Что стоит учесть при проектировании интернет-магазина, чтобы не пришлось переделывать пол сайта для начала продвижения.

Статья разбита на две части.
Теория: о том, что в принципе можно учесть в SEO интернет-магазина и как это работает.
Чек-лист: 80 пунктов, по которым легко проверить, насколько удобно будет продвигать ваш сайт после разработки

По этому чек-листу мы проверяем все прототипы в студии, что сильно упрощает дальнейшую работу с сайтом для пользователей, администратора и для команды поддержки/продвижения.

Итак, теория


Основные требования к сайту можно сгруппировать так

  • Структура разделов и навигация
  • Структура страниц
  • Наращивание семантики
  • Коммерческие факторы
  • Технические факторы

Структура разделов


Поисковики нормально ранжируют страницы сайтов на три уровня вложенности (четыре, но мы не считаем главную). То есть, страницы, которые не найти в три клика с главной, останутся не изученными и не займут высоких позиций в выдаче.

Это не значит, что в каталоге может быть максимум три уровня вложенности. Но это значит что нужно помочь поисковику добраться до них в необходимое число переходов.

Во-первых, 2-3 уровня каталога можно вывести на главной в виде выпадающего меню.
Важно чтобы то меню загружалось вместе со страницей, а не подгружалось динамически при наведении.

Вот пример, как мы проектировали меню для сайта одежды. Из каждого пункта верхнего меню выпадает несколько разделов, а из них — несколько подразделов. Это позволяет поисковикам индексировать несколько сотен страниц “в один клик”



Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то разделы первых двух уровней каталога можно продублировать в подвале главной страницы сайта. Вот пример с того же сайта



Таким образом, поисковик сможет собрать основные страницы каталога в один переход с главной и проиндексировать в 3 перехода каталог с пятью уровнями вложенности.

Структура страниц


Яндекс ранжирует сайты при помощи алгоритма Матрикснет суть которого в определении общих признаков сайтов, полезных пользователю. Поэтому при проектировании основных страниц (главная, листинг товаров и карточки товара) важно определить, каким запросам они должны соответствовать и какие общие признаки у страниц, занимающих дон выдачи по этим запросам.

Google в этом вопросе устроен сильно проще: он по-прежнему сильно ориентирован на тексты и ссылки. Так что место под тексты на страницах также важно заложить.

Вот часть анализа, выполненного нами для интернет-магазина цветов.
Берем запрос “Купить букет из красных роз”.



Открываем первые 4 сайта

Что их объединяет

  • Все это — списки товаров (запрос не ведет на отдельный товар)
  • Около 30 товаров на странице
  • Фильтр по параметрам
  • Слово krasnye в ссылке
  • Сортировка по цене и популярности
  • H1 и title с вхождением слов “красные” и “розы”

Что их не объединяет

  • Не на всех есть текст внизу
  • Разная длина title
  • H1 и title не везде включают слово “букет”
  • Значит эти параметры не критичны в данном запросе

А вот как мы уложили собранные требования в прототип сайта.

Что здесь важно:

  • Место под большой заголовок
  • Цепочка навигации
  • Фильтрация
  • Сортировка
  • Теги для перехода по посадочным страницам
  • Скидка и хит
  • Мини инфа по доставке



На что в принципе можно смотреть, анализируя сайты из топа выдачи

  • Количество товаров
  • Цены товаров (не во всех товарах их допустимо публиковать)
  • Наличие текстов
  • Наличие фильтров
  • H1
  • Фото товаров
  • Наличие цепочки навигации

Если ответом на запрос является карточка товаров, то добавляются

  • Описание
  • Отзывы
  • Инструкции
  • Доставка (прямо в карточке)
  • Способы оплаты

Более полный список будет далее в чек-листе по коммерческим факторам.

Наращивание семантики


Прекрасный источник дополнительной семантики на сайте — свойства товаров.

Группируя товары на основе свойств, можно создавать тысячи страниц под различные запросы.
На странице с товарами, отобранными по свойству, делаются человеко-понятный адрес (ЧПУ), h1, title, соответствующие запросу, description для сниппета, иногда — текст.

Для этого стоит изначально заложить на сайте место под теги для фильтрации. Их можно использовать как для индексации сайта поисковиками, так и для удобства пользователя, дополняя ими выбор товаров по разделам.

Например, в разделе «ванны» можно создать теги по свойствам «стальная» «170х70» «kaldewei»
В итоге мы получим страницу, идеально отвечающую на НЧ-запрос.

Где можно разместить такие теги

В небольшом количестве — над товарами (самые популярные). Их же можно снабдить картинками-пояснениями.

Вот фрагмент прототипа для сайта по доставке цветов. Здесь я выделил “теги” для перехода на посадочные страницы.



В большом количестве — под товарами. Это позволит сократить уровень вложенности для таких страниц.

Еще один вариант — в дополнительных пунктах меню. Пример — поле “повод” на том же сайте цветов



Универсальный вариант — в фильтре. Обычно фильтр на сайте не индексируется поисковиками, так как представляет собой форму, предполагающую отправку ее пользователем. Однако, на свойства в форме можно привязать ссылки, открывающие конкретные страницы.

Коммерческие факторы


Яндекс четко делит страницы на информационные и коммерческие. Как правило, коммерческие выдаются в ответ на запросы, предполагающие покупку. Например, запрос может содержать слово «купить» или топоним (географическое название). Пассатижи в Краснодаре — коммерческий запрос. А «Как выбрать пассатижи» — информационный. А вот запрос «Пассатижи» приведет нас на смешанную выдачу: тут и википедия и магазины инструментов.



Для коммерческих страниц Яндекс использует так называемые коммерческие факторы ранжирования.

Всего их более 150 и наиболее подробно о них рассказывается в докладе Ашманова за 2018 год.

Я приведу здесь 10 основных, а расширенный список вынесу в чеклист

  • Наличие адаптивной версии
  • Наличие цены товара
  • Наличие валюты (знак рубля при этом он не воспринимает)
  • Варианты оплаты
  • Городской номер
  • Время работы
  • Фото
  • Описание
  • Гарантии
  • Новости
  • О компании

Поведенческие факторы


Поисковики используют ПФ, чтобы понять, насколько сайт будет полезен посетителю по тому или иному запросу.

Что является поведенческими факторами

Время, проведенное на сайте.
При этом поисковик учитывает движения мышью и прокрутку страницы, чтобы определить заинтересованность посетителя.

Последний клик на поиске
Если посетитель после визита на сайт, закрыл поисковик, значит он нашел то, что искал. Сайт получает «плюсик».

Единственный клик на поиске
Если виджет так привлек посетителя, что он открыл сайт первым. И при этом сайт оказался настолько полезен, что посетитель закрыл поиск. Это тоже «плюсик».

Отказы
Быстрый уход с сайта после открытия страницы — это минус для поисковика.

Что важно заложить при проектировании для улучшения ПФ


Связать страницы смысловыми ссылками: в товаре разместить аналоги и статьи об использовании. В листинге товаров разместить быстрые ссылки на подборки товаров и «суповые наборы» для конкретных задач (шуруповёрт + зарядка + сверла + биты).

Заметные кнопки действий и призывы к действию (CTA)


Пример с того же магазина цветов.
На странице: 2 кнопки покупки (стандартный и в 1 клик), кнопка избранного и преимущества магазина



Контент


Разместить максимум информации, чтобы ее не приходилось «добирать» в других источниках: фото, видео, обзоры, характеристики, отзывы, инструкции.

Максимально заметная корзина


В момент добавления товара в корзину, покупатель должен понять, где она находится, увидеть количество товара в ней и его стоимость. В этом вам поможет виджет корзины, на время появляющийся после добавления в корзину.

В качестве примера: виджет корзины с интернет-магазина одежды



Максимально удобный заказ


На этапе оформления заказа, все поля должны быть максимально логичны и должно быть понятно, для чего собираются те или иные данные. Глупо например, спрашивать адрес покупателя при доставке самовывозом.

На фото — пример, как мы проектировали заказ для интернет одежды. В один экран влезают все нужные поля, виджет корзины, способы оплаты и доставки.



Технические факторы


Хотя этот блок имеет весьма условное отношение к проектированию, его все же стоит изучить на этом этапе, чтобы не перегружать страницы сверх необходимого, и правильно выбирать технологии.

Скорость сайта


На рынке существует миф, что Google Pagespeed измеряет скорость сайта.

На самом деле это не совсем так. GPS показывает чек-лист оптимизации верстки страницы сайта.
Кеширование браузером.
Сжатие передаваемых данных.
Избыточность изображений.
Избыточность скриптов.
Это важно, но это не скорость.
Поэтому к его показателям относимся без фанатизма.

Вот мы довели сайт до 100 единиц на ПК и на мобильных. Ни на визуальную скорость, ни на SEO-позиции это не повлияло.



Так что если сайт не в «красной зоне», то этого уже достаточно.

Скорость ответа страницы


Можно померить браузером. Вот простой пример. Тут чем меньше, тем лучше, но если страница отдается сервером менее чем за полсекунды, то это уже неплохо.



Размер страницы


Можно измерить через pingdom tools. Тут нет универсальных советов, но обычно если страница больше 3 мегабайт, то это повод насторожиться.

Технологии и навигация


Сайт будет легко индексироваться, если ссылки будут вести на страницы, содержащие запрошенный контент. Если же сайт построен на AJAX, то важно чтобы при запросе данных менялся URL страницы и при открытии этого URL (или обновлении страницы), открывались те же данные, что и получены без перезагрузки.

Чек-лист


Из теории видно, что один и тот же пункт может быть одновременно и коммерческим фактором и фактором юзабилити и техническим фактором и оцениваться яндексом в рамках Матрикснет. Поэтому чек-лист сгруппирован не по типам факторов, а по месту их применения

Общие факторы


  1. Легкая адаптивная версия
  2. Верстка без косяков
  3. Отсутствие орфографических ошибок
  4. Отсутствие навязчивых всплывающих окон
  5. Строка поиска

Главная страница


  1. Развернутый каталог
  2. Контакты в шапке
  3. Отзывы на главной
  4. Большой баннер с акциями
  5. Рекомендованные товары
  6. Хиты/акции
  7. Копирайт и пользовательское соглашение в подвале

О компании/Контакты


  1. Городской номер
  2. Горячая линия 8-800
  3. Контакты отделов и сотрудников
  4. Адреса офиса и филиалов
  5. Города доставки
  6. Реквизиты
  7. Facebook
  8. Instagram
  9. VK
  10. Описание о компании
  11. Отзывы о компании
  12. Сертификаты / лицензии
  13. Электронная почта в домене сайта
  14. Возможность оставить заявку
  15. Онлайн-чат
  16. Схема проезда
  17. Таблица с ценами в услугах

Логика каталога


  1. Каталог организован от общего к частному
  2. Очевидно, где искать тот или иной товар
  3. Товар доступен в 3 клика с главной
  4. Цепочка навигации
  5. Фильтрация по свойствам товара
  6. Посадочные страницы под наборы свойств

Список товаров


  1. Большие фото
  2. Цена
  3. Валюта (рубли лучше обозначать как руб.)
  4. Скидки на товары
  5. Рейтиг товара в звездочках
  6. Индексируемая постраничная навигация
  7. Количество товаров в списке аналогично топовым сайтам по нужному запросу
  8. Сортировка (цена, популярность, отзывы)
  9. Функция сравнения товаров

Карточка товара


  1. Наличие товара
  2. Срок поставки при отсутствии
  3. Условия доставки
  4. Подробное описание
  5. Максимум характеристик
  6. Несколько фото
  7. Видео
  8. Инструкция
  9. Предложение сопутствующих товаров (в пределах 2 экранов от товара)
  10. Предложение товаров-аналогов
  11. Отзывы в товаре
  12. Предложение оставить отзыв
  13. Вопрос-ответ
  14. Гарантии и возврат
  15. Заметная кнопка “в корзину”
  16. Покупка в один клик
  17. Избранное

Корзина


  1. Виджет корзины заметен на страницах
  2. В виджете есть цена
  3. В виджете есть общее количество
  4. Цена за единицу товара и за количество товара (на странице корзины)
  5. Выбор количества
  6. Активные ссылки на товар в списке
  7. Фото товара в списке
  8. Хотя бы минимальное описание товара
  9. Возможность отложить товар
  10. Пересчет без обновления страницы
  11. Минимальные условия доставки
  12. Предложение сопутствующих товаров
  13. Отсутствие аналогов (не переубеждаем уже выбравшего)

Оформление заказа


  1. Несколько способов доставки
  2. Наличие самовывоза
  3. Наличие бесплатной доставки
  4. Несколько способов оплаты
  5. Захват контактов покупателя
  6. Логичная последовательность полей (сначала город, потом адрес)
  7. Отсутствие лишних полей (адрес не нужен при самовывозе)
  8. Подсказка полей при заполнении
  9. Видна общая сумма заказа с доставкой
  10. Оферта и соглашение на видном месте

В качестве резюме хочу сказать, что когда при разработке сайта не учтены требования к последующему продвижению, как правило, это приводит к тому, что готовый уже сайт приходится на 30-50% переделывать и перезаполнять, что отдаляет результаты минимум на полгода.

P.S. Чтобы быть в курсе новых публикаций, подписывайтесь на меня в Facebook.

Комментарии (56)


  1. Zyryanek
    07.08.2019 19:09

    Закладочная статья однозначно


    1. iarga Автор
      07.08.2019 19:10

      Спасибо!


    1. ua30
      08.08.2019 11:43
      +2

      Ага. Я тоже первым делом в закладки. Потом прочитал. И удалил.


  1. tuxi
    07.08.2019 23:52

    Тут ведь какая «закавыка», обычно всегда есть магазин-конкурент с демпинговой политикой (по разным причинам). И благодаря этому, он имеет в 4..5 раз больше трафик, а значит и сильно лучшие ПФ, и поэтому в конце концов поисковые системы его еще ранжируют выше.
    Сайт у него хуже, корзина назло всем теориям UX/UI реализована плохо, да и кнопка купить «не оранжевая» и тп и тд. И на сео он тратит копейки.
    А в поиске он выше.
    Вот такая «закавыка»


    1. iarga Автор
      08.08.2019 08:44
      +2

      То, что вы написали, это стандартное столкновение «ценность против юзабилити». При прочих равных ценность побеждает.

      При этом ценностью может быть не только цена. Может быть еще
      — ассортимент
      — сервис
      — доставка
      — скорость реакции на обращения
      — официальная гарантия (например, на официальный apple гарантия 2 года, а на серый — год)

      Вот например, история, когда магазин отказался демпинговать и получил за это отрицательный отзыв. Но(!) этот отрицательный отзыв ценнее сотни положительный (скрин)


      1. ua30
        08.08.2019 12:25

        Отрицательные отзывы, где клиент конструктивно говорит о своей боли — очень хороши. Как сами по себе, так и как сигнал о возможной проблеме в компании. Неадекватные отрицательные отзывы тоже норм — при условии адекватного ответа компании. Покупатели увидят что негативные отзывы не удаляются, и что компания нормально относиться даже к неадекватным клиентам.

        Но чем именно хорош данный отзыв, можете уточнить?

        Я прочитав его понял:
        — можно приехать в эту компанию и по тестировать оборудование;
        — у них есть конкуренты (при чем так же официальные дилеры), и конкуренты готовы демпинговать;
        — компания четко дала понять что обсуждать с ними возможные скидки смысла нет.

        Я тоже не люблю демпинг. Но бывают такие клиенты. В таком случае лучше не давать скидку, но дать что то другое (полезный подарок из ассортимента магазина, хххх рублей на следующий заказ, расширенную доставку / страховку). Подарок в глазах покупателя выглядит по цене его продажи. Для вас он по цене его закупки. хххх рублем на следующий заказ — аналогично, вы еще и заработаете на следующем заказе (хоть не факт что он вообще будет; и неизвестно через какое время — насколько к тому моменту обесценится рубль). И т.д. и т.п… простые истины.


        1. iarga Автор
          08.08.2019 12:39

          Тут два важных преимущества
          1) Можно получить хорошо организованное бесплатное прослушивание (это бывает не так часто, у демпингующего конкурента может вообще не быть ни оборудованного помещения, ни нужного количества оборудования в наличии)

          2) Вся компания от менеджера до руководителя невероятно корректна, вежлива и даже вложившись в организацию прослушивания, ни секунды не изображает обиды за то, что выбрали не их (вроде это и норма, но это очень редкая в нашем мире норма)


          1. ua30
            08.08.2019 12:58

            Ну и я говорю. Послушаем тут — купим где дешевле. Небось и кофе еще угостят, и расположение удобное, в центре. Не все, но определенный % так и сделает.

            Может быть тут профит и будет. Аудитория я так понял дорогая. Может быть и оценят. Сказать сложно. Это все «может быть». Но первое впечатление у меня негативное. Да и «дорогая аудитория» понятие обманчивое. Поспрашивайте курьеров — чем богаче люди, тем меньше чаевых. Они хорошо считают свои деньги.


            1. iarga Автор
              08.08.2019 13:01

              Тут работает вот какая штука: если компания режет свою маржу, то у них нет денег на сервис. И если что-то пойдет не так, то не факт, что они помогут.

              Это стоит 4% даже для очень экономных людей (хотя безусловно, не для всех).


              1. ua30
                08.08.2019 13:42

                Думать о разводе, когда женишься. «Нашел дешевле на 4% на Алиэкспресс» — звучит не убедительно. А «официальный дилер» мне нравится. Если гарантия от производителя и отзывы у дилера не самые ужасные — еще круче.

                Не знаю, может это я один такой? Мне, например, оставить 10% официанту — непонятное явление. Оставить сдачу с крупной купюры — ок. Но не 10%. Есть страны где непонятно обратное.

                Когда я покупаю джинсы — я просто определяюсь с ценовым диапазоном и иду их примерять. Я не буду даже пробовать найти подобную модель в другом месте:

                — ценник не тот, чтобы тратить время;
                — трудности с поиском конкретной модели.

                Когда я выбираю квартиру, которая строится. Мне плевать на 4%. Я хочу надежного застройщика, чтоб не потерять все.

                Когда я выбираю ребенку садик, скидкой меня не купишь. Опять же, первое — отсеивание по ценовому диапазону. $2000 в месяц за «немецкий и танцы» 18 месячному пацану — для меня это не вариант. $200 за формат «двадцать детей и в квартире» даже при 100% скидке не интересует. У меня есть определенные требования, и определенный ценовой диапазон. Мне важна репутация компании (в данном случае — да!), мы к ним идем, как с надеюсь, на долгие годы.

                Но когда я ищу технику. Мне плевать на компанию. Пришел, купил, ушел. Не продавец ее производит. Мне важно:

                — официальная техника;
                — цена;
                — гарантия.

                Все. При чем гарантия на последнем месте. Если тут пылесос за 50000 руб но с гарантией 3 года, я пойду и куплю точно такой же за 48000 руб но с гарантией на 1 год. Если за первый год с ним ничего не случится, вряд ли он поломается за два последующие.

                Компания, для которой 4% убьет сервис, не переживет первый же форс-мажор. Если вообще доживет до него. Тут актуальней вопрос «потерять 4%» или «потерять продажу» (а то и клиента)?


                1. iarga Автор
                  08.08.2019 14:13

                  Ну вт потому «дилер», давший скидку, долго не проживет.
                  А дилер, не давший, на рынке уже третий десяток лет :-)


  1. porn
    08.08.2019 02:18

    Пожалуйста, покажите исследования или информацию от самих SE о том, что ЧПУ действительно важно для продвижения.


    1. iarga Автор
      08.08.2019 08:51

      К сожалению, сами поисковики такой информации не дают. Приходится опираться на наблюдения сеошников. Вот например, доклад Ашманова, 37-я страница.


      1. ua30
        08.08.2019 11:54
        +1

        И? Лично я считаю доклады Ашманова достаточно вредной штукой.

        О чем они говорят? Берут выдачу, разные параметры, и пытаются их связать. В итоге получают что чуть ли не 90% сайтов в топ-30 идут с URL «без расширений и параметров». Конечно, когда все SEO-шники из года в год бездумно считают что ЧПУ имеет весомое значение. ЧПУ будет обязательным в любом ТЗ, в любом анализе и просто где угодно. В итоге тяжело встретить продвигаемые сайты, где бы не использовался ЧПУ («человеку», собственно, вообще ни как не помогающий). Вы в H1 всех продвигаемых сайтов ставьте смайлик слоника. И потом заявляйте, что слоник в H1 — поисковый фактор, положительно влияющий на продвижение. Ведь посмотрите — в выдаче куча сайтов со смайликом слона…

        Чтобы выявить факторы ранжирования нужно проводить тесты с чистыми сайтами. На один ставим ЧПУ, на другой — нет. Повторяем десятки / сотни раз, делаем выводы. А эти доклады — не более чем «средняя температура по больнице». ИМХО.

        Единственным более-менее вменяемым смыслом от ЧПУ можно назвать более привлекательный сниппет. Точнее говоря, можно было бы назвать. Разметка крошек на schema — вот то, что я действительно рекомендовал. И сниппет в сто раз круче, и поисковик лучше понимает структуру сайта. Такое…


        1. iarga Автор
          08.08.2019 11:58
          +1

          Да, это очевидный минус статистики. Если «все сеошники так делают», то все оптимизированные сайты будут обладать этим признаком.

          Но за неимением чистых «плацебо контролируемых» экспериментов, приходится полагаться на те цифры, что есть.

          Более того, эти эксперименты невозможны, тк будет сложно продвигать 200 сайтов с одинаковыми заголовками и текстами. А с разными будет нарушена чистота эксперимента.


          1. ua30
            08.08.2019 12:40

            А как раз продвигать их не надо — это и будет внешнее воздействие, которое вам нужно максимально изолировать. Сделайте 2 равнозначные странички на одном сайте с выдуманным словом (которого нет ни на одном другом сайте в интернете). С одним лишь отличием (тестом, в данном случае одна — с ЧПУ, одна — без). И смотрите какая страничка вылезет выше. При достаточном количестве итераций можно будет говорить о некой закономерности. Вторым этапом, и это уже интересней, будет определение относительной силы этого фактора.

            Из личных наблюдений — впечатление такое, что поисковики воспринимают текст в URL просто как текст сайта, без каких-либо ощутимых привилегий. Единственное что мне непонятно (и что я уже не тестировал) — будет ли какой-то профит от таких безанкорных ссылок (ведь в них самих якобы есть ключевики). Но и тут рационального смысла мне мало видится — в любом случае важен околоссылочный текст.


            1. iarga Автор
              08.08.2019 12:44

              Интересная версия. Но если это одно слово на двух разных страницах одного и того же сайта, то не будет ли страница, проиндексировавшаяся первой, восприниматься как оригинал, а второй — как дубль?


              1. ua30
                08.08.2019 12:59

                Для этого и нужно много итераций — исключить случайности, установить закономерности.


                1. iarga Автор
                  08.08.2019 18:04

                  если моя теория верна, то такой эксперимент даст на большой выборке случайный результат)


                  1. ua30
                    09.08.2019 10:31

                    Если результат будет случайным — значит это не фактор ранжирования. Проделайте то же самое с h1, title, ссылкой — получите четкий и однозначный результат.


                    1. iarga Автор
                      09.08.2019 13:38

                      title — некорректный пример. По нему отличается дубль от не дубля.


                      1. ua30
                        09.08.2019 14:24

                        А при чем тут дубли? Тестируем со словом «чебуратозаврище». Первая страница title — «Первый тест мутировавшего чебурашки». Вторая страница title — «Второй тест чебуратозаврище».

                        И получите стабильный результат. Никакого «случайного результата на большой выборке» тут не будет. Т.к. title — фактор ранжирования.


                        1. iarga Автор
                          09.08.2019 14:25

                          так, и что мы выясним таким тестом?


                          1. ua30
                            09.08.2019 14:33

                            1. iarga Автор
                              09.08.2019 14:42

                              какую гипотезу мы протестируем, меняя title?
                              (напомню, нам надо протестировать url, а он при прочих равных проиндексируется как дубль)


    1. Uladzimir_Bulakhau
      08.08.2019 18:00

      ЧПУ не так важно для продвижения, как по ЧПУ пользователь должен понимать, что находится на странице. Из таких вот сотен кирпичиков складывается хорошо оптимизированный сайт. Порядок, структура урла, с этим просто удобно работать.


      1. iarga Автор
        08.08.2019 18:00

        А еще такие url проще вводить по памяти


        1. ua30
          09.08.2019 14:32
          +1

          ОМГ. Пользователи даже домены ежедневно посещаемых ими сайтов запомнить не могут. Гуглят все «вк» да «мейл». Какой еще «по памяти URL вводить»? Я полагаю, не менее 2/3 не знают что такое «адресная строка». Молчу уже про поколение постарше. У меня отец чтобы открыть сайт с визитки заходит в Гугл и вбивает URL в поиск. Для него Гугл === Интернет.


          1. iarga Автор
            09.08.2019 14:41

            спасибо что не в маил))


  1. flancer
    08.08.2019 09:49

    Поисковики нормально ранжируют страницы сайтов на три уровня вложенности (четыре, но мы не считаем главную).

    Раньше делали страницу "Карта сайта", на которую помещали вообще все ссылки, и ссылались на неё с той же домашней страницы. Сейчас этот подход не работает?


    1. iarga Автор
      08.08.2019 11:35

      Сейчас так уже не делают. В числе прочего, поисковикам важно, чтобы навигация была реальной и покупатели ей пользовались.


      1. flancer
        08.08.2019 12:13

        Насколько я понял (Yandex, Google), site map всё ещё используется поисковиками. Т.е., мне не обязательно ставить на каждой странице кросс-ссылки на остальные страницы сайта, чтобы те проиндексировались (если я правильно понял ваш термин "реальная навигация").


        Допускаю, что наличие кросс-ссылок сказывается на ранге страницы при формировании результата поиска, но не думаю, что site maps утратили актуальность.


        1. ua30
          08.08.2019 12:53
          +2

          Sitemaps используются, но есть свои нюансы. В частности, до 50000 ссылок на 1 файл + ограничения по объему в Мб (создается «карта карт» sitemap.xml, ссылающийся на sitemap1.xml, sitemap2.xml… та чего далеко ходить — https://habr.com/sitemap.xml). На первый взгляд может показаться что это о-го-го сколько. Но для некоторых тематик и 5000000 недостаточно. Во многих крупных проектах Sitemaps даже не будет. Там они будут занимать сотни файлов, и их банально может быть проблематично генерировать (из-за сложной и разношерстной структуры сайта).

          Поэтому в принципе лучше придерживаться правила 3 кликов по возможности. Хоть и его я считаю устаревшим и не сильно актуальным. У меня на практике Гугл съедал до 100к страниц в сутки даже при 5 уровне вложенности. Все зависит от проекта (там сайт что то в районе 10 лет, и посещаемый). И краулинговый бюджет тут важен (сэкономили раньше — можете получить больше сейчас). Понятно, что новому домену такое не светит.


  1. ua30
    08.08.2019 11:42

    О всем, и ни о чем. Конкретики почти нет. Очень многое — спорно. Нового ноль.


    1. iarga Автор
      08.08.2019 11:52
      +2

      Всегда есть категория читателей, для которых то, что ты пишешь, — как азбука. Но есть и те, кто этого не знал и кому оказалось полезно. Это главное.


      1. ua30
        08.08.2019 12:13
        +1

        Я не спорю. Не обязательно писать о чем то новом. Можно написать о старом. Просто лучше.

        «Максимально удобный заказ». Или про корзину. И там и там по два абзаца текста в пару предложений каждый. Тут на любую из этих тем едва ли не книгу можно издать. Ну как минимум 2-3 полноценных статьи.

        Ваш пример оформления заказа считаете «максимально удобным»? Что это вообще за понятие такое? Для интернет-магазина одежды это будет одна страница. Для магазина покрышек — другая. На одних тематиках шикарно работает выбор «оформить заказ самостоятельно / оформить заказ за вас». На других не очень. На мобильных она же при прочих равных работает лучше, на десктопах — хуже. На десктопах обычно лучше работает раскрытие полей по мере необходимости, на мобильных — нет. В одних случаях стоит показывать корзину, в других — нет. Из столицы лучше работает одна страница, для регионов лучше другой набор. Даже время суток имеет значение. Нюансов миллионы, а вы — «делайте максимально удобным»… — Как?


        1. iarga Автор
          08.08.2019 12:14

          Про корзину вы правы. Я планировал выпустить отдельную статью про юзабилити корзины и чекаута. Это очень большой материал с кучей наработок и анализом топовых магазинов.

          Он бы сюда не влез :-(


    1. ilya-ivanov
      08.08.2019 13:55
      +1

      Субъективно, ценность таких статей не в том, чтобы раскрыть какие-то великие тайны или научить кого-то чему-то, а в простом обмене опытом из личной практики. Не знаю как вам, а мне это всегда очень интересно, даже если в статье нет ничего из ряда вон. И чем типичнее описанный проект, тем больше шанс почерпнуть прикладной опыт для себя.

      Так что я не жду от авторов каких-то бесспорных истин или открытия Америки. Полезно бывает найти подтверждение отдельным собственным эмпирическим выводам или лишний раз убедиться, что люди сталкиваются со схожими проблемами. Любая фактическая инфа со стороны полезна. Мы все так или иначе работаем с изрядной долей неопределенности, бывает трудно отличить случайные корреляции от закономерностей. Так что чужой опыт это всегда хорошо (независимо от того, насколько он «правильный»).

      Знаю, что многие предпочитают публикации передовых компаний об инновациях, с кучей технических подробностей и всяких крутых решений. Но, на мой взгляд, их опыт как раз трудно масштабировать вниз до уровня локальной студии. Ну то есть оно вдохновляет, конечно, но в 99% случаев проблемы и решения гигантов возникают в абсолютно параллельной вселенной. Грубо говоря, ну читаю я статью ребят из условного Яндекса, которые отлично решили проблему X с помощью 20 программистов и навороченной нейросети. Вау, очень интересно и любопытно. Но при этом у меня тупо нет в работе ни одного проекта, который требовал бы такого уровня автоматизации и где бы внедрение окупилось для клиента :) Так что лично для меня статьи типа этой имеют бОльшую субъективную ценность, даже когда я совершенно ничего нового не узнаю.

      К слову, во многом согласен с вашим замечанием о ЧПУ выше (в плане чистой логики). Но спорная информация — это всё-таки сырьё для анализа. Её можно отфильтровать, осмыслить, погонять на тестах и т.п. Хуже, когда анализировать вообще нечего. В этом смысле, доклады волне хороши.

      P.S. iarga, спасибо, прочёл с интересом.


      1. iarga Автор
        08.08.2019 14:08

        Спасибо!!!


      1. ua30
        08.08.2019 14:45

        Я тоже только за. И полностью согласен с вашим комментарием.

        Просто как по мне, повторюсь, вышло «обо всем, но ни о чем», вода. Этот «максимально удобный заказ», корзина и прочее. Сравнение выдачи по 1 запросу, 4 сайтах — и на основании этого что то дальше обсуждать. Рассказы о банальных вещах и о сложном — вперемешку. Слишком широкая тема просто для одной статьи, ее статей на 200 можно разбить и воды не будет. Нужно или писать детальней о конкретных вещах. Или делать публикации в стиле «было / стало — что мы сделали и какой результат получили, выводы, планы» — реальная практика, такое всегда интересно читать.

        Все, ухожу, ухожу отсюда! :)


        1. iarga Автор
          08.08.2019 14:47
          +1

          за полгода статей в 10 раскрою тему нормально))
          это все же не объем одной публикации


  1. catsmeatman
    08.08.2019 13:08
    +2

    Статья актуальная для 2005 года.

    Единственное, что действительно сейчас влияет на SEO — это польза от сайта. Все, больше ничего. Стремиться нужно ни к ЧПУ красивым, ни к 3 кликам до товара, ни к сортировкам, а к пользе.

    Именно поэтому SEO никак не отделимо от бизнеса, а является его логичным продолжением. Именно поэтому эффективность большинства SEO-шников где-то около 0, потому что единицы готовы вникать в бизнес заказчика.

    Если польза — минимальная цена, делаем самую низкую цену и всегда будешь в топе.
    Если польза — быстрая доставка, делаем самую быструю доставку и всегда будешь в топе.


    1. iarga Автор
      08.08.2019 13:09

      Увы, статистика неумолима. См. доклад по коммерческим факторам.


      1. catsmeatman
        08.08.2019 13:28

        Там всё очень плохо. Берут улитку, жирафа и стафилококк и давай выделять общие признаки.

        Пример из жизни, чтобы далеко не ходить.
        Нужно вам кондиционер поставить. Модель и бренд вы знаете. У всех дилеров на этот кондиционер одинаковая цена, но один из дилеров предлагает бесплатную установку и 5 лет послепродажного обслуживания.

        При прочих равных, ответ где совершить покупку очевиден. Зависит решение о покупке от ЧПУ, цвета кнопки корзины, разбиение корзины на шаги, использования H1, написанного по канонам SLA текста, количества баллов в Light House, наличия номера 8-800?


        1. iarga Автор
          08.08.2019 13:31

          Теория неплоха. Но как согласуется она с реальной жизнью?
          Вот есть фотосклад, где айфоны на 10к дешевле, чем в iqmac
          iqmac умер?


          1. catsmeatman
            08.08.2019 13:47

            Вопрос некорректный, на него нельзя ответить. Переформулирую.

            Берем группу людей, для которых ценность — минимальная цена Iphone. Прикидываем, как они ищут, предполагаем запрос «iphone купить дешево». Далее смотрим на позиции в выдаче Фотосклада и Iqmac. Только теперь можем что-то с чем-то сравнить.

            Но этот случай — яркая иллюстрация того, что SEO-шник должен быть частью бизнеса. Ни один адекватный продвиженец не возьмется за «iphone купить дешево».


            1. iarga Автор
              08.08.2019 14:10
              +1

              Тут важно понять, что для кого-то ценность в минимальной цене, а для кого-то нет.
              И что давая минимальную цену, магазин вынужден будет сильно экономить на сервисе, что быстро станет ясно в отзывах на маркете и справочнике (а они-то уже тянутся в сниппет).


          1. ua30
            08.08.2019 13:57

            iqmac умер?
            Мне они оба незнакомы. Но если сравнивать их напрямую по тому, что видно (посещаемость, трендовость) — по сухими параметрам, да.

            Кроме того iqmac нишевый, это важно. И проверив пару позиций, разница в 10к прям не очевидно. «Что-то там, что-то здесь».

            Ладно, тематика SEO и интернет-магазинов меня будоражит основательно. На Хабре так редко бывает… Пошел я лучше обедать, а то дел полно, а я тут в камментах завис. На меня не похоже.


    1. tuxi
      08.08.2019 14:49

      Единственное, что действительно сейчас влияет на SEO — это польза от сайта.
      Золотые слова. Если соблюдены все технические требования, то больше ничего уже не влияет на продвижение, акромя интереса к сайту со стороны посетителя и готовность возвращаться на сайт снова и снова.
      Но СЕО компании пытаются доказать, что это не так. И в итоге сыпят отчетами скомпилированными на базе google pagespeed insights и отчетов больших сео-компаний. И в итоге, в этих рекомендациях N-й пункт (сократите объем html) в их рекомендациях противоречит (N+10)-му (добавьте на главную страницу популярные товары, да еще и с микроразметкой), в итоге куча воды воды воды… одна вода и имитация бурной деятельности.

      Мы вот проводили эксперимент с ЧПУ. Есть два раздела на сайте, по структуре похожие, так как оба справочники, на базе одной и той же БД. Всего около 50т вариантов страниц.
      Первый раздел переделали на ЧПУ, второй оставили передачей данных через параметры. Причем и в 1м и во 2м разделе есть на входе фильтр проверяющий порядок и состав параметров, чтобы не было дублей страниц. Эффект от перехода на ЧПУ равнялся практически нулю.


      1. iarga Автор
        08.08.2019 14:57

        Эффект, равный «практически нулю» (например, 1-2%), вы едва ли измерите на одном сайте.

        Но когда факторов, дающих такой эффект, задействована сотня, то эффект уже сложно не заметить.


        1. tuxi
          08.08.2019 15:06

          Ну о какой сотне факторов может идти речь? Все технические сео-требования давно уже выполнены, скорость отдачи одинаковая, «полезность» страниц для посетителя тоже равноценная. Вся разница в ЧПУ, которые настойчиво требовали сделать. Сделали. Стоим там же, но энтропия выросла, время и труд потрачены. А посетителю глубоко пофиг, чпу там или нет. Он же руками не набирает урлы. Он их по вацапу или по почте пересылает друзьям товарищам.


          1. iarga Автор
            08.08.2019 15:44

            То есть замечания — только к url? К остальным 150 коммерческим факторам замечаний нет?


            1. tuxi
              08.08.2019 16:13

              Какие именно коммерческие факторы могут быть у справочных разделов?
              Не зря говорили выше, СЕО-спец должен быть в штате компании и понимать суть бизнеса и изучать бизнес-процессы, требования и ограничения.


              1. iarga Автор
                08.08.2019 16:14

                мы же вроде о магазинах


                1. tuxi
                  08.08.2019 18:29

                  Ну не все же магазины торгуют айфонами, мир и-коммерца гораздо больше и шЫрше


  1. demimurych
    09.08.2019 16:25

    Статья переполнена мифами и ошибками, характерными для технически неграмотных SEO специалистов. Коих большинство.

    К сожалению, именно засилье подобной безграмотности и заставляет людей относиться к SEO с пренебрежением. Что очень зря. Область крайне интересная, особенно для тех, кому нравиться заниматься реверс инженирингом.

    Под спойлером разбор нескольких тезисов статьи.
    Поисковики нормально ранжируют страницы сайтов на три уровня вложенности (четыре, но мы не считаем главную). То есть, страницы, которые не найти в три клика с главной, останутся не изученными и не займут высоких позиций в выдаче.

    Все страницы сайта, будут как скраулены так и ранжированы ботом. Вне зависимости от кликов от главной. Страницы любой вложенности могут стоять в ТОП по любым запросам без ограничений.

    За исключением одной ситуации: когда общий обьем страниц проекта существенно превышает крауленговый бюджет выделенный поисковой системой проекту. Обычно это касается проектов с сотнями тысяч страниц.

    Естественно, что в случаях когда Поисковая машина выдала проекту бюджет на 100 страниц, а у него их 100 000, то время для краулинга страниц с DFI больше 3 наступить может через месяцы.

    Так же естественно, что если страница получает внешний ссылочный профиль, при этом наполнена информацией отвечающей интенту, то вне зависимости от DFI эта страница будет как проиндексирована (в том числе с игнорированием ROBOTS.txt) так и поставлена в топ.

    Яндекс ранжирует сайты при помощи алгоритма Матрикснет суть которого в определении общих признаков сайтов, полезных пользователю. Поэтому при проектировании основных страниц (главная, листинг товаров и карточки товара) важно определить, каким запросам они должны соответствовать и какие общие признаки у страниц, занимающих дон выдачи по этим запросам.

    Яндекс, это система где до сих пор полотенце SEO текста как обязательно для страницы, так и может вывести ее в топ.
    Алгоритм ранжирования в Яндексе обладает только одним преимуществом — качеством понимания русского текста. Тут ему нет равных. Это правда.
    Больше ничего алгоритм Яндекса либо не умеет вообще, либо делает это очень плохо.

    Это легко доказывается простыми опытами — вроде размещения изображений, которые никакого отношения к контенту не имеют, но при этом положительно воспринимаемых яндексом. Или изображений с откровенным мусором.

    В отличии от Google который не только идентифицирует и ранжирует такие вещи, но и работает с текстами на них, с информацией об опастности изображения в той или иной области (например опасно эпилептикам или нет, содержит ли порнографию или нет и т.д.)

    Яндекс поиск сейчас, технически отстал от Google лет на пять.
    И чтобы стоять в топе Яндекс поиска, все что нужно — это вливать в сервисы яндекса деньги:
    от оплаты их каталогов, маркетов, рекламы до интеграции их сервисов онлайн помощи и оплаты. Любой, сайт получивший право участия в этих сервисах, несмотря на то, что есть сайты намного лучше, будет стоять в топе.
    То есть говорить о том, что в Яндексе сейчас существует какой либо адекватный поиск, по крайней мере в областях где есть конкуренция — это не владеть ситуацией.

    Google в этом вопросе устроен сильно проще: он по-прежнему сильно ориентирован на тексты и ссылки. Так что место под тексты на страницах также важно заложить.

    Ничего подобного в Google давно нет. В топе могут стоять проекты вообще практически без внешнего ссылочного профиля, как и текста — только на качестве контента.

    Попробуйте сделать в Яндексе страницу стоящую в выдаче, которая содержит не более 300 символов текста, и под сотню изображений. Можете не стараться, у Вас не получится.
    А в Google это возможно, причем абсолютно отвечая запросу посетителя.
    Не говоря уже о Видео. Это к вопросу о техническом совершенстве.

    Всего их более 150 и наиболее подробно о них рассказывается в докладе Ашманова за 2018 год.

    В своем докладе Ашманов рассказывает о корреляции сайтов из Топ выдачи, с присутствием той или иной технологии.
    Корреляция — это не доказательство использования этого фактора поиском.

    Например, все сайты из ТОП выдачи используют JavaScript. 100% корреляция. Значит ли это, что для топа важен JS? Нет не значит. Это просто пища для размышлений.

    Поведенческие факторы
    Поисковики используют ПФ, чтобы понять, насколько сайт будет полезен посетителю по тому или иному запросу.

    Я обожаю эту байку распространяемую безграмотными SEO специалистами.

    Для Google, отсутствие учета поведенческих факторов, доказано десятком специалистов, на основе очень простых неопровержимых вещей:
    1. Чтобы учесть что либо, нужно иметь об этом данные, статистику. В большинстве случаев, поведенческие факторы требуют данных, которые может предоставить только браузер. Что означает — для того чтобы эти данные проанализировать браузер должен отправить эти данные на сервера Google или Yandex.
    2. Достаточно снять весь трафик от браузера и проанализировать его, чтобы понять — передается ли хоть что-то из этого на сервера поисковых машин или вообще куда либо.
    3. Насколько для серверов подтверждена корректность этих данных: возможно ли подобные данные подделать.

    Полный сниффинг трафика бразуера Google Chrome (то есть того, котрырй снйчас представляет 70% рынка и может отправлять на сервера Гугла такие данные), который делается 24 на 7 365 дней в году — не показал отправки подобных данных. Браузер отправляет только обезличенные данные касающиеся того — какие страницы были открыты посетителем. Ни времени, ни тем более движение мышкой не отправляется.

    Обычно, на это, технически безграмотные SEO специалисты говорят — а как же статистика в Google Analytics там же есть показатель отказов и т.д.

    На что им отвечают, подобная статистика точно так же собирается обезличено, отправляется она JS логикой, что противоречит пунтку 3 вверху. То есть служит только для информирования веб мастера.

    Иначе говоря, любой студент с начальными знаниями по JS может поделать эту статистику парой команд и получить в Аналитике уровень отказов 0. но не только получить 0% отказов, а и накрутить себе счетчик посещений в запредельные цифры. Что естественно НИКАК не влияет на позиции сайта. Аналогичная ситуация и с Яндекс аналитикой.

    Это может проверить ЛЮБОЙ веб мастер на своем сайте.

    Время, проведенное на сайте.

    Миф (невозможно учесть это время таким образом, чтобы его нельзя было подделать)

    Последний клик на поиске

    Миф (учесть можно, но этот клик не является доказательством эффективности поиска)

    Единственный клик на поиске

    Миф (учесть можно, но этот клик не является доказательством эффективности поиска)

    Отказы

    Миф (невозможно учесть это время таким образом, чтобы его нельзя было подделать.)

    Откуда появился этот миф (поведенчиские) и почему он так живуч.
    Если Вы попросите 1000 своих друзей зайти в поиск, набрать нужный Вам запрос и кликнуть именно по Вашему сайту, то подобный опыт действительно приведет к тому, что сайт подрастет. Как и любой другой в этой же выдаче, если человек вернется в поиск и клинет по нему.
    С незапамятных времен существовали десятки бирж где можно покупать такие клики.

    Это поведение поисковиков было известно с момента появления интереса к тому как продвинуться в поиске. И отчасти, это можно назвать поведенческими факторами. На деле же учитывается просто трафик из поисковой машины к проекту.

    На фоне этого стали появляться мифы относительно времени проведенном на сайте, отказах и прочем.
    Парадокс существования этих мифов в том, что они элементарно проверяются на своем же проекте, но делают это единицы.