— Ну, что он сказал-то? – глядя исподлобья, спросил Игорь. – Увольняют нас?

— Тебя-то давно пора, Игорян. – с улыбкой ответил Иван. – Сидишь, сопли тут жуешь, спаситель человечества.

Такие шутки, сказанные с улыбкой, всегда производили на Игоря магическое действие. Все-таки, начальник был для него вроде второго отца.

— Ну а серьезно? – вмешался Гена. — Давно тебя таким не видел. Что сказал-то?

— Сказал, что ему наплевать на то, что мы о себе думаем. Ему нужна служба информационных технологий, как сервис. Обслуживающее подразделение.

— Это как? – спросил Стас. – Кого обслуживать-то? Бухгалтерию?

— Да, в первую очередь. Они говорят, мы делаем.

— Даже, если не согласны с постановкой? – не унимался Стас.

— Даже, если это вообще не наша работа. – с ходу ответил Иван. – Что-то мы не приглянулись новому директору.

— А ты ему рассказывал о своих проектах? По складу, по закупкам. – спросил Гена.

— Конечно рассказал. И предложил еще пару аналогичных проектов сделать. По производству, например – процессы наладить, с качеством поработать, планирование сделать.

— И что он? Не хочет, что ли? – спросил Игорян.

— Нет. Говорит – спасибо, не надо. – глядя в окно, сказал Иван. – Собирается набрать команду управленцев, своих, поставить им цель и навести порядок.

— Ну и ладно, чего ты паришься-то. – с наигранным энтузиазмом сказал Стас. – Какая разница, чем заниматься.

— Тебе, может, и никакой, а я всякой ерундой заниматься не хочу. – начал выходить из себя Иван. – Какой смысл на бухгалтерию время тратить? А? Скажи мне, умник.

— Чего ты завелся-то? – немного испуганно спросил Стас. – Я тебя что ли заставляю бухгалтерией заниматься?

— Ты, блин, только что сказал – какая разница, чем заниматься. – агрессивно продолжал Иван.

— Эй, девчонки, не ссорьтесь. – вступил Гена.

— Тебя спросить забыли. – Иван повернулся и в упор посмотрел на Гену. – Сам-то как считаешь, нормально это – быть «службой информационных технологий, как сервисом»?

— Ну, не знаю… Нормально вроде. – улыбнувшись, сказал Гена.

— А, ты же новенький, с бухгалтерией не работал. – улыбнулся в ответ Иван. – Ну так я тебе объясню. В этом никакого смысла нет. Вообще. Понимаешь? Вообще! Автоматизировать бухгалтерию, помогать бухгалтерии – это не цель, не проект, это процесс. Процесс, понимаешь? Бесконечный!

— Прям-таки и бесконечный? – посерьезнел Гена. – Нельзя что ли все автоматизировать, и чтобы они сами справлялись со своей работой?

— Игорян, ты тут давно. Ответь человеку. – перевел взгляд на Игоря Иван.

— Да у меня каша в голове… — завел свою заезженную пластинку Игорь. – Ты имеешь в виду, что…

— Я имею в виду, что мы с тобой несколько лет работаем с бухгалтерией. – Иван не дал Игорю договорить. – Бывали периоды, когда их деятельность настолько была автоматизирована, что вообще не требовала нашего участия. Мы с тобой вдвое уменьшили время закрытия периода. Мы сделали так, чтобы с закрытием месяца справлялся простой бухгалтер, без образования даже. Даша этим занималась, помнишь?

— Да, Дашу помню. Скоро, наверное, из декрета выйдет. – улыбнулся Игорь.

— Она одна закрывала месяц, в двух учетах – и в регламентированном, и в управленческом. Была дружба и любовь, между нами и бухгалтерией.

— А потом что случилось? – с серьезным видом спросил Гена.

— Смена состава. Не полная, но главбух поменялся, и замы тоже. И все, опять старая песня – программист нужен для того, чтобы помогать бухгалтеру, пусть сидит возле меня, пусть делает то, что я говорю, по первому зову должны прибегать, по выходным работать, особенно, в период закрытия. Про распоряжение слышали?

— Какое распоряжение? – спросил Стас.

— Такое, что при составлении графика отпусков программистов надо учитывать периоды закрытия. Июль, октябрь, и с января по апрель нам в отпуск больше нельзя.

— С января по апрель? – округлил глаза Игорь. – Это четыре месяца что ли?

— Да, четыре месяца. Сначала закрытие четвертого квартала, потом – закрытие года, потом закрытие первого квартала, ну и там отчетность по зарплате в апреле сдается.

— Пипец… — медленно пробормотал Стас.

— Это тебе директор сказал? – просил Гена.

— Да, только что. Главбух ему на ухо подсела, с рисками своими налоговыми, вот он и повелся.

— Это новая-то? – спросил Игорян.

— Да, новая, которую он сам привел сюда. Тварь мерзкая, блин. Каждый раз одно и то же, как это достало уже. Самое поганое в жизни программиста – смена главбухов и финдиров. Ну и директоров.

— Почему? – спросил Гена. – Если все налажено и автоматизировано.

— Со степенью автоматизации это вообще никак не связано. – ответил Иван.

— То есть как не связано? – удивился Гена.

— Блин, ты где был? Я только что рассказывал, как мы автоматизировали бухгалтерию так, что только шум стоял. Вообще не требовалось участие программистов, и мы спокойно занимались нормальными проектами.

— И что, новый состав бухгалтерии не может пользоваться той же системой? Или что, не пойму. – недоумевал Гена. – Или что-то в процессах изменилось? Или в законодательстве?

— Да ни хрена нигде ничего не изменилось, в смысле во внешней среде. А вот главбух изменился, т.е. заменился. И все, новая метла, все дела. Какого, говорит, хера бухгалтер должен сидеть, закрывать месяц, исправлять ошибки, минусы выводить, черное с красным сводить? Если есть программисты.

— И директор-то чего, согласен что ли? – вступил Игорян.

— Согласен.

— Почему?

— Потому что главбух – его человек. Все, только поэтому. Я ему все объяснил, все рассказал, расчеты привел. Ну там, про то, что программист компании обходится в два-три раза дороже, чем бухгалтер, и вообще так нельзя, не для того программисты нужны, чтобы в данных ковыряться. Да, кстати, вспомнил – пакет проверок тоже сказали, то есть велели, отключить.

— Какой пакет? Тот, что на первичку? – спросил Стас.

— Да, который обеспечивает качество документов, чтобы потом быстрее закрывалось, с минимумом ошибок.

— А чем мотивировали? – удивился Игорян.

— Анекдот такой есть, про мотивировали. Так мотивировали, так мотивировали… — улыбнулся Иван. – Если серьезно, то не хочет новая бухгалтерия натыкаться на проверки при вводе документов. Хотят, как в их расе принято, все на потом откладывать. Типа будем закрывать – тогда и разберемся. Стас, отключи пакет.

— Щас… — Стас повернулся к компьютеру, и начал запускать систему.

— Хотя, погоди… — Иван задумался. – Нет, пока не отключай. Не будем уж совсем явно так, как говорится, раскладываться… Если докопаются, тогда отключим. Игорян, ты же на тех.поддержке?

— Да, на этой неделе я.

— Короче, если будут докапываться, что документ не проводится из-за пакета проверок – отключай. Только не весь пакет, а конкретную проверку для конкретного пользователя. Жалко трудов, месяца два все эти ошибки выковыривали, систематизировали, в пакет добавляли.

— Ну, я помню. – сказал Игорь. – Валерия так радовалась, когда все ошибки собрали и перекрыли.

— А сначала-то сколько ору от нее было. – улыбнулся Иван. – Тоже сопротивлялась, топала ножкой, что программисты должны ошибки устранять, когда месяц закрывается. Но ничего, потом мы с ней раз сто поговорили, я показал, как это работает – и согласилась. Даже помогала.

— А новая, главбухша в смысле? – спросил Гена.

— Чего новая главбухша?

— Ну, может и с ней поговорить, она тоже проникнется.

— Проникнется, конечно. Через несколько месяцев. Со всеми новыми главбухами так – приходят, начинают свои дебильные порядки наводить, программистов через директора нагибать, карт-бланш себе требовать, на наведение порядка. А потом, когда пообвыкнутся, и перестанут трястись за свое место, выносить всем мозг и бурную деятельность имитировать… Тогда и начинают о деле думать, а не о карьерных своих амбициях. Так и с Валерией было, и с этой, как ее, до нее-то была… Игорян, как ее звали?

— Елена Витальевна вроде… Или Елена Викторовна.

— Елена Витальевна. Тоже пришла, давай орать, угрожать. Как она там говорила… Где-то даже сохранил цитату из переписки… Типа не связывайся со мной, ты меня не знаешь, тебе это боком выйдет… Как-то так.

— Пипец. – пробормотал Стас.

— Любимое слово твое? – улыбнулся Гена.

— Да нет, знаю я просто такое, видел уже.

— Да, Стас видел. Мы с ним, когда на птицефабрике работали, в такой же ситуации были. И закончилась она точно так же – поорали, побурлили, поругались, а потом, через несколько месяцев, нормально стали работать – и они, и мы.

— Так может надо просто потерпеть? – впервые подал голос Олег. – Раз точно известно, что это – на несколько месяцев.

— Надоело, Олегон, если честно. – ответил Иван. – Это процесс бесконечный. И не только главбухов касается. Он, конечно, циклический, процесс-то, волнообразный, как американские горки. И радости в нем, и печали есть, и достижения даже – ну, когда получается очередного заказчика в русло нормальной работы вернуть. Но потом все опять повторяется, с очередным дебилом, который решает, что отдел информационных технологий должен работать, как сервис, и пытается за счет нас себе политические баллы зарабатывать.

— Чего зарабатывать? – спросил Игорь.

— Баллы политические. Блин, Игорян, перед начальством, короче, выделываться. В одной и той же постановке. Мол, я – молодец. До меня был начальник – дебил. Автоматизацию сделал дебильную. А я знаю, как надо. Поэтому я заставлю программистов сделать так, как надо. Ну и начинается – проекты, никому не нужные, отнимающие кучу времени, и приводящие к одному результату – новым проектам. Если до этого не успели начальника выгнать, за косяки какие-то. А проекты служат оправданием, когда косяки случаются – вроде как вот, автоматизацию мне сделают, и тогда все будет хорошо, и не будет никто ошибаться, терять информацию, задачи и процессы. А когда проект завершается, оказывается, что не в автоматизации дело, просто начальник – дебил.

— Так это везде так. – сказал Олег. – Сколько лет работаю, почти всегда так.

— Ну, знаю я. – в задумчивости ответил Иван. – Но это не же оправдание?

— Что – не оправдание?

— Я не хочу жить так, продолжать работать так, только потому, что везде так. Понимаешь?

— Понимаю. — покивал головой Олег, и улыбнулся.

— Понимает он. – улыбнулся в ответ Иван. – Валенок ты сибирский.

— Не сибирский, а уральский. – засмеялся Олег.

— Да какая разница… Короче, вы как хотите, а я так не хочу. Надо что-то придумать.

— Мы с тобой! – с натянутой улыбкой поднялся со стула Игорь. – И в огонь, и в воду!

— Сиди давай, людям помогай, тех.поддержка… — улыбнулся Иван.

— «Кто людям помогаааааает, тот тратит время зря». — напел Игорь известную песню старухи Шапокляк.

— Вот, кстати. Новому директору не понравились эти слова, ты же их в статусе скайпа тех.поддержки написал? Убирай давай.

— Блин, такой лозунг хороший был для тех.поддержки. – скис Игорь.

— Знаю, что хороший, но убирай, от греха…

— Что делать-то будем? – спросил Гена, видя, что разговор близится к концу.

— Не знаю. Подумать надо. Сидите, работайте.

Комментарии (13)


  1. kagarich
    01.03.2019 08:04

    1. Автор раз за разом описывает ИТ-сотрудников как каких-то гопников из подворотни. Вот это «тварь мерзкая» (и многое другое по тексту) это вообще за гранью, мало того что так говорить при коллегах это зашквар адище полное, так о коллегах даже думать нельзя, это деструктивно, это проецируется на результаты труда.
    2. Начальник отдела, который вот в таком лексиконе, именно с такой постановкой, обсуждает с подчиненными ВСЁ сказанное на совещании с директорами, это плохой руководитель. На совещаниях с руководством может происходить многое, в том числе неприятное, но на то ты и руководитель, чтобы доносить а)не всё сказанное там до своих людей; б) видоизменять, что-то приуменьшать, что-то приувеличивать, с единственной целью — мотивировать своих людей работать далее с не меньшим чем ранее энтузиазмом, здесь Иван выкладывает все как есть, и это песец.
    3. Автор — выйди из 1С, разлогинься, наконец. Я понимаю проф.деформацию, понимаю что автор там десяток лет, но все равно — автор выйди из сумрака из 1С, этой софтиной не ограничен ит-мир, более того, 1С это всего лишь часть, очень малая часть этого увлекательного мира.


    1. nmivan Автор
      01.03.2019 08:14

      Как думаете, в чем отличие худлита? Должно ли в нем все быть правильно?


      1. kagarich
        01.03.2019 08:26

        Худлит это интерпретация взгляда автор на определенную проблему. То как именно интерпретировать решает автор. Именно об этом я пишу в комментарии выше — Автор интерпретирует сотрудников отрасли как недоумков, автор выставляет начальника отдела как идиота, автор смотрит на отрасль из своего подвала из микроскопического окошка, такая интерпретация имеет право на жизнь, но мон ами — нахера?
        И таки да, лично моё мнение, как человека очень много читающего, и иногда даже пишущего, текст выше не худлит, а мазня какая-то, сделанная по принципу «тяп-ляп и в продакшен».


        1. nmivan Автор
          01.03.2019 08:27

          мон ами — нахера?

          ответ на поверхности, попробуйте сами догадаться.


    1. Koyanisqatsi
      01.03.2019 08:32
      +1

      Ой, ханжество то какое. Люди не такие, материться нельзя и т.д.


      1. kagarich
        01.03.2019 08:37

        Не угадали. Мат это часть языка, и я использую эту часть по полной.
        Я писал про другое — нельзя называть коллегу «тварью мерзкой», ни вслух, ни мысленно. Просто это днище. Как после этого здороваться с ним в столовке, как продуктивно работать?
        Наши действия есть проекция наших мыслей.


        1. aakhamef
          02.03.2019 23:34

          А как иначе назвать человека, если он мерзкая тварь?


          1. gennayo
            04.03.2019 06:43

            Коллега…


    1. Naves
      01.03.2019 09:41
      +1

      Ваши тезисы точно ложатся в канву, уволить всех этих ойтишнегов.
      1. У службы сопровождения в зависимости от адекватности заказчика, рано или поздно начинает проявляться такое отношение. Если это не выходит за пределы отдела, то и проблем обычно нет. И такое отношение не только в ИТ, поинтересуйтесь, что думают врачи-хирурги о людях.
      2. В определенном контексте, данный подход может иметь другую цель. Если начальник видит, что его сотрудник вырос из текущей должности, ситуация в компании ухудшилась до варианта сделать из сотрудников мальчиков-помогайчиков, то он и выкладывает ситуацию как есть, без сказок о том, что нужно потерпеть и затянуть пояса.
      3. Данная история применима абсолютно к любой ERP/CRM системе


  1. kapash
    01.03.2019 09:26

    Какой странный ИТ отдел без админов, сетевиков и аникеев.


    1. Naves
      01.03.2019 10:15

      Иногда их отделяют от отдела сопровождения всяких ерп-систем, и потом начинается переписка между отделами по поводу и без. То места на сервере для базы данных не хватает, то прав нет для обновления программы у пользователя.


      1. kapash
        01.03.2019 11:39

        Да это понятно, но тогда есть ИТ директор. Я из рассказа понял, что это директор — директор компании. Может не правильно понял.


  1. motpac
    02.03.2019 00:08

    Ясен перец, не ясен перец — вот в чём вопрос!
    Первый раз вижу чтоб было 50х50)