Закрывая Wii Store Channel и не давая пользователям скачивать старые игры, компания Nintendo снова демонстрирует, что в современную цифровую эпоху вещи, которые вы покупаете, на самом деле вам не принадлежат
Пробыв в онлайне больше десятилетия, Nintendo закрывает Wii Shop Channel. Компания убрала возможность покупки внутримагазинной валюты (Wii Points) уже в прошлом марте, а с 30 января пользователи уже не могут покупать WiiWare или игры с Virtual Console.
На первый взгляд этот ход легко отмести как естественную гибель сервиса, привязанного к стареющей консоли, в результате эволюции. Особенно учитывая, что Nintendo дала пользователям достаточно много времени на то, чтобы потратить Wii Points до закрытия магазина. Однако день, когда Nintendo отключает Wii Store Channel, должен стать серьёзным предупреждением для всех, кого волнует сохранение видеоигр, и для любого потребителя, использующего цифровой магазин: часто продукты, которые мы покупаем в цифровом виде, нам не принадлежат, и когда один из цифровых магазинов закрывается, единственным способом сохранения его для истории остаётся пиратство.
В данном случае, даже после официального закрытия магазина, пользователи Wii смогут скачивать уже купленные и скачанные ими из магазина игры, если они смогут разместить их на внутренней памяти Wii или дополнительной карте SD. Однако в Nintendo заявили, что в какой-то момент в будущем компания закроет все сервисы, связанные с Wii Shop Channel, «включая возможность заново скачивать игры из WiiWare и Virtual Console, а также поддержку Wii System Transfer Tool, передающую данные с системы Wii на систему Wii U».
Это означает, что если игры, купленные пользователем в магазине, не будут к тому времени скачаны, или что накопитель, на котором будет хранить их пользователь, выйдет из строя, он потеряет их навсегда. Пользователи могут купить игры снова, в Wii U Virtual Console, или получить их через новый сервис подписки на Switch, но за это придётся заплатить".
«Отстой в том, что Nintendo не создала инфраструктуры, которая позволила бы людям поддерживать эти игры, — сказал в интервью Фрэнк Цифальди, основатель фонда истории видеоигр Video Game History Foundation. – Это может говорить о том, насколько интернет для Nintendo был в новинку в эпоху Wii. Возможно, они создавали систему, не думая об этом».
Nintendo не ответила на запрос о комментариях к ситуации.
Wii Shop Channel – не первый сервис от Nintendo, позволявший пользователям скачивать игры (ещё в 1995-м Satellaview позволял делать это), но это был хороший и легальный способ поиграть во многие классические игры, без необходимости отслеживать их старые физические копии. Wii Virtual Console предлагала сотни игр. На сегодня Nintendo Switch Online предлагает всего 31 игру для NES. И хотя Nintendo заявляет о намерении расширять эту библиотеку, вероятно, за счёт известных классических игр вроде Zelda и Mario, нет никаких гарантий, что там появятся малоизвестные игры типа Clu Clu Land, которые были доступны на Wii Virtual Console, и всё ещё доступны для покупки на Wii U Virtual Console. Будет ли и далее Nintendo предлагать старые малоизвестные игры и тратить деньги на их хранение на серверах, если они не будут приносить ей прибыли?
«Думаю, из того, что мы не видели малоизвестных игр со времён Virtual Console, следует, что у Nintendo есть проблемы с такими играми», — сказал Цифальди.
В цифровую эпоху компании всё чаще выбивают почву из-под ног продуктов, по поводу которых у потребителей есть ложное ощущение владения ими, отмечает профессор юриспруденции Аарон Перзановский из Кейсовского университета Западного резервного района, чья последняя книга, «Конец владения» [The End Of Ownership] тщательно разбирает и подчёркивает эту проблему.
«Эта ситуация очень сильно напоминает решение Microsoft от 2016 года о закрытии платформы Xbox Fitness, — сказал нам Перзановский. – Пользователям, считавшим, что они купили контент для упражнений, Microsoft сообщила, что этот контент более не будет доступен для скачивания или иного доступа. В то время на компанию обрушилась критика, но из-за относительно малой пользовательской базы эта история не получила развития».
И поиск способов расшатать понятие владение софтом простирается далеко за пределы области видеоигр. Пытаясь злоупотреблять авторским правом в целях монополизации ремонта своей продукции, такие производители, как GM и John Deere давно заявляют о том, что ПО в машинах и тракторах не принадлежит пользователям, потратившим на эти агрегаты тысячи долларов.
Тенденция к размыванию понятия владения после продажи не заканчивается на софте. Производители железа теперь постоянно превращают в кирпич электронные устройства, которые они больше не хотят поддерживать, или понижают функциональность игровых консолей после продажи, что сбивает с толку пользователей, считавших, что они владеют продуктом, а потом открывших для себя подвохи после покупки.
В случае с Nintendo Перзановский предполагает, что компания либо не захотела раскошеливаться на защиту целостности покупок пользователей, или просто решила заставить пользователей платить за одни и те же игры снова.
«Расчёт может быть чисто экономическим; поддержка магазина обходится дороже его прибылей, — сказал Перзановский. – Если в магазине есть игры сторонних разработчиков, Nintendo, возможно, не хочет продлять их лицензионные соглашения. Или это решение может быть связано с планируемым выходом очередной консоли или сервиса, который иначе будет конкурировать с магазином Wii».
Когда компании слишком усложняют для пользователей процесс получение желаемого контента (или, чёрт возьми, уже оплаченного), пользователи обычно начинают заниматься пиратством. Исследования показывают, что лучший способ борьбы с нарушением авторских прав – это концентрация на таких инновациях, как удешевление контента и упрощение доступа к нему. В данном случае Nintendo делает ровно противоположное.
Компания недавно взяла в привычку преследование крупнейших нелегальных распространителей старых игр: сайтов с ROM. Как мы уже писали, когда Nintendo закрыла несколько крупнейших ROM-сайтов в интернете, многие люди, включая разработчиков игр, лишились единственного доступа к ним. Nintendo находится в своём юридическом праве закрывать ROM-сайты, но, как отмечает Цифальди, это ставит архивариусов видеоигр в сложное положение.
«В данный момент я не могу легально добавлять эти игры в нашу библиотеку, — сказал он. – Легального способа не существует».
Но то, что скачивать эти игры нелегально, людей не останавливает. Крупные ROM-сайты исчезли, явной альтернативы не появилось, но в принципе, в интернете возможно найти копии всех игр, предлагаемых на Wii Virtual Console. Для сохранения исторических записей интернет архив даже хранит у себя HTML главной страницы Wii Shop Channel (иконки, инструкции, описания), чтобы будущие поколения знали, как он выглядел.
«Меня не волнует, что нолики и единички полностью исчезнут из нашего мира – пиратство всегда найдёт способ, меня волнует лишь то, чтобы обычные люди могли открыть для себя всё это и вдохновиться этим, — сказал Цифальди. – В таком уходе видеоигр меня беспокоит то, что они не будут вдохновлять художников будущего».
Цифальди отмечает, что работа Тоби Фокса, разработчика инди-игры Undertale, ставшей хитом, основана на доступе к старым играм, как и работа разработчиков Sonic Mania (считающейся первой хорошей игрой про Сонника за много лет), начавших с разработки фанатских игр при помощи взлома ROM.
«Это был костяк коммерческого продукта, приносившего компании много денег. Не знаю, как мы теперь будем создавать новые произведения искусства на основе старых игр», — сказал Цифальди.
Учитывая сложности этих дебатов, многие пользователи могут просто не понять, как сильно их обманули. Может показаться, что всё, что вы купили на iTunes или Steam, останется вашим навсегда, поскольку компании Apple и Valve слишком крупные, чтобы провалиться, но если эти компании когда-нибудь решат, что давать пользователям скачивать оплаченный ими контент слишком дорого, то нет никаких гарантий, что у вас останется доступ к вашим играм и фильмам. Учтите, что Wii не было каким-то неизвестным устройством, не достигшим успеха. Она стала чрезвычайно популярной, продалась в 100 млн экземплярах, что сделало её одной из самых популярных консолей от Nintendo. Wii U, лучший вариант для поиска этих игр после закрытия Wii Store Channel, продалась всего в количестве 13 млн экземпляров. Потенциально существуют миллионы владельцев Wii, которые могут потерять доступ к своим играм, не переведя их на Wii U, которую сегодня не так-то легко достать. Nintendo прекратила её производство в 2016-м, из-за чего её теперь сложнее найти. Новую Wii U можно купить на Amazon, но стоить это будет $600.
Другие потребители могут просто решить, что от такого поведения никуда не деться, сказал Перзановский.
«К сожалению, я думаю, что потребителям начинает казаться, что от такого поведения никуда не деться, — сказал он. – Особенно у искушённых потребителей цифрового контента, типа геймеров, есть ощущение, что компании будут злоупотреблять своей властью и вредить потребителям».
Какова бы ни была мотивация Nintendo, такое поведение будет только чаще встречаться среди других гигантов индустрии, и регуляторы должны лучше делать свою работу, гарантируя, что компании выполняют свои обещания, касающиеся владения продуктом.
Потребители же должны лучше бороться с этим, сказал Перзановский. «Потребители должны вслух возражать наличию таких приманок и поменять тактику, — сказал он. – Им надо выработать более долгосрочную память и голосовать деньгами. Эти фирмы полагаются на то, что гнев потребителей будет временным».
Комментарии (156)
Nekonian
09.02.2019 13:09+2Нинтендо настолько предсказуема в своём копирастическом безумии, что о чём будет статья я догадался всего лишь по её заголовку…
nmrulin
09.02.2019 14:53Давно пора отменить авторское право и перейти к патентному, когда за то, чтобы поддерживать исключительное право первый месяц с момента начала продаж платишь госпошлину условно рубль, за второй 2 рубля, за третий 4 рубля и т.д.
Xalium
09.02.2019 15:12тогда уж не месяц, а года. В разных отраслях и в зависимости от значимости патента – разный период. Максиму лет 20 сделать в какой-то отрасли.
striver
09.02.2019 15:19+2Люди идут к какому-то решению десятилетиями, а вы предлагаете, что их труды не будут оценены уже через 1 месяц.
Rsa97
09.02.2019 21:32+12Предложу свой вариант. Владелец исключительного права ежегодно объявляет стоимость данного права и обязан продать любому, кто такую сумму предложит. Налог же на право составляет растущий по времени процент от объявленной стоимости. Скажем, первые пять лет после создания продукта налог не берётся, а с шестого года начинает расти на 5% в год, пока не дойдёт до 25%.
Sirion
10.02.2019 00:13Это настолько просто и настолько офигенно, что здесь наверняка должен быть какой-то подвох. Но я пока не могу его найти.
0xd34df00d
10.02.2019 01:09В отсутствии эффективных (в экономическом смысле) способов оценки стоимости права на конкретный продукт.
Sirion
10.02.2019 02:39+1Стоимость права — это то, за сколько ты это право готов продать.
0xd34df00d
10.02.2019 02:43Так я ж не то что в затылке почесал и решил, что готов продать за стопицот денег (или ноль денег). Оценивать наиболее выгодную, гм, цену сложно.
Rsa97
10.02.2019 03:36Ну, тут баланс между доходами с продаж продукта, расходами на налог, и рисками потерять исключительное право.
schrodenkatzen
10.02.2019 06:31+6Ну например, у Айн Рэнд буквально не было ни одного бестселлера, все книги она очень долго не могла опубликовать, а в итоге таки стала американским классиком.
С таким правом собственности она бы просто не смогла написать ни одной книги — сначала у неё не было бы денег платить налог, после чего права бы выкупила за полтора доллара первая-же редакция и опубликовала в сильно переделанном виде(что ей и предлагали буквально к каждой книге и сценарию за её жизнь)
Но даже если как-то обойти эту проблему — она бы не получила почти никакого гонорара и просто не дошла бы до самых известных книг потому что до конца жизни бы работала сценаристом в Голливуде.
Сам когда-то был фанатом подобной схемы(правда, в отношении недвижимости), но она невероятно подркручивает правила игры в пользу больших копрораций и против отдельных владельцев.Rsa97
10.02.2019 07:28+2Начинать отсчёт для книг с момента первой публикации, для сценариев — с момента первой театральной постановки или выхода фильма, и т.д.
APaMazur
10.02.2019 11:36+1Извините, не совсем понимаю как это работает в отношении недвижимости…
schrodenkatzen
10.02.2019 15:35+2В Сингапуре похожая система. Есть налог на недвигу и операции с ней. Стоимость своей недвиги для налога указываешь ты сам, но государство имеет право по указанной цене(плюс немного сверху) её выкупить или может выкупить компания под девелоперский проект.
Очень удобно чтобы меньше споров по всяким реновациям было)
qw1
10.02.2019 11:49Это настолько просто и настолько офигенно, что здесь наверняка должен быть какой-то подвох. Но я пока не могу его найти
Подвох в большой бюрократической нагрузке. Сейчас авторское право появляется просто по факту создания произведения. А так нужно будет регистрировать каждый объект авторского права, чтобы считать срок в 5 лет. Кроме того, авторские права могут быть отдельно на каждого персонажа, на каждый элемент вселенной (их могут лицензировать отдельно). Хочешь, чтобы они были защищены новым законом — вспоминай про каждый аспект и регистрируй отдельно.khim
10.02.2019 16:11А по-моему это как раз хорошо. Потому что выигрывают от авторского права как раз те, кто выделяют «каждый аспект отдельно» — а «оплачивать банкет» должны налогоплательщики.
Другой вопрос что регистрация должна, вроде как, случаться с момента опубликование — а что такое в нынешнем виде это самое опубликование?
Я вот комментарий на Хабр написал — это уже опубликование? А если статью? Когда публикация требовало много денег (XIX век) — регистрация была разумным ходом (и, кстати, в Штатах она таки была). А вот в сегодняшнем мире… не знаю.Fenzales
10.02.2019 18:41Потому что выигрывают от авторского права как раз те, кто выделяют «каждый аспект отдельно» — а «оплачивать банкет» должны налогоплательщики.
Носители авторского права оперируют из четвертого измерения и налогоплательщиками не являются?
qw1
10.02.2019 19:07Банкет всё равно оплатят налогоплательщики, но другим способом. Сколько нужно будет открыть приёмных пунктов «министервства культуры», чтобы авторы стояли там днями и ночами в очередях и отчитывались там за каждую написанную песню/страницу. Я уверено, что по аналогии с «налогом на болванки» Михалкова, новый налог всё равно пойдёт не на пользу всем, а на содержание новых чиновников.
khim
10.02.2019 03:29Скажем, первые пять лет после создания продукта налог не берётся, а с шестого года начинает расти на 5% в год, пока не дойдёт до 25%.
25% это как-то очень дофига. Если ты знаешь (ну там, ясновидящий, или ещё как), что сможешь зарабатывать на этой вещи миллион в год в течении 10 лет — то цена, вроде как, должна быть 10 миллионов (инфляцией пренебрежём). Но тогда ты не то, что зарабатывать ничего не сможешь, а вообще, будет получать миллион в год, а относить в налоговую два с половиной!
Так что проценты должны быть сильно меньше — сравнимыми с теми, что за недвижимость платятся. Но вообще идея здравая. Упирается всё в то, что у нас, как бы, нет всемирного правительства — а если чтобы твои права сохранялись придётся платить в 180 налоговых, то можно и того, немножко с ума сойти… но можно платить через какие-нибудь организации, созданные для этого…
Sabubu
09.02.2019 22:36+2То есть, вы написали программу, и либо платите пошлину, либо любой может ей пользоваться бесплатно. Вы написали песню, денег у вас нет и вы потеряли на нее права.
Точно так же open source лицензии вроде GPL перестанут работать, так как за их продление никто не захочет платить. Частные компании начнут брать открытый код без соблюдения всяких условий и зарабатывать на нем.
Почему вы предлагаете отобрать что-то у других людей, а не, например, объединиться и сделать что-то самим под открытой лицензией?kekekeks
11.02.2019 09:36Потому что старая история с отобрать и поделить. Простое, очевидное, всем понятное, неправильное решение.
LSDtrip
09.02.2019 16:04Слили бы все эти исторические игры, которые всё равно ни копейки дохода не приносят, вместе с исходниками на торрент да и всё. Просто и красиво. Может найдётся добрый инсайдер-самаритянен, который не сильно дорожит местом в Nintendo. И когда это войдёт в массы (слив разрабами неподдерживаемого софта), компаниям придётся больше чесаться о поддержке.
Silvatis
09.02.2019 17:301) у нинтенды нет прав на чужие игры
2) конкретно игры нинтенды приносят много дохода. Классические игры доступны на свиче за подписку, либо вовсе в виде ремастеринга.
kireevmp
09.02.2019 17:46Всё равно, на поддержку торрента должен быть человек, который его раздаёт, а если в оригинальном магазине спроса нет — вряд ли этот спрос найдется и у торрента. В любом случае, проще иметь единый центр раздачи таких игр, которые представляют ценность, создать специальный архив и закон, по которому права на распространение (и только) игры через определенное время переходили бы к архиву, где эти игры продавались/раздавались бы, и это, как единая платформа, было бы экономически более выгодно, чем много разных платформ, будь то Nintendo, либо кто угодно другой.
qw1
09.02.2019 18:40+1Всё разбивается о закрытость платформ. Например, на Sony Playstation, как и на Nintendo Switch, нельзя загрузить игру с внешнего (пусть и государственного) сервиса, только с проприетарных магазинов, ключи (адреса доступа) к которым зашиты в устройствах.
Wijey
11.02.2019 09:26На торрентах давно есть подборки со всеми играми со старых платформ. Где даже можно найти и всевозможные невышедшие и недоделанные версии.
MTyrz
09.02.2019 17:19Читая сию статью,
у меня слетела шляпахочется передать пламенный превед адептам ненужности больших дисков в персональном пользовании и хранения своих данных в облаках.
Цитируя с сокращениями коммент из соседней статьи512 вполне достаточно, 1024 уже до фига.
Если надо больше, то Вы или профи…
или же нуждаетесь в файлопомойке…
но обе эти аудитории не массовая ЦА.Alexey2005
09.02.2019 18:34Просто хранить данные дома на небольших временных отрезках, скажем года два-три, нет смысла.
А на больших, от 10 лет — очень дорого и сложно. Стримеры для домашних пользователей малодоступны, компакты ненадёжны и скорее всего сдохнут лет через пять, HDD — натуральная лотерея (в принципе невозможно сказать, сколько они пролежат на полке, прежде чем утерять всё записанное).MTyrz
09.02.2019 18:39+3очень дорого и сложно.
Ничуть.
Раз в несколько лет покупается новый жесткий диск, куда влезает содержимое всех старых, и еще остается дофига места для наполнения новыми данными. Старые при этом кладутся на полку, образуя резервную копию. Если очень дорожите своими данными — покупаете два диска за одну итерацию.
Это уже на порядок надежнее надежд на здравый смысл очередного СЕО в очередной облачной компании.Areso
09.02.2019 19:11+1Варианты пожаров, потопов, квартирных краж, повреждения во время переездов вами не рассматривались?
У меня два устройства в разных квартирах, которые между собой синхронизируют содержимое. Планирую и третье, потому что с двумя, если кто-то из них побил данные, сложно выяснить кто же плохиш. А вот с двумя из трех устройств голосовать за целостность будет проще.MTyrz
09.02.2019 21:03+4Варианты пожаров, потопов, квартирных краж, повреждения во время переездов вами не рассматривались?
Почему же: рассматривались.
Так получилось, что за время всей моей жизни меня затронул один пожар (сгорела дача, когда мне было лет десять), ноль потопов и ноль квартирных краж. И один раз потеря данных из-за физического повреждения диска (восстановить было можно, но пожалел денег).
Но за время примерно двадцати процентов моей жизни, иначе говоря, в последние десять лет, меня затронуло (с недоступностью/экстренными мерами по сохранению доступности лично моих данных) закрытие/изменение условий минимум четырех облачных сервисов. Потому я и говорю, что хранение у себя примерно на порядок надежнее.
egigd
12.02.2019 01:58Увы, но не работает.
Как-то решил купить себе новый внешний диск 2,5". Старому лет пять было и он был на 2 Гб. Подумал, что возьму на 4 или на 8. А оказалось, что 2 Гб всё ещё максимум, причём до сих пор это одна единственная модель от Samsung.
Впрочем, на сколько мне известно, шансы столкнуться с физическим выходом жёсткого диска из строя (а не с логическими повреждениями, которые исправляются соответствующим софтом в домашних условиях) хоть и есть, но на уровне погибнуть в автокатастрофе.khim
12.02.2019 02:32А когда вы это делать-то собрались? А то, как бы и винты на 4TB в наличии: ST4000LM024, WD40NPZZ и прочие…
А физически винты выходят из строя примерно не с частотой, с которой люди погибают в автокатастрофе, а с частотой, с которой они в неё вляпываются: несколько процентов в год таки дохнет. Так что если повезёт (и винт у вас один) — то может легко проработать лет 10-20. А если не повезёт (или устройств в винтами у вас много) — то… не повезёт…egigd
12.02.2019 02:56Эти диски нестандартные — 15 мм толщиной. Их никуда не вставить.
Впрочем речь о событиях где-то трёхлетней давности, так что, возможно, уже появились стандартные 2,5" на 4 Тб.
Оглянувшись вокруг насчитал 6 жёстких дисков только у себя в комнате… Большинству около 10 лет.
Несколько процентов в год — это доля жёстких дисков, которая меняется в дата-центрах. Но что-то мне подсказывает, что там никто не занимается восстановлением дисков после серьёзных (но устранимых за день в домашних условиях!) логических сбоев. Диск штатно не читается — меняют и всё. А такие сбои случаются на порядок чаще, чем реальный физический выход из строя. Я с такими неоднократно сталкивался: посидишь денёк, ну может пару выходных, и диск снова в строю!
Производители дисков заявляют, что средняя наработка на отказ в плане физической поломки составляет от 1 000 000 часов и более. Это 114 лет…khim
12.02.2019 03:39Но что-то мне подсказывает, что там никто не занимается восстановлением дисков после серьёзных (но устранимых за день в домашних условиях!) логических сбоев.
Конечно нет. Логические сбои устраняются просто переразметкой диска и заливкой системы с нуля.
А такие сбои случаются на порядок чаще, чем реальный физический выход из строя.
Никого в датацентрах не интересует как часто происходят логические сбои. Речь идёт исключительно о физических.
Производители дисков заявляют, что средняя наработка на отказ в плане физической поломки составляет от 1 000 000 часов и более. Это 114 лет…
114 лет средня наработка — это как раз чуть меньше 1%. При наличии 10 дисков это уже будет только 11.4… и это если они не врут. А они врут.
Потому что никто не может себе позволить столько тестировать диски, чтобы точно установить эту цифру. Потому они тестируются при повышенных температурах, а потом эта цифра пересчитывается.
Это работало прекрасно лет 20-30 назад, а потом — догадайтесь что произошло?
Правильно: современные диски стали сильно более надёжными при высоких температурах. Что измеряем — то и имеем.
В результате исследования в тех же датацентрах показали, что даже если диск нагревается при работе до 70-80 градусов — это не снижает время его работы в разы, как когда-то… обратная сторона медали — это то, что рассчётные времена жизни при комнатной температуре — сильно завышены.
То, что у вас 6 жёстких дисков прожили 10 лет — это нормально. За такое время шансы на то, что умрёт один — примерно от ? до ?, так что вам просто слегка повезло — но так, не слишком сильно…egigd
12.02.2019 04:36То, что у вас 6 жёстких дисков прожили 10 лет — это нормально. За такое время шансы на то, что умрёт один — примерно от ? до ?, так что вам просто слегка повезло — но так, не слишком сильно…
Это в той комнате, где я сейчас, 6 дисков… Вообще их куда больше. И компьютерами я не 10 лет пользуюсь, а куда дольше. И не я один…
В конце концов, если речь о точечном повреждении поверхности, то это потеря одного файла, который, если важный, даже на одном диске есть в нескольких копиях. А весь диск разом из строя выходит обычно тогда, когда его контроллер умирает, а тут проблема решается перебрасыванием блинов в новый диск (даже если делать это «на коленках», а не в чистой комнате, ресурса диска более чем достаточно чтобы считать все данные с него). Да, операция стоит денег, т.к. придётся купить сразу два новых диска вместо одного старого (один чтобы вставить блины и потом выбросить, а второй для данных), но учитывая редкость события, это не проблема и в любом случае радикально дешевле, чем выполнять всякие описанные тут рекомендации.
ClearAirTurbulence
09.02.2019 22:04А зачем на полке?
На полке только бэкап самого ценного.
Остальное в NAS с резервированием, включено 24/7 — и данные доступны, и диски при выходе из строя можно менять.
Да, не то чтобы дешево, но если емсть ценная информация, и ее много — long term может выйти выгоднее какого-нибудь платного облака. Плюс добавляется удобство потребления медиа в домашней сети.zartarn
09.02.2019 22:31Закупили вы диски в нас, вышел 1 потому что брак. Какой шанс что остальные диски из той же партии, и тоже могут оказаться с браком? Или еще ситуация, все диски в одно время воткнуты опять, один выходит из строя не из за брака а потому что время пришло, какой шанс что остальные не умрут когда будет восстанавливаться рейд?
НУ а наличие бэкапа еще не гарантирует что из нег ополучится восстановиться, их еще проверять надо.
Слишком заморочно для дома.
Всё что важно — несоклько копий на разных носителях в разных местах, и в облаках. А все остальное уже как придется.HellKaim
10.02.2019 02:23+1Вы знаете. У меня архив с 1998года.
В 3х местах. И это не дороже чем хранить в облаке.
Апгрейд происходит раз лет в 5-6. Цена падает, емкость растет. Да зоть сгори, хоть укради — 3 локации жеж.APaMazur
10.02.2019 11:50Вы путаете чисто физическую номинальную стоимость и стоимость процедур по сохранению этого всего бардака, с учетом поддержки, проверки и обслуживания
Вероятно, вы специалист и делаете это все сами, считаете затраты нулевыми, что, кстати, тоже не совсем верно
А теперь посчитайте затраты на это все среднестатистического обычного пользователя без технической подготовкиHellKaim
10.02.2019 12:01Нет, я совсем не считаю их нулевми. Они составляют около часа — полутора в год. Не считая чисто стоимости облаков.
Срднестатистический пользователь может купить NAS от известных поставщиков вместе с облачным диском и достаточно легко настроить репликацию.
Это будет дороже самостроя и дороже просто облака, а главное — требует знания модели рисков.
И вот именно в модели рисков тут камень преткновения. Как верно отмечается в статье, пользователи не сознают (потому как не читают внимательно) каковы их реальные права, и главное — как они будут реализовываться.
0xd34df00d
10.02.2019 01:11+2Гы, да, все время вспоминаю людей, косо на меня смотрящих из-за моего нежелания отдать свою музыку во власть всяким спотифаям.
Diordna
10.02.2019 01:29+2Хорошо бы ограничить авторское право на игру кино песню 25 годами далее произведение переходит в фонд человечества(кто будет этим заниматься??). Это касается только отношений автор-клиент(зритель геймер) права на производство игры по книге например работают как сейчас.
wataru
10.02.2019 13:49+1кто будет этим заниматься??
Ну сейчас же, несмотря на потенциальные пробелмы с законом, народ выкладывает на торренты все подряд. Причем в качестве лучше, чем большинство официальных альтернатив, если они вообще есть. Просто декреминализовать распространение старых работ и все само заработает.
trolley813
11.02.2019 11:1725 многовато, вполне достаточно 10 или даже 5 (естественно, для каждой версии этот срок должен считаться отдельно).
schrodenkatzen
10.02.2019 06:11Не надо подгонять вопрос под свою любовь к пиратству)
У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.
Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.
Для сравнения никакая книжная культура не рухнула от борьбы с подпольными тиражами — все нормально брали у авторов лицензии на новые тиражи или ждали пока книга попадет в public domain. А ведь бумажная книга это не хурхры-мухры, это чисто физический носитель с которого на коленке копию очень дорого.
Что-то никто не призывает выпускать в России пиратские переводы Джорджа Мартина только потому что официального тиража мало, пиратство начинают оправдывать только там где оно так легко что уже почти каждого тянет иногда что-то стянуть.khim
10.02.2019 08:54А ведь бумажная книга это не хурхры-мухры, это чисто физический носитель с которого на коленке копию очень дорого.
И вот именно поэтому проблемы с авторским правом не были такой катастрофой.
Если, условного говоря, для выпуска книги тебе нужен миллион — ты можешь ещё сто тысяч потратить на поиски автора и на покупку разрешения.
Если ты можешь сделать копию за копейку — то тратить сто тысяч на то, чтобы понять кто и как может тебе разрешить эту копию сделать — это проблема.AC130
10.02.2019 12:42Если ты можешь сделать копию за копейку — то тратить сто тысяч на то, чтобы понять кто и как может тебе разрешить эту копию сделать — это проблема.
В чём проблема? Затраты уменьшились в 11 раз по сравнению с предыдущим случаем.khim
10.02.2019 16:31Проблема в том, что «поиск автора и получение разрешений» — это не «затраты». Это налог. Просто выполнение требований закона, чтобы тебя за жопу не схватили. Примерно как НДС.
Когда НДC составляет 10% — его платят без проблем, когда 20% — начинают ворчать, когда 10'000'000% — народ, вполне справедливо, считает, что это бред.
P.S. И да, я знаю про то, что первоначальное создание первой копии стоит сильно дороже. Так что совсем без авторского права, видимо, не получится. Но существующее с налогом в 10'000'000% — это тоже маразм.AC130
10.02.2019 17:09Ээ. Чо? Какой налог? Эти деньги же не государству идут? С такой логикой можно утверждать что «Для продажи шаурмы в привокзальном ларьке нужно соблюдать санитарные нормы и тратить на это деньги. Но это не затраты, это налог, выполнение требований закона чтобы за жопу не схватили»
Но ладно, допустим, налог. А в чём проблема то в итоге? В чьём-то мнении? А кто этих людей вообще заставляет заниматься поисками автора? Если они думают что «налог» слишком большой — пусть займутся другой деятельностью, какие тут проблемы? «Я хочу, но денег нет» — в этом проблема? Ну уж извините. Я хочу айфон, но у меня денег нет. Проблема однако. Давайте её решайте, продавайте без торговых накруток айфон, а то сопру с магазина. Так?Alexey2005
10.02.2019 17:34+1Проблема возникает в случае «я хочу, деньги есть, но нет ни товара у производителя, ни желания его производить, ни желания продать право на производство кому-то ещё».
Если бы Nintendo просто объявило о продаже лицензии, то наверняка бы фанаты организовали краудфандинг и выкупили право копировать понравившиеся игры, которые всё равно больше не продаются.
Вот именно права класть интеллектуальную собственность в стол и нужно лишить правообладателей. Почему-то когда в чулке лежат деньги — это считается плохо для экономики, и власть делает всё, чтоб деньги оборачивались как можно быстрее. Но когда в столе лежит интеллектуальная собственность — почему-то считается хорошо и правильно, хотя она тоже должна оборачиваться и приносить доход, иначе это наносит ущерб обществу в целом.AC130
10.02.2019 20:31Ага. А ещё обязать всех сдавать в аренду автомобили вместо того, чтобы ставить их в гараж, тунеядцев всех принудительно трудоустроить. На ночь бомжа пустите в гостиную переночевать, у вас же спальня отдельная, он вам 500 рублей заплатит. И полочка у вас в холодильнике одна свободна, сдайте соседу в аренду. Весь доступный вам капитал должен быть вовлечён в экономический процесс, вы же не хотите наносить ущерб обществу? Или что? Право на частную собственность — это «другое»?
MTyrz
10.02.2019 20:48Весь доступный вам капитал должен быть вовлечён в экономический процесс, вы же не хотите наносить ущерб обществу?
Вы случаем советником какого-нибудь правительства никогда не подрабатывали? А то регулярно подобные вещи слышатся, и главное, тега сарказм нигде не видать.AC130
10.02.2019 20:50Но когда в столе лежит интеллектуальная собственность — почему-то считается хорошо и правильно, хотя она тоже должна оборачиваться и приносить доход, иначе это наносит ущерб обществу в целом.
habr.com/ru/post/439542/#comment_19738430MTyrz
10.02.2019 20:58Так и про капитал считается, что он должен оборачиваться и приносить доход. Вы почитайте, сколько усилий на это затрачивают.
Отрицательные процентные ставки в банках для кого лоббируют? Отмену наличности? Деньги Гезеля для кого придуманы?
А с интеллектуальной собственностью проблема еще в том, что вообще-то на свободном обмене предметами интеллектуальной собственности случилось такое явление, как цивилизация. Без него дальше олдувайской культуры не поднялись бы.
Поэтому защита интеллектуальную собственность как принцип — нужна, а вот приравнивание интеллектуальной собственности к материальной — ошибочно.AC130
10.02.2019 21:02Так и про капитал считается, что он должен оборачиваться и приносить доход.
Тогда какие претензии ко мне?
на свободном обмене предметами интеллектуальной собственности случилось такое явление, как цивилизация
И потеря нинтендовских игр откинет человечество на 2000 лет. Очень важно решить эту проблему.MTyrz
10.02.2019 21:08Тогда какие претензии ко мне?
К вам — никаких.
Я ехидствовал, что ваши риторические восклицания на предмет обобществления машин и полок холодильников во имя оборачиваемости капитала, которые вы явно приводили с целью reductio ad absurdum, слишком хорошо перекликаются с вполне серьезными заявлениями властей и финансовых верхов: но в отличие от вас, они-то чудовищно серьезны.
Жаль, что вы не поняли иронии.И потеря нинтендовских игр откинет человечество на 2000 лет.
А это уже совсем тривиальный демагогический прием, называется обесценивание. Не надо так с живым собеседником, который ничего плохого вам не желал.AC130
10.02.2019 21:15Зачем мне понимать вашу иронию? Она не выражает никакой точки зрения, в ней нет смысла в контексте обсуждения.
которые вы явно приводили с целью reductio ad absurdum
Не стоит решать за других людей с какой целью они делают те или иные вещи. Я вполне очевидно сравнивал право на частную собственность и копирайт. Если человек против одного из этих прав — почему он не против другого права? Логичный вопрос.
А это уже совсем тривиальный демагогический прием, называется обесценивание.
А гиперболаслучилось такое явление, как цивилизация
демагогическим приёмом никоим образом не является.MTyrz
10.02.2019 21:20А это не гипербола ни разу.
Для начала пришлось совершенно бесплатно распространить такую интеллектуальную собственность, как язык.Не стоит решать за других людей с какой целью они делают те или иные вещи.
Так это было всерьез?
Тогда извините. Сарказмометр глючит, и все такое прочее.
Но тогда дальше нам общаться, прошу прощения, нет никакого смысла. До свидания, желаю удачи.
khim
10.02.2019 18:10Я хочу айфон, но у меня денег нет. Проблема однако. Давайте её решайте, продавайте без торговых накруток айфон, а то сопру с магазина. Так?
Ну если вы можете его спереть так, чтобы в магазине он тоже остался (реализуя на практике парадокс Банаха — Тарского) — то да, конечно.
Покажите как это делается?AC130
10.02.2019 20:44Ну т.е. по-вашей же логике проблемы и вовсе нет — надо просто дождаться первого человека, который найдёт автора, а потом спросить у этого человека, где же он нашёл нужного вам автора. Вот и решилось всё.
khim
10.02.2019 23:34Не обязательно «дождаться». Можно скинуться (Кикстартер там или Паттерн). Но возникнут проблемы «уноса рассортированных исходников со студии»
С ними всё равно придётся что-то делать. Потому что одно дело — скопировать iPhone из магазина, а совсем другое — скопировать его (и начать распространять!) до релиза…
vintage
10.02.2019 17:31+1Всё же не стоит путать авторские права с правами на копирование. Первые — неотчуждаемые и даже пиратами не попираются. А вот вторые, особенно в цифровую эпоху, бессмысленны и беспощадны. Я бы упразднил права на копирование — тогда расцветут, наконец, сервисы прямого поощрения, а культура общества выйдет на новый уровень.
khim
10.02.2019 18:16Там много разных смежных прав. Право на имя — на него, в общем, мало кто посягает. А вот уже на всякие «права публичного воспроизведения» — пожалуйста, нужно думать, что с ними делать, чтобы подобных казусов не было. Можно сколько угодно обсуждать законность всего этого безумия (и да — это законно), но разумность… ну бред же, да?
rsashka
10.02.2019 11:11+1У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.
И да, и нет. Если говорить про авторское право, то такой срок есть и он начинает отсчитываться, начиная со смерти автора, а на практике есть еще смежные права, которые так же защищаются от пиратства.
Хоть и там есть определенный срок защиты, например для программ он действует 25 лет после публикации (т.е. можно пиратить :-) ). Но обновление версии сбрасывает счетчик ;-(
qw1
10.02.2019 12:24+1Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.
Как же это право реализовать игрокам на Wii, у которых закрыли магазин? Да хоть пользователям iPhone?
wataru
10.02.2019 13:53+2У интеллектуальной собственности есть ограничение по времени после которого можно «пиратить» сколько душе угодно.
Сколько там сейчас? 70 лет после смерти автора, вроде бы. Слишком долго. А еще, что делать если авторские права у корпорации?
Тем более речь идет о файлах — если ты однажды купил игру то спокойно имеешь право сохранять их где угодно и играть снова и снова.
Ха-ха-ха. Всего 3 буквы: DRM. У вас могут остаться файлы, но если через N лет сервер копирастов сломается, то ваши файлы превратятся в мусор. А взламывать DRM — нельзя.
tnsaturday
10.02.2019 06:42Значительная часть современных диджитал продуктов выходит такого качества, что называть их «коммерческими продуктами» просто смешно. Яркий пример — KCD. Иначе, как общественным «достоянием» это не назовешь.
qw1
10.02.2019 12:29Значительная часть современных диджитал продуктов выходит такого качества, что называть их «коммерческими продуктами» просто смешно. Яркий пример — KCD
И какой вывод? Если яблоки в магазине невкусные — можно брать бесплатно?Иначе, как общественным «достоянием» это не назовешь.
А вот это уже обидно для авторов, создающих продукты в Public Domain.tnsaturday
11.02.2019 17:03-1И какой вывод? Если яблоки в магазине невкусные — можно брать бесплатно?
Если молоко прокисшее, значит за него можно вернуть деньги.
А вот это уже обидно для авторов, создающих продукты в Public Domain.
Там, в кавычках, присмотритесь.qw1
11.02.2019 19:35Уже поднадоело сравнение ПО (или показа фильма в кинотеатре) с прокисшим молоком. Глобальная разница в том, что на продукты есть стандарты и можно проверить соответствие. На ПО нет стандартов, невозможно обосновать, что ПО некачественное, даже если оно крашится при запуске в 100% случаев.
tnsaturday
11.02.2019 20:00Уже поднадоело сравнение ПО (или показа фильма в кинотеатре) с прокисшим молоком.
Потому что опровергнуть нечем?
На ПО нет стандартов, невозможно обосновать, что ПО некачественное
Правда? MISRA и JPL смотрят на вас с недоумением.qw1
11.02.2019 20:50Потому что опровергнуть нечем?
Опровергать демагогию? Зачем опускаться до такого уровня.
Правда? MISRA и JPL смотрят на вас с недоумением.
Вы серьёзно считаете, что правила оформления кода обеспечат качество ПО (например, игры?). Да хоть 100500 проверок код пройдёт по всем формальным стандартам, он может всё равно зависать и глючить.tnsaturday
11.02.2019 20:55-1Вы серьёзно считаете, что правила оформления кода обеспечат качество ПО
Качество моего кода гарантировано при нормальных условиях.
Да хоть 100500 проверок код пройдёт по всем формальным стандартам, он может всё равно зависать и глючить.
Каждый раз когда летаю аэробусом, там постоянно все зависает и глючит. То, навигация вместо Лондона Воронеж показывает, то тяга самопроизвольно выставляется, а последний раз посреди полета маски вывалились.
striver
11.02.2019 20:54Потому что опровергнуть нечем?
Прокисшее молоко == поцарапанный диск (невозможность установки программы).tnsaturday
11.02.2019 21:03Прокисшее молоко !== поцарапанный диск (невозможность установки программы).
Поправил, не благодари.striver
11.02.2019 21:18!==
Во-первых — не правильно, а во-вторых — править ничего не нужно. Если для вас условное ПО является «качественным», это не значит, что этот вариант подходит для всех.
rsashka
10.02.2019 11:22Статья описывает классическую проблему тивоизации. т. е. привязку объекта к производителю.
И к сожалению, решить подобную проблему пиратством довольно сложно.
Так как любое решение будет основано на нарушении законодательства, которое будет включать в себя взлом способа защиты (обычно криптографической).
А по хорошему, раз уж программное обеспечение приравнено к литературным произведениям и защищается аналогичным образом, то и делать с ним нужно так же, как и с книгами — передавать копию на постоянное хранение в библиотеку (архив).qw1
10.02.2019 12:34передавать копию на постоянное хранение в библиотеку (архив)
Сейчас все игры становятся сервисами. Недалёк тот день, когда 100% игр будут работать только в онлайне. Какой смысл передавать в библиотеку Overwatch?rsashka
10.02.2019 12:46Так ведь речь не о сервисе, а покупке файла игры с использованием сервиса. Если игра позволяет играться автономно, тогда обычная игра с режимом мультиплеера с подключением сервису.
А если автономный режим не доступен, тогда это не автономная игрушка, а например, данные с локальным кешем для ускорения работы с сетевым сервисом.
Но в последнем случае, ты и покупаешь не игрушку, а доступ к сетевому сервису и в этом принципиальная разница.qw1
10.02.2019 15:38Проблема в том, что сейчас вообще игры не продают (хоть в стиме, хоть где). Когда я покупаю игру в PSN, я покупаю доступ к ней. А в коллекционные и подарочные издания CD-ROM кладут разве что с доп. материалами и саунд-треком, игру же получаешь через магазин, вводя код активации.
rsashka
10.02.2019 16:04А это и есть не «покупка игры», а «покупка сервиса» (игры как сервиса).
Причем уже давно эта грань сильно размыта, т.к. издатель может требовать подтверждать код активации через какое то время, или периодический доступ в интернет «для обновления» и тысячу других причин.
Ав наше времяраньше такого не было, поэтому про старые игры можно говорить, что покупались именно игры (как товар), а не доступ к игровому сервису.
Хотя, если честно, то говорить «купить» в отношении ПО тоже не верно. Покупается физический носитель, само ПО используется по лицензии. Вон, те же продукты MS, они же постоянно стучатся в сеть для проверки своих лицензий.
rgs350
10.02.2019 11:49Ну и когда же появится копираст, который подаст иск в суд на самого себя с требованием обязать себя выплатить пользователям переполученную прибыль?
IGHOR
10.02.2019 14:25+2> Может показаться, что всё, что вы купили на iTunes или Steam, останется вашим навсегда, поскольку компании Apple и Valve слишком крупные, чтобы провалиться
Это кому может показаться? Apple постоянно удаляет из магазина старые игры и приложения, что не были обновлены разработчиками. В среднем жизнь приложения 1-2 года.
Еще один пример www.idownloadblog.com/2015/09/11/ea-pulls-classic-ios-games-app-store
ZaitsXL
10.02.2019 19:08Пфф, а сколько лет по вашему надо поддерживать инфраструктуру для приставки которой стукнуло 13 лет и уже вышло 2 следующих поколения?
Rsa97
10.02.2019 19:40Пока люди, заплатившие за игры, продолжают в них играть на официально купленных приставках. В идеале — пока последняя из приставок окончательно не выйдет из строя.
ZaitsXL
10.02.2019 19:56у любого продукта есть жизненный цикл, поддерживать все свои продукты вечно никто не обязан, я думаю об этом даже в правилах обслуживания написано
Rsa97
10.02.2019 20:53Тогда надо честно предупреждать при покупке приставки, что она сама и все купленные для неё игры через некоторый срок превратятся в тыкву.
opckSheff
11.02.2019 12:19С другой стороны, никто при покупке приставки не утверждал, что «она сама и все купленные игры вечные и ещё ваши пра-пра-пра-правнуки смогут играть». Это же относится абсолютно к любым товарам, которые вы покупаете. Не забывайте, что существует такие явления, как гарантийный срок и срок службы.
Rsa97
11.02.2019 12:45Гарантийный срок — время, в течение которого производитель/продавец обязуется бесплатно ремонтировать/заменять неисправное изделие.
Срок службы — время, в течение которого производитель гарантирует наличие комплектующих для ремонта изделия.
Ни то ни то напрямую к данному случаю не подходит.
При этом оба срока заявляются при продаже. Я сильно сомневаюсь, что покупателям приставок сразу говорили, что в 2019 году они станут бесполезны.qw1
11.02.2019 15:37При этом оба срока заявляются при продаже
Гарантийный срок заявляется только по причине требований законодательства. Срок службы вообще не видел, чтобы заявлялся (а если где и заявляется, то без законодательной поддержки это просто маркетинг, ни к чему не обязывающий).
ZaitsXL
10.02.2019 20:07здесь самое грустное то что покупки не передаются между поколениями приставок, это чистой воды жмотство учитывая что производитель один и тот же, а что постепенно сворачивают поддержку 13-летнего устройства так это закономерно
qw1
10.02.2019 20:15Как, если архитектура другая? Как запустить бинарник для PS3 (архитектуры Core/PowerPC) на PS4 (архитектуры amd_x64).
Говорят, что Playstation 5 будет бинарно совместима с PS4, а следующий XBOX — с последним XBOX One X.
vintage
Думаю должен быть такой закон, по которому, если компания не в состоянии обеспечить доступность купленного контента или она перестала его монетизировать, то этот контент автоматически переходит в общественное достояние со всеми вытекающими.
zartarn
С такими законами все сложно. В ЕС (вроде бы там) есть закон на тему авторского праа, что если композиция сколько то лет не издается, то переходит в общественное достояние. Как ответ — правообладатели стали выпускать время от времени сборники из таких композиций, малым тиражом, чисто чтоб формально выполнить закон. А по факту этого никто никогда не увидит. Или по оверпрайсу конечно.
vassabi
с книгами\пластинками проще — и НЯЗ в некоторых странах обязывают по несколько экземпляров сдавать в центральные библиотеки.
APaMazur
Ну, согласитесь, тут немного другая история
Есть контент, который уже приобретен мной без ограничения в сроках использования и без привязки к носителю
Издателю, по сути, становится невыгодно поддерживать инфраструктуру дистрибуции и, вместо того, чтобы сделать использование этого продукта свободным, сняв с себя как эти убытки, так и возможность дальнейшего получения с этого продукта прибыли, что было бы честно, он лишает меня, как потребителя, возможности пользоваться законно приобретенным продуктом вообще, нанося прямой убыток мне
Представьте ситуацию, когда вдруг объявляют, что завтра закрывается Steam (я понимаю, что сейчас это звучит малореально, но сделаем такое допущение), лично у меня там около 300 игр, а есть знакомые и с более внушительными коллекциями и практика показывает, что все это вообще нигде никак и никем не защищено
PUNK778
Корпорации и «чесно»?
APaMazur
Ну так потому и нужно какое-то госрегулирование этого бардака
Boroda1
Да и неподдерживаемый более софт (в том числе драйверы) было бы весьма разумно переводить в open-source.
Потому как сейчас его просто хоронят со всеми недоделками. Пример — драйверы AMD для Windows XP (особенно в части OpenGL).
Даже если в составе софта есть какие-то «коммерческие секреты», их можно запрятать в скомпиленные библиотеки.
Искренне не понимаю, что мешает производителям это делать.
nidalee
Boroda1
Я разработчик и работаю не за спасибо. Однако, если компании по барабану на продукт, в который я вкладывал свой труд и которым пользовалась куча людей, я лично очень постарался бы выложить его в открытый доступ. Мне бы это стоило нескольких минут. Компании — ничего не стоило бы (раз продукт и так заброшен). А вот пользователям вполне может пригодиться. Да и весьма обидно просто так закапывать результаты своих трудов.
nidalee
А компания предпочла бы, чтобы вы чем-нибудь еще занимались. Я не против идеи с переводом в open source, но это вряд ли произойдет.
samodum
Компания может быть против, чтобы вы выкладывали в открытый доступ продукт, на разработку которого она потратила кучу денег
Sonatix
А клиент может быть против потерять доступ к продукту, за который он заплатил, потому что разработчик, вдруг, решил забить на него болт.
samodum
Проблемы индейцев не волнуют шерифа
aknew
В прямых затратах — ничего, а как насчет репутационных потерь из-за того что код достаточно паршивый (а он очень часто такой ИМХО, даже если изначально все было продумано, потом все равно были какие-то хотфиксы и костыли)? Даже если код отличный, все равно надо как минимум потратить не несколько минут чтобы написать хотя бы readme как это все работает т.к. как минимум это все надо проверять на чистой машине (тот кто пишет ридми вечно не учитывает что у него все работает только потому что он что-то поставил несколько проектов назад и забыл, по себе знаю) иначе опять будет «компания Мегасофт выложила в опенсурс какое-то дерьмо».
К тому же часто у компаний есть общие для многих продуктов части (или вообще сторонние лицензированные решения), без которых конечный продукт превращается в тыкву, но которые при этом не хочется публиковать.
Boroda1
Допускаю, репутационные потери действительно возможны.
Однако приведу пример из личного опыта.
Всё с теми же драйверами AMD. Компания закинула не только Windows XP, но и всю линейку вплоть до HD5000, а чуть позже — до HD7000.
Я понимаю почему это было сделано.
Касательно качества этих драйверов итак было известно немало (Джон Кармак их тоже очень «нахваливал»).
Но я как пользователь был откровенно «поставлен в неловкое положение». И далеко не я один.
И когда я увидел, что в 2017 году, спустя 10 лет после выхода, NVIDIA выпускает драйверы для 8000 серии (в том числе и для Windows XP), я понял, что готов за это платить.
Я понимаю, что я не создаю основную выручку AMD. Но меня они как пользователя своих продуктов отпугнули. Я больше не хочу покупать продукт, который толком не доделают, а затем забросят.
По-моему такого рода репутационные потери куда больше, чем «они увидят мой код и перестанут со мной дружить».
qw1
Что интересно, NVIDIA нашла устраивающее вас решение без выхода в open-source.
Boroda1
Верно. Потому как описываемая ситуация — не допилили и закопали.
Для серии HD4000, например, был заявлен OpenCL, OpenGL3.3, DXVA. То есть покупая карту, я рассчитывал это получить.
По факту же пользоваться этими функциями либо практически невозможно, либо с огромным скрипом и танцами с бубном.
NVIDIA же просто допилила всё то, что было заявлено. Мне было бы интересно покопаться в их исходниках, но реальной необходимости в этом у меня нет.
А вот работоспособность всего того, за что я заплатил — очень хотелось бы.
Даже если пришлось бы допиливать вручную — это всяко лучше, чем совсем никак.
marat_zh
У AMD есть поддерживаемые опен сорс драйвера для старых видеокарт. Для linux. Windows XP уже давно не поддерживается самой Microsoft, зачем AMD тратить на неё ресурсы? Просто открыть код уже написанных драйверов скорее всего мешает то, что там намешано куча разного кода лицензированного из разных мест.
В плане драйверов для Windows, Nvidia — молодец, но в нынешней рыночной ситуации они могли бы вести себя так же как AMD и никак бы это на них не сказалось. Вероятно у них просто очень компетентный отдел разработки драйверов.
aknew
В вашем примере очень много но:
Причем я согласен что забрасывать разработку это свинство, но мы же в этой ветке обсуждаем выкладку в опенсурс кодов заброшенного проекта, а это уже совсем другое
khim
Кроме репутационных издеожек есть ещё прямые убытки от того, что вы не пойдёте и не купите новую видеокарту, а будете использовать старую.
Что-то типа запланированного устаревания — но при этом ещё и всё автоматически происходит, не надо даже делать что-то, за что могут «ограны» схватить…
mk2
Так в opensource или «запрятать в скомпиленные библиотеки»? Эти предложения друг другу противоречат.
Boroda1
Если какая-либо часть кода представляется «коммерческим секретом», то выдавать эту часть в виде скомпиленной библиотеки. Например запихнуть туда десяток функций, представляющих собой нетривиальные решения и использующиеся в других продуктах компании по сей день. Остальное — в исходниках.
qw1
Такое слишком просто отреверсить, особенно учитывая, что вызывающий код открыт, то есть, интерфейсы к секретному куску документированы.
OnYourLips
Скорее, просто принять в виде судебной практики полное оправдание пиратов, это делающих, так как они не нанесли какого-либо материального ущерба.
APaMazur
Какой такой судебной практики?
Далеко не везде право прецедентное
DarkWanderer
Там, где не прецедентное, есть органы типа Верховного суда, устанавливающего как именно толковать законы
APaMazur
Вы очень широко толкуете слово «толковать», верховный суд мыслит уже
Alexey2005
А как же тогда компании будут раз в 10 лет делать ремейки одного и того же, каждый раз с ухудшенным геймплеем, зато улучшенной монетизацией?
Alexey2005
Не обязательно сразу в общественное. Для начала хотя бы обеспечить принудительную продажу лицензий.
Ситуация: организация A не может/не хочет обеспечивать дальнейшую поддержку и продажу продукта. Организация B считает, что она может заняться этим делом. Но без соответствующей лицензии это незаконно, а получить эту самую лицензию невозможно — любые запросы A отправит в /dev/null даже не читая. А надо, чтоб в принципе не могло быть в такой ситуации «нам не интересно». Или сами делайте, или хотя бы не мешайте делать другим за соответствующие отчисления (сравнимые с исходным доходом от продажи/поддержки).
Другая ситуация: компания A выпускает «эксклюзивчик» игры под свою консоль, при том что портировать эту игру под PC можно за один вечер силами одного студента (спасибо современным игровым движкам). Компания B хочет портировать и продавать эту игру на PC, раз A не интересует этот рынок. Конечно же, и в этом случае лицензии B никогда и ни за какие разумные деньги не получит. А надо, чтоб в принципе не могла возникнуть такая ситуация. Не интересует какой-то фрагмент рынка, но при этом есть интересующиеся — лицензию на стол за вменяемую цену (сравнимую с доходом от других сегментов рынка). А то повадились создавать помехи и преграды на ровном месте.
qw1
«Другая ситуация» это уже принуждение, грабёж. Может, компания А специально сделала эксклюзив на консоль, согласно договору с платформодержателем? Даже если и не так, может у компании А нет ресурсов, чтобы сейчас продавать свою игру на PC (это не только разработка, но и тех. поддержка), но через 5 лет они планируют выпустить её там. И что, отдать компании B прибыль от продаж на PC? И исходники отдать, и все ассеты, и права на IP?
vintage
Эксклюзивы впринципе должны быть запрещены. Если кто-то портировал, например, игру компании Н на платформу В, то автоматически получает возможность её там перепродавать, выкупая соразмерное число инсталляций у компании Н.
qw1
Так мы договоримся до того, что и «эксклюзивы» по железу тоже должны быть запрещены. Например, заставить раскрыть платформы от Apple (не выпускаешь iOS на ПК сборки фирмы Dell или «Формоза» — изволь продать им лицензию на iOS). Запретить закрытые железные платформы (Intel и Qualcomm обязаны все свои схемы лицензировать тем, кто будет печатать процессоры на более дешёвых фабриках, а то ведь потребители страдают — фабрики Intel и TMSC очень дорогие. Хочу, чтобы Core-i9 или Snapdragon 845 был напечатан за 100 руб. в китайском подвале)
vintage
Заставить портировать нельзя. А вот запрещать портировать — тоже.
qw1
Выглядит как полный отказ от текущей системы прав на IP. Например, писатель написал книгу и продаёт на litres. Я делаю читалку под андроид «pirate-reader» и, поскольку на моей новой платформе книга не продаётся, я её принудительно «портирую» к себе.
vintage
Именно так, покупаете экземпляры этой книги на litres, конвертируете в свой формат и продаёте читателям. Проще говоря, выступаете дистрибьютором.
qw1
Продавать по цене, не ниже чем на лит-ресе? (Или правообладателю отчислять не меньше?)
vintage
Агась.
qw1
Не защищает правообладателя от злоупотреблений. Например, порт может быть низкого качества. Или тех. поддержка оказываться очень плохо. Или портирующий сделает кросс-овер с чем-то ещё, или напихает рекламы (продукт-то производный, значит и код, и ресурсы требуют модификации).
vintage
И это будет отличной мотивацией для правообладателя сделать качественный порт самостоятельно.
qw1
Тут вопрос, в какие сроки. А также вопрос — сторонний порт снимается с продажи, если на эту платформу выходит официальный?
vintage
Кто быстрее — тот и папа.
Нет, с чего бы? Победит здоровая конкуренция.
qw1
Тогда разумнее не играть в эти гоночки «кто быстрее» (будут же выпускать полный треш, полурабочий, только с первым уровнем, а потом апдейтами допиливать), а вообще всем разрешить выпускать любые порты.
khim
Тогда никто и ничего нормально никуда не портирует.
Ни о какой «здоровой конкуренции» и речи не будет ибо сделать «дёшево и сердито» дешевле и быстрее, чем сделать хорошо.
vintage
Ага, так и получаются всякие Fallout'76.
khim
Дык никто не говорит, что монополия (а авторское право — это узаконенная монополия, не забывайте) — это всегда «хорошо и качественно».
Но «монополия тяп-ляп-и-так-сойдёт» (а это именно то, что вы предлагаете) — это будет ещё хуже, чем просто имеющаяся сейчас монополия.
jorgen_steinbach
Кто такой Джон Голт?
mSnus
персонаж (очень) детской книги
Sirion
Давно думал об этом. Единственно, в идеале хорошо бы, чтобы и исходники открывались, но я не могу придумать, как такую систему реализовать.
sabudilovskiy
В этом нет никакой необходимости. Патентное право — это скрытые монополии, замедляющие распространение технологий и их адаптируемость. Пост фактум, легализованный грабёж, не более. Реальное решение проблем — полная ликвидация патентного права и всех его разновидностей