Статья о том, что ее надо перечитать еще 10 раз
— из комментариев

Повторение как основа для созидания


image

В наши дни многие дизайнеры разрабатывают «умные» вещи, которые обещают улучшить и укрепить наш разум, производительность и благополучие. Мне лично нравится смещать акцент с того, чтобы делать вещи вокруг нас умнее, на то, чтобы мы становились умнее. Так что речь идет о довольно простом методе, который поможет вам учиться и придумывать идеи: повторение.

image

Легкий способ научиться чему-то сложному


Когда дело доходит до изучения чего-то сложного, например, программирования, повторение это отличный способ начать. Каждый раз, когда вы чувствуете себя глупым из-за очередного трудного туториала, просто найдите код, который вы можете повторить, и напечатайте его несколько раз.

image

Это отличный способ узнать что-то новое. И этот способ довольно расслабляющий, так как вы не чувствуете никакого давления. Вы просто вбиваете новые данные в свой мозг!

Когда вы учите что-то наизусть, это отличается от, скажем, хранения данных на флешке. Каждый раз, когда вы повторяете что-то, новая информация будет интегрирована в богатую сеть уже существующей информации.

image

Поэтому со стороны может показаться, что вы делаете одно и то же снова и снова, но на самом деле не бывает двух одинаковых повторений. После большого количества повторяющихся упражнений начальную проблему (в нашем случае учебник по программированию) будет легче понять.

Повторение и заучивание фактов наизусть имеют плохую репутацию. Иногда мы думаем, что нам не нужно знать детали, только связи. Но если мы хотим понять большие картинки и соединить точки нам сначала нужны… сами точки!

Богатая почва для идей


Когда мы знаем наизусть исторические даты, иностранные слова или команды программирования это дает нам понимание больших контекстов и помогает нам придумывать новые идеи. «Идея» это, по сути, новая комбинация. Ваш мозг берет кусочки знаний, и иногда некоторые из них соединяются, чтобы сформировать решение, которым мы наслаждаемся, так как наш организм в награду выбрасывает гормоны счастья.

image

Упрощенная модель генерации идей может выглядеть следующим образом: вы наполняете свой разум знаниями (фактами, опытом, эмоциями и т. д.) по вашей теме. Затем вы позволяете своему разуму мариноваться во всем этом и устанавливать связи. (Конечно, все немного сложнее, и создание идеальных условий для таких связей — форма искусства — вот почему написано множество книг о творчестве.)

Очевидно, что у вас больше шансов придумать идеи, когда у вас больше информации под рукой. Но шансы еще выше, если у вас есть знания, которые вы знаете наизусть, потому что ваш мозг имеет легкий доступ к ним! Использование внешних знаний и поиск нужной информации займет гораздо больше времени и усилий.

image

Внутренние знания это идеальная почва для новых идей, потому что у вас есть легкий и быстрый доступ к сильно взаимосвязанной информации.

Поэтому вместо того, чтобы создавать «умные» вещи, которые запоминают для нас, мы могли бы иногда придумывать вещи, которые помогают нам учиться и запоминать.

Комментарии (35)


  1. OasisInDesert
    25.02.2019 16:26
    +1

    Интересные картинки.


    1. nexus478
      25.02.2019 17:33
      +1

      Вообще весь этот цикл статей замечательный.


      1. MagisterLudi Автор
        25.02.2019 17:34

        Да, завтра-послезавтра еще выложу


  1. dolovar
    25.02.2019 16:36

    Раньше я покупал вещи, которые подходят мне. Теперь я покупаю вещи, которые меняют меня.
    Подобная реклама была у кого-то из производителей автомобилей, кажется.

    Данную статью не понял, от слова совсем. Зубрежка сделает вас умнее? Создавайте какие-то вещи, которые помогают вам стать умнее? О чем речь?


    1. nexus478
      25.02.2019 17:32
      +1

      Зубрежка сделает вас умнее?

      Речь идет о создании точек — новых контекстов
      Картинка из статьи
      image


      1. Neikist
        25.02.2019 21:49

        Под искусствами имеете в виду музыку и изо? Пока меня в программировании мой подход не подводил: Взял книгу по теме, прочитал поверхностно вникая в некоторые места. Не понял? Читаю статьи на хабре, читаю чаты в телеграме тематические. Все еще не понимаю? Ну, тогда следующую книгу в руки и снова читать. Можно еще одно на ту же тему. Фоном слушать подкасты. Продолжать читать статьи. Ну и практика (если она вообще применима), впрочем на нее не налегаю. Причем одна тема в таком виде перетекает в сотни других, от них с новым знанием возвращается обратно встретив новую статью, вспоминаются старые идеи и переосмысливаются, накапливается понятийная база, копятся концепции и идеи, которые помогают уже лучше понять новую книгу и снова по кругу. При этом я не занимаюсь прямо жестким разбором изученного. Статьи и подкасты просто фоном пропускаю, книги когда как, иногда перечитываю места выбранные по несколько раз, иногда пролистываю поверхностно. Не скажу что подход дает максимальную эффективность, но от него не устаешь можно в довольно расслабленном режиме учиться, при этом по моим меркам рост есть.
        А вот зазубривание и задалбывание упражнений одинаковых для меня никогда не работало. Мне всегда было проще понять рассмотрев явление с разных точек. Возможно потому в детстве так и не научился рисовать. Сейчас к этой мысли вернулся и понимаю что в рисовании видимо действительно без этого никак.


        1. Scrayer
          26.02.2019 06:58

          Но ведь описанный Вами процесс — и есть то самое «зазубривание и задалбывание», просто вы прилагаете не все умственные усилия (именно так понял фразу «учиться в расслабленном режиме»).
          Повторение задач и кода — лишь пример от автора, который можно заменить:
          — на рисование 1000 идеальных кругов для художника
          — проезд 100000 км. дороги для дальнобойщика
          — расчет 100 усилителей для инженера
          — и т.д. для тех, кто любит продолжения


          1. Neikist
            26.02.2019 08:14

            Не совсем. Для меня зазубривание — это запоминание без понимания смысла. Я же обычно стараюсь именно в смысл вникнуть, т.е. обычно если говорить про новые темы — я их могу объяснять на уровне «та фиговина вот в эту хреновину и взаимодействуя вот как то так...», таким образом я не запоминаю точных деталей, но общую концепцию. Да, в итоге когда рассматриваю с разных сторон часто и детали какие то запоминаются, но чаще всего в собственной формулировке, а не в той что дается в каком то из источников.


            1. GokenTanmay
              26.02.2019 08:48

              Бывают ситуации, когда пытаешься понять смысл, но он совсем не ложиться, перечитаю мануал хоть 1000 раз. Начинаешь тупо переписывать код с мануала — все равно не понимаешь, находишь аналогичный, начинаешь механически перепечатывать и «обана!» — озарение, кусочек пазла лег в картинку. И ты можешь сразу объяснить почему это так, и зачем здесь эта библиотека, и что будет если ее убрать и как можно переписать код иначе. У меня это реально работает, но я списываю(списывал) это на джуновских тараканов. <Sarcasm Джедаи и Сеньоры должны с первого прочтения мануала понимать как пользоваться новой либой и как она поведет себя при тех или иных случаях. И помнить помнить все методы. Поэтому в кроувавом энтерпрайзе нет велосипедов и спагетти кода. />


        1. KasperGreen
          26.02.2019 14:41

          В переводе явно, что-то не так
          image

          Картинка изображает, описанное вами. И это не имеет отношения к зубрёжке. Полученные знания, даже если вы их не понимаете, остаются островками нейронных связей. Со временем и новыми знаниями, островки могут соединиться и придёт — понимание. Ну или я не понимаю, что такое зубрёжка и простое чтение к ней тоже имеет отношение.


          1. nexus478
            26.02.2019 19:13

            Полученные знания, даже если вы их не понимаете, остаются островками нейронных связей. Со временем и новыми знаниями, островки могут соединиться и придёт — понимание.

            Вот зубрежка тут советуется как способ запомнить знания, чтобы они не пропали и потом были полезны в будущем.


        1. nexus478
          26.02.2019 19:12

          Вы сейчас говорите о том, как изучаете свою основную область, в статье речь немного о другом, там говорится о создании новых контекстов путем изучения совершенно
          новых областей. А когда изучаешь новую область, вообще не связанную с твоей, очень сложно понять, зачем там нужны те или иные вещи и как их потом связать с другими контекстами. Поэтому повторение один из лучших решений.

          А вот зазубривание и задалбывание упражнений одинаковых для меня никогда не работало. Возможно потому в детстве так и не научился рисовать. Сейчас к этой мысли вернулся и понимаю что в рисовании видимо действительно без этого никак.

          Опять же, программирование сильно отличается от спорта и искусств в том, что это чисто ментальная деятельность, а не сенсомоторная, тело задействуется по минимуму. В спорте и искусствах помимо помимо составления ментальной модели своей деятельности нужно развивать много чего другого: умение двигаться, видеть, слышать.

          А по поводу конкретно рисования вот что скажу. Полгода занимаюсь академическим рисунком, и это совсем не то рисование, которое представляют себе люди. Это рисование
          геометрических структур
          image


          1. Neikist
            26.02.2019 19:48

            Насчет рисования да, немного в курсе. Я год проходил в детстве в художку и какую то теорию получил, но так как треть занятий прогулял и не практиковался — это была именно только теория и трояки в обычной школе на изо я так и продолжил получать за кривость рисунков.


      1. Ogoun
        26.02.2019 16:30

        В программировании есть еще другой подход, берем технологию которую хотим выучить (например, пусть будет контейнер для DI), и создаем ее с нуля. В процессе станут понятны мысли тех кто уже это делал, и причины по которым они так делали. Тоже неплохой способ учиться.


    1. Zavtramen
      25.02.2019 23:42

      Статья о том, что ее надо перечитать еще 10 раз )


  1. FishDude
    25.02.2019 16:57
    +1

    Затем вы позволяете своему разуму мариноваться во всем этом и устанавливать связи.

    А это древняя практика; например:
    «При Низами, чтобы стать поэтом, нужно было знать на память 40 000 строк классиков и 20 000 строк современников». Оказывается, еще говорилось: знать наизусть 10 000 строк и забыть их. Чтобы они порождали подтекст.


    1. MagisterLudi Автор
      25.02.2019 17:02

      Класс!


  1. ASol
    25.02.2019 20:42
    +1

    Толково.
    Спасибо.


  1. Zifix
    25.02.2019 21:32

    Напомнило)

    Заголовок спойлера
    image


  1. oracle_and_delphi
    26.02.2019 06:47

    Каждый раз, когда вы чувствуете себя глупым из-за очередного трудного туториала, просто найдите код, который вы можете повторить, и напечатайте его несколько раз

    Тупая зубрёжка — не даёт понимания, и никак не поможет в незнакомых ситуациях.

    PS никогда не готовился к экзаменам, но всегда сдавал их на отлично, потому что никогда ничего не зубрил, а пытался понять.


    1. AbstractGaze
      26.02.2019 07:11

      По моему вы путаете понятия зубрежка и повторение. Повторение это образование нейронных связей — запоминание на долго. Повторение делается с увеличивающимися интервалами. А вот зубрежка здесь и сейчас — поэтому всегда была и будет бесполезна — это физиология человека — через два дня вы уже не вспомните что зубрили, потому что этой информация нигде не закрепилась. Это по моему написано чуть ли не в каждой книге или статье на подобные темы. Собственно эта статья (оригинал) является тем же самым смыслом и не понятно зачем выделили целых «очередной» абзац в целую статью. Видимо автор никогда не читал подобной литературы и тут до него дошло.


      1. oracle_and_delphi
        26.02.2019 07:18

        Повторение без каких-либо попыток понять — это и есть тупая зубрёжка.
        Десять раз повторить не понимая ничего — гораздо менее эффективно, чем повтор пару раз с попытками разобрать что и как и почему.


        1. AbstractGaze
          26.02.2019 16:07
          +1

          Я понимаю про что вы, но если взять время после школы/институа где под зубрежкой понимался процесс перед сдачей экзамена и как итог забыть — периодическое повторение выглядит не как тупая зубрежка.
          Самый простой пример хабр — когда я попал на этот ресурс я не понимал чуть ли 90% написанного. Гуглить и разбираться в каждом новом слове или понятии — слишком много времени и не факт что оно мне вообще нужно. Это как пытаться изучить все — не успеешь потому что нового появиться в десятки раз больше существующего. Поэтому я просто вскользь читал что это, чтобы понять общий смысл.
          Но вот потом, спустя несколько лет проходя различные курсы или читая документацию я начал встречать знакомые слова и понятия, которые я уже помнил в каком контексте они мне встречались и в этот момент я уже начинал разбираться что это, зачем это и уже знал где это можно встретить и применить.
          Усваивается и запоминается в таком виде так же хорошо и даже лучше, (потому что есть ассоциации) — только затрат времени на освоение «нужного» в итоге по моему меньше.


        1. KasperGreen
          26.02.2019 16:27

          *Воспроизведение без каких-либо попыток понять — это и есть тупая зубрёжка.


    1. Bukvva
      26.02.2019 08:49

      PS никогда не готовился к экзаменам, но всегда сдавал их на отлично, потому что никогда ничего не зубрил, а пытался понять.

      Вас можно только поздравить с великолепной памятью. Это очень ценный дар, вы даже не представляете насколько.
      Я вот долго готовился, не зубрил, т.к. с моей куриной памятью это бесполезно, дома в спойкойной обстановке со справочниками все задачи решал и понимал легко. На экзаменах волшебным образом всё это испарялось из памяти, приходилось даже на переэкзаменовку ходить. Таких случаев было много. Один раз меня спас случай: при решени большого дифура сначала на несколько листов было расписано дифференцирование потом такое же многоэтажное интегрирование и вот на одном этапе интегрирования из головы полностью вылетел метод интегрирования нужной формы(а ведь до этого я много раз решал с ним задачи т.е. разбирался хорошо в его работе), попытки вспомнить ни к чему не приводили, но тут случайно при листаниия решения я заметил, что на одном этапе диференцирования я получил то, что мне сейчас надо проинтегрировать, в итоге задача была быстро решена, но преподаватель заметил отсутствие куска решения и поинтересовался причиной, после того как я показал часть откуда я взял решения, он улыбнулся, сказал «Оригинально» и поставил 5.
      В дальнейшем у меня в жизни было много подобных случаев. Что привело меня ближе к пониманию работы памяти и её ассоциативной структуры. Я испробовал много способов улучшения памяти, но все эти околомнемонические методы работают только очень недолго, и не дают долговременного эффекта и не образуют широких ассоциативных связей т.е получается структура вроде LinkedList у которой завязка только на 2-х своих соседей.
      Но вот, что интересно, я зачем-то помню слово Септимонициум (семь холмов Рима, названия которых я тоже помню), которое я когда-то в детстве прочитал в энциклопедии и заучил путем зазубривания. Т.е. суть в том, что даже при плохой памяти можно что-то запоминать. Эти неиспользуемые(т.е. не повторяемые) мной слова надолго въелись в память именно путем очень многократной зубрежки. Сейчас я всё больше прихожу к мысли, которую и пытается донести автор статьи. Т.е. чтобы что-то запомнить, надо тупо забомбить этим мозг(фактически обычные интервальные повторения чуть более высокой интенсивности). И далее добавлять смысл к этому материалу. Почему не вместе? Потому что, чтобы строить ассоциативные цепочки нужны узлы между которыми их строить. И хочу также обратить внимание, что вышеизложенные рассуждения больше релевантны людям с плохой памятью, т.к. те у кого хорошая память могут достаточно эфеективно совмещать эти этапы (это из моих собственных наблюдений), впрочем при большом объеме информации и им тоже пригодится такой метод.


      1. oracle_and_delphi
        26.02.2019 09:12

        Вы просто неправильно запоминаете:
        — неправильное запоминание — это как tiff-файл засирающий огромный кусок памяти
        — правильное запоминание — это как вейвлет генерирующий то, что нужно было запомнить.


        1. Bukvva
          26.02.2019 10:07

          Так как правильно запоминать?


          1. oracle_and_delphi
            26.02.2019 10:51

            Чтобы запомнить нужно сначала понять, и тогда можно будет легко на основании логических выводов сгенерировать всю картину, которую нужно было запомнить.


            1. Bukvva
              26.02.2019 11:14

              Это вроде бы логично и понятно, но не работает.
              Я стараюсь так и делать, тщательно читаю документацию, разбираю по винтикам, все становится простым и понятным. Потом читаю дальше, и вот встречается ссылка на ранее прочитанное, я возвращаюсь к нему и удивляюсь новому и интересному материалу, который я никогда не видел.


            1. Mariina
              26.02.2019 19:25

              это хорошо для тех вещей, которые не нужно запоминать буквально. с иностранными языками (словами, вернее) это не работает — тупо зубришь.
              аналогично при изучении, например, права: вся система становится понятной только после изучения кучи отдельных дисциплин.


              1. oracle_and_delphi
                27.02.2019 06:16

                Лучше понять смысл и логику, а при зубрёжке есть нехилая вероятность всё напутать.


  1. 2PAE
    26.02.2019 08:39

    Народ, а может не стоит изобретать велосипед и костыли и просто прочитать любой учебник по общей психологии раздел память? Там всё давным давно и прекрасно расписано.

    P.S. Картинки замечательные! :)


  1. shagiev
    26.02.2019 11:00

    Мне кажется, эту статью стоит дополнить ссылкой на статью о кривой забывания.
    Наш мозг потребляет очень много энергии и мозг в целях экономии далеко не все временные знания переводит в постоянные. А долговременные связи тоже со временем ослабевают. Какие знания сохранить, какие можно потерять для экономии, мозг решает исходя из того, как часто мы пользуемся этими нейронными связями.
    Повторение — способ закрепить знание надолго. Если вам кажется, что вы что-то поняли и теперь это с вами навсегда — это иллюзия. С большой вероятностью через год, если вы никак не воспроизводили в памяти это понимание, оно потеряется. Но повторять то, что не понял, тоже мало смысла, — слишком слабые связи образуются, которые намного сложнее воспроизвести.
    При этом простое повторение даже того, что не понял, запускает фоновый механизм поиска новых связей (или, иначе сказать — осмысления), и потом, где-нибудь в метро или в душе у вас может произойти инсайт.


  1. DaneSoul
    26.02.2019 13:27

    Статья не понравилась, очень все смешано и спутано.

    1) Ум и память вещи разные, сильно разные, хотя и работают совместно.
    Развивая память и запоминая разную информацию можно стать эрудированней, но не сильно умней.
    Ум — это способность ОБРАБАТЫВАТЬ информацию. И для его тренировки нужно напрягать мозг решением сложных задач, вот тогда идет развитие интеллекта.
    Знал не мало людей с хорошей памятью, которые не могли запомненной информацией нормально оперировать и использовать для решения не стандартных (не заученных) задач.

    2) В статье говорится много о связях между информацией в мозге.
    Связи очень важны, но они формируются не столько от повторения, а от анализа информации с привязкой к уже изученной ранее. То есть надо не многократно повторять одно и тоже, а искать аналогии с изученным, связывать знания в систему.
    Учите новое слово? Подумайте какие слова ему близки по звучанию или по смыслу. Вспомните или посмотрите синонимы и антонимы к этому слову, контекст его употребления.
    Также и с программированием — не перепечатывайте код многократно бездумно — поищите что напоминает идея в реальном мире, встречали ли вы подобное в других изученных языках, науках и т.д. Посмотрите как это описывает другой автор — одно и то же можно объяснять сильно разными словами и понимание и запоминание от этого очень сильно зависит.

    3) Повторение должно быть не бездумным, а подчинятся определенным правилам:
    — Интервальность повторения с увеличивающимися интервалами
    — Вы должны прежде всего попробовать самостоятельно вспомнить и использовать информацию, а если не получается, поискать близкую наводящую информацию, и уже только если совсем не можете вспомнить, то тогда смотреть саму повторяемую информацию. Вот тогда действительно активируются и строятся новые связи в мозге.

    А вообще, по теме смотреть вот этот курс www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn
    От автора этого курса есть и книга. Вот тут на научной базе даются конкртеные примеры и рекомендации по запоминанию и изучению информации.


    1. oracle_and_delphi
      26.02.2019 13:35

      Картинки — очень красивые. Но, увы, похоже аффтар английского оригинала занимается разводом лохов. :(