Задача
Разобрать легче на конкретном примере: надо конфигурировать датчики с множеством параметров, но параметры зависят друг от друга. Например, порог срабатывания зависит от типа датчика, модели и чувствительности, а возможные модели зависят от типа датчика и т.д.
В нашем примере возьмем только тип датчика и его значение (порог, при котором он должен срабатывать).
public class Sensor
{
// Voltage, Temperature
public SensorType Type { get; internal set; }
//-400..400 for Voltage, 200..600 for Temperature
public decimal Value { get; internal set; }
}
Сделать так, чтобы для датчиков напряжения и температуры значения могли быть только в диапазонах -400..400 и 200..600 соответственно. Все изменения можно отслеживать и логировать.
«Простое» решение
Самое простая реализация для поддержания консистентности данных — это вручную прописать в сеттерах и геттерах ограничения и зависимости:
public class Sensor
{
private SensorType _type;
private decimal _value;
public SensorType Type
{
get { return _type; }
set
{
_type = value;
if (value == SensorType.Temperature) Value = 273;
if (value == SensorType.Voltage) Value = 0;
}
}
public decimal Value
{
get { return _value; }
set
{
if (Type == SensorType.Temperature && value >= 200 && value <= 600
|| Type == SensorType.Voltage && value >= -400 && value <= 400)
_value = value;
}
}
}
Одна зависимость порождает большое количество кода, который достаточно трудно читается. Изменения условий или добавления новых зависимостей производить сложно.
В реальном проекте, у подобных объектов у нас было более 30 зависимых полей и более 200 правил на каждый. Описанное решение хоть и рабочее, но принесло бы огромную головную боль при разработке и поддержке такой системы.
«Идеальное», но нереальное
Правила легко описываются в коротких формах и их можно разместить рядом с полями, к которым они относятся. В идеале:
public class Sensor
{
public SensorType Type { get; set; }
[Number(Type = SensorType.Temperature, Min = 200, Max = 600, Force = 273)]
[Number(Type = SensorType.Voltage, Min = -400, Max = 400, Force = 0)]
public decimal Value { get; set; }
}
Force — это то, какое значение установить, если изменится условие.
Только синтаксис C# не позволит писать так в атрибутах, поскольку список полей от которых зависит целевое свойство не определен заранее.
Работающий подход
Мы будем записывать правила следующим образом:
public class Sensor
{
public SensorType Type { get; set; }
[Number("Type=Temperature", "200..600", Force = "273")]
[Number("Type=Voltage", "-400..400", Force = "0")]
public decimal Value { get; set; }
}
Осталось заставить это работать. Сам по себе такой класс просто бесполезен.
Диспетчер
Идея проста — закрыть сеттеры и менять значения полей через некий диспетчер, который и будет разбираться во всех правилах, следить за их исполнением, оповещать об изменении полей и логировать все изменения.
Вариант рабочий, но код будет выглядеть ужасно:
someDispatcher.Set(mySensor, "Type", SensorType.Voltage);
Можно конечно сделать диспетчер неотъемлемой частью объектов с зависимостями:
mySensor.Set("Type", SensorType.Voltage)
Но мои объекты будут использоваться другими разработчиками и им порой будет не совсем понятно,
mySensor.Type=SensorType.Voltage;
Наследование
Конкретно в нашей модели мы сами управляли жизненным циклом объектов с зависимостями — мы создавали их только в самой модели и наружу предоставляли только их редактирование. Поэтому сделаем все поля виртуальными, внешний интерфейс модели оставим без изменений, но работать она уже будет с классами «обертками», которые и будут реализовывать логику проверок.
Для внешнего пользователя это идеальный вариант, он будет работать с таким объектом привычным способом
mySensor.Type=SensorType.Voltage
Осталось научиться создавать такие врапперы
Генерация классов
На самом деле есть два способа генерации:
- Генерировать полноценный код на основе атрибутов
- Генерировать полноценный код, который вызывает проверку атрибутов
Сгенерировать код, на основе атрибутов — это безусловно круто и работать будет быстро. Но сколько это потребует сил. А, самое главное, если потребуется добавить новые ограничения/правила, сколько потребуется изменений и какой сложности?
Мы будем генерировать стандартный код для каждого setter, который будет вызывать методы, которые будут анализировать атрибуты и выполнять проверки.
Getter мы оставим без изменений:
MethodBuilder getPropMthdBldr = typeBuilder.DefineMethod("get_" + property.Name,
MethodAttributes.Public |
MethodAttributes.SpecialName |
MethodAttributes.HideBySig |
MethodAttributes.Virtual,
property.PropertyType, Type.EmptyTypes);
ILGenerator getIl = getPropMthdBldr.GetILGenerator();
getIl.Emit(OpCodes.Ldarg_0);
getIl.Emit(OpCodes.Call, property.GetMethod);
getIl.Emit(OpCodes.Ret);
Здесь в стек кладется первый параметр, который пришел в наш метод, это ссылка на объект (this). Потом вызывается getter базового класса и возвращается результат, который кладется на вершину стека. Т.е. наш getter просто пробрасывает вызов к базовому классу.
С setter немного сложнее. Для анализа мы создадим статический метод, который и будет производить анализ примерно следующим способом:
if (StrongValidate(this, property, value))
{
value = SoftValidate(this, property, value);
if (oldValue != value)
{
<вызов базового сеттера с value>;
ForceValidate(baseModel, property);
Log(baseModel, property, value, oldValue);
}
}
StrongValidate — будет отбрасывать значения, которые невозможно преобразовать в те, что подходят под правила. Например, в текстовое поле разрешено писать только «y» и «n»; при попытке записать «щ» стоит просто отвергнуть изменения, чтобы модель не была разрушена.
[String("", "y, n")]
SoftValidate — будет преобразовывать значения из неподходящих в валидные. Например, int поле может принимать только цифры. При попытке записать 111, можно преобразовывать значение к ближайшему подходящему — «9».
[Number("", "0..9")]
<вызов базового сеттера с value> — после того как мы получили валидное значение необходимо вызвать сеттер базового класса, чтобы изменить значение поля.
ForceValidate — после изменения мы можем получить невалидную модель в тех полях, что зависят от нашего поля. Например, изменение Type приводит к изменению Value.
Log — это просто нотификация и логирование.
Чтобы вызвать такой метод нам нужен сам объект, его новое и старое значение, и поле, которое меняется. Код такого сеттера будет выглядеть так:
MethodBuilder setPropMthdBldr = typeBuilder.DefineMethod("set_" + property.Name,
MethodAttributes.Public |
MethodAttributes.SpecialName |
MethodAttributes.HideBySig |
MethodAttributes.Virtual,
null, new[] { property.PropertyType });
//получаем статический метод, который будем вызывать
var setter = typeof(DinamicWrapper).GetMethod("Setter", BindingFlags.Static | BindingFlags.Public);
ILGenerator setIl = setPropMthdBldr.GetILGenerator();
setIl.Emit(OpCodes.Ldarg_0);//кладем в стек первый параметр - this
setIl.Emit(OpCodes.Ldarg_1);//кладем в стек второй параметр - у setter это новое значение (value)
if (property.PropertyType.IsValueType) //необходимо сделать Boxing, если это тип Value, потому что статический метод будет принимать на вход object
{
setIl.Emit(OpCodes.Box, property.PropertyType);
}
setIl.Emit(OpCodes.Ldstr, property.Name); //положить в стек имя метода
setIl.Emit(OpCodes.Call, setter);
setIl.Emit(OpCodes.Ret);
Нам понадобится еще один метод, который будет непосредственно изменять значение базового класса. Код аналогичен простому getter, только тут два параметра — this и value:
MethodBuilder setPureMthdBldr = typeBuilder.DefineMethod("set_Pure_" + property.Name,
MethodAttributes.Public, CallingConventions.Standard, null, new[] { property.PropertyType });
ILGenerator setPureIl = setPureMthdBldr.GetILGenerator();
setPureIl.Emit(OpCodes.Ldarg_0);
setPureIl.Emit(OpCodes.Ldarg_1);
setPureIl.Emit(OpCodes.Call, property.GetSetMethod());
setPureIl.Emit(OpCodes.Ret);
Весь код с небольшими тестами можно найти тут:
github.com/wolf-off/DinamicAspect
Валидации
Коды самих валидаций просты — они просто ищут текущий активный атрибут по принципу самого длинного условия и спрашивают у него валидно ли новое значение. Стоит только учитывать две вещи при выборе правил (их парсинге и вычислении подходящих):
- Кешировать результат GetCustomAttributes. Функция которая берет аттрибуты у полей работает медленно потому, что она их каждый раз создает. Кешируйте её результат. Мной реализованно в базовом классе BaseModel
- При вычислении подходящих правил придется разбираться с типами полей. Если все значения приводить к строкам и сравнивать — будет медленно работать. Особенно enum. Реализованно в базовом классе аттрибутов DependencyAttribute
Заключение
В чем же преимущество этого подхода?
А в том, что после создания объекта:
var target = DinamicWrapper.Create<Sensor>();
Им можно пользоваться как обычным, но вести он себя будет согласно атрибутам:
target.Type = SensorType.Temperature;
target.Value=300;
Assert.AreEqual(target.Value, 300); // true
target.Value=3;
Assert.AreEqual(target.Value, 200); // true - minimum
target.Value=3000;
Assert.AreEqual(target.Value, 600); // true - maximum
target.Type = SensorType.Voltage;
Assert.AreEqual(target.Value, 0); // true - minimum
target.Value= 3000;
Assert.AreEqual(target.Value, 400); // true - maximum
Комментарии (21)
dimaaan
22.10.2019 18:47+1Только синтаксис C# не позволит писать так в аттрибутах.
Как это не позволяет?!
public class Sensor { public SensorType Type { get; set; } [Number(Type = SensorType.Temperature, Min = 200, Max = 600, Force = 273)] [Number(Type = SensorType.Voltage, Min = -400, Max = 400, Force = 0)] public decimal Value { get; set; } } public enum SensorType { Temperature, Voltage } [AttributeUsage(AttributeTargets.All, AllowMultiple = true)] class NumberAttribute : Attribute { public SensorType Type { get; set; } public int Min { get; set; } public int Max { get; set; } public int Force { get; set; } }
wolf-off Автор
22.10.2019 20:06От чего зависит свойство мы не сможем задать. Конкретно тут это “Type” — это свойство динамическое. Зависеть свойство может от любого другого поля в классе, а в другом классе вообще другие поля.А атрибут должен работать с разными классами. Это в JavaScript можно задавать то, что не объявлено. А тут вы не сможете в атрибуте прописать все поля от которых может зависить свойство. Вторая проблема, почему числа прописывается в строках — нельзя в атрибутах пользоваться decimal.
a-tk
22.10.2019 22:00Едва ли для аналоговых датчиков точность представления double перестанет Вас устраивать.
wolf-off Автор
22.10.2019 22:37Хоть про decimal и написанно, что хорошо подходит для финансовых расчетов, для любых других подсчетов которые помещаются на дисплее датчика использовать необходимо только decimal. Пример:
for (int i = 0; i < 10000; i++) { sumDouble += 0.001; sumDecimal += 0.001m; }
Так вот в double сумма не будет равна 10, а decimal будет.
А вот что это за 0.001 может быть:
- моментальное потребление в 1 литр, и мы считаем потребление за почти три часа(10000 сек) и 10 кубометров не получается
- это может быть шаг в поле принимающем значение от 0 до 10 в пользовательском интерфейсе, и при каком-то из нажатий стрелочки вверх вместо числа с тремя знаками после запятой, мы получим кучу девяток в хвосте
Примеров можно придумать много. Но все что можно или нужно представлять в десятичных дробях необходимо считать в decimal.a-tk
23.10.2019 08:14Эти ограничения довольно легко обходятся. Decimal — это большое целое и смещение десятичной запятой. При остром желании парой (long;int) можно описать всё что надо.
PS: У Вас в примере всё равно только целые числа фигурировали…
a-tk
22.10.2019 18:51Только синтаксис C# не позволит писать так в аттрибутах.
Эммм… Кто Вам такое сказал? Именованные свойства называется.wolf-off Автор
22.10.2019 20:08Не получится прописать все свойства от которых можно строить зависимости, это необходимо прописывать гибко. Строки подходят для описания зависимостей
a-tk
22.10.2019 21:59Больше похоже на вопрос архитектуры, но не технические ограничения.
Валидация формата строк в атрибутах — унос потенциальных ошибок в рантайм.
IL_Agent
22.10.2019 19:31«Головная боль при разработке и поддержке» — хорошее описание вашего финального велосипеда. У вас не возникало мысли, что где-то перемудрили, когда всё это изобретали? Задача верификации — не сложная, разжеванная и вполне решаема не write-only способом.
wolf-off Автор
22.10.2019 21:09Вот в том то и дело, что с точки зрения того, кто будет пользоваться такой моделью, все очень просто. Поправил атрибут или повесил новый — и оно само работает. А вот как именно это работает наружу не вылезает. Ну как минимум за пол года никого не волновало. А вот предметная логика (то как зависят свойства друг от друга) собраны в одном месте и читабельны.
IL_Agent
22.10.2019 21:24+1Но рано или поздно любой код приходится либо поддерживать, либо выкидывать. В данном случае второе выйдет дешевле.
dimaaan
22.10.2019 19:58Забавно, что статья называется "Динамическое аспектно-ориентированное", но что именно?
BD9
23.10.2019 01:52Для решаемой задачи идеально подходит язык Ada, ещё можно добавить использование SPARK (типы-подмножества, игры с точностью, контрактное программирование, доказательства правильности, ...).
В этой статье люди описывают создание своих велосипедов на C#. Ну ок, так тоже можно.
Вроде как с помощью Roslyn можно дополнить C# нужными вещами?build_your_web
23.10.2019 15:38Более того, для .net существует язык F# в котором есть Units & Union types.
iskateli
23.10.2019 22:19Можно написать конечный автомат, используя при этом шаблон проектирования «Состояние».
antonryzhov
25.10.2019 14:36Мне кажется или все трудности автора происходят от недостаточной проработанности предметной области? Разработка самодостаточных типов данных обычно приводит к значительному упрощению алгоритмов.
Например, можно было ввести типы Voltage и Temperature, ограничения на значения ввести внутри них, а в класс Sensor добавить аргумент типа Sensor.wolf-off Автор
25.10.2019 15:12В том то и дело, что предметная область не ложится на обычную обьектно-ориентированную модель.
Если ввести типы (Voltage и Temperature), то не плохо было бы еще унаследовать от них датчики конкретных производителей (например «Huaweo» и «Deck», где перые имеют подстройку, а вторые нет — Adjustment==0), потом унаследовать от них линейки датчиков(«Common» и «Flex» где вторые могут не просто измерять, а вычислять средние показатели за настроенный интервал — Interval!=0) — получатся классы типа VoltageDeckFlex в котором можно прописать конкретные модели с их возможными параметрами. При этом выяснится что у всех датчиков Flex по стандарту одинаковые ограничения для температурных и для напряжения, а классов VoltageFlex и TemperatureFlex нет и прописывать придется во всех классах (VoltageDeckFlex, VoltageHuaweoFlex, TemperatureDeckFlex, TemperatureHuaweoFlex)
С описанием же через атрибуты такой проблемы не возникнет
public class Sensor { public virtual SensorType Type { get; set; } public virtual CompanyType Company{ get; set; } public virtual ModelType Model{ get; set; } [Number("Company=Huaweo", "0")] [Number("Company=Deck", "-10..10", Force = "0")] public virtual decimal Adjustment{ get; set; } [Number("", "0")] [Number("Model=Flex", "0..100", Force = "0")] public virtual decimal Interval{ get; set; } [Number("Type=Temperature", "200..600")] [Number("Type=Voltage", "-400..400")] [Number("Type=Voltage;Company=Deck;Model=Flex", "-600..600")] public virtual decimal Value { get; set; } }
Вторая проблема — если пользователь заполнил настройку, а потом выяснил что модель у него другая — надо класс менять.a-tk
25.10.2019 18:06Вы хотите сказать, что параметры физических элементов хардкодятся, а не выносятся в настройки?..
a-tk
Кат бы повыше…