Всем привет! Год назад я написал статью про то, как я организовывал университетский курс по обработке сигналов. Судя по отзывам, в статье много интересных идей, но она большая и тяжелочитаемая. И я давно хотел разбить её на более маленькие и написать их понятнее.


Но писать одно и то же два раза как-то не получается. Вдобавок, в этом году дали о себе знать существенные проблемы в организации этого курса. Поэтому я решил написать несколько статей про каждую из идей в отдельности, порассуждать о плюсах и минусах.


Эта нулевая статья — исключение. В ней — про мотивацию преподавателя. Про то, почему хорошо преподавать — это полезно и приятно как для себя, так и для мира.



Что стимулирует меня


Прежде всего, мне это интересно и приятно! Попробую сформулировать, чем именно.


Мне нравится придумывать какие-то правила, по которым другим придется жить хотя бы семестр. Нравится усовершенствовать готовые правила, уже существующие или построенные мной. Чтобы они становились лучше, решали какие-то проблемы, которые у меня или у студентов возникают.


Для хорошего курса нужно много: подобрать материал, разумно расположить его по семестру, научиться понятно и интересно объяснять, продумать адекватную и стимулирующую студентов систему отчетности. Проектирование такого курса — не только очень интересная, но и практически полезная задача. Ее можно решать без конца. Можно наблюдать промежуточные улучшения на практике — в научно-исследовательских задачах с такими наблюдаемыми на практике улучшениями обычно плохо, преподавание может это скомпенсировать.


Еще мне, конечно, нравится делиться своими знаниями — кажется, что я от этого выгляжу умнее и привлекательнее. Нахожусь как-бы во главе аудитории. Нравится, что хоть кто-то меня выслушивает, причем внимательно. Делает то, что я считаю правильным. Плюс, статус преподавателя сам по себе создает приятный ореол.



Но интересно и приятно — это не все. Преподавание делает меня лучше: более знающим, более способным.


Я вынужден существенно глубже погружаться в материал. Я же не хочу, чтобы студенты на меня осуждающе смотрели и думали: "вот ещё одному нечем заняться кроме как читать нам какую-то чепуху, в которой он сам не считает нужным разобраться".


Когда студенты примерно понимают материал, они начинают задавать вопросы. Бывает, что вопросы оказываются умными и приближают к неизведанному. Бывает, что уже в самом вопросе содержится мысль, которая раньше не приходила в голову. Или как-то неправильно учитывалась.


Случается, что новые знания появляются из результатов студенческого труда. Например, студенты делая практические задания или улучшая материалы курса, предлагают новые для меня алгоритмы, формулы оценок качества. Может быть, я даже слышал раньше про эти идеи, но все никак не мог заставить себя разобраться. А тут приходят и говорят: "Почему бы это не добавить в курс? Это лучше чем то, что есть, потому-то ..." — и приходится разбираться, не убежишь.


Кроме этого, преподавание — активная практика общения со студентами. Я отвечаю на их вопросы, стараясь быть понятным и не уходить в дебри.


Спойлер:

Это у меня получается плохо=(


В ходе общения я невольно оцениваю способности и трудолюбие студентов. Потом автоматически происходит сверка этих оценок с тем, что реально сделал студент. Само по себе выходит, что я учусь оценивать потенциал других людей.


Случается узнавать интересные факты о устройстве мира. Например, в этом году мне довелось прочувствовать, насколько сильно могут отличаться потоки студентов с разницей всего в один год.



Как ещё преподавание может помочь тому, кто преподает?


Есть несколько идей.


  • Можно использовать студентов для проверки исследовательских гипотез. Да, я не считаю, что использовать труд студентов по теме предмета в своих целях — это не этично и плохо. Наоборот, студенты ощущают, что то, что они делают — действительно нужно. Это приятное ощущение, оно стимулирует к более качественному выполнению заданий.
  • Можно понимать, как разные люди будут реагировать на ваши слова. Учиться общаться более эффективно.
  • Можно проводить эксперименты по организации командной работы.
  • Можно познакомиться с будущими специалистами в своей области. Возможно, с некоторыми из них потом придется сотрудничать. А возможно, кто-то из студентов понравится, и ты потом пригласишь его к себе на работу. Наблюдая за человеком в течение семестра его можно узнать намного лучше, чем за несколько собеседований.

Ну и в грустные минуты можно вспоминать о том, что ты много кому передал частичку своих знаний и опыта. Они не потерялись=)


Комментарии (8)


  1. armid
    20.07.2019 11:45
    +2

    Преподовал короткие (5 недельные) курсы года три назад. Да, в преподованиее много своих плюсов.


    1. msdos9
      20.07.2019 13:38
      +2

      Надеюсь, предмет был не «Русский язык»?


  1. Karlson_rwa
    20.07.2019 14:06
    -1

    Мне нравится придумывать какие-то правила, по которым другим придется жить хотя бы семестр.

    Да вам прямая дорога в Стэнфорд.

    кажется, что я от этого выгляжу умнее и привлекательнее
    хоть кто-то меня выслушивает

    А это уже к товарищу Адлеру. Вам это действительно только кажется. Вы нужны студенту со своим курсом ровно до той минуты, пока не поставите свою закорючку в зачетке.

    новые знания появляются из результатов студенческого труда

    Ctrl+C, Ctrl+V. Ну и немного рерайта, чтобы антиплагиат не спалил. Увы, но для подавляющего большинства это так.

    проводить эксперименты по организации командной работы

    Откуда у вас такая тяга к экспериментам на людях?

    с будущими специалистами в своей области

    Очень спорное утверждение.

    Да, я, возможно, передёргиваю, но мне бы не хотелось иметь дело с преподавателем, который преподает ради того, чтобы поэкспериментировать на мне и самоутвердиться. Ибо был такой опыт. Поверьте, со стороны это выглядит смешно и жалко.


    1. vikto9494 Автор
      20.07.2019 15:29

      Спасибо за комментарий!

      Вы нужны студенту со своим курсом ровно до той минуты, пока не поставите свою закорючку в зачетке.

      Знаю студентов, для которых это не так; их довольно много.

      Откуда у вас такая тяга к экспериментам на людях?

      Почему нет, если это для всех полезно? По сути, все, что происходит в нашем мире — эксперименты над людьми и природой. Важно, чтобы от этих экспериментов никто не страдал. Учебный процесс позволяет проверять идеи «малой кровью».

      PS: Да, важно мониторить ситуацию. И если идеи не работают — то не мучить студентов, а искать решение.

      не хотелось иметь дело с преподавателем, который преподает ради того, чтобы поэкспериментировать на мне и самоутвердиться

      Одного желания поэкспериментировать и самоутвердиться, конечно, не достаточно, чтобы преподавать. Но как часть мотивации — почему нет?
      Ради чего человек должен преподавать по Вашему мнению?)


      1. Karlson_rwa
        20.07.2019 16:03
        +1

        Важно, чтобы от этих экспериментов никто не страдал.
        Вы же не демон Максвелла? Очевидно, нет. Поэтому находясь внутри системы очень сложно сделать объективный вывод о том, как ваши действия влияют на систему в целом. Поэтому вопрос о полезности для всех очень спорный.

        Но как часть мотивации — почему нет?
        Хотя бы потому, что самоутверждаться за счет ученика как минимум не этично. Самоутверждаться нужно среди равных, а не среди более слабых.

        Ради чего человек должен преподавать
        Сложный вопрос. Можно привести множество аргументов, как пафосных, так и не очень. Вам каких отсыпать?


        1. vikto9494 Автор
          20.07.2019 17:06

          самоутверждаться за счет ученика как минимум не этично

          Да, не очень хорошо, но и катастрофы в этом я не вижу. За потребностью в самоутверждении обычно стоит какая-нибудь психологическая проблема. У человека может не получаться уверенно излагать свои идеи равным — он может начать с уверенного изложения идей студентам.

          Проверка хорошести преподавателя — отдельный вопрос. Отфильтровывать преподавателя только по этому критерию нельзя.

          Вам каких отсыпать?

          Реалистичных!

          Преподаватели — живые люди. На любое дело человека должно что-то мотивировать. Зарплата — плохой стимул: почти все действительно хорошие преподаватели могут найти более высокооплачиваему работу. Кроме того, увы, зарплаты преподавателей сейчас почти не зависят от качества их работы.

          Я попробовал собрать другие идеи мотивации хороших преподавателей. Если у Вас есть еще идеи — пишите, они могут кого-то мотивировать на полезный труд!


  1. masai
    20.07.2019 14:07

    Я до ухода в индустрию преподавал около 12 лет. Мне очень нравилось: постоянно что-то новое узнаёшь, чтобы поделиться с другими и мотивировать их. Но увеличивающееся с каждым годом количество (бессмысленных) бумажек и бюрократизм сводили всё удовольствие на нет. Надеюсь, не во всех вузах так.


    1. vikto9494 Автор
      20.07.2019 15:39

      Это правда, бюрократия последние годы наступает со страшной скоростью. И, увы, почти во всех ВУЗах которые я знаю. Исключение — учебные программы, организованные с участием крупных IT компаний: Яндекса, JetBrains,… Но таких очень мало, да и там вроде идет постоянная борьба.

      Но преподавать тем более важно; с вымиранием образования вымирает надежда на будущее.