может заняться этим делом. Но без соответствующей лицензии это незаконно, а получить эту самую лицензию невозможно — любые запросы A отправит в /dev/null даже не читая. А надо, чтоб в принципе не могло быть в такой ситуации «нам не интересно». Или сами делайте, или хотя бы не мешайте делать другим за соответствующие отчисления (сравнимые с исходным доходом от продажи/поддержки).
      Другая ситуация: компания A выпускает «эксклюзивчик» игры под свою консоль, при том что портировать эту игру под PC можно за один вечер силами одного студента (спасибо современным игровым движкам). Компания B хочет портировать и продавать эту игру на PC, раз A не интересует этот рынок. Конечно же, и в этом случае лицензии B никогда и ни за какие разумные деньги не получит. А надо, чтоб в принципе не могла возникнуть такая ситуация. Не интересует какой-то фрагмент рынка, но при этом есть интересующиеся — лицензию на стол за вменяемую цену (сравнимую с доходом от других сегментов рынка). А то повадились создавать помехи и преграды на ровном месте.


      1. qw1
        09.02.2019 23:32
        +3

        «Другая ситуация» это уже принуждение, грабёж. Может, компания А специально сделала эксклюзив на консоль, согласно договору с платформодержателем? Даже если и не так, может у компании А нет ресурсов, чтобы сейчас продавать свою игру на PC (это не только разработка, но и тех. поддержка), но через 5 лет они планируют выпустить её там. И что, отдать компании B прибыль от продаж на PC? И исходники отдать, и все ассеты, и права на IP?


        1. vintage
          10.02.2019 00:08
          +3

          Эксклюзивы впринципе должны быть запрещены. Если кто-то портировал, например, игру компании Н на платформу В, то автоматически получает возможность её там перепродавать, выкупая соразмерное число инсталляций у компании Н.


          1. qw1
            10.02.2019 11:31

            Так мы договоримся до того, что и «эксклюзивы» по железу тоже должны быть запрещены. Например, заставить раскрыть платформы от Apple (не выпускаешь iOS на ПК сборки фирмы Dell или «Формоза» — изволь продать им лицензию на iOS). Запретить закрытые железные платформы (Intel и Qualcomm обязаны все свои схемы лицензировать тем, кто будет печатать процессоры на более дешёвых фабриках, а то ведь потребители страдают — фабрики Intel и TMSC очень дорогие. Хочу, чтобы Core-i9 или Snapdragon 845 был напечатан за 100 руб. в китайском подвале)


            1. vintage
              10.02.2019 14:54

              Заставить портировать нельзя. А вот запрещать портировать — тоже.


              1. qw1
                10.02.2019 15:35

                Выглядит как полный отказ от текущей системы прав на IP. Например, писатель написал книгу и продаёт на litres. Я делаю читалку под андроид «pirate-reader» и, поскольку на моей новой платформе книга не продаётся, я её принудительно «портирую» к себе.


                1. vintage
                  10.02.2019 17:27

                  Именно так, покупаете экземпляры этой книги на litres, конвертируете в свой формат и продаёте читателям. Проще говоря, выступаете дистрибьютором.


                  1. qw1
                    10.02.2019 19:00

                    Продавать по цене, не ниже чем на лит-ресе? (Или правообладателю отчислять не меньше?)


                    1. vintage
                      10.02.2019 20:01

                      Агась.


                      1. qw1
                        10.02.2019 20:12

                        Не защищает правообладателя от злоупотреблений. Например, порт может быть низкого качества. Или тех. поддержка оказываться очень плохо. Или портирующий сделает кросс-овер с чем-то ещё, или напихает рекламы (продукт-то производный, значит и код, и ресурсы требуют модификации).


                        1. vintage
                          10.02.2019 20:15

                          И это будет отличной мотивацией для правообладателя сделать качественный порт самостоятельно.


                          1. qw1
                            10.02.2019 21:14

                            Тут вопрос, в какие сроки. А также вопрос — сторонний порт снимается с продажи, если на эту платформу выходит официальный?


                            1. vintage
                              10.02.2019 21:35

                              Кто быстрее — тот и папа.
                              Нет, с чего бы? Победит здоровая конкуренция.


                              1. qw1
                                10.02.2019 22:19

                                Тогда разумнее не играть в эти гоночки «кто быстрее» (будут же выпускать полный треш, полурабочий, только с первым уровнем, а потом апдейтами допиливать), а вообще всем разрешить выпускать любые порты.


                              1. khim
                                10.02.2019 23:31

                                Тогда никто и ничего нормально никуда не портирует.

                                Ни о какой «здоровой конкуренции» и речи не будет ибо сделать «дёшево и сердито» дешевле и быстрее, чем сделать хорошо.


                                1. vintage
                                  11.02.2019 00:03

                                  Ага, так и получаются всякие Fallout'76.


                                  1. khim
                                    11.02.2019 23:16

                                    Дык никто не говорит, что монополия (а авторское право — это узаконенная монополия, не забывайте) — это всегда «хорошо и качественно».

                                    Но «монополия тяп-ляп-и-так-сойдёт» (а это именно то, что вы предлагаете) — это будет ещё хуже, чем просто имеющаяся сейчас монополия.


      1. jorgen_steinbach
        10.02.2019 01:21
        +1

        Кто такой Джон Голт?


        1. mSnus
          10.02.2019 02:47
          +3

          персонаж (очень) детской книги


    1. Sirion
      10.02.2019 00:12

      Давно думал об этом. Единственно, в идеале хорошо бы, чтобы и исходники открывались, но я не могу придумать, как такую систему реализовать.


    1. sabudilovskiy
      11.02.2019 00:49
      +1

      В этом нет никакой необходимости. Патентное право — это скрытые монополии, замедляющие распространение технологий и их адаптируемость. Пост фактум, легализованный грабёж, не более. Реальное решение проблем — полная ликвидация патентного права и всех его разновидностей


  1. Nekonian
    09.02.2019 13:09
    +2

    Нинтендо настолько предсказуема в своём копирастическом безумии, что о чём будет статья я догадался всего лишь по её заголовку…


  1. nmrulin
    09.02.2019 14:53

    Давно пора отменить авторское право и перейти к патентному, когда за то, чтобы поддерживать исключительное право первый месяц с момента начала продаж платишь госпошлину условно рубль, за второй 2 рубля, за третий 4 рубля и т.д.


    1. Xalium
      09.02.2019 15:12

      тогда уж не месяц, а года. В разных отраслях и в зависимости от значимости патента – разный период. Максиму лет 20 сделать в какой-то отрасли.


    1. striver
      09.02.2019 15:19
      +2

      Люди идут к какому-то решению десятилетиями, а вы предлагаете, что их труды не будут оценены уже через 1 месяц.


    1. masai
      09.02.2019 15:23
      +2

      Изобретатели-одиночки и маленькие компании такие схемы не потянут, а корпорации даже не заметят.


      1. dimonoid
        09.02.2019 19:49
        +3

        Логарифмическое повышение стоимости не потянут даже корпорации.


        1. qw1
          09.02.2019 21:03

          Непонятно, какой вы видите формулировку закона.


        1. vesper-bot
          11.02.2019 10:31

          *экспоненциальное


    1. Rsa97
      09.02.2019 21:32
      +12

      Предложу свой вариант. Владелец исключительного права ежегодно объявляет стоимость данного права и обязан продать любому, кто такую сумму предложит. Налог же на право составляет растущий по времени процент от объявленной стоимости. Скажем, первые пять лет после создания продукта налог не берётся, а с шестого года начинает расти на 5% в год, пока не дойдёт до 25%.


      1. Sirion
        10.02.2019 00:13

        Это настолько просто и настолько офигенно, что здесь наверняка должен быть какой-то подвох. Но я пока не могу его найти.


        1. 0xd34df00d
          10.02.2019 01:09

          В отсутствии эффективных (в экономическом смысле) способов оценки стоимости права на конкретный продукт.


          1. Sirion
            10.02.2019 02:39
            +1

            Стоимость права — это то, за сколько ты это право готов продать.


            1. 0xd34df00d
              10.02.2019 02:43

              Так я ж не то что в затылке почесал и решил, что готов продать за стопицот денег (или ноль денег). Оценивать наиболее выгодную, гм, цену сложно.


          1. Rsa97
            10.02.2019 03:36

            Ну, тут баланс между доходами с продаж продукта, расходами на налог, и рисками потерять исключительное право.


        1. schrodenkatzen
          10.02.2019 06:31
          +6

          Ну например, у Айн Рэнд буквально не было ни одного бестселлера, все книги она очень долго не могла опубликовать, а в итоге таки стала американским классиком.

          С таким правом собственности она бы просто не смогла написать ни одной книги — сначала у неё не было бы денег платить налог, после чего права бы выкупила за полтора доллара первая-же редакция и опубликовала в сильно переделанном виде(что ей и предлагали буквально к каждой книге и сценарию за её жизнь)

          Но даже если как-то обойти эту проблему — она бы не получила почти никакого гонорара и просто не дошла бы до самых известных книг потому что до конца жизни бы работала сценаристом в Голливуде.

          Сам когда-то был фанатом подобной схемы(правда, в отношении недвижимости), но она невероятно подркручивает правила игры в пользу больших копрораций и против отдельных владельцев.


          1. Rsa97
            10.02.2019 07:28
            +2

            Начинать отсчёт для книг с момента первой публикации, для сценариев — с момента первой театральной постановки или выхода фильма, и т.д.


          1. APaMazur
            10.02.2019 11:36
            +1

            Извините, не совсем понимаю как это работает в отношении недвижимости…


            1. schrodenkatzen
              10.02.2019 15:35
              +2

              В Сингапуре похожая система. Есть налог на недвигу и операции с ней. Стоимость своей недвиги для налога указываешь ты сам, но государство имеет право по указанной цене(плюс немного сверху) её выкупить или может выкупить компания под девелоперский проект.

              Очень удобно чтобы меньше споров по всяким реновациям было)


              1. Areso
                11.02.2019 22:33

                Хитро!


        1. qw1
          10.02.2019 11:49

          Это настолько просто и настолько офигенно, что здесь наверняка должен быть какой-то подвох. Но я пока не могу его найти
          Подвох в большой бюрократической нагрузке. Сейчас авторское право появляется просто по факту создания произведения. А так нужно будет регистрировать каждый объект авторского права, чтобы считать срок в 5 лет. Кроме того, авторские права могут быть отдельно на каждого персонажа, на каждый элемент вселенной (их могут лицензировать отдельно). Хочешь, чтобы они были защищены новым законом — вспоминай про каждый аспект и регистрируй отдельно.


          1. khim
            10.02.2019 16:11

            А по-моему это как раз хорошо. Потому что выигрывают от авторского права как раз те, кто выделяют «каждый аспект отдельно» — а «оплачивать банкет» должны налогоплательщики.

            Другой вопрос что регистрация должна, вроде как, случаться с момента опубликование — а что такое в нынешнем виде это самое опубликование?

            Я вот комментарий на Хабр написал — это уже опубликование? А если статью? Когда публикация требовало много денег (XIX век) — регистрация была разумным ходом (и, кстати, в Штатах она таки была). А вот в сегодняшнем мире… не знаю.


            1. Fenzales
              10.02.2019 18:41

              Потому что выигрывают от авторского права как раз те, кто выделяют «каждый аспект отдельно» — а «оплачивать банкет» должны налогоплательщики.
              Носители авторского права оперируют из четвертого измерения и налогоплательщиками не являются?


            1. qw1
              10.02.2019 19:07

              Банкет всё равно оплатят налогоплательщики, но другим способом. Сколько нужно будет открыть приёмных пунктов «министервства культуры», чтобы авторы стояли там днями и ночами в очередях и отчитывались там за каждую написанную песню/страницу. Я уверено, что по аналогии с «налогом на болванки» Михалкова, новый налог всё равно пойдёт не на пользу всем, а на содержание новых чиновников.


      1. khim
        10.02.2019 03:29

        Скажем, первые пять лет после создания продукта налог не берётся, а с шестого года начинает расти на 5% в год, пока не дойдёт до 25%.
        25% это как-то очень дофига. Если ты знаешь (ну там, ясновидящий, или ещё как), что сможешь зарабатывать на этой вещи миллион в год в течении 10 лет — то цена, вроде как, должна быть 10 миллионов (инфляцией пренебрежём). Но тогда ты не то, что зарабатывать ничего не сможешь, а вообще, будет получать миллион в год, а относить в налоговую два с половиной!

        Так что проценты должны быть сильно меньше — сравнимыми с теми, что за недвижимость платятся. Но вообще идея здравая. Упирается всё в то, что у нас, как бы, нет всемирного правительства — а если чтобы твои права сохранялись придётся платить в 180 налоговых, то можно и того, немножко с ума сойти… но можно платить через какие-нибудь организации, созданные для этого…


    1. Sabubu
      09.02.2019 22:36
      +2

      То есть, вы написали программу, и либо платите пошлину, либо любой может ей пользоваться бесплатно. Вы написали песню, денег у вас нет и вы потеряли на нее права.

      Точно так же open source лицензии вроде GPL перестанут работать, так как за их продление никто не захочет платить. Частные компании начнут брать открытый код без соблюдения всяких условий и зарабатывать на нем.

      Почему вы предлагаете отобрать что-то у других людей, а не, например, объединиться и сделать что-то самим под открытой лицензией?


      1. kekekeks
        11.02.2019 09:36

        Потому что старая история с отобрать и поделить. Простое, очевидное, всем понятное, неправильное решение.


  1. LSDtrip
    09.02.2019 16:04

    Слили бы все эти исторические игры, которые всё равно ни копейки дохода не приносят, вместе с исходниками на торрент да и всё. Просто и красиво. Может найдётся добрый инсайдер-самаритянен, который не сильно дорожит местом в Nintendo. И когда это войдёт в массы (слив разрабами неподдерживаемого софта), компаниям придётся больше чесаться о поддержке.


    1. Silvatis
      09.02.2019 17:30

      1) у нинтенды нет прав на чужие игры
      2) конкретно игры нинтенды приносят много дохода. Классические игры доступны на свиче за подписку, либо вовсе в виде ремастеринга.


    1. kireevmp
      09.02.2019 17:46

      Всё равно, на поддержку торрента должен быть человек, который его раздаёт, а если в оригинальном магазине спроса нет — вряд ли этот спрос найдется и у торрента. В любом случае, проще иметь единый центр раздачи таких игр, которые представляют ценность, создать специальный архив и закон, по которому права на распространение (и только) игры через определенное время переходили бы к архиву, где эти игры продавались/раздавались бы, и это, как единая платформа, было бы экономически более выгодно, чем много разных платформ, будь то Nintendo, либо кто угодно другой.


      1. qw1
        09.02.2019 18:40
        +1

        Всё разбивается о закрытость платформ. Например, на Sony Playstation, как и на Nintendo Switch, нельзя загрузить игру с внешнего (пусть и государственного) сервиса, только с проприетарных магазинов, ключи (адреса доступа) к которым зашиты в устройствах.


    1. Wijey
      11.02.2019 09:26

      На торрентах давно есть подборки со всеми играми со старых платформ. Где даже можно найти и всевозможные невышедшие и недоделанные версии.


  1. MTyrz
    09.02.2019 17:19

    Читая сию статью, у меня слетела шляпа хочется передать пламенный превед адептам ненужности больших дисков в персональном пользовании и хранения своих данных в облаках.
    Цитируя с сокращениями коммент из соседней статьи

    512 вполне достаточно, 1024 уже до фига.
    Если надо больше, то Вы или профи…
    или же нуждаетесь в файлопомойке…
    но обе эти аудитории не массовая ЦА.


    1. Alexey2005
      09.02.2019 18:34

      Просто хранить данные дома на небольших временных отрезках, скажем года два-три, нет смысла.
      А на больших, от 10 лет — очень дорого и сложно. Стримеры для домашних пользователей малодоступны, компакты ненадёжны и скорее всего сдохнут лет через пять, HDD — натуральная лотерея (в принципе невозможно сказать, сколько они пролежат на полке, прежде чем утерять всё записанное).


      1. MTyrz
        09.02.2019 18:39
        +3

        очень дорого и сложно.
        Ничуть.
        Раз в несколько лет покупается новый жесткий диск, куда влезает содержимое всех старых, и еще остается дофига места для наполнения новыми данными. Старые при этом кладутся на полку, образуя резервную копию. Если очень дорожите своими данными — покупаете два диска за одну итерацию.
        Это уже на порядок надежнее надежд на здравый смысл очередного СЕО в очередной облачной компании.


        1. Areso
          09.02.2019 19:11
          +1

          Варианты пожаров, потопов, квартирных краж, повреждения во время переездов вами не рассматривались?
          У меня два устройства в разных квартирах, которые между собой синхронизируют содержимое. Планирую и третье, потому что с двумя, если кто-то из них побил данные, сложно выяснить кто же плохиш. А вот с двумя из трех устройств голосовать за целостность будет проще.


          1. MTyrz
            09.02.2019 21:03
            +4

            Варианты пожаров, потопов, квартирных краж, повреждения во время переездов вами не рассматривались?
            Почему же: рассматривались.
            Так получилось, что за время всей моей жизни меня затронул один пожар (сгорела дача, когда мне было лет десять), ноль потопов и ноль квартирных краж. И один раз потеря данных из-за физического повреждения диска (восстановить было можно, но пожалел денег).
            Но за время примерно двадцати процентов моей жизни, иначе говоря, в последние десять лет, меня затронуло (с недоступностью/экстренными мерами по сохранению доступности лично моих данных) закрытие/изменение условий минимум четырех облачных сервисов. Потому я и говорю, что хранение у себя примерно на порядок надежнее.


        1. egigd
          12.02.2019 01:58

          Увы, но не работает.
          Как-то решил купить себе новый внешний диск 2,5". Старому лет пять было и он был на 2 Гб. Подумал, что возьму на 4 или на 8. А оказалось, что 2 Гб всё ещё максимум, причём до сих пор это одна единственная модель от Samsung.
          Впрочем, на сколько мне известно, шансы столкнуться с физическим выходом жёсткого диска из строя (а не с логическими повреждениями, которые исправляются соответствующим софтом в домашних условиях) хоть и есть, но на уровне погибнуть в автокатастрофе.


          1. khim
            12.02.2019 02:32

            А когда вы это делать-то собрались? А то, как бы и винты на 4TB в наличии: ST4000LM024, WD40NPZZ и прочие…

            А физически винты выходят из строя примерно не с частотой, с которой люди погибают в автокатастрофе, а с частотой, с которой они в неё вляпываются: несколько процентов в год таки дохнет. Так что если повезёт (и винт у вас один) — то может легко проработать лет 10-20. А если не повезёт (или устройств в винтами у вас много) — то… не повезёт…


            1. egigd
              12.02.2019 02:56

              Эти диски нестандартные — 15 мм толщиной. Их никуда не вставить.
              Впрочем речь о событиях где-то трёхлетней давности, так что, возможно, уже появились стандартные 2,5" на 4 Тб.

              Оглянувшись вокруг насчитал 6 жёстких дисков только у себя в комнате… Большинству около 10 лет.
              Несколько процентов в год — это доля жёстких дисков, которая меняется в дата-центрах. Но что-то мне подсказывает, что там никто не занимается восстановлением дисков после серьёзных (но устранимых за день в домашних условиях!) логических сбоев. Диск штатно не читается — меняют и всё. А такие сбои случаются на порядок чаще, чем реальный физический выход из строя. Я с такими неоднократно сталкивался: посидишь денёк, ну может пару выходных, и диск снова в строю!
              Производители дисков заявляют, что средняя наработка на отказ в плане физической поломки составляет от 1 000 000 часов и более. Это 114 лет…


              1. khim
                12.02.2019 03:39

                Но что-то мне подсказывает, что там никто не занимается восстановлением дисков после серьёзных (но устранимых за день в домашних условиях!) логических сбоев.
                Конечно нет. Логические сбои устраняются просто переразметкой диска и заливкой системы с нуля.

                А такие сбои случаются на порядок чаще, чем реальный физический выход из строя.
                Никого в датацентрах не интересует как часто происходят логические сбои. Речь идёт исключительно о физических.

                Производители дисков заявляют, что средняя наработка на отказ в плане физической поломки составляет от 1 000 000 часов и более. Это 114 лет…
                114 лет средня наработка — это как раз чуть меньше 1%. При наличии 10 дисков это уже будет только 11.4… и это если они не врут. А они врут.

                Потому что никто не может себе позволить столько тестировать диски, чтобы точно установить эту цифру. Потому они тестируются при повышенных температурах, а потом эта цифра пересчитывается.

                Это работало прекрасно лет 20-30 назад, а потом — догадайтесь что произошло?
                Правильно: современные диски стали сильно более надёжными при высоких температурах. Что измеряем — то и имеем.

                В результате исследования в тех же датацентрах показали, что даже если диск нагревается при работе до 70-80 градусов — это не снижает время его работы в разы, как когда-то… обратная сторона медали — это то, что рассчётные времена жизни при комнатной температуре — сильно завышены.

                То, что у вас 6 жёстких дисков прожили 10 лет — это нормально. За такое время шансы на то, что умрёт один — примерно от ? до ?, так что вам просто слегка повезло — но так, не слишком сильно…


                1. egigd
                  12.02.2019 04:36

                  То, что у вас 6 жёстких дисков прожили 10 лет — это нормально. За такое время шансы на то, что умрёт один — примерно от ? до ?, так что вам просто слегка повезло — но так, не слишком сильно…

                  Это в той комнате, где я сейчас, 6 дисков… Вообще их куда больше. И компьютерами я не 10 лет пользуюсь, а куда дольше. И не я один…
                  В конце концов, если речь о точечном повреждении поверхности, то это потеря одного файла, который, если важный, даже на одном диске есть в нескольких копиях. А весь диск разом из строя выходит обычно тогда, когда его контроллер умирает, а тут проблема решается перебрасыванием блинов в новый диск (даже если делать это «на коленках», а не в чистой комнате, ресурса диска более чем достаточно чтобы считать все данные с него). Да, операция стоит денег, т.к. придётся купить сразу два новых диска вместо одного старого (один чтобы вставить блины и потом выбросить, а второй для данных), но учитывая редкость события, это не проблема и в любом случае радикально дешевле, чем выполнять всякие описанные тут рекомендации.


      1. ClearAirTurbulence
        09.02.2019 22:04

        А зачем на полке?
        На полке только бэкап самого ценного.
        Остальное в NAS с резервированием, включено 24/7 — и данные доступны, и диски при выходе из строя можно менять.
        Да, не то чтобы дешево, но если емсть ценная информация, и ее много — long term может выйти выгоднее какого-нибудь платного облака. Плюс добавляется удобство потребления медиа в домашней сети.


        1. zartarn
          09.02.2019 22:31

          Закупили вы диски в нас, вышел 1 потому что брак. Какой шанс что остальные диски из той же партии, и тоже могут оказаться с браком? Или еще ситуация, все диски в одно время воткнуты опять, один выходит из строя не из за брака а потому что время пришло, какой шанс что остальные не умрут когда будет восстанавливаться рейд?
          НУ а наличие бэкапа еще не гарантирует что из нег ополучится восстановиться, их еще проверять надо.
          Слишком заморочно для дома.
          Всё что важно — несоклько копий на разных носителях в разных местах, и в облаках. А все остальное уже как придется.


          1. HellKaim
            10.02.2019 02:23
            +1

            Вы знаете. У меня архив с 1998года.
            В 3х местах. И это не дороже чем хранить в облаке.
            Апгрейд происходит раз лет в 5-6. Цена падает, емкость растет. Да зоть сгори, хоть укради — 3 локации жеж.


            1. APaMazur
              10.02.2019 11:50

              Вы путаете чисто физическую номинальную стоимость и стоимость процедур по сохранению этого всего бардака, с учетом поддержки, проверки и обслуживания
              Вероятно, вы специалист и делаете это все сами, считаете затраты нулевыми, что, кстати, тоже не совсем верно
              А теперь посчитайте затраты на это все среднестатистического обычного пользователя без технической подготовки


              1. HellKaim
                10.02.2019 12:01

                Нет, я совсем не считаю их нулевми. Они составляют около часа — полутора в год. Не считая чисто стоимости облаков.
                Срднестатистический пользователь может купить NAS от известных поставщиков вместе с облачным диском и достаточно легко настроить репликацию.


                Это будет дороже самостроя и дороже просто облака, а главное — требует знания модели рисков.


                И вот именно в модели рисков тут камень преткновения. Как верно отмечается в статье, пользователи не сознают (потому как не читают внимательно) каковы их реальные права, и главное — как они будут реализовываться.


    1. 0xd34df00d
      10.02.2019 01:11
      +2

      Гы, да, все время вспоминаю людей, косо на меня смотрящих из-за моего нежелания отдать свою музыку во власть всяким спотифаям.


  1. Diordna
    10.02.2019 01:29
    +2

    Хорошо бы ограничить авторское право на игру кино песню 25 годами далее произведение переходит в фонд человечества(кто будет этим заниматься??). Это касается только отношений автор-клиент(зритель геймер) права на производство игры по книге например работают как сейчас.


    1. wataru
      10.02.2019 13:49
      +1

      кто будет этим заниматься??

      Ну сейчас же, несмотря на потенциальные пробелмы с законом, народ выкладывает на торренты все подряд. Причем в качестве лучше, чем большинство официальных альтернатив, если они вообще есть. Просто декреминализовать распространение старых работ и все само заработает.


    1. trolley813
      11.02.2019 11:17

      25 многовато, вполне достаточно 10 или даже 5 (естественно, для каждой версии этот срок должен считаться отдельно).


  1. schrodenkatzen
    10.02.2019 06:11

    Не надо подгонять вопрос под свою любовь к пиратству)
    У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.

    Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.

    Для сравнения никакая книжная культура не рухнула от борьбы с подпольными тиражами — все нормально брали у авторов лицензии на новые тиражи или ждали пока книга попадет в public domain. А ведь бумажная книга это не хурхры-мухры, это чисто физический носитель с которого на коленке копию очень дорого.

    Что-то никто не призывает выпускать в России пиратские переводы Джорджа Мартина только потому что официального тиража мало, пиратство начинают оправдывать только там где оно так легко что уже почти каждого тянет иногда что-то стянуть.


    1. khim
      10.02.2019 08:54

      А ведь бумажная книга это не хурхры-мухры, это чисто физический носитель с которого на коленке копию очень дорого.
      И вот именно поэтому проблемы с авторским правом не были такой катастрофой.

      Если, условного говоря, для выпуска книги тебе нужен миллион — ты можешь ещё сто тысяч потратить на поиски автора и на покупку разрешения.

      Если ты можешь сделать копию за копейку — то тратить сто тысяч на то, чтобы понять кто и как может тебе разрешить эту копию сделать — это проблема.


      1. AC130
        10.02.2019 12:42

        Если ты можешь сделать копию за копейку — то тратить сто тысяч на то, чтобы понять кто и как может тебе разрешить эту копию сделать — это проблема.

        В чём проблема? Затраты уменьшились в 11 раз по сравнению с предыдущим случаем.


        1. khim
          10.02.2019 16:31

          Проблема в том, что «поиск автора и получение разрешений» — это не «затраты». Это налог. Просто выполнение требований закона, чтобы тебя за жопу не схватили. Примерно как НДС.

          Когда НДC составляет 10% — его платят без проблем, когда 20% — начинают ворчать, когда 10'000'000% — народ, вполне справедливо, считает, что это бред.

          P.S. И да, я знаю про то, что первоначальное создание первой копии стоит сильно дороже. Так что совсем без авторского права, видимо, не получится. Но существующее с налогом в 10'000'000% — это тоже маразм.


          1. AC130
            10.02.2019 17:09

            Ээ. Чо? Какой налог? Эти деньги же не государству идут? С такой логикой можно утверждать что «Для продажи шаурмы в привокзальном ларьке нужно соблюдать санитарные нормы и тратить на это деньги. Но это не затраты, это налог, выполнение требований закона чтобы за жопу не схватили»

            Но ладно, допустим, налог. А в чём проблема то в итоге? В чьём-то мнении? А кто этих людей вообще заставляет заниматься поисками автора? Если они думают что «налог» слишком большой — пусть займутся другой деятельностью, какие тут проблемы? «Я хочу, но денег нет» — в этом проблема? Ну уж извините. Я хочу айфон, но у меня денег нет. Проблема однако. Давайте её решайте, продавайте без торговых накруток айфон, а то сопру с магазина. Так?


            1. Alexey2005
              10.02.2019 17:34
              +1

              Проблема возникает в случае «я хочу, деньги есть, но нет ни товара у производителя, ни желания его производить, ни желания продать право на производство кому-то ещё».
              Если бы Nintendo просто объявило о продаже лицензии, то наверняка бы фанаты организовали краудфандинг и выкупили право копировать понравившиеся игры, которые всё равно больше не продаются.
              Вот именно права класть интеллектуальную собственность в стол и нужно лишить правообладателей. Почему-то когда в чулке лежат деньги — это считается плохо для экономики, и власть делает всё, чтоб деньги оборачивались как можно быстрее. Но когда в столе лежит интеллектуальная собственность — почему-то считается хорошо и правильно, хотя она тоже должна оборачиваться и приносить доход, иначе это наносит ущерб обществу в целом.


              1. AC130
                10.02.2019 20:31

                Ага. А ещё обязать всех сдавать в аренду автомобили вместо того, чтобы ставить их в гараж, тунеядцев всех принудительно трудоустроить. На ночь бомжа пустите в гостиную переночевать, у вас же спальня отдельная, он вам 500 рублей заплатит. И полочка у вас в холодильнике одна свободна, сдайте соседу в аренду. Весь доступный вам капитал должен быть вовлечён в экономический процесс, вы же не хотите наносить ущерб обществу? Или что? Право на частную собственность — это «другое»?


                1. MTyrz
                  10.02.2019 20:48

                  Весь доступный вам капитал должен быть вовлечён в экономический процесс, вы же не хотите наносить ущерб обществу?
                  Вы случаем советником какого-нибудь правительства никогда не подрабатывали? А то регулярно подобные вещи слышатся, и главное, тега сарказм нигде не видать.


                  1. AC130
                    10.02.2019 20:50

                    Но когда в столе лежит интеллектуальная собственность — почему-то считается хорошо и правильно, хотя она тоже должна оборачиваться и приносить доход, иначе это наносит ущерб обществу в целом.

                    habr.com/ru/post/439542/#comment_19738430


                    1. MTyrz
                      10.02.2019 20:58

                      Так и про капитал считается, что он должен оборачиваться и приносить доход. Вы почитайте, сколько усилий на это затрачивают.
                      Отрицательные процентные ставки в банках для кого лоббируют? Отмену наличности? Деньги Гезеля для кого придуманы?

                      А с интеллектуальной собственностью проблема еще в том, что вообще-то на свободном обмене предметами интеллектуальной собственности случилось такое явление, как цивилизация. Без него дальше олдувайской культуры не поднялись бы.
                      Поэтому защита интеллектуальную собственность как принцип — нужна, а вот приравнивание интеллектуальной собственности к материальной — ошибочно.


                      1. AC130
                        10.02.2019 21:02

                        Так и про капитал считается, что он должен оборачиваться и приносить доход.

                        Тогда какие претензии ко мне?
                        на свободном обмене предметами интеллектуальной собственности случилось такое явление, как цивилизация

                        И потеря нинтендовских игр откинет человечество на 2000 лет. Очень важно решить эту проблему.


                        1. MTyrz
                          10.02.2019 21:08

                          Тогда какие претензии ко мне?
                          К вам — никаких.
                          Я ехидствовал, что ваши риторические восклицания на предмет обобществления машин и полок холодильников во имя оборачиваемости капитала, которые вы явно приводили с целью reductio ad absurdum, слишком хорошо перекликаются с вполне серьезными заявлениями властей и финансовых верхов: но в отличие от вас, они-то чудовищно серьезны.
                          Жаль, что вы не поняли иронии.
                          И потеря нинтендовских игр откинет человечество на 2000 лет.
                          А это уже совсем тривиальный демагогический прием, называется обесценивание. Не надо так с живым собеседником, который ничего плохого вам не желал.


                          1. AC130
                            10.02.2019 21:15

                            Зачем мне понимать вашу иронию? Она не выражает никакой точки зрения, в ней нет смысла в контексте обсуждения.

                            которые вы явно приводили с целью reductio ad absurdum

                            Не стоит решать за других людей с какой целью они делают те или иные вещи. Я вполне очевидно сравнивал право на частную собственность и копирайт. Если человек против одного из этих прав — почему он не против другого права? Логичный вопрос.
                            А это уже совсем тривиальный демагогический прием, называется обесценивание.

                            А гипербола
                            случилось такое явление, как цивилизация
                            демагогическим приёмом никоим образом не является.


                            1. MTyrz
                              10.02.2019 21:20

                              А это не гипербола ни разу.
                              Для начала пришлось совершенно бесплатно распространить такую интеллектуальную собственность, как язык.

                              Не стоит решать за других людей с какой целью они делают те или иные вещи.
                              Так это было всерьез?
                              Тогда извините. Сарказмометр глючит, и все такое прочее.
                              Но тогда дальше нам общаться, прошу прощения, нет никакого смысла. До свидания, желаю удачи.


                              1. AC130
                                10.02.2019 21:23

                                А это не гипербола ни разу.

                                А статья о чём? О цивилизации или играх Нинтендо?


                                1. MTyrz
                                  10.02.2019 21:24
                                  +1

                                  Ну если вы так настаиваете, то статья об играх Нинтендо, а не бомжах в гостиной и каршеринге.


                                  1. AC130
                                    10.02.2019 21:26

                                    Ну вот и отличненько. Если вам непонятна аналогия — это не большая проблема, другим будет понятна.


                                    1. MTyrz
                                      10.02.2019 21:27

                                      Благодарю, вам тоже не кашлять.


            1. khim
              10.02.2019 18:10

              Я хочу айфон, но у меня денег нет. Проблема однако. Давайте её решайте, продавайте без торговых накруток айфон, а то сопру с магазина. Так?
              Ну если вы можете его спереть так, чтобы в магазине он тоже остался (реализуя на практике парадокс Банаха — Тарского) — то да, конечно.

              Покажите как это делается?


              1. AC130
                10.02.2019 20:44

                Ну т.е. по-вашей же логике проблемы и вовсе нет — надо просто дождаться первого человека, который найдёт автора, а потом спросить у этого человека, где же он нашёл нужного вам автора. Вот и решилось всё.


                1. khim
                  10.02.2019 23:34

                  Не обязательно «дождаться». Можно скинуться (Кикстартер там или Паттерн). Но возникнут проблемы «уноса рассортированных исходников со студии»

                  С ними всё равно придётся что-то делать. Потому что одно дело — скопировать iPhone из магазина, а совсем другое — скопировать его (и начать распространять!) до релиза…


          1. vintage
            10.02.2019 17:31
            +1

            Всё же не стоит путать авторские права с правами на копирование. Первые — неотчуждаемые и даже пиратами не попираются. А вот вторые, особенно в цифровую эпоху, бессмысленны и беспощадны. Я бы упразднил права на копирование — тогда расцветут, наконец, сервисы прямого поощрения, а культура общества выйдет на новый уровень.


            1. khim
              10.02.2019 18:16

              Там много разных смежных прав. Право на имя — на него, в общем, мало кто посягает. А вот уже на всякие «права публичного воспроизведения» — пожалуйста, нужно думать, что с ними делать, чтобы подобных казусов не было. Можно сколько угодно обсуждать законность всего этого безумия (и да — это законно), но разумность… ну бред же, да?


            1. babylon
              11.02.2019 01:08

              Удалён


    1. rsashka
      10.02.2019 11:11
      +1

      У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.
      И да, и нет. Если говорить про авторское право, то такой срок есть и он начинает отсчитываться, начиная со смерти автора, а на практике есть еще смежные права, которые так же защищаются от пиратства.

      Хоть и там есть определенный срок защиты, например для программ он действует 25 лет после публикации (т.е. можно пиратить :-) ). Но обновление версии сбрасывает счетчик ;-(


    1. qw1
      10.02.2019 12:24
      +1

      Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.
      Как же это право реализовать игрокам на Wii, у которых закрыли магазин? Да хоть пользователям iPhone?


    1. wataru
      10.02.2019 13:53
      +2

      У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.

      Сколько там сейчас? 70 лет после смерти автора, вроде бы. Слишком долго. А еще, что делать если авторские права у корпорации?


      Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.

      Ха-ха-ха. Всего 3 буквы: DRM. У вас могут остаться файлы, но если через N лет сервер копирастов сломается, то ваши файлы превратятся в мусор. А взламывать DRM — нельзя.


  1. tnsaturday
    10.02.2019 06:42

    Значительная часть современных диджитал продуктов выходит такого качества, что называть их «коммерческими продуктами» просто смешно. Яркий пример — KCD. Иначе, как общественным «достоянием» это не назовешь.


    1. qw1
      10.02.2019 12:29

      Значительная часть современных диджитал продуктов выходит такого качества, что называть их «коммерческими продуктами» просто смешно. Яркий пример — KCD
      И какой вывод? Если яблоки в магазине невкусные — можно брать бесплатно?
      Иначе, как общественным «достоянием» это не назовешь.
      А вот это уже обидно для авторов, создающих продукты в Public Domain.


      1. tnsaturday
        11.02.2019 17:03
        -1

        И какой вывод? Если яблоки в магазине невкусные — можно брать бесплатно?

        Если молоко прокисшее, значит за него можно вернуть деньги.

        А вот это уже обидно для авторов, создающих продукты в Public Domain.

        Там, в кавычках, присмотритесь.


        1. qw1
          11.02.2019 19:35

          Уже поднадоело сравнение ПО (или показа фильма в кинотеатре) с прокисшим молоком. Глобальная разница в том, что на продукты есть стандарты и можно проверить соответствие. На ПО нет стандартов, невозможно обосновать, что ПО некачественное, даже если оно крашится при запуске в 100% случаев.


          1. tnsaturday
            11.02.2019 20:00

            Уже поднадоело сравнение ПО (или показа фильма в кинотеатре) с прокисшим молоком.

            Потому что опровергнуть нечем?

            На ПО нет стандартов, невозможно обосновать, что ПО некачественное

            Правда? MISRA и JPL смотрят на вас с недоумением.


            1. qw1
              11.02.2019 20:50

              Потому что опровергнуть нечем?
              Опровергать демагогию? Зачем опускаться до такого уровня.
              Правда? MISRA и JPL смотрят на вас с недоумением.
              Вы серьёзно считаете, что правила оформления кода обеспечат качество ПО (например, игры?). Да хоть 100500 проверок код пройдёт по всем формальным стандартам, он может всё равно зависать и глючить.


              1. tnsaturday
                11.02.2019 20:55
                -1

                Вы серьёзно считаете, что правила оформления кода обеспечат качество ПО

                Качество моего кода гарантировано при нормальных условиях.

                Да хоть 100500 проверок код пройдёт по всем формальным стандартам, он может всё равно зависать и глючить.

                Каждый раз когда летаю аэробусом, там постоянно все зависает и глючит. То, навигация вместо Лондона Воронеж показывает, то тяга самопроизвольно выставляется, а последний раз посреди полета маски вывалились.


            1. striver
              11.02.2019 20:54

              Потому что опровергнуть нечем?
              Прокисшее молоко == поцарапанный диск (невозможность установки программы).


              1. tnsaturday
                11.02.2019 21:03

                Прокисшее молоко !== поцарапанный диск (невозможность установки программы).

                Поправил, не благодари.


                1. striver
                  11.02.2019 21:18

                  !==

                  Во-первых — не правильно, а во-вторых — править ничего не нужно. Если для вас условное ПО является «качественным», это не значит, что этот вариант подходит для всех.


  1. rsashka
    10.02.2019 11:22

    Статья описывает классическую проблему тивоизации. т. е. привязку объекта к производителю.
    И к сожалению, решить подобную проблему пиратством довольно сложно.
    Так как любое решение будет основано на нарушении законодательства, которое будет включать в себя взлом способа защиты (обычно криптографической).

    А по хорошему, раз уж программное обеспечение приравнено к литературным произведениям и защищается аналогичным образом, то и делать с ним нужно так же, как и с книгами — передавать копию на постоянное хранение в библиотеку (архив).


    1. qw1
      10.02.2019 12:34

      передавать копию на постоянное хранение в библиотеку (архив)
      Сейчас все игры становятся сервисами. Недалёк тот день, когда 100% игр будут работать только в онлайне. Какой смысл передавать в библиотеку Overwatch?


      1. rsashka
        10.02.2019 12:46

        Так ведь речь не о сервисе, а покупке файла игры с использованием сервиса. Если игра позволяет играться автономно, тогда обычная игра с режимом мультиплеера с подключением сервису.

        А если автономный режим не доступен, тогда это не автономная игрушка, а например, данные с локальным кешем для ускорения работы с сетевым сервисом.

        Но в последнем случае, ты и покупаешь не игрушку, а доступ к сетевому сервису и в этом принципиальная разница.


        1. qw1
          10.02.2019 15:38

          Проблема в том, что сейчас вообще игры не продают (хоть в стиме, хоть где). Когда я покупаю игру в PSN, я покупаю доступ к ней. А в коллекционные и подарочные издания CD-ROM кладут разве что с доп. материалами и саунд-треком, игру же получаешь через магазин, вводя код активации.


          1. rsashka
            10.02.2019 16:04

            А это и есть не «покупка игры», а «покупка сервиса» (игры как сервиса).

            Причем уже давно эта грань сильно размыта, т.к. издатель может требовать подтверждать код активации через какое то время, или периодический доступ в интернет «для обновления» и тысячу других причин.

            А в наше время раньше такого не было, поэтому про старые игры можно говорить, что покупались именно игры (как товар), а не доступ к игровому сервису.

            Хотя, если честно, то говорить «купить» в отношении ПО тоже не верно. Покупается физический носитель, само ПО используется по лицензии. Вон, те же продукты MS, они же постоянно стучатся в сеть для проверки своих лицензий.


          1. wataru
            10.02.2019 18:22

            Проблема в том, что сейчас вообще игры не продают (хоть в стиме, хоть где).

            Не совсем правда. GOG.com продает установщики без DRM. Качай и архивируй себе на здоровье.


            1. qw1
              10.02.2019 19:13

              Если бы ещё Nintendo выпускала все свои игры в GOGe )))


  1. rgs350
    10.02.2019 11:49

    Ну и когда же появится копираст, который подаст иск в суд на самого себя с требованием обязать себя выплатить пользователям переполученную прибыль?


  1. IGHOR
    10.02.2019 14:25
    +2

    > Может показаться, что всё, что вы купили на iTunes или Steam, останется вашим навсегда, поскольку компании Apple и Valve слишком крупные, чтобы провалиться

    Это кому может показаться? Apple постоянно удаляет из магазина старые игры и приложения, что не были обновлены разработчиками. В среднем жизнь приложения 1-2 года.
    Еще один пример www.idownloadblog.com/2015/09/11/ea-pulls-classic-ios-games-app-store


  1. ZaitsXL
    10.02.2019 19:08

    Пфф, а сколько лет по вашему надо поддерживать инфраструктуру для приставки которой стукнуло 13 лет и уже вышло 2 следующих поколения?


    1. Rsa97
      10.02.2019 19:40

      Пока люди, заплатившие за игры, продолжают в них играть на официально купленных приставках. В идеале — пока последняя из приставок окончательно не выйдет из строя.


      1. ZaitsXL
        10.02.2019 19:56

        у любого продукта есть жизненный цикл, поддерживать все свои продукты вечно никто не обязан, я думаю об этом даже в правилах обслуживания написано


        1. Rsa97
          10.02.2019 20:53

          Тогда надо честно предупреждать при покупке приставки, что она сама и все купленные для неё игры через некоторый срок превратятся в тыкву.


          1. opckSheff
            11.02.2019 12:19

            С другой стороны, никто при покупке приставки не утверждал, что «она сама и все купленные игры вечные и ещё ваши пра-пра-пра-правнуки смогут играть». Это же относится абсолютно к любым товарам, которые вы покупаете. Не забывайте, что существует такие явления, как гарантийный срок и срок службы.


            1. Rsa97
              11.02.2019 12:45

              Гарантийный срок — время, в течение которого производитель/продавец обязуется бесплатно ремонтировать/заменять неисправное изделие.
              Срок службы — время, в течение которого производитель гарантирует наличие комплектующих для ремонта изделия.
              Ни то ни то напрямую к данному случаю не подходит.
              При этом оба срока заявляются при продаже. Я сильно сомневаюсь, что покупателям приставок сразу говорили, что в 2019 году они станут бесполезны.


              1. qw1
                11.02.2019 15:37

                При этом оба срока заявляются при продаже
                Гарантийный срок заявляется только по причине требований законодательства. Срок службы вообще не видел, чтобы заявлялся (а если где и заявляется, то без законодательной поддержки это просто маркетинг, ни к чему не обязывающий).


  1. ZaitsXL
    10.02.2019 20:07

    здесь самое грустное то что покупки не передаются между поколениями приставок, это чистой воды жмотство учитывая что производитель один и тот же, а что постепенно сворачивают поддержку 13-летнего устройства так это закономерно


    1. qw1
      10.02.2019 20:15

      Как, если архитектура другая? Как запустить бинарник для PS3 (архитектуры Core/PowerPC) на PS4 (архитектуры amd_x64).

      Говорят, что Playstation 5 будет бинарно совместима с PS4, а следующий XBOX — с последним XBOX One X.


      1. ZaitsXL
        11.02.2019 11:42

        Так никто не говорит запускать физически те же самые игры, они же пишут что игры для Wii доступны на Switch, но придется заново платить. Это и грустно


        1. qw1
          11.02.2019 15:39

          В случае с эмулятором, да. Но часто — ремастеры это другие игры, требующие усилия по их портированию.