Оригинальная статья «What’s wrong with “the mindful brain”? Moving past a neurocentric view of meditation» опубликована в 2019 году Эваном Томпсоном (Evan Thompson), ассоциированным членом кафедры азиатских исследований и кафедры психологии Университета Британской Колумбии, и Майклом Лифшицом (Michael Lifshitz), научным сотрудником кафедры антропологии Стэнфордского Университета, в журнале «Проливая свет на темную сторону мозга» (Casting Light on the Dark Side of Brain Imaging).

image

Медитация сейчас в тренде. Наша культура увлекается медитацией как мощным инструментом для тренировки мозга и формирования внутреннего психического состояния — чтобы сделать нас счастливее, продуктивнее и спокойнее внутри. Но медитация — это не просто тренировка нашего мозга. Она представляет собой глубоко социальную и фундаментально воплощенную коллекцую культурных практик. Если мы сводим медитативные практики только к набору мозговых паттернов, мы упускаем из виду то, как эти практики работают, и игнорируем многое из того, чему они должны научить нас о нашем собственном субъективном опыте.

Растущая шумиха вокруг осознанности (mindfulness) вращается вокруг особого взгляда на медитацию осознанности как вид тренировки мозга. В основе этой тенденции лежит простая привлекательная идея: практика медитации, как нам говорят, буквально «переписывает» (rewires) ваш мозг. Это броская идея: тренируй свой ум, меняй свой мозг. Но у этой идеи есть свои проблемы, как эмпирические (в отношении силы имеющихся данных), так и концептуальные (относительно того, имеет ли смысл даже думать о медитации
в этих условиях).

Если мы сводим медитативные практики к набору мозговых паттернов, мы упускаем из виду то, как эти практики работают, и игнорируем многое из того, что они учат нас о человеческом опыте.

В современном мире осознанность (mindfulness) понимается как состояние или обучаемое умение быть сосредоточенным определенным образом. Быть внимательным — значит осознавать и принимать постоянный поток переживаний настоящего момента с любопытством. В соответствии с этим распространенным пониманием, внимательность заключается в том, чтобы замечать, что происходит с вашими мыслями, вашим телом и вашими эмоциями, — анализировать тонкие нюансы жизненного опыта, которые мы склонны скрывать в нашей занятой жизни. Обучая определенные сети в нашем мозгу, мы можем научиться быть внимательными таким осознанным образом. Нетрудно понять, почему эта идея обращается к нашим «современным» чувствам. Мы живем в электронном мире, который беспрестанно штурмует нас своей сложностью. Внимательность, кажется, предлагает частный доступ к более простому способу сознания. Это может дать нам чувство контроля над нашей внутренней жизнью.
Популярная, хотя и ошибочная идея о том, что внимательность находится в мозге, предполагает, что ключ к нашему счастью, миру и продуктивности лежит внутри и что, контролируя наш мозг, мы контролируем наше собственное субъективное благополучие.
Если есть что-то, что наша современная культура ценит больше, чем индивидуальное самоопределение, то это ощутимые результаты. Мы верим в то, что можем измерить. Концепция осознанного мозга предполагает, что практика медитации осознанности действительно делает что-то — что-то физическое, конкретное. Доказательством, по-видимому, является «мозговой пудинг» (brain pudding). Исследования показывают, что у буддистских монахов («олимпийских атлетов» медитации) мозг во всех нужных местах «утолщен» (имеется ввиду толщина коры головного мозга — прим. перев.), и что даже занятые жители Запада смогут «утолщать» свой мозг уже через несколько недель ежедневной медитации. Смысл ясен: если мы готовы медитировать всего несколько минут в день, мы тоже можем перестроить свой мозг, чтобы получить больше осознанности и контроля над своим собственным умом — стать счастливее, продуктивнее и спокойнее внутри.

Приятно думать, что мы можем определить конкретную мозговую сигнатуру состояния осознания. Тогда мы могли бы оптимизировать медитацию, чтобы быстрее и легче достичь этого состояния. Мы могли бы пропустить всё, что сопровождает медитацию (религиозная космология, моральные учения, колокола и одежды), и сосредоточиться на том, что некоторые люди считают настоящей сущностью: укрепление сетей мозга, отвечающих за внимание, для достижения осознания собственного опыта. Якобы этот оптимизированный подход к нейровнимательности даст нам результаты, которые мы хотим, и быстро. С момента появления «осознанного мозга» (mindful brain) найти внутренний мир никогда ещё не было настолько просто.

В наши дни вам даже не нужно искать учителя медитации или сообщества — вы можете просто скачать приложение для осознанности или надеть головную повязку, чувствительную к мозговой активности, чтобы увеличить ваши мозговые волны.

За небольшую стоимость и всего несколько минут вашего времени, вы также приобретете свой собственный «осознанный мозг» (mindful brain).

image

Так что же тут не так?


Открытие того, что медитация меняет ваш мозг, часто воспринимается как доказательство эффективности медитации. Похоже, что молчаливое понимание заключается в том, что документирование воздействия медитации на физическую ткань мозга делает эти эффекты более существенными и надежными, более достоверными — более реальными.
Но вся умственная деятельность предположительно отражается на уровне функций мозга, поэтому неудивительно, что изменение психического поведения соответствует изменению в мозге. Любая повторяющаяся деятельность, которую вы делаете, может оставить следы в вашем мозгу. Научиться играть на музыкальном инструменте, овладеть вторым языком, играть в видеоигры или даже читать строчки на экране — все эти действия, как было показано, формируют мозг. Медитация далеко не уникальна в этом отношении, поэтому нет смысла апеллировать к идее, что практика внимательности меняет ваш мозг как способ доказать, что она действительно имеет эффекты. Если практика меняет субъективный опыт, это почти наверняка меняет мозг.
Однако остается менее очевидным, могут ли современные методы визуализации мозга точно определить и понять изменения в мозге, вызванные такими практиками, как медитация на осознанность (mindfulness meditation). Научные доказательства того, что медитативные практики производят долгоиграющий позитивный эффект в мозге, остаются экспериментальными. Во-первых, большая часть имеющихся данных опирается на корреляцию, а не на причинность. В большинстве исследований, посвященных нейропластичности, вызванной медитацией, люди, медитирующие в течение долгого времени, сравниваются с новичками. Только из этих исследований мы не можем установить, действительно ли наблюдаемые различия в мозге связаны с практикой медитации или просто отражают существовавшие ранее различия между группами. Возможно, люди с более «толстым мозгом» (thicker brains) в определенных регионах просто более склонны заняться практикой медитации и придерживаться ее.

Важно отметить, что большинство исследований медитации на нейровизуализации имеют очень маленький размер выборки.

Даже если мы предположим, что изменения в мозге, о которых сообщают в нейровизуальных исследованиях медитации, являются устойчивыми, остается более глубокая концептуальная проблема с идеей, что мы можем сопоставить виды комплексного поведения или психические процессы с изменениями в определенных областях мозга, В осознанности есть нечто большее, чем просто принятие состояния мозга или его тренировки.
Осознанность (mindfulness) — это не внутренний когнитивный процесс, который аккуратно отображается на мозговой активности; это сложное сочетание когнитивных навыков, воплощенных в определенном социальном контексте

image

Рассмотрим воспитание детей как аналогию. Навыки родительского воспитания, безусловно, зависят от мозга — и их применение меняет мозг — но они не являются частными психическими процессами и не существуют внутри мозга. Конкретные паттерны мозговой активности могут коррелировать с тем, чтобы быть хорошим родителем в данном контексте, но одни только эти паттерны мозга едва ли объясняют, что значит быть хорошим родителем. Хорошее воспитание не внутри мозга; это способ, которым весь человек (включая мозг) вовлечен в мир. Более того, то, что считается хорошим воспитанием, отличается в зависимости от культуры.

Поэтому обращение к мозгу просто не скажет нам, что значит быть хорошим родителем. Чтобы понять это, нам нужна более широкая перспектива, учитывающая контекст всего человека, а также социальную и культурную среду. То же самое относится и к осознанности.

Одним из основных положений в медитативной практике является идея того, что наши умы неразрывно связаны с нашими телами и с более широкими социальными и экологическими контекстами, в которые мы вовлечены. Мы надеемся на науку осознанности (a science of mindfulness), которая заставила бы нас больше, а не меньше, помнить о том, как наш мозг вписывается в эту большую картину.

Комментарии (19)


  1. alpik
    22.05.2019 16:49
    +3

    Что собственно хотел сказать автор?
    Медитации есть разные, упомянутая Mindfulness meditation — модный западный тренд.
    Есть Випассана как её преподает С.Н.Гоенка, там другие акценты.
    Про Випассану могу рекомендовать почитать Пола Флейшмена «Медитация Випассана — практический и духовный путь». Взгляд на медитацию практика с сорокалетним стажем и ученого.


    1. TeraVolt
      22.05.2019 18:21

      а действительно, что хотел сказать автор? что медитировать нужно осознанно? и что это ой как полезно? или что?


      1. nexus478
        23.05.2019 11:31

        Автор критикует модное отношение к медитации как к тренажеру мозга, потому что такое понимание является очень узким, и соответственно, делает практику очень поверхностной. Поэтому он приводит аргументы о том, что распиаренная наукой польза для мозга все же не так обоснована, как об этом обычно любят говорить. Автор хочет сместить акценты пользы медитации с мозга на более глубокие вещи.

        Перечитайте внимательно последние два абзаца, там напрямую отражены все мысли:

        Поэтому обращение к мозгу просто не скажет нам, что значит быть хорошим родителем. Чтобы понять это, нам нужна более широкая перспектива, учитывающая контекст всего человека, а также социальную и культурную среду. То же самое относится и к осознанности.

        Одним из основных положений в медитативной практике является идея того, что наши умы неразрывно связаны с нашими телами и с более широкими социальными и экологическими контекстами, в которые мы вовлечены. Мы надеемся на науку осознанности (a science of mindfulness), которая заставила бы нас больше, а не меньше, помнить о том, как наш мозг вписывается в эту большую картину.


    1. anti4ek
      22.05.2019 19:20
      +2

      Думаю, таким витиеватым образом автор хотел сказать, что медитация не должна быть самоцелью. А должна быть частью самой жизни во всём её разнообразии.


      1. alpik
        22.05.2019 23:09

        Гоенка сравнивает медитацию с душем. Средство очистить ум от накопившихся негативных слепых реакций.


  1. A1054
    22.05.2019 18:00

    или перевод не очень, или сама статья бла-бла-бла.
    Вроде и темы, вокруг которых бродит мысль автора интересные и нерешенные.
    Но что сказать хотел автор, так и не понятно. Даже в плане постановки проблем, выдвижения непроверенных гипотез.


    1. daiver19
      22.05.2019 22:41

      Научные доказательства того, что медитативные практики производят долгоиграющий позитивный эффект в мозге, остаются экспериментальными.

      Думаю, это ключевая мысль, а так много воды.


  1. nzeemin
    22.05.2019 19:40
    +2

    Опечатка прямо в заголовке? minfulness


  1. PerlPower
    22.05.2019 23:57

    $bullshitBingo[] = "mindfulness";
    


  1. Alsandr7
    23.05.2019 03:17
    +1

    Проблема подобных изысканий в том, что люди не имеющие опыта в результативной части практик, которые дружно собрали под термином «медитация», начинают о ней рассуждать, создавать теории и делать выводы.
    Кроме того, есть некое упражнение и навык обретаемый в силу регулярного выполнения упражнения, и их не нужно смешивать. Например сосредоточение внимания, как возвращение внимания к выбранному объекту, и сосредоточенность, как навык в силу этой практики возникающий. Это как качать мышцу, и иметь мышечную силу.
    Так же очень мало кто действительно понимает то, что подразумевается под «сосредоточенностью» и «осознанностью» — начиная с того, что европейские языки бедны на специальные термины отображающие подобные переживания, в отличии от восточных языков носители которых эти термины разрабатывали, и заканчивая тем, что без реального опыта пребывания в этих состояниях (подтвержденных авторитетным Учителем традиции), вообще не понять о чем речь — например вы пробовали в повседневной жизни быть сосредоточенным в прямом значении этого слова? Это будет не понимание того, что же действительно делать и как, полный крах повседневных дел, головная боль и дикое напряжение. То же с осознанностью — когда вы пытаетесь осознавать в прямом смысле слова — кто осознает и что осознавать, а кто осознает осознающего, а если вы еще и попытаетесь, что-то делать в этот момент, то либо вы теряете осознавание мыслей, слов и образов в уме, либо не сможете поднести даже чашку ко рту.
    Я ни в коем случае не утверждаю, что нет сосредоточенности и осознанности, они есть, но что бы действительно понять, что было заложено в термины, которые были так переведены на наши языки, нужно кропотливо учится под руководством Учителя имеющего действительный длительный опыт переживания этих состояния и не по несколько минут в день, а достаточное время, что бы в уме действительно вырабатывался необходимый навык.


  1. nexus478
    23.05.2019 11:25

    Только из этих исследований мы не можем установить, действительно ли наблюдаемые различия в мозге связаны с практикой медитации или просто отражают существовавшие ранее различия между группами. Возможно, люди с более «толстым мозгом» (thicker brains) в определенных регионах просто более склонны заняться практикой медитации и придерживаться ее.

    Если это так, то получается еще более интересная гипотеза. Было бы здорово почитать исследования на такую тему.


  1. cb_ein
    23.05.2019 11:44

    Когда мне было нужно выучить новый ЯП — я без проблем нашел подходящую литературу и решил несколько практических задач. Когда мне нужно было улучшить ОФП — я без проблем нагуглил статьи по устройству мускулатуры, подходящие мне программы тренировок и питания, и затем прогрессировал на турнике. Когда же я решил разобраться, что такое «практика осознанности» — я потерпел фиаско. Гугл заботливо предлагает множество статей и книг на тему mindfulness, но они, как и эта статья, на 99% состоят из бессвязной воды. Я так и не понял, что это, как оно работает, в чем профит, и как использовать эту штуку на практике. Что, в свою очередь, наводит на мысль, что это какая-то модная эзотерическая хрень.


    1. AcckiyGerman
      23.05.2019 13:48

      Эта "эзотерическая хрень" в моде уже несколько тысяч лет, как минимум в странах проживания половины человечества (Индия и Китай, вся ЮВА). Наверное неспроста.


      Кроме того, попытка понять, как медитация работает, это примерно как умом понять оргазм. Можно собрать об оргазме кучу сведений, и думать, что все понятно, но как только вы оргазм испытаете вам просто будет смешно вспоминать как вы думали об оргазме, настолько собранный вами образ и реальность отличаются.


      Если вам все ещё хочется понять, и попробовать, то я посоветую почитать:


      • оранжевая книга @Ошо — "справочник" в мире книг о медитации, краткое ёмкое введение и десятки простых техник медитации на любой вкус
      • сила момента сейчас, Экхарта Толле — много текста + пара хороших техник, которые впервые дали мне проблески пресловутой "осознанной медитации"


    1. AcckiyGerman
      23.05.2019 13:50

      А статья действительно бессвязная и с кучей воды, как и большинство книг по теме, и это грустно, потому что само явление замечательно.


    1. alpik
      23.05.2019 17:41

      Медитация очень глубоко встроена в контекст отношений Учитель — ученик.
      Когда у вас нет живого примера что такое осознанность — вы будете работать лишь со своими фантазиями.
      Читать о медитации почти нет смысла пока нет живого опыта.
      Учитывая ваш бэкграунд — вам очень просто будет начать с Анапаны — наблюдения естественного дыхания.
      Если захотите прогрессировать нужны специальные условия (ретрит) и инструкции опытного учителя, т.к этого опыта нет нигде в привычном вам социуме.


  1. tgz
    23.05.2019 15:38

    Медитаци, как и все наше сознание, вообще никакого отношения к мозгу не имеет. Но когда дают гранты именно на это, кто же откажется?


  1. Arastas
    24.05.2019 08:34

    Сдаётся мне, что многие Учителя и Наставники © внезапно ощутили конкуренцию со стороны программ-гидов и самостоятельных медитаций, и теперь массово пишут статьи, что настоящая ламповая медитация только у них.


    1. alpik
      24.05.2019 11:06

      Ну конечно, ведь изготовителям программ за 5$ всегда виднее, как правильно :)


    1. Alsandr7
      24.05.2019 13:27

      Во время выполнения аутентичных (проверенных не одним поколением достигших искомого результата) практик «медитаций» есть множество сложностей. Наиболее явные из них — это что же действительно нужно делать и как это делать, а так же — как преодолеть препятствия возникающие в процессе практики, и не только «возбуждение» и «расплывание», но и другие, которые можно заметить и понять только дойдя до определенного этапа. И здесь даже самый глубокий тест написанный самым просветленным мастером создаст только направление. Роль Учителя заключается в том, что он сам обладает этим состоянием, прошел весь путь к нему и может помочь прийти к этому состоянию другим. А так как все люди разные имеют свои достоинства и препятствия, то и наставления будут очень индивидуальными.