Большинство людей привыкли, что Chromium — это и браузер, и основа для других браузеров. До недавнего времени я тоже так думал, но, изучая эту тему уже пару месяцев, я начал открывать другой дивный мир. Chromium — это огромная экосистема, в которой есть всё: и система зависимостей, и система кроссплатформенной сборки, и компоненты почти на все случаи жизни. Так почему же не попробовать создавать свои приложения, используя всю эту мощь?

Под катом небольшое руководство, как начать это делать.

Подготовка окружения


В статье я буду использовать Ubuntu 18.04, порядок действий для других ОС можно посмотреть в документации:


Для выполнения последующих шагов необходимы Git и Python. Если они не установлены, то их необходимо поставить с помощью команды:

sudo apt install git python

Установка depot_tools


depot_tools — это набор инструментов для разработки Chromium. Для его установки необходимо выполнить:

git clone https://chromium.googlesource.com/chromium/tools/depot_tools.git

И добавить путь в переменную окружения PATH:

export PATH="$PATH:/path/to/depot_tools"

Важно: если depot_tools были скачаны в домашнюю папку, то не используйте ~ в переменной PATH, иначе могут возникнуть проблемы. Необходимо использовать переменную $HOME:

export PATH="$PATH:${HOME}/depot_tools"

Получение кода


Для начала надо создать папку для исходников. Например, в домашней директории (необходимо около 30 Гб свободного места):

mkdir ~/chromium && cd ~/chromium

После этого можно скачать исходники с помощью утилиты fetch из depot_tools:

fetch --nohooks --no-history chromium

Теперь можно пойти попить чай/кофе, так как процедура небыстрая. Для экспериментов история не нужна, поэтому используется флаг --no-history. С историей будет ещё дольше.

Установка зависимостей


Все исходники лежат в папке src, идём в неё:

cd src

Теперь нужно поставить все зависимости с помощью скрипта:

./build/install-build-deps.sh

И запустить хуки:

gclient runhooks

На этом подготовка окружения завершена.

Система сборки


В качестве основной системы сборки Chromium используется Ninja, а утилита GN применяется для генерирования .ninja-файлов.

Чтобы понять, как пользоваться этими инструментами, предлагаю создать тестовую утилиту example. Для этого в папке src надо создать подпапку example:

mkdir example

Затем в папке src/example надо создать файл BUILD.gn, который содержит:

executable("example") {
 sources = [
   "example.cc",
 ]
}

BUILD.gn состоит из цели (исполняемого файла example) и списка файлов, которые необходимы для сборки цели.

Следующим шагом надо создать сам файл example.cc. Для начала предлагаю сделать классическое приложение «Hello world»:

#include <iostream>

int main(int argc, char **argv) {
   std::cout << "Hello world" << std::endl;

   return 0;
}

Исходный код можно найти на GitHub.

Чтобы GN узнала о новом проекте, нужно в файле BUILD.gn, который находится в src, в разделе deps добавить строку "//example":

...
group("gn_all") {
 testonly = true

 deps = [
   ":gn_visibility",
   "//base:base_perftests",
   "//base:base_unittests",
   "//base/util:base_util_unittests",
   "//chrome/installer",
   "//chrome/updater",
   "//net:net_unittests",
   "//services:services_unittests",
   "//services/service_manager/public/cpp",
   "//skia:skia_unittests",
   "//sql:sql_unittests",
   "//third_party/flatbuffers:flatbuffers_unittests",
   "//tools/binary_size:binary_size_trybot_py",
   "//tools/ipc_fuzzer:ipc_fuzzer_all",
   "//tools/metrics:metrics_metadata",
   "//ui/base:ui_base_unittests",
   "//ui/gfx:gfx_unittests",
   "//url:url_unittests",

   # vvvvvvvv
   "//example",
 ]
 ...

Теперь необходимо вернуться в папку src и сгенерировать проект с помощью команды:

gn gen out/Default

GN также позволяет подготовить проект для одной из поддерживаемых IDE:

  • eclipse
  • vs
  • vs2013
  • vs2015
  • vs2017
  • vs2019
  • xcode
  • qtcreator
  • json

Более подробную информацию можно получить с помощью команды:

gn help gen

Например, для работы с проектом example в QtCreator надо выполнить команду:

gn gen --ide=qtcreator --root-target=example out/Default

После этого можно открыть проект в QtCreator:

qtcreator out/Default/qtcreator_project/all.creator

Финальный шаг — сборка проекта с помощью Ninja:

autoninja -C out/Default example

На этом краткое ознакомление с системой сборки можно завершить.

Приложение можно запустить с помощью команды:

./out/Default/example

И увидеть Hello world. На самом деле, про систему сборки в Chromium можно написать отдельную статью. Возможно, и не одну.

Работа с командной строкой


В качестве первого примера использования кодовой базы Chromium как фреймворка предлагаю поиграться с командной строкой.

Задача: вывести на экран все аргументы, переданные приложению в стиле Chromium.
Для работы с командной строкой необходимо в example.cc подключить заголовочный файл:

#include "base/command_line.h"

А также надо не забыть в BUILD.gn добавить зависимость от проекта base. BUILD.gn должен выглядеть так:

executable("example") {
 sources = [
   "example.cc",
 ]

 deps = [
   "//base",
 ]
}

Теперь всё необходимое будет подключено к example.

Для работы с командной строкой Chromium предоставляет синглтон base::CommandLine. Чтобы получить ссылку на него, надо использовать статический метод base::CommandLine::ForCurrentProcess, но сначала надо его инициализировать с помощью метода base::CommandLine::Init:

base::CommandLine::Init(argc, argv);

auto *cmd_line = base::CommandLine::ForCurrentProcess();

Все аргументы, переданные приложению в командной строке и начинающиеся с символа - возвращаются в виде base::SwitchMap (по сути, map<string, string>) с помощью метода GetSwitches. Все остальные аргументы возвращаются в виде base::StringVector (по сути, vectоr<striпg>). Этих знаний достаточно, чтобы реализовать код для задачи:

for (const auto &sw : cmd_line->GetSwitches()) {
   std::cout << "Switch " << sw.first << ": " << sw.second << std::endl;
}

for (const auto &arg: cmd_line->GetArgs()) {
   std::cout << "Arg " << arg << std::endl;
}

Полную версию можно найти на GitHub.

Чтобы собрать и запустить приложение надо выполнить:

autoninja -C out/Default example
./out/Default/example arg1 --sw1=val1 --sw2 arg2

На экран будет выведено:

Switch sw1: val1
Switch sw2:
Arg arg1
Arg arg2

Работа с сетью


В качестве второго и последнего на сегодня примера предлагаю поработать с сетевой частью Chromium.

Задача: вывести на экран содержимое URL'а, переданного в качестве аргумента.

Сетевая подсистема Chromium


Сетевая подсистема довольно большая и сложная. Входной точкой для запросов к HTTP, HTTPS, FTP и другим data-ресурсам является URLRequest, который уже определяет, какой из клиентов задействовать. Упрощённая схема выглядит так:



Полную версию можно посмотреть в документации.

Для создания URLRequest'а необходимо использовать URLRequestContext. Создание контекста — довольно сложная операция, поэтому рекомендуется использовать URLRequestContextBuilder. Он проинициализирует все необходимые переменные значениями по умолчанию, но, при желании, их можно поменять на свои, например:

net::URLRequestContextBuilder context_builder;

context_builder.DisableHttpCache();
context_builder.SetSpdyAndQuicEnabled(true /* http2 */, false /* quic */);
context_builder.SetCookieStore(nullptr);

Многопоточность


Сетевой стек Chromium расчитан на работу в многопоточной среде, поэтому пропустить эту тему нельзя. Базовыми объектами для работы с многопоточностью в Chromium являются:

  • Task — задача для выполнения, в Chromium это функция с типом base::Callback, которую можно создать с помощью base::Bind.
  • Task queue — очередь задач для выполнения.
  • Physical thread — кроссплатформенная обёртка над потоком операционной системы (pthread в POSIX или CreateThread() в Windows). Реализовано в классе base::PlatformThread, не используйте напрямую.
  • base::Thread — реальный поток, который бесконечно обрабатывает сообщения из выделенной очереди задач; не рекомендуется создавать их напрямую.
  • Thread pool — пул потоков с общей очередью задач. Реализован в классе base::ThreadPool. Как правило, создают один экземпляр. Задачи в него отправляются с помощью функций из base/task/post_task.h.
  • Sequence or Virtual thread — виртуальный поток, который использует реальные потоки и может переключаться между ними.
  • Task runner — интерфейс для постановки задач, реализован в классе base::TaskRunner.
  • Sequenced task runner — интерфейс для постановки задач, который гарантирует, что задачи будут исполнены в том же порядке, в каком пришли. Реализовано в классе base::SequencedTaskRunner.
  • Single-thread task runner — аналогичен предыдущему, но гарантирует, что все задачи будут выполнены в одном потоке ОС. Реализовано в классе base::SingleThreadTaskRunner.

Реализация


Некоторые компоненты Chromium требуют наличия base::AtExitManager — это класс, позволяющий зарегистрировать операции, которые надо выполнить при завершении приложения. Использовать его очень просто, необходимо в стеке создать объект:

base::AtExitManager exit_manager;

Когда exit_manager выйдет из области видимости, все зарегистрированные callback'и будут выполнены.

Теперь нужно позаботиться о наличии всех необходимых компонентов многопоточности для сетевой подсистемы. Для этого нужно создать Thread pool, Message loop с типом TYPE_IO для обработки сетевых сообщений, и Run loop — основной цикл программы:

base::ThreadPool::CreateAndStartWithDefaultParams("downloader");
  
base::MessageLoop msg_loop(base::MessageLoop::TYPE_IO);
base::RunLoop run_loop;

Дальше нужно с помощью Context builder'а создать Context:

auto ctx = net::URLRequestContextBuilder().Build();

Чтобы послать запрос, необходимо с помощью метода CreateRequest объекта ctx создать объект URLRequest. В качестве параметров передаются:

  • URL, строка с типом GURL;
  • приоритет;
  • делегат, который обрабатывает события.

Делегат представляет собой класс, реализующий интерфейс net::URLRequest::Delegate. Для данной задачи он может выглядеть так:

class MyDelegate : public net::URLRequest::Delegate {
public:
   explicit MyDelegate(base::Closure quit_closure) : quit_closure_(std::move(quit_closure)),
                                                     buf_(base::MakeRefCounted<net::IOBuffer>(BUF_SZ)) {}

   void OnReceivedRedirect(net::URLRequest *request, const net::RedirectInfo &redirect_info,
                           bool *defer_redirect) override {
       std::cerr << "redirect to " << redirect_info.new_url << std::endl;
   }

  void OnAuthRequired(net::URLRequest* request, const net::AuthChallengeInfo& auth_info) override {
       std::cerr << "auth req" << std::endl;
   }

   void OnCertificateRequested(net::URLRequest *request, net::SSLCertRequestInfo *cert_request_info) override {
       std::cerr << "cert req" << std::endl;
   }

   void OnSSLCertificateError(net::URLRequest* request, int net_error, const net::SSLInfo& ssl_info, bool fatal) override {
       std::cerr << "cert err" << std::endl;
   }

   void OnResponseStarted(net::URLRequest *request, int net_error) override {
       std::cerr << "resp started" << std::endl;
       while (true) {
           auto n = request->Read(buf_.get(), BUF_SZ);
           std::cerr << "resp read " << n << std::endl;

           if (n == net::ERR_IO_PENDING)
               return;

           if (n <= 0) {
               OnReadCompleted(request, n);
               return;
           }

           std::cout << std::string(buf_->data(), n) << std::endl;
       }
   }
   void OnReadCompleted(net::URLRequest *request, int bytes_read) override {
       std::cerr << "completed" << std::endl;
       quit_closure_.Run();
   }

private:
   base::Closure quit_closure_;
   scoped_refptr<net::IOBuffer> buf_;
};

Вся основная логика находится в обработчике события OnResponseStarted: содержимое ответа вычитывается, пока не произойдёт ошибка или будет нечего читать. Так как после чтения ответа нужно завершить приложение, то делегат должен иметь доступ к функции, которая прервёт основной Run loop, в данном случае используется callback типа base::Closure.

Теперь всё готово для отправки запроса:

MyDelegate delegate(run_loop.QuitClosure());

auto req = ctx->CreateRequest(GURL(args[0]), net::RequestPriority::DEFAULT_PRIORITY, &delegate);
req->Start();

Чтобы запрос начал обрабатываться, надо запустить Run loop:

run_loop.Run();

Полную версию можно найти на GitHub.

Чтобы собрать и запустить приложение нужно выполнить:

autoninja -C out/Default example
out/Default/example "https://example.com/"

Финал


На самом деле, в Chromium можно найти много полезных кубиков и кирпичиков, из которых можно строить приложения. Он постоянно развивается, что, с одной стороны, является плюсом, а с другой стороны, регулярные изменения API не дают расслабиться. Например, в последнем релизе base::TaskScheduler превратился в base::ThreadPool, к счастью, без изменения API.

P.S. Мы ищем ведущего программиста на C++ в свою команду! Если чувствуете в себе силы, то наши пожелания описаны тут: team.mail.ru/vacancy/4641/. Там же есть кнопка «Откликнуться».

Комментарии (34)


  1. worldmind
    13.06.2019 16:23

    Не особо вчитывался, но есть что-то в этой идее, ибо как понимаю качество кода там высокое, все кому не лень статикчекеры прогоняют, конкурсы на уязвимости проходят.


    1. ziv2012
      13.06.2019 22:20
      -5

      Скажем так качество кода так себе!


      1. F0iL
        13.06.2019 22:32
        +3

        Скажите честно, вы действительно изучали код Chromiun?
        Если да, то каких именно его частей?
        Я с этой кодовой базой работаю каждый день, и могу сказать, что он написан действительно очень и очень неплохо, насколько это возможно для такого большого и сложного проекта.
        Используются современные стандарты плюсов, код покрывается тестами и постоянно рефакторится, всякие ASAN'ы и подобное используются.
        Да, иногда попадаются плохо документированные или страшнодревние места (типа layout'илки в Blink), но и по их улучшению работа ведётся.
        Поэтому не совсем понятен ваш наезд на качество кода Chromium.


        1. ziv2012
          14.06.2019 09:33
          -1

          Изучаю webrtc. Постоянно возникает желание прибить программистов за их код. Я не помню, чтобы у меня какая-то фича завелась сразу же. Последнее AudioDeviceModule. Если создать свой указатель даже на стандартный код и передать в CreatePeerConnectionFactory, опа не работает. Если код надо постоянно рефакторить, значит он изначально делается некорректно. Этот рефакторинг бесит. Если в одной версии работает, то выкачиваем более новую версию — опа не работает. Да как же так-то :) Возвращают указатель, который может быть nullptr и его вызывают без проверки на nullptr — могут получить av. Но кого это волнует :)
          До 64 версии msvc++ компилировал библиотеку FFmpeg — а потом вдруг перестал.
          Приходится все заново пересобирать. И это только часть проблем! Это нормально?


          1. staticlab
            14.06.2019 10:26
            +2

            Какое отношение к Гуглу и Хромиуму имеет FFmpeg?


          1. F0iL
            14.06.2019 11:59
            +1

            Изучаю webrtc
            WebRTC — это все-таки не Chromium, обсуждаемый в статье,
            Подавляюще большая часть WebRTC для Chromium — это внешняя зависимость, и хоть и он и хостится на googlesource, по факту его пилит совершенно другая команда, и в разработке так же активно участвуют, например, люди из Mozilla и многих других компании, и более того — Mozilla использует тот же самый код у себя в Firefox.
            Если код надо постоянно рефакторить, значит он изначально делается некорректно.
            Рефакторится старый код.
            Что для проекта с более чем 10-летней историей (а некоторые компоненты ведут свою родословную вообще с начала 2000-х), который активно развивается, является естественным и необходимым процессом.


          1. wataru
            14.06.2019 14:31
            +2

            Приглашаю Вас оставить гневный, но конструктивный комментарий в WebRTC баг трекере. Судя по объему претензий в Вашем комментарии, может быть даже Вам стоит составить несколько баг-репортов.


            Если это действительно косяк, то его исправят. Если вы используте какие-то недокументированные, не стандартизованные вещи, то никто не гарантирует, что оно при следующем обновлении не сломается. Так везде.


            Подпишитесь на mailing list, что бы быть в курсе грядущих изменений. Если API как-то меняется, то заранее бросают PSA там. Там же можно попросить о помощи и посоветоваться о вашем сценарии использования.


  1. F0iL
    13.06.2019 19:49
    +2

    Так-то в Хромиуме есть еще и Views, так что вполне реально и даже нативный GUI на нем делать.


    1. ziv2012
      13.06.2019 22:21
      -6

      Тянуть Chromium на десктоп — это так себе занятие. В принципе не нужно тянуть монстра без необходимости. Авторы приложений на електроне должны приплачивать пользователям за используемые ресурсы.


      1. F0iL
        13.06.2019 22:33
        +3

        Вы статью читали? Речь идёт вообще не про Electron.
        Никакой монструозности тут не будет, все ненужно вырежет линковщик при линковке.


        P.S. А на Electron кстати тоже есть хорошие приложения, например отличный VS Code.


        1. staticlab
          13.06.2019 23:08
          +2

          Не обращайте внимания, у комментатора видимо душевная травма от электрона, что видно по его комментариям, а о чём на самом деле статья он так и не понял.


        1. mapcuk
          13.06.2019 23:41

          Многие жалуются на Electron, а хотелось бы
          почитать более подробную статью с результатами профилирования или более объективного анализа. Может не так уж и страшен чёрт как его малюют.


        1. ziv2012
          14.06.2019 09:49
          -1

          30 Гб кода загрузить только для того, чтобы сделать загрузку странички — это отличная работа в мире :)


          1. F0iL
            14.06.2019 11:54
            +2

            А вы посмотрите, какие оптимизации применяют современные JS- и WASM-движки для ускорения производительности (JIT там только вершина айсберга), какое количество медиа- и стриминговых технологий поддерживают современные браузеры (плюс интеграция с другими устройствами типа chromecast, DLNA и DIAL), почитайте про актуальные стандарты CSS (это вообще по сути дела тьюринг-полный язык теперь), в конце концов, загляните в современные веб-стандарты от W3C и WHATWG, где будут не только HTML и все что с ним связано, но и SVG, WebAudio, WebGL, WebUSB, Accessibility (в том числе распознавание и синтез речи), и еще очень много всего.
            И браузер все это должен поддерживать. И работать на разных платформах, от десктопов до крохотных телефонов и встраиваемых систем. И давать разработчикам удобно иметь с этим дело.
            Поэтому когда речь заходит о современных браузерах, простым «сделать загрузку странички» тут дело далеко не ограничивается. современные браузеры — это среды исполнения веб-приложений, по сложности они уже приблизились чуть ли не к операционным системам и IDE, и это вовсе не потому что их разработчикам просто так захотелось.


        1. Mako_357
          16.06.2019 20:16
          -1

          У него бэк на C++, иначе был таким же тупым, как все, что делается на электроне


          1. staticlab
            16.06.2019 21:39
            +1

            Да что вы говорите? https://github.com/microsoft/vscode:


            • TypeScript 92.8%
            • JavaScript 3.8%
            • CSS 2.4%
            • Inno Setup 0.7%
            • HTML 0.2%
            • Shell 0.1%


  1. ziv2012
    13.06.2019 22:18
    -8

    Это не фреймворк — это чудище, жрущее память и ресурсы.


  1. staticlab
    13.06.2019 23:09

    Я правильно понял, что для своего приложения потребуется также закоммитить и файлы хромиума? Или они будут как-то отдельно?


    1. F0iL
      13.06.2019 23:17

      Если не хочется тащить Хромиум в кодовую базу, теоретически можно собирать его отдельно как набор shared-библиотек (это у них называется component build) и цеплять их. Правда, хедеры все равно понадобятся.


      1. Dmitri-D
        14.06.2019 07:55

        есть проект cef для встраивания chromium. Довольно удобная вещь и там заголовков минимум


        1. staticlab
          14.06.2019 09:27

          Это же совсем другое.


        1. F0iL
          14.06.2019 11:45

          Это вообще другое, CEF — это для встраивания хромиумовского WebView в приложения.


          1. Dmitri-D
            16.06.2019 08:39

            Статья — про использование проекта Chromium, а CEF — это большой и хорошо работающий пример использования проекта Chromium.


            1. staticlab
              16.06.2019 13:13

              Статья — про использование наработок проекта Chromium в качестве основы для своего приложения, а CEF — проект для встраивания браузера в своё приложение.


  1. Jowerd
    14.06.2019 09:41

    Кто-нибудь, скажите пожалуйста, почему в Google 75 выпилили поддержку *.mhtml?
    Быдлокод в Chromium зашёл так далеко, что поломал поддержку *.mhtml и сотрудники Google решили не париться над его исправлением?
    Или *.mhtml ухудшает загрузку страниц?

    Кто в теме, объясните пожалуйста.


    1. F0iL
      14.06.2019 12:25

      Код для работы с MHTML никуда не делся.
      75-ая версия нормально открывает сохраненные *.mht-файлы, а на Android, насколько я знаю, MHTML используется для сохранения offline pages.
      Почему выпилили явную возможность сохранения на десктопах — вопрос хороший, на баг-трекере уже об этом спросили, причем сами же участники проекта.
      Возможно это связано с тем, что при загрузке MHTML, уже давно осознанно отключено выполнение JavaScript на страницах по соображениям безопасности за неимением возможности как-либо это пофиксить в принципе (кстати, репортер получил за эту дыру награду в 1000$), в итоге, учитывая тотальную обскриптованность современного веба, эту фичу посчитали малополезной для обычных пользователей и выпилили из интерфейса. Но это только догадки.


      1. Tufed
        14.06.2019 14:07

        Она и так была отключена по-умолчанию для всех смертных, и только некоторые, кому действительно нужно — гуглили как её включить у себя обратно. А так и это выпилили. Кому мешала отключенная функция — действительно хз. Тем более что на андройде она осталась.


        1. F0iL
          14.06.2019 14:21

          Тут ниже написали, что исчезла только галочка из chrome://settings, а аргумент командной строки по-прежнему на месте.
          Нагуглить его можно и сейчас: peter.sh/experiments/chromium-command-line-switches (Ctrl-F «mhtml»)


    1. Whuthering
      14.06.2019 12:58

      Я нашел обсуждение:
      groups.google.com/a/chromium.org/forum/#!msg/offline-dev/qO1B8kkWkoM/kO30ODfRBgAJ

      TL;DR: разработчики решили, что эта фича нужна только для других разработчиков, и убрали флаг из интерфейса.

      Опция командной строки "--save-page-as-mhtml" осталась и работает.


      1. Jowerd
        14.06.2019 15:34

        Только что проверил, но опция --save-page-as-mhtml НЕ работает в Win 7.
        Похоже, придётся в старых версиях сохранять mhtml, а в новых уже бегать по вебу.

        Теперь я на своей шкуре ощутил заботу Google.


        1. Whuthering
          14.06.2019 16:28

          Вы явно что-то делаете не так.
          Всё отлично работает, более того, при запуске с этой опцией вариант «Webpage, Single file» становится активным по умолчанию.

          https://habrastorage.org/webt/hk/xx/lt/hkxxltuufdbs0-1s7fjoea0p0k0.png
          image


  1. valis
    14.06.2019 11:53

    Спасибо за статью.
    Вроде вполне логично, но никогда не задумывался о таких кейсах использования этого движка.


  1. Ununtrium
    14.06.2019 15:33

    Опишите, пожалуйста, кейс когда это реально нужно.


  1. LeonidIsakov
    14.06.2019 16:19

    Интересный материальчик. Надо бы изучить код