Inmates on a penal treadmill at Brixton prison in London, England, c. 1827. (C) Photos.com/Jupiterimages

В прошлый раз мы затронули такие проблемы образования как схоластический подход к обучению, а также немного поговорили о порочной практике тренинга навыков в ущерб получению знаний. Теперь настало время обсудить эти две фундаментальные категории более подробно и понять, в чём между ними принципиальная разница.

Итак, оба определения: навыки (skills) и знания (knowledge), а также гораздо реже встречающийся в обиходе термин правила (rules), в том виде, в котором их употребляют специалисты в области персонала и кадров, были сформулированы почти 40 лет назад Йенсом Расмуссеном в работе, которая так и называется: “Skills, Rules and Knowledge; Signals, Signs and Symbols, and Other Distinctions in Human Performance Models”. С тех пор разработанный им фреймворк значительно развился, но мы будем опираться на оригинал статьи, который можно найти здесь. Документ доступен за плату или по корпоративной/академической подписке, однако, бедный, но любознательный читатель всегда найдет возможность скачать этот текст бесплатно.

Интересно, но из-за того, что в то время как термин rules обычно выпадает из поля зрения, а skills и knowledge продолжают соседствовать друг с другом, часто складывается превратное впечатление, будто два последних являются синонимами. Между тем, в таксономии Расмуссена им всем даны достаточно чёткие определения, и будьте уверены, путать их ни в коем случае не следует.

Собственно, исследуя человеческое поведение, Расмуссен отводит навыкам самую низшую и не слишком лестную ступень. С такими замечательным атрибутом как автоматичность сенсорно-моторной активности при отсутствии сознательного контроля она весьма близка к выработанным комплексным условным рефлексам:
The skill-based behavior represents sensory-motor performance during acts or activities which, following a statement of an intention, take place without conscious control as smooth, automated, and highly integrated patterns of behavior.
Выше навыков Расмуссен ставит уровень правил, хотя и делает оговорку, что грань между ними может быть довольно тонка, особенно когда навыки объединяются в цепочки. Их необходимость возникает, когда одного простого навыка не хватает в конкретной ситуации и для достижения результата требуется сгруппировать несколько умений, выполнять действия в зависимости от условий, т. е. следовать правилам, выработанным самостоятельно или полученным от кого-то другого:
At the next level of rule-based behavior, the composition of such a sequence of subroutines in a familiar work situation is typically controlled by a stored rule or procedure which may have been derived empirically during previous occasions, communicated from other persons' know-how as instruction or a cookbook recipe, or it may be prepared on occasion by conscious problem solving and planning.
В этот список можно смело вписать всевозможные технические best-practices, white-papers и прочие how-to, а также в обязательном порядке добавить установленные корпоративным менеджментом правила, включая те порядки, которые ввёл локальный тим-лид.

Венчают эту пирамиду знания, которые добываются в тот момент, когда обычная картина мира рушится – не помогают ни навыки, ни следование инструкциям, зато возникает необходимость исследования и изучение незнакомой проблемы в непривычной обстановке:
During unfamiliar situations, faced with an environment for which no know-how or rules for control are available from previous encounters, the control of performance must move to a higher conceptual level, in which performance is goal-controlled and knowledge-based. In this situation, the goal is explicitly formulated, based on an analysis of the environment and the overall aims of the person. Then a useful plan is developed-by selection-such that different plans are considered, and their effect tested against the goal, physically by trial and error, or conceptually by means of understanding the functional properties of the environment and prediction of the effects of the plan considered. At this level of functional reasoning, the internal structure of the system is explicitly represented by a “mental model"…
Как раз на этом уровне происходит всё самое интересное – вырастают бизнес идеи, научные теории и инновации, а также формулируются правила и методики для нижестоящих уровней, как, например, разрабатывается манифест Agile.

В заключение необходимо принять гадкую пилюлю номер один. Некоторые корпоративные менеджеры, особенно начальных уровней и часть сертифицированных ИТ-специалистов, ошибочно полагают, что находятся на уровне знаний, ведь первые как-будто принимают какие-то решения, а вторые вроде бы сдали экзамены и получили соответствующие ранги инженеров. Однако, при более детальном рассмотрении оказывается, что в лучшем случае это верхняя планка уровня rules: менеджеры оперируют одними и теми же регламентами и правилами, зачастую оказываясь не в состоянии поменять простейшую корпоративную процедуру. В то же время, многие инженеры годами исполняют зазубренные до автоматизма действия по настройке и конфигурированию, установке и выводу из эксплуатации оборудования, а верхом мастерства считают написание инструкций для новичков.

Тут следует выпить мерзкую таблетку номер два. Современный мир построен на фундаменте индустриальной эпохи, в которой доминировало отношение к людям как к техническому ресурсу с известными характеристиками надежности и производительности. Неудивительно, что идею фабричного конвейера перенесли во всевозможные индустрии от медицины до информационных технологий. Логично также, что в этой парадигме от персонала требуется развивать навыки, для того, чтобы сотрудники были в состоянии поддерживать заданный темп и успевали за лентой «конвейера» на предприятии. От тех, кто работает на конвейере, и даже тех, кто им управляет, особых знаний не требуется, здесь необходимы навыки и строгое следование инструкциям.

А последняя горькая микстура номер три является прямым следствием таблетки номер два. Дело в том, что в постиндустриальном обществе имеется тенденция к роботизации и автоматизации производства и сферы услуг. В свете этого, традиционные прекрасно-регламентированные и понятные работы уровней skills и rules являются замечательными мишенями для инновации: облачные технологии, роботы-курьеры, автопилоты и т. д. и т. п. «угрожают» не только машинисту метро или продавщице магазина, но и в равной мере, сертифицированному ИТ-инженеру. Соответственно, многим работникам придётся приобретать новые skills и гнаться за свежими сертификатами, либо приложить максимум усилий и попытаться перескочить в область знаний.

Наивно противопоставлять знания навыкам, ведь как без фундамента невозможно возвести надежное здание, так без навыков нельзя добывать и использовать знания. Перефразируя название известного журнала, можно сказать, что навыки – сила, а знания – развитие. Однако важно помнить, что тренируя одни лишь навыки, мы обрекаем себя на работу у вечного конвейера и единственный способ вырваться из этого заколдованного круга и двинуться вперёд, это получать знания.

Комментарии (1)


  1. S-e-n
    30.10.2019 15:44

    На третьем уровне побочные эффекты зачастую оказываются ценнее, чем вот это вот «goal».